Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЗАКУПОК В ЧАСТИ СТАТИСТИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗАКУПАЕМЫХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЗАКУПОК В ЧАСТИ СТАТИСТИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗАКУПАЕМЫХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ЧАСТИ СТАТИСТИКИ / ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Светлана Александровна

Цифровизация закупок, оптимизационные мероприятия и другие актуальные изменения требуют обязательного введения в структуру и содержание профессиональных компетенций заказчиков такого направления как статистика закупок. Более того, работа практически каждого управленца, специалиста и эксперта в сфере закупок к примеру, с большими данными невозможна без навыков элементарной статистической обработки полученных результатов, что, в свою очередь, определяет содержание и процесс принятия и реализации управленческих решений. Но как определить необходимый объем знаний, умений и навыков в области статистического анализа, которыми должен овладеть выпускник образовательной программы -эти и многие другие вопросы остаются открытыми. С позиции оценки эффективности развития профессиональных компетенций управленцев, специалистов в сфере закупок в части статистики закупок в условиях цифровизации, по нашему мнению, применимы модификации традиционных показателей, характеризующих результативность проводимых мероприятий. Также требуется разработка новых оценочно - измерительных показателей. При этом, очень важно помнить, что полученный результат идентифицируется исключительно в дальнейшей перспективе и для определения причин, вызвавших отклонение от предполагаемых результатов необходимо провести подробную исследовательскую работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сергеева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF PROCUREMENT IN TERMS OF STATISTICS AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF PURCHASED GOODS, WORKS, SERVICES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Digitalization of purchases, optimization measures, etc. require the mandatory introduction of such areas as procurement statistics into the structure and content of the professional competencies of customers. Moreover, the work of almost everyone, not only a manager, but also a specialist, for example, with big data, is impossible without the skills of elementary statistical processing of the results obtained, which, in turn, determines the content and process of making and implementing managerial decisions. But how to determine the required amount of knowledge, skills and abilities in the field of statistical analysis that a graduate of the educational program should master - these and many other questions remain open. From the standpoint of assessing the effectiveness of the development of professional competencies of managers, specialists in the field of procurement in terms of procurement statistics in the context of digitalization, in our opinion, modifications of traditional indicators that characterize the effectiveness of activities are applicable. It also requires the development of new evaluation and measurement indicators. At the same time, it is very important to remember that the result obtained is identified exclusively in the long term, and in order to determine the reasons that caused the deviation from the expected results, it is necessary to conduct a detailed research work, which will take into account the aspects characteristic of each problem block.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЗАКУПОК В ЧАСТИ СТАТИСТИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗАКУПАЕМЫХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Профессиональные компетенции специалистов в сфере закупок в части статистики как фактор повышения качества закупаемых товаров, работ, услуг в условиях цифровизации

Сергеева Светлана Александровна,

кандидат экономических наук, соискатель кафедры управления активами Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации E-mail: ugmzmag@yandex.ru

Цифровизация закупок, оптимизационные мероприятия и другие актуальные изменения требуют обязательного введения в структуру и содержание профессиональных компетенций заказчиков такого направления как статистика закупок. Более того, работа практически каждого управленца, специалиста и эксперта в сфере закупок к примеру, с большими данными невозможна без навыков элементарной статистической обработки полученных результатов, что, в свою очередь, определяет содержание и процесс принятия и реализации управленческих решений. Но как определить необходимый объем знаний, умений и навыков в области статистического анализа, которыми должен овладеть выпускник образовательной программы -эти и многие другие вопросы остаются открытыми. С позиции оценки эффективности развития профессиональных компетенций управленцев, специалистов в сфере закупок в части статистики закупок в условиях цифровизации, по нашему мнению, применимы модификации традиционных показателей, характеризующих результативность проводимых мероприятий. Также требуется разработка новых оценочно - измерительных показателей. При этом, очень важно помнить, что полученный результат идентифицируется исключительно в дальнейшей перспективе и для определения причин, вызвавших отклонение от предполагаемых результатов необходимо провести подробную исследовательскую работу.

Ключевые слова: государственные закупки, цифровизация, профессиональные компетенции в части статистики, оценка образовательных программ.

Развитие профессиональных компетенций специалистов в сфере закупок в части статистики сегодня является одной из приоритетных научных задач кадрового обеспечения сферы закупок, требующих своего теоретического и практического решения. Государственные приоритеты в вопросах подготовки кадров, готовых к эффективной профессиональной деятельности в условиях циф-ровизации, находят отражение в содержании образовательных программ.

