Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2018. №4
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
развитие системы образования в кнр: проблемы и пути их решения
В. В. Кузнецова, О. А. Машкина
(факультет государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова; ИСАА МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected])
За время проведения социально-экономических преобразований КНР добилась огромных успехов в развитии системы образования, значительного расширения доступа молодых граждан к разным видам образовательных программ и образовательных услуг. В последних официальных документах китайского правительства намечены амбициозные цели построения «гармоничного» общества, что предполагает преодоление серьезных проблем и противоречий, сложившихся в национальной системе образования. Выступая на 19 съезде КПК (2017), председатель КНР Си Цзиньпин поставил цель превратить Китай в мировую державу с наиболее образованными гражданами. Но для её достижения сначала стране предстоит найти решения по преодолению неравенств в области образования, проявления которых в последние годы стали особенно ярко выраженными.
В статье рассматриваются проблемы неравенства доступа молодых китайских граждан к различным уровням образования; факторы, влияющие на возможность получения образования; меры правительства КНР, направленные на преодоление несправедливого распределения ресурсов в сфере образования. Указанные проблемы носят универсальный характер, присущи многим странам мира, в том числе и РФ1.
Ключевые слова: неравенство, ресурсы, обязательное образование, сельские и городские школы.
Успехи КНР в сфере образования за период реформ очевидны . Показатели развития образования в 11-й и 12-й пятилетках (2006-2010 и 20112015 гг .) свидетельствуют, что доля обучающихся детей и молодежи неуклонно растет, несмотря на снижение общей численности молодых людей в возрастной структуре страны вследствие проводимой государством жесткой политики ограничения рождаемости в период 1980-2015 гг .
1 Анализу проблем неравенства в сфере образования в РФ посвящен ряд статей, в том числе: Косарецкий С . Г . , Пинская М . А . , Груничева И . Г . Проблемы бедности и доступа к образованию . Оценка ситуации в России и международный опыт. // Мир России, 2014. № 2 . С . 133-149. Константиновский Д . Л . Неравенство в сфере образования: российская ситуация . // Мониторинг общественного мнения, 2010, № 5 (99). (URL: https://cyberiemnka.ru/artide/v/neravenstvo-v-sfere-obrazovaniya-rossiyskaya-situatsiya).
Таблица 1. Показатели развития образования КНР в 11-й и 12-й
пятилетках
Численность обучающихся на разных ступенях образования 2009 г . 2015 г.
численность детей, посещающих детские сады, млн . чел . 26,58 42,65
доля детей, охваченных дошкольным образованием,% 50,9 75,0
численность учеников на ступени обязательного 9-летнего образования, млн чел 157,72 140,04
доля детей, охваченных обязательным образованием,% 90,8 93,0
численность учеников средней школы 2-й ступени (СШВС), млн . чел . , в том числе: 46,24 40,38
в системе среднего профобразования, млн . чел . 21,79 16,57
общая численность обучающихся в системе высшего образования, млн . чел . , в том числе: 29,79 36,47
численность студентов-бакалавров, млн . чел . 28,26 35,11
численность магистров и докторантов очной формы обучения, млн чел 1,40 1,91
доля лиц с высшим образованием в структуре рабочей силы,% - 16,9
продолженное образование (без отрыва от производства), млн . чел./раз 166,00 290,00
средняя продолжительность обучения молодых людей, выходящих на рынок труда, количество лет - 13,3
Источники: [1: 43; 2].
Хотя власти КНР постепенно смягчают меры по ограничению рождаемости (семьям уже разрешено иметь двух, а не одного ребенка), однако последствия демографической ямы рубежа веков будут еще долгое время ощущаться в сфере образования и на рынке труда [3: 130133]. В 13-ю пятилетку (2016-2020 гг.) численность школьников продолжает снижаться . В 2016 г . в обязательной 9-летней школе обучалось 138 млн . подростков, что на 2 млн .меньше, чем в 2015 г . [4: 263].В то же время, как это видно из данных таблицы 1, доля охваченных обучением детей и молодежи соответствующих возрастных когорт растет на всех ступенях образования
Для того, чтобы развитие национальной системы образования стало действительно новым катализатором социально-экономического развития, фундаментом для перехода к основанной на знаниях экономической модели, Китаю предстоит преодолеть ряд перекосов, которые уже сейчас серьезно сдерживают поступательную эволюцию отрасли Их список обширен - от крайне бюрократизированных процессов государственного управления системой образования, региональной неравномерности финансирования образовательных организаций - до усилившегося в последние годы неравенства доступа молодых граждан к образованию как общественному благу .
