Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №4, Том 6 / 2018, No 4, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-4-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN418.pdf
Статья поступила в редакцию 23.06.2018; опубликована 11.08.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Зыкова Н.А., Суркова Т.В. Особенности психологической коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами направленной игротерапии // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Zykova N.A., Surkova T.V. (2018). Features of psychological correction of the aggressiveness of children under school age means directed play therapy. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN418.pdf (in Russian)
УДК 159.98
Зыкова Наталья Александровна
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия
Доцент кафедры «Психологии образования и развития» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=328801
Суркова Татьяна Владимировна
МАДОУ города Нижневартовска детский сад № 83 «Жемчужина», Нижневартовск, Россия
Педагог-психолог E-mail: [email protected]
Особенности психологической коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами направленной игротерапии
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы психологической коррекции психоэмоциональных нарушений в старшем дошкольном возрасте. Авторы обсуждают трудности социализации детей дошкольного возраста с высоким уровнем агрессивности, особенности и условия преодоления этих трудностей посредством использования различных форм коррекции и профилактики у детей. Представлены различные психологические подходы к исследованию данной темы. Также в статье в качестве обоснования деятельности педагога -психолога дошкольного образовательного учреждения по созданию социальной ситуации развития детей приводится фрагмент федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором обозначены требования к владению эффективными технологиями работы с дошкольниками. Одним из эффективных методов психологической коррекции агрессивности детей дошкольного возраста выступает метод направленной игротерапии. В статье представлено исследование актуального уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста, дана характеристика и описана направленность детской агрессии. Выявленные в ходе исследования дошкольники с выраженными признаками агрессивности составили целевую группу для психокоррекционной работы. В основу разработки программы психокоррекции агрессивности «Добрые ежики» был положен метод направленной игротерапии. В результате психологической коррекции со стороны выраженности агрессивности старших дошкольников произошли позитивные изменения: произошло уменьшение выраженности агрессивности, снижение скрытых, в том числе сознательно скрываемых, агрессивных тенденций, снизилась направленность агрессии
https://mir-nauki.com
на сверстников, братьев, сестер, воспитателей детского сада. Доказано, что применение метода направленной игротерапии в психологической коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста приводит к значимому снижению их актуального уровня агрессивности.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст; агрессивность детей старшего дошкольного возраста; психологическая коррекция; направленная игротерапия; федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; проективные рисуночные тесты; актуальный уровень агрессивности; программа психокоррекционной работы
В современном меняющемся мире особое место стали занимать проблемы социализации и эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. Детерминанты таких нарушений, их предпосылки и последствия все активнее обсуждаются в связи с определением направлений своевременной психологической работы: психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.
Агрессивные дети более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. В стремлении достичь своей цели они манипулируют своими родителями, с ними трудно справиться, они часто бывают жестоки [1].
Агрессивность затрудняет социализацию ребенка, отрицательно влияет на его общение со сверстниками и взрослыми. Такие дети чаще, чем другие, вызывают негативную реакцию и неприятие окружающих, что ведет лишь к усилению агрессивного поведения, обуславливая «...моральный диссонанс и дискомфорт в общении со сверстниками...» [2]. В представлении агрессивного ребенка другие люди либо препятствуют достижению его целей, либо не уделяют ему должного интереса, либо стремятся причинить ему вред. Фиксированность на себе, приписывание враждебных намерений окружающим мешает такому ребенку понять других людей, познать ощущение связи и общности с ними [3].
Внутренний мир агрессивных детей включает достаточно большое количество деструктивных эмоций, с которыми они не в силах справиться самостоятельно, поэтому им жизненно необходимо внимательное и доброе отношение со стороны взрослых.
