Научная статья на тему 'Пути совершенствования среднего профессионального образования в Российской Федерации'

Пути совершенствования среднего профессионального образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вестник
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕФИЦИТ РАБОЧИХ КАДРОВ / РЫНОК ТРУДА / РАБОЧАЯ СИЛА СРЕДНЕГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО УРОВНЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рысина Татьяна Васильевна, Рогозина Виктория Александровна

Рассмотрены становление и развитие среднего профессионального образования в России. Дан анализ функционирования учреждений среднего профессионального образования, намечены пути реформирования системы профобразования с целью ликвидации дефицита рабочих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of Improvement of Secondary Professional Education in the Russian Federation

The Article is devoted to formation and development of professional education in Russia. Analyses the functioning of the institutions of secondary professional education, the ways of reforming the system of vocational education with the purpose of liquidation of a deficit of workforce.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования среднего профессионального образования в Российской Федерации»

УДК 330.341.11; 337.5

Пути совершенствования среднего профессионального образования в Российской Федерации

© Т.В. Рысина, В. А. Рогозина МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрены становление и развитие среднего профессионального образования в России. Дан анализ функционирования учреждений среднего профессионального образования, намечены пути реформирования системы профобразования с целью ликвидации дефицита рабочих кадров.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, дефицит рабочих кадров, рынок труда, рабочая сила среднего квалификационного уровня.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2] был принят 29 декабря 2012 г. Данный закон содержит статьи, регулирующие правовые, организационные и экономические основы образования в нашей стране, основные принципы государственной политики в сфере образования [1]. В нем четко разграничены два основополагающих направления в этой сфере: с одной стороны, образование — это процесс обучения, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, а с другой — это воспитание, т. е. деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для социализации молодого человека. Такое единство целого в наибольшей мере относится к профессиональному образованию, в первую очередь к его среднему уровню. Ведь именно в возрасте 1517 лет легче и плодотворнее всего добиться совместного результата как от усвоения образовательных программ, формирования широких компетенций на базе широкой практики, так и становления характера, утверждения личности путем усвоения общепринятых норм и правил поведения.

Среднее профессиональное образование представляет собой вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций среднего уровня и объема, позволяющих вести профессиональную трудовую деятельность работнику среднего уровня квалификации. Средний уровень профессионального мастерства достигается в соответствующих учреждениях — лицеях, техникумах, колледжах и т. п. Среднее профессиональное образование позволяет подготовить востребованных

на рынках труда промышленных рабочих, работников, занятых во всех сферах материального производства, а также в сфере услуг. Кроме подготовки рабочих среднего квалификационного уровня учреждения среднего профессионального образования готовят специалистов среднего уровня, труд которых широко используется во всех сферах деятельности в качестве «среднего технологического звена». Например, профессионал среднего уровня — медицинская сестра; профессионал высокого уровня — врач; инструктор производственного обучения — мастер; техник — инженер; проектировщик — архитектор; и т. п. В развитых экономиках соотношение профессионал среднего уровня и профессионал высокого уровня в рамках одной сферы деятельности составляет 2:1, в России — 0,8:1,8.

Существенные различия в объеме работ, выполняемых работниками среднего и работниками высокого уровня, и, соответственно, соотношения в численности таких работников свидетельствуют о неэффективности использования рабочей силы, несбалансированности соответствующих рынков труда.

Прежде чем закрепить такие выводы и найти им аналитическое подтверждение, необходимо обратиться к сложившейся в нашей стране системе среднего профессионального образования, к его нерешенным проблемам.

Следует отметить, что начальное профессиональное образование сложилось в России еще в XIX в. [4]. Можно сказать, что утверждение в 1880 г. «Основных положений о промышленных училищах» стало первой попыткой заложить фундамент стройной системы профобразования, устанавливающей три типа промышленных учебных заведений: средние технические училища, низшие технические училища, ремесленные училища. Для всех типов училищ были разработаны учебные планы, образовательные программы, утверждены уставы. Результат такой работы привел к тому, что к 1914 г. в России было создано и успешно функционировало 250 средних учебных заведений, готовивших промышленных рабочих, и 17 училищ, осуществлявших подготовку сельскохозяйственных рабочих.

