Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1298
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИЛИЩА / РЕФОРМЫ / ИСТОРИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СПЕЦИАЛИСТ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеглова Татьяна Михайловна

Система среднего профессионального образования прошла сложный путь своего развития. В статье рассматривается история профессиональных учебных заведений нашей страны. Петр I и его сподвижники предприняли попытку направить страну по европейскому пути развития посредством реформ, включая реформы воспитания и образования. Созданные профессиональные школы должны были дать обучающимся профессиональные знания и умения для формирования в стране нового класса квалифицированных рабочих. Дальнейшие преобразования, проведенные государством в профессиональном образовании, содействовали развитию реального образования. Постепенно формируется ступенчатая система профессионального образования, способствующая выделению среднего профессионального образования в качестве самостоятельного уровня в конце ХIХ века. В середине ХХ века среднее профессиональное образование переживает подъем, становясь одним из массовых направлений профессионального образования. Систему среднего профессионального образования затронули существенные изменения конца ХХ века. Появились новые профессии. Регионализация системы ориентирована на рынок труда и запросы экономики региона. Сегодня среднее профессиональное образование является мощным фактором повышения образовательного и культурно-технического уровня молодежи. Оно не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в образовательной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The system of secondary vocational education has passed a difficult way of its development. The paper examines the history of vocational educational institutions of this country. Peter the Great and his associates attempted to guide the country along the European path of development through reforms, including reforms of upbringing and education. The established vocational schools were supposed to give students professional knowledge and skills to form a new class of skilled workers in the country. Further transformations carried out by the state in vocational education contributed to the development of real education. Gradually, a step system of vocational education was formed. This fact contributed to the allocation of secondary vocational education as an independent level of education at the end of the 19th century. In the middle of the 20th century secondary vocational education experienced an upsurge and began to become one of the mass directions of vocational education. The system of secondary vocational education was affected by significant changes at the end of the 20th century. New professions appeared. The regionalization of the system was focused on the labor market and the needs of the region's economy. Secondary vocational education is a powerful factor in improving the educational, cultural and technical level of young people today. It does not only ensure the acquisition of a specialty, but also creates conditions for further advancement of the individual in the educational system.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 377.5

Т. М. Щеглова

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Система среднего профессионального образования прошла сложный путь своего развития. В статье рассматривается история профессиональных учебных заведений нашей страны. Петр I и его сподвижники предприняли попытку направить страну по европейскому пути развития посредством реформ, включая реформы воспитания и образования. Созданные профессиональные школы должны были дать обучающимся профессиональные знания и умения для формирования в стране нового класса квалифицированных рабочих.

Дальнейшие преобразования, проведенные государством в профессиональном образовании, содействовали развитию реального образования. Постепенно формируется ступенчатая система профессионального образования, способствующая выделению среднего профессионального образования в качестве самостоятельного уровня в конце Х!Х века.

В середине ХХ века среднее профессиональное образование переживает подъем, становясь одним из массовых направлений профессионального образования.

Систему среднего профессионального образования затронули существенные изменения конца ХХ века. Появились новые профессии. Регионализация системы ориентирована на рынок труда и запросы экономики региона.

Сегодня среднее профессиональное образование является мощным фактором повышения образовательного и культурно-технического уровня молодежи. Оно не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в образовательной системе.

Ключевые слова: народное образование, училища, реформы, история, среднее профессиональное образование, профессиональная педагогика, специалист среднего звена.

T. М. Shcheglova

THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Abstract. The system of secondary vocational education has passed a difficult way of its development. The paper examines the history of vocational educational institutions of this country. Peter the Great and his associates attempted to guide the country along the European path of development through reforms, including reforms of upbringing and education. The established vocational schools were supposed to give

students professional knowledge and skills to form a new class of skilled workers in the country.

Further transformations carried out by the state in vocational education contributed to the development of real education. Gradually, a step system of vocational education was formed. This fact contributed to the allocation of secondary vocational education as an independent level of education at the end of the 19th century.

In the middle of the 20th century secondary vocational education experienced an upsurge and began to become one of the mass directions of vocational education.

The system of secondary vocational education was affected by significant changes at the end of the 20th century. New professions appeared. The regionalization of the system was focused on the labor market and the needs of the region's economy.

Secondary vocational education is a powerful factor in improving the educational, cultural and technical level of young people today. It does not only ensure the acquisition of a specialty, but also creates conditions for further advancement of the individual in the educational system.

Keywords: public education, schools, reforms, history, secondary vocational education, professional pedagogy, mid-level specialist.

Введение.

