педагогические науки
Добронравова Ольга Владимировна, Галимова Халида Нурисламовна, Паньков Александр Владимирович РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...
УДК 373.2
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
© 2016
Добронравова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология и педагогика» Галимова Халида Нурисламовна, кандидат филологических наук,
доцент кафедры «Иностранные языки и перевод» Паньков Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Информационные технологии» Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП), филиал в г. Чистополь (422980, Россия, Чистополь, улица 40лет Победы, дом 32Ж, e-mail: [email protected])
Аннотация. В Российской Федерации меняются приоритеты в дошкольном образовании, происходит смена традиционных взглядов на природу детского развития, ребенок рассматривается как субъект собственного развития, обладатель неповторимой индивидуальности. С 1 января 2014 года введены требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Речевое развитие выделено в одну из образовательных областей, включающее в себя следующие направления работы с дошкольниками: «обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Предъявляемые требования охватывают обширную область задач по развитию речи детей дошкольников. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения. Особенность словарной работы в дошкольной образовательной организации состоит в том, что она проводится в процессе всей воспитательно-образовательной работе с детьми, в том числе на занятиях. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, а систематично, чтобы педагог управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для детей, обеспечивая правильность и полноту усвоения слов.
Ключевые слова: словарь, дошкольники.
DEVELOPMENT OF THE VOCABULARY OF CHILDREN OF YOUNGER PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF FAMILIARIZATION WITH THE OUTSIDE WORLD
© 2016
Dobronravova Olga Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Chair of «Pedagogical Psychology and Pedagogics» Galimova Khalida Nurislamova, candidate of philological sciences, associate professor of Chair of «Foreign Languages and Translation» Pankov Alexander Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Chair of «Information Technologies» Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML), branch in Chistopol (422980, Russia, Chistopol, 40 let Pobedy st., 32G, e-mail: [email protected])
Abstract. Priorities in Russian 'Preschool Education' are a changing by change of traditional views on the child development. The child is treated as the subject of his own development, as a unique personality. From 1 January 2014 used the requirements of the Federal state educational standard of Preschool Education. Speaking ability is highlighted in one of the educational areas, including the following work ways with preschool children: "The enrichment of Vocabulary, Development of Coherent, Grammatically correct Dialogue and Monologue Speech, Development of Language Creativity, The Development of Sound and Intonation of Speech, Phonemic Hearing, Understanding the Book Culture, Children's Literature, Listening and Understanding Plural Genres of Children's Literature, The Formation of Listening Analytical and Synthetic Activity as a Prerequisite for Literacy". The requirements cover a large area of task for the development of speech children's Preschool age. Still children are doing many mistakes while using pronunciation of words, Derivation and words change, making stress in words. Speaking development works in Preschool. School has to continuing while all educational process including the classroom works. Most important that the correct and complete memorization of new words will be not spontaneously but systematically. In this case teacher has to manage this process and make it easy for children.
Keywords: Vocabulary, Preschoolers, Speaking Development.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одним из важных направлений в дошкольной педагогике является развитие словаря. В процессе формирования словаря важно учитывать силу воздействия восприятия природы на чувственно-эмоциональную сферу личности и способность созерцания живой природы, вызывать живой отклик и вырабатывать глубокие нравственно-эстетические ценности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В современных работах отечественных исследователей большое внимание уделено проблеме развития словарной работы дошкольников [1, 2, 3, 4], важнейшей роли обогащения словаря в формировании личности [5, 6, 7].
Формирование целей статьи (постановка задания). Обогащение словаря, его закрепление и активизация
является важнейшей задачей дошкольной образовательной организации, где словарная работа занимает в работе с дошкольниками важное место и обеспечивает взаимодействие между партнерами по общению, опосредуется знаками языка. Все приведенные обстоятельства говорят о необходимости изучения эффективности различных методов и форм работы в процессе развития словаря детей дошкольного возраста.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Возраст младшего дошкольного возраста чрезвычайно расположен к познанию окружающего мира. У детей дошкольного возраста формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, у них проявляются познавательный интерес, отношение к окружающим.