Неоценимое влияние на формирование и развитие личности оказывает игра, которая способствует созданию благоприятных отношений между детьми в группе, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, уверенность в себе в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Психологический феномен агрессии человека был комплексно исследован в многочисленных работах представителей социономического подхода таких, как А. Ардри, А. Бандура, Л. Берковиц, Дж. Доллард, Д. Зилманн, К. Лоренц, Н. Миллер, Р. Уолтерс, З. Фрейд. Проблемы детской агрессивности были исследованы в трудах Дж. Боубли, К. Бютнера, В.В. Ковалева, Г. Паренса, А. Фрейд, Э. Эриксона. Детерминанты агрессивности в детско-родительских отношений определены в работах А. Адлера, К. Бютнера, А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, Ф. Дольто, В.Н. Дружинина, К. Роджерса, Р. Сирса, Б. Скиннера, А.С. Спиваковской, В.В. Столина, Дж. Уотсона, Э. Фромма, Э.Г. Эйдемиллера, Э. Эриксона.
Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Запорожец) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период.
Введение
Особенности, истоки, способы и условия преодоления агрессивного поведения у детей, возможности использования различных форм и методов диагностической, коррекционной, профилактической работы по данной проблеме исследовали Л.И. Божович, М.М. Кольцова, М.И. Лисина, Р.В. Овчарова, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Т.П. Смирнова, Г.Э. Бреслав, С.Л.Колосова, Н.М. Платонова, А.В. Ковальчук, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс и др.
Вопросы применения игротерапии в работе с детьми нашли отражение в работах З. Фрейда, М. Кляйн, Г. Хуг-Хельмута, К. Роджерса, Д. Леви, Дж. Тафт, Ф. Аллена, К. Мустакаса. К использованию игры непосредственно в психокоррекционных целях обращались многие отечественные исследователи-практики: А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, И.В Дубровина, Т.П. Симеон, Л.В. Чернецкая и др.
В дошкольном возрасте коррекция агрессивности занимает особое место, так как эта черта у дошкольников находится в стадии своего становления и своевременное вмешательство специалистов может значительно повлиять на ее ослабление и устранение [4].
Одним из направлений развития и образования детей, определенным федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), является социально-коммуникативное развитие, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками1.
ФГОС ДО одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, обозначает установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
• развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.
Таким образом, должностные и функциональные обязанности современного педагога-психолога, работающего в детском саду, в силу сложившейся ситуации и в целях реализации требований ФГОС ДО распространяются на владение эффективными технологиями работы с агрессивными дошкольниками.
Проблема профилактики и коррекции агрессивности и агрессивного поведения более века является предметом внимания медицины, психологии и педагогики. В первой половине ХХ века в нашей стране проблемы профилактики агрессивного поведения детей получали отражения в работах Л.С. Выготского, А.Н. Вераксы, Р.В. Овчаровой, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и другие. Поиском способов и путей предупреждения и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Н.П. Сазонова Г. Паренс, Н.В. Новикова и др. Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В. Овчаровой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, А.А. Романова.
В настоящее время психологическая коррекция агрессивных форм поведения детей проводится в форме индивидуальной или групповой работы, нередко в виде семейной терапии.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://i^H06pHayCT^^0KyMeHTbi/6261.
Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание приемов рациональной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой и арт-терапии [5].
В последние десятилетия разработано множество программ, направленных на коррекцию агрессивного поведения, коммуникативное и эмоциональное развитие дошкольников.
Под игротерапией понимается метод психотерапевтического воздействия, в основе которого лежит игра. Суть игры заключается в создании определенных ситуаций, в которых моделируются те или иные сюжетные линии и определяют стратегии ролевого поведения [5].
Метод направленной игротерапии в коррекции агрессивного поведения дошкольников - это управление нежелательным поведением детей через сотрудничество с ними, формирование способности ребенка изменять собственное поведение [4]. Очень важно, чтобы направленная игротерапия имела системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности агрессивного ребенка, иначе результат коррекционной работы будет недостаточный [6]. При организации психокоррекционной работы агрессивных детей необходимо также поддерживать контакт с их родителями, предусматривая консультирование родителей по вопросам родительско-детских отношений, стилей воспитания, проявлений агрессивного поведения ребенка в семье [7].
