Научная статья на тему 'История ГБПОУ Ро "Тагмет" как основа для изучения истории профтехобразования в России'

История ГБПОУ Ро "Тагмет" как основа для изучения истории профтехобразования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ КАДРОВ / PERSONNEL TRAINING / МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / METALLURGICAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донских С.А., Артеменко С.А.

Материальное производство это основа существования любого индустриального общества. А в современном индустриальном обществе материальное производство должно быть ещё и высокоинтеллектуальным. Значительное место здесь занимает подготовка квалифицированных рабочих кадров. В статье даётся обзор истории профтехобразования в России и истории подготовки рабочих кадров для Таганрогского металлургического завода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STORY OF GOU SPO RO "TAGMET" AS THE BASIS FOR THE STUDY THE HISTORY OF VOCATIONAL EDUCATION IN RUSSIA

Material production is the basis of existence of any industrial society. But in modern industrial society, material production must be highly intelligent. A significant place here is the training of skilled workers. The article provides an overview of the history of vocational education in Russia and the history of training for workers of the Taganrog metallurgical plant

Текст научной работы на тему «История ГБПОУ Ро "Тагмет" как основа для изучения истории профтехобразования в России»

С.А. Донских, С.А. Артеменко

ИСТОРИЯ ГБПОУ РО «ТАГМЕТ» КАК ОСНОВА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация. Материальное производство - это основа существования любого индустриального общества. А в современном индустриальном обществе материальное производство должно быть ещё и высокоинтеллектуальным. Значительное место здесь занимает подготовка квалифицированных рабочих кадров. В статье даётся обзор истории профтехобразования в России и истории подготовки рабочих кадров для Таганрогского металлургического завода.

Ключевые слова: профтехобразование, подготовка рабочих кадров, металлургическое производство

THE STORY OF GOU SPO RO «TAGMET» AS THE BASIS FOR THE STUDY THE HISTORY OF VOCATIONAL EDUCATION IN RUSSIA

Abstract. Material production is the basis of existence of any industrial society. But in modern industrial society, material production must be highly intelligent. A significant place here is the training of skilled workers. The article provides an overview of the history of vocational education in Russia and the history of training for workers of the Taganrog metallurgical plant.

Keywords: Vocational education, personnel training, metallurgical production.

S.A. Donskih, S.A. Artemenko

Историю профтехобразования в России в определённой степени можно проследить по тому, как менялись названия техникума «Тагмет». Но о смене названий несколько позже, сначала об истории вообще.

Любому мастеру, в любой отрасли, будь-то ремесло или искусство, рано или поздно для того, чтобы его дело продолжало жить и приносить пользу людям, нужны были ученики. А значит, вопрос о возникновении профессионального обучения уходит далеко в глубь веков. Если рассматривать только древнерусских мастеров, то о многих таких талантах можно найти былины и летописные свидетельства.

О действительном зарождении организованного и систематического профессионального образования в нашей стране можно говорить со времён Петра I, считавшего обучение молодёжи одним из важных направлений в политике государства. Но о настоящем расцвете профобразования можно говорить только со второй половины XIX - первых лет XX века, до начала Первой мировой войны.

Цель Петра I состояла в превращении Руси в сильное цивилизованное государство, с которым будут считаться соседи, уважать союзники, а враги бояться. Реализовать далеко идущие планы Петра помогло богатство природных ресурсов России. Но простой добычи сырья не достаточно, необходимо также правильное использование, переработка и изготовление конечных продуктов. Поэтому под его руководством появляются государственные профессиональные школы.

Первую школу для обучения ремеслу основали в Москве 14 января 1700 года, назвав «школой навигационных и математических наук». Затем, начиная с 1701 и до 1721 года, в Москве открываются школы для изучения медицины, артиллерийского, инженерного дела, в Петербурге -школа инженерная и морская академия, при Олонецких и Уральских заводах открываются школы горного дела. В то время образование было важным государственным делом, а значит, сурово наказывались те, кто не исполнял царские указы, дело доходило даже до смертной казни [1, 3].

