УДК 159.922.6
Арушанян Алла Артуровна,
МБДОУ № 158 г. Твери e-mail: [email protected]
ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В рамках данной статьи рассмотрено понятие агрессивности, описаны ее виды. Указаны основные причины агрессивности в дошкольном возрасте. Приведены результаты эмпирического исследования тендерных особенностей агрессивности детей дошкольного возраста. Сформулированы рекомендации по предупреждению агрессивного поведения у дошкольников с учетом тендерных особенностей.
Ключевые слова: дошкольный возраст, агрессивность, агрессия, агрессивное поведение, тендерные особенности.
Arushanyan Alla Arturovna,
MBDOU № 158 of the city of Tver e-mail: [email protected]
GENDER FEATURES OF AGGRESSIVENESS AT PRESCHOOL AGE
Annotation. Within the framework of this article the concept of aggressiveness is considered, its types are described. The main causes of aggressiveness in preschool age are indicated. The results of an empirical study of gender-specific aggressiveness of preschool children are presented. Recommendations for the prevention of aggressive behavior in preschool children taking into account gender features are formulated.
Key words: preschool age, aggression, aggression, aggressive behavior, gender features.
Тема агрессии и агрессивности в дошкольном возрасте не теряет своей актуальности в современном мире. В последнее время педагоги-психологи констатируют увеличение количества дошкольников с проявлением агрессивности [2; 3; 6].
Традиционно, агрессивность изучалась практически без учета
тендерных различий - она считалась, прежде всего, мужским качеством, соответственно исследования проводились преимущественно на мужских выборках. Однако в определенных ситуациях, женщины также склонны к проявлениям агрессии. Именно поэтому данный феномен необходимо рассматривать относительно представителей обоих полов. Тендерные аспекты агрессивности стали предметом научного исследования лишь сравнительно недавно. К настоящему времени в зарубежной и отечественной психологии накоплены многочисленные сведения об особенностях проявления агрессивности мужчинами и женщинами. Также в отечественных исследованиях последних лет внимание уделяется изучению особенностей детской агрессивности. В большинстве исследований агрессивности акцент делается на сравнительном изучении лишь некоторых аспектов агрессивности - поведенческом, мотивационном, когнитивном и т.д. На наш взгляд, актуальным является изучение возрастных и тендерных особенностей агрессивности дошкольников, с целью выявления причин возникновения агрессии и возможности предотвращения проявлений агрессивного поведения.
В психологии под агрессией понимают целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д. Агрессивное поведение - это выраженное действие, которое направлено против другого человека. Такое поведение носит кратковременный (преходящий) характер и меняется в зависимости от особенностей ситуации или смены одной ситуации другой.
Выделяют несколько видов агрессии. Физическая агрессия -применение силы для нанесения вреда не только морального, но и физического ущерба противнику. Вербальная агрессия - словесная форма
агрессии (угрозы, оскорбления, отрицательные эмоции). Экспрессивная агрессия - невербальная форма агрессии (жесты, мимика, интонация голоса). Невротическая агрессия - ответная реакция на неблагоприятную внешнюю ситуацию, но направленная не на сам источник потенциальной угрозы, а на все окружение. Враждебная агрессия - причинение ущерба жертве. Инструментальная агрессия - удовлетворение другого (неагрессивного) мотива. Агрессия может быть прямой (обращена на жертву) и косвенной (клевета против жертвы или агрессии).
Отметим основные факторы, влияющие на проявление агрессивности детей: негативные стили семейного воспитания, неблагополучие в системе детско-родительских отношениях; модели агрессивного поведения на телеэкране или со стороны сверстников, родителей; психофизиологические особенности темперамента ребенка; психические расстройства; повышенная эмоциональная возбудимость; недоразвитие волевой регуляции поведения и др.
Для изучения тендерных особенностей агрессивности детей дошкольного возраста были использованы методика А. Л. Венгера «Рисунок несуществующего животного» [1], диагностика Панфиловой М.А. «Кактус» [5] и анкетирование для педагогов «Признаки агрессивности» Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной [4].
