Научная статья на тему 'Индикаторы ценовых отношений сельскохозяйственных предприятий в развитии рыночной интеграции агропродовольственного сектора Сибири'

Индикаторы ценовых отношений сельскохозяйственных предприятий в развитии рыночной интеграции агропродовольственного сектора Сибири Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индикаторы ценовых отношений сельскохозяйственных предприятий в развитии рыночной интеграции агропродовольственного сектора Сибири»

ИНДИКАТОРЫ ЦЕНОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ ИНТЕГРАЦИИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА СИБИРИ

Л.А. Рыманова, к.э.н., ведущий науч. сотр. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства

Эффективная рыночная интеграция агропро-продовольственного сектора Сибири во многом будет определяться финансовым состоянием предприятий. В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. поставлена задача стабилизации финансового положения в сельском хозяйстве [1]. Для успешного развития рыночной интеграции в аПс необходима актуализация данной проблемы, поскольку на конец 2009 г. коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости организаций сельского хозяйства России значительно отклоняются от рекомендуемых норм. Коэффициент текущей ликвидности составил только 1,8, обеспеченности собственными оборотными средствами - -

0,34, т.е. в значительной части хозяйств оборотные средства утрачены. Коэффициент автономии составил 0,36, это на 14 процентных пункта ниже рекомендуемого уровня [2]. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась доля убыточных предприятий, возросла просроченная задолженность [3].

В Национальном докладе «О ходе и результатах реализации в 2008 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. акцентируется внимание, на том, что главными показателями финансовой устойчивости являются рост прибыли и рентабельности, снижение просроченной задолженности сельскохозяйственных организаций Выделено одно из направлений решения проблемы совершенствования ценовых отношений на товарных рынках - выработка индикаторов уровней себестоимости и цен [4].

Данная проблема имеет особую остроту для формирования и развития рыночной интеграции агропродовольственного сектора Сибири, имеющего конкурентные преимущества инновационного типа развития нефинансового сектора экономики, в том числе агропродовольственного с учетом формирования импортозамещения продуктов питания.

Для предприятий агропродовольственного комплекса, особенно сельскохозяйственных, эффективную рыночную интеграцию, преодоление кризисных процессов, антициклические меры следует связывать с созданием предпосылок для получения достаточного объёма выручки на основе эффективных ценовых отношений.

Это требует реализации системы мер, способной ответить на вызовы формирующихся ценовых рисков: нестабильности и волнового изменения цен, значительной дифференциацию цен и рентабельности по продуктам; недостаточного удельного веса доли прибыли сельхозтоваропроизводителей в цене конечного продукта; диспропорций в обменных процессах и формировании монополистических тенденций при организации обмена с предприятиями промышленности и ТЭК и др.

Совершенствование ценовых отношений предполагает формирование наряду с действующей моделью - индикативной модели ценовых отношений. Она должна формироваться при использовании соответствующих индикаторов развития отрасли и формирующихся межотраслевых связей и быть ориентирована на комплексную поддержку цен предложения сельскохозяйственных предприятий в условиях преодоления кризисных процессов и необходимости осуществления модернизации.

При обосновании индикаторов увеличения объемов производства, издержек должны учитываться показатели Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. и Программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по регионам. Изменения межотраслевых связей оцениваются с учетом сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноз прогноза их изменения [5].

При обосновании индикативных издержек производства учитываются прогнозируемые уровни увеличения дохода и роста производительности труда по основным видам товарных продуктов, увеличение объёма инвестиций, прогнозируемая динамика изменения материальных издержек производства на основе оценки взаимосвязей с отраслями промышленности и ТЭК.

Реализация названных методических положений позволила определить индикативную себестоимость основных товарных продуктов применительно к сельскохозяйственным предприятиям Новосибирской области, являющейся одним из ведущих регионов СФО со средними типичными условиями производства (табл.1).

Таблица 1. Индикативная себестоимость товарных продуктов в сельскохозяйственных предприятиях Новосибирской области

Факт Расчёт

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Пшеница

Себестоимость 1 т, тыс. р. 3,2 3,5 3,8 4,2 4,4

Индекс изменения себестоимости 1,000 1,089 1,190 1,309 1,383

Молоко

Себестоимость 1 т, тыс. р. 7,6 8,2 8,8 9,5 10,1

Индекс изменения себестоимости 1,000 1,075 1,162 1,248 1,326

Крупный рогатый скот

Себестоимость 1 т, тыс. р. 48,9 51,6 55,3 58,7 61,3

Индекс изменения себестоимости 1,000 1,056 1,130 1,200 1,254

Необходимо устранение внутренних угроз перерасхода издержек производства из-за неэффективного использования трудовых, материальных и денежных затрат на производство продукции и разработка системы мер по их снижению на основе модернизации отрасли и внедрения ресурсосберегающих технологий с учетом совершенствования технико-технологического, организационного факторов при реализации тенденции инновационного типа развития.