Мы солидарны с мнением Бородич А.М., что, осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов: «1. Работа над словом
Добронравова Ольга Владимировна, Галимова Халида Нурисламовна, Паньков Александр Владимирович педагогические
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ... науки
проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
2. Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей; 3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности» [8].
Арушланова А. Г. выделяет следующие задачи словарной работы в детском саду: «1. Обогащение словаря детей, т.е. усвоение тех новых слов, которые дети ранее не знали вовсе, или новых значений слов. Расширение запаса слов происходит за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, качеств, свойств, действий и т.д.). Словарь детей обогащается на основе их непосредственного ознакомления с окружающей действительностью, в процессе познавательной деятельности; 2. Закрепление и уточнение словаря. Дети дошкольного возраста в силу своих особенностей нуждаются в многократном повторении слов для их запоминания;
3. Активизация словаря детей. Активизировать детский словарь - значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активный. Новые слова должны входить в словарь в сочетании с другими словами; 4. Устранение нелитературных слов, употребляемых иногда дошкольниками, исправление ошибочных ударений, произношения» [9].
Обогащение словаря происходит за счет количественного накопления слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Бородич А.М. отмечает, что «основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти прежде всего за счет знаменательных слов» [8].
По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития» [10]. Некоторые исследователи выделяют две стороны развития словаря детей дошкольного возраста: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов [11].
Закрепление и уточнение словаря рассматривается прежде всего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.
Активизация словаря — важнейшая задача словарной работы в детской образовательной организации. В процессе активизации словаря воспитатель мотивирует воспитанников употреблять в речи наиболее точные, соответствующие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. Следовательно, активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.
К. Д. Ушинский [12] так писал об этой задаче: «... Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова».
Сущность словарной работы в детском саду заключается в том, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон: 1) соотнесенности слова с предметом; 2) связи слова с определенным понятием; 3) соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка. Усвоить значение слова - значит овладеть всеми его сторонами.
Роль словарной работы в обучении родному языку дошкольников была раскрыта М.М. Кониной. Вычленяя обогащение, закрепление и активизацию сло-272
варя как главные задачи словарной работы, она писала: «Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей» [13]. Картинку она рассматривает как средство, способное вызвать у ребенка интерес к слову, являющийся необходимым условием развития связной речи, а затем можно подводить ребенка к активному использованию словарного запаса и без наглядных средств.
По мнению Алексеевой М.М. и Яшиной Б.И., данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой, а именно: «Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000 - 2500, а в 6 - 7 лет до 3500 -4000 слов» [14].
При изучении словаря некоторые исследователи выделяют активный и пассивный словарь, т. е. запас слов, которыми человек пользуется в собственной речи, и запас слов, которые понятны ему. Они не совпадают. Активный словарь, естественно, отстаёт от пассивного [15].
Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но в речи не использует. Пассивный словарь больше активного, сюда относят слова, о значении которых человек догадывается по контексту, и когда он их слышит, тогда они всплывают в сознании.
К 6 годам его активный словарь увеличивается до 3 000 - 3 500 слов [16]. Рубинштейн С.Л. [17] приводит следующие данные различных исследователей: Штерн выводит показатели для словаря детей 6 лет от 2500 до 3000 слов; в исследовании Т. Смит размер словаря 6-летнего ребёнка определяется в 2 562 слова.
Нельзя забывать о мотивационном аспекте при речевой деятельности детей [18-21]. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и, в конечном итоге, мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение.
Алексеева М. М. писала: «В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребёнка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребёнку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий. Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребён-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)
педагогические науки
Добронравова Ольга Владимировна, Галимова Халида Нурисламовна, Паньков Александр Владимирович РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...
ка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные интересные для ребёнка приёмы, стимулирующие речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений» [14].
