ЙіАвАІАГшАОАГААГОЁЁ Ё ЙОвАОААЁхАЙЁёА і ОЁАГОЁви вАдАЁОЁВ ЙЁЙ0А1 и їв і А і А і ЁОЙОААГ Г і А і |ААЙ'1'АхАГЁВ
А. 1 .£еГеГ
А поаоиа ЭаппиоЭаш ТпГТаГйа оаГааГоее ё ГаЭаШЭа Эадаёоёу Тоа+апоааТ ТТё ааЭТУЭТаТаТёипоааТ ТТе пёпоаш, айааёаТй аа ТЭёТЭёоаоТйа ТаУЭааёаТёу ё поЭаоа-аё+апёёа ТЭёаТоёЭй Эадаёоёу п о^аом ЭадЭааТоёё ё Эааёёдаоёё аТпоааЭпоаат ТТё ааЭТУЭТаТаТёипоаатТТё пёёоёёё, ТаУЭааёаиТё Та пТдааТёа поЭаоааё+апёТаТ ТЭТ -аТаТёипоаатТТаТ УТоатоёаёа ЭааёТГТа, опёТаёё аёу Ї тёааТааоаёш ТаТ уёТТПё-+апёТаТ ЭТпоа а ТоЭапёуо АI Е, Эадаёоёу пТоёаёиТТ ТЭёаТоёЭТааи ТаТ ТЭТаТаТёи-поааТТТаТ ЭйТёа.
Состояние агропродовольственного сектора является важным индикатором развития существующей социально-экономической системы. Его функционирование связано со всеми отраслями народного хозяйства и в большей мере подвержено их влиянию в части ресурсообеспе-чения и развития потребительского рынка. Агропромышленный комплекс является основным источником формирования продовольственных ресурсов, который в силу особой производственной значимости и специфики отраслевой структуры играет роль стабилизатора социально-экономической ситуации, способствует созданию собственного потенциала и условий для расширенного воспроизводства в большинстве отраслей народного хозяйства. Сельское хозяйство как одна из главных отраслей экономики России обеспечивает население основными видами продовольствия и является сырьевой базой предприятий пищевой промышленности и соответственно важнейшей структурообразующей сферой АПК. Доля сельского хозяйства в отраслевой структуре народного хозяйства не только свидетельствует об уровне его экономического развития, но и выражает определенную тенденцию в развитии отраслевой структуры реального сектора, соответствующую природно-экономическим условиям, закономерностям размещения и интенсивности ведения специализированных отраслей, а также основным общественным потребностям продовольственного обеспечения.
Рассмотрим основные тенденции и параметры развития отечественной агропродоволь-ственной системы в современных условиях. Одним из ее важнейших показателей является прибыль сельскохозяйственных предприятий, которая в 2008 г. увеличилась до 115 млрд р. (в
2007 г. — около 100 млрд р.). По некоторым видам продовольствия удалось добиться роста рентабельности. В частности, в производстве
молока этот показатель достиг 20 %. Если в 1999 г. доля прибыльных хозяйств составляла
12 %, то в 2008 г. — 82 %. Показатель рентабельности сельскохозяйственного производства по итогам 1999 г. составил -28 %, а в 2008 г. — + 16,5 %. С 1999 по 2008 г. величина производства сельхозпродукции возросла на 55 %. Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские хозяйства, население) в 2008 г. в действующих ценах составил 2 602,7 млрд р., что на 10,8 % больше, чем в 2007 г.
Валовой сбор зерна в РФ в 2008 г. составил 108,1 млн т (в весе после доработки), превысив уровень предыдущего года на 32,6 %. Данный показатель является почти рекордным за всю историю страны. Ресурсы зерна в России в 2008 г. увеличились на 19,9 %. Всего за год в стране было использовано 86,2 млн т зерна, что на 4,1 % больше, чем в 2007 г. В частности, на переработку было направлено 49,8 млн т, на семена — 11,3 млн т, на корм скоту и птице —
11,5 млн т. Доля зерна, направленного на переработку, составила 57,8 % в использованных зерновых ресурсах (54,6 % в 2007 г.), доля семян — 13,1 % (12,5 %), доля зерна на корм скоту и птиц — 13,3 % (12,8 %). Экспорт зерна в 2008 г. составил 13,6 млн т, что на 18,5 % меньше, чем в 2007 г.
