Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ SOFT-SKILL УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗАКАЗЧИКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК'

РАЗВИТИЕ SOFT-SKILL УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗАКАЗЧИКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЗАКАЗЧИКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладилина Ирина Петровна, Воронцов Алексей Владимирович

Компетентностный подход к развитию профессионализма заказчиков при осуществлении закупок является предметом научных исследований отечественных и зарубежных ученых. Происходящие сегодня стремительные изменения окружающей нас действительности требуют и изменений в сущности самого компетентностного подхода. Понимание трансформации компетентностного подхода выстраивается на анализе огромного количества критериев, в том числе и на глубоком анализе запросов рынка труда. Компетентностный подход с новым содержанием, учитывающим опыт формирования hard - skills, soft - skills и внедрение skills - gap, является одним из приоритетных направлений управления закупками с учетом заказа государства, общества, рынка труда, самого человека. Стремительные изменения социально - экономических условий, постоянные изменения законодательства в сфере закупок, динамика цифровых изменений и многие другие факторы способствуют обновлению содержания компетенций заказчика, что позволяет осуществлять закупочную деятельность в соответствии с задачами макроэкономического регулирования экономики. Поиски оптимальных управленческих решений для эффективной и качественной закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд приведут к успешному решению поставленных задач при условии постоянного развития управленческих компетенций заказчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гладилина Ирина Петровна, Воронцов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOFT-SKILL MANAGEMENT COMPETENCIES OF CUSTOMERS AS A TOOL TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF PUBLIC PROCUREMENT

The competence-based approach to the development of the professionalism of customers in the implementation of purchases is the subject of scientific research by domestic and foreign scientists. The rapid changes taking place today in the reality around us require changes in the essence of the competence-based approach itself. Understanding the transformation of the competence-based approach is built on the analysis of a huge number of criteria, including an in-depth analysis of the demands of the labor market. The competence-based approach with new content, taking into account the experience of the formation of hard - skills, soft - skills and the introduction of skills - gap, is one of the priority areas of procurement management, taking into account the order of the state, society, the labor market, and the person himself. Rapid changes in social and economic conditions, constant changes in procurement legislation, the dynamics of digital changes and many other factors contribute to updating the content of the customer’s competencies, which allows procurement activities to be carried out in accordance with the tasks of macroeconomic regulation of the economy. The search for optimal management solutions for the efficient and high-quality procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs will lead to a successful solution of the tasks set, subject to the constant development of customers’ managerial competencies.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ SOFT-SKILL УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗАКАЗЧИКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК»

ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Развитие soft-skill управленческих компетенций заказчиков как инструмент повышения эффективности государственных закупок

Гладилина Ирина Петровна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» E-mail: [email protected]

Воронцов Алексей Владимирович,

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» E-mail: [email protected]

Компетентностный подход к развитию профессионализма заказчиков при осуществлении закупок является предметом научных исследований отечественных и зарубежных ученых. Происходящие сегодня стремительные изменения окружающей нас действительности требуют и изменений в сущности самого компетентностного подхода. Понимание трансформации компетентностного подхода выстраивается на анализе огромного количества критериев, в том числе и на глубоком анализе запросов рынка труда. Компетентностный подход с новым содержанием, учитывающим опыт формирования hard - skills, soft - skills и внедрение skills - gap, является одним из приоритетных направлений управления закупками с учетом заказа государства, общества, рынка труда, самого человека. Стремительные изменения социально - экономических условий, постоянные изменения законодательства в сфере закупок, динамика цифровых изменений и многие другие факторы способствуют обновлению содержания компетенций заказчика, что позволяет осуществлять закупочную деятельность в соответствии с задачами макроэкономического регулирования экономики. Поиски оптимальных управленческих решений для эффективной и качественной закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд приведут к успешному решению поставленных задач при условии постоянного развития управленческих компетенций заказчиков.

Ключевые слова: государственные закупки, профессионализм заказчика, компетентностный подход, управленческие компетенции, управленческое мышление, творческое мышление, профессиональная успешность.