Профессиональному образованию в России исполнилось 320 лет. Оно прошло свой путь от первой школы математических и навигационных наук, горнозаводских школ на Урале, школ фабрично-заводского обучения (ФЗО), профтех-школ, ремесленных училищ, профессионально-технических училищ (ПТУ), средних профтехучилищ (СПТУ) к непрерывному профессиональному образованию: техникум/колледж -вуз - аспирантура.

Материалы и методы исследования

Концептуальные основы образовательной политики Российской Федерации, в том числе в системе СПО, отражены в ряде нормативно-правовых документов: Федеральном Законе «Об образовании в РФ», Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) среднего профессионального образова-

ния (СПО), Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и др.

Различные аспекты проблемы профессионального образования будущего специалиста отражены в трудах С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, И. А. Зимней, В. А. Романова, В. А. Скакуна, В. А Сластенина, В. А. Федорова, Ю. А. Якубы и др.

Вопросы повышения качества подготовки будущих специалистов в системе СПО рассматриваются в работах В. М. Зуева, А. Н. Лейбовича, Э. И. Крупицкого, П. Н. Новикова, П. Н. Осипова, Л. Г. Семушиной и др.

Профессиональное становление личности как субъекта труда, превращение его в профессионала в процессе профессионального обучения представлено в трудах К. С. Абульхановой-Славской, А. Г. Асмолова, К. М. Гуревича, Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой, Н. Н. Нечаева, В. Д. Шадрикова и др.

Рассмотрение вопроса истории системы отечественного среднего профессионального образования предполагало выбор инструментария, необходимого для проведения исследования. Методы исследования носили комплексный характер и включали в себя: теоретический анализ отечественных исследований и методической литературы, анализ результатов исследования.

Резулътаты исследования

Днем рождения системы профессионально-технического образования считается 2 октября 1940 года, когда был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения. Эти училища были созданы в кратчайшие сроки. Прием в них проводился путем призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи.

Появление профессиональных учебных заведений в России неразрывно связано с преобразованиями Петра I. Первые учебные заведения, предлагающие профессиональную подготовку, были открыты в стране в начале XVШ века: «Навигацкая школа» (1701), «Артиллерийская школа» (1701), «Инженерная школа» (1712) и др.

Цель создания школ заключалась в том, чтобы дать обучающимся профессиональные знания и умения для формирования в стране нового класса квалифицированных рабочих.

Во время своего европейского путешествия Петр I, увидев уровень развития ремесел, сделал выводы о необходимости внедрения в стране профильных учебных заведений.

14 января 1701 года в Санкт-Петербурге открывается первая школа математических и навигационных наук. Именно 1701 год многими принято считать точкой отсчета истории системы отечественного профессионального образования [История профессионального образования в России, 2003].

В созданные училища для обучения рабочим профессиям отбирались талантливые молодые люди из числа детей мастеровых и крестьян, солдат. Завершившие полный курс обучения получали квалификацию ученого мастера.

При Петре I открылись и другие учебные заведения: горные училища при заводах и рудниках, дававшие профессиональное образование. Горнозаводское направление в профессиональных учебных заведениях было наиболее востребованным, что отвечало желанию государя сформировать в стране мощное металлургическое производство для создания конкурентного вооружения. Горнозаводские школы открываются при Петровском пушечно-литейном заводе, на Урале и Алтае.

В последующие годы по указанию императрицы Екатерины II был разработан еще ряд проектов о развитии профессионального образования в России. В 1764 г. Ф. Г. Дильтей, приглашенный в Московский университет руководить кафедрой истории и правоведения, представил императрице «План об учреждениях

разных училищ для распространения разных наук и исправления нравов».

Под влиянием идей западных мыслителей и, в первую очередь Вольтера, Екатерина II задалась целью так построить образование, чтобы оно произвело «новую породу» людей. Слова: «Науки поощрять!» принадлежат Екатерине.

Несколько проектов подготовила созданная в 1768 г. «Частная комиссия об училищах»: 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев.

При Екатерине II были претворены в жизнь проекты И. И. Бецкого, который был виднейшим деятелем по устройству образования и воспитания на новых началах. В соответствии с идеями и планами И. И. Бецкого был организован ряд учебных заведений в Петербурге и Москве: Общество для благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре (1764 г.), такое же Общество для девиц мещанского сословия (1765 г.), воспитательное училище для мещан при Академии художеств (1764 г.). И. И. Бецкой хотел обучить людей, способных успешно проявить себя в различных областях жизни, в разнообразных искусствах и ремеслах, воспитывать граждан, полезных государству.

В 1782 г. Екатерина назначила «Комиссию по учреждению народных училищ». В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в «Уставе народным училищам

Российской империи» (1786). В разработке этих документов активное участие принял сербскохорватский мыслитель и педагог Федор Иванович Янкович де Мариево. Вместе с ним трудились племянник Ломоносова М. Е. Головин, выпускник Петербургского университета Ф. В. Зуев, профессор Московского университета Е. Б. Сырейщиков и др. [Джуринский, 2000, с. 223-224].

