Научная статья на тему 'Развитие системы принципов и методов управления формированием ценовых отношений в АПК'

Развитие системы принципов и методов управления формированием ценовых отношений в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы принципов и методов управления формированием ценовых отношений в АПК»

саморегулирования, они не согласованы между собой, что не позволяет осуществлять эффективное управление организационно-экономическим механизмом инновационной деятельности.

Источники

1. Гоголев И.М. Управление экономическими механизмами повышения конкурентоспособности регионального агрокомплекса [Текст] / Екатеринбург: ИЭУО РАН, 2006. - 227 с.

2. Дагаев А.А. Рычаги инновационного роста [Текст] //Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 5. - С. 70-76.

3. Деревянко О.В. Организационно-экономический механизм планирования бизнес-процессов предпринимательских структур[Текст ]/ О.В. Деревянко. - Дис. ...канд. экон. наук. СПб.,- 2004.- 22 с.

4. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации.

[Текст]/ М.: ЮНИТИ, 2000. - 351 c

5. Колоколов В.А. Инновационные механизмы предпринимательских систем [Текст]/ М.: РЭА им. Г.В.Плеханова, 2001. - 284 с.

6. Коривко С.Р. Экономический механизм государственного регулирования развития сферы услуг в регионах РФ [Текст]// Электронный ресурс]: - 7.11.2014 - http://dom-hors.ru/issue/pep/ 2012-3/kQrivko.pdf

7. Никитина О.В. Инструментарий инновационной активности предприятия [Текст] //Вестник ИН-ЖЭКОНА. Вып. 4(13).- СПб.: СПбГИЭУ, 2006 -С.67-70.

8. Пахомова, А.А. Вопросы методологии, теории и практики в формировании стратегии развития социально-экономического и технического потенциала предприятий, отраслей [Текст] / под общ.ред. В.В. Бондаренко.- Пенза: АННОО «Приволжский Дом знаний», 2010. - 264 с.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ЦЕНОВЫХ

ОТНОШЕНИЙ В АПК

Рыманова Л.А., к.э.н., ведущий науч. сотр. ФГБНУ «Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства»

Реализация либеральной модели регулирования цен в отраслях сельского хозяйства с менее выраженным типом инновационного развития определила высокую степень ценовых рисков, волновой характер изменения цен. Эти изменения согласуются с положениями теории Эллиотта, согласно которой фаза повышения цены состоит из пяти волн, фаза понижения цены из трёх [2, 5]. С 2007 г. по Сибирскому федеральному округу на тренд цены за 1 т пшеницы продовольственной дважды накладывались кризисные процессы. Это обуславливает неблагоприятную экономическую конъюнктуру организаций агропродуктового кластера Сибири, их финансовую неустойчивость.

Обеспечение доходности организаций АПК, необходимость регулированием долговременных устойчивых связей по формированию операционных, финансовых потоков организаций, формирующих единую технологическую платформу предполагает развитие принципов и методов управления ценовыми отношениями при формировании системы цен.

Немецкий экономист П. Козловски, развивший теорию этической экономии замечал, что «система цен есть общественный институт и как таковой подлежит оценке не только с позиции справедливости обмена, которая относится к справедливости индивидуальных цен, но и с позиции справедливости распределения, которая имеет дело с удовлетворением прав различных участников экономического процесса» [4].

При формировании системы цен применительно к рыночной экономике для организаций агропродуктового кластера важна реализация принципа достаточности собственных средств по результатам обмена Т - Д1 в структуре финансовых ресурсов с учётом использования и возврата заёмных средств, сбалансированного привлечения бюджетных и принципа сокращения ценовых рисков. Актуализируется императив управления ценовыми отношениями - обеспечение финансовой устойчивости организаций отрасли на основе формирования системы цен как необходимого фактора улучшения экономической конъюнктуры агропродуктового кластера.

При формировании системы цен важный блок в управление ценовыми отношениями должны занять механизмы реализации принципов достаточности и сокращения ценовых рисков. Этот блок регулирования обуславливает необходимость использования системы индикативных цен.

