Научная статья на тему 'Адаптация дуального обучения СПО в социально -экономических условиях закрытых административно-территориальных образований'

Адаптация дуального обучения СПО в социально -экономических условиях закрытых административно-территориальных образований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТО / профессиональное образование / дуальное обучение / Closed Administrative-Territorial Unit / professional education / dual-study

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камышная Елена Викторовна

В статье представлены некоторые исторические аспекты развития, становления «трудовой школы» в сфере образования России в начале двадцатого столетия. Отражены основные преимущества дуального обучения и акцентировано внимание на проблемы по введению дуального обучения в моногородах и городах закрытого типа нашей страны. Предложены способы решения проблем по введению дуального образования в профессиональную образовательную среду закрытых городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF DUAL-STUDY SPO IN SOCIO-ECONOMIC SITUATION (CLIMATE) CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL UNIT

Some historical aspects of “working school” development in the education field of Russia at the dawn of the 20 century were demonstrated in the article. The main advantages of dual-study were shown. The problems of dual-study establishment in one-factory town and forbidden town were focused on. The methods of problem solution of dual-study establishment in professional educational environment of forbidden town were suggested.

Текст научной работы на тему «Адаптация дуального обучения СПО в социально -экономических условиях закрытых административно-территориальных образований»

УДК 377.31.4+37.0

АДАПТАЦИЯ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СПО В СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Камышная Елена Викторовна.

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса», Красноярский край, мастер производственного обучения, vek821@mail.ru.

Аннотация. В статье представлены некоторые исторические аспекты развития, становления «трудовой школы» в сфере образования России в начале двадцатого столетия. Отражены основные преимущества дуального обучения и акцентировано внимание на проблемы по введению дуального обучения в моногородах и городах закрытого типа нашей страны. Предложены способы решения проблем по введению дуального образования в профессиональную образовательную среду закрытых городов.

Ключевые слова: ЗАТО, профессиональное образование, дуальное обучение.

ADAPTATION OF DUAL-STUDY SPO IN SOCIO-ECONOMIC SITUATION (CLIMATE) CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL UNIT

Kamyshnaya Elena V.

Regional state publicly funded professional educational institution "Zelenogorsk technical school of industrial technology and service", Krasnoyarsk, master of vocational training region, vek821@mail.ru.

Abstract. Some historical aspects of "working school" development in the education field of Russia at the dawn of the 20 century were demonstrated in the article. The main advantages of dual-study were shown. The problems of dual-study establishment in one-factory town and forbidden town were focused on. The methods of problem solution of dual-study establishment in professional educational environment of forbidden town were suggested.

Key words: Closed Administrative-Territorial Unit, professional education, dual-

study.

Как известно, дуальное обучение - это интеграция производственной подготовки студента непосредственно на рабочем месте в реальных условиях предприятия и теоретического обучения на базе образовательного учреждения. Перспективы введения дуального образования в систему обучения разнообразны и широко изучены. Ещё в 1915 году в очерке «Народное образование и демократия», Н.К. Крупская дала анализ теории, высказанной К. Марксом в труде «Капитал», а именно: «... развитие техники создаёт потребность в высокоразвитом, всесторонне подготовленном к труду, политически образованном рабочем» [1, 9]. И далее автор

пишет, что на примере Америки и Германии (экономически передовых стран на то время) целесообразен переход в народном образовании «пролетарской России». от «школы учёбы» к «трудовой школе». В работе Н.К. Крупская чётко указывает путь перехода к «трудовой школе», она пишет: «Трудовая школа предполагает тесную связь с производством...» [1, 11].

Часто всё новое и инновационное - это забытое старое. Не так давно школы трудовой молодёжи, ремесленные училища, а потом и профессионально -технические училища, техникумы готовили квалифицированных рабочих и специалистов по востребованным профессиям (специальностям) для конкретных производств, потому что профессиональные образовательные учреждения строились и организовывались по требованию производства практически на территории предприятия. Жёстким условием для выпускников профессиональных образовательных учреждений было распределение и обязательная 3-х летняя отработка по требованию предприятия [4]. В 90-е годы прошлого столетия и начало нынешнего, как известно, промышленность страны, практически прекратила свою деятельность и, как следствие этого, связь между предприятиями и профессиональным образованием прервалась. Сокращение производств технического направления глобально повлияло на изменение профиля технических образовательных учреждений (сократилось количество технических специальностей).

За последние годы наблюдается рост промышленности России [5] и многие отмечают нехватку квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Поэтому, используя опыт современной Германии, с 2013 года возобновилось использование технологии дуального обучения в образовании, пока в качестве проекта в нескольких субъектах Российской Федерации.