Федор Иванович Янкович-де-Мириево - выдающийся ученый-педагог, последователь Я. А. Комен-ского, в 1782 г. был приглашен в Россию для организации народного образования. Вместе с русскими учеными и педагогами он написал «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи» (1783). Янкович создал ряд учебников: «Букварь», «Прописи и для них руководство по чистописанию», «Правила для учащихся» (все в 1782 г.), «Руководство к арифметике» (не позднее 1784 г.) и другие. С его участием был разработан план школьной реформы, проведенной в России по уставу 1786 г. Совместно с профессорами Московского университета он разработал содержание, организацию, методы и форму подготовки учителей народных училищ. В 1802-1804 гг. Ф. И. Янкович-де-Мириево работал под руководством П. В. Завадовского в Комиссии об учреждении народных училищ.

Согласно «Уставу...» 1786 г., в городах открывались малые и главные народные училища. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и счи-

тать людей, знающих основы православия и правила поведения, рассчитанные на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию и рисованию. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе в течение пяти лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура; для желающих - латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский (преподавание западноевропейских языков не предусматривалось). В главных училищах можно было приобрести педагогическое образование [Джу-ринский, 2000, с. 223-224].

В 1786 г. Екатерина II повелела открыть главные народные училища в 25 губерниях. В целом профессиональное образование в стране в период просвещенного абсолютизма сделало значительный шаг вперед. В конце XVIII в. в Российской империи насчитывалось уже около 550 различных учебных заведений (в них обучались 62 тыс. учащихся), в том числе примерно 400 народных училищ, свыше 60 духовных семинарий и столько же сословных закрытых учебных заведений.

Манифестом Александра I от 20 сентября 1802 года «Об учреждении министерств» в России были образованы первые министерства, в том числе и Министерство народного просвещения, отвечающее за систему образования в стране. Это событие

стало знаковой вехой в развитии русского образования и русской культуры в целом. Одним из направлений его работы становится подготовка специалистов для государственной службы [История профессионального образования в России, 2003].

В 1803 г. были опубликованы «Предварительные правила народного просвещения», в 1804 г. -«Устав учебных заведений, подведо-мых университетам». Эти документы и определяли структуру системы образования в первой четверти XIX в.

В январе 1803 г. вступило в силу Положение об устройстве учебных заведений. Страна разделялась на шесть учебных округов, в каждом из которых открывался университет как высший научный и административный центр данного округа. Учебные округа ведали также всеми частными учебными заведениями. Эта система способствовала тому, что к середине XIX века в России действовало несколько десятков профессиональных учебных заведений трех типов: заводские школы, горные и окружные училища. В 20-х гг. XIX в. открылись сельские профессиональные школы для подготовки специалистов по агрономии, земледелию, животноводству, садоводству, виноделию с четырех- или пятилетним сроком обучения. В 1822 г. начала свою работу Московская земледельческая школа, в 1832 г. - удельное земледельческое училище, в 1840 г. -Горогорецкое сельскохозяйственное училище и др.

Все возрастающие потребности общества в специалистах для промышленности и торговли заставили государство пойти на ряд новых

мер. В 1839 г. одной из них стало создание реальных классов при гимназиях. В стране появились также волостные училища, подготавливавшие служащих низшей квалификации для государственной администрации: писарей, землемеров, помощников фельдшеров.

Преобразования, проведенные государством в профессиональном образовании в 40-50-х гг. XIX в., устранили преобладание классицизма в гимназическом образовании, содействуя развитию реального образования. Было решено сосредоточить реальное образование в специальных заведениях. Для этого в стране открывались реальные училища - гимназии с техническим уклоном. В тот период были учреждены следующие учебные заведения технического профиля: 1810 г. - Петербургский институт инженеров путей сообщения, в 1828 г. - Петербургский технологический институт, 1830 г. - Московское ремесленное училище, в 1832 г. - училище гражданских инженеров, в 1835 г. - Константиновский межевой институт в Москве.

Со второй половины XIX века в российской промышленности происходят серьезные изменения: вслед за Европой в стране получает развитие крупное машинное производство, Россия вступает в период промышленной революции. Данные изменения ставят перед рабочим классом новые требования. Возникает запрос на самые передовые знания и профессиональные умения. Существующие в тот период ремесленные училища не могли полноценно справиться с новыми вызовами. Ру-

ководство Российской Империи принимает решение провести перестройку системы профессионального образования.