Цифровизация закупок, оптимизационные мероприятия требуют обязательного введения в структуру и содержание профессиональных компетенций заказчиков такое направление как статистика закупок. Более того, работа практически каждого не только управленца, но и специалиста с большими данными невозможна без навыков элементарной статистической обработки полученных результатов, что, в свою очередь, определяет содержание и процесс принятия и реализации управленческих решений. Но как определить необходимый объем знаний, умений и навыков в области статистического анализа, которыми должен овладеть выпускник образовательной программы -эти и многие другие вопросы остаются открытыми.

Профессиональный статистический анализ является необходимым фактором повышения качества закупочной деятельности. С этой целью был разработан, описан в научных статьях и монографиях авторский интегральный индикатор условий прозрачности государственных закупок, основанный на факторном моделировании, результаты применения которого позволяют применять взвешенные управленческие решения, способствующие повышению качества закупочной деятельности [4;5]. Интегральный индикатор позволяет сформировать гибкую, динамичную систему мониторинга в части прозрачности закупок. Индикатор прозрачности был выбран в качестве базового в связи с тем, что прозрачность позволяет обеспечить и решить многие вопросы антикоррупционной составляющей без проведения специальных мероприятий постоянного контроля над каждой сделкой и сохранить контроль только над теми факторами, которые оказывают существенное влияние (табл. 1).

В состав интегрального индикатора необходимо включать только те параметры, которые подтверждаются в последовательно изучаемых периодах, и которые обеспечивают стабильность факторов, влияющих на изменения наблюдаемого параметра (в данном случае прозрачности закупок).

сз о

со £

m Р

сг

от А

Таблица 1

Информационное обеспечение Процедуры мониторинга

Факторный анализ Базовый уровень Лучшие практики От-дельные сигналы

Официальная статистика

Интернет-проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок»

Специальные исследования, включая экспертные оценки

Разовые сведения

Q. в

OJ 03

Такой подход позволяет отказаться от постоянного «изобретения» и внедрения новых индикаторов в угоду новых тенденций и обеспечить возможность сохранения базовых факторов наблюдения в течении длительного периода. Разработанная процедура позволяет осуществить анализ влияния факторов и, затем либо отказаться, либо включить те или иные факторы в модель. Такой подход и обеспечивает соблюдение требований к мониторингу, обеспечивая систематическую повторяемость оценок и измерений. При этом система индикаторов будет претерпевать изменения при исследовании динамики. Такой подход позволяет выделить четыре уровня корректировок и возможных действий по внесению изменений в государственную политику регламентации закупок:

- продолжение наблюдения при незначимых отклонениях интегрального показателя;

- внесение изменений в процедуры и организационные решения на уровне регионов, включая законодательные инициативы;

- внесение предложений по дополнительному анализу ситуации на федеральном уровне -при проявлении системных отклонений во всех региональных кластерах;

- внесение изменений в мониторинг для учета нового явления с целью его дальнейшей идентификации.

Разработанная методика расчета интегрального индикатора условий прозрачности государственных закупок на региональном уровне включает моделирование определенных социально-экономических факторов, влияющих на параметры и последствия закупочной деятельности. На основе разработанного интегрального индикатора условий прозрачности государственных закупок сформирован организационно-управленческий сценарий антикоррупционного мониторинга, обеспечивающий функционирование модели постоянного наблюдения и контроля в сфере закупочной деятельности на основе формирования системы информационного обеспечения и выявления различного рода отклонений (нарушений) для по-

лучения информации о необходимости изменений и обоснования управленческих решений и предложений, направленных на совершенствование государственной политики в сфере регламентации государственных закупок.

Но успешность предложенных мероприятий напрямую зависит от уровня профессионализма осуществляемого статистического анализа. Как свидетельствуют современные закупочные практики оперирование принципом профессионализма заказчика в государственном секторе невозможно при недостаточном количестве работников с высоким профессиональным потенциалом. Что касается развития профессиональных компетенций специалистов в сфере закупок в части статистики, то нужна чёткая мотивация сотрудников, достаточная квалификация, наличие актуальных компетенций. Личный и профессиональный потенциал сотрудника выступает в роли ключевого параметра для дальнейшего увеличения уровня профессионализма в части ведения статистики закупочной деятельности.

Для разработки программ и образовательного контента по вопросам сбора и анализа статистической информации о закупках необходимо определить как в целом оценивать уровень развития компетенций специалистов в сфере закупок. С учетом высокой степени социальной значимости государственных закупок, возникает необходимость в комплексной оценке их профессиональных компетенций. Мониторинг уровня развития профессиональных компетенций специалистов в сфере закупок в части статистики закупочной деятельности - достаточно сложный процесс. Что касается практики мониторинга уровня развития профессиональных компетенций, то в зарубежной научной литературе рассматривается необходимость проведения опросов и фиксации неколичественных показателей изменений в развитии компетенций у сотрудников и повышения их потенциала после внедрения программ формирования и развития компетенций. Таким образом, можно рассматривать организационные аспекты мониторинга уровня развития профессионализма специалистов в сфере закупок основываясь на применении моделей оценки персонала. К примеру, рассмотрим модель Дональда Киркпатриках[6], согласно которой для оценки эффективности программ обучения и развития сотрудников выделяются четыре основных уровня:

Реакция (Reactions) - мгновенная обратная связь от участников по прошествии обучающего или развивающего мероприятия, с тем чтобы оценить их впечатление от проведенного элемента программы.

