Научная статья на тему 'Направления совершенствования ценового регулирования аграрного рынка'

Направления совершенствования ценового регулирования аграрного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / AGRICULTURE / FARM POLICY / PRICE REGULATION / AGRICULTURAL PRODUCTS / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халяпин Алексей Алексеевич

В статье проведен анализ ценовой политики аграрного сектора экономики РФ с момента перехода к рыночной экономике до настоящего времени; выявлены негативные и позитивные аспекты данных преобразований и предложены направления по их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends of improving price regulation of agricultural market

The article analyzes the price policy of the agricultural sector of the Russian economy since the transition to a market economy up to date; the negative and positive aspects of these changes have been identified and directions for their improvement have been suggested.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования ценового регулирования аграрного рынка»

УДК 338.242.4:338.436.33 ББК 65.9(2)32 Х-17

Халяпин Алексей Алексеевич, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов факультета «Финансы и кредит» Кубанского государственного аграрного университета, т.: 89182744232.

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО РЫНКА

(рецензирована)

В статье проведен анализ ценовой политики аграрного сектора экономики РФ с момента перехода к рыночной экономике до настоящего времени; выявлены негативные и позитивные аспекты данных преобразований и предложены направления по их совершенствованию.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, аграрная политика, ценовое регулирование, сельхозпродукция, государственная поддержка.

Khalyapin Alexei Alexeevich, Candidate of Economics, senior lecturer of the Department of Finance of the Faculty of Finance and credit of the Kuban State Agrarian University, tel: 89182744232.

TRENDS OF IMPROVING PRICE REGULATION OF AGRICULTURAL MARKET

(reviewed)

The article analyzes the price policy of the agricultural sector of the Russian economy since the transition to a market economy up to date; the negative and positive aspects of these changes have been identified and directions for their improvement have been suggested.

Keywords: agriculture, farm policy, price regulation, agricultural products, government support.

Сложившееся положение, в котором оказался аграрный сектор России с началом рыночных реформ, объясняется рядом причин, важнейшие из которых - диспаритет цен и инфляция, которые ударяют, прежде всего, по товаропроизводителям, имеющим длительный производственно-реализационный цикл.

Теперь уже ясно, что импульсом для невиданного всплеска инфляции в российской экономике, наблюдавшегося в начале 1992 года после либерализации цен, послужило взвинчивание монопольными производителями отпускных цен продаж на сырье, энергоносители, товары и услуги, и привело, в конечном счете, к проблеме всеобщих неплатежей, ставших главным тормозом в развитии экономики страны.

Особенно негативно либерализация цен сказалась для сельского хозяйства. Прежняя ценовая политика, которая позволяла сельскому хозяйству вести более или менее регулярное расширенное воспроизводство, хотя и не всегда устойчивое, оказалась нарушенной, а точнее разрушенной. В условиях рынка ценовая политика предприятия должна быть направлена на стимулирование производства продукции сельского хозяйства; постепенный выход на эквивалентные отношения между сельским хозяйством и промышленностью; поддержку доходов сельхозтоваропроизводителей на уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство; выход на рынок ближнего и дальнего зарубежья.

В сельском хозяйстве необходимо применять свободные цены, они способствуют развитию производства на основе устойчивого финансового положения сельских товаропроизводителей, которые имеют право по своему усмотрению реализовывать продукцию по ценам, определяемым уровнем издержек, а также соотношением спроса и предложения [2].

Нормативно-правовая база функционирования цен определена в Федеральных законах «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 02.12.94 г. №53-Ф3 (в ред. от 10.01.2003 №15-ФЗ, от 02.02.2006 №19-ФЗ), «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14.07.1997 г. №100-ФЗ, «О развитии сельского хозяйства» №264-ФЗ от 29.12.06 г. (с изм. от 24.07.2009 г.), в Постановлении Правительства РФ «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства» (март 1999 г.), в Государственной программе Минсельхоза РФ «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, и продовольствия на период 2008-2012 гг.», в Распоряжении Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. №2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года». Методологическая основа разделов, посвященных ценовым отношениям в этих документах, определена в «Концепции формирования ценового и финансово-кредитного механизма в АПК», одобренной Президиумом Рос-сельхозакадемии в апреле 1994 г.

Основы ценовой политики заложены в ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства», выступая как нормативные регуляторы. При определении цен в п. 1 ст. 11 данного Закона обозначены следующие их функции: обеспечение паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; покрытие расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей; уплата процен-

тов по кредитам; получение работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по другим отраслям экономики и обеспечение прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства

[3].

Целевые цены на сельхозпродукцию, сырье и продовольствие должны использоваться в качестве основы для установления гарантированных цен на сельхозпродукцию, сырье и продовольствие, залоговых ставок при залоге сельскохозяйственных продуктов, сырья и продовольствия, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям, предусмотренных законодательством РФ. В настоящее время целевые цены не получили практического применения, хотя специалистами Минсельхоза России разработана методика определения и использования этих цен в двух вариантах: с учетом обеспечения паритетного соотношения цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и исходя из нормативов затрат и прибыли.