Важная роль в формировании основ профессиональной педагогики в России принадлежит великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому, который в числе первых поставил задачу создания системы школьного ремесленного образования, отвечающего потребностям «индустриального направления века». В статьях «Ученики ремесленные в Петербурге» (1848), «Воскресные школы» (1861), «Необходимость ремесленных школ в столицах» (1868) он показал пагубность существующей системы ремесленного ученичества. Ушинский выделил следующие функции профессионального образования нового типа:

- экономические - приведение ремесла в соответствие с требованиями науки и техники;

- социальные - подготовка отечественных специалистов;

- нравственные - ликвидация ученичества как формы эксплуатации детей;

- педагогические - разработка системы школ профессиональных и воскресных, установление связи труда и обучения, создание методики обучения ремеслу, отвечающей требованиям педагогики и психологии.

В 60-е гг. XIX в. в России началось становление теории и методики профессионального образования как самостоятельной отрасли научного знания. Оно было обусловлено пореформенным развитием производства и капиталистических отношений. Реформы инициировали деятельность

научных и технических обществ -Русского технического общества, Вольного экономического общества, Московского общества распространения технических знаний. Общества создавали учебные заведения, выдвигали проекты реформирования системы общего и профессионального образования в России, изучали зарубежный опыт подготовки рабочих и других специалистов, проводили съезды деятелей профессионального и технического образования, издавали научную, учебную и методическую литературу [Титова, 2015].

Важнейшей составляющей качества подготовки специалистов во второй половине XIX в. следует признать согласованность образовательных стандартов и учебных планов средних и высших учебных заведений. В 1871 г. вышел в свет «Сборник правил и подробнейших программ для поступления во все учебные заведения, мужские и женские, казенные и частные по всем ведомствам», который узаконил ступенчатый характер профессионального образования в России.

Целостная система профессионального образования в России сформировалась в 80-90-е годы XIX века. Заслуга в подготовке реформы принадлежит министру народного просвещения И. Д. Делянову и ученому, министру финансов И. А. Вышне-градскому, который разработал «Общий нормальный план промышленного образования в России». Была проведена работа по анализу практического опыта профессиональных школ, поддержки их местными обществами. Система технического образования состояла из ремесленных

училищ, низших и средних технических училищ. Преобладающее значение отдавалось графическим занятиям и практическим занятиям на производстве или в мастерских.

Курс обучения продолжался 3 года. Принимались мальчики 11-14 лет. Большинство ремесленных училищ и школ были бесплатными. Плата за обучение составляла всего 1% от общих средств, отпускаемых на содержание. Многие ученики освобождались от платы и получали пособие от благотворителей [История профессионального образования в России, 2003].

Ступенчатая система профессионального образования формируется в конце XIX века. «Положение о промышленных училищах» 1888 года, имевшее силу закона, установило следующие типы промышленных учебных заведений:

- общие промышленные училища высшего типа;

- средние технические училища для подготовки техников;

- низшие технические училища;

- ремесленные училища.

Данное положение определяло

основные пути подготовки квалифицированных рабочих, мастеров, техников, вводило профессионально-технические заведения в общую систему учреждений образования. Для установленных законом типов учебных заведений были разработаны примерные учебные планы и программы, определяющие минимум знаний, умений и навыков, которые должен иметь выпускник соответствующего учебного заведения [Вишневский, 1993, с. 98].

Выделению среднего профессионального образования в качестве самостоятельного уровня способствовало в конце XIX - начале XX века усложнение структуры промышленного производства, определение статуса техника, сформированная ступенчатая система профессионального образования. Формируются требования к подготовке его выпускников, определяется роль и статус техников на производстве, выявляется социальная база, издаются государственные документы, регламентирующие развитие этого социального института. Тем не менее важно отметить то, что данный уровень образования в России в начале XX не получил значительного распространения: в 1903 г. насчитывалось всего 20 средних технических училищ [Вишневский, 1993, с. 102].

Большой вклад в развитие профессионального образования внесли съезды ИРТО (Императорского русского технического общества) 18891904 гг. На них были сформированы принципы и положение организации образования, методика образования, улучшение условий труда, вопросы физической подготовки учащихся [История СССР. XIX начало XX вв., 1981].

Егорьевский съезд директоров и преподавателей технических училищ Московского учебного округа в 1911 г. выступил за предоставление училищам самостоятельности в разработке учебных планов и программ [История профессионального образования в России, 2003].

В целом масштабы профессионального образования в стране в

конце XIX в. возросли, но оно развивалось как государственная система. Анализ ее функционирования в то время убеждает в том, что общество диктовало необходимость принятия профессиональных образовательных стандартов в переломные периоды своего развития, и эти стандарты в значительной степени способствовали подготовке высококвалифицированных специалистов для экономики России [История СССР. XIX начало XX вв., 1981].