В 2008 г. отмечено увеличение валового сбора пшеницы, ржи, ячменя, овса, кукурузы, проса, риса и зернобобовых культур при снижении производства гречихи по сравнению с предыдущим годом. В структуре производства зерна в 2008 г. по сравнению с 2007 г. удельный вес ячменя, кукурузы, зернобобовых культур увеличился в отличие от пшеницы, ржи, овса и крупяных культур.
Основными производителями зерна и технических культур остаются сельскохозяйственные
© А. 1 . £ёТёТ, 2009
организации. Их доля в производстве зерна в 2008 г. составила 78,2 %, подсолнечника —
70,7 %, что примерно соответствует уровню
2007 г., сахарной свеклы — 89,2 % (против
87,9 % в 2007 г.). Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей несколько увеличился в общем объеме производства зерна, но в структуре производства сахарной свеклы и семян подсолнечника он снизился. Доля фермеров в общем сборе зерна в 2008 г. составила 21,0 % (в 2007 г. —
20.4 %), подсолнечника — 28,9 % (29,6 %) и сахарной свеклы — 9,8 % (11,4 %).
Однако следует обратить внимание на снижение качества отечественного зерна: падают показатели содержания клейковины и белка. В отдельных регионах содержание клейковины в пшенице уменьшилось на 3—5 %. В 2008 г. наименьшее среднее содержание клейковины в пшенице 3-го класса наблюдалось в Центральном федеральном округе (23,4 %), наибольшее — в Сибирском (26,3 %). Невысокие показатели отмечены и в Южном федеральном округе. Так, в Краснодарском крае и Ростовской области мягкая пшеница 3-го класса содержала 23,0 % клейковины, что соответствует нижнему уровню для зерна этого класса.
В то же время объем продовольственной пшеницы значительно увеличился (до 37,8 млн т против 20,7 млн т в 2007 г.). Доля пшеницы 3-го класса составила 26 % от обследованного урожая, 4-го класса — 37 %. При этом в Южном федеральном округе доля пшеницы 4-го класса составила 48,0 %, в других регионах — от
22.0 % до 37,0 %. По продовольственной ржи доля зерна 1-го класса составила 18,0 %, 2-го —
27.0 %, 3-го — 29,0 %. Доля продовольственной ржи в общем объеме ее валового сбора в последние годы колебалась от 91,0 % в 2002 г. до 65,0 % в 2006 г. В 2008 г. этот показатель составил 74,0 %.
В 2008 г. были забракованы 389,0 тыс. т (28,0 %) импортного зерна и продуктов его переработки. В частности, из поступивших
255.0 тыс. т рисовой крупы более 29,0 тыс. т не соответствовали показателям безопасности. В
21.5 т риса из Испании остаточная норма пестицидов хлорперифоса превышала допустимые показатели в 300 раз, перметрина — в 12 раз, в
41.0 т риса из Таиланда выявлено повышенное содержание микотоксинов. Кроме того, 2,6 тыс. т риса из Таиланда, Вьетнама, Италии и Пакистана были заражены вредителями хлебных запасов. Ткже выявлена продукция с гнилостным, затхлым и кислым запахом, а также с запахом нефтепродуктов. По результатам экспертиз 324,0 т продукции были утилизированы,
682.0 т возвращены поставщикам, а часть подвергнута подработке и после проведения по-
вторных исследований реализована на внутреннем рынке.
Увеличился валовой сбор основных технических культур. Рост производства сахарной свеклы обусловлен высокой урожайностью (на 24,3 % выше показателя 2007 г.), подсолнечника — увеличением размеров убранных площадей на 18,9 %. Валовой сбор картофеля и овощей увеличился на 6,2 и 12,9 % соответственно при росте урожайности картофеля на 6,6 % и урожайности овощей на 12,0 %. Производство льноволокна увеличилось на 12,0 % за счет увеличения убранных площадей на 5,6%, а также роста урожайности на 6,9%. Производство картофеля и овощей сосредоточено в хозяйствах населения, которыми в 2008 г. выращено 83,5 % общего сбора картофеля (в 2007 г. — 85,5 %) и
70,7 % овощей (в 2007 г. — 72,4 %).
