Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ РОЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАМКАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СТАНОВЛЕНИЕ РОЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАМКАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СПО / КАЧЕСТВО СИСТЕМЫ СПО / РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СПО / ИСТОРИЯ СИСТЕМЫ СПО / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СПО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустафина Зульфия Шамилевна

В современных условиях глобализации и инноватизации экономики нашей стране требуется новое поколение специалистов среднего звена, имеющее стратегическое мышление, способное к грамотному решению возникающих проблем, в том числе нестандартными путями. Система среднего профессионального образования (СПО) является важным, устойчивым сегментом образовательной сферы, и направлена на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Качество образования является ключевым ориентиром государственной политики в сфере СПО. Анализ развития СПО в России, изучение накопленного опыта развития системы СПО в ретроспективе способствует выявлению эффективных путей дальнейшего развития системы, новых форм и методов обучения, адаптации к динамично меняющимся условиям экономики, в связи с чем актуальность данного исследования приобретает особый смысл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE ROLE OF HUMAN CAPITAL IN THE DEVELOPMENT OF THE VOCATIONAL EDUCATION

In modern conditions of globalization and innovation of the economy, our country needs a new generation of mid-level specialists who have strategic thinking, capable of competently solving emerging problems, including in non-standard ways. The system of secondary vocational education (SVE) is an important, stable segment of the educational sphere, and is aimed at training qualified workers, employees and mid-level specialists. The quality of education is a key benchmark of state policy in the field of vocational education. Analysis of the development of secondary vocational education in Russia, the study of the accumulated experience of the development of the secondary vocational education system in retrospect contributes to the identification of effective ways for the further development of the system, new forms and methods of teaching, adaptation to the dynamically changing conditions of the economy, in connection with which the relevance of this study takes on special meaning.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ РОЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАМКАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Становление роли человеческого капитала в рамках развития системы профессионально-технического образования

Мустафина Зульфия Шамилевна,

аспирант, преподаватель спец дисциплин, Институт права и управления, ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» E-mail: mzs@artcollege.ru

В современных условиях глобализации и инноватизации экономики нашей стране требуется новое поколение специалистов среднего звена, имеющее стратегическое мышление, способное к грамотному решению возникающих проблем, в том числе нестандартными путями. Система среднего профессионального образования (СПО) является важным, устойчивым сегментом образовательной сферы, и направлена на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Качество образования является ключевым ориентиром государственной политики в сфере СПО. Анализ развития СПО в России, изучение накопленного опыта развития системы СПО в ретроспективе способствует выявлению эффективных путей дальнейшего развития системы, новых форм и методов обучения, адаптации к динамично меняющимся условиям экономики, в связи с чем актуальность данного исследования приобретает особый смысл.

Ключевые слова: система СПО, качество системы СПО, развитие системы СПО, история системы СПО, этапы развития системы СПО.

Становление системы российского профессионального образования берет начало более трехсот лет назад, со времен правления Петра I. Ретроспективный анализ в данной статье охватывает период с XVI века по настоящее время.

В первую очередь выделены этапы развития системы профессионального образования и приведены основные характеристики этапов (таблица 1).

Приведем более подробную характеристику этапов.

Первый этап охарактеризован началом российского профессионально-технического образования.

Радикальные реформы Петра I привели к созданию в России предпосылок системы профессионального образования: открытие в период с 1701 по 1725 гг. навигацкой, математической, пушкарской, госпитальной, приказной, инженерной, реальных (при приказах, заводах, верфях) и др. школ.

В это же время, широкое развитие горных предприятий в свете петровских реформ, предполагающих формирование мощного металлургического российского производства с целью производства оружия, способствовало созданию горно-рудных и горно-заводских школ, которые к концу 1730 годов были открыты в каждом крупном казенном уральском заводе. Новые школы, в процессе обучения, сочетали общеобразовательную подготовку и обучение производственным знаниям и навыкам [2].

На втором этапе продолжается развитие профессионального образования, большое влияние на развитие которого оказывает начавшийся промышленный переворот.

Профессиональные знания потребовались в гораздо большем объеме, чем могли обеспечить существующие школы и училища, в связи с чем в конце XIX века приняты серьезные меры по их масштабированию.

