Научная статья на тему 'Вопросы обеспечения статистической информацией для оценки состояния продовольственной безопасности страны'

Вопросы обеспечения статистической информацией для оценки состояния продовольственной безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы обеспечения статистической информацией для оценки состояния продовольственной безопасности страны»

Снижение ценовых рисков и принятие управленческих решений по формированию паритетных отношений предприятий промышленности и ТЭКа с сельскохозяйственными организациями предполагает создание системного информационного блока по формированию ценовых отношений с учетом показателей изменения в среднесрочный период регулируемых тарифов на электрическую и тепловую

энергию, цен на нефть и природный газ, тарифов на железнодорожные перевозки, изменение цен на промышленные средства труда. В структурные элементы такого блока надлежит включить принципиальные методические положения по формированию указанных цен и тарифов и систему мер по распределению ценовых рисков.

Таблица 2 — Индикативная цена 1 т пшеницы по организациям Новосибирской области, 2012 г.

Культура Цена 1т базисной кондиции, тыс. р. Коэффициент Цена за 1 т с учетом качества, тыс. р. Цена при проведении закупочных интервенций

установлена торги 2009 г.

2009 г. 2010 г. 2011 г.

Пшеница мягкая 3 класса 6,6 1 6,6 6 4,4 4,7 4,2

Пшеница мягкая 4 класса - 0,8 5,3 4,8 3,8 4,4 3

Пшеница непродовольственная - 0,7 4,6 4 4,3

Институциональную составляющую функционирования системы индикативных цен, системного информационного блока по формированию межотраслевых отношений надлежит сформировать с учётом принятия Концепции ценового и тарифного регулирования сельскохозяйственных организаций. Её идеи по предотвращению ценовых рисков должны быть положены в основу экономического обоснования закона «О ценовом и тарифном регулировании сельскохозяйственных организаций». Принятие такого закона обеспечит развитие институциональной составляющей регулирования ценовых отношений и информационного метода управления процессом.

Источники

1. Борхунов Н.А. Ценовые и финансовые отношения: логика и востребованность исследова ний// АПК: экономика, управление. - 2010.— № 11.— С. 58-61.

2. Временные методические рекомендации по организации мониторинга текущей рентабельности,

индикативных цен и затрат на производство основных видов сельскохозяйственной продукции http://www. mcx.ru/documents/document/ ¡з^/8780.201.Ыт

3. Рыманова Л. А. Формирование системы индикаторов регулирования ценовых отношений сельскохозяйственных предприятий/ Л.А. Рыманова; Рос. акад. с.-х. наук. Сиб. отд., Сиб. НИИЭСХ. — Новосибирск, 2010. —1 29 с.

4. Средние цены производителей сельскохозяйственной продукции.

5. Сценарные условия и основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов.— http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/ есопуИЬ/тегЬ^е1соте/есопоту/ maroecoomy/ ad-ministmanagementdirect/doc1247665263609.

6. Ушачев И.Г. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства Российской Федерации/ АПК: экономика, управление. — 2009. — № 3. — С. 12 — 30.

7. Цены и ценообразование. Под ред. В.Е. Есипова. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2006. — 560 с.

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Р.Р. Бакирова, к.э.н., доц. Башкирского государственного аграрного университета

Для оценки состояния продовольственной безопасности страны предлагается использовать систему показателей, сгруппированных по сферам потребления, производства и управления [1]. Поскольку информационной основой для формирования основной части данной системы являются показатели Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (ФСГС РФ), оценим их с позиции полноты, оперативности достоверности

для анализа состояния продовольственной безопасности страны и регионов.

В табл. 1 дан сравнительный анализ показателей, рекомендуемых в Доктрине продовольственной безопасности, и статистических показателей, формируемых ФСГС с указанием степени агрегирования и периодичности предоставления информации.

Таблица 1 - Система показателей продовольственной безопасности

Наименование показателя в Доктрине продовольственной безопасности Наименование официальной статистической информации Уровень агрегирования информации ФСГС

а) в сфере потребления:

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам населения; Уровень денежных расходов, располагаемых ресурсов и расходов на конечное потребление домашних хозяйств, структура потребительских расходов населения, уровень потребления продуктов питания членами домашних хозяйств по РФ, федеральным округам , субъектам РФ

обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек Обеспеченность населения торговой площадью, в т.ч. сельского населения, сведения о наличии объектов общепита (количество единиц, мест, площадь обслуживания посетителей) по РФ, федеральным округам , субъектам РФ

потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения; Среднедушевое потребление основных продуктов питания, в т.ч. в разрезе ДХ, проживающих в сельской и городской местности, по децильным группам по уровню доходов по РФ, федеральным округам , субъектам РФ

объемы адресной помощи населению; Данные в рамках ФСГС не формируются

суточная калорийность питания человека; количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро-и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки; Пищевая ценность в сутки (белки, жиры и углеводы), энергетическая ценность в сутки, в т.ч. в разрезе ДХ, проживающих в сельской и городской местности, по децильным группам по уровню доходов по РФ, федеральным округам , субъектам РФ

