УДК 373.2
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Светлана Алексеевна Перышкова
кандидат психологических наук, доцент
[email protected] Дарья Сергеевна Киселева
студент
Алена Сергеевна Трунина
студент
Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Эта статья посвящена проблеме агрессивности. Рассмотрена возрастная динамика агрессивности. Особое внимание уделяется проявлениям агрессивности в старшем дошкольном возрасте. Представлен коррекционный и психопрофилактический потенциал подвижных игр и упражнений в работе с агрессивностью старших дошкольников.
Ключевые слова: агрессивность, агрессия, агрессивное поведение, старший дошкольник.
Изменения в жизни современного российского общества характеризуются наличием трудностей не только в социально-экономической и политической сферах, но и в педагогической и психологической сферах. Изменение прежней системы ценностей негативно отражается на психологическом самочувствии человека, порождая внутренние конфликты, напряжение, агрессивность.
Особую тревогу вызывает тот факт, что все чаще повышенная агрессивность наблюдается у детей. Сталкиваясь с примерами агрессивного поведения в жизни или на телеэкранах, дети, в силу своей эмоциональности и впечатлительности, начинают воспринимать такие проявления как норму, как предпочитаемое поведение. В ситуации отсутствия грамотного педагогического сопровождения со стороны близких взрослых у ребенка может закрепиться агрессивная модель поведения [6]. Более того, часто у детей складывается ложное представление о том, что агрессивность - это положительное качество, они начинают следовать примерам супергероев, не замечая, что такое поведение может травмировать окружающих. В связи со сказанным, становится понятной актуальность научного рассмотрения феномена детской агрессивности, её причин, педагогических условий профилактики и коррекции.
Феномен человеческой агрессивности характеризуется чрезвычайной сложностью, многофакторностью, большим количеством форм и видов проявления на разных этапах развития человека как личности [5]. Поэтому проблема агрессивности привлекала и привлекает пристальное внимание исследователей. В центре внимания специалистов находятся такие аспекты, как: экспликация понятия, определение функций агрессивности, ее биологических и социальных детерминант, механизмов усвоения и закрепления, условий, определяющих проявления агрессивности, выявление индивидуальных и половозрастных особенностей агрессивного поведения и способов ее предотвращения (А. Адлер, Ю.М. Антонян, А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, Р. Берон, К. Бютнер, Дж. Доллард, М.И. Еникеев, В. Клайн, Р. Кратчфилд, Н. Левинсон, Н.Д. Левитов, К. Лоренц, В. Оклендер, А.К. Осинский, А.Р. Ратинов, А.А. Реан, Т. Г. Румянцева, Г. Салливан, Л.М.
Семенюк, Б. Скиннер, С. Фишбах, В. Франкл, Э. Фромм, К. Халл, X. Хекхаузен, Р.С. Хоманс, К. Хорни, К. Юнг и другие).
В настоящее время в научной литературе нет единства в понимании феномена «агрессивность». В зарубежной литературе существует большое разнообразие концепций агрессивности, которые можно условно разделить на два основных подхода. Первый подход базируется на признании инстинктивной природы агрессивности, её врожденном характере (Мак Дауголл, К. Лоренц, 3. Фрейд и др.). Второй подход отражает теории социального научения и рассматривает агрессивность как приобретенную характеристику (А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, Дж. Доллард, и др.).
В отечественной науке проблема агрессивности нашла отражение в научных исследования (Т.П. Акимова, М.А. Ануфриева, О.А. Безносова, О.У. Гогицаева, Е.В Демко, Т.В. Диль-Илларионова, С.Н. Ениколопов, Е.И. Ждакаева, Т.Н. Захарова, А.Н. Коваль, М.В. Краснова, Н.Д. Левитов, А.Н. Малыгина, Л.В. Мамедова, М.В. Марзан, В.А. Петьков, И.А. Рудакова, Т.Г. Румянцева, Л.С. Самсоненко, Л.М. Семенюк, И.В. Фрайфельд, И.А. Фурманов, И.В. Чикова, Э.В. Шелиспанская и др.). Однако, несмотря на имеющиеся исследования, ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы агрессивности, в частности недостаточно изучены вопросы, связанные с природой и истоками детской агрессивности, педагогические условия и технологии профилактики агрессивности, возможности разных видов детской деятельности в данном процессе. Не становились предметом научного анализа подвижные игры и упражнения как средство профилактики детской агрессивности.
В связи с выделенными особенностями изучения агрессии нам представляется актуальным рассмотрение профилактических возможностей подвижных игр и упражнений быть в отношении агрессии у старших дошкольников. Таким образом, необходимо теоретически обосновать и проверить опытным путем педагогические условия использования подвижных игр и упражнений в профилактической работе со старшими дошкольниками.
Мы предполагаем, что психологическая профилактика агрессивности у старших дошкольников будет эффективной, если применять в работе с ними подвижные игры и упражнения. При этом отбор подвижных игр и упражнений необходимо осуществлять в соответствии с принципами: учета возрастных возможностей, индивидуальных особенностей детей, разнообразия, безопасности, эмоциональной насыщенности [7].
