Научная статья на тему 'Развитие сотрудничества между Россией и Европейским союзом'

Развитие сотрудничества между Россией и Европейским союзом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
151
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сотрудничества между Россией и Европейским союзом»

Т.Г.ПАРХАЛИНА РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

Развитие сотрудничества России с Европейским союзом и стремление создать партнерские отношения с европейским интеграционным комплексом на протяжении последних лет декларировались как одно из приоритетных направлений международной и европейской политики России. По мере того, как российские внешнеполитические элиты стали отходить от однобокой ориентации на США, акценты все более стали смещаться в сторону использования сотрудничества с ЕС в качестве контрбаланса американскому влиянию в мире и Европе. Сразу же следует заметить, что подобное нюансирование российско-европейских отношений было обречено на провал, поскольку США и Западная Европа являются не только союзниками, но и реальными партнерами, а партнерство предполагает принадлежность к единой системе ценностей. Игра на так называемых «межимпериалистических противоречиях» сегодня бесперспективна и представляет собой наследие времен холодной войны.

Однако, несмотря на провозглашение отношений с Европейским союзом и средством и целью интеграции России в мировую экономику, и даже несмотря на подписание в 1994 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, Россия не разработала стратегию сотрудничества с Европейским союзом, не наполнила имеющиеся уже подписанные документы необходимым содержанием. Приведу лишь один пример - в течение трех лет в Брюсселе не был назначен российский посол при ЕС.

Сейчас настал период переосмысления такого подхода. И в рамках МИДа, и в рамках внешнеэкономических ведомств разрабатывается стратегия развития сотрудничества с Европейским союзом. Один из вариантов был представлен на встрече Россия - ЕС в Хельсинки осенью 1999 г. Очень хочется надеяться, что дальнейшие разработки этой 244

стратегии будут свободны от ностальгии по былому величию, от неоим-перских настроений, стереотипов времен биполярной конфронтации.

В этой связи хотелось бы высказать ряд соображений, которые, как мне кажется, могут не только способствовать осознанию необходимости новых подходов к сотрудничеству с ЕС (что уже, конечно, делается), но и быть использованы при разработке концепции сотрудничества.

Развитие сотрудничества с Европейским союзом не может формироваться вне контекста отношений с другими международными, прежде всего европейскими, институтами (ОБСЕ, НАТО, Совет Европы и др.). При этом стратегической целью может являться постепенное создание «пространства безопасности и стабильности в Европе», трактуемое в самом широком смысле, когда имеются в виду военнополитическое, экономическое, социальное, культурное, информационное, экологическое и иные измерения.

В данном контексте и Россия, и практически все европейские страны исходят из того, что без России невозможно построить такое пространство безопасности. (Здесь первостепенное значение имеют такие факторы, как существование «дуги напряженности» в Евразии, нестабильная ситуация на всем пространстве бывшего СССР, исламский фактор и реальные угрозы европейской безопасности с Юга - роль России в решении всех этих проблем может быть преобладающей.)

Как известно, сотрудничество - это улица с двусторонним движением. Для развития сотрудничества обе стороны должны найти ту компромиссную основу, которая позволила бы им без ущерба для собственных интересов, продвигаться вперед.

Для успешного развития сотрудничества с ЕС России следовало бы отказаться от ряда стереотипов:

- прежде всего, речь идет о «zero sum game option» в сфере безопасности; иными словами, безопасность России не ослабляется, если усиливается потенциал европейской интеграции, а нанесение ущерба интересам безопасности (трактуемой широко) других не укрепляет собственную безопасность, противодействие оппоненту зачастую приводит к результатам, обратным от желаемого, т е. к нанесению ущерба собственным интересам;

- такие понятия, как «баланс сил» и «сферы влияния», а также «конфликтующие союзы», также являются устаревшими, в прошлом их считали стабилизирующими факторами, но эти «стабилизаторы» приводили к войне;

- еще один стереотип - «страны ЦВЕ - отступники, и поэтому с ними не следует церемониться и выстраивать позитивную линию поведения» - требует немедленного переосмысления, ибо подрывает саму возможность формирования системы кооперативной безопасности.