В 2008 г. Россия достигла максимального объема производства сахара из сахарной свеклы, выработав его в объеме 3,49 млн т. Рост произошел в условиях сокращения посевных площадей. В результате в общих ресурсах сахара, включающих и сахар, выработанный из импортного сырца, доля свекловичного впервые достигла
59,0 %. Росту производства в 2008 г. способствовал комплекс факторов. Прежде всего это благоприятные погодные условия для возделывания. Кроме того, хозяйства использовали современные агротехнологии, высококачественные семена и средства защиты растений. В результате урожайность свеклы также стала рекордной: 36,0 т/га против 29,0 т/га в 2007 г. Сахаристость клубней достигла 14,0 %. Потребность России в сахаре составляет около 6,0 млн т в год, и в последние годы доля свекловичного сахара увеличивается.
Оценка динамики поголовья скота свидетельствует о том, что к концу декабря 2008 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей составляло 21,1 млн гол. (на 2,6 % меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года), из него коров —
9,2 млн (на 1,3 % меньше). Численность свиней составила 16,3 млн (на 1,2 % больше), овец и коз —
21,6 млн гол. (на 2,7 % больше). В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 47,5 % поголовья крупного рогатого скота, 38,8 % свиней, 52,1 % овец и коз (к концу декабря 2007 г. — соответственно 46,9, 42,6 и 51,8 %).
В России в 2008 г. наиболее высокие темпы роста (11,6 %) отмечены в производстве мяса, но наибольший спад (на 4,5 %) наблюдался в производстве молочной продукции. Производство мяса, включая субпродукты 1-й категории, увеличилось на 11,6 % и достигло 2,9 млн т. Производство колбасных изделий в 2008 г. увеличилось на 1,4 % (до 2,4 млн т). Сухого молока и
сливок, а также смесей для мороженого в 2008 г. по сравнению с 2007 г. было выработано на 6,6 % больше (84,0 тыс. т), но в декабре производство этой продукции снизилось на 34,6 % по сравнению с декабрем 2007 г. Выработка рыбных консервов и пресервов составила
896.0 млн условных банок, что на 8,4 % больше, чем в 2007 г. В декабре производство снизилось на 17,5 %. Производство молочной продукции в 2008 г. снизилось на 4,5 % (до 10,0 млн т). Выработка сахара-песка сократилась на 4,0 %, или до 5,9 млн т. Производство крупы в 2008 г. сократилась на 3,0 %, или до 1,1 млн т. Выпечка хлеба и хлебобулочных изделий за 2008 г. снизилась до 7,5 млн т, что на 3,6 % меньше, чем в 2007 г.
Импорт мяса в Россию (без мяса птицы) в 2008 г. увеличился на 14,2 %. Импортировано 1,618 млн т мяса на 4,9 млрд долл. В 2007 г. импорт составил 1,417 млн т на 3,4 млрд долл. В то же время импорт мяса птицы снизился с
1.287 млн т (1,05 млрд долл.) в 2007 г. до 1,218 млн т (на 1,34 млрд долл.) в 2008 г. Вся птица импортирована из стран дальнего зарубежья. Но следует обратить внимание на тот факт, что Россия в 2008 г. снизила долю импортного мяса и мясопродуктов в мясных ресурсах до
32.0 % против 33,2 % в 2007 г. Доля импортного молока и молочных продуктов на рынке за этот период по сравнению с 2007 г. увеличилась незначительно — до 17,6 % против 17,3 %. Ресурсы мяса и мясопродуктов в 2008 г. составили
10.1 млн т, из которых 3,2 млн т пришлись на импорт. Ресурсы молока и молочных продуктов составили 41,6 млн т, а доля их импорта —
7.3 млн т.