Реформы в профессиональном образовании продолжались и в советский период. Так, уже в первые послереволюционные годы были сформулированы направления государственной политики в области профобразования. Как при любых реформах, при ломке старых экономических отношений в советское время был упразднен прежний аппарат просвещения, на смену которому в соответствии с ленинским декретом от 9 ноября 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению. На первом ее заседании был сформирован отдел профессионального образования Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос), в который вошли Н.К. Крупская,

Ф.В. Ленгник и И.Н. Кузьмин. 23 февраля 1918 г. Наркомпрос принял постановление о переходе в его ведение всех учебных заведений, ведомств и организаций, что положило начало всеобъемлющему процессу централизации в сфере образования. Были сформулированы важнейшие принципы социалистической реорганизации профессионального образования. Суть главного из них — соединение обучения с производительным трудом, сочетание теории с практикой и укрепление всесторонней связи школы с жизнью. Это требование вошло в программные партийные документы, принятые на VIII съезде РКП(б).

В 1919 г. был принят декрет Совнаркома РСФСР «О мерах по распространению профессионально-технических знаний», который стал составной частью общей реформы народного образования. Важной вехой в развитии профессионального образования в СССР стало утверждение в 1920 г. Положения о профессионально-технических школах. Уже в октябре указанного года существовавшие прежде профессиональные школы были преобразованы в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), в которых было органично объединено общее и профессиональное обучение, теоретическая подготовка сочеталась с производственным трудом, здесь же учащимся давались и основы политического воспитания. Были установлены нормы брони, обеспечивающие планомерный приток молодежи в школы ФЗУ с последующим трудоустройством на производстве.

Школы ФЗУ в свою очередь подвергались реформированию, изменялись задачи, стоящие перед ними, менялась неоднократно, выражаясь современным языком, модель управления профессиональными школами. Но всегда преобразования в этой системе были адаптированы к конкретной исторической обстановке, будь то начало курса на индустриализацию или восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны, поэтому проводились в большинстве случаев оправданные, но порой не очень востребованные мероприятия. Так, с одной стороны, шел процесс укрупнения профтехшкол и расширения их сети, упорядочения учебных планов и программ, а с другой — излишняя централизация приводила к тому, что подготовка рабочих для легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства, ремесел была резко сужена.

По мере завершения социалистической реконструкции народного хозяйства существенно возрос удельный вес выпускников школ ФЗУ и профшкол в общей численности рабочего класса, а новые пополнения этих выпускников составляли около 70 % от общего числа рабочих, принятых на заводы и фабрики.

Школы ФЗУ сыграли большую роль в насыщении квалифицированными рабочими предприятий промышленности, строительства,

транспорта. Они просуществовали с 1920 по 1940 г., подготовив в своих стенах свыше 2,5 млн квалифицированных рабочих кадров. Многие выдающиеся и известные ученые, изобретатели, руководители крупнейших производств, научно-исследовательских институтов прошли первоначальное обучение в школах ФЗУ и профессиональных училищах.

В 1940 г. была создана система Государственных резервов СССР, куда были переданы и школы ФЗУ, реорганизованные в ремесленные училища. А школы ФЗУ, в свою очередь, были преобразованы в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).

Принятые в 1940 г. постановления Совнаркома «О создании Главного управления трудовых резервов при СНК СССР» и «О призыве городской и сельской молодежи в ремесленные училища и железнодорожные училища и школы ФЗО» положили начало созданию единой централизованной системы государственных трудовых резервов. Это было актом не только народнохозяйственного, но и оборонного значения. Из бюджета на укрепление материально-технической базы системы трудовых резервов было выделено 5 млрд руб., предприятия направили 23 тыс. металлорежущих станков, что позволило подготовить замечательных рабочих-станочников, о которых впоследствии слагались песни, сочинялись стихи и снимались незабываемые военные и послевоенные отечественные фильмы.

О популярности, доступности профобучения и интересе к нему молодежи говорит тот факт, что в профессиональные училища в первый набор было подано 1 млн заявлений на 600 тыс. мест.

Преимущества централизованной системы подготовки рабочих кадров проявились уже в первые дни войны: оперативно удалось эвакуировать в восточные районы страны 344 училища, 219 школ ФЗО и сотни тысяч учащихся.

При организации обучения учитывались особенности организации военной промышленности, в частности, получила распространение такая форма организации производства и труда, как деление технологических процессов. При этом виде обучения предполагалось перемещение обучаемых по технологической цепочке. Это ускоряло процесс усвоения производственных навыков, способствовало росту производительности труда в цехах, на производственных участках, в мастерских. За годы войны в учебных мастерских было изготовлено 20 млн штук деталей боевого вооружения, отремонтировано 11 тыс. паровозов, 100 тыс. вагонов, 5 тыс. тракторов и комбайнов; 209 ремонтных бригад из числа выпускников профшкол были направлены в МТС и колхозы, 20 тыс. учащихся приняли участие в строительстве и монтаже электростанций и предприятий металлургии Донбасса.