Проблема формирования индикативных цен актуализирована академиком И.Г. Ушаче-вым, академиком НАН Республики Беларусь В.Г. Гусаковым и др. [1, 10]. Разработаны алгоритм и инструментарий их определения [3, 8].

Индикативные цены надлежит формировать на единой методологической основе с учётом обеспечения достаточного объёма финансовых ресурсов на реализацию программ развития отраслей агропродуктого кластера на среднесрочный период. Учет индикативных

цен при установлении цены базисного актива при проведении закупочных и товарных интервенций, при регулировании межотраслевых отношений путём заключения соглашений отраслевых союзов о минимальном уровне закупочных цен становится важным фактором улучшения экономической конъюнктуры в агропро-дуктовом кластера, сокращения ценовых рисков.

Анализ показывает, что действующие регуляторы при проведении закупочных интервенций в значительной степени отклоняются от индикативного уровня (табл. 1).

Проведение торгов на понижение приводило к тому, что формировался риск снижения цены по результатам торгов против установленного минимума.

Существенные ценовые риски формируются при проведении товарных интервенций. Из-за расходов, связанных с хранением, страхованием интервенционного фонда, обслуживанием кредитов, выплачиваемыми вознаграждения-

ми увеличивается стоимость зерна. Цены регулирования по пшенице мягкой продовольственной третьего класса при проведении товарных интервенций представлены в табл. 2.

Логика проведения товарных интервенций предполагает формирование тенденции снижения цен на продовольствие и сырьё для комбикормовой промышленности. Как видно из приведенных данных средняя цена по результатам торгов существенно превышает предельные уровни цен принятые для начала товарных интервенций. На выходе это формирует тенденцию увеличения издержек предприятий приобретающих продукцию - перерабатывающих, промышленных комплексов, использующих значительные объёмы концентрированных кормов.

Из-за снижения по результатам торгов, на входе цена базисного актива пшеницы мягкой продовольственной третьего класса при формировании интервенционного фонда в 2008 г. составила 5,8 тыс. руб., в 2010 г. - 4,1 и в 2011 г. -4,6 тыс. руб. Это ниже минимальных цен, принятых для закупочных интервенций. Регулирование ценового риска организаций агропродук-тового кластера связано с регламентированием не только минимума цены при проведении закупочных интервенций, но и цены по результатам торговых интервенций. В развитии рыночных отношений необходим дальнейший поиск эффективных форм государственного регулирования товарных и денежных потоков организаций АПК.

Таблица 1 - Индикативная и минимальная цена 1 т базисного актива пшеницы мягкой _третьего класса по СФО, тыс. р.,_

Годы Цена

Индикативная Минимальная цена при проведении закупочных интервенций, тыс. р.

2012 8,7 5,0

2013 9,2 6,25

2014 10,2 6,4 / 10*

2015 11,6 9,5

*Изменения приняты с 18.12.2014 г.

Таблица 2 - Цены товарных интервенций 2012-2013 гг. [6, 7, 9]

Показатели Цена за 1 т, тыс. руб.

Предельный уровень цен по регионам при достижении которых проводятся товарные интервенции

Пшеница мягкая продовольственная третьего класса, урожая 2008 г.

первая группа регионов 6050

вторая группа регионов 7550

третья группа регионов 6600

Пшеница мягкая продовольственная третьего класса, урожая 2009 г.

первая группа регионов 6050

вторая группа регионов 6600

Пшеница мягкая продовольственная третьего класса, урожая 2011 г.

первая группа регионов 6000

вторая группа регионов 6600

Минимальная цена 1 т базисного актива 7600

Средняя цена 1 т пшеницы мягкой продовольственной третьего

класса по результатам торгов урожая:

2008 г. 8260

2009 г. 8390

2011 г. 8025

В системе цен надлежит сформировать блок механизмов по преодолению риска колебаний курса национальной валюты и их отрицательного воздействия на формирование будущих денежных потоков организаций агро-продуктового кластера. При определении валютного риска (currency risk) в структуре цены товара (price regulator) надлежит выделить удельный вес издержек в большей степени эластичных к изменению курса доллара (specific elastic costs). В СФО относительно пшеницы мягкой удельный вес таких издержек составляет 0,44. При определении валютного риска учитывается динамика курса валюты. Расчёты показывают, что по СФО в декабре 2014 г. валютный риск на реализацию 1 тонны пшеницы мягкой продовольственной третьего класса составил до 1,5 тыс. руб.

