Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РАЗИТИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РАЗИТИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костюшина Е.В.

В статье затрагивается проблема влияния телевидения, как наиболее массового и доступного средства информации, на развитие нравственного сознания личности детей дошкольного возраста; рассматриваются методы психологического воздействия телевизионных средств и механизмы развития нравственного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костюшина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF MASS MEDIA ON THE DEVELOPMENT OF MORAL CONSCIOUSNESS IN PRESCHOOL AGE

The article touches upon the problem of the influence of television, as the most popular and accessible means of information, on the development of moral consciousness of the personality of preschool children; the methods of psychological influence of television media and the mechanisms of development of moral consciousness are considered.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РАЗИТИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.922.7

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РАЗИТИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Елена Владимировна Костюшина

старший преподаватель elena-kostyushina@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье затрагивается проблема влияния телевидения, как наиболее массового и доступного средства информации, на развитие нравственного сознания личности детей дошкольного возраста; рассматриваются методы психологического воздействия телевизионных средств и механизмы развития нравственного сознания.

Ключевые слова: средства массовой информации, дошкольный возраст, телевидение, нравственное сознание, методы психологического воздействия

Актуальность проблемы нравственного развития обусловлена произошедшими за последние десятилетия изменениями в различных сферах нашего общества - политической, экономической, социальной. Особенность развития нравственной сферы заключается в том, что на неё большое влияние оказывают сложившиеся общественно-исторические законы, основанные, на выработанных конкретным обществом, нормах и принципах деятельности и поведения.

В дошкольном возрасте складываются механизмы личностного поведения, благодаря этому ребёнок овладевает нормами и образцами нравственных поступков, усваивает нравственные ценности. Через механизм интериоризации происходит освоение дошкольником нравственного опыта и нравственной культуры общества. Не всегда процесс нравственного взросления личности протекает легко и однозначно. Нередко различного рода помехи приводят к нарушениям в нравственном развитии, что проявляется в утрате моральных ценностей, деформации нравственных идеалов, не соблюдении норм поведения и деформации личности в целом [3,4].

По мнению современных учёных, одним из таких факторов, способного оказать влияние на развитие нравственных основ личности в дошкольном возрасте выступают средства массовой информации. Самым массовым средством коммуникации выступает телевидение, которое мощно влияет на сознание, как взрослых, так и детей. Его воздействие на человека растёт день ото дня, не просто разрушая человеческую личность, а делая её подобно зомби. Психология многих зрителей такова, что принимает чужой взгляд за свой собственный. А если речь идёт о детях, то ситуация многократно усугубляется рядом факторов: отсутствием качественного отечественного детского телевидения, по эфиру гуляют мультики с зловещими монстрами, мультгероями неопределённой половой принадлежности, телевизионное время предназначенное для детей заполняется продукцией для взрослых, активно влияющей на психику ребёнка [1].

Дети дошкольного возраста являются особой частью телезрителей, воспринимающих экранную информацию в соответствии с психологическими особенностями своей возрастной группы.

В силу возрастных особенностей психического развития детей дошкольного возраста у них не сформированы механизмы защиты от негативного воздействия телевидения. Они не могут противопоставить увиденному на экране телевизора собственные взгляды, установки, собственную систему нравственных ценностей и т.п. Наиболее действенными методами психологического воздействия, в том числе и телевизионных средств, на ребёнка являются [2]:

- психологическое заражение как результат воздействия на эмоциональную сферу ребёнка;

- подражание - дошкольник усваивает различные модели поведения, которые наблюдает как в реальной действительности, так и у героев кино- и мультфильмов;

- внушение как результат высокой чувствительности на всякого рода воздействия в виду незрелости личности дошкольника.

Уровень развития нравственного сознания и преобладающий вид мышления дошкольника не даёт возможности в полной мере освоить нравственные категории. В этом возрасте лишь на конкретных образцах ребёнок усваивает сущность абстрактных нравственных категорий.

Исследования отечественных психологов (Л.И. Божович, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) выявили механизм развития нравственного сознания через постепенное усвоение образцов, закреплённых в нравственных нормах, принципах, поведении.

Большое влияние на развитие нравственного сознания дошкольника оказывает телевизионные средства информации. Они обладают способностью без видимого воздействия проникать не только в сознание, но и в подсознание человека. Телевизионные установки прочно закрепляются в сознание, что начинают восприниматься как образцы и правила поведения, отношения к

окружающим. Через восприятие транслируемых на экранах художественных образов, наделённых такими общечеловеческими качествами как доброта, человеколюбие, справедливость, трудолюбие, любовь к ближнему, уважение старших идёт усвоение моральных ценностей, образцов поведения, развивается эмпатия, как основа гармоничных отношений с окружающими людьми. Однако, учёные, проанализировав содержание телевизионных передач, пришли к выводу, что телевизионных программ, в которых демонстрируются сцены агрессии, насилия, жестокого обращения в разы больше, чем тех, где есть проявление заботы, нежности, сочувствия, любви к ближнему.