Целью исследования является экспериментальное изучение применения направленной игротерапии в психологической коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Объектно-предметная область исследования включает детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем агрессивности и психологическую коррекцию их агрессивности средствами направленной игротерапии.
Гипотеза исследования: в основу исследования легло предположение о том, что применение метода направленной игротерапии в психологической коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста приводит к значимому снижению их актуального уровня агрессивности.
Методы и выборка исследования
В исследовании были использованы следующие методы:
1. теоретические методы психологических исследований (индуктивный метод, дедуктивный метод);
2. наблюдение (Методика наблюдения, предложенная Е.Г. Юдиной);
3. анкетирование (анкета для воспитателя «Критерии агрессивности у ребенка», авторы - Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.);
4. психодиагностический метод (проективные рисуночные тесты «Несуществующее животное» (автор - М.З. Дукаревич) и дополнительный вариант «Злое животное» (автор - Венгер А.Л.), проективная методика «Два домика» (авторы - И. Вандвик, П. Экблад), проективная методика диагностики агрессивности у детей «Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто это бывает?» (автор - А.А. Романов));
5. психокоррекционный метод (метод направленной игротерапии, предложенный А.А. Романовым);
6. метод математической статистической обработки данных ^-критерий Стьюдента).
В качестве экспериментальной базы исследования выступило МАДОУ города Нижневартовска ДС № 83 «Жемчужина». Сроки проведения эксперимента: октябрь 2016 года - май 2018 года.
В исследовании приняли участие 162 ребенка старшего дошкольного возраста, являющиеся воспитанниками старшей и подготовительной групп, из них у 13 детей были обнаружены выраженные признаки агрессивного поведения. Данные испытуемые составили целевую группу для дальнейшей психокоррекционной работы. В анкетировании «Критерии агрессивности у ребенка» приняли участие 12 педагогов означенного детского сада.
Результаты и их обсуждение
С целью определения эмоционального неблагополучия и дискомфорта дошкольников было проведено наблюдение за детьми с помощью методики Е.Г. Юдиной [8]. Результаты наблюдения обнаружили 13 детей с признаками агрессивности, что составляет 8 % от общего числа испытуемых. Эти данные нашли подтверждение в результатах анкетирования педагогов детского сада: воспитатели оценили агрессивность именно этих 8 % дошкольников как высокую у 7 детей, как среднюю - у 6 детей. У остальных дошкольников - 149 человек (92 % от общего числа испытуемых), - по мнению педагогов, уровень агрессивности низкий [9].
Согласно данным проведенного наблюдения и бесед с педагогами дошкольного учреждения отмечается, что склонные к агрессии дети часто ведут себя импульсивно, остро и негативно реагируют на трудности, в большинстве случаев не делятся игрушками со сверстниками, подшучивают над другими детьми. Было выявлено, что осуществлять контроль над своим поведением, в частности проявлением агрессивности, дети в большинстве своем затрудняются. Однако влияние социальных факторов (например, беседа родителя с ребенком, воздействие педагога и др.) снижают эти негативные явления в поведении дошкольников.
Также полученные данные подтверждаются результатами проективного рисуночного теста «Несуществующее животное»: у этих же испытуемых - 8 % - определяется высокий уровень проявления агрессии. В рисунках несуществующих, фантастических животных дети нарисовали много зубов, когтей, клыков, иголок, чешуи, щетины, что свидетельствует о наличии такого бессознательного компонента, как спонтанная, запретная или вербальная агрессия. Использование дополнительного варианта рисуночной методики - «Злое несуществующее животное» - позволило охарактеризовать скрытые агрессивные тенденции дошкольников. Проявление агрессивных тенденций дает нам следующую картину: у детей преобладает вербальная агрессия, в некоторых случаях защитная (в 77 % случаев), отмечается защитная агрессия (в 69 % случаев), поведение таких детей характеризуется отсутствием контроля (в 69 % случаев), импульсивностью (в 62 % случаев), в 69 % случаев такие дети боятся ответной агрессии и испытывают чувство одиночества.