Научение (Learning) - оценка изменений в знаниях и навыках участников программы развития, методы которой варьируются от формального тестирования до группового и индивидуального оценивания.

Поведение (Behavior) - применение полученных знаний и навыков в повседневной жизни, на рабо-

чем месте, иными словами, демонстрация компетенций при решении профессиональных задач.

Результаты (Results) - изменения, которые произошли после проведения программы развития сотрудников, включая в себя улучшение показателей работы, снижение текучести кадров и другие.

Для количественной оценки возврата инвестиций в программы развития персонала и получения более целостной картины об их эффективности, к четырем уровням Д. Киркпатрика можно добавить пятый уровень Д. Филлипса - показатель ROI. Модель Киркпатрика - Филлипса[2], включающая в себя пять этапов оценки программы развития компетенций позволяет оценить как количественные, так и качественные показатели повышения квалификации сотрудников и оценить эффективность системы обучения и развития компетенций сотрудников. Анализ научной литературы и практик мониторинга уровня развития тех или иных профессиональных компетенций специалистов в сфере закупок и профессиональных компетенций в области статистики закупочной деятельности позволил рассматривать одной из эффективных моделей, модель, позволяющую оценить степень содействия благосостоянию специалиста, модель Г. Беккера[3].

На уровень развития профессионализма специалистов в сфере закупок в части ведения статистики закупочной деятельности оказывает влияние не только содержание образовательных программ, но и сам образовательный контент, и личность преподавателя, и организация взаимодействия с членами профессионального сообщества, заинтересованными в поиске решений по данной проблематике.

Анализ образовательных программ для специалистов в сфере закупок и подходов к их реализации, представленных в открытом доступе, показал повсеместное использование таких методик организации обучения:

- проводимые вне рабочего пространства:

- обучение с применением новейших информационных разработок (обучение в онлайн-режиме), подразумевающее широкое использование интерактивных разработок;

- традиционное обучение в лекционном формате, пассивный способ обучения, имеющий ряд недостатков, к примеру, усталость обучающихся, нехватка обратной связи с лектором;

- увеличение уровня квалификации и профессионализма при помощи выполнения ряда задач, направленных на развитие творческих умений, логического мышления и методики критической оценки возникающих проблем (дискуссионные клубы; клубы по профессиональным интересам и др.);

- тренинги, семинары, конференции, т.е. обучения при групповом решении проблем;

- получение профессиональных компетенций на основе моделирования процессов и ситуаций в прикладной парадигме (решение экономических и производственных вопросов на ос-

новании моделирования и анализа аналогичных ситуаций);

- индивидуальное консультирование по конкретным вопросам

- проводимые без отрыва от рабочего места:

- взаимодействие сотрудников, в том числе наставничество;

- ротация кадров, т.е. увеличение потенциала в профессиональном плане за счёт ранжирования сотрудников между подразделениями и изучением схожих задач и функций.

Что касается мобильных приложений, обмена опытом - социального обучения, то данные подходы отражены фрагментарно. И тогда жестко встает вопрос оценки образовательных программ, образовательного контента, результативности обучения. С позиции оценки эффективности развития профессиональных компетенций специалистов в сфере закупок в части ведения статистики закупочной деятельности в условиях цифровизации, по нашему мнению, применимы модификации традиционных показателей, характеризующих результативность проводимых мероприятий. Например, рентабельность затрат на внедрение системы развития компетенций в части статистики закупочной деятельности предусматривает использование распространенного в зарубежной практике показателя прибыли на инвестиции (ROI - return of investment), при котором полученная прибыль сравнивается с первоначальными затратами. Учитывая специфику закупочной деятельности, считаем целесообразным вместо прибыли использовать сумму экономии бюджетных средств,

Zэ'

• 100%,

З

Р =

' кп

где Ркп - уровень рентабельности расходов на апробацию образовательных программ по развитию профессиональных компетенций специалистов в сфере закупок в части статистики;

Э(. - общая сумма экономии средств из государственного бюджета, который произойдёт при реализации i задачи;

t - число требуемых мероприятий, которые подразумевает программы развития профессиональных компетенций специалистов в сфере закупок в части статистики; 3кп - общая сумма расходов, напрямую зависящих от внедрения компетентностного подхода для развития профессиональных компетенций специалистов в сфере закупок в части статистики.

