Научная статья на тему 'Подготовка специалистов в сфере закупок к работе в условиях умной контрактной системы'

Подготовка специалистов в сфере закупок к работе в условиях умной контрактной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УМНАЯ СИСТЕМА ЗАКУПОК / УМНЫЙ КОНТРАКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЗАКУПОК / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / SMART PROCUREMENT SYSTEM / SMART CONTRACT / INTELLIGENT INFORMATION SYSTEM / PROFESSIONALISM OF PROCUREMENT SPECIALISTS / DIGITAL COMPETENCIES / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладилина И.П., Сергеева С.А., Кадыров Н.Н., Мельникова А.В., Строганова Е.В.

В настоящее время на рынке существует тенденция, связанная с возрастающим применением систем автоматики, роботизации и замещения различных трудовых функций искусственным интеллектом. Несомненно, цифровизация закупок это глобальный и мощный этап развития закупочной деятельности. Россия вступила на путь изменений, и сейчас необходимо не только осознать факт того, что новые технологии все больше входят в повседневную жизнь и работу, и, в свою очередь, меняют их, но и не менее важный факт только тот будет успешным сегодня в профессии, кто сможет быстро овладеть основными цифровыми компетенциями, а также будет обладать готовностью к постоянному самообразованию. Ситуация с пандемией вносит определенные акценты в организацию подготовки современных кадров, которым приходится решать задачи в режиме жестких требований к новому формату профессиональных задач. Цифровая образовательная среда один из приоритетных вариантов подготовки специалистов в сфере закупок к работе в условиях умной контрактной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING SPECIALISTS IN PROCUREMENT TO WORK IN A SMART CONTRACT SYSTEM

Currently, there is a trend in the market associated with the increasing use of automation, robotics and the replacement of various labor functions with artificial intelligence. Undoubtedly, the digitalization of procurement is a global and powerful stage in the development of procurement. Russia has embarked on a path of change, and now it’s necessary not only to realize the fact that new technologies are increasingly entering everyday life and work, and, in turn, change them, but also an equally important fact only that will be successful today in the profession who can quickly master the basic digital competencies, and will also have a willingness to continuous self-education. The situation with the pandemic makes certain emphasis in the organization of training of modern personnel who have to solve problems in the regime of strict requirements for a new format of professional tasks. The digital educational environment is one of the priority options for training specialists in procurement to work in an intelligent contract system.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов в сфере закупок к работе в условиях умной контрактной системы»

Подготовка специалистов в сфере закупок к работе в условиях умной контрактной системы

о см о см

<0

о ш т

X

<

т О X X

Гладилина Ирина Петровна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», gladilinaIP@edu.mos.ru

Сергеева Светлана Александровна,

кандидат экономических наук, соискатель кафедры управления активами Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, ugmzmag@yandex.ru

Кадыров Нияз Назылович,

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова», ugmzmag@yandex.ru

Мельникова Анна Витальевна,

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова», ugmzmag@yandex.ru

Строганова Евгения Владимировна,

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова», ugmzmag@yandex.ru

В настоящее время на рынке существует тенденция, связанная с возрастающим применением систем автоматики, роботизации и замещения различных трудовых функций искусственным интеллектом. Несомненно, цифровизация закупок — это глобальный и мощный этап развития закупочной деятельности. Россия вступила на путь изменений, и сейчас необходимо не только осознать факт того, что новые технологии все больше входят в повседневную жизнь и работу, и, в свою очередь, меняют их, но и не менее важный факт - только тот будет успешным сегодня в профессии, кто сможет быстро овладеть основными цифровыми компетенциями, а также будет обладать готовностью к постоянному самообразованию. Ситуация с пандемией вносит определенные акценты в организацию подготовки современных кадров, которым приходится решать задачи в режиме жестких требований к новому формату профессиональных задач. Цифровая образовательная среда - один из приоритетных вариантов подготовки специалистов в сфере закупок к работе в условиях умной контрактной системы. Ключевые слова: умная система закупок, умный контракт, интеллектуальная информационная система, профессионализм специалистов в сфере закупок, цифровые компетенции, цифровая образовательная среда

Происходящие стремительные изменения в социально - экономическом развитии страны, технологический прорыв требуют новых подходов к развитию профессионализма работников с учетом цифровизации профессиональной деятельности[7;8]. Ситуация с пандемией вносит определенные акценты в организацию подготовки современных кадров, которым приходится решать задачи в режиме жестких требований к новому формату профессиональных задач. Сфера закупок -один из важнейших сегментов социально - экономического развития каждой страны. Цифровая экономика в полной мере затрагивает закупочную деятельность.