Будучи, вне всякого сомнения, позитивным феноменом, который со временем приведет к укреплению веса и влияния Европы в мировой политике, развитию демократии, а через нее к укреплению безопасности, расширение ЕС несет с собой определенные сложности для России в ее нынешнем состоянии, поскольку нарушает систему экономических связей, в определенной степени действующую даже после развала СЭВ, ОВД и СССР.

Именно поэтому Россия должна содействовать разработке в странах ЦВЕ так называемой «новой восточной политики», которая предполагала бы развитие потенциала сотрудничества с нашей страной во всех областях: политической, экономической, военнотехнической, научной, культурно-образовательной. Несмотря на то что ряд стран ЦВЕ уже являются членами НАТО, а другие высказали свои намерения присоединиться к этому военно-политическому союзу, необходимо развивать сотрудничество с ними как на двусторонней основе, так и на субрегиональном уровне.

Вероятное негативное влияние расширения ЕС для России может быть снижено как через конструктивную политику со странами Западной Европы, так и через развитие потенциала сотрудничества с государствами ЦВЕ.

Величие державы в конце XX столетия обусловливается не количественными, а качественными характеристиками, в том числе и стремлением и умением вести себя с малыми и средними государствами, как с равньми партнерами. При этом могут быть задействованы такие механизмы, как ОБСЕ, Совет Европы, СПС, СЕАП, ПИМ и др.

Опасения России, обусловленные расширением таких институтов, как НАТО и ЕС, связаны не с намерениями западных стран, а с потенциальными возможностями этих организаций. Необходимо четко определить наши озабоченности по всем направлениям и, используя многоуровневый переговорный процесс, стремиться к тому, чтобы эти озабоченности были зафиксированы документально и учитывались нашими партнерами. В этом контексте представляется целесообразным предложить подготовку некоего политического документа - своеобразного кодекса поведения сторон в процессе расширения западных институтов. Такой кодекс поведения может предусматривать как своеобразные «меры доверия», предполагающие ненанесение ущерба в

сфере экономической политики, так и нормы и стандарты экономической практики.

При разработке стратегии взаимоотношений России и ЕС необходимо уяснить, в каких категориях Россия определяет свои национально-государственные интересы: в социально-экономических или в геополитических. Если в социально-экономических, то необходимо предусмотреть ряд мер как внутреннего, так и внешнего порядка.

Что касается мер внутреннего характера, то необходимо изменить структуру экспорта, адаптировать российское законодательство к международным нормам, создать условия для частного предпринимательства и в целом благоприятный климат для привлечения иностранных инвестиций. К мерам внешнего порядка следует отнести разработку программы сближения с зоной евро, делая акцент не на антиамериканской направленности этой инициативы, а на том, что отношения с ЕС являются приоритетом российской внешней и внешнеэкономической политики.

Во взаимоотношениях России и ЕС возникает еще одна проблема - как России относиться к обновленной европейской инициативе по реальному созданию европейской идентичности в сфере безопасности и обороны. Введен новый пост Генерального секретаря ЕС по совместной внешней политике и политике безопасности, который занял бывший Генеральный секретарь НАТО X. Солана. Его отныне называют «господин ОВБП» или министр иностранных дел Евросоюза. Предусматриваются такие действия, как создание системы раннего оповещения и анализа, а также интеграция Западноевропейского союза в Европейский союз. Россия неоднократно подчеркивала свое позитивное отношение к укреплению «европейской опоры» безопасности Запада, к формированию европейской оборонной идентичности, к скоординированной внешней политике ЕС.

Но как ей вести себя после Косовского кризиса, когда европейские страны подтвердили свое намерение укреплять европейскую безопасность и оборону и координировать в гораздо большей степени, чем прежде, свою внешнюю политику? Для ответа на этот вопрос следует, прежде всего, разобраться, почему эта инициатива была реанимирована именно сейчас, и что, собственно, она собой представляет.

Итак, почему вопрос вновь возник именно теперь, после стольких неудачных попыток (начиная с 1954 г.) создать европейскую оборону? Во-первых, возникло новое стратегическое пространство или иная стратегическая окружающая среда: нет более СССР, нет глобальной угрозы. Во-вторых, стало ясно, что необходимы новые подходы к

урегулированию кризисов. На фоне событий на Балканах значительно возросла политическая воля европейцев к совместным действиям как с Соединенными Штатами, так и без них. Косово показало, что европейцы готовы играть более активную роль, но в то же время они ограничены возможностями Европы. В-третьих, произошло изменение позиций так называемой «большой европейской тройки»: Великобритания при правительстве Э. Блэра более нацелена на сотрудничество в рамках ЕС, чем прежде; Германия при Г Шрёдере более готова участвовать в совместных операциях; Франция готова сотрудничать с военными структурами НАТО.