Результаты психодиагностического исследования с помощью методики «Два домика» продемонстрировали, что у всех 13 детей агрессия направлена вовне:
1. на сверстников - у 11 детей;
2. на братьев и сестер - у 2 детей;
3. на родительские фигуры (бабушек, дедушек, отца) - у 2 детей;
4. на других взрослых (воспитатель, помощник воспитателя и др.) - 3 ребенка.
Самооценка детьми выраженности агрессии по методике А.А. Романова «Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто это бывает?» представлена следующим образом (см. рис. 1).
Рисунок 1. Показатели выраженности агрессии (методика А.А. Романова «Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто это бывает?») (составлено автором)
Как видно из рисунка, половина детей оценивают свой уровень выраженности агрессии как очень высокий (31 % испытуемых) и высокий (23 % испытуемых). Выраженность собственной агрессии на среднем уровне оценивает 31 % детей. Лишь 15 % испытуемых на момент проведения обследования отмечают у себя низкий уровень агрессивности. Интересным представляется факт расхождения детской самооценки уровня агрессивности и его оценки со стороны других людей: в целях самозащиты дети более склонны приукрашивать свое поведение, давать социально одобряемые ответы.
Как уже было отмечено выше, все 13 дошкольников, у которых были выявлены выраженные признаки агрессивного поведения, выступили в качестве целевой группы для психологической коррекции. Для коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами направленной игротерапии была разработана программа «Добрые ежики». Программа носит компилятивный характер, при ее построении использовались разработки следующих авторов: А.И. Захарова, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, М.Э. Вайнер, А.А. Романова.
Предпочтение отдано групповой форме работы, с частотой встреч 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 64 занятия. В качестве методов и приемов работы использовались направленные психологические упражнения и игры, работа по кругу, работа в парах.
В ходе психологической коррекции было отмечено, что наибольшую трудность у детей вызывало участие в эмоционально ориентированных играх, играх на осознание себя, своих эмоций и ощущений, но, благодаря целенаправленной систематической работе по программе, у старших дошкольников постепенно происходило формирование самосознания, самооценки, основ ответственного отношения к результатам своих действий и поступков.
Результаты повторного обследования детей на контрольном этапе экспериментальной работы позволили провести анализ изменений их актуального уровня агрессивности, описать динамику и характер этих изменений (см. рис. 2, рис. 3, рис. 4).
Рисунок 2. Результаты анкеты для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы - Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.) (составлено автором)
Согласно полученным данным, после завершения психокоррекционной работы педагогами детского сада отмечается снижение уровня агрессивности у детей дошкольного возраста.
Результаты диагностики с помощью методики «Несуществующее животное» позволили обнаружить у детей снижение скрытых, в том числе сознательно скрываемых, агрессивных тенденций.
Направленность агрессии
11
сен.17 май.18
1 1 1 1 1 1
на сверстников на братьев и на бабушек и на отца на других
сестер дедушек взрослых
3
Рисунок 3. Результаты методики «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад) (составлено автором)
Как видно из данных рисунка, в результате участия в психокоррекционной работе у детей отмечается снижение направленности агрессии на сверстников, на братьев и сестер, на взрослых. Направленность агрессии на бабушек и дедушек и на отца осталась на прежнем уровне, что можно связать с конфликтной ситуацией в семье и «настраиванием» матерью ребенка против родственников.
Полученные результаты по методике А.А. Романова говорят об уменьшении выраженности агрессивности у детей: у 46 % детей обнаружена низкая выраженность агрессии, у 54 % - средняя выраженность. Высокой и очень высокой выраженности не обнаружено.