Блок индикаторов формирования прибыли для обоснования индикативных цен разрабатывается с учетом направления прибыли на: финансирование долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, пополнение оборотного капитала, выплату процентов по кредиту, погашение кредита, выплату налогов, формирование резервного капитала. Прогнозная масса прибыли определяется с учетом показателей соответствующих программ развития сельскохозяйственного производства и сценарных условий межотраслевых связей.

Индикативные издержки производства и индикативная прибыль по продуктам являются исходами для определения индикативных цен, которые дифференцируются с учётом качества реализуемой продукции. В табл. 2 представлены уровни индикативных цен с учетом реализации названных методических положений применительно к 2010 г.

Индикативные цены могут предусматривать корректировку с учетом повышения индекса потребительских цен. По хлебу и булочным изделиям из пшеничной муки 1 и 2 сорта, говядине отмечается повышение индекса потребительных цен в октябре 2009 г. по отношению к декабрю 2008 г. соответственно - 1,005, 1,011. Указанные индексы могут быть использованы при уточнении расчетных цен по соответствующим видам сельскохозяйственных продуктов.

Таблица 2. Индикативные цены за 1 т, тыс. р.

по сельскохозяйственным предприятиям ______Новосибирской области, 2010 г.____

Сорт Цена

Пшеница мягкая

Пшеница мягкая 3 -го класса 6,0

Пшеница мягкая 4 -го класса 4,8

Пшеница непродовольственная 4,2

Молоко

Высший 15,5

Первый 13,5

Второй 11,5

Крупный рогатый скот

Высший 80,3

Средней 72,6

Нижесредний 61,7

В настоящее время актуализируется снижение ценовых рисков из-за неэффективная маркетинговой политики в выборе контрагентов, сроков реализации. Необходим выбор стратегии предприятий по предотвращению ценовых рисков на основе диверсификации деятельности, ориентации на увеличение внутреннего спроса и освоение локальных рынков муниципальных образований.

Индикаторы ценовых отношений целесообразно использовать в регулировании обменных отношений предприятий осуществляющих интеграцию производства в агропродовольственном сектора регионов. На входе обменные процессы предприятий, формирующих единую цепь производство - переработка - реализация, могут регулироваться трансфертными ценами, тарифами на услуги услугами. На выходе, при распределении прибыли от реализации конечного продукта, обменные отношения предприятий интегрированных агропромышленного формирований следует опосредовать индикативными ценами рис.1.

Рисунок 1. Фрагмент механизма распределения прибыли от реализации конечного продукта совместной деятельности интегрированных формирований

(1, 2, 3 - на входе регулирование обменных процессов трансфертными ценами, тарифами, наценками;

4, 5, 6 - на выходе регулирование обменных процессов индикативными ценами)

Реализация механизма обменных отношений системой индикативных цен обеспечит увеличение доли сельскохозяйственных предприятий в цене конечного продукта, создаст условия для обеспечения их финансовой устойчивости.

Развитие институциональной основы регулирования ценовых отношений должно базироваться на принятии законодательных актов, реализующих, согласованную с основными союзами товаропроизводителей, концепцию индикативной модели ценовых отношений сельскохозяйственных предприятий, направленную на предотвращение ценовых рисков и увеличение доли сельхозтоваропроизводителей в цене конечного продукта. Эта концепция должна войти составной частью в экономическое обоснова-

ние Закона о тарифном регулировании сельскохозяйственных предприятий с распределением ответственности по уровням управления.

Освоение индикативной модели ценовых отношений в регулировании интеграционных процессов предприятий АПС снимет остроту экономических проблем применительно к конкретному периоду состояния предприятий, создаст реальные предпосылки для трансформации выручки предприятий в реальный источник модернизации, преодоления межотраслевой дифференциации вознаграждения за труд.

Источники

1. О Государственной Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012

годы: Постановление Правительство Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446.

2. Социально-экономическое положение России. Янв.-окт. 2009 года : Стат. сб./Федеральная служба госстатистики/ http://www.gks.ru/wps/PA 1 0 S5/Documents/j sp/ Detail detault.isp?cateaorv=1112178611292&elementId =1140086922125. С. 262.

3. Там же. С. 235.

4. О ходе и результатах реализации в 2008 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования

рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: Национальный доклад. - М., Минсельхоз РФ. - 155 с./ http://www.mcx.ru/ С. 48.

