3 тыс. руб. за 1 раз, завышение стоимости промоакций. Предполагается бесплатная поставка одной упаковки товара при первой поставке, предоставление 2 раза в месяц образцов продукции в количестве 10 единиц с целью проведения дегустации.
Обладание рыночной властью позволяет пользоваться правом одностороннего расторжения сетью договора поставки, одностороннего невыполнения обязательств покупателем перед поставщиком, применения штрафов в случае недопоставки товара. Практикуется установление невыгодных ценовых условий контрактных отношений, к которым можно отнести обязательство поставщика не увеличивать цены, указанные в спецификации, до определенной даты; обязательство поставщика относительно снижения цены поставляемого товара до уровня, не превышающего минимальную цену реализации аналогичного товара на предприятиях розничной торговли при торговой надбавке 10%. При этом за нарушение указанного условия торговая сеть взимает значительный штраф.
Доступ продовольственных товаров, произведенных местными товаропроизводителями, особенно в мелкотоварном секторе, в организованную торговлю осложняется еще одной проблемой - низким уровнем развития маркетинга и в целом слабой их приспособленностью к современным формам торговли - отсутствие брендов, марочных обозначений, надлежащей упаковки, штрих-кодов. Такое положение дел ставит товары в проигрышное положение по сравнению с товарами известных марок, произведенными крупными предпритиями, импортными товарами.
Изменение структуры сельскохозяйственного производства требует новых подходов к организации сбыта сельхозпродукции, необходимо объединение усилий мелких товаропроизводителей по реализации произведенной продукции. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что рациональной формой организации коммерческой деятельности в подобных условиях является потребительский сбытовой кооператив. В Оренбургской области создано 262 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе около 200 снабженческо-сбытовых и 40 кредитных. Их учредителями являются 3743 ЛПХ, 265 К(Ф)Х, 139 юридических лиц, из них 17 перерабатывающих предприятий. Кооперативы созданы в 408 селах, паевой фонд составляет 89,72 млн руб. В целях создания условий сельскому населению для свободной реализации произведенной сельскохозяйственной продукции Министерством сельского хозяйства Оренбургской области совместно с руководством муниципальных образований городов и районов проведены семинары-совещания по созданию сельскохозяйственных кооперативных рынков в 35 районах и городах. По состоянию на 01.02.2009 г. создано и зарегистрировано 28 сельскохозяйственных кооперативных рынков.
Под руководством Центросоюза, Облпотребсоюза должна быть активизирована и выделена в число приоритетных заготовительная деятельность организаций потребительской кооперации, имеющих практический опыт заготовительной работы. Они могут успешно выполнять посреднические функции по закупке излишков сельскохозяйственной продукции у сельских жителей, в малых формах хозяйствования, а также организовать ее переработку и реализацию. Создание в системе потребкооперации единой торговой сети с централизованным товароснабжением в рамках единой логистической системы позволит снять многие барьеры в процессе товародвижения продовольственных товаров.
Обеспечению доступности рынков сбыта в Оренбургской области будет способствовать также формирование интегрированного областного продовольственного центра, проект которого уже разработан. Первоначально предполагается создать единый региональный бренд качества, отвечающий всем стандартам качества. Следующей задачей является создание логистического центра со складами и транспортом в Оренбурге, Орске и Бузулуке. В рамках проекта планируется также создать собственную розничную сеть из 90 магазинов шаговой доступности, причем постройка новых магазинов не обязательна, в новую сеть могут включиться уже существующие торговые точки. Кроме того, в рамках проекта предлагается организовать сеть комбинатов питания, в которые будет поставляться местная сельхозпродукция. Площадь центра 220 тыс. кв. м, в том числе 165 тыс. - логистические объекты, 25,5 тыс. - магазины розничной торговли, 20 тыс. - комбинаты общественного питания. Следующим пунктом выполнения программы проекта является создание системы первичной переработки продукции, куда относятся убойные цеха, молокоприемные пункты, цеха первичной обработки овощей. Упомянутые объекты будут ориентированы на производство сельхозсырья для более глубокой переработки, как в рамках логистической системы, так и на промышленных предприятиях (мясокомбинаты, молкомбинаты, овощные консервные заводы). Продукция этих предприятий также будет поступать в логистическую сеть для отправки конечным потребителям, которыми, как и в первом случае, могут выступать государство, торговые точки, комбинаты питания, общепит. Логистический центр, главный элемент системы, выступающий координатором спроса и предложения на продовольственном рынке, на первом этапе изучает потребность в тех или иных продуктах, в соответствии с результатами исследования формирует и размещает заказы среди поставщиков, заключает с сельхозтоваропроизводителями фьючерсные сделки на будущий товар. На втором этапе центр кредитует и инвестирует процесс производства и реализации продукции, а в дальнейшем обеспечивает поставки товара потребителю в четко установленные сроки.