Т.к. российской промышленности нужны были специалисты (кораблестроители, моряки, металлурги, артиллеристы и т.п.), то и реформа школы Петра I направлялась на то, чтобы подростки получали профессиональные знания и повышали техническую подготовку. Под руководством императора дворяне и духовенство получали обучение в обязательном порядке, не забыты были и солдатские дети, для которых также открываются школы. Т.е. в школе присутствовало деление на сословия, а значит, приравнивание учебы к службе [1, 3].

Глядя на европейскую философию просвещения, от Петра не отстаёт и Екатерина II. Развиваются горнозаводские школы Урала и Алтая. 1774 год - в Петербурге открывается училище горного дела, в котором прямо на территории двора оборудуют учебный рудник для практических занятий. 1767 год - в Петербурге морской госпиталь открывает первую государственную хирургическую школу, которая потом «переросла» в Военно-медицинскую академию. Конечно, термин «профессионально-техническое образование» в то время ещё не существовал, но чтобы он появился, имелись все условия [1, 3].

В 1888 году в утверждённых Александром III «Основных положениях о промышленных училищах» законодательно была установлена единая система для профессионально-технических учебных заведений [1, 3].

Профтехучилища были разделены на три типа:

Средние - подготовка техников, специалистов, способных выполнять работу помощника инженера и другого руководителя предприятия;

Низшие - подготовка рабочих для определённых направлений производства;

Училища ремесленные - обучение определённым ремёслам, связанным с бытовыми потребностями населения.

В этот период содержание образования по профессиям начинает регламентироваться планами, определяющими основной путь в подготовке специалистов с квалификацией техник, мастер и рабочий. Особое место в планах отводилось специальным предметам. Одновременно разрешалось и всячески приветствовалось создание разнообразных обществ, которые ставили своей целью содействовать развитию российской экономики [1, 3].

В 1911 - 1917 годах профессиональное образование начинает изменяться. Предлагается предоставлять больше самостоятельности профессиональным училищам в разработке программ обучения и учебных планов. В одобренном Государственной думой «Проекте законоположения о профессиональном образовании» любая общественная организация и частное лицо получали право открыть новое учебное заведение [1, 3].

После Октябрьской революции 1917 года резко изменяется не только российская политическая система, но и государственная идеология, в том числе и в области просвещения, а значит, и в профессиональном образовании также происходят изменения [2].

9 ноября 1917 года в Советской России создаётся отдел профессионального образования, под руководством которого происходит объединение всех профессиональных школ, вне зависимости от того, какая у них форма собственности (ведомственная, государственная или частная), какие в них были содержание и методы обучения. Несмотря на тяжелейшие условия, в которых проходило становление государства нового типа, голод и разруху, руководство страны не забывало о том, что в образовании молодёжи есть проблемы, их решению уделяется огромное внимание. По вопросам, связанным с образованием выходит 40 декретов, из них 20 касаются образования профессионального. Это связано с тем, что зимой 1919 года остро возникает необходимость в квалифицированных рабочих. 29 июля 1920 года начинает действовать Декрет о всеобщей учебной профессионально-технической повинности, согласно которому всем рабочим (10 - 40 лет) необходимо было проходить обучение. Началась массовая организация профессиональных школ ФЗУ (фабрично-заводской учебы), которые становятся первыми школами просфессионально-политехнической направленности. Система народного образования СССР ставит задачу формирования народной интеллигенции в рядах рабочих, для чего делается ставка на пополнение техникумов и ВУЗов [2].

В 1940 году многие школы ФЗУ реформируются в школы ФЗО (фабрично-заводское обучение), Президиумом Верховного Совета СССР принимается Указ о ГТР (Государственный трудовой резерв). На основании этого указа в СССР учреждаются учебные заведения двух типов:

- школы ФЗО - подготовка рабочих по массовым профессиям проводится за 6 месяцев;

- железнодорожные и ремесленные училища - учёба 2 года, подготавливаются квалифицированные рабочие [2].

Май 1946 года - происходит преобразование Главного управления Трудовых резервов и Комитета распределения рабочей силы в Министерство Трудовых резервов. Для того, чтобы повысить профессиональный уровень состава преподавателей принимается решение о создании центральных курсов повышения квалификации и усовершенствования, на которых мастерами и преподавателями изучалось целенаправленное изучение педагогики и психологии [2].