Здесь уместно подчеркнуть, что все вышесказанное не имеет ничего общего с так называемой «коллективной обороной» или «Defense of Europe». Европейская оборона (или European defense) - это способность европейцев отвечать на кризисы (с США или без них); это прежде всего стратегия и конкретные инициативы по поддержанию мира и по принуждению к миру. Кроме того, необходимо помнить, что все европейские инициативы по формированию европейской идентичности в сфере безопасности и обороны будут координироваться с НАТО.

Что такое европейская идентичность в сфере безопасности и обороны? Европейский союз - это не оборонная организация, но европейцы понимают, что если они хотят встретить новые кризисы осознанно и интегрированно, то следует строить европейскую систему безопасности и обороны, которая, по их представлениям, не должна конкурировать с НАТО. Для этого необходимо следующее:

- первыми узнавать, что происходит в Европе (имеются в виду кризисные ситуации);

- иметь стратегию того, как действовать и как принимать решения в рамках этих действий;

- создавать новые структуры для реализации этих решений, а также общие силы,

- когда есть общие структуры и общие силы, нужны новые технологии, включая технологии для получения разведывательных данных (до сих пор на 95% это делали США);

- необходима также общая система контроля.

Какая связь существует между процессом создания европейской идентичности в сфере безопасности и обороны и НАТО? По мнению всех без исключения участников Европейского союза, НАТО останется краеугольным камнем системы европейской безопасности. Все страны ЕС в области безопасности и обороны работают по стандартам

НАТО, и в большинстве случаев европейская оборона будет, вне всякого сомнения, полагаться на возможности и способности НАТО.

Каково отношение Соединенных Штатов к этому процессу? Оно - амбивалентно. С одной стороны, США поддерживают сильную Европу; с другой - всякий раз, когда Европа становится сильной, США выражают беспокойство. Но совершенно очевидно, что Европейский союз в сфере безопасности и обороны не будет действовать односторонне, и лучшим лекарством против обеспокоенности со стороны США является консенсус при принятии решений.

Итак, мы возвращаемся к вопросу: какую политику должна проводить Россия по отношению к такому феномену, как европейская идентичность в сфере безопасности и обороны, которая не будет конкурировать с НАТО, но будет, по сути, дополнять действия Организации Североатлантического договора? Во-первых, России ни в коем случае не следует выдавать желаемое за действительное, иными словами, не следует рассматривать европейскую оборону как антипод НАТО или пытаться использовать ее для противодействия каким-либо инициативам НАТО. Во-вторых, России необходимо налаживать сотрудничество со вновь создающимися структурами в рамках Европейского союза, причем используя механизмы двух СПС: Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией и Совместного постоянного совета Россия - НАТО, выходя за рамки практики, которая сложилась после Косовского кризиса (т е. обсуждать в рамках СПС Россия - НАТО только вопросы, связанные с КФОР). Возможно, России следует стремиться и к институционализации отношений с «европейской обороной», избегая при этом инициатив, связанных с «великими проектами», которые ведут «в никуда» и заканчиваются лишь подписанием каких-либо документов и громогласными заявлениями о том, что систему европейской безопасности следует строить на основе ОБСЕ, а это в нынешней ситуации нереалистично.

В основу «совместной стратегии» Европейского союза по отношению к России, которая была принята в Кёльне в июне 1999 г., положена идея равноправных партнерских отношений России и ЕС в XXI в. Здесь представляется целесообразным проанализировать этот документ.

В части I «Представления ЕС о партнерстве с Россией» говорится, что стабильная, демократическая, процветающая Россия как неотъемлемая часть объединенной Европы, свободной от новых разделительных линий, - залог прочного мира на континенте. Проблемы всего

континента могут быть разрешены только путем еще более тесного сотрудничества между Россией и Европейским союзом.