Выраженность агрессии
4
3
0 0
1сен.17 I май. 18
Низкая выраженность Средняя выраженность Высокая выраженность Очень высокая
агрессии (0-6 баллов) агрессии (7-12 баллов) агрессии (7-12 баллов) выраженность агрессии
(19-24 балла)
V_
7
6
Рисунок 4. Показатели выраженности агрессии (методика А.А. Романова «Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто это бывает?») (составлено автором)
Расчет статистической значимости полученных данных производился с использованием t-критерия Стьюдента, включенного в программу Excel 2016 (приложение к Microsoft Office 2016). Полученные данные обладают высоким уровнем статистической значимости (при р < 0,05), характеризуют положительную динамику и устойчивость изменений актуального уровня агрессивности у старших дошкольников, произошедших в результате психокоррекционной работы.
В ходе исследования гипотеза нашла свое подтверждение: применение метода направленной игротерапии в психологической коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста приводит к значимому снижению их актуального уровня агрессивности. Значимость результатов подтверждена математическими статистическими расчетами. Таким образом, можно заключить, что для данной возрастной группы игротерапия, а именно, такой ее вид, предполагающий активное участие взрослого в игре ребенка, как направленная игротерапия, выступает в качестве достаточно надежного средства решения проблем агрессивного поведения детей в дошкольном возрасте.
https://mir-nauki.com
ЛИТЕРАТУРА
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. - М.: Когито-Центр, 2008. - 184 с.
Ласкин А.А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2014. - № 6. - С. 119-124.
Смирнова Е.О. Агрессивные дети: психологические особенности и индивидуальные варианты // Современное дошкольное образование. - 2009. -№2. - С. 28-35.
Рожков О.П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет: Метод, пособие для студ. по курсу «Психолого-педагогическая коррекция». - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. - 56 с.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. - М.: «ПлэЙТ», 2004. - 48 с.
Лютова Е.К. Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, СПб.: Речь, 2006. - 192 с.
Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспит. дошк. образоват. учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. - М.: Просвещение, 2002. - 142 с.
Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Издательство «Гном и Д», 2004. - 144 с.
Zykova Natalya Aleksandrovna
Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russia E-mail: [email protected]
Surkova Tatyana Vladimirovna
Municipal autonomous preschool educational institution of Nizhnevartovsk kindergarten № 83 «Pearl», Nizhnevartovsk, Russia
E-mail: [email protected]
Features of psychological correction of the aggressiveness of children under school age means directed play therapy
Abstract. This article discusses the problem of psychological correction of psycho-emotional disorders in older preschool ages. The authors discuss the difficulties of socialization of preschool children with a high level of aggressiveness, features and conditions to overcome these difficulties through the use of various forms of correction and prevention in children. Submitted to various psychological approaches to the study of the topic. Also the article as justification for the activities of the educational psychologist preschool educational institution for the establishment of the social situation of development of children is a portion of the Federal State educational standard of preschool education, outlining the requirements for proficiency in effective technologies for working with preschool children. One of the effective methods of psychological correction of the aggressiveness of the pre-school children supported method directed play therapy. This paper presents a study of the actual level of aggressiveness of children under school age, the characteristic and describes the focus of children's aggression. Identified in the course of the study, children with acute signs of aggressiveness constituted a task force to work psychocorrectional. The basis for developing a programme of psycho aggressiveness "Good hedgehogs" was based on a method directed play therapy. As a result of the psychological correction by the expressiveness of the aggressiveness of senior preschool children, there have been positive changes: reduction of aggressiveness, reducing hidden, including deliberately concealed, aggressive trends focus on peer aggression has fallen, siblings, kindergarten. It is proved that the application of the method of play therapy in psychological correction of aiming the aggressiveness of children under school age leads to a significant reduction of their actual level of aggressiveness.
Keywords: senior preschool age; the aggressiveness of children under school age; psychological correction directed play; Federal State educational standard of pre-school education; projective tests; picturesque current level of aggressiveness; program psychocorrectional work