Цифровизация закупок, информационные системы позволяют реализовать технические методы, способствующие достижению положительной динамики в борьбе с неэффективностью, коррупцией и другими нарушениями, свойственными сфере закупок. Мы стали участниками становления умной системы закупок:

В сфере закупок умные контракты позволят автоматически возвращать обеспечение исполнения контракта (залога) поставщикам и зачислять средства на их счета в соответствии с результатами установленных процедур.

Сбербанком обновлена версия «Сервис гарантированных расчетов», который представляет собой онлайн-инструмент, защищающий взаиморасчеты между покупателями и поставщиками товаров и услуг[5]. Интерес представляет система защиты покупателей, которая используется на таких платформах, как А№пЬ и А^ргеББ. При оплате услуги или товара вся сумма списывается со счёат заказчика, но продавец не получает её до тех пор, пока не будут выполнены два условия: прохождение определённого заранее промежутка времени или подтверждение со стороны заказчика услуги или товара. После того, как одно из указанных условий будет выполнено, продавец получит на свой счёт всю сумму. Внутри смарт - системы есть дополнительные условия, если заказчик сообщает о нарушении сделки. При подаче заявления о недобросовестности продавца смарт - система автоматически выключается от действия на данный заказ и начинается процедура рассмотрения заявки работником компании.

Умный контракт можно применять при закупках у единственного поставщика:

О на основе элементарных алгоритмов система может выбирать наиболее подходящий по описанию товар, работу, услугу и автоматически заключать контракт по заданным критериям

Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ 19-01000014

Без умных контрактов сложно создать интеллектуальную контрактную систему, примером которой может быть интеллектуальная система контрактации, разработанная в конце 2013 г. В. Бутериным[9], блокчейн-платформа ЕШегеит, создающая децентрализованные онлайн-сер-висы. «Технология ЕШегеит позволяет регистрировать любые сделки с любыми активами, основываясь на распределенной базе контрактов типа блокчейн, не прибегая к традиционным юридическим процедурам. Эта возможность является конкурентной по отношению к существующей системе регистрации сделок»[1].

Практическая реализация технологии умных контрактов базируется на двух концепциях: смарт - контракт и протокол криптовалюты.

Смарт - контракт является автоматизированной системой, где содержится весь перечень возможного развития событий без возможности изменять информацию. Базовой парадигмой работы данной системы является наличие сферы исполнения контракта. Система смарт -контрактов широко используется в блокчейн платформах. Все данные, поступающие в блокчейн платформу, проводятся через систему «Оракул», которая использует как цифровую, так и физическую информацию.

В области работы с ценными бумагами смарт - контракты уже рассматриваются как явная альтернатива всего взаимодействия в этой сфере. Так как в настоящий момент ценные бумаги фактически находятся в электронном виде, переход на блокчейн платформы часть исследователей называет следующим этапом эволюции.

Умные контракты не только обеспечат договора, но снизят риски недобросовестного исполнения договоров, уменьшат транзакционные издержки, возникающие при заключении и исполнении контрактов. Таким образом,

умны» контря нты можно рассматривать как инновационны и элемент контрактных систем, в том числе используемый в сфере закупок товаров, работ, услуг дли государственных и муниципальных нужд.

Как видим, в рамках государственного закупок имеются практические предпосылки для того, чтобы поднимать вопрос о формировании теоретической модели интеллектуальной контрактной системы.

□ ПОД ннТ(ЛЛ(иТу J Л экой контрактной <иСТ£ЫОн , сф*р4 НКуПО* ТОйЛрО», рабОТ, уСЛуГ дли обеспечения государственны* * муниципальных ну(ИКС »сфер« »купон)

следует понимать совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими действии, проводимых с использованием информационно-вычислительных систем с интеллектуальной поддеряхой и направленных на обеспечение государственны* и муниципальных нухд.