Сегодняшнему миру характерно стремительное изменение образа жизни: мы переходим на новые способы работы, осваиваем новые способы обучения по принципу «из любой точки, в любое время». Этому способствуют технологии и невероятные возможности данных[6]. Уже существующий и постоянно расширяющийся спектр возможностей подключения в режиме реального времени позволяет получать такие интеллектуальные результаты, о которых мы до недавнего времени читали только в трудах фантастов. Чтобы оставаться успешным сегодня каждом работнику необходимо постоянно целенаправленно приобретать новые знания, овладевать новыми навыками - данный подход закреплен на законодательном уровне. Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» включает, как одну из приоритетных задачу формирования системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики[1]. В докладе «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае», подготовленного к обсуждению на II Российско-китайской конференции исследователей образования по теме «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» (2019), отмечается, что «От работников всех уровней квалификации требуются:

• высокий уровень математической грамотности;

• основательная естественно-научная и гуманитарная подготовка;

• способности, которые часто называют «компетенциями XXI века»;

• прочные знания, умения и способности в области технологий (проектное мышление; цифровая грамотность; алгоритмическое мышление; направленное, или критическое, мышление и др.)» [4; с. 33].

Сфера закупок, являясь сегодня важным сегментом развития экономики каждой страны мира, требует от специалистов, экспертов, управленцев постоянного расширения имеющихся и формирования новых компетенций. Анализ эффективных закупочных практик, беседы с контрактными управляющими позволяют сделать вывод о необходимости заказчику владеть управленческими

сз о

со £

m Р

сг

от А

компетенциями[7;8]. В свою очередь, управленческие компетенции предусматривают наличие развитого управленческого мышления, творческого мышления.

Что касается управленческого мышления, то требуется управленческое мышление нового формата, отвечающего вызовам и запросам глобальной цифровой трансформации. Автор термина «управленческое мышление» О.С. Аниси-мов рассматривал его сущность как особого стиля мышления, необходимого для принятия решений. Отечественные и зарубежные ученые относят к новому управленческому мышлению такие личностные качества:

- концептуальный подход к управленческой деятельности;

- постоянное самообразование;

- системность в мышлении и деятельности управленца и др.

Кузин Д.В., Пономарёв И.П. (2021)) охарактеризовали управленческое мышление в новой реальности через анализ разных парадигм менеджмента, осветив ключевые авторские определения:

- «аджайл-менеджмент» М3.0 (Апелло,2018),

- «сознательный менеджмент» (Макки и Сисо-диа, 2015),

- новый «геном менеджмента» (Хэмел, 2013),

- «радикальный менеджмент» (Деннинг, 2010),

- «управление на основе ценностей» (Долан и Гарсия,2008)[2].

Авторы приходят к выводу о том, что всем определениям характерна общая черта - идет изменение устоявшегося типа управленческого мышления.

Творческое мышление - сегодня неотъемлемая черта успешного управленца в сфере закупок. Развитие творческого мышления управленцев, специалистов, экспертов в сфере закупок невозможно без понимания сущности научной категории «творчество». К характеристике творчества как научной дефиниции обращаются со времен античности. Единых подходов нет - определение творчества характеризуется большой вариативностью. Я.О. Пономарев на основе анализа литературных источников, биографий и автобиографий известных людей выделил качества человека с высоким творческим потенциалом: чрезвычайное напряжение внимания; высокая впечатлительность; целостность восприятия; интуиция; фантазия, выдумка; дар преподавания; большой объем знаний. Отечественные и зарубежные ученые выделяют такие характерные черты творческой личности: отклонение от шаблона; оригинальность; инициативность; высокая самоорганизация; трудоспособность; потребность в интеллектуальном труде; высокий уровень требовательности; готовность к риску; независи-Е мость суждений; активность; умение защитить полученные результаты и др. Анализ научной ли-£ тературы, беседы с управленцами, собственный § опыт авторов позволяет к характерным чертам творческого мышления контрактного управляю-Ц щего, заместителя директора образовательного

учреждения по ресурсам, эксперта в сфере закупок отнести:

- нестандартность - способность находить оригинальные идеи в решении типичных проблем закупочной деятельности;

- мобильность - умение оперативно получать новые знания с учетом цифровых возможностей, осмысливать полученный опыт в сфере закупок;

- протокольность - умение отличать факты от непроверенной информации, желаемое от реального и др.;

- методичность - последовательное осмысление цели каждой закупки с учетом реальности и цифровой прослеживаемости закупочных процедур;

- конструктивность - умение найти не только причину возникающих проблем, но и реальные нестандартные пути предотвращения возможных рисков.