Первым реальным элементом ценовой поддержки сельхозтоваропроизводителей, которые с учетом зарубежного опыта применяются в сельском хозяйстве РФ, являются гарантированные цены на сельхозпродукцию.

Действующая система цен представлена рыночными (договорными) ценами, по которым продается подавляющая часть товарной продукции, и интервенционными ценами на зерно. Однако рыночные (договорные) цены нередко не удовлетворяют продавцов и покупателей. Первые считают их слишком низкими, вторые -чрезмерно высокими. Эти противоречия вполне оправданны и вряд ли разрешимы в полной мере.

Ныне организации АПК действуют в значительно более жесткой, чем плановая, экономической системе. Цены регулируются иными методами: конъюнктурой рынка, местными монополиями, торговыми системами, криминальными структурами, которые превратились в фактор воспроизводства российской экономики. И уровни, и соотношения цен в корне отличаются оттого, что было прежде.

Обратимся к статистике. Выделим группу товаров, цены на которые в значительной степени определяют все остальные цены и тарифы: это энергоносители и пшеница. Сравним 2011 и 1991 гг. За это время цены производителей за 1 т возросли на бензин автомобильный с 0,1 руб. до 16080 руб., дизельное топливо - с

0,1 руб. до 17435 руб., на пшеницу - с 0,4 руб. до 6808 руб. (февраль). И соотношение цен кардинально переменилось. В 2011 г., чтобы купить 1 т бензина и дизтоплива, сельскохозяйственному товаропроизводителю нужно было продать не 0,25 т пшеницы, как в 1991 г., а 2,4 и 2,6 т соответственно. Чтобы собрать и продать

0,25 т пшеницы, в 1991 г. требовалось засеять 0,1 га, а в 2011 г. для продажи 2,3 т пшеницы - более 1 га. Стали дороже сельхозмашины, тракторы, автомобили [1].

В июле 2010 г. постановлением Правительства РФ был принят порядок установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Делаются попытки ограничить рост цен на нефтепродукты.

Рост цен на продукцию АПК имеет скачкообразный характер. Как правило, он сдерживается экономическими и административными мерами, принимаемыми переработчиками из-за боязни потерять рынки сбыта и органами власти, которые опасаются социального недовольства. Так, в 1999 г. цены на сельскохозяйственную продукцию товаропроизводителей возросли сразу в 2 раза из-за удорожания импортного продовольствия. В 2007 г. стали расти мировые цены на продовольствие, что сопровождалось ростом цен на продукцию сельского хозяйства и продовольствие в РФ сначала на 18%, а в 2008 г. - еще на 27% к предыдущему году. В 2010 г. цены после падения в предшествующем году возросли по продукции растениеводства на 38%. Неравномерно растут цены на зерно, молоко и другие продукты. Эта тенденция характерна и для роста цен на промышленные средства производства. Сельское хозяйство в ценовой политике государства не занимает приоритетные позиции. Государство встает на его сторону только в крайнем случае, когда угроза национальной продовольственной безопасности становится реальной.

Одна из причин того, что сельскохозяйственные товаропроизводители не могут нормально функционировать в действующей системе цен - низкая эффективность используемых ресурсов. Добиться эквивалентности обмена, когда обе стороны недостаточно эффективны, а значительная часть предприятий потеряла платежеспособность и располагает устаревшей технической и технологической базой, практически невозможно. При этом мировой рынок готов предложить на внутренний рынок России свою продукцию, которая произведена в более благоприятных условиях.

В обобщенном виде соотношение цен на реализуемую сельхозпродукцию и приобретаемые промышленные продукты и услуги приведено в таблице 1.

Таблица 1 - Индексы цен реализации сельхозпродукции товаропроизводителями и приобретаемых ими промышленных

товаров и услуг, дополнительные доходы (расходы) от их изменения

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Индексы цен к предыдущему году, %:

производителей сельхозпродукции 109,6 104,3 118,2 126,7 97,1 106,5

на промышленные товары и услуги 115,7 110,8 112,2 124,9 96,9 109,1

соотношение 0,95 0,94 1,05 1,01 1,00 97,6

Дополнительные доходы (расходы) от изменения цен к предыдущему году, млрд. руб.:

от роста цен на сельхозпродукцию (+) +38,1 +21,1 +102,8 +187,1 -29,0 +66,5

от роста цен на промышленные товары и услуги (-) -55,1 -55,7 -85,1 -196,5 +29,2 -96,8

прирост (+) / снижение (-) доходов -17,0 -34,4 +17,7 -9,4 +0,2 -30,3

Из таблицы видно, что соотношение общего объема денежной выручки сельхозорганизаций от продажи продукции, работ и услуг, с одной стороны, и денежных расходов на приобретение промышленных товаров и услуг в последние годы изменилось качественно. Денежная выручка на начальном этапе реформирования была более чем в 2 раза выше. В 2008 г. она была меньше на 10%, в 2009 г. обе величины отличались несущественно. Таким образом, цена на приобретаемые промышленные средства производства существенно возросла. Если в начале реформирования для компенсации роста цен на средства производства на 1% было достаточно повышения цен на сельскохозяйственную продукцию на 0,5-0,7%, то ныне это соотношение может быть выражено пропорцией 1:1.