5. Сценарные условия и основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг./ http://www.economv.aov.ru/wps/ wcm/mvconnect/economvlib/mert/welcome/economv/mаcro economy/administmanaaementdirect/doc1247665263609.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМ ЦЕНОООБРАЗОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ

РЫНОЧНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Н.Е. Евдокимова, науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики

им. А.А. Никонова

Российский исторический опыт ценообразования уникален по масштабам и сочетаниям экономических трансформаций в силу специфического исторического пути, пройденного нашей многострадальной страной, и уникальностью политических экспериментов, осуществленных и осуществляемых на ее просторах. Этот исторический опыт вместил в себя реализации абсолютно антагонистических концепций ценообразования: жесткое государственное управление экономикой с директивным установлением подавляющего большинства цен и практически абсолютной свободы рыночных цен.

Исторически отечественное ценообразование претерпело три этапа политического выбора экономических механизмов, определяющих основы формирования цен.

1. Этап директивно-определяемых цен, когда цена является неким нормативом, основанным на общественно необходимых затратах труда.

2. Этап регулируемых цен, когда государство устанавливало верхний и нижний пределы цен, в рамках которых они и устанавливались по договорам.

3. Этап свободных цен, когда производители сами определяют цены на производимые ими товары, учитывая как затраты на их производство, так и рыночный спрос на них, конкурентоспособность товара.

Совершенствование хозяйственного механизма, настройка его на новые политические и экономические реалии - это непрерывный процесс. В современной аграрной экономике разрабатываются новые подходы к ценообразованию, создаются и апробируются новые рыночные механизмы государственного регулирования цен.

Несмотря на кризис сельское хозяйство развивается и наряду с многими сырьевыми отраслями становится источником товаров, производимых на экспорт. Тем не менее эта отрасль производства является одним из основных объектов господдержки не только в нашей стране, но и в более идеальных рыночных экономиках. Необходимость стратегических запасов зерна, продовольственная безопасность государства, даже при высокой степени экономической интеграции в современном мире, диктуют необходимость государственных закупок зерна, а конкурентный характер современной российской экономики требует оптимизации этого процесса и проведения его в соответствии с лучшими мировыми прототипами.

В качестве основного инструмента государственного регулирования зернового рынка и приведения этого вмешательства государства в свободную экономику в соответствие с рыночными условиями с начала текущего тысячелетия Министерством сельского хозяйства РФ

продвигается механизм зерновых интервенций. Идея его проста. При резком падении цен на зерно государство закупает его в так называемый интервенционный фонд, а появление на рынке крупного покупателя стабилизирует спрос, а тем самым и цены. При резком росте цен на зерно, государство использует запасы из интервенционного фонда для увеличения предложения на внутреннем рынке и соответствующей стабилизации цен, а при появлении привлекательных экспортных возможностей зерно из интервенционного фонда может использоваться для реализации на мировых рынках.

Механизм зерновых интервенций впервые был применен в России осенью 2001 г. В последующие годы зерновые интервенции проводились в 2002, 2005, 2008 и 2009 гг. За эти годы зерновые интервенции проводились при разных состояниях аграрного рынка, как то: разные объемы валовых сборов зерна, разные исходные уровни цен, разные объемы выделяемых средств, различная конъюнктура мировых рынков и т.д. Поэтому накопилось достаточно много статистической информации для всестороннего анализа этого феномена.

По «Правилам осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 г. № 580: «Государственные закупочные и товарные интервенции осуществляются путем проведения торгов на биржах, имеющих лицензию на организацию биржевой торговли...». Основные характеристики проведения биржевых торгов систематизированы в табл. 1.

Зерновые интервенции 2001 г. подтвердили своими итогами поговорку о том, что первый блин выходит комом. Из бюджета на их проведение было выделено 5 млрд руб., но израсходовано только 675 млн руб. В торгах участвовали только компании трейдеры, причем 190 тыс. т из 250 продал один продавец.

Торги сопровождались скандалами. Результаты торгов в первые два дня были аннулированы, потому что государство закупило зерно по максимально высокой цене 2700 руб./т при среднерыночной цене около 2400 руб./т., а по «Правилам осуществления государственных закупочных и товарных интервенций» торги при достижении максимальной цены должны прекращаться.

Тем не менее зерно из аннулированных торгов было вновь продано государству по цене 2699 руб./т. Вывод: можно спорить о влиянии интервенций на уровень цен на зерно в 2001 г., но к поддержке сельхозпроизводителей они в конкретном случае не имели никакого отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.