Вехой в становлении профессиональной педагогики стал разработанный ученым-механиком и министром финансов И. А. Вышнеград-ским проект «Общего нормального плана промышленного образования в России» (1884), заложивший основы государственной системы профессионального образования. В формировании российской концепции профессионального образования приняли участие известные деятели -выдающийся химик Д. И. Менделеев, ученые и инженеры В. К. Делла-Вос,

B. И. Гриневецкий, ученый-агроном И. А. Стебут, экономисты А. И. Чу-пров и И. И. Янжул, Н. А. Каблуков, инженеры-педагоги Д. К. Советкин,

C. А. Владимирский, М. В. Лысков-ский и др. Были сформулированы следующие актуальные и в наше время требования к системе и содержанию профессионального образования России:

- соответствие потребностям развивающейся экономики;

- конкурентоспособность подготавливаемых кадров;

- обязательная база - общее образование;

- разнотипный и разноуровневый характер профессиональной школы в зависимости от исходного общего образования;

- сочетание общего и специального в содержании образования;

- практическая направленность обучения и четкая специализация;

- постепенная замена ученичества ремесленными школами, соединение труда и ученичества рабочих-подростков с их обучением в вечерне-воскресных школах и др.

Социал-демократы Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, Н. К. Крупская, теоретик анархизма П. А. Кропоткин, народники М. К. Горбунова-Каблу-кова, С. Н. Кривенко ставили вопросы соединения производительного труда работающих подростков и учеников, а также взрослых рабочих с их обучением. Н. К. Крупская на основе анализа мирового опыта показала, что ведущей тенденцией «прогресса техники», внедрения машин и механизмов является рост спроса на широко образованных технически, активных, инициативных рабочих [Профессиональная педагогика, 2009, с. 30-31].

Н. К. Крупская на основе исследования международного опыта защищала профессионализм «на том основании, что техника все прогрессирует и надо за ней поспевать, подготовлять учеников к их будущей профессии» [Жуковская, 2006, С. 6769].

В конце XIX - начале XX в. среднее профессиональное образование стало осмысливаться как специфическая часть народного образования, развитие которой оказывает су-

щественное воздействие на состояние экономики, обороноспособности, социальной сферы. Во многих городах открылись коммерческие училища, учительские семинарии, фельдшерские школы. В 1914-1915 гг. действовало свыше 400 средних профессиональных учебных заведений (54 тыс. учащихся) [Профессиональная педагогика, 2009, с. 40-41].

В начале XX века к категории профессионально-технических училищ относилось 2151 учебное заведение (со 116093 учащимися): ремесленные, технические, художественно-промышленные, железнодорожные и горные училища. В 19101917 гг. их число увеличилось до 2500. Но круг специальностей в них был крайне узок. Для новых отраслей производства, в том числе для электротехнического, совершенно не подготавливали квалифицированных кадров, которых обучали по старинке путем длительного индивидуального ученичества и работы на производстве. Все это свидетельствует о том, что русская дореволюционная техническая школа значительно отставала от требований промышленности и как бы застыла в рамках тех специальностей, которым обучали в 80-90-е гг. XIX в. Несмотря на то, что большое разнообразие и значительное количество низших и средних технических школ и училищ, многие из которых существовали по своим особым уставам, затрудняло их классификацию, условно их можно разделить на следующие группы:

- средние технические школы и училища для подготовки техников

или ближайших помощников инженеров по руководству производством;

- низшие технические школы и училища для подготовки младшего технического персонала, мастеров, механиков, машинистов и т. д. - железнодорожные, горные, мореходные училища, художественно-промышленные школы и ряд технических школ, имевших индивидуальные уставы;

- ремесленные школы и училища, подготавливавшие квалифицированных рабочих, ремесленников и кустарей - ремесленные училища, школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы, ремесленные учебные мастерские и ремесленные учебные заведения с особыми уставами.

Особым типом средних учебных заведений были техникумы. Этот новый тип средних специальных учебных заведений возник перед Первой мировой войной исключительно по частной и общественной инициативам. Срок обучения в них составлял три-четыре года. В уставе каждого техникума говорилось о том, что он дает образование в объеме, превышающем курс средних специальных технических учебных заведений для исполнения обязанностей помощников инженеров.

В начале XX века особое место в развитии основ профессиональной педагогики занимали педагоги-просветители К. Н. Венцель и И. И. Горбунов-Посадов. Они считали «своей целью разработку вопросов о свободном воспитании и образовании, т. е. таком воспитании и образовании, которое основано на самодеятельности,

на удовлетворении свободных запросов детей и юношества и на производительном труде как необходимой основе жизни» [Вербицкий, 1999; Андреева, 2005].