Особый интерес представляют изменения в ценах на ту промышленную продукцию, которая используется в сельском хозяйстве в качестве средств производства. В последние годы эти расходы организаций растут очень быстро. По данным отчетности крупных и средних сель-хозорганизаций в 2000 г. они составляли 86 млрд. руб., в 2005 г. - 406 млрд. руб., а в 2008 г. - уже 986 млрд. руб., то есть увеличились более чем в 10 раз. Темп увеличения цен на средства производства существенно выше темпов цен реализации продукции (табл. 2).

Как следствие, обострилась проблема диспаритета цен, который стал барьером в развитии АПК по инвестиционно-инновационному пути. В 1990-е годы при одинаковых темпах роста цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, приобретаемую сельским хозяйством, объем дополнительной денежной выручки от реализации продукции полностью пере-крывал дополнительные затраты, связанные с ростом цен на промышленные средства производства. То же было и в 2000-2005 гг. В последние годы такое соотношение уже не устраивает сельское хозяйство. Цены на сельхозпродукцию должны расти быстрее как минимум на 10-15 %.

Таблица 2. Значение 1% прироста цен на реализованную сельхозпродукцию и приобретаемые сельхозорганизациями

средства производства, млрд. руб.

Годы Прирост цен на реализованную продукцию Прирост затрат на приобретение средств производства Соотношение (гр. 2: гр. 3)

2010 10,6 10,9 0,97

2009 10,0 9,4 1,06

2008 8,9 9,9 0,90

2007 7,3 7,8 0,94

2006 5,1 5,7 0,89

2005 4,9 4,1 1,20

2004 4,3 3,2 1,34

2003 3,6 2,4 1,50

2002 3,2 1,8 1,80

Финансово-экономический кризис стал новым фактором, который нарушил положительные тенденции развития аграрной экономики. Многое теперь зависит от его длительности, от того, как экономическая система России сможет отреагировать на новую ситуацию.

Вопрос о пересмотре законодательства по ценообразованию ставится на всех уровнях, в том числе и работниками сельхозорганизаций. При этом отстаиваются вполне определенные интересы населения, отраслей-переработчиков, производителей сельхозпродукции. Однако перевешивают интересы населения, то есть стремление сдержать рост цен на продовольствие, что, в конечном счете, противоречит интересам сельскохозяйственных товаропроизводителей. Возникает угроза сельскому хозяйству, которая состоит в принятии нормативных актов, еще более ограничивающих рост цен на продукцию сельского хозяйства, даже если это соответствует конъюнктуре рынка.

Н. Борхунов считает, что выход из сложного экономического положения все же есть. Кризисный цикл закончится. Мировая экономика перейдет в стадию оживления и подъема, и для России будут более благоприятные внешние условия развития. Значительные ресурсы имеются и в отечественной экономике. Органы исполнительной власти предпринимают в отношении аграрного сектора комплекс мер экономического и социального характера [1]. Мы разделяем подход, который состоит в том, что следует использовать механизмы более тесного соединения це-

нового и финансового каналов ресурсного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Мы считаем, что все аспекты регулирования цен в сельском хозяйстве целесообразно было бы объединить и систематизировать в направления совершенствования ценового регулирования аграрного рынка (рис. 1).

Рис. 1. Направления совершенствования ценового регулирования аграрного рынка

Задача обеспечения ценового паритета - основная с точки зрения достижения стабильных обоснованных доходов участников отрасли, обеспечения ее развития. Это может быть достигнуто путем прямого вмешательства государства через проведение закупочных и товарных интервенций или созданием условий для продвижения идей хеджирования рисков заинтересованными лицами.

Во втором случае необходимо принять постулат: цены на российском рынке связаны с ценами на зарубежных рынках. Более того, существует возможность выявить эту связь с по-мощью математического аппарата и использовать ликвидность зарубежных рынков для под-держки внутреннего.

Литература:

1. Борхунов Н., Зарук А. Цены, ценовые отношения и ценообразование в АПК // АПК: экономика, управление. 2011. №7. С. 40-45.

2. Сигидов Ю.И. Организационные и экономические проблемы повышения эффек-тивности сельскохозяйственного производства. Краснодар, 2001. 348 с.

3. О государственном регулировании агропромышленного производства: федер. закон РФ от 14.07.1997 г. №100-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

References:

1. Borkhunov N., Zaruk A. Prices, price relationships and pricing in the AIC / / AIC: economics, management. 2011. № 7. P. 40-45.

2. Sigidov Y.I. Organizational and economic problems of increasing the efficiency of agricultural production. Krasnodar, 2001. 348 p.

3. On state regulation of agricultural production: Federal Law of14.07.1997, № 100-FL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.