ПРОБЛЕМЫ АНТИКРИЗИСНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Л. А. Рыманова, к.э.н. ведущий науч. сотр. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства
Первоочередные меры преодоления кризиса были связаны с регулированием ликвидности финансовой инфраструктуры путем расширения механизма рефинансирования коммерческих банков Центральным Банком России, изменения процент-
ных ставок по кредитам, снижения норм резервных требований и т.д.
В настоящее время актуализируется выбор форм и методов поддержки ликвидности организаций нефинансового сектора, в том числе сельскохо-
зяйственных с точки зрения улучшения их доступа к ресурсам развития. В методах обеспечения ликвидности сельскохозяйственных организаций актуализируется проблема ценового регулировании, эффективных форм бюджетной поддержки, привлечения инвестиционного кредита. Обеспечение предприятий финансовыми ресурсами, управление их ликвидностью надлежит на основе реализации принципов финансовой устойчивости как альтернативы кризисным циклам.
Обобщение опыта стран, имеющих конкурентоспособное сельскохозяйственное производство, свидетельствует о том, что ценовое и финансовокредитное регулирование осуществляется с существенным государственным участием [1, 2]. В Российской Федерации неразвитость регулирования ценовых отношений сельскохозяйственных предприятий системой индикаторов снижает конкурентные возможности привлечения средств за счет выручки и соответствующего сбалансированного привлечения заемных и бюджетных средств.
Указанные процессы усугубляются возникающими ценовыми рисками, связанными с их вол-
новыми изменениями. В течение года и выходя за его пределы, увеличение цен по сельскохозяйственным продуктам, чередуется с их последующим снижением, различной продолжительностью периода таких изменения, неодинаковой направленностью их по временным интервалам.
В 2005 г. цена на пшеницу мягкую по товаропроизводителям Сибирского федерального округа, как и в целом по Российской Федерации была более высокой в начале года и снижалась к концу. В 2006 г. она имела относительное увеличение к середине года, а в конце снизилась. В 2007 г. цена 1 т пшеницы мягкой в СФО, как и в целом по Российской Федерации увеличилась к середине года и достигла максимального уровня в сентябре. В ноябре сформировалась волна снижения цен против тренда их увеличения. В 2008 г. в первом полугодии отмечается их взрывное увеличение, а в декабре цена 1 т пшеницы снизилась по России до 4196 р., СФО - 5144, Алтайскому краю - 5246. Увеличился размаха вариации цен и возрастающие с этим риски (табл. 1).
Таблица 1 - Максимальные и минимальные цены товаропроизводителей на реализованную пшеницу мягкую по Сибирскому ФО [3]_____________
Регион, край 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
месяц цена месяц цена месяц цена месяц цена
Алтайский min max Октябрь Июнь 2482 3115 Январь Июнь 2388 3943 Январь Сентябрь 3464 4827 Февраль Май 4581 8519
СФО min max Октябрь Февраль 2463 3200 Январь Июнь 2652 3523 Январь Сентябрь 3295 4236 Январь Май 4621 7658
Российская Федерация min max Сентябрь Февраль 2200 3145 Январь Декабрь 2515 3508 Январь Сентябрь 3483 5024 Декабрь Июнь 4196 7488
Внутригодовое изменение цен связано с сезонностью производства. В 2007 г. увеличение цены 1 т молока в послепастбищный период было обусловлено инфляционными процессами, в том числе как реакция на волновое изменение цен по зерновым культурам, увеличение цены импортной продукции. Сформировавшаяся волна увеличения цен на молоко в конце 2007 г. распространилась на первое полугодие 2008 г. В марте был отмечен наиболее высокий уровень цены за 1 т реализованного молока в 2008 г - по товаропроизводителям Российской Федерации - 12804, СФО 12384, Алтайского края - 11887, Красноярского края -12278. В 2008 г. в послепастбищный период по отдельным месяцам имело место их снижение по сравнению с ценами пастбищного периода. Тенденция изменения цен на молоко во втором полугодии 2008 г имела противоположную направленность по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. - в отличие от увеличения - их снижение.