□ Р абщнкчертак система государственных закупок является важной частою информационно-телекоммуникационной инфраструктуры экономики государственного се Ktopa, значимой составляющей е-Govecnmen [, а потому зависима от информационных технологии и факторов развития прекграммно'Технических средств, теории интеллектуальных систем [ИО.

□ Интеллектуальна* система - програимнэп систеыа, совокупность взаимодействующих между собой относительно элеыентврных структур и процессов, способней решать задачи (за счет лотико-математических средств}, традиционно выполняемые человеком, но объединенные в целое выполнением функции интеллекта и принадлежащие конкретной предметной области.

В рамках сферы государственных закупок целесообразно реализовать интеллектуальную информационную систему.

□ Пол интеллектуальной информационной системой :ИИС; понимают комплекс программных, лингвистических и логико-математических средств длн реализации основной задачи - осуществления поддержки деятельности человекам поиска информации а речи не продвину тс го диалога на естественном языке. В рамках сферы государственных закупок целесообразна реализация ИИС.

л

Федеральной антимонопольной службой России совместно с ГК «Ростех», учитывающих все имеющиеся данные о ранее проведённых закупках, создаётся платформа, позволяющая в автоматизированном режиме до объявления закупки сформировать её предмет и начальную цену. Это позволит избежать ошибок при осуществлении госзакупок, а платформа станет началом становления полноценной интеллектуальной информационной системы[1].

Анализ научной литературы позволяет утверждать, что область применения новых информационных технологий и цифровых решений не исчерпывается только контрактами (табл. 1).

Таблица 1

Область применения технологий в интеллектуальной контрактной системе

Сфера

Информационны* системы в сфере ыкупок

Каталог ыкуло«

поиск

информации о закупках Поиск наилучших Предложений

Специальные

счет»

Возврат

обеспечения

заявки I ОбКАГИШП

Оплата контрактов

Blofkchatn ♦ big data

machine learning ♦ Artificial intelligence Artificial Intelligence

Artificial intelligence * smart contrail*

Blotkcehain * «mart contract«

Blockcehain « smart contracts

Эффект

Хранение результатов в распределённой сети, обеспечивающей целостность информационного потока между участниками, её не именуемое ть. Обобщение и анализ больших данных, возможность получения выводов для реализации стратегически« целей и задач

Кластеризация, группировку установление предельных цен и стандартизированных требований, осуществляемые и обновляемые i автоматичхком режиме Автоматическая подьорка и выдача результатов, автоматическая i рассылка «купон по «идам деятельности

Поиск наилучше е по соотношению цена - качество предложения (ооерты), автоматическое заключение контракта

Маркировка денгкни* сред: г в, «В10м«1иче(кий контроль расходовании

Автоматический возврат средств после наступления события либо подтверждения исполнения обязательств по кок тракту (публикации о системе документов о приемке)

Автоматическая оплата после наступления события (публикации в сь-стеме документов о приемке)

Все вышеуказанное убедительно свидетельствует о необходимости развития цифровых компетенций у специалистов в сфере закупок. Умная контрактная система требует хорошо развитой способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. При этом, объем информации постоянно возрастает. Много информации непроверенной, противоречивой, а зачастую и лживой. Как работать с Большими данными -один из самых актуальных вопросов подготовки специалистов в сфере закупок[6]. Не менее важный вопрос -способность к организации на высоком профессиональном уровне коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. В образовательных программах магистратуры кафедры Управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им.Ю.М.Лужкова» одним из важнейших принципов подготовки специалистов, экспертов, управленцев в сфере закупок определена

способность самостоятельного повышения уровня своего профессионализма. Формирующуюся цифровая образовательная среда позволяет каждому работнику сферы закупок самостоятельно определять свой образовательный маршрут. Но для того, чтобы работник мог избежать ошибок в выборе приоритетных задач повышения уровня той или иной профессиональной компетенции необходимо серьезное методологическое обеспечение развития цифровой образовательной среды в

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м о

целом и создания Цифрового профиля каждого работника сферы закупок. Задача развития цифровых компетенций специалистов обоснована в Пояснительной записке к проекту актуализированного профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок»[4], где представлена информация об учете цифровых технологий в профессиональных стандартах (табл. 2).

