Научная статья на тему 'Профессионально-техническое образование на Дальнем Востоке России: ретроспектива и перспектива развития'

Профессионально-техническое образование на Дальнем Востоке России: ретроспектива и перспектива развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / УЧИЛИЩЕ / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балдин С. С.

Проблемы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов на Дальнем Востоке России впервые исследуются комплексно. Дается ретроспективный анализ профессионально-технического образования, сформулированы его перспективные тенденции и пути модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-техническое образование на Дальнем Востоке России: ретроспектива и перспектива развития»

Вестник ДВО РАН. 2008. № 3

УДК 373.63 (571.63) (09)

С.С.БАЛДИН

Профессионально-техническое образование на Дальнем Востоке России: ретроспектива и перспектива развития

Проблемы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов на Дальнем Востоке России впервые исследуются комплексно. Дается ретроспективный анализ профессионально-технического образования, сформулированы его перспективные тенденции и пути модернизации.

Ключевые слова: квалификация, профессионально-техническое образование, профессия, социальноэкономические трансформации, специальность, училище, школа.

Professional and technical education in the Russian Far East: retrospective review and prospect of development. S.S.BALDIN (Institute of History, Archeology and Ethnography of the Far Eastern Peoples, FEB RAS, Vladivostok).

On the basis of retrospective analysis, the increase of social and economic functions of vocational schools of the Far East is shown. The author for the first time investigates the problem ofprofessional training of the youth in specific conditions of the Far East. A system of principles and measures, which can make a basis for modernization of the regional model of the initial vocational education, is formulated in the paper.

Key words: qualification, professional-technical education, profession, social and economic transformations, speciality, vocational school, school.

Профессиональное образование на Дальнем Востоке определялось военнооборонной и сырьевой специализацией региона. На этой территории, обладавшей незначительными трудовыми ресурсами и не имевшей необходимой инфраструктуры, сеть профессиональных учебных заведений росла значительно медленнее, чем в других областях России. К 1917 г. здесь действовали 15 профессионально-технических учебных заведений, в которых обучались 755 чел. (РГИА ДВ. Ф. 1, оп. 1, д. 1405, л. 610; д. 5734, л. 17-22).

В 1920-х годах наиболее эффективной формой подготовки квалифицированных рабочих для мелкой и кустарной промышленности, преобладающей в экономике региона, стали многочисленные школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). К концу 1920-х годов их было 43, здесь обучалось 3,5 тыс. чел. [6, с. 80-85]. Эти школы совмещали общее и профессиональное образование с производственной специализацией.

В 1930-е годы, во время так называемой сталинской модернизации, подготовить большое количество кадров, в которых нуждалась страна, профтехшкола не могла. Поэтому эту форму обучения заменили различные краткосрочные курсы. На Дальнем Востоке, где недостаток квалифицированной рабочей силы ощущался наиболее остро, подготовка кадров в школах ФЗУ в 1939 г. сократилась по сравнению с 1928 г. втрое (РГИА ДВ. Ф. Р.-2413, оп. 4, д. 1168, л. 4; д. 1329, л. 28; д. 1411, л. 2).

БАЛДИН Сергей Сергеевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток). E-mail: Nastya19902007@yandex.ru

Кардинальные изменения в российской профтехшколе начались с созданием в 1940 г. единой государственной системы трудовых резервов. По всей стране учреждались учебные заведения двух типов: ремесленные и железнодорожные училища, которые выпускали рабочих высокой квалификации для промышленности и транспорта в течение двух лет, и школы фабрично-заводского обучения (школы ФЗО), подготавливающие рабочих массовых профессий за шесть месяцев. Комплектование училищ основывалось на твердом государственном плане, имевшем силу закона, учащиеся полностью обеспечивались питанием, обмундированием и учебниками, распределение выпускников производилось с учетом потребностей отдельных отраслей экономики и регионов страны. Однако и здесь не обошлось без характерных для того времени методов: в эти учебные заведения набор шел не только свободный, но и принудительный (призыв, или мобилизация). Лишь в 1955 г., с наступлением «хрущевской оттепели» в стране и ростом популярности рабочих профессий, мобилизация была отменена.