Импорт кофе в 2008 г. возрос до 75,5 тыс. т (на 243,9 млн долл.) против 64,6 тыс. т (на
170.8 млн долл.) в 2007 г., цитрусовых — до
1.288 млн т (на 950,8 млн долл.) против 1,26 млн т (на 842,6 млн долл.), рыбы — до 881,1 тыс. т (на 1,659 млрд долл.) против 870,1 тыс. т (на
1.4 млрд долл.), сливочного масла — до
84.4 тыс. т (на 248,2 млн долл.) против 75,3 тыс. т (на 173,4 млн долл.), сухого молока и сливок — до 18,8 тыс. т (на 58,7 млн долл.) против
13 тыс. т (на 53,5 млн долл.). В то же время поставки сахара-сырца снизились до 2,4 млн т (на
940.9 млн долл.) против 3,4 млн т (на 1,1 млрд долл.) в 2007 г., подсолнечного масла — до
111.9 тыс. т (на 177,1 млн долл.) против 132 тыс. т (на 133,2 млн долл.). Импорт алкогольных и безалкогольных напитков составил 2,61 млрд долл. против 2,24 млрд долл. за 2007 г. Доля продовольственных товаров и сырья для их производства в общем объеме импорта из стран дальнего зарубежья составила 12,9 %.
В 2008 г. в структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 45,3 %, непродовольственных —
54,7 % (в 2007 г. — 45,0 % и 55,0 %) На потребительском рынке наметилась тенденция повышения темпов роста цен на продовольственные товары по сравнению с непродовольственными. Так, в январе — ноябре индекс потребительских цен составил 112,5 % против 110,6 % за аналогичный период 2007 г., при этом цены на продовольствие выросли на 15,3, а на непродовольственные товары — на 7,8 %. Среди продовольственных товаров наиболее существенно увеличились цены на макаронные изделия (на 33,1 %), крупу и бобовые (на 26,5 %), хлеб и хлебобулочные изделия (на 25,6 %), масло подсолнечное (на
24,5 %), мясо и птицу (на 20,7 %).
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в прожиточный минимум, увеличилась в среднем по России за декабрь 2008 г. на 1,1 % и составила к концу месяца 2 116 р. на человека в месяц. В целом за 2008 г. продуктовый набор подорожал на 17,5 % после удорожания на 22,3 % в 2007 г. Самым дорогим минимальный продуктовый набор оставался в декабре 2008 г. на Чукотке (5 630 руб.), в Магаданской области (3 466 руб.), в Камчатском крае (3 443 руб.), на Сахалине (3 389 руб.), в Якутии (3 267 руб.), самым дешевым — в Республике Татарстан (1 750 руб.), в Ульяновской области (1 783 руб.), Республике Мордовия (1 806 руб.), Тамбовской области (1 824 руб.).
Рост цен на продукты питания в РФ в
2008 г. в 4,3 раза превысил удорожание продовольствия в ЕС. Цены на продукты питания среди стран ЕС наиболее заметно увеличились в
2008 г. в Финляндии (на 11,3 %), Литве (на
10,9 %), Латвии и на Мальте (на 10,1 и 10,2 % соответственно). Наименьшее увеличение цен на продовольствие произошло в Германии, Словакии, Испании, Португалии (на 2,0—2,4 %). В Чехии в 2008 г. отмечалось снижение цен на продукты питания на 1,5 %.
В России в 2008 г., как и в странах Европейского союза, опережающими темпами росли цены на хлебобулочные изделия и крупы, которые за год подорожали на 25,5 % (в странах ЕС в среднем на 6,2 %), мясо и мясопродукты — на 23,0 % (на 5,1 %). Цены на сахар, джем, мед, шоколад и конфеты за 2008 г. в России увеличились на 17,8 % (в странах ЕС — на 4,7 %), масла и жиры — на 16,9 % (на 3,0 %). Рыба и морепродукты в РФ стали дороже на 14,7 % (в странах Европейского союза — на 2,3 %). Менее всего в России в 2008 г. выросли цены на овощи, а также на молочные изделия, сыры и яйца — соответственно на 7,0 и 7,5 % (в странах ЕС в среднем — на 3,2 и 2,1 %). В целом же инфляция в России за 2008 г. (13,3 %) более чем в 6 раз превысила инфляцию в странах ЕС (2,2 %).