Таблица 2

Информация об учете цифровых технологий в профессиональных стандартах[4]

Обобщенная

трудовая функция (код и наименование)

А. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных

нужд

Необходимые умения, обеспечи вающие\опреде-ляющие использование цифровых технологий при выполнении данной функции

Создавать и вести информацион ную базу данных

В. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

С. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта (договора)

Необходимые умения, обеспечи вающие\опреде-ляющие использование цифровых технологий при выполнении данной функции

Работать в специализированных информационных системах, в том числе Единой информационной системе в сфере закупок

Обрабатывать и хранить данные процедур закупок

Производить проверку соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом (договором), условиям контракта (договора)_

Работать в специализированных информационных системах, в том числе Единой информационной системе в сфере закупок

1. Единая ин-формацион-ная система в сфере закупок

2. Программные продукты и програм-мно-аппарат-ные комплексы по систематизации основных показателей закупок у заказчика

3. Специализированные Электронные площадки для закупок

4. Электронные агрега-торы закупок

Примеры цифровых технологий, используемых в про-фессиональ-ной деятельности

1. Единая ин формацион-ная система в сфере закупок

2. Программные продукты и програм-мно-аппарат-ные комплексы по систематизации основных показателей закупок у заказчика

3. Специализированные Электронные площадки для закупок

4. Электронные агрега-торы закупок

1. Программные продукты и програм-мно-аппарат-ные комплексы по систематизации основных показателей закупок у заказчика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщенная

трудовая функция (код и наименование)

D. Контроль в сфере закупок

Необходимые умения, обеспечи-вающие\опреде-ляющие использование цифровых технологий при выполнении данной функции

Необходимые умения, обеспечи вающие\опреде-ляющие использование цифровых технологий при выполнении данной функции

Осуществлять проверку, анализ и оценку информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (договорам)

2. Использование аналитики «Больших данных»

Использовать специализированные информационные системы, включая Единую информационную систему в сфере закупок, и содержащиеся в них информацию

Примеры цифровых технологий, используемых в про-фессиональ-ной деятельности

1. Единая ин-формацион-ная система в сфере закупок

2. Программные продукты и програм-мно-аппарат-ные комплексы по систематизации основных показателей закупок у заказчика

3. Использование аналитики «Больших данных» и интеллектуальных технологий их обработки

Таким образом, цифровая образовательная среда -один из приоритетных вариантов подготовки специалистов в сфере закупок к работе в условиях умной контрактной системы. Возможности цифровой образовательной среды являются предметом серьезно научного изучения. Ситуация с пандемией ускорила процессы развития формата он - лайн обучения. Но цифровая образовательная среда - понятие гораздо более широкое, требующее большого количества актуальных цифровых образовательных продуктов.

Литература

1. Абучакра Р., Хури М. Эффективное правительство для нового века: Реформирование государственного управления в современном мире. М.: Олимп-Бизнес. 2016.

2. Бижоев Б.М. Основы интеллектуальной контрактной системы в сфере государственных закупок//Эконо-мика государственных закупок

3. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консуль-тантПлюс.

4. Пояснительная записка к проекту актуализированного профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» .- [Электронный ресурс]//Режим доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56713855 (дата обращения 4.05.2020).

5. Сбербанк поможет клиентам защитить сделки от непредвиденных рисков // ИА «Банки.ру»/ (http://www.banki.ru/news/ lenta/?id=10217533 - Дата обращения: 01.12.2019).

4

2

3

6. Теория и практика Больших данных в отраслях [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php.

7. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями [Электронный ресурс]. URL: https://sovman.ru/article/8001.

8. Цифровая Россия: новая реальность. Digital McKinsey. URL: http://www.tadviser.ru/images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf

9. Интеллектуальная система контрактации В. Буте-рина.- [Электронный ресурс].-https://bits.media/vitalik-buterin-rasskazal-o-planakh-po-razvertyvaniyu-ethereum-2-0/

10. Попова Е.В. Главная цель инновационного законодательства - стимулирование внедрения научных разработок в производство // Инновации. 2010. № 5 (139). С. 45-50.

11. Попова Е.В. Проблемные вопросы развития национальной инновационной системы в Российской Федерации // Инновации. 2007. № 11 (109). С. 3-9.

12. Левин Ю.А., Павлов А.О. Инновационная политика. Москва, 2016.