Минимальная цена реализации 1 т молока в стойловый период отмечается в октябре. Она составила по товаропроизводителям Российской Федерации - 10353 р., СФО - 9854, Алтайского края -9120 Красноярского края - 10040 р. (табл. 2).
Эти процессы связаны не только с рисками сезонности, но и с отсутствием эффективных механизмов формирования спроса на продукцию села на товарных рынках. Отсутствие эффективного механизма формирования спроса на продукцию села на товарных рынках затрудняет выбор маркетинговой стратегии, формирует повышенные ценовые риски и замедляет оборот оборотных средств предприятий. Из-за отсутствия эффективного механизма форми-
рования спроса на продукцию села на товарных рынках бефицит финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий формируется при низком уровне возмещения их затрат в цене конечного продукта.
Таблица 2 - Максимальные и минимальные цены товаропроизводителей на реализованное молоко по Сибирскому ФО [3]
Регион, край 2007 г. 2008 г.
месяц цена месяц цена
Российская Федерация міп сезон max Январь Июль Декабрь 7765 7247 121170 Октябрь Июль Март 10353 9773 12804
СФО міп сезон max Январь Июль Декабрь 7915 7310 10958 Октябрь Июль Март 9853 9477 12384
Алтайский міп сезон max Январь Июль Декабрь 7726 7265 10443 Октябрь Июль Март 9120 9046 11887
Красноярский міп сезон max Январь Июль Ноябрь 7806 7350 10948 Октябрь Июль Март 9378 10040 12278
Сопоставление изменения цепных индексов на пшеницу мягкую, муку пшеничную, хлеб из муки пшеничной 1 и 2 сортов свидетельствует о том, что без элементов регулирования доли сельхозтоваропроизводителей в цене конечного продукта сужаются их
финансовые ресурсы (табл. 3). Наращивание объемов выручки в организациях переработки за счет ценового фактора имеет отрицательное воздействие поскольку при ограниченном потребительском спросе формирует группу ценовых рисков для сельхозтоваропроизводителей. Это ухудшает возможность сохранения единого экономического пространства и продовольственной безопасности России.
Таблица 3 - Цепные индексы цен производителей и потребительские по Сибирскому ФО [3]
Месяц Продукция
Пшеница мягкая Мука пшеничная Хлеб из муки пшеничной 1, 2 сорта
2007 г. 2008 г 2007 г. 2008 г. 2007 г. 2008 г.
Январь 101,7 102,7 100,2 101 101,3 102,5
Февраль 101,5 102,5 100,4 102,4 101,9 104,1
Март 101,1 108,4 100,7 106,5 102,5 107,1
Апрель 100,7 112,3 100,8 119,3 103,0 117,3
Май 99,8 109,3 101,3 125,5 103,3 121,3
Июнь 101 103,5 102,5 128,5 105,3 123,7
Июль 102,9 100,2 116 129,1 113,7 127,6
Август 103,1 98,6 132,9 129,1 119,8 128,6
Сен- тябрь 105,2 96,4 136,7 127,7 121,3 129,8
Октябрь 104,6 94,8 137,5 127,1 122,2 130,2
Ноябрь 102,9 96,7 138,1 125,6 122,3 130,4
Декабрь 103 97,7 139,9 123,1 122,9 130,2
Таким образом, формирование значительной группы ценовых рисков обуславливает необходимость для поддержания ликвидности сельскохозяйственных предприятий управлять объемами их продаж с государственным участием. Целеполаганием ценовых отношений становится - регулирование объема выручки во взаимосвязи с индикаторами рентабельности, обеспечивающими снижение коммерческого риска и достижение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий на основе инновационного типа развития. На среднесрочную перспективу необходимо
расширение государственного участия в регулировании ценовых отношений.