Ситуация на мировом рынке сыграла неблаговидную роль: снижение цен не только обусло-
вило неконкурентоспособность зерна, но и отразилось на ценах внутреннего рынка. Цены на фьючерсные контракты на пшеницу на Chicago Board of Trade (CBOT) снизились от пика в феврале (370 долл. за тонну) до 156 долл. за тонну в конце ноября 2008 г. В России пик цен на пшеницу пришелся на апрель, когда тонна зерна 3-го класса стоила 9 300 р., 4-го класса — 9 000 р. К концу ноября цены снизились соответственно до 4 325 и 3 350 р. В некоторых регионах цены на зерно стали ниже себестоимости его производства, и оно не находит сбыта по приемлемым ценовым условиям. По рекомендации ФАО (сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН), переходящие запасы должны составлять 15—17 % от уровня потребления зерна в стране. В России этот показатель составляет почти 30 %.
Вышеобозначенные проблемы обострил и финансовый кризис. Кредиты на подготовку к весенне-полевым работам для крестьян стали малодоступными. По оценке Минсельхоза РФ, потребность АПК в кредитных ресурсах на сезонную оперативно-хозяйственную деятельность, включая затраты на животноводство, составляет 335 млрд р. Сложившаяся ситуация опасна тем, что в условиях дефицита средств производители не смогут в полном объеме и на необходимом агротехническом уровне провести полевые работы и сократят посевные площади. По предварительным оценкам, яровой зерновой клин, который составляет 45,6 млн га, может уменьшиться на 1,5—2,0 млн га.
На Международной конференции «Российский сельскохозяйственный потенциал: роль России в мировом производстве продовольствия» было отмечено, что наша страна имеет большой потенциал не только для решения продовольственных проблем внутри территории, но и для смягчения последствий продовольственного кризиса в мире. В России имеются 6 млн га земли, которые можно трансформировать в сельскохозяйственное производство без значительных финансовых вложений и повысить производство зерна до 120 млн т. Однако возможности расширения производства продовольствия сдерживаются из-за слабо развитой инфраструктуры. Требуются большие инвестиции в развитие элеваторного хозяйства, транспортной системы. Необходима радикальная перестройка взаимодействия перерабатывающих мощностей и предприятий сырьевых зон.
В процессе ценообразования на внутреннем рынке используется механизм закупочных интервенций. В перечень закупаемого зерна вошли фуражная пшеница, ячмень и кукуруза. Но если на первом этапе была необходимость закупить в интервенционный фонд 6—8 млн т зерна, то затем объемы достигли 20 млн т. Эксперты счита-
ют, что более эффективным механизмом регулирования внутренних цен являются залоговые операции с зерном. В плане по корректировке госпрограммы развития АПК предусмотрено, что объем залоговых операций с зерном к 2012 г. должен составить 900 тыс. т. Залоговые операции могут проводиться параллельно с интервенциями, причем часть средств, выделяемых на интервенции, может быть направлена и на залоговые операции.
В настоящее время Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ совместно с учеными ВНИИ экономики сельского хозяйства и ВНИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве разработало методику определения индикативных цен на продукты питания. Она позволяет определить индикативный уровень рентабельности, соответствующий прогнозируемым темпам роста производства, выявить причины роста цен на сельхозпродукцию и степень влияния удорожания материальных ресурсов на рентабельность сельхозпроизводства, а также степень зависимости цен на используемые в животноводстве комбикорма от динамики цен на зерно. Методика может применяться как один из инструментов экономического анализа на федеральном и региональном уровнях. Это позволит конкретизировать структуру затрат на производство основных видов сельхозпродукции и определить расход материальных ресурсов на единицу продукции, а также обеспечит возможность осуществления расчетов индикативных цен для различных групп сельхозпроизводителей с учетом уровня их технической оснащенности.
