УДК 1
Гюлмамедова Т.И.
Педагог-психолог МБДОУ дс 15, г. Белгород
Блинова Е.А.
Педагог-психолог МБДОУ дс 15, г. Белгород
Сердюкова А.Ю.
Педагог-психолог МБДОУ дс 15, г. Белгород
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ
Аннотация
В статье описываются проблемы психокоррекции психоэмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Поднимаются вопросы сложности социализации дошкольников с агрессивными наклонностями. Представлены разные подходы к разрешению этих вопросов.
В статье представлено исследование актуального уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста, описана характеристика и изображена направленность детской агрессии. По результатам исследования можно говорить об эффективности методов психологической коррекции агрессивности детей дошкольного возраста. Одним из таких выступает метод арт-терапии.
Ключевые слова:
дошкольный возраст, арт-терапия, психокоррекция, склонность к агрессии, агрессия.
Gyulmamedova T. I.
Teacher-psychologist MBDOU ds 15 Blinova E. A.
Teacher-psychologist MBDOU ds 15 Serdyukova A. Y.
Teacher-psychologist MBDOU ds 15
PECULIARITIES OF PSYCHOCORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN PRESCHOOL CHILDREN THROUGH ART THERAPY
Annotation
The article describes the problems of psycho-correction of psycho-emotional disorders in preschool children. Questions of the complexity of the socialization of preschoolers with aggressive inclinations are raised. Different approaches to resolving these issues are presented.
The article presents a study of the current level of aggressiveness of children of senior preschool age, describes the characteristics and depicts the direction of children's aggression. Based on the results of the study, we can talk about the effectiveness of methods for psychological correction of the aggressiveness of preschool children. One of these is art therapy.
Key words:
preschool age, art therapy, psychocorrection, tendency to aggression, aggression.
Психокоррекция агрессивности у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современных реалий. Внутренний мир ребенка со склонностью к агрессии наполнен большим количеством деструктивных эмоций, с которыми он не в силах справится самостоятельно [1]. В такой
ситуации важна помощь взрослого, который направит эту агрессию на достижение цели.
Детям с агрессивными склонностями характерны: «крикливость, активность, неусидчивость и конфликтность; часто в достижении каких-либо целей, они манипулируют окружающими, в связи с чем и вызывают негативную реакцию» [2].
Такой психологический феномен как агрессия, интересовал многих ученых и был комплексно исследован в многочисленных работах представителей социономического подхода таких, как Э. Эриксона,
A. Бандура, А. Ардри, Л. Берковиц, Дж. Доллард, Д. Зилманн, К. Лоренц, Н. Миллер, Р. Уолтерс, З. Фрейд. Проблемы детской агрессивности были исследованы в трудах Дж. Боубли, К. Бютнера, В.В. Ковалева, Г. Паренса, А. Фрейд.
А, например, такие авторы, как: А. Адлера, К. Бютнера, А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, Ф. Дольто,
B.Н. Дружинина, К. Роджерса, Р. Сирса, Б. Скиннера, А.С. Спиваковской, В.В. Столина, Дж. Уотсона, Э. Фромма, Э.Г. Эйдемиллера, Э. представляли в своих работах детерминанты агрессивности в детско-родительских отношения.
Одним из эффективных методов психокоррекции агрессивности дошкольников является метод арт-терапии. Арт -терапия положительно влияет на личность как взрослого человека, так и дошкольника [4].
На базе МБДОУ д/с № 15 г. Белгород было проведено исследование, целью которого являлось изучение применения метода арт-терапии в психологической коррекции агрессивности детей дошкольного возраста (5-7 лет). Количество испытуемых составило 52 человека.
Гипотеза исследования: в основу исследования легло предположение о том, что применение метода арт-терапии в психологической коррекции агрессивности детей дошкольного возраста приводит к значимому снижению их актуального уровня агрессивности.
Для выявления результативности проводимого исследования по реализации психолого-педагогических условий коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста на контрольном этапе экспериментальной работы нами были проведены контрольные диагностики по определению уровня проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста методом наблюдения и проективная техника «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) разработанная М. З. Дукаревич [3].
В таблице 1 представлены результаты контрольной диагностики по определению уровня проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста методом наблюдения.
Таблица 1
Оценка уровня проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста по методу наблюдения
Группа Уровни агрессивного поведения
1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень
Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
Экспериментальная 34 68 12 21 6 11 0 0
Контрольная 27 50 16 30 11 20 0 0
По результатам контрольной диагностики уровня проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста можно говорить о том, что 11 % детей из экспериментальной группы и 20 % из контрольной имеют 3-й уровень агрессивного проявления. Эти дети регулярно проявляют физическую агрессию, нуждаются в помощи взрослых, для прекращения акта агрессии.
1-й уровень проявления агрессивного поведения имеют 34 % из экспериментальной и 30 из контрольной группы. Дети, принадлежащие к данной группе, сами признают негативность своего поведения, после комментариев взрослого, и прекращают агрессивные действия.
2-й уровень проявления агрессивного поведения имеют 21 % детей из экспериментальной и 30 % из контрольной группы. У детей из этой группы наблюдаются физические агрессивные реакции как ответ на вербальную агрессию, при этом, иногда они сами способны прекратить акт агрессии.
Детей с 4м уровнем агрессивности ни в контрольной, ни в экспериментальной группе не выявлено. В таблице 2 представлены результаты итоговой диагностики с использованием метода проективной техники «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) разработанная М.З. Дукаревич.
Таблица 2
Уровень агрессивности детей дошкольного возраста, методика «Рисунок несуществующего животного»
Группа Уровни агрессивности
Низкий Средний Высокий
Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
Экспериментальная 39 75 9 17 4 7
Контрольная 28 58 15 27 8 14
По данным в таблице видно, что 7 % детей из экспериментальной группы и 14 % из контрольной имеют высокий уровень агрессивности. Изображения в рисунках этих детей крупные; наблюдается сильный нажим на карандаши; прорисованы орудия нападения и в большинстве рисунков изображены двое или несколько животных, где кто-то убегает, скрывается или пытается защититься. Все эти характеристики свидетельствуют о наличии повышенной тревожности у дошкольников.
На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии не наблюдаются животные с угрожающим выражением лица, хищники или нападающие животные, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как клюв, зубы, когти и т. д. Такие рисунки различаются округлыми формами, уверенными, стыкующимися линиями, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии.
Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась: применение метода арт-терапии в психологической коррекции агрессивности детей дошкольного возраста приводит к значимому снижению их актуального уровня агрессивности. Список использованной литературы:
1. Ласкин А.А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 6. - С. 119-124
2. Лютова Е.К. Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, СПб.: Речь, 2006. - 192 с.
3. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспит. дошк. образоват. учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. - М.: Просвещение, 2002. - 142
4. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Издательство «Гном и Д», 2004. - 144 с.
© Гюлмамедова Т.И., Блинова Е.А., Сердюкова А.Ю., 2022
УДК 159.9
Жукова В.И.
НИУ «БелГУ» г.Белгород, РФ
MANAGEMENT STYLES
Abstract
The article defines the concept of "leadership style", and also formulates the key features of each management style. Such styles as authoritarian, democratic and liberal are considered. Their positive and