Послевоенное реформирование системы профтехобразования проводилось с учетом новых задач — поэтапного восстановления народного хозяйства, увеличения объема выпуска промышленной продукции втрое по сравнению с довоенным уровнем. Для их решения необходимо было подготовить свыше 4,5 млн молодых рабочих в системе профтехобразования. Благодаря отлаженной системе профессионального образования, накопленному опыту работы на заводах и фабриках с высокой степенью интенсивности труда, удалось за короткий отрезок времени по существу заново восстановить экономику страны в европейской части СССР.

Восстановительный период сопровождался совершенствованием сферы образования, прежде всего профессионального. Так, в 1958 г. на смену военной системе Государственных трудовых резервов пришла более демократичная система профессионального образования, в которой приоритетными стали учебные заведения нового типа — профессионально-технические училища (ПТУ). При этом все учебные заведения были разделены на отраслевые группы, в соответствии с которыми готовили рабочих основных профессий для металлургии, строительства, химической промышленности и т. п. Благодаря такой специализации стало возможным повысить качество подготовки рабочих определенных отраслей экономики, создать условия на производстве для реализации их профессионального мастерства, которое выражалось в присвоении более высоких тарификационных разрядов в соответствии с применяемыми тарифно-квалификационными справочниками и тарифными сетками.

Таким образом, в советское время на базе укрепления системы профессионального образования был полностью ликвидирован дефицит рабочих кадров для промышленности. Подготовка кадров была приближена к условиям производства, а ориентир на получение конкретной востребованной экономикой рабочей профессии позволил создать устойчивую экономическую основу развития советской индустрии.

В 1980-е годы и в годы перестройки развитие системы профессионального образования шло без опоры на выверенные концептуальные идеи, спонтанно и бессистемно. Тогда принимались отдельные постановления, суть которых сводилась к переименованиям институтов, передаче управления системой из одних ведомств в другие. Проводились отдельные эксперименты: например, в г. Ульяновске (ПТУ № 15) была начата подготовка рабочих повышенного уровня квалификации с расчетом расширения ее на другие училища для удовлетворения потребности в рабочих, умеющих обслуживать станки с ЧПУ. Кроме того, появились новые для этого времени профессиональные учебные заведения — лицеи, функционирующие

на более широких образовательных принципах. В зависимости от профиля подготовки они назывались: «политехнический», «строительный», «агротехнический» и т. п. Лицеи имели три ступени образования. На первых двух ступенях осуществлялась профессиональная подготовка квалифицированных рабочих средней квалификации, а на третьей — подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего квалификационного уровня для сферы услуг.

После распада Советского Союза вся экономика, включая систему образования, в том числе и среднего профессионального, неоднократно подвергалась как обоснованным, так и не всегда целесообразным трансформациям. Из-за остановки ряда промышленных предприятий, банкротства многих из них, отсутствия привычного для централизованной экономики бюджетного финансирования суживалась сфера использования работников преимущественно физического труда. Происходили негативные перемены и в науке и научном обслуживании. Спрос на квалифицированную рабочую силу резко сократился, возникло новое для России явление — безработица, а с ней появились и проблемы с трудоустройством молодежи.

С разрушением плановой экономики в наихудшие условия была поставлена система начального профессионального образования, что вытекало из сокращения бюджетного финансирования, отсутствия инвестиций в образование и профподготовку со стороны работодателей, что существенно ухудшило условия производственного обучения, в частности, качество прохождения обязательной для получения профессии производственной практики. Углубляли ситуацию старение основных фондов средних и начальных учреждений профобразования, отток квалифицированных и опытных преподавателей и мастеров производственного обучения.

Процесс выживания профессиональных учебных заведений как начального, так и среднего уровня сопровождался отдельными акциями со стороны государства, однако они не были масштабными, тем более концептуальными. Например, к ним нельзя отнести такие меры, как переход к подготовке рабочих по новым профессиям, прежде всего для непроизводственного сектора экономики, а также привлечение внебюджетных источников к финансированию учреждений профессионального образования.