Исследование было проведено на базе МБДОУ № 140 города Твери. Исследование проводилось в средней, старшей и подготовительной группах, общее количество исследуемых составило 60 человек, из них 25 мальчиков и 35 девочек. В результате диагностики по методике «Рисунок несуществующего животного» АЛ. Венгера, мы выявили, что для 52 % мальчиков характерен средний уровень агрессивности, а для 48% - низкий уровень. Также у 37% девочек выявлен средний уровень агрессивности, а у 63% - низкий уровень.
Методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) (по А.Л. Венгеру) также направлена на выявление конкретного вида агрессии, присущего испытуемому.
Таким образом, было выявлено, что у мальчиков преобладает невротическая агрессия - она была выявлена в 64% случаев, защитная агрессия выявлена у 32% и активная агрессия у 4%. Среди девочек преобладает защитный вид агрессии - она была выявлена у 71% исследуемых, невротическая агрессия была выявлена в 29% случаев.
Приведем примеры анализа детских рисунков по данной методике.
Ярослав С. изобразил несуществующее животное «Хвостокот». На рисунке защитные элементы изображены поднятыми вверх. Это свидетельствует о том, что ребенок пытается защититься от людей, которые имеют над ним власть. Двойные линии при прорисовке контура тела указывают на подозрительность и недоверчивость, это является признаками невротической агрессии.
Рита М. нарисовала «Дракошу». Здесь защитные элементы также направлены вверх - девочка пытается защититься от людей, которые имеют над ней власть. Невротическая агрессия выражается в двойных линиях при прорисовке контура тела, что в свою очередь указывает на подозрительность и недоверчивость, свойственные данному ребенку.
Павел Б. нарисовал персонажа под названием «Волк с тремя головами». Невротическая агрессия здесь сочетается с тревожностью, на это указывает сильно увеличенный размер изображенного животного. Признаков защитной агрессии на рисунке не обнаружено.
У Сони И. на рисунке изображен «Единорог». Защитные элементы животного направлены вверх. Это свидетельствует о том, что девочка стремится защититься от людей, которые имеют над ней власть. Невротическая агрессия выражена на рисунке таким элементом, как рога. Это говорит о наличии скрытых страхов и тревожности ребенка. На
имеющуюся у девочки тревожность, также указывает сильно увеличенный размер несуществующего животного.
Анализируя данные, полученные в ходе проведения методики, мы обнаружили, что у мальчиков в основном выражена невротическая агрессия, направленная на окружение, а у девочек защитная - агрессия, направленная непосредственно на источник угрозы. Это обусловлено тем, что девочки лучше умеют контролировать свое поведение, а мальчики еще не способны сдерживать проявления агрессивного поведения.
В результате диагностики по методике «Кактус» у 44% мальчиков выявлен средний показатель агрессивности, а среди девочек им обладают 34%. Низкий показатель агрессивности характерен для 56% мальчиков и 60% девочек.
Также было выявлено, что у мальчиков преобладают признаки так называемого «агрессивно-испуганного» кактуса, они выявлены у 42%, признаки «агрессивно-тревожного» кактуса выявлены у 33% и «агрессивно-одинокого» кактуса - у 25% мальчиков. У девочек доминируют признаки «агрессивно-тревожного» кактуса 36% случаев, признаки «агрессивно-испуганного» кактуса выявлены у 30%, признаки «агрессивно-одинокого» кактуса - у 22% и признаки «агрессивно-экстравертированного» кактуса обнаружены у 12% девочек.
Проанализируем некоторые рисунки мальчиков и девочек.
На своем рисунке, Арсений Н. изобразил «агрессивно-одинокий» кактус, что позволяет сделать вывод о наличии склонности к агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества, отсутствие стремления к домашней защите.
Аня К. на своем рисунке нарисовала «агрессивно-одинокий» кактус. На данном рисунке прослеживается наличие тенденций к агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества, отсутствие стремления к домашней защите.
Рамазан Б. изобразил «агрессивно-испуганный» кактус, что говорит о наличии агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе, зависимости, скрытности, осторожности, тревожности, интроверсии, стремлении к домашней защите.
Даша Г. нарисовала «агрессивно-одинокий» кактус. Интерпретируя рисунок, мы обнаружили наличие склонности к агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества, отсутствие стремления к домашней защите.
