Кадры для сферы закупок: профессиональные компетенции в части статистики
Сергеева Светлана Александровна
специалист кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», [email protected]
Кадровое обеспечение сферы закупок является достаточно сложной как теоретической, так и практической задачей. В структуре профессионализма заказчиков выделяется блок компетенций, требующих грамотного использования статистической информации для принятия обоснованных управленческих решений. Вопрос содержания соответствующих профессиональных компетенций стоит остро, так как нет единых подходов к требуемому уровню профессионализма при осуществлении закупок с использованием статистической информации для выявления и предотвращения возможных рисков заказчиков. Анализ закупочных практик, научной и методической литературы позволяет утверждать, что ключевыми параметрами содержания профессиональных компетенций с точки зрения использования статистической информации сегодня можно определить: аналитические навыки; гибкое мышление; творческое мышление; критическое мышление; работа с большими данными и др.
Ключевые слова: государственные закупки, заказчики, профессиональные компетенции, статистическая информация.
Статья выполнена в рамках проекта №17 - 02 -50115 РФФИ
Систематизация имеющихся и приобретение новых знаний в области статистики требует, чтобы руководители разного уровня, специалисты, эксперты в сфере закупок приобретали новые, систематизировали имеющиеся знания, позволяющие не только использовать статистическую информацию для принятия обоснованных управленческих решений, но и разрабатывать необходимые критерии и показатели требующейся информации. Вопрос содержания соответствующих профессиональных компетенций стоит остро, так как нет единых подходов к требуемому уровню профессионализма при осуществлении закупок с использованием статистической информации для выявления и предотвращения возможных рисков заказчиков. К примеру, при обучении студентов магистратуры направления подготовки Менеджмент, профиль «Управление экспертизой в сфере закупок» основам статистики используются следующие индикаторы достижения компетенций в процессе освоения учебной дисциплины (табл. 1)
Анализ закупочных практик, научной и методической литературы позволяет утверждать, что ключевыми параметрами содержания профессиональных компетенций с точки зрения использования статистической информации сегодня можно определить:
- аналитические навыки;
- гибкое мышление;
- творческое мышление;
- критическое мышление;
- работа с большими данными.
Помимо вышеуказанного сегодня эффективная и качественная закупочная деятельность возможна также при условии подготовки кадров к одновременной работе над несколькими проектами, в разных командах. И это реальная действительность -реальная закупочная деятельность. Зарубежные исследователи отмечают, что много-командность - это обязательное требование к обеспечению кадрами в будущем. Более того, команды в процессе реализации проекта могут меняться, а члены команды могут работать не только в разных организациях, но и в разных странах мира. Авторы доклада «The Future of Jobs» (World Economic Forum )утверждают, что к 2020 году произойдет увеличение спроса при отборе кадров на критическое мышление, творчество, эмоциональный интеллект и познавательную доступность. Безусловно, это серьезная заявка на жесткие требования к подготовке кадров, которые будут востребованы на рынке труда.
Систематизация и структурирование содержания профессиональных компетенций, обогащение новыми знаниями эффективно реализуется при обучении на основе кейс-метода. Процесс обучения на основе кейс-метода представляет собой некую имитацию реального события. При этом важно сочетание адекватного отражения реальной действительности с небольшими материальными и временными затратами. Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной творческой работы.
Кейсы отличаются по уровню обобщенности, по количеству предоставленной информации, по сложности и т.п. Кейсы по подготовке специалистов в сфере закупок в части статистики мы разрабатывали с учетом принципов, обеспечивающих эффективность их использования :
- соответствия целям профессиональной деятельности;
- максимального приближения к реальной действительности;
- подбора заданий с учетом использования различных способов их выполнения и решения обсуждаемых проблем.
В ходе реализации программы по основам статистики в части закупок одной из эффективных форм учебной деятельности студентов магистратуры (все работают в сфере закупок) стали консультации. При этом речь именно о классической форме консультирования как личностно-ориентированной парадигме обучения взрослых. Как свидетельствует наша практика происходит активное вовлечение интеллектуаль-
0 3
В
S
ff
2 е
8
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
ной, эмоционально-волевой сфер личности, с диалогичностью и субъект-субъектным характером отношений. В данном случае консультирование является мобильной формой восприятия дефицита знаний в необходимом для решения проблемы объеме. Но есть еще одна проблема: неготовность к консультированию как равноправному диалогу ни со стороны тех, кто учит, ни тех, кто учится. Консультационная практика напрямую связана с личностью консультанта, его профессиональными и личностными качествами.
Таким образом, профессиональные компетенции специалистов в сфере закупок являются актуальной научной задачей, требующей глубокого теоретического анализа существующих закупочных практик, практик подготовки кадров для решения задач обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Правовая система «Кон-сультантПлюс».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. № 1632-р (об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая система «Кон-сультантПлюс».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 г. № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая система «КонсультантПлюс».
4. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. 2017. № 6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ k-voprosu-o-tsifrovoy-gramotnosti
5. Гладилина, И.П. Кадровое обеспечение сферы закупок на основе современного гуманитарного образования как фактор развития экономики страны / Фундаментальные исследования. 2017. № 5. С. 149-153.
6. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. -С.616.
Таблица 1
Код
OK-!
СК-1
способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ГТК-4
1 [К-6
ПК-9
Наименование компетенции
- демонстрирует навыки применении методов абстрактного мышления, анализа, синтеза в сфере управления экспертизой закупок с использованием соответствующей статистической информации;
- анализирует поступающую статистическую информацию в процессе осуществления закупочной деятельности, выделяя сс наиболее значимые составляющие, необходимые для выявления и предотвращения рисков;
- анализирует поступающую статистическую информацию и рассматривает возможные нарианты развития событий, оценивает их последствия.
способность использовать количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессам и, готовить аналитические материалы по результатам их применения
способность обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями
способность проводить самостоятел ьные исследования в соответствии с разработанной программой
способность обосновывать эффективность экспертизы
Индикаторы достижении _ компетенции
- демонстрирует знание количественных и качественных методов исследований для разработки комплекса критериев и показателей сбора статистической информации;
- анализирует результаты исследований, в том числе, статистических, и сводит полученные данные в аналитические отчеты для последующего применения при разработке соответствующих унравлснчсскихрсшсний_
- 1-рамотно использует профессиональную лексику, в том числе, и в области статистики на русском и иностранном языках в письменной и устной коммуникации;
- использует статистические информационные базы на иностранном языке для решения профессиональных и исследовательских задач;
- использует отечественные и международные профессиональные стандарты в профессиональной и исследовательской деятельности -
-демонстрирует навыки самостоятельного исследования по изу чаемой проблематике; - разрабатывает программу исследования исходя из целей его проведения._
- определяет и оценивает последствия проводимой экспертизы с
исп ол ьзова н ием с оответству юще й статистической информации;
- логически верно, аргументировано и ясно строит устную и письменную речь
7. Шариков А.В. О четырехкомпонен-тной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14, № 1. С. 87-98
8. Шмелькова Л.В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее/дополнительное профессиональное обра-
зование в стране и мире - 2016 №8(30).
9. Цифровая экономика. Вызовы глобальной трансформации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИНрБ:// openinnovations.ru/.
10. Официальный сайт Мэра Москвы / Новости. - [Электронный ресурс] -
Режим доступа: https://www.mos.ru/news/ item/4651 1073/ (дата обращения 8.10.2018).
11. Официальный портал поставщиков г. Москвы / [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://zakupki.mos.ru/ (дата обращения 15.10.2018).
Shots for the sphere of purchases:
professional competences of a part of statistics Sergeeva S.A.
Moscow City University of Management of the
Government of Moscow Staffing of the sphere of purchases is rather difficult both theoretical, and practical task. In structure of professionalism of customers the block of the competences demanding competent use of statistical information for adoption of the justified management decisions is allocated. The question of maintenance of the corresponding professional competences is particularly acute as there are no uniform approaches to the required professionalism level at implementation of purchases with use of statistical information for identification and prevention of possible risks of customers. The analysis purchasing the practician, scientific
and methodical literature allows to claim that today it is possible to determine by key parameters of content of professional competences in terms of use of statistical information: analytical skills; flexible thinking; creative thinking; critical thinking; work with big data, etc.
Keywords: government procurement, customers, professional competences, statistical information.
References
1. Decree of the President of the Russian
Federation of 05/09/2017 No. 203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030". - [Electronic resource]. -Access mode: Legal system «Consultant Plus».
2. Order of the Government of the Russian
Federation of 28.07.2017, No. 1632-p (on approval of the program "Digital Economy of the Russian Federation"). - [Electronic resource]. - Access mode: Legal system «Consultant Plus».
3. Decree of the Government of the Russian
Federation dated August 28, 2017 No. 1030 "On the management system for the implementation of the Digital Economy of the Russian Federation program." - [Electronic resource]. - Access mode: Legal system «Consultant Plus».
4. Berman N.D. On the issue of digital literacy //
Modern research of social problems. 2017. No. 6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/k-voprosu-o-tsifrovoy-gramotnosti
5. Gladilina, I.P. Staffing procurement on the basis
of modern humanitarian education as a factor in the development of the country's economy / Fundamental research. 2017. No. 5. P. 149153.
6. Lau X. A Guide to Information Literacy for Lifelong
Education. - M .: MOO WFP UNESCO «Information for All», 2007. -C.616.
7. Sharikov A.V. On the four-component model of
digital literacy // Journal of Social Policy Studies. 2016. V. 14, № 1. P. 87-98
8. Shmelkova L.V. Personnel for the digital economy:
a look into the future // Complementary professional education in the country and the world - 2016 №8 (30).
9. Digital economy. Challenges of global transformation. [Electronic resource]. Access mode: https://openinnovations.ru/.
10. The official website of the Mayor of Moscow / News. - [Electronic resource] - Access mode: https://www.mos.ru/news/item/46511073/ (appeal date 10/08/2018).
11. Official supplier portal of Moscow / [Electronic resource] - Access mode: https:// zakupki.mos.ru/ (request date 15.10.2018).
О À
В
S
ff N
e
n
зз5