В 1960-1980-е годы в условиях позднеиндустриальной модернизации советская профтехшкола стала базой подготовки квалифицированных рабочих и одним из способов получения общего среднего образования. На Дальнем Востоке были построены новые типовые комплексы, обновлена учебно-производственная база, повысилась квалификация инженерно-педагогических кадров. Если в 1959 г. профтехучилища удовлетворяли спрос в рабочей силе на 8%, то в 1990 г. - на 35% (Текущий архив Института экономических исследований ДВО РАН).

Советская профтехшкола сочетала теоретическое и практическое обучение, общее и профессиональное образование. Учебные заведения сотрудничали с базовыми предприятиями, выпускникам гарантировалось трудоустройство. В то же время устанавливались жесткие плановые задания по приему и выпуску рабочих, а учебные планы и программы были перегружены идеологизированными предметами, делался чрезмерный акцент на отраслевой принцип подготовки кадров.

Поиск новых путей развития в социальной сфере, в том числе в системе профтехобразования, начался в связи с реформами 1990-х годов, когда из-за резкого снижения промышленного и сельскохозяйственного производства множество профессий оказались невостребованными. В результате профтехобразование (с 1991 г. - начальное профессиональное образование - НПО) оказалось в кризисе: значительно сократились сеть училищ и число обучавшихся в них. Потеря традиционных заказчиков кадров - крупных базовых предприятий и организаций, рост количества занятых в сфере услуг и частном предпринимательстве обусловили изменения в профессиональной подготовке. Преодолеть кризис системе НПО удалось лишь к середине 1990-х годов.

Можно отметить три основных направления развития дальневосточной профтехшколы в пореформенные годы. Во-первых, учебные заведения перешли на обучение новым профессиям, связанным со сферой услуг, частным предпринимательством, кредитнофинансовой и правовой деятельностью. Во-вторых, система НПО приняла образовательные стандарты, определенные новым Перечнем профессий и специальностей (утвержден в 1994 г., а в 1998 г. дополнен постановлением правительства Российской Федерации), и вместо узкой специализации учащиеся стали осваивать профессии широкого профиля. В результате число узких специальностей сократилось с 1195 до 257 [5, с. 29], это позволило молодым людям быстрее находить работу. В-третьих, появились профессиональные лицеи, которые давали более качественную подготовку.

С появлением рынка труда была фактически ликвидирована система государственного заказа на обучение кадров, основным заказчиком стал частный сектор. Эти изменения отразились и на системе НПО: сегодня разрабатываются новые программы и пакеты учебно-нормативных документов, внедряются новые обучающие технологии, учебный процесс компьютеризируется. Однако система НПО не соответствует потребностям рынка труда по количеству, организации и качеству подготовки квалифицированных

рабочих и специалистов. Отметим, что 80% вакансий в регионе приходится на рабочие профессии [2].

В 2001 г. Министерство образования в своей концепции модернизации российского образования до 2010 г. определило приоритет развития профессионального обучения [4]. Но пока проблемы НПО остались те же: комплектование (кого учить?), совершенствование образовательного процесса (чему учить?), учебно-материальная база (на чем учить?), кадровое обеспечение (кто будет учить?), трудоустройство выпускников (для кого учить?). Сложная ситуация в системе НПО усугубляется демографическим спадом в стране и, как следствие, - сокращением численности учащихся общеобразовательных школ (см. таблицу). В Приморском крае, например, в 1995 г. в школах обучалось 337,2 тыс. чел., в 2008 г. -на 93,6 тыс. чел. меньше (почти на 28%). В 2008 г. количество выпускников 11-х классов по сравнению с 1995 г. снизится на 6 тыс. чел., т.е. на 25%, а выпускников 9-х классов -на 7 тыс. чел., т.е. на 27%. В 2008 г. приморскую общеобразовательную школу окончат 18,5 тыс. выпускников 11-х и 20,3 тыс. - 9-х классов (Текущий архив Департамента образования и науки администрации Приморского края. Справка о состоянии образования в крае на 2008 г.).

Профессиональное образование в Приморском крае в 1995-2007 гг.