В августе 1996 г. постановлением Правительства Российской Федерации было создано единое министерство — Министерство общего и профессионального образования, одобрена Концепция реформирования на 1997-2001 гг. Это было вполне оправданно, ведь в стране действовало 4166 учреждений начального профессионального образования, в том числе 3466 профессиональных училищ и 700 профес-

сиональных лицеев с численностью обучающихся 1,7 млн человек и числом преподавателей около 200 тыс. человек. Кроме того, в ведении отраслевых министерств находилось 1819 учебно-курсовых комбинатов. Ежегодный выпуск составлял около 800 тыс. квалифицированных рабочих.

Однако претворить в жизнь Концепцию развития начального профессионального образования не удалось, прежде всего и-за значительного недофинансирования — только 30 % от потребности выделил на эти цели федеральный бюджет. Не хватило средств на самые необходимые вещи — оплату коммунальных услуг, капремонт, учебные расходы, питание учащихся.

Сокращению числа учреждений начального профессионального образования (НПО) способствовал переход на новый уровень бюджетного финансирования — с федерального на региональный [5]. По мнению экспертов, система начального профессионального образования в начале XXI в. оказалась в наиболее трудном, по сравнению с другими ступенями образования, положении, что привело его к «критической точке». В настоящее время органы государственной статистики перестали выделять начальное профессиональное образование в структуре образования. В табл. 1 представлены основные этапы становления профессионального образования в России [3].

По нашему мнению, учитывая существующий острый дефицит профессий простого, не требующего продолжительной профессиональной подготовки, труда, было бы целесообразно сохранить эту первую и еще востребованную ступень профессиональной подготовки. В пользу этого можно привести следующие аргументы. Во-первых, существует неослабевающий на общероссийском и региональных рынках труда спрос на рабочую силу невысокого квалификационного уровня: строительные работы, работы на железнодорожном транспорте, в логистике, лесном, водном хозяйстве, торговле, общественном питании, в сфере коммунального и городского хозяйства и т. п. По нашим оценкам, он составляет не менее 7 млн человек.

Во-вторых, необоснованный, неконтролируемый приток мигрантов в Российскую Федерацию приводит к завышению потребности в простом, низкоквалифицированном труде. У власти, на разных уровнях управления, появился необоснованный страх перед невозможностью (с их точки зрения) закрыть рабочие места, где в содержании труда преобладают простые, ручные операции. Именно из-за этого с годами не снижается, а увеличивается приток дешевой, малообразованной, не говорящей на русском языке рабочей силы.

Таблица 1

Этапы становления профессионального образования в России

Период Годы Число учреждений Численность учащихся, человек Задача Результат

До революции 18611916 250 (по состоянию на 1914 г.) 19 224 (по состоянию на 1914 г.) Попытка заложить фундамент системы профобразования Разработка учебных программ и уставов для профобразования

Советский период 19171960-е 4 894 (по состоянию на 1949 г.) 2 560 876 (по состоянию на 1949 г.) Ликвидация дефицита рабочих кадров, специализация училищ Формирование трудовых ресурсов для советской индустрии

«Перестройка» 19841991 4 045 (по состоянию на 1984 г.) 1 947 348 (по состоянию на 1984 г.) Объединение учреждений профтехобразования с областными отделами образования, общеобразовательными школами Торможение реформацион-ного процесса в системе среднего профобразования

Переход к рынку 1991 -н.в. 2 040 (по состоянию на 2011 г.) 921 000 (по состоянию на 2011 г.) Неопределенная. Отсутствие концепции развития профобразования Снижение числа учреждений среднего профобразования и востребованности таких специалистов

Отчасти это происходит и по причине «размывания» подготовки рабочих на низшей ступени профессионального образования. При этом с принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» термин «начальное профессиональное образование» просто исчез. Последствия этого скажутся прежде всего на молодежи, которая живет в сельской местности, молодежи с ограниченными физическими возможностями и т. д. Представление о тенденциях в развитии профессионального образования (НПО и СПО) в России дают данные табл. 2 [3].

Выпуск квалифицированных рабочих и служащих учреждениями начального и среднего профобразования

Показатель Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Выпуск всего, тыс. человек 1342,1 1367,2 1415,0 1422,8 1410,7 1386,9 1379,2 1354,5 1275,8

В том числе: учреждениями начального профессионального образования учреждениями среднего профессионального образования 762,8 579,3 758,6 608,6 745,3 669,7 721,5 701,3 708,0 702,7 702,5 684,4 679,7 699,5 656,0 698,5 604,7 671,1

Всего в % к предыдущему году 100,0 101,9 103,5 100,6 99,1 98,3 99,4 98,2 94,2

В том числе: учреждениями начального профессионального образования учреждениями среднего профессионального образования 100,0 100,0 99,4 105,0 98,2 110,0 96,8 104,7 98,1 100,2 99,2 97,4 96,8 102,9 96,5 99,9 92,2 96,1

Государственные расходы на образование, млрд руб.