В период с 1959 по 1963 годы происходит преобразование школ ФЗО и профессионально-технических учебных заведений в профессионально-технические училища, в которых сроки обучения зависели от сложности специализации и заключались в пределах от года до 3 лет.

В 1969 году профтехучилища преобразуются в учебные заведения средне-профессионального типа, в которых сроки обучения составляют 3 - 4 года, начинается подготовка после 8 класса квалифицированных специалистов, имеющих среднее образование [2].

В 80 - 90 годах для профессионального образования наступает полоса тяжёлого кризиса, начинается поиск новой формы обучения. В 90-х годах происходит введение новой системы профобразования, в которой предполагается повышать профессиональные качества специалистов постоянно, вводится непрерывное обучение.

1997 год - правительством РФ принимается решение реформировать систему профобразования, создать условия, при которых в учебном заведении можно будет подготовить специалиста-практика. Для реализации этого решения осуществляется разработка двух основных программ

образования: базовой и с повышенным уровнем. При повышенном уровне подразумевается углублённая подготовка специалистов с увеличением срока обучения на 1 год от базового уровня. Появляются новые типы учебных заведений (профессиональный лицей, колледж, высшее профессиональное училище, центр с непрерывным обучением). Отличие от старых состоит во внедрении других форм проведения обучения. Наряду с традиционными уроками, лекциями, факультативными занятиями, происходит введение лабораторных работ, семинарских и практических занятий, экскурсий определённой тематики, выполнение курсового и дипломного проекта, производственная практика [2].

С 1 сентября 2013 года по новому закону об образовании упраздняется понятие начального профессионального образования (НПО) как отдельного уровня образования. Т.е. осуществлена попытка перенести уровень начального профессионального образования на уровень школы. Как говорится, «новое - это хорошо забытое старое». В городах создаются межшкольные учебно-производственные комбинаты (один из них располагался на Таманской площади в здании бывшей восьмилетней школы, сейчас там базируется подразделение Национальной гвардии), в которых школьники 10-х - 11-х классов проходили обучение, получая начальные навыки по многим востребованным в данном регионе рабочим профессиям. Практические занятия проходили на предприятиях города. Аналогичное обучение осуществлялось в сельских школах, с учётом, конечно, специфики сельского труда.

Позже эта система была упразднена, точнее, перенесена полностью в школы, материально-техническая база большинства из которых оставляет желать лучшего и редко соответствует запросам современного производства.

К настоящему времени произошло переименование части российских ПТУ в учебные заведения другого уровня (колледж, профессионально-технический лицей, техникум), а другая часть была присоединена к колледжам и техникумам. При этом с появлением возможности получения сразу среднего профессионального образования, необходимость получения начального профессионального образования не исчезла [2].

Также в законе об образовании учебные заведения приобретают статус образовательных организаций, оказывающих образовательные услуги, а услуги эти, как правило, становятся платными. Т.е. продолжение образования после школы, в частности, профессиональное образование, становится менее доступным и обязательным, как это было, начиная с Петра I и по советское время, вследствие уменьшения числа бюджетных мест и увеличения количества внебюджетных.

Не остался в стороне от процесса исторического развития и металлургический техникум, в котором происходили следующие трансформации и переименования.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Таганрогский техникум машиностроения и металлургии «Тагмет»» - таково современное полное название одного из старейших профессиональных образовательных учреждений нашего города.

Таганрогский техникум машиностроения и металлургии «Тагмет» - одно из старейших профессиональных образовательных учреждений города Таганрога и Ростовской области, сохранившее традиционный профиль подготовки кадров квалифицированных рабочих для отраслей металлургии и машиностроения.

Таганрогский техникум машиностроения и металлургии «Тагмет» основан в 1922 году как школа Фабрично-заводского типа на базе металлургического завода им. Андреева [4].

2 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была создана система Государственных Трудовых резервов - этот день отмечается как день работников профтехобразования [4].

На базе школы ФЗО металлургического завода было организовано Ремесленное училище № 5, которое обучало подростков по специальностям: подручные сталевара, вальцовщики, кузнецы, токари, фрезеровщики. Выпускники работали на предприятиях Ростовской области [4].

13 октября 1941 года, накануне оккупации города, училище эвакуировано в тыл страны.