В качестве одной из своих стратегических целей ЕС ставит обеспечение стабильности в Европе путем интенсификации сотрудничества с Россией. ЕС готов содействовать становлению стабильной, открытой, плюралистической демократии в России, управляемой на принципах правового государства и опирающейся на процветающую рыночную экономику. Будучи готовым оказать помощь в успешном развитии процесса политической и экономической перестройки России, ЕС сознает, что основную ответственность за будущее России несет она сама.

ЕС считает основными целями следующие:

- укрепление демократии, принципа правового государства; формирование гражданского общества, что является непременной предпосылкой укрепления демократии;

- придание России способности к интеграции в общеевропейское экономическое и социальное пространство (при этом имеется в виду решение проблем структурной перестройки предприятий, системы государственных финансов, банковской системы и стратегии развития предприятий в кризисных ситуациях);

- одной из предпосылок развития рыночной экономики является осуществление принципа правового государства; при этом ЕС исходит из того, что будущее процветание России зависит от убедительной внутренней политики и управления экономикой, важнейшим условием которой является создание справедливых, «прозрачных» законодательных и правовых норм, а также необходимых для этого институтов;

- сотрудничество между ЕС и Россией в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе рассматривается в плане ведения постоянного политического диалога и диалога по проблемам безопасности с целью сближения интересов и поиска совместных ответов на проблемы безопасности;

- в документе говорится о заинтересованности в решении общих проблем Европейского континента, таких, как развитие общей энергетической политики, решение проблем ядерной безопасности, рациональное использование природных ресурсов, борьба с общими бедами - организованной преступностью, отмыванием денег, незаконной торговлей людьми и наркотиками, нелегальной иммиграцией.

Предполагается содействовать более крупномасштабной экономической интеграции России с Европой; расширить кооперацию по проблемам безопасности на основе активизации политического диало-

га с Россией в разработке совместных инициатив в области внешней политики, активизировав ее участие в сотрудничестве, направленном на предотвращение и урегулирование кризисов и разрешение конфликтов, в том числе в рамках ОБСЕ и ООН; усилить взаимодействие по контролю над вооружениями, сокращению распространения ОМУ, поддержке ядерного разоружения и уничтожению химического/бактериологического оружия. Европейский союз готов осуществлять сотрудничество с Россией в следующих областях: энергетики и безопасности ядерных реакторов, экологии и здравоохранения, борьбы с организованной преступностью, налаживания регионального и трансграничного сотрудничества и инфраструктуры.

ЕС выступил с конкретными инициативами по приданию ныне ведущемуся политическому диалогу, а также диалогу по проблемам безопасности между Россией и Европейским союзом большей гибкости, стабильности, предметности и эффективности. С этой целью предлагается создать постоянно действующий механизм для ведения такого диалога, который поможет наладить взаимодействие с Россией в вопросах разработки совместных внешнеполитических инициатив в отношении третьих стран и регионов, предупреждения конфликтов и урегулирования кризисов, особенно в районах, соседствующих с Россией, на Балканах и на Среднем Востоке.

Предполагается также развивать диалог по экономическим вопросам с целью оказания поддержки России в деле разработки мер по обеспечению национального экономического восстановления на базе всеобъемлющей экономической программы, одобренной МВФ и направленной на формирование функционирующей рыночной экономики.

В сфере торговли и инвестиций ЕС готов оказать поддержку усилиям России по выполнению требований для скорейшего вступления в ВТО, развивать диалог по проблемам инвестиций в рамках СПС.

В целом документ «Коллективная стратегия Европейского союза по отношению к России», который был одобрен на Кёльнском саммите ЕС в июне 1999 г., т е. в момент, когда отношения между Россией и Западом обострились до крайности, продемонстрировал, во-первых, готовность Европейского союза и далее сотрудничать с Россией с целью стабилизации ситуации на Европейском континенте в целом, и во-вторых, серьезный продуманный подход, направленный на реализацию инициатив, которые могут способствовать в будущем превращению России в демократическое государство, опирающееся на процветающую рыночную экономику.

События, которые происходят в России с конца августа 1999 г., т е. Дагестан, Чечня, попытки военных взять реванш за первую чеченскую кампанию, процесс принятия политических решений представителями военных кругов, милитаризация общественного сознания, стремление части населения вновь обрести так называемую «сильную руку», - все это не может способствовать поступательному развитию отношений между ЕС и Россией, оказанию помощи по восстановлению российской экономики, западным инвестициям.