13. Кукушкина В.В. Использование инструментов стратегического управления в России // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2006. № 4 (16). С. 144-151.

14. Кукушкина В.В. Тенденции развития стратегического управления в России // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2007. № 1 (17). С. 109-117.

15. Матюнин Л.В., Александров Д.Г., Белотелова Н.П. Роль государства в регулировании инновационной деятельности в России // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2013. № 2 (29). С. 91-94.

16. Мумладзе Р.Г., Кованцева О.Н. Механизм государственного регулирования рыночной инфраструктуры // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2009. № 7 (12). С. 249.

Training specialists in procurement to work in a smart contract system

Gladilina I.P., Sergeeva S.A., Kadyrov N.N., Melnikova A.V., Stroganova E.V.

Moscow City University of Management of the Government of Moscow, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow City University of Management of the Government of Moscow named after Yu.M. Luzhkov Currently, there is a trend in the market associated with the increasing use of automation, robotics and the replacement of various labor functions with artificial intelligence. Undoubtedly, the digitalization of procurement is a global and powerful stage in the development of procurement. Russia has embarked on a path of change, and now it's necessary not only to realize the fact that new technologies are increasingly entering everyday life and work, and, in turn, change them, but also an equally important fact - only that will be successful today in the profession who can quickly master the basic digital competencies, and will also have a willingness to continuous self-education. The situation with the pandemic makes certain emphasis in the organization of training of modern personnel who have to solve problems in the regime of strict requirements for a new format of professional tasks. The digital educational environment is one of the priority options for training specialists in procurement to work in an intelligent contract system. Keywords: smart procurement system, smart contract, intelligent information system, professionalism of procurement specialists, digital competencies, digital educational environment

References

1. Abuchakra R., Khuri M. Effective government for the new century:

Reforming public administration in the modern world. M .: Olympus Business. 2016.

2. Bizhoev B.M. Fundamentals of the intellectual contract system in

the field of public procurement // Economics of public procurement

3. The passport of the national project "National Program" Digital

Economy of the Russian Federation ", approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, protocol dated 04.06.2019 No. 7. -[Electronic resource]. - Access mode: ConsultantPlus.

4. Explanatory note to the draft updated professional standard "Specialist in the field of procurement .-- [Electronic resource] // Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56713855 (access date 4.05. 2020).

5. Sberbank will help customers protect transactions from unforeseen risks // IA Banki.ru / (http://www.banki.ru/news/ lenta /? Id = 10217533 - Date of access: 01.12.2019).

6. Theory and practice of Big Data in industries [Electronic resource]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php.

7. The digital economy and its role in the management of modern

socio-economic relations [Electronic resource]. URL: https://sovman.ru/article/8001.

8. Digital Russia: a new reality. Digital McKinsey. URL: http://www.tadviser.ru/images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf

9. The intellectual system of contracting V. Buterin .- [Electronic

resource].-Https: //bits.media/vitalik-buterin-rasskazal-o-

planakh-po-razvertyvaniyu-ethereum-2-0/

10. Popova E.V. The main goal of innovative legislation is to stimulate the introduction of scientific developments into production // Innovations. 2010. No. 5 (139). S. 45-50.

11. Popova E.V. Problematic issues of the development of the national innovation system in the Russian Federation // Innovations. 2007. No. 11 (109). S. 3-9.

12. Levin Yu.A., Pavlov A.O. Innovative policy. Moscow, 2016.

13. Kukushkina V.V. The use of strategic management tools in Russia // Bulletin of the Russian State Trade and Economic University (RGTEU). 2006. No. 4 (16). S. 144-151.

14. Kukushkina V.V. Trends in the development of strategic management in Russia // Bulletin of the Russian State Trade and Economic University (RGTEU). 2007. No. 1 (17). S. 109117.

15. Matyunin L.V., Alexandrov D.G., Belotelova N.P. The role of the state in the regulation of innovation in Russia // Proceedings of the Russian Academy of Advocacy and Notaries. 2013. No. 2 (29). S. 91-94.

16. Mumladze R.G., Kovantseva O.N. The mechanism of state regulation of market infrastructure // Bulletin of the Russian State Agrarian Correspondence University. 2009. No. 7 (12). P. 249.

X X О го А С.

X

го m

о

2 О M

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.