Основные проявления неравенства в китайской системе образования
Неравенство между городом и деревней. Разрыв в уровнях обязательного школьного образования в городе и деревне за период социально-экономических преобразований многократно сократился, но всё ещё остаётся ярко выраженным . Существенно более низкий уровень образования в сельской местности признан как в китайских официальных документах и средствах массовой информации, так и населением Дети, проживающие в сельской местности, на вопрос о том, кем бы они хотели стать в будущем, всё чаще отвечают, что хотят стать трудовыми мигрантами . Подобные ответы в исследованиях трактуются двояко . С одной стороны, делается негативный вывод: сельских школьников часто отличает «бедность ожиданий» - их не поощряют думать о том, чего они могут достичь, поэтому они и не пытаются С другой стороны, возможен и положительный вывод: сельские школьники мечтают повысить свой статус и уровень благосостояния, переехав на работу в город [5] .
В КНР действует система обязательного 9-летного обучения, включающая 6-летнюю начальную школу и 3-летнюю среднюю школу начальной (первой) ступени (СШНС). Уже на уровне начальной школы разница в материально-техническом оснащении и различия в квалификации учителей создают предпосылки для углубления разрыва между образовательными возможностями сельских и городских учащихся В городе школьникам доступны современные образовательные технологии Хорошо подготовленные учителя обучают учеников начальной школы английскому и родному языкам, чтению, математике и естествознанию В сельской местности дефицит учителей-предметников не позволяет раскрыть и развить природные задатки и таланты детей, заложить основы тех навыков, которые необходимы для успешной адаптации в современном обществе Данные таблицы 2 позволяют сопоставить возможности городских и сельских начальных школ удовлетворить индивидуальные познавательные интересы школьников Таблица 2. Возможности начальных школ обеспечить всесто-
роннее развитие ребенка, (%)
Перечень дисциплин Городские начальные школы Центральные начальные школы уездных поселков городского типа Сельские начальные школы
музыка 96,4 96,9 66,7
физкультура 100 96,9 62,5
изобразительное искусство (рисование) 96,4 90,6 62,5
естествознание 92,9 87,5 54,2
информационные технологии 78,6 40,6 45,8
общество и нравственность* 85,7 43,8 79,2
душевное (психическое, ментальное здоровье) психогигиена 53,6 50,0 16,7
основы безопасности 32,1 6,3 12,5
физиология и гигиена 96,4 90,6 62,5
практика 78,6 59,4 33,3
региональный компонент 78,6 62,5 37,5
Источник: [6: 217].
* В российской школе на изучение темы «Мораль и нравственность» отводится всего несколько уроков, в то время как в китайских школах введен отдельный предмет «Общество и нравственность» (м^ВДМ^). На наш взгляд, это - ещё одно свидетельство того, что формирование значимых для государства ценностей и высоких моральных характеристик молодежи остается важнейшей задачей образования, в котором сохраняется влияние конфуцианских традиций и культуры. - Авт.