3 сентября 1943 года, после освобождения города и возвращения из эвакуации, РУ-5 возобновило работу по подготовке рабочих кадров металлургов.

Среди выпускников 1941 - 1945 г. г. были Герои Социалистического труда Родин Георгий Петрович, Бирюков Анатолий Илларионович; орденоносцы Пермяков Георгий, Давыдов Иван, Тимончев Дмитрий, Макаров, Безуглов, Бочков, Терещенко и др. [4]

В 1963 году РУ № 5 преобразовано в Городское профессионально-техническое училище № 21 (ГПТУ - 21).

С 1973 года училище наряду с рабочей специальностью даёт и среднее образование для поступивших после 8-го класса школы.

В 1984 году ГПТУ № 21 становится Средним профессионально-техническим училищем № 25 (СПТУ - 25) [4].

В 1994 году происходит реорганизация в Металлургический лицей № 25.

В 2005 году Металлургический лицей изменил название на Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Металлургический профессиональный лицей № 25 Ростовской области» (ГОУ НПО ПЛ № 25) [4].

В 2012 году Лицей изменил своё название на Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Таганрогский техникум машиностроения и металлургии «Тагмет» (ГБОУ СПО РО «Тагмет»).

В 2015 году техникум из Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области переименован в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Таганрогский техникум машиностроения и металлургии «Тагмет» (ГБПОУ РО «Тагмет») [4].

Техникум «Тагмет», помимо сохранения традиционного металлургического профиля обучения, большого количества бюджетных мест, бесплатного питания для обучающихся по профессиям уровеня НПО, гарантированного трудоустройства по завершении обучения, продолжает развиваться и совершенстваваться.

Техникум сохраняет многие советские традиции профтехобразования:

- возможность продолжения обучения в вузе по выбранной специальности;

- прохождение практики в учебно-производственных мастерских техникума, организованных на базе производственных подразделений ПАО «ТАГМЕТ»;

- получение стипендии от завода в период прохождения практики по профессиям, ориентированным на ПАО «ТАГМЕТ»;

- обучение на современных учебных тренажёрах и оборудовании (20 учебных кабинетов, 6 учебно-производственных мастерских, 5 лабораторий);

- возможность принимать участие в городских, областных, региональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства;

- создание условий для комфортного проживания в общежитии для иногородних студентов техникума;

- возможность пользования современной развитой инфраструктурой - спортивным и тренажёрным залом, библиотекой с читальным залом и доступом в сеть Интернет [4].

В техникуме ведётся подготовка рабочих следующих профессий:

- сварщик (электросварщик и газосварщик);

- оператор трубного производства;

- машинист крана металлургического производства;

- автомеханик;

- документационное обеспечение управления и архивоведение [4].

Экономика страны вышла из рецессии и уверенно развивается, материальное производство растёт, увеличивается потребность в квалифицированных рабочих кадрах, что внушает оптимизм в вопросе о перспективах профессионально-технического образования в России. Дело, заложенное Петром Великим, живёт.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Балдин, С.С. Профессионально-техническое образование в России. Историография проблемы // Россия и АТР. - 2006. -№ 1. - С. 125 - 140.

2. Ливанова, В.О., Рустова, Н.Б. Потенциал традиций в современном профобразовании // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. - Чита: Молодой учёный, 2015. - С. 22 - 26. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6957/ (дата обращения: 22.01.2018).

3. Профессионально-техническое образование в России: история развития. - URL: http://club.mon.gov.ru/articles/46 (дата обращения: 22.01.2018).

4. ГБПОУ РО Таганрогский техникум машиностроения и металлургии Тагмет. Официальный сайт. - URL: http://tehnicumtagmet.ru/ (дата обращения: 22.01.2018).

Р.В. Зотов

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В США (1861-1865)

Аннотаци. Данная статья посвящена освещению спорных вопросов истории гражданской войны США в исторической литературе. Этот период продолжает оставаться дискуссионным в историографии. В традиционной исторической трактовке причин, вызвавших «неотвратимый конфликт» Севера и Юга, всегда доминировали социально-экономические и политические факторы, такие как рабство, западные земли, или борьба за власть, что совершенно правомерно, более того, для их объяснения следует учесть и то, что причины конфликта вызревали также и в духовной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.