Необходимы использование индикативных методов планирования, синтез планирования и прогнозирования, определение целей и приоритетов в единстве с формированием всей системы экономических регуляторов и экономической целесообразности. Следовательно, индикативное планирование следует рассматривать как процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие агропродовольственной системы, соответствующее как государственной социально-экономической политике, так и ее целевым функциям, а также определение и становление мер воздействия на производственные и социально-экономические процессы с целью достижения намеченных параметров.
На наш взгляд, целесообразно выделить следующие приоритетные направления и стратегические ориентиры развития продовольственной системы.
1. Создание нормативно-правовых, организационных и экономических условий: а) для расширенного и преимущественно интенсивного типа воспроизводства в сельском хозяйстве и
взаимосвязанных с ним отраслях; б) обеспечения существенного прироста производства сельскохозяйственной продукции и объемов товарносырьевых ресурсов продовольственного рынка; в) повышения физической и экономической доступности, потребительских качеств социально значимых продуктов питания для населения Мордовии.
2. Активизация восстановления, последовательного роста и эффективного использования производственного потенциала, повышения организационного и технологического уровней производства в сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях на базе целенаправленного привлечения инвестиционных средств в развитие прогрессивных ресурсосберегающих агротехнологий, реализацию эффективных инвестиционных проектов с участием государства, частных инвесторов, коллективов товаропроизводителей.
3. Развитие системы государственного регулирования, ориентированной на стимулирование приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства и достижения его целевых параметров (оптимальных размеров и интенсивности производства, прироста продуктивности в животноводстве и урожайности возделываемых культур, эффективного сочетания интенсивных и экстенсивных факторов расширенного воспроизводства), преодоления затратного механизма формирования издержек.
4. Формирование прогрессивного механизма внутрихозяйственных отношений в сельхозпредприятиях, предусматривающего создание экономически цивилизованных условий конкуренции товаропроизводителей; мотивацию их труда в зависимости от конечного результата.
5. Обеспечение эффективной социально-экономической и производственной организации индивидуальных форм ведения сельхозпроизвод-ства, личных подсобных хозяйств населения в качестве мелкотоварного сектора агросферы, включение их в систему сельскохозяйственного кооперирования, вертикальной интеграции и государственного регулирования, определение организационно-экономического механизма их ресурсообеспечения и изыскание потенциальных возможностей роста производства продовольственных ресурсов в хозяйствах этой категории.
6. Повышение потенциала межрегионального продовольственного обмена с обоснованием эффективных продовольственных связей и интенсивности товарно-сырьевых потоков (с учетом регионов-поставщиков и регионов-потребителей).
7. Формирование продовольственного баланса с ориентацией на самообеспечение внутрирегиональных потребностей, государственных нужд в продовольственных ресурсах.
8. Развитие экспорта и предпосылок к им-портозамещению по наиболее традиционным продуктам питания.
9. Усиление контроля за качеством импортируемого и отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия с применением современных критериев качества продукции, методов его анализа и оценки.
10. Создание системы мониторинга и информационно-консультационного обслуживания продовольственного рынка, позволяющей использовать современные информационные технологии и оптимизационные методы в процессе управления.
Исходя из параметров функционирования агропродовольственной системы государство должно разрабатывать и проводить в жизнь единую политику в области продовольствия. Цель этой политики — гарантировать гражданам России физическую и экономическую доступность продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания независимо от их возраста, имущественного и должностного положения, места жительства. Государство должно обеспечивать: а) условия для производства необходимого объема продуктов питания; б) продовольственную независимость страны; в) создание и поддержание государственных продовольственных резервов; г) соответствие качества производимых и реализуемых продуктов питания требованиям государственной системы стандартов.