Результат проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», показал актуальность и своевременность такого подхода к восстановлению тесных взаимовыгодных связей между производством и профессиональными образовательными учреждениями. Пилотные проекты были организованы в крупных промышленных городах (в Красноярском крае - город Красноярск), а к участию в проектах подключены высокотехнологичные предприятия (АО «Красмаш», АО «НПП Радиосвязь» и др.), которые с каждым годом увеличивают темпы своего развития.

Проблема введения дуального обучения в ЗАТО и моногородах одинакова. Подобные города, на сегодняшний день, располагают лишь одним или парой работающих предприятий, да и те находятся в процессе оптимизации. В эпоху приватизации крупные предприятия были разделены на мелкие функциональные подразделения с задачей увеличения прибыли (перевод на самоокупаемость). Свою производственную деятельность продолжили, лишь основные производства, приносящие прибыль, а вспомогательные (обслуживающие основное производство) постепенно пришли в упадок, так как всегда являются дотационными. В нынешней ситуации темпы развития промышленности в закрытых городах отстают от развития и модернизации профессионального образования. В условиях оптимизации

производственного процесса предприятия города нуждаются в высококвалифицированных рабочих и специалистах в малых количествах, не имеют возможности в организации производственной учебной площадки (в условиях оптимизации - малая численность рабочих и специалистов предприятия и большие объёмы производственных заданий, отсутствие мотивации к наставнической деятельности, отсутствие отделов технического обучения). Поэтому предприятия города могут гарантировать трудоустройство лишь двум, трём выпускникам СПО. Остальные же студенты должны искать работу за пределами закрытого города, и не всегда эти поиски успешны. Ведь предприятиям нужны не только квалифицированные рабочие и специалисты, но рабочие и-специалисты с опытом работы, желательно владеющие несколькими профессиями. Образовательное учреждение не в состоянии выполнить в полной мере функции трудоустройства выпускника. В результате выпускник со средне - профессиональным образованием вынужден обращаться в центр занятости населения в поисках работы и применения своих знаний, умений и навыков. В условиях ЗАТО, определиться с профессиональной деятельностью по специальности большему количеству выпускников практически не представляется возможным. Поэтому молодёжь покидает город в поисках работы за его пределами и не всегда найденная работа соответствует его профилю. Город постепенно «стареет». Решить данную проблему возможно за счет создания многопрофильного образовательного учреждения, которое может подготовить высококвалифицированных рабочих и специалистов не только для предприятий города, но близлежащих населённых пунктов, районов. Например, предлагается начинать обучение студентов с овладения профессией (уровень НПО), а продолжать обучение - по смежной специальности (уровень СПО), то есть ввести в образовательном учреждении непрерывность и интеграцию образования: ученик (школа) - профессия (техникум) - специалист (техникум). И на уровне НПО, и на уровне СПО обучение должно быть дуальным. В итоге, за весь срок обучения в техникуме студент обучается двум смежным профессиям (например, сварщик и слесарь - ремонтник или электромонтёр и электромонтажник), тогда объём обязательной производственной практики составит 65 недель или более 16 месяцев. Таким образом, выпускник многопрофильного образовательного учреждения, квалифицированно владея двумя профессиями, со стажем производственной практики порядка полутора лет, подтверждённой дипломом государственного образца, имеет большую привлекательность для потенциального работодателя. Такой выпускник может продолжить свою образовательную деятельность в высшей школе, или начать свою профессиональную деятельность, или совместить профессиональную деятельность и продолжение образования в высшей школе. Эффект от реорганизационной деятельности многопрофильного образовательного учреждения в сфере оптимального трудоустройства и социализации выпускника возможен только при ориентировании образовательного учреждения на подготовку специалистов по востребованным профессиям, с учётом прогнозов кадровой политики города, региона, государства (список ТОП 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий) [3].

Несомненно, что для выполнения таких глобальных задач потребуется организация профориентационной и методической работы, мониторинговой и образовательной деятельность, поиск социального партнёрства, анализ возможностей предприятий для организации учебно-производственных площадок и многое другое, но это путь поддержки молодёжи закрытых городов и способ удержания молодого кадрового потенциала в городе. Работа будет иметь реальный положительный результат, при условии увеличения темпов роста промышленности закрытых территориальных образований.

Библиографический список:

1. Крупская Н. Народное образование и демократия. изд. 3. Берлин.: Государственное издательство Р.С.Ф.С.Р., - 1921.-124 с.

2. По реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров: методические рекомендации. - М.: АСИ, 2016. - 136с.

3. Топ-50 профессий от Министерства труда, требующих среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http ://www.proforientator.ru/.

4. Приказ Минвуза СССР от 18.03.1968 № 220 «Об утверждении положения о персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.lawmix.ru/docs_cccp/6149.

5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (разработан Минэкономразвития РФ) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/70458344/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.