А тот факт, что российские военные вновь объявляют основным противником России США и НАТО, участницы которой в большинстве своем являются и членами ЕС, может вернуть отношения между Россией и Западом в целом и отдельными западными институтами в частности традиционное русло противостояния, когда огромные деньги будут закачиваться в военный бюджет, государство усиливаться, а народ нищать. В случае подобного развития событий вряд ли можно предположить, что отношения с Европейским союзом будут развиваться в позитивном для обеих сторон и для Европы направлении.

Отдел перспективного планирования Европейской комиссии разработал пять сценариев развития Европы до 2010 г. Цель этого проекта - проиллюстрировать с помощью пяти образов весь спектр возможностей, факторов и действующих лиц, роль которых в развитии Европы может быть определяющей. Каждому сценарию соответствует финальный образ:

- сценарий «триумф рынков» характеризуется абсолютным господством экономического либерализма и свободного обмена;

- сценарий «сотня цветов», наоборот, отмечен возрастающим параличом основных институтов, как общественных, так и частных, коррупцией, неформальной экономикой, огромным количеством разных инициатив, которые, взятые вместе, не имеют никакого логического объяснения и применения;

- сценарий «разделенная ответственность» основывается на гипотезе метаморфозы общественного сектора, который при благоприятной экономической конъюнктуре определяет социальную политику и промышленное развитие;

- сценарий «общество созидания» также характеризуется глубокой трансформацией политических и экономических систем под знаком ценностей охраны окружающей среды и гуманистического развития человека, что открывает путь «нематериальному возрождению планеты»;

- наконец, пятый сценарий - «турбулентное соседство» - описывает Европу, оказавшуюся заложницей развития событий на востоке и юге от Европейского континента, что приведет к созданию Европейского совета безопасности, который будет заниматься решением проблем безопасности и обороны.

Среди этих перспективных планов развития Европы нас особенно может интересовать именно пятый сценарий, который предполагает усиливающуюся деградацию политического и экономического развития регионов, находящихся, так сказать, «по соседству» с Европой. Совершенно очевидно, что Европе не удастся превратиться в крепость, и вопросы безопасности, как внутренней, так и внешней, все больше и больше волнуют общественность.

В этом сценарии между народная политическая напряженность обостряется в связи с отсутствием сверхдержав, способных сдерживать локальные конфликты. После распада СССР системы времен холодной войны уступают место сети плохо контролируемых субъектов политики: партизанским отрядам, созданным по этническому признаку, террористическим группам, организованной преступности и т.д. Развитые страны и их население не сразу осознают опасность, связанную с этими качественно новыми угрозами, усиливая тем самым процесс деградации общества

На границах Европейского союза обстановка становится все более напряженной, поскольку речь идет о рисках военной и религиозной диктатуры в ряде стран Средиземноморского региона, а также об этнических конфликтах на юге Европы. Велика дестабилизирующая роль терроризма. Для ответа на эти новые вызовы безопасности учреждается Европейский совет безопасности, создание которого по ряду причин становится одной из немногих значительных инициатив в сфере европейской интеграции.

В случае подобного развития событий Европейский союз и Россия неизбежно становятся двумя опорами как системы безопасности, так и успешного развития интеграционных процессов на континенте, но только при условии, что Россия продолжает развиваться по пути реформ, которые непременно предполагают демократизацию общественной жизни, создание гражданского общества, гражданский и демократический контроль над вооруженными силами, построение социально-ориентированной рыночной экономической системы.

В заключение хотелось бы подчеркнуть следующее: Россия является частью Европы; отношения с европейскими странами в отдельности и европейским интеграционным комплексом являются приори-

тетными; стратегическое партнерство с последним соответствует задачам модернизации нашей страны; игра на так называемых противоречиях между американскими и европейскими союзниками малоперспективна (ибо они осознают себя членами единого евроатлантического сообщества).

Продуктивной, с точки зрения интересов России, могла бы быть разработка стратегии соучастия в решении проблем защиты окружающей среды (особенно в регионе Средиземного моря), отражения угрозы исламского фундаментализма и терроризма, борьбы с распространением наркотиков и новых болезней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.