Учебное заведение Кол-во обучающихся в 2008 г., чел. Из них на платной основе, % Прирост (уменьшение) по сравнению с 1995 г., % Количество выпускников 1995 г. / 2007 г., чел. Увеличение (уменьшение), %

Вуз 102 000 47 250 6 200 / 15 300 247

Среднее спе-

циальное 35 500 37 150 6 400 / 9 000 40

Учебные заве-

дения НПО 15 500 0 -34,6 12 300 / 7 400 -40

Составлено по: Текущий архив Департамента образования и науки администрации Приморского края. Справка о состоянии образования на 2008 г.

Итак, на рынке труда требуется прежде всего квалифицированная рабочая сила, но в Приморском крае в 2007 г. выпускников системы НПО, получивших рабочие профессии, в 3,3 раза меньше, чем специалистов с высшим и средним специальным образованием. Подобная ситуация наблюдается и в других районах Дальнего Востока. Причины такого дисбаланса: вузы и средние специальные учебные заведения готовы принять большее количество выпускников, чем их на самом деле выпускают школы; получение высшего и среднего специального образования стало более доступным, а закрытие промышленных предприятий и девальвация самого понятия «рабочий человек» способствовали потере спроса на ряд рабочих профессий.

Серьезной проблемой системы НПО является несоответствие качества профессиональной подготовки ее выпускников требованиям работодателей и современного производства. Поэтому, на наш взгляд, нужна новая система подготовки с участием заказчиков кадров. В этой связи одна из важнейших задач, которую, как нам представляется, необходимо решить, - создание института социального партнерства, который позволил бы вовлечь работодателей в реформирование системы НПО. Имеется в виду совместная разработка учебных программ, аттестация выпускников и их последующее трудоустройство, участие в модернизации учебно-материальной базы учебных заведений.

Еще одна нерешенная проблема - отсутствие прогнозирования, и, следовательно, знаний и квалификации кадров. Попытки образовательных учреждений делать такие прогнозы самостоятельно приводят к большим диспропорциям на рынке труда. Для того чтобы

решить проблему, необходимы совместные усилия ассоциаций работодателей, системы образования и государства.

Кроме того, происходящая сегодня в системе НПО передача собственности и финансирования из федерального в местный бюджет, на наш взгляд, преждевременна и опасна. Идет «растаскивание» профессиональных учебных заведений путем создания университетских комплексов, которые сокращают подготовку рабочих кадров. Это нецелесообразно не только экономически: многие социально незащищенные слои населения не смогут получить востребованную на рынке труда рабочую профессию.

Основополагающий принцип современной системы НПО - ориентация на рынок труда, воспитание же и общее обучение - «вторичны по очередности решаемых задач» [1, с. 19]. Отрыв от потребностей экономики превращает ее в систему воспроизводства рабочей силы, не находящей спроса. При этом до сих пор нет продуманной концепции «вхождения» профессиональной школы в жизнь. Базовые предприятия отказались от своих шефских обязанностей - и сразу же появились проблемы с обновлением учебного оборудования, организацией производственной практики. Да и социальное партнерство с работодателями, органами по труду и занятости, профсоюзами зачастую только декларируется.

В условиях жесткой конкуренции на рынке труда система НПО в регионах должна отвечать следующим требованиям: 1) готовить профессии и специальности, пользующиеся спросом на рынке труда; 2) соответствовать профессиональным устремлениям молодых людей; 3) удовлетворять краткосрочные и долгосрочные потребности кадров в экономике.

Существенного изменения требует взятый в 1990-е годы ориентир на сферу торговли и бытового обслуживания, который привел к ситуации, когда предложение парикмахеров, продавцов, поваров и т.п. значительно превысило спрос на них. В то же время сокращение подготовки ряда профессий для промышленности и строительства привело к дефициту таких специалистов, как слесарь, токарь, каменщик, штукатур-маляр, плотник, газоэлект-росварщик, судокорпусник.

Каким же образом решится этот комплекс проблем? Чтобы ответить на этот вопрос, выделим основные принципы моделирования региональной системы начального профессионального образования.

1. Соответствие региональной модели рынка труда и профессионального образования целям единой государственной политики занятости и развития человеческих ресурсов.

2. Создание равных условий для всех видов и типов образовательных учреждений.