индекс потребительских цен на пищевые продукты; ИПЦ на основные продукты питания по ОКПД и КИПЦ, средние потребительские цены (годовые, месячные, еженедельные ), структура розничных цен (по РФ) по РФ, федеральным округам , субъектам РФ

б) в сфере производства и национальной конкурентоспособности:

объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; Объем и индекс производства сельскохозяйственной продукции (растениеводства и животноводства) в хозяйствах всех категорий; объем отгруженной продукции (работ, услуг) в действующих ценах организаций, производство продукции по видам (ОКПД) по РФ, федеральным округам , субъектам РФ

импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; Импорт товаров по ТН ВЭД в тоннах и тыс. долл., средние импортные цены По РФ

бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции; Данные в рамках ФСГС не формируются

продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов; Посевные площади, валовые сбор и урожайность сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий по РФ, федеральным округам , субъектам РФ

объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания; Индексы физического объема розничной продажи отдельных товаров (в т.ч. пищевых товаров), продажа отдельных продуктов питания на основе балансового метода по РФ, федеральным округам , субъектам РФ

в) в сфере организации управления:

объемы продовольствия государственного материального резерва, сформированного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; Данные в рамках ФСГС не формируются

запасы сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия. Отражаются в балансах продовольственных ресурсов по РФ, федеральным округам , субъектам РФ

Анализируя перечень статистических показателей, можно сделать вывод о том, что представленные показатели в целом могут составить информационную базу для оценки продовольственной безопасности. Традиционно в полной мере дана информация, отражающая производство продукции сельского хозяйства и сферу потребления. Вместе с тем, отсутствуют или представлены не в полном объеме данные о движении сельскохозяйственной продукции и спроса на нее в продуктовой цепи: сельскохозяйственный товаропроизводитель - перерабатывающие предприятия.

Например, нет данных о мощностях ми-ницехов по переработке сельскохозяйственной продукции, сведений о ее качестве, сведений о каналах реализации сельскохозяйственной продукции КФХ и ЛПХ.

Кроме вопросов полноты статистической информации, возникают вопросы и о ее достоверности. Достоверность статистических данных определяется изменениями, обусловленными переходом от методов сплошного наблюдения к методам выборочного наблюдения. Выводы, полученные на основе выборочного наблюдения, могут быть правильными, только если генеральная совокупность является однородной, а выборка - репрезентативной. В современных же условиях наблюдается существенная вариация признаков внутри каждой совокупности. Так, нами были выявлены значительные расхождения

между показателями потребления мясомолочной продукции, полученных на основе бюджетов домашних хозяйств (БДХ) и по данным баланса продовольственных ресурсов (БПР) [2]. Например, по данным РФ по уровню потребления мяса и мясопродуктов расхождение достигало 14,5%, по молоку и молокопродуктам до 8%.

Таким образом, перед ФСГС РФ совместно с другими федеральными государственными ведомствами (Минсельхоз РФ, Мин-промторг РФ, Роспотребнадзор, Росрыболов-ство и др.) стоит задача обеспечения достоверными и оперативными статистическими данными органов государственной власти для осуществления мониторинга, прогнозирования и контроля за состоянием продовольственной безопасности страны.

Источники

1. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Бакирова Р.Р. Роль статистических показателей при оценке состояния продовольственной безопасности России// Государственная статистика как общественное благо: стоимость, качество, использование: Материалы международной научно-практическая конференции (С.Петербург, 30 января-01 февраля 2012 г.). -СПб.: Нестор-История, 2012. - С. 38-40.

4.2 Модели и компьютерные технологии прогнозирования состояний рынков продовольствия с учетом мер государственной поддержки и

интеграционных процессов

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ

МОДЕЛЕЙ AGLINK-COSIMO

И.А. Романенко, д.э.н., рук. отд., Н.Е. Евдокимова, к.э.н., ст. науч. сотр., А.А. Абрамов, науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова

Важнейшей проблемой при исследовании глобальных экономических процессов, встающей перед исследователями, является невозможность проведения эксперимента над изучаемой системой. В решении этой проблемы помогают модели. Безусловно, идеальной моделью системы является точная копия этой системы, однако на данном этапе развития научно-технического прогресса невозможно создать точную копию такой системы, как международных рынков сельскохозяйственной продукции. До некоторой степени точности данную систему можно пред-

ставить в форме экономико-математической модели. В настоящий момент странами ОЭСР для прогнозирования состояний агропродовольст-венных рынков активно используется международная система экономико-математических моделей Aglink-Cosimo.

Впервые расчеты с использованием модели АОЬШК стали использоваться при подготовке сельскохозяйственного прогноза ОЭСР в 1992 г. Данная методика была утверждена в ОЭСР в апреле 1993 г. В дальнейшем, модель АОЬШК стала важным инструментом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.