Этот показатель позволяет определить уровень экономии, которую можно получить при проведении требуемых мероприятий для единицы затрат, напрямую зависящих от внедрения образовательных программ развития профессиональных компетенций специалистов в сфере закупок в части статистики.

Таким образом, приведённые выше параметры, дают возможность провести быстрый и глубокий мониторинг образовательных программ развития профессиональных компетенций специ-

сз о со от m Р от

от А

алистов в сфере закупок в части статистики. Тем не менее, полученный результат идентифицируется исключительно в дальнейшей перспективе и для определения причин, вызвавших отклонение от предполагаемых результатов необходимо провести подробную исследовательскую работу, в которой будут учтены характерные для каждого проблемного блока аспекты. В ходе исследования был разработан и реализован ряд рабочих программ дисциплин для студентов магистерских программ кафедры управления государственными и муниципальными закупками университета Правительства Москвы «Управление государственными и муниципальными закупками», «Управление экспертизой в сфере закупок», «Управление государственными, муниципальными и корпоративными закупками» [7].

Таким образом, внедрение системы требований к необходимому образованию специалистов в сфере закупок в части ведения статистики закупочной деятельности даёт необходимый инструментарий для практического использования парадигмы профессионализма со стороны заказчика и достижения поставленных задач и целей в области улучшения системы закупок для нужд государства.

Литература

1. Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (актуальная редакция). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс.

2. Модель оценки эффективности обучения Кир-кпатрика - Филипса. - [Электронный ресурс]. -HRland.org

3. Becker G. Human Capital. NY., L., 1975. - [Электронный ресурс]. - http://methodology.chat.ru/ becker1.htm

4. Sergeeva S.A., Arionchik A.A. STATISTICAL STUDIES OF NON-PRICE COMPETITION IN THE STRUCTURE OF PUBLIC PROCUREMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION // Journal of Internet Banking and Commerce. 2016. Т. 21. № S4.

5. Sergeeva S.A. SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY USING THE RESULTS OF STATISTICAL ANALYSIS OF THE PUBLIC PROCUREMENT VOLUME // Astra Salvensis. 2018. Т. 6. С. 147-157.

6. Kirkpatrick, D. L. (1998). Evaluating training programs: the four levels. San Francisco: Berrett -Koehler Publishers, Inc. [Электронный ресурс]. -HRland.org

7. Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской университет управления Правительства Москвы».—. [Электронный ресурс]. - info@mguu.ru

PROFESSIONAL COMPETENCE OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF PROCUREMENT IN TERMS OF STATISTICS AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF PURCHASED GOODS, WORKS, SERVICES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Sergeeva S.A.

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Abstract Digitalization of purchases, optimization measures, etc. require the mandatory introduction of such areas as procurement statistics into the structure and content of the professional competencies of customers. Moreover, the work of almost everyone, not only a manager, but also a specialist, for example, with big data, is impossible without the skills of elementary statistical processing of the results obtained, which, in turn, determines the content and process of making and implementing managerial decisions. But how to determine the required amount of knowledge, skills and abilities in the field of statistical analysis that a graduate of the educational program should master - these and many other questions remain open. From the standpoint of assessing the effectiveness of the development of professional competencies of managers, specialists in the field of procurement in terms of procurement statistics in the context of digitalization, in our opinion, modifications of traditional indicators that characterize the effectiveness of activities are applicable. It also requires the development of new evaluation and measurement indicators. At the same time, it is very important to remember that the result obtained is identified exclusively in the long term, and in order to determine the reasons that caused the deviation from the expected results, it is necessary to conduct a detailed research work, which will take into account the aspects characteristic of each problem block.

Keywords: public procurement, digitalization, professional competence in terms of statistics, evaluation of educational programs.

References

1. Federal Law No. 44 "On the contractual system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs. (current edition). - [Electronic resource]. - Access mode: Consultant Plus.

2. A model for evaluating the effectiveness of Kirkpatrick - Philips training. - [Electronic resource]. - HRland.org

3. Becker G. Human Capital. NY., L., 1975. - [Electronic resource]. - http://methodology.chat.ru/becker1.htm

4. Sergeeva S.A., Arionchik A.A. STATISTICAL STUDIES OF NON-PRICE COMPETITION IN THE STRUCTURE OF PUBLIC PROCUREMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION // Journal of Internet Banking and Commerce. 2016. T. 21. No. S4.

5. Sergeeva S.A. SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY USING THE RESULTS OF STATISTICAL ANALYSIS OF THE PUBLIC PROCUREMENT VOLUME // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6.S. 147-157.

6. Kirkpatrick, D. L. (1998). Evaluating training programs: the four levels. San Francisco: Berrett - Koehler Publishers, Inc. [Electronic resource]. - HRland.org

7. State autonomous educational institution of higher education "Moscow City University of Management of the Government of Moscow". - [Electronic resource]. - info@mguu.ru

e

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.