3. Взаимодействие государства с общественными фондами поддержки профессионального образования, которые будут концентрировать ресурсы всех социальных партнеров.

4. Создание информационной сети на основе компьютерных технологий: широкое внедрение различных форм дистанционного образования и мониторинг результатов обучения.

5. Интеграция в мировое образовательное пространство.

Модернизация профессиональной школы предполагает и формирование правового поля: разработку нового Федерального закона «О начальном профессиональном образовании», а также заключение отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, трудовых контрактов, включающих вопросы НПО. Отметим, что такие законы приняты на региональном уровне многими субъектами Российской Федерации. Одним из первых в стране закон «О начальном профессиональном образовании» появился в Приморском крае, в его подготовке принимал участие и автор настоящей статьи (Текущий архив администрации Приморского края. Закон Приморского края «О начальном профессиональном образовании». Принят Думой Приморского края 23 ноября 1995 г.). Документ конструктивно регулирует нормативно-правовые отношения в системе НПО на региональном уровне в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) [3]. К сожалению, принятые позже республиканские законодательные

акты противоречат ряду положений этого закона, в результате его возможности используются не полностью.

В последнее время в выступлениях руководителей правительства, Министерства образования и науки звучит призыв к восстановлению централизованного управления начальным профессиональным образованием, которое будет опираться на регионы - заказчиков кадров. Поэтому на федеральном уровне следует, в частности, воссоздать консультативный орган по НПО, который в Министерстве образования и науки существовал традиционно. В него, по нашему мнению, должны войти Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, отраслевые министерства и ведомства, Министерство труда РФ, Федерация независимых профсоюзов России и другие социальные партнеры. Одновременно должны измениться принципы управления органов НПО в регионах: необходимо, чтобы на местах были образованы попечительские советы, включающие местные органы управления, работодателей, профсоюзы, общественность -родителей и учеников.

Кроме того, сегодня ощущается острая потребность в создании таких региональных (межрегиональных) инфраструктурных элементов, как образовательные комплексы, учебное книгоиздательство и телевидение, предприятия по изготовлению технических средств обучения и т.д. В перспективе можно прогнозировать создание межрегиональных научнометодических комплексов.

Необходимо создать межведомственную рабочую группу по прогнозированию потребности кадров для экономики региона и координации подготовки и переподготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального профессионального, среднего специального и высшего образования; рекомендовать главам муниципальных образований, краев и областей Дальнего Востока проводить мониторинг по изучению потребности территориальной экономики в рабочих и специалистах. Кроме того, стоит ежегодно формировать заказ на их подготовку и переподготовку в учреждениях начального профессионального, среднего специального и высшего образования; рекомендовать ректорам вузов и директорам средних специальных учебных заведений повысить требования к конкурсному отбору абитуриентов, поступающих на платной основе. Государство должно оставаться заказчиком и потребителем кадров на рынке труда, к тому же было бы совершенно правильно, если бы в процесс регулирования подготовки рабочих и специалистов вмешалось государство.

Итак, наши прогнозы развития начального профессионального образования весьма оптимистичны. Они основаны и на том предположении, что в ближайшей перспективе будет создан новый рабочий класс. Станет ли он называться так по-прежнему? Наверное, нет. Но в том, что будут созданы условия для подготовки рабочих кадров в соответствии с требованиями современного общества, сомнений нет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гревцев Г.С., Смирнов И.П. Профессиональная школа России в переходный период // Проф. образование. 1999. № 8. С. 19-20.

2. Жуков В. Место у станка вакантно // Утро России. 2008. 2 февр.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Ведомости Съезда нар. депутатов РФ и Верхов. Совета РФ. 1992. № 30. С. 192-235.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ № 1756-Р от 29 декабря 2001 г. // Нар. образование. 2002. № 4. С. 254-269.

5. Профтехобразование России: Итоги ХХ века и прогнозы: в 2 т. Т. 1 / сост. А.Е.Пядочкин; науч. ред. И.П.Смирнов. М.: ИРПО, 1999. 816 с.

6. Справочник по учреждениям социального воспитания и профессионального образования Дальневосточного края за 1927/1928 учебный год. Хабаровск; Благовещенск: ДВК ОНО, 1928. 86 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.