Проблемам трудовой школы были посвящены и работы А. У. Зе-ленко «Современные реформаторы образования и воспитания» [Жуковская, 2006, С. 67-69], С. Левитина «Трудовая школа - школа будущего», Н. К. Крупской «Вопрос о трудовой школе на Берлинском конгрессе» [Жуковская, 2006, С. 67-69], И. И. Горбунова-Посадова «Мастерская ручного труда М. С. Россолимо» [Вербицкий, 1999].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Видным теоретиком профессиональной педагогики и организатором профессиональной школы была Н. К. Крупская, которая сформулировала следующие положения теории профессионального образования: профессиональное обучение как составная часть общей системы образования; единство экономических, социальных и образовательно-воспитательных функций профессионального образования, его ориентация на потребности «завтрашнего дня»; связь профессионального обучения с производительным трудом [Крупская, 1982]; соединение специальной и общетехнической подготовки кадров и политехническая направленность профессионального образования; единство и преемственность общего и профессионального образования и др. [Потеев, 2005].

Взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования в начале XX века можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 1.

Рис. 1. Взаимосвязь общего, политехнического и профессионального

образования

Значительный вклад в развитие теории и практики профессионального образования внес экономист и пролетарский поэт А. К. Гастев, который очертил контуры «индустриальной педагогики» нового типа. Будучи директором Центрального института труда (ЦИТ), он со своими сотрудниками на основе экспериментов создал теорию «Трудовых установок» и разработал концепцию краткосрочной подготовки рабочих на установочных курсах и в цехах ЦИТа, которую широко внедрил в производство, противопоставив ее долгосрочным формам подготовки рабочих в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

В конце 1920-х в РСФСР существовала следующая система профессионального образования:

- профшколы, школы ФЗУ, учебно-производственные мастерские на базе школы I ступени (начальной школы);

- индустриальные, сельскохозяйственные, педагогические и другие техникумы на базе семилетней школы;

- вузы на базе девяти- и десятилетней школ.

Список профессий, которым обучали рабочих в 1936 г. приблизился к 500, что означало фактическое требование всеобщности и обязанности технического образования. В это время особенно бурно развиваются профессии, связанные с изготовлением одежды, в частности, текстильное производство. Основной школой по подготовке квалифицированных рабочих из молодежи, важнейшим звеном в системе низшего профессионально-технического образования являлись школы фабрично-заводского обучения.

С 1954 г. в стране началась организация технических училищ. С целью подготовки (для ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства) высококвалифицированных рабочих и младшего технического персонала из молодежи, имеющей законченное среднее образование, в системе учебных заведений трудовых резервов было организовано 261 техническое училище. В 1957 году открылись 12-летние профессионально-технические училища, которые давали общее и техническое среднее образование.

Кроме училищ профтехобразования в 50-е годы подготовка специ-

алистов осуществлялась также непосредственно в условиях производства.

Развертывание сети средних профтехучилищ на рубеже 60-70-х гг. имело свои особенности, которые говорили о рождении принципиально нового вида учебного заведения. Перед средними профтехучилищами была поставлена главная задача - готовить рабочих по наиболее сложным профессиям и одновременно давать молодежи полное среднее образование [Соловьев, 1980].

В 60-70-х годы профессионально-техническое образование начинает подготовку рабочих, владеющих несколькими профессиями, т. е. подготовку по интегрированным профессиям. Основанием для подготовки по интегрированным профессиям явилось то, что изменились потребности производства, что профессиональная школа адекватно отвечала на нужды производства.

В 1970-80-х гг. производство стало нуждаться не только в рабочих, владеющих несколькими профессиями, но и в рабочих с дипломами техников.

Среднее профессиональное образование в 1950-70-е гг. в СССР переживает подъем, приобретая особое значение в условиях научно-технической революции, становясь одним из массовых направлений профессионального образования. В этот период остро ощущается потребность в специалистах среднего звена.

В 1954 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР утвердили специальное постановление «Об улучшении подготовки, распределении и использовании специалистов с высшим

и средним специальным образованием», в котором давались указания расширить подготовку специалистов со средним образованием и повысить их профессиональную квалификацию. Перечень специальностей сократился с 575 до 392, учебные планы в 1955-1956 годах были переработаны.

В системе среднего специального образования возникли два различных типа техникумов: 1) четырехгодичные, в которые принимали окончивших семь классов общеобразовательной школы; 2) техникумы со сроком обучения два-два с половиной года (в них принимали получивших среднее общее образование). Оба типа техникумов имели самостоятельные учебные планы.

К началу 80-х годов в стране сформировалась эффективно работающая система СПО, которая готовила кадры для всех отраслей народного хозяйства более чем по 500 специальностям. Сложившаяся система оперативно отвечала на запросы и потребности страны.