Годы

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2008 г. в % к 2000 г.

Начальное профессиональное об- 13,4 17,7 26,8 30,4 35,6 39,4 47,4 57,6 65,5 487

разование

Среднее профессиональное обра- 10,2 14,1 20,1 24,1 30,5 43,3 55,3 70,4 993,9 921

зование

Высшее и послевузовское профессиональное образование 24,4 34,0 48,4 61,2 76,9 125,9 169,9 240,2 2294, 6 1207

Профессиональная подготовка, 1,4 2,0 ЗД 3,7 4,7 6,7 9,2 ПД 111,3 807

переподготовка и повышение квалификации

Все виды образования 49,4 67,8 98,4 119,4 147,7 215,3 281,8 379,3 465,3 942

За 9 лет выпуск рабочих системой профтехобразования сократился на 5 %, но в наибольшей степени сокращение коснулось выпускников учреждений начального профессионального образования (-21 %). За эти годы акцент делался на подготовке выпускников в средних образовательных учреждениях: их число выросло на 3 %, а выпуск возрос на 16 %. Опережающими темпами росло число негосударственных учреждений (более чем в 2 раза), при этом число государственных учреждений сократилось с 2589 в 2000 г. до 2535 в 2008 г.

Государственные колледжи, техникумы и училища охватывают весь спектр специальностей среднего профессионального образования, но в негосударственных ССУЗах также можно получить специальность, позволяющую стать квалифицированным работником в сфере прикладной информатики, бухучета, менеджмента, туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, общественного питания, дизайна и т. д.

Высокие темпы экономического роста в 2000-е годы позволили значительно увеличить расходы на образование в целом и на профессиональное (НПО и СПО) в частности. Структура государственных расходов на образование представлена в табл. 3 [3].

Так, при общем росте государственных расходов на образование в 9,4 раза с 2000 по 2008 г. расходы на начальное профессиональное образование увеличились лишь в 4,9 раза, на среднее профобразование — в 9,2 раза. В эти годы приоритет отдавался высшему образованию, затраты на которое выросли более чем в 12 раз. Доля государственных расходов на высшее образование в 2008 г. составила 63,3 %, в то время как на среднее профессиональное образование, включая начальное, — лишь на 34,3 %.

Безусловно, на основе только этих цифр нельзя сделать безоговорочные выводы, необходимы более глубокие, детальные профессиональные расчеты. Однако уже по ограниченной статистической информации [6] можно сказать, что система профессионального образования нуждается в дальнейшем изучении, недопустим разрыв в пятилетнем отставании данных статистики по образованию, ведь это наиболее динамично развивающаяся сфера деятельности, влияющая на все остальные направления экономического развития страны.

Ясно одно: сбалансированность рынков труда работников разного квалификационного уровня должна базироваться на модерни-зационных процессах в системе образования, предполагая не столько использование новых государственных стандартов, сколько осуществление структурных и комплексных преобразований во всей образовательной системе.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.

[2] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

[3] Индикаторы образования: 2010. Стат. сб. Москва, ГУ ВШЭ, 2010, 176 с.

[4] Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Xв. — началоXXв.). Москва, Форум; Инфра-М, 2008, 603 с.

[5] Профессиональное образование, 2010-2013.

[6] Россия в цифрах. Стат. сб. Москва, Федеральная служба государственной статистики, 2011, 340 с.

[7] Чижова Л.С. Формирование инновационной экономики. Человек и труд, 2011, № 3.

Статья поступила в редакцию 01.07.2013

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Рысина Т.В., Рогозина В.А. Пути совершенствования среднего профессионального образования в Российской Федерации. Гуманитарный вестник, 2013, вып. 9. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/pedagog/hidden/102.html

Рысина Татьяна Васильевна (1944). Окончила МИНХ им. Г.В. Плеханова (1966). Канд. экон. наук (1972), доцент кафедры «Экономическая теория» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор более 30 научных, учебных и учебно-методических работ общим объемом 20 п.л. Область научных интересов: социальное развитие; государственное управление социальной сферой; дифференциация доходов и потребления. e-mail: [email protected]

Рогозина Виктория Александровна (1990). Выпускница факультета ИБМ МГТУ им. Н.Э. Баумана (2013). Область научных интересов: развитие профессионального образования. e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.