Анализ телевизионных программ ведущих каналов выявил, что практически в сетке вещания нет детских кинофильмов, сказок для совместного семейного просмотра, очень мало работ отечественных киноматографистов. Показывают мультфильмы и мультсериалы в основном западного и американского производства. Как правило, это мультфильмы с гипердинамическими сюжетами, ярким красочным оформлением, звуковым оснащением, свирепыми выражениями лиц или мордашек героев, которые бесконечно или стреляют, или выполняют насильственные действия друг против друга. Такие герои не наделены никакими нравственными качествами, это существа без характера, поэтому ребёнок смотрит такие «шедевры» не ]проявляя никаких явных эмоций. Подобные герои не вызывают сочувствия, сопереживания, а бесконечные сцены гонок, сражений, избивания друг друга веселят ребёнка, он не видит в таких действиях ничего плохого.

Эффект физической силы наглядно показывает, что в этом мире самое ценное, и ребёнок начинает копировать это дома, в детском саду в отношениях со сверстниками [1]. Перенимая образцы поведения у героев современных мультфильмов, дети решают все проблемы с помощью грубой физической силы. При этом сильно страдают нравственные установки, которые внушаются им взрослыми в процессе общения.

Очень часто с экрана телевизора звучит грубая ненормативная лексика. Словарный запас кино - и мультгероев скуден и весьма ограничен.

Анализ телевизионных программ позволяет сделать вывод, что наши дети смотрят очень мало специальных детских передач, которые способствовали их развитию и воспитанию личностных особенностей. Те детские программы, которые предлагаются нашими телевизионщиками, показываются в неудобное для детей время (утро и первая половина дня) и имеют низкое качество, не позволяющее использовать их в качестве эталонов для формирования и развитии нравственного сознания и поведения ребёнка-дошкольника.

Опрос родителей детей дошкольного возраста показал, что 80% детей 5-7 лет проводят перед экраном телевизора или современных гаджетов в среднем 34 часа в день. В то же время, 70% родителей считают, что телевизор отрицательно влияет на физическое здоровье и психическое развитие их малыша, но при этом не ограничивают время просмотра телевизионных передач, и не всегда контролируют, что смотрит их чадо.

Огорчает то, что 70% родителей удовлетворяет репертуар детских передач, предлагаемый нашими телевизионщиками, несмотря на то, что в основном всё это продукция западного и американского телерынка. Положительным фактом, является то, что 70% родителей смотрят вместе с детьми телепередачи и обсуждают их. Безусловно, очень важно знать, что смотрит малыш, какие передачи ему нравятся, что хорошего и положительного он может взять для себя после просмотра.

Конечно, мы не можем оградить наших детей от всех отрицательных воздействий современного мира, но мы можем научить правильно реагировать на всё увиденное и услышанное, можем объяснить, что хорошо, а что плохо, как надо, а как не следует делать. Телевизионные передачи могут быть не только способом времяпровождения, но и эффективным средством воспитания.

В результате просмотра телепередач, кино- и мультфильмов дошкольники получают представление о возможных способах поведения людей, способах разрешения проблем, возникающих в межличностном взаимодействии, определяют своё отношение к тем или иным персонажам. Таким образом формируется осознанное отношение к нормам и правилам

поведения, различным нравственным категориям, нравственным ценностям и ребёнок будет использовать эти социально приемлемые способы в реальной жизни.

Но всё это возможно лишь в том случае, если мы взрослые будем чутко и грамотно руководить процессом отбора и просмотра телевизионных передач дошкольниками. Что смотрят и что воспринимают маленькие дети - всё это закладывает фундамент их личности, мировоззрения, нравственности.

Список литературы:

1. Алёшина И.Н. Влияние современных мультфильмов на нравственное развитие младших школьников // Психологические подходы к изучению личности в системе «человек - общество»: Международный сборник научных статей. Македония, 2008. С. 7-10.

2. Костюшина Е.В., Самохина А.И. Влияние личностных особенностей воспитателя на нравственное развитие дошкольников // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Материалы Национальной контент-платформы / Под общей редакцией Г.В. Коротковой. 2019. С. 112-115.

3. Обносов В. Н., Веселовская А.С. Диагностика и профилактика психических расстройств у дошкольников // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 247. - EDN FBFUCU.

4. Перышкова С.А., Осипов А.С., Ершова Е.М. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания обучающихся вуза // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 156.

5. Постникова Е.В. Информационная среда: новые возможности влияния СМИ, экранной культуры на современного ребенка // Совушка. 2016. № 4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 31.10.2022 ).

UDC - 159.922.7

THE INFLUENCE OF MASS MEDIA ON THE DEVELOPMENT OF MORAL CONSCIOUSNESS IN PRESCHOOL AGE

Elena V. Kostyushina

Senior Lecturer elena-kostyushina@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article touches upon the problem of the influence of television, as the most popular and accessible means of information, on the development of moral consciousness of the personality of preschool children; the methods of psychological influence of television media and the mechanisms of development of moral consciousness are considered.

Keywords: mass media, preschool age, television, moral consciousness, methods of psychological influence

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.