Система профессионально-технической подготовки рабочих кадров в 70-80-е годы XX века была признана лучшей в мире. Русской профессиональной школе принадлежал приоритет в разработке и создании передовой системы производственного обучения квалифицированных рабочих. Эта система оперативно отвечала на запросы и потребности страны [История профессионального образования в России, 2003].

Но быстро меняющийся темп жизни требовал новых нестандартных подходов в профессиональном

образовании. В 1990-е годы начинаются развиваться идеи непрерывного образования. Академик А. М. Новиков отмечал, что к прогрессивным идеям человечества конца XX века относятся и идеи непрерывного образования, главный смысл которых заключается в «постоянном творческом обновлении, развитии и совершенствовании каждого человека на протяжении всей его жизни...» [Новиков, 1991, с. 23].

В 1989 г. в российской системе ПТО рождается идея интеграции профессионально-технического и среднего специального образования в качестве одной из составляющих идей непрерывного образования, которая реализовывалась в созданных на базе лучших ПТУ высших профессиональных училищах (профессиональных лицеях) [Беляева, 1994, с. 26-29; Костыко, 1997]. В этот период возникают профессиональные лицеи, представляющие новый тип профессиональных образовательных учреждений. Подготовка в профессиональных лицеях в основном осуществлялась по базовым учебным планам и программам, реализуя профессиональные образовательные программы повышенного уровня (Постановление правительства РФ №2 650 от 5 июля 1994 г.).

К концу XX века система начального профессионального образования включала в себя 4114 образовательных учреждений и 1,7 млн. обучающихся. Подготовка квалифицированных рабочих для народного хозяйства осуществлялась по более 1000 специальностям - металлисты, строители, горняки, полиграфисты, наладчики-настройщики автоматов и

станков, операторы автоматических линий, электрослесари, специалисты для сферы быта и услуг и др.

В 1991 году в нашей стране произошли серьезные изменения, поменялся политический строй, стала формироваться рыночная экономика, были объявлены новые демократические ценности, согласно которым должно было реформироваться все общество. Случилось полное изменение запроса на квалификации, появились новые профессии. Начал складываться новый рынок труда. Существенные изменения затронули и систему профессионального образования.

С 1992 года система профессионально-технического и среднего специального образования постепенно начинает переходить в стадию регионализации, где главной своей задачей становится ориентация на рынок труда и запросы экономики региона.

В 2002-2004 гг. регионализация НПО и СПО охватила все субъекты Российской Федерации. Начинается становление двухуровневой системы профессионального образования, регламентируемой Федеральным законом.

В начале XXI века серьезных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов в системе СПО требует переориентация на рыночные отношения и развитие высокотехнологичного производства. Экономическое развитие Российской Федерации является результатом расширения сферы сервиса. Задача специалистов этой области - удовлетворение потребностей современного общества.

Современным малым и средним предприятиям требуется специфический работник, работник, являющийся носителем высокого, даже по европейским стандартам, уровня профессиональной компетентности.

В 1995-1997 гг. Министерством образования России был разработан Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, представляющий собой комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образования и создающих основу для обеспечения необходимого качества подготовки специалистов. С 2002-2003 учебного года реализовывался Государственный образовательный стандарт второго поколения, в котором предпринята попытка обновления содержания федерального компонента в связи с модернизацией отраслей экономики, обеспечения более высокой гибкости и вариативности учебного процесса.

С 2011-2012 учебного года в системе СПО реализуется Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения, основу которого составляет компетентностный подход в обучении. ФГОС нового поколения определяют результаты освоения основных профессиональных образовательных программ через компетенции, освоенные в процессе обучения. Постепенно сменяют действующие ФГОС СПО-3 новые ФГОС-4.

Профессиональная система образования должна подготовить компетентного специалиста, который бу-

дет не только соответствовать требованиям ФГОС, но и удовлетворять территориальный рынок труда.

Современное среднее профессиональное образование реализуется по двум основным программам: профессиональной образовательной программе базового уровня и профессиональной образовательной программе повышенного уровня.

Обсуждение результатов

Важнейшим условием обеспечения деятельности среднего профессионального образования как социального института является развитие нормативной базы Российской Федерации в сфере образования.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», закреплено название «среднее профессиональное образование» и определен его статус как самостоятельного уровня.

В 2007-2010 гг. начали появляться инновационные образовательные программы для подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для высокотехнологичных производств. Активно наблюдался процесс обновления перечней профессиональных компетенций с учетом изменяющихся производственных технологий. Началась реализация краткосрочных программ профессиональной подготовки под запрос работодателей.