Это система регулирования объема закупочных и товарных интервенций, региональных и муниципальных продовольственных фондов и резервов. Наряду с рыночными ценами, формируемыми посредством биржевых механизмов, необходима отработка система цен, регулируемых с участием государства -цен закупочных и товарных интервенций, гарантированных, залоговых. При организации межотраслевых отношений важна система распределения ценовых рисков по приобретаемым средствам труда для села на уровне оптовых цен промышленности и топливноэнергетического комплекса. Важно регулирование торговых надбавок. Матрица объемных и стоимостных регуляторов и индикаторов регулирования ценовых отношений представлена в табл. 4.
Систему индикаторов надлежит разрабатывать на основе методики укрупненного прогнозирования рентабельности и цен. Прогнозирование по основным видам продуктов ориентируется на выполнение программных требований, учитывает изменение объемов производства, элементов себестоимости и прибыли предприятий с учетом реализации инновационного пути развития. Регулирование системой цен должно осуществляться во взаимосвязи со снижения издержек производства на основе освоения ресурсосберегающих технологий с учетом инновационного типа развития при эффективном антимонопольном регулирование цен на промышленные средства труда и продукцию ТЭК.
Совершенствование ценового механизма предполагает взаимосвязь с развитием кредитнофинансового обеспечения сельскохозяйственных организаций. К концу 2008 г. по Сибирскому федеральному округу до 30% от общей численности хозяйств, участвую щих в программе, утратили право на проведение реструктуризации задолженности. Из-за долгов около 900 хозяйств не могли принять в ней участие. Целесообразно осуществить систему мер по рассрочке платежей, приостановить процедуры банкротства для сохранения рабочих мест на селе.
Таблица 4 - Матрица объемных и стоимостных регуляторов ценовых отношений
Регуляторы Количественные Стоимостные
Уровни управления Уровни управления
Федеральный Субфеде- ральный Муници- пальный Федеральный Субфеде- ральный Муници- пальный
Объемы закупочных, товарных интервенции Расширение объемов и номенклатуры продуктов - -
Региональные, муниципальные продовольственные фонды, резервы Увеличение объемов и расширение номенклатуры продуктов
Цены закупочных и товарных интервенций гарантированные залоговые - - + + +
Уровень торговых наценок + +
Уровень возмещения ценовых рисков по промышленным средствам труда и ТЭК +
Индикаторы
Себестоимость По регулируемой группе товарных продуктов
Масса прибыли в цене
Уровень рентабельности
Бюджетное финансирование, кредиты, собственные средства предприятий, привлекаемые на принципах софинансирования необходимо сконцентрировать на приоритетных региональных инновационно-
инвестиционных программах, формирующих точки роста предприятий АПК. Повышение доступности кредитов банков для обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока предполагает
реализацию системы мер по совершенствованию залогового обеспечения через механизм государственных и муниципальных гарантий.
Решение названных проблем и разработка соответствующих мер по формированию финансовых ресурсов и поддержки ликвидности сельскохозяйственных предприятий окажут существенное противодействие предотвращению углубления финансового кризиса в сфере реального сектора экономики.
Источники
1. Овчинников О.Г. Государственное регулирование аграр-
ного сектора США.- М.: ООО «ДеЛИ», 1999. - 663 с.
2. Камалян А., Улезко О.,. Ходунова О. Государственное регулирование рисков фермерских хозяйств США/ Международный сельскохозяйственный журнал. -2006. - № 5. - С. 9 -12 .
3. Средние цены производителей сельскохозяйственной продукции по субъектам Российской Федерации. -http://www.aks.ru/scripts/db теМЬ^.сак
4. Агропромышленный комплекс России в 2007 г. : Стат. сб. - М., 2008. - С. 317-318.
6. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы: Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446.
ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ УСИЛЕНИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
Е.Н. Дубикова, преп. Самарского государственного технического университета
Финансово устойчивое и эффективное функционирование АПК как России в целом, так и ее регионов является отправной точкой для обоснования приоритетов его социально-экономического развития. Эффективность и устойчивость аграрного сектора региона, на наш взгляд, можно определить с помощью всесторонней оценки как внешних, так и внутренних факторов на них влияющих (на примере Самарской области).
В вопросе, какие из факторов важнее, ученые расходятся во мнении. Так, С.В. Большаков [3] считает, что важнее всего именно внешние факторы, а с точки зрения Л.М. Подъяблонской, К.К. Позднякова [4], В. Бирмана [2] финансовая устойчивость зависит, прежде всего, от внутренних факторов.
Мы согласны, что внешние факторы играют немаловажную роль. Пример тому августовский кризис 1998 г. Исследование Е. Авраамова и И. Гурова [1] показало, что в этой «послекризисной» экономической ситуации предприятия оказались один на один со своими поставщиками и потребителями. По их мнению, в таких условиях сохранение репутации предприятия любой формы собственности имеет для нее жизненно важное значение, в какой бы форме эта репутация ни поддерживалась.
По нашему мнению, в современных условиях для аграрных реформирований более важными являются внутренние факторы, поскольку на них можно воз-
действовать, а также с их помощью можно преодолевать негативное воздействие внешних факторов и добиться повышения финансовой устойчивости предприятия. Однако пренебрегать сильным влиянием внешних факторов в сельскохозяйственной отрасли - крайне неразумно. Именно поэтому мы провели всестороннюю диагностику влияния внешних факторов на эффективность и финансовую устойчивость предприятий АПК Самарской области.
К группе внешних факторов, влияющих на эффективность и финансовую устойчивость сельскохозяйственных организаций, относятся факторы неподвластные прямому управлению со стороны товаропроизводителей, это - природные условия и социальноэкономические факторы макроуровневого порядка.
Самарская область расположена в зоне континентального климата, отличающегося резкими температурными колебаниями и дефицитом влаги. Эти явления проявляются территориально неравномерно и изменчиво во времени, при общей закономерности последовательного нарастания температур воздуха и уменьшения количества осадков с севера на юг. Данные особенности обусловили территориальное районирование области на северную (лесную), центральную (пригородную) и южную (степную) зоны, основные агроклиматические показатели которых представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Агроклиматические показатели по зонам Самарской области
Показатели По области Зона
северная (лесная) центральная (пригородная) южная (степная)
Фотосинтетическая активная радиация (ФАР), млн ккал на 1 га май-июль 2239 2221 2238 2250
Среднегодовая температура воздуха, градусов С 3,7 2,6-3,5 3,2-3,6 3,3-4,1
Сумма температур за период с температурой выше +10°С 2300-2500 2200-2300 2500-2600 2600-2800
Продолжительность безморозного периода, дней 120-134 135-150 135-150
Продолжительность периода с температурой выше +10°С, дней 132-145 144-152 143-151
Урожайность также зависит от уровня влаго-обеспеченности, что подтверждают результаты корреляционно-регрессионного анализа (табл. 2).
Из приведенных данных видно, что на 33,6% урожайность зерновых зависит от среднегодовой суммы осадков, что касается ГТК, то степень его связи с урожайностью ниже, однако и здесь важным условием получения высоких урожаев является благоприятный водно-температурный режим в мае-июне месяцах.
Таким образом, эффективность возделывания сельскохозяйственных культур по территори-
альным зонам Самарской области зависит от целого ряда природных факторов: параметров влаго- и теплообеспеченности, качества почв и др. Степень влияния вышерассмотренных факторов на урожайность основных сельхозкультур (зерно и подсолнечник) позволяет выявить корреляционнорегрессионный анализ (табл. 3).
Как свидетельствуют данные табл. 3, на среднегодовой уровень урожайности культур значительное влияние оказывают: балл оценки пашни, среднегодовая сумма осадков и значение гидротермического коэффициента. Коэффициенты регрес-