В управлении ценовыми отношениями, наряду с использованием системного, процессного, ситуационного подходов, актуализируется кластерный метод. При этом предусматривается управление ценовыми отношениями по совокупности организаций, объединённых на основе технологических платформ, с учетом доступа к инновациям, осуществления модернизации производства. Реализация этого метода управления обусловлена необходимостью обеспечения продовольственной независимости страны, реализации экспортного потенциала отрасли.

Повышение эффективности управления ценовыми отношениями при кластерном методе управления связывается с формированием долговременных устойчивых связей по операционным и финансовым потокам организаций, формирующих единую технологическую платформу развития. Указанное достигается использованием системы прогнозирования, индикативного планирования стоимостных форм с учетом реализации сетевого управления по вовлекаемой группе организаций. Актуализируется механизмы по регулированию долговременных связей, формированию системы предотвращения системы ценовых рисков.

Выводы:

1. Осуществление модернизации производства, обеспечение продовольственной независимости, реализации экспортного потенциала сельского хозяйства предполагает необходимость развития системы принципов и методов управления ценовыми отношениями в АПК.

2. При формировании системы цен важный блок в управление ценовыми отношениями должны занять механизмы реализации принципов достаточности и сокращения ценовых рисков.

3. Развитие методов управления ценовыми отношениями актуализирует кластерный подход в управлении ценовыми отношениями по организациям, формирующим единую технологическую платформу с учетом реализации сетевого управления.

Источники

1. Гусаков В. Г. Система ценообразования и ценового регулирования АПК: Анализ проблем и механизм совершенствования// Аграрная экономика. - Минск, - 2012. - С. 2-24.

2. Волны Эллиотта. Индикатор волны Эллиотта. [Электронный ресурс]. - http://progi-forex.ru/ Elliot%20waves.html.

3. Временные методические рекомендации по организации мониторинга текущей рентабельности, индикативных цен и затрат на производство основных видов сельскохозяйст-венной продукции. [Электронный ресурс]. -http://www.mcx.ru/documents/document/show/87 80.201.htm.

4. Козловски П. Принципы этической экономии СПб.1999. [Электронный ресурс]. - http://eco-nomic-info.biz/ekonomika/lava-teoriya-spravedlivoy-29510.html.

5. Меладзе В. Курс технического анализа. SAXON FINANCE GROUP. Днепропетровск. - 2005. -Гл. 3. Волновой принцип Эллиотта. [Электронный ресурс]. - http://www.parusin-vestora.ru/ sys-tems/bookmeladze/bookl gl3 pl.shtm.

6. Начальные уровни цен:- Письмо Минсельхоза РФ от 8.10.2012 г. [Электронный ресурс] -https://www. namex.org/Arch/inter_2012-2013/ ini-tial_prices/

7. Об определении предельных уровней максимальных цен на зерно при проведении государственных товарных интервенций в 2012-2013 годах: Приказ Минсельхоза России от 13 августа 2012 г. N 433 г. Москва.

8. Рыманова Л.А. Формирование системы индикаторов регулирования ценовых отношений сельскохозяйственных предприятий /Рос. акад. с.-х. наук. Сиб. отд., Сиб. НИИ экономики сел. хоз-ва. - Новосибирск, 2010. - 129 с.

9. Товарные интервенции 2012-2013. Национальная товарная биржа. - М. 2013. [Электронный ресурс ]-https://www.namex.org/Arch/inter_2012-2013/

10. Ушачев И.Г. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства Российской Федерации/АПК: экономика, управление. - 2009. -№ 3. - С. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.