Наиболее выраженный тип рисунков у мальчиков - «агрессивно-испуганный» кактус, а у девочек, так называемый, «агрессивно-тревожный» кактус.
Затем мы сравнили результаты мальчиков и девочек, полученные в ходе анкетирования воспитателей по методике «Признаки агрессивности» Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной. В результате анализа, было выявлено, что в выборке присутствует 8% мальчиков с высоким показателем агрессивности, средний показатель характерен для 40%, а низкий показатель для 52% мальчиков. Среди девочек высокий показатель агрессивности обнаружен в 3% случаев, средний в 37% случаев, а низкий показатель агрессивности - в 60% случаев.
Также анализ полученных данных показал, что и у мальчиков (73%), и у девочек (74%) наиболее выражен такой вид агрессии, как защитная. У 12% мальчиков и у 26% девочек выявлена вербальная агрессия. Физическая агрессия была выявлена только у 15% мальчиков. Это связанно с тем, что физическая агрессия более свойственна мальчикам, нежели девочкам. Для девочек более характерно использовать вербальные формы агрессии.
По результатам статистической обработки данных всех трех проведенных методик, при помощи автоматического и-критерия Манна Уитни, мы обнаружили, что коэффициент значения находится в зоне
значимости. По методике «Рисунок несуществующего животного» (по А.Л. Венгеру) эмпирическое значение Шмп (76), по методике «Кактус» М. Панфиловой эмпирическое значение Шмп (98), по анкетированию воспитателей «Признаки агрессивности» по методике Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной эмпирическое значение Шмп (89). Это свидетельствует о том, что проявления агрессивного поведения различны у мальчиков и девочек.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что первоначальная гипотеза исследования о существовании различий в проявлениях агрессивности у детей дошкольного возраста разного пола -подтвердилась. У мальчиков доминируют невротический и физический виды агрессии, а у девочек - защитный и вербальный виды. На основе результатов исследования сформулированы практические рекомендации по предупреждению агрессивного поведения у дошкольников с учетом тендерных особенностей. Для минимизации проявлений физической агрессии у мальчиков, целесообразно выбрать активный вид спорта (хоккей, единоборства и т.д.), подразумевающий использование силовых приемов. Таким образом ребенок сможет проявить агрессивность в социально приемлемой форме и даже задействовать ее положительные стороны - амбициозность, напористость, целеустремленность. Также безболезненно выплеснуть эмоции ребенку помогут такие приемы, как битье подушки, разрывание бумаги и т.д. Эти приемы позволяют преобразовать прямую агрессию в косвенную без причинения ущерба окружающим. Девочкам более характерно проявление вербальной - то есть словесной агрессии. Для предупреждения подобных агрессивных проявлений, в первую очередь, родителям самим следует стать образцом спокойствия и тактичного поведения. Также целесообразно обучать девочек правильно общаться - учить тактично и спокойно проговаривать свои чувства и переживания, стремиться к сотрудничеству с партнером. Для снижения уровня агрессивности у девочек также возможно
использовать вышеописанные приемы релаксации и коррекции агрессии. С целью предотвращения агрессивного поведения детей дошкольного возраста в семье и ДОО необходимо предусматривать также проведение психологической работы с родителями и воспитателями, а именно: консультации и психологические тренинги, направленные на развитие способности взрослых воспринимать агрессивное поведение детей, понимать причины агрессивного поведения, оказывать поддержку и предотвращать агрессивное поведение детей.
Список литературы
1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - с. 160.
2. Гонина О.О. Влияние особенностей общения между родителями на эмоциональную сферу их детей дошкольного возраста // Концепт. № 3. -2014. - С.91-95.
3. Гонина О.О. Психология развития и возрастная психология. М.: Кнорус, 2018.- 150 с.
4. Лютова К.К., Монина Г.Б. Экспресс - анкета «Признаки агрессивности», Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., Речь, 2005. - 190 с.
5. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: Практ. пособ. для психологов, педагогов и родителей. / М.А. Панфилова. - М.: Гном и Д, 2001. - с. 160.
6. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста: учебное пособие. - М.: АПН СССР, 1991. - 358 с.