В числе мер: 1) сформирована постоянная комиссия по техническому и профессиональному образованию (9-ый особый отдел), под руководством которой начали открываться профессионально-технические учебные заведения для всех слоев населения; 2) принят документ «Основные положения о промышленных училищах», содержащий сформулированные принципы организации системы специального образования, описание путей подготовки квалифицированных рабочих, мастеров и техников, утверждающий единую систему профессионально-технических учебных заведе-

сз о

со £

m Р

сг

от А

ний, состоящую из низших, средних и ремеслен- родного просвещения для всех трех типов училищ ных технических училищ: 3) Министерством На- выработаны уставы [1; 4; 5].

Таблица 1. Этапы развития системы СПО

Этап Признаки этапа

Тенденции Задачи Результат

Первый этап (XVI - первая половина XIX в.) Сословный характер, подготовка для государственной службы Формирование прослойки квалифицированных рабочих, имеющих профессиональные знания и навыки для обеспечения конкурентоспособности России Созданы предпосылки образования системы профессионального обучения, к концу XIX века действуют 143 профессионально-технических учебных заведения, под ведомством различным министерствам. Присуще неравномерное территориальное и отраслевое распределение, децентрализованное управление СПО

Второй этап (вторая половина XIX в. -1917 г.) Обучение приобретает эгалитарный характер, т.е. доступно всем сословиям. Сочетание общей и профессиональной подготовки Обеспечение квалифицированными рабочими, требуемыми для обеспечения развития машинного производства Создание системы профессионально-технического образования, утверждение организационно-распорядительной документации, конкретизацию структуры и расширение сети профессионально-технических учреждений. Децентрализация управления, демократизация состава выпускников, создание частных профессионально-технических школ

Третий этап (19171940 гг.) Доступное и бесплатное обучение Сочетание общей и профессиональной подготовки Развитие ФЗУ - направление на подготовку на местах, отраслевая специализация, сокращение времени обучения Курс на воспитание трудовой молодежи, рабочего-универсала Централизация обучения (Главное управление профессионального образования при Народном комитете просвещения РСФСР) Рост числа техникумов до 1549, 400 специальностей.

Четвертый этап (19401958 гг.) Создание единой централизованной системы профтехобразования, внедрение системы трудовых резервов, мобилизация в школы ФЗО, отраслевая специализация на базе среднего образования Введение платы за обучение в старших классах школ общего образования Подготовка рабочих для военного периода, обеспечения обороноспособности страны Послевоенный рост трудовых резервов для обеспечения восстановления и роста Централизованная аккумуляция подготовки и распределения рабочих и специалистов среднего звена Создание Министерства трудовых резервов Функционирование четкой системы профессионально-технического образования, ориентированной на нужды экономики и правительства

Пятый этап -1960-1990-х гг. Создание профессионально-технических училищ (преобразование прежних учреждений), определение четких сроков обучения, открытие новых специальностей Подготовка рабочих по сложным профессиям со средним образованием Подготовка квалифицированных специалистов для всех отраслей народного хозяйства 60-80 годы - стабильное обеспечение рабочими кадрами всех отраслей народного хозяйства Конец 80-х - упразднение профтехсистемы, как самостоятельной отрасли, снижение финансирования профессионально-технического образования

Шестой этап - с 19912000 гг. Формирование рыночной экономики, появление новых профессий Реагирование системы СПО на сигналы рынка Регионализация СПО, сокращение учреждений СПО, снижение числа мест, утрата связей с предприятиями

Седьмой этап -с 2000 г. по настоящее время Появление инновационных образовательных программ Удовлетворение рынка квалифицированными рабочими и специалистами среднего звена, способными адаптироваться в условиях динамичных изменений рыночного спроса Трансформация системы СПО, введение ФГОС, внедрение модели дуального образования, участие студентов СПО в международном чемпионате WorldSkills, развитие инклюзивного образования, реализация проектов «Образование», «Молодые профессионалы», создание центров опережающей профессиональной подготовки, площадок-агрегаторов ускоренного профессионального обучения всех категорий граждан

о. в

см см

Ремесленные школы открывались и под началом частных лиц, причем частное образование было качественнее государственного, почти все

выпускники оставались потом работать на той же частной фабрике, мануфактуре, ремеслу которых обучались [6].

Особенность данного периода заключается в объединении общего и профессионального образования, в результате чего устанавливались разные сроки обучения для обучающихся лиц, имеющих отличия в уровнях общей подготовки, а также в зависимости от отрасли.