Знания об окружающем мире чрезвычайно разнообразны и характеризуют разные стороны действительности. Независимо от того к какой сфере деятельности они принадлежат, знания включают в себя всевозможные факты, которые образуют системы. Однако, процесс обучения детей не должен сводиться к передаче только фактологической стороны явлений окружающего мира. Из этого следует, что необходимо формировать у ребенка основы логико-объяснительного мышления, которое раскрывает происхождение объектов и формирует систему адекватных практических действий. Такая стратегия развития ребенка требует обоснования соответствующей системы дидактических принципов, которые учтут специфику введения ее в образовательный процесс. К таким принципам мы относим: организацию учебно-познавательной деятельности в форме учебных ситуаций, непротиворечивость перехода от зоны актуальных достижений к зоне ближайших достижений; овладение действительностью в форме обобщенных процессуальных представлений; переход от созерцательно-описательного типа знаний к опробующе-объяснитель-ному; деятельностно-опосредованную познавательную целостность направленности учебного процесса.
Непротиворечивость перехода от зоны актуальных достижений к зоне ближайших достижений обеспечивается в процессе учебно-познавательной деятельности при условии актуализации предыдущего опыта ребенка-дошкольника, что является важным условием познания. В процессе освоения научных понятий «житейские» понятия (по Л.С. Выготскому) не только используются, но и преобразовываются, переосмысливаются. Чем сложнее познавательное задание стоит перед ребенком, тем богаче предыдущий опыт нужен для его осознания и выполнения.
Иногда предыдущий опыт ребенка усложняет понимание новых связей вещей. Это происходит в тех случаях, когда отображаются ассоциации, несоответствующие условиям познавательного задания. Они не помогают, а мешают успешному его выполнению. В создавшихся ситуациях педагог должен нейтрализовать или скорректировать неадекватный опыт ребенка.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Работы исследователей разных направлений науки отчетливо доказывают, что процесс развития речи дошкольников является комплексным, он охватывает достаточно большое количество областей, не только психологию и педагогику, но и лингвистику. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Вся широта и богатство представлений ребенка о явлениях окружающего мира, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анищенко О.М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей : автореф. дис. . канд. пед. наук / О.М. Анищенко. -М., 1979.- 16 с.
2. Калмыкова Л.А. Преемственность в формировании грамматического строя речи дошкольников и младших школьников : автореф. дис. . канд. пед. наук / Л.А. Калмыкова. — М., 1982. — 21 с.
3. Кудыкина Н.В. Формирование словаря у детей в
сюжетно-ролевой игре. Автореф. дисс.на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Киев, 1980. - 21 с.
4. Никифорова Т.Н. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения : автореф. дис. . канд. пед. наук / Т.Н. Никифорова. Якутск, 2008. - 20 с.
5. Колосовская А.В. Обогащение мотивов речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения : автореф. дис. . канд. психол. наук / А.В. Колосовская. — М., 2000. — 16 с.
6. Просвиркина И.И. Обогащение речи учащихся средствами оценки, Автореф. дисс.на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1996, - 16 с.
7. Филатова Е.Ю. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (На примере обогащения и активизации словаря) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2003 219 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
9. Арушанова, А.Г. Истоки диалога [5-7] [Текст]: книга для воспитателей / Л.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванова, Е.С.Рычагова; под ред. А.Г. Арушановой.-М.: Мозаика-Синтез.2004.-208с.
10. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М., 1978
11. Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие под ред. Сохина. Просвещение , 1976.
12. Ушинский, К.Д. Родное слово. // К.Д. Ушинский. Соч. т.2.М., Л., 1948.
13. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / .В.Н. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой. -СПб., 1995.134.
14. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
15. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. -М. Просвещение,1974 -286 с., Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
16. Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие под ред. Сохина. Просвещение , 1976.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии -СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
18. Пальцева Л.И. Развитие речи и формирование речевых умений и навыков в начальной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 92-94.
19. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. «От текста к тексту» как стратегия обучения речевой деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 117-123.
20. Дзусова Б.Т., Теблоева З.Б. Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 40-43.
21. Недорезова Н.А., Губайдуллина Е.В. Речевое развитие дошкольников в детском саду // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 1 (15). С. 23-25.