Для формирования аграрной политики должна быть организована целенаправленная и скоординированная деятельность государственных и хозяйственных структур, утверждена доктрина продовольственной безопасности и разработана концепция устойчивого развития сельскохозяйственных территорий на основе программно-целевых параметров. Необходимо, чтобы правовые, экономические и организационные меры в сфере продовольственного обеспечения нашли отражение в государственных прогнозах социально-экономического развития, целевых федеральных и региональных программах. В частности, должны быть предоставлены субсидии для оказания финансовой поддержки по реализации региональных программ, предусматривающих развитие мясного и молочного скотоводства, развитие сельскохозяйственного, перерабатывающего, снабженческо-сбытового и другого производства, имеющего существенное значение для социально-экономического развития региона. Кроме того, необходимо субсидировать развитие традиционных для регионов подотраслей сельского хозяйства, формирование условий для развития новых подотраслей, создание и развитие региональных систем потребительских кооперативов, разви-
тие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности.
Реализация целевых задач агропродоволь-ственной системы, параметров ее перспективного развития требует совершенствования хозяйственного механизма и экономических взаимоотношений на основе развития процессов кооперации и интеграции, а следовательно, моделирования интеграционных формирований корпоративного типа на базе объединения предприятий различных организационно-экономических форм в данной системе.
Для поддержания стратегического продовольственного обеспечения необходимы комплексное воздействие на сферы производства, переработки реализации и потребления продовольствия; сочетание федеральных и региональных мер экономического, нормативно-правового и административного характера; активизация продовольственных связей; формирование специализированных продовольственных рынков. Это требует программно-целевого подхода, обеспечивающего разработку и реализацию специализированных продовольственных программ по базовым видам продовольствия, ориентированных на более эффективное использование продовольственного потенциала регионов.
Устойчивое и сбалансированное развитие агропродовольственной системы России должно обеспечиваться рациональной пропорциональностью между факторами производства и необходимыми темпами его развития в условиях хо-
Поступила 14.05.09.
зяйственного риска и изменчивости внешних условий функционирования для удовлетворения потребностей населения в продовольствии и товарах народного потребления, производимых из сельскохозяйственного сырья. Целесообразна разработка специализированного закона о торговле, который бы позволил сделать справедливым уровень прибыли и рентабельности по всей цепочке от производителя к потребителю. При этом можно использовать антимонопольные меры, систему налогообложения, меры организационного характера. Роль государства в формировании справедливых экономических отношений должна быть определяющей.
Следовательно, современная концепция формирования продовольственной стратегии должна предусматривать разработку и реализацию государственной агропродовольственной политики, направленной на создание стратегического продовольственного потенциала регионов, условий для последовательного экономического роста в отраслях АПК, развития социально ориентированного продовольственного рынка. Ее реализация требует координации усилий не только государства и региона, но и предприятий различных организационно-правовых форм по созданию высокотехнологичного, интенсивного и конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, интегрированного с переработкой и реализацией конечного продукта, высокоорганизованной продовольственной системы.
ТВ1 Ш0ЁАГ Г 1Й0и ВАЙТОАЁЁЕЁ 1 1ВА1АЁВ: ЙОвОеООвА, ОАГААГОЁЁ ВАдАЁОЁВ А.А.АтбеГа
А ааТТТе поаоиа УЭТааааТТ еппёааТааТеа оаёоТЭТа, ТёадааяёО аёёуТёа Та Эадаё-оёа Ват'баёёёё 1 ТЭаТаёу, а оаёжа УЭааТУЭаааёёаяёо ТаУЭааёаТёу Эадаёоёу ГЭТ -Ш0ёамтоё ЭааёТТа. I ЭТаТаёёдёЭТааТй тТТаТйа УТёадаоаёё ЭааТой УЭТ1й0-ёаТТТпоё Эат'баёёёё, а оаёжа УЭаапоааёаТй ап'ЭТПй, оЭааб^йёа ЭаяаТёу аёу ааёиТаёяааТ Эадаёоёу эааёпа.
Развитие промышленности Республики Мордовия во многом определено ее географическим положением. Республика находится в плотно заселенной и хорошо освоенной зоне РФ. По территории проходят важнейшие железнодорожные, трубопроводные и автомобильные ма-
гистрали, связывающие европейскую часть с Уралом, север РФ с Поволжьем. Ядром территориальной структуры хозяйства республики является Саранско-Рузаевский промышленный узел, занимающий в регионе благоприятное центральное экономико-географическое положение,
© А. А. АТЭёТа, 2009