Развитие системы профессионально-технического образования сопровождалось трансформацией системы российского образования: из сословно-элитарного образования оно стало направленным на удовлетворение реальных потребностей экономики государства, и, кроме того, доступным для всех сословий.

Третий этап охарактеризован перестройкой системы профобразования под потребности советской экономики. В этот период централизованы все учреждения профобразования, профессиональное образование стало бесплатным и массовым.

К концу 30-х годов профобразование постепенно приобрело форму фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), главным акцентом которого стало обучение массовым рабочим специальностям для постоянно растущих новых предприятий СССР в условиях индустриализации. Стране нужны были рабочие руки, что обусловило подкрепление обучения в школах ФЗУ различными льготами: бесплатным питанием, проживанием в общежитиях, обеспечением спецодеждой, выплатой стипендий, укороченным рабочим днем. Базовые предприятия со своей стороны всячески поддерживали студентов (от дополнительного питания до путевок в молодежные лагеря), тогда как с 1940 года обучение в старших классах обычных школ и ВУЗах стало платным [8].

Первоначально, обучение сочетало общую и профессиональную подготовку и составляло 4 года, но в 1933 году, Постановлением ЦИК и СНК СССР снижены сроки обучения до 6-12 месяцев, за счет сокращения времени общеобразовательной подготовки в школах ФЗУ. Таким образом была реализована установка правительства на быструю подготовку рабочих кадров непосредственно на производстве.

Четвертый этап совпадает с довоенным и послевоенным временем, когда правительство было озабочено обеспечением укрепления оборонно-промышленного комплекса. В связи с чем на данном этапе началось создание системы государственных трудовых резервов, в основном, на базе школ ФЗО (фабрично-заводское обучение) и ремесленных училищ.

Использование мобилизационного принципа формирования контингента профессионально-технических учреждений давал возможность стране учитывать и вовлекать в производство всю трудоспособную молодежь. Мобилизации подлежали и выпускники профессиональных заведений, их обязанность состояла в четырехлетней отработке по распределению. Далее выпускники образовали государственные трудовые резервы под управлением Совета народных комиссаров СССР [3].

Кроме профессиональной подготовки, школы ФЗО уделяли внимание соблюдению особого режима, физической и политической подготовке, военному делу и изучению гуманитарных предметов. За нарушение мобилизационного режима была введена ответственность вплоть до тюремного заключения. Отмена мобилизационного режима произведена только в 1953 году после смерти И. Сталина.

На пятом этапе система государственных трудовых резервов преобразована в систему профессионального образования на базе профессионально-технических училищ (ПТУ), а далее - средних профессионально-технических училищ (СПТУ) на базе начального и среднего образования.

Данные учреждения быстро набрали популярность среди молодежи, в результате чего, к 80-м годам XX века система профессионально-технического образования стабильно обеспечивала рабочими специальностями (более 500) все отрасли народного хозяйства. Система СПО вместо подготовки прежних узкоспециализированных рабочих начала переход к подготовке квалифицированных специалистов широкого профиля [7].

Но при этом все более изнашивалась материально-техническая база учреждений СПО, обновление происходило медленно, многие учреждения не имели компьютерного оборудования, средняя заработная плата преподавателей была ниже средней по отраслям народного хозяйства, что сказалось на недостатке преподавательского состава, и, в свою очередь, на качестве СПО.

Все перечисленное привело к тому, что в начале шестого этапа система профессионально-технического образования не могла в полном объеме выполнять возложенные на нее задачи. К этому времени в стране началось формирование рыночной экономики, появились новые требования к квалификации рабочих и работников среднего звена, снизились объемы финансирования, что еще больше сказалось на качестве обучения и состоянию материально-технической базы учреждений СПО. Популярность учреждений сПо стала падать, сократилось число как самих учреждений, так и численности учащихся, требовалась полная трансформация системы СПО.

Нынешний этап представляет собой период реформирования системы СПО: введение новых образовательных стандартов, конкуренция государственных и частных учебных заведений, восстановление связей с предприятиями и организациями как с заказчиками образовательных программ и специалистов определенных квалификаций. Организации - работодатели не только обеспечивают обучение базами практики, но и являются со-разработчиками программ, участвуют в реализации образовательной и научной деятельности.