Творческое мышление чрезвычайно важно для организации управления закупками как системы, представляющий собой комплекс определенных условий, к которым можно отнести:

- цели управления закупками и их декомпозиция;

- задачи управления закупками в целом и каждой закупкой в частности;

- принципы управления закупками с учетом циф-ровизации закупочной деятельности;

- функции управления закупками в условиях постоянного изменения нормативно - правового обеспечения закупок;

- технологии, методы, механизмы, приемы управления закупками;

- результаты управленческой деятельности. Системный подход к управлению закупками

включает в себя целый ряд факторов, реализация которых требует от заказчика овладения высоким уровнем управленческого и творческого мышле-ния[5]. К таким факторам можно отнести:

- информационное обеспечение управления закупками;

- своевременная реакция на поступающую информацию;

- корректировка целей управления закупками;

- управленческая исполнительность;

- реализация полного управленческого цикла;

- создание комплекса систем (система аналитической деятельности, системы организационно - координационной деятельности, система контроля и др.);

- технологизация и автоматизация закупочной деятельности;

- культура управления и др. Управленческие компетенции заказчиков позволяют каждому работнику достичь высоких профессиональных результатов. Опрос заказчиков -управленцев позволил выделить такие характеристики, способствующие успешности управленца в сфере закупок:

- высокий уровень коммуникабельности;

- способность брать на себя ответственность;

- готовность идти на риск;

- умение делегировать полномочия;

- способность генерировать идеи;

- семейная поддержка;

- хорошее здоровье.

Управленец в сфере закупок, по мнению опрошенных, успешен тогда, когда он способен привести к успеху сотрудников, участвующих в закупке, а для этого ему необходимо обладать следующими качествами:

- быть открытым к общению и сотрудничеству с каждым;

- не являться сторонником «кабинетного управления»;

- уметь слушать и слышать;

- уметь делегировать полномочия;

- толерантно реагировать на критику;

- не искать виновных, а искать причину проблемы;

- быть всегда открытым для новых идей;

- развивать умения к формированию команды и работы в команде и др. Трансформация компетентностного подхода

требует от нас глубокого анализа запросов рынка труда и формирования актуальных не только профессиональных, но и универсальных компетенций. Компетентностный подход с новым содержанием, учитывающим опыт формирования hard - skills, soft - skills и внедрение skills - gap, является одним из приоритетных направлений управления закупками с учетом заказа государства, общества, рынка труда, самого человека. Стремительные изменения социально - экономических условий, постоянные изменения законодательства в сфере закупок, динамика цифровых изменений и многие другие факторы способствуют обновлению содержания компетенций заказчика, что позволяет осуществлять закупочную деятельность в соответствии с задачами макроэкономического регулирования экономики. Поиски оптимальных управленческих решений для эффективной и качественной закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд приведут к успешному решению поставленных задач при условии постоянного развития управленческих компетенций заказчиков с учетом трансформации компетентностного подхода.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.». [Электронный ресурс].— Режим доступа: Консультант Плюс.

2. Кузин Д. В., Пономарёв И.П. Управленческое мышление в новой реальности. Мир новой экономики. 2021;15(2):107-117.

3. Кузин Д.В. Современные концепции менеджмента: Сдвиг парадигм. М.: Кнорус; 2021. 342 с.

4. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26-27 сентября 2019 г. [Текст] / А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.; отв. ред. И.В. Дворецкая; пер. с кит. Н.С. Кучмы; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики,

2019. - 155 с.

5. Сергеева С.А. Профессиональные компетенции специалистов в сфере закупок в части статистики как фактор повышения качества закупаемых товаров, работ, услуг в условиях цифровизации. - Финансовые рынки и банки. - 2021. - № 6. - С.