Системное включение подвижных игр и упражнений в образовательную работу с детьми целесообразно производить не только на физкультурных занятиях, но и в другие режимные моменты (утреннее и вечернее время, прогулки). Особое внимание следует уделить педагогическому руководству подвижными играми и упражнениями, направленному с одной стороны, на отреагирование повышенной напряженности и агрессии, а с другой - на развитие у детей эмпатии и коммуникативных умений в процессе их выполнения [1].
Решение данной проблемы требует изучения теоретических основ проблемы профилактики детской агрессивности средствами подвижных игр и упражнений, определения содержательной характеристики ключевых понятий исследования; рассмотрения состояния проблемы в практике работы дошкольной образовательной организации; теоретически обоснование и практическое применение подвижных игр и упражнений для психопрофилактической работы с агрессивностью у детей старшего дошкольного возраста; анализа полученных результатов и формулировки выводов и рекомендаций для педагогов-практиков [2].
Теоретико-методологические основы исследования составили: фундаментальные общетеоретические положения психологии личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин и др.); положения психологической теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.Л. Ефремов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, С.Г. Якобсон и др.); зарубежные и отечественные
психолого-педагогические исследования изучающие проблемы природы, профилактики и коррекции агрессивности (А. Адлер, Ю.М. Антонян, А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, Р. Берон,К. Бютнер, Дж. Доллард, М.И. Еникеев, В. Клайн, Р. Кратчфилд, Н. Левинсон, Н.Д. Левитов, К. Лоренц, В. Оклендер, А.К. Осинский, А.Р. Ратинов, А.А. Реан, Т. Г. Румянцева, Г. Салливан, Л.М. Семенюк, Б. Скиннер, С. Фишбах, В. Франкл, Э. Фромм, К. Халл, X. Хекхаузен, Р.С. Хоманс, К. Хорни, К. Юнг и другие).
Методы исследования в работе были использованы следующие: теоретические - анализ, сравнение, обобщение; эмпирические - наблюдение, анкетирование педагогов и родителей, опрос детей, методы описательной статистики, графические - М. А. Панфиловой «Кактус»; графическую методику М.З. Дукаревич «Несуществующее животное», наблюдение воспитательного процесса в группе, анализ педагогической документации.
Данное исследование позволило рассмотреть воспитательный и психопрофилактический потенциал подвижных игр и упражнений в работе с детской агрессией, определить педагогические условия, обеспечивающие эффективность данной работы. Результаты исследования могут быть использованы в процессе воспитательной, психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста, на занятиях физической культурой, спортивных праздниках, физкультминутках для снятия тревожности, эмоциональной разрядки и повышения уровня эмпатии в группе, а также при предоставлении консультаций родителям дошкольников, обратившихся с запросом по поводу проявления их детьми бытовой, коллективной или аутоагрессии [3].
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать выводы о том, что подвижные игры и упражнения могут быть средством профилактики агрессивности детей дошкольного возраста при соблюдении определенных педагогических условий. Педагогическими условиями, обеспечивающими профилактику агрессивности детей посредством подвижных игр и упражнений являются: отбор подвижных игр и упражнений в соответствии с принципами учета возрастных возможностей, индивидуальных особенностей детей,
разнообразия, безопасности, эмоциональной насыщенности; системное включение подвижных игр и упражнений в образовательную работу с детьми не только на физкультурных занятиях, но и в другие режимные моменты (утреннее и вечернее время, прогулки); педагогическое руководство подвижными играми и упражнениями, направленное, с одной стороны, на отреагирование повышенной напряженности и агрессии, а с другой - на развитие у детей эмпатии и коммуникативных умений в процессе их выполнения [4].
Список литературы:
1. Костюшина Е.В., Елфимова Н.Н. Речевой этикет как средство развития общения в дошкольном возрасте // Наука и Образование. 2020. Т.3. №2. С.209.
2. Костюшина Е.В., Самохина А.И. Влияние личностных особенностей воспитателя на нравственное развитие дошкольников // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Материалы Национальной контент-платформы / Под общей редакцией Г.В. Коротковой. 2019. С. 112-115.
3. Манаенкова М.П., Бозоева Я.М. Семейное воспитание - основа формирования личности ребенка // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.
4. Манаенкова М.П., Калякин Е.В. Психолого-педагогические основы профессионального становления педагога-психолога // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 1 (47). C. 67-72.
5. Перышкова С.А., Шевякова С.А. Психология здоровья в контексте возрастной динамики личности // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 189.
6. Соломонова Н.А., Неверова Л.С., Перышкова С.А. Психологическая профилактика девиантного поведения детей и подростков // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 269.
7. Хабарова А.А., Пентюхина А.И., Перышкова С.А. Психолого-педагогическая коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Наука и Образование. 2020. Т.
3. № 2. С. 290.
UDC 373.2
PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF AGGRESSIVENESS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN
Svetlana A. Pyoryshkova
candidate of psychological Sciences, Associate Professor
[email protected] Darya S. Kiseleva student Alyona S. Trunina student
Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. This article is devoted to the problem of aggressiveness. The age dynamics of aggressiveness is considered. Particular attention is paid to the manifestations of aggressiveness in the older preschool age. The correctional and psychoprophylactic potential of outdoor games and exercises in dealing with the aggressiveness of older preschoolers is presented.
Keywords: aggressiveness, aggression, aggressive behavior, senior preschooler.
Статья поступила в редакцию 01.11.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.
The article was submitted 01.11.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.