Стремительные изменения технологий, науки, производства и потребления способствовали обновлению перечней профессиональных компетенций. Это способствует развитию в учреждениях СПО различных краткосрочных программ

сз о со от гп Р от

от А ш

профессиональной подготовки по запросам работодателей. Здесь запрос работодателей влияет на выбор форм и методов обучения, способствует созданию кластерных моделей образования и государственно-частного партнерства в создании новых объектов и обучающих площадок.

В настоящее время развитие системы СПО проходит в контексте рыночных модификаций, обусловленных инновационным экономическим ростом, что интенсивно влияет на развитие профессионального образования. Специфика новых реалий состоит в перемещении акцента с человеческого фактора в интеллектуальную область [9]. Процесс внедрения цифровых технологий и решений способствует, с одной стороны, спросу на работников с новыми навыками и, с другой, исчезновению массы архаичных рабочих мест. Человека из этих сфер уже сегодня вытесняют роботизированные комплексы, технологии, сервисы и платформы, в результате чего функции представителей рабочих профессий переходят на контрольные. В этой связи к СПО предъявляются новые требования по качеству, требующие применения новых форм и методов обучения. Понимание тенденций развития и знание истории отрасли может способствовать прогнозированию будущего, созданию обеспеченных потенциалом выполнения стратегий, использованию накопленных компетенций педагогических и управленческих кадров системы СПО.

Литература

1. Гуцевич В. Из истории технического образования рабочих в России // Профессионально-техническое образование. 1959. № 10 (172). С. 25.

2. Днепров Э.Д. Российское образование в XIX -начале XX века. Том 2. 2011. 672 с.

3. История политехнического образования в России: труды Всероссийской научно-образовательной конференции с международным участием. СПб: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. 234 с.

4. История профессионального образования в России. М., 2003. С. 95.

5. История среднего профессионального образования в России. М., 2000. С. 120-121.

6. Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск, 1971. С. 41-52.

7. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. М.: Эгвес, 2000. 272 с.

8. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. М., 1981. С. 20.

9. Тесленко И.В. Среднее профессиональное образование современной России: тренды, инновации // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации: сб. материалов Международной науч.-практ. конф. Екатеринбург, 24 сентября 2015 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. Т. 1. С. 105-111.

FORMATION OF THE ROLE OF HUMAN CAPITAL IN THE DEVELOPMENT OF THE VOCATIONAL EDUCATION

Mustafina Z. Sh.

Moscow City Pedagogical University

In modern conditions of globalization and innovation of the economy, our country needs a new generation of mid-level specialists who have strategic thinking, capable of competently solving emerging problems, including in non-standard ways. The system of secondary vocational education (SVE) is an important, stable segment of the educational sphere, and is aimed at training qualified workers, employees and mid-level specialists.

The quality of education is a key benchmark of state policy in the field of vocational education. Analysis of the development of secondary vocational education in Russia, the study of the accumulated experience of the development of the secondary vocational education system in retrospect contributes to the identification of effective ways for the further development of the system, new forms and methods of teaching, adaptation to the dynamically changing conditions of the economy, in connection with which the relevance of this study takes on special meaning.

Keywords: open source system, quality of the open source system, development of the open source system, history of the open source system, stages of development of the open source system.

References

1. Gutsevich V. From the history of technical education of workers in Russia // Professional and technical education. 1959. No. 10 (172). P. 25.

2. Dneprov E. D. Russian education in the XIX - early XX century. Volume 2.2011. 672 p.

3. History of polytechnical education in Russia: proceedings of the All-Russian scientific and educational conference with international participation. SPb: POLITECH-PRESS, 2019.234 p.

4. History of vocational education in Russia. M., 2003. P. 95.

5. History of secondary vocational education in Russia. M., 2000. P. 120-121.

6. Kuzmin N.N. Lower and secondary specialized education in pre-revolutionary Russia. Chelyabinsk, 1971, P. 41-52.

7. Novikov A.M. Russian education in the new era. M .: Egves, 2000. 272 p.

8. Essays on the history of vocational education in the USSR. M., 1981. P. 20.

9. Teslenko I.V. Secondary vocational education in modern Russia: trends, innovations // Professional education: problems, research, innovations: collection of articles. materials of the International scientific-practical. conf. Yekaterinburg, September 24, 2015 Yekaterinburg: Publishing house Ural. University, 2015. Vol. 1. P. 105-111.

e

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.