6. Сергеева С.А., Абдалова Т.Ю., Золотухина Ю.В. Зарубежный опыт развития цифровых компетенций в подготовке высокопрофессиональных кадров // Финансовые рынки и банки.

2020. № 2. С. 91-94.

7. Белая книга проконкурентных региональных практик за 2019 год // Официальный сайт ФАС РФ. URL: https://fas.gov.ru/pages/ vazhnaya-informacziya/otkryitoe-vedomstvo/ belaya-i-chernaya-knigi.html (дата обращения: 10.11.2021)

8. Реестр передовых практик реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок // Официальный сайт Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам» URL: http://ooogos.ru/ regions/rating/reestr-lpr/luchshie-praktiki.php (дата обращения 10.11.2021).

DEVELOPMENT OF SOFT-SKILL MANAGEMENT COMPETENCIES OF CUSTOMERS AS A TOOL TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF PUBLIC PROCUREMENT

Gladilina I.P., Vorontsov A.V.

Moscow City University of Management of the Moscow Government named after Yu.M. Luzhkov

The competence-based approach to the development of the professionalism of customers in the implementation of purchases is the subject of scientific research by domestic and foreign scientists. The rapid changes taking place today in the reality around us require changes in the essence of the competence-based approach itself. Understanding the transformation of the competence-based approach is built on the analysis of a huge number of criteria, including an in-depth analysis of the demands of the labor market. The competence-based approach with new content, taking into account the experience of the formation of hard - skills, soft - skills and the introduction of skills - gap, is one of the priority areas of procurement management, taking into account the order of the state, society, the labor market, and the person himself. Rapid changes in social and economic conditions, constant changes in procurement legislation, the dynamics of digital changes and many other factors contribute to updating the content of the customer's competencies, which allows procurement activities to be carried out in accordance with the tasks of macroeconomic regulation of the economy. The search for optimal management solutions for the efficient and high-quality procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs will lead to a successful solution of the tasks

C3

о

CO £

m Р

СГ

от А

IE

set, subject to the constant development of customers' managerial competencies.

Keywords: public procurement, customer professionalism, competence-based approach, managerial competencies, managerial thinking, creative thinking, professional success.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic development objectives of the Russian Federation for the period up to 2024". [Electronic resource].— Access mode: Consultant Plus.

2. Kuzin DV, Ponomarev IP Administrative thinking in a new reality. The world of the new economy. 2021; 15 (2): 107-117.

3. Kuzin DV Modern concepts of management: A paradigm shift. M .: Knorus; 2021.342 s.

4. Problems and prospects of digital transformation of education in Russia and China. II Russian-Chinese Conference of Educational Researchers "Digital Transformation of Education and Artificial Intelligence". Moscow, Russia, September 26-27, 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Text] / A. Yu. Uvarov, S. Wang, Ts. Kahn and others; otv. ed. I.V. Dvoretskaya; per. with whale. N.S. Kuchma; Nat. issled. University "Higher School of Economics". - M .: Ed. House of the Higher School of Economics, 2019. - 155 p.

5. Sergeeva S.A. Professional competence of procurement specialists in terms of statistics as a factor in improving the quality of purchased goods, works, services in the context of digitaliza-tion. - Financial markets and banks. - 2021. - No. 6. - WITH.

6. Sergeeva S.A., Abdalova T. Yu., Zolotukhina Yu.V. Foreign experience in the development of digital competencies in the training of highly professional personnel // Financial markets and banks. 2020. No. 2. S. 91-94.

7. White paper of pro-competitive regional practices for 2019 // Official website of the FAS RF. URL: https://fas.gov.ru/pag-es/vazhnaya-informacziya/otkryitoe-vedomstvo/belaya-i-chernaya-knigi.html (date accessed: 10.11.2021)

8. Register of best practices for implementing legislation in the field of procurement // Official site of the All-Russian public organization "Guild of domestic buyers and specialists in procurement and sales" URL: http://ooogos.ru/regions/rating/reestr-lpr/luch-shie- praktiki.php (date of treatment 11/10/2021).

a.

e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.