В 2010 году впервые в России в системе профессионального образования была применена модель дуального образования, которая была апробирована в 13 субъектах Российской Федерации. В 2015 году вышло Распоряжение Правительства Рос-

сийской Федерации, предусматривающее постепенное введение прак-тико-ориентированной модели обучения в организациях СПО.

В рамках Генеральной ассамблеи WorldSkills International Россия в мае 2012 года стала 60-м членом движения. Организации СПО начали подготовку студентов к участию в мировых и европейских чемпионатах WorldSkills.

В 2017 году в организациях СПО начинается проведение государственной итоговой аттестации с применением демонстрационного экзамена. Внедрение демоэкзамена позволило унифицировать содержательные требования, предъявляемые к выпускникам СПО.

В соответствии с приказом Минтруда России № 831 от 2 ноября 2015 года «Об утверждении перечня 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» появились 44 ФГОС. Запущен процесс по дальнейшей актуализации ФГОС по макету ТОП-50.

Заключение

Профессиональная система образования должна подготовить компетентного специалиста, который будет не только соответствовать требованиям ФГОС, но и удовлетворять территориальный рынок труда.

Целью современного профессионального образования является подготовка мобильного выпускника,

отвечающего по качественным показателям требованиям работодателя. Появляются новые институты развития (АСИ, WorldSkШs Россия), целью которых становится дальнейшая реформа профессионально-технического образования.

В 45-м мировом чемпионате WorldSkills-2019, прошедшем в Казани, приняли участие 1354 молодых профессионала до 22 лет (в некоторых компетенциях - до 25 лет) из 63 стран и регионов. В неофициальном общекомандном зачете российская сборная заняла второе место, завоевав 14 золотых медалей, четыре серебряных и четыре бронзовых.

Учебные мастерские колледжей/техникумов оснащаются современным оборудованием в соответствии со стандартами WorldSkills Россия. По итогам 2020 года было создано более 1500 мастерских, современной материально-технической базой будут оснащены более половины организаций среднего профессионального образования. В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» к 2024 году должно быть создано 5000 современных мастерских.

Все это способствует подготовке конкурентоспособного выпускника на рынке труда, востребованности молодых специалистов среднего звена.

Список литературы

1. Андреева, В. В. Проектиро- в области информационных техноло-вание реализации системы много- гий : автореферат дисс. .канд. пед. уровневой подготовки специалистов

наук. / В. В. Андреева. - Н.-Новгород: ВГИ-ПУ, 2005. - 44 с. - Текст : непосредственный.

2. Беляева, А. Н. Перспектива развития профессиональной школы -Текст : непосредственный. // Педагогика. - 1994. - № 4. - С. 26-29.

3. Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное образование / А. А. Вербицкий. - Москва : ИЦПКПС, 1999. - 75 с. - Текст : непосредственный.

4. Вишневский, Ю. Р., Шапко, В. Т. Социология молодежи. Учебное пособие. Екатеринбург - Нижний Тагил, 1995. - 311 с. - Текст : непосредственный.

5. Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с. -Текст : непосредственный.

6. Жуковская, З. Д. Формирование информационной культуры как одно из условий повышения качества образования / З. Д. Жуковская, И. С. Проскурина // - Текст : непосредственный. - «Современной образование: содержание, технологии, качество»: Матер. XII Междунар. конф. Т.2. - Санкт-Петербург : СПб ГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. - С. 67-69.

7. История профессионального образования в России. Москва : Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. - 672 с. - Текст : непосредственный.

8. История СССР. XIX начало XX вв. / Под ред. проф. И. А. Федорова. Москва, 1981. - 462 с. - Текст : непосредственный.

9. Костыко, Г. С. Управление развитием профессионального ли-

цея: педагогический аспект. Автореферат дис. ...канд. пед. наук. - Курган, 1997. - 25 с. - Текст : непосредственный.

10. Крупская, Н. К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении. Москва : Просвещение, 1982. - 223 с. - Текст : непосредственный.

11. Новиков, А. М. Профтехшкола: Стратегия развития. -Москва : Ровесник, 1991. - 68 с. -Текст : непосредственный.

12. Потеев, М. И. Развитие профессионально-педагогического образования в университетах технического типа: монография / М. И. По-теев. - Санкт-Петербург, 2005. - 440 с. - Текст : непосредственный.

13. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. / Под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. Москва : ЭГВЕС, 2009 - 456 с. - Текст : непосредственный.

14. Соловьев, Н. П. Новый этап в развитии профессионально-технического образования (основные направления развития советской профтехшколы в 1966-1979 гг.): Профпедагогика. - Москва : Высшая школа, 1980. - 239 с. - Текст : непосредственный.

15. Титова, Н. Б. Теория профессионально-педагогической деятельности. Вводный курс: учебное пособие / Н. Б. Титова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. - 169 с. - Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.