Ученики сельских школ, приезжающие из глубинки, проживают в общежитии . Дефицит мест в школьных общежитиях, наряду с нехваткой квалифицированных педагогических кадров и современных средств обучения - ещё одна проблема, свидетельствующая о недостаточном финансировании и плохих условиях обучения в сельской местности . В некоторых общежитиях на одной кровати могут спать 3 ребенка вместе [6: 214]. В начальных школах бедных уездов расходы на учебный семестр на одного школьника составляют менее 100 юаней, в лучшем случае 100-200 юаней, в то время как в провинциальных городских школах -5000-10000 юаней [6: 218]. Как видим, по объему расходов в расчете на одного учащегося местные правительства в деревне значительно меньше инвестируют в развитие обязательного образования, чем городские власти В результате несправедливого распределения финансовых средств уже в начальной школе закладываются разные стартовые возможности для самореализации городских и сельских детей
Помимо констатации общего отставания деревенских школ от городских, китайские специалисты выделяют в особую группу так называемые «слабые» школы . Они сконцентрированы в 1100 бедных уездах, отнесенных в КНР к категории нуждающихся в постоянной поддержке за счет финансовых вливаний из бюджетов вышестоящих административных единиц . В этих отдаленных, трудно доступных (географически изолированных) уездах и местах компактного проживания национальных меньшинств сосредоточено 40% «слабых» школ, где обучается 33% всех учеников на ступени обязательного образования [6: 006]
Пропасть между образовательными достижениями в городе и деревне продолжает увеличиваться . В 1980-е гг. на начальном этапе
экономических реформ сельским школам была дана установка на соединение обучения с подготовкой учащихся к сельскохозяйственному труду, в первую очередь, механизированному Но с введением обязательного 9-летнего общего образования школы в деревне, как и повсеместно в стране, были переориентированы на подготовку учащихся к экзаменам для перехода в старшую общеобразовательную школу -СШВС. Не имея для этого достаточных ресурсов, сельские школы не справляются с задачей подготовки учеников к вступительным экзаменам, но в то же время они не готовят подростков и к трудовой самостоятельной жизни, не дают им нужных профессиональных навыков С 2009 г государство взяло на себя расходы по обучению подростков в аграрных профессиональных школах Вначале это привело к росту численности обучающихся, однако вскоре эта тенденция пошла на спад, так как из-за дефицита сельскохозяйственных земель и низких доходов у крестьян нет экономической заинтересованности в получении агротехнических знаний
Особенно резко выражен разрыв между городом и деревней на уровне СШВС . По данным, обнародованным министерством образования КНР, за 2009-2015 гг стране удалось расширить охват образованием в объеме СШВС подростков соответствующей возрастной когорты с 79,2% до 87% . А к 2020 г. запланировано повысить этот показатель до 90% [6: 049]. Однако за средними данными скрываются серьезные различия между городом и деревней В сельской местности значительно меньше СШВС, и они намного хуже укомплектованы педагогическими кадрами, материально и технически оснащены, чем городские школы . Частично это объясняется тем, что местные правительства подотчетны перед центральными властями только за организацию процесса обязательного обучения . Бюджеты местных правительств финансируют расходы на обучение детей в пределах 9-летнего образования, а затраты на обучение подростков в СШВС несут семьи учащихся .
В современном китайском обществе развит традиционный культ знаний и почитание образованных людей, достигших высокого социального статуса благодаря упорной и кропотливой учебе . Многие китайцы, не имевшие в школьном возрасте возможности получить полноценное образование, пытаются через детей наверстать упущенное, поощряя детей преуспевать в школе В городах, где население становится зажиточным, наблюдается настоящий «бум дополнительного образования» . После обязательных занятий родители заставляют детей заниматься музыкой, английским, и теми предметами, которые необходимы для подготовки к экзаменам для перехода на более высокую ступень обучения Подобного рода индивидуальное и групповое «репетиторство» составляет значительный, но нерегулируемый и статистически не учитываемый сегмент рынка образовательных услуг в городах Китая
Более 90% городских школьников заканчивает СШВС . Но только четверть китайских детей растет в городах . Жители деревни, как и города, мечтают о хорошем будущем своих детей . Данные обследования исследовательской группы Стэндфордского университета, проведенное в 2015 г . в провинции Шэньси, показало, что 75% родителей-крестьян хотят, чтобы их дети учились в высшем колледже, а 17% надеются, что их дети получат степень PhD [7]. Однако эти мечты плохо коррелируют с реальностью . У детей, обучавшихся в «слабой» СШНС, намного меньше шансов преодолеть конкурсный отбор для поступления в СШВС, чем у их городских ровесников, даже без учета фактора платности обучения в СШВС Безусловно, семьи с высокими доходами, социальным и культурным капиталом, а это главным образом городские семьи, могут создать своему ребёнку более благоприятные условия для успешного продвижения по образовательной лестнице
Относительно высокий уровень отсева школьников из системы обязательного образования. В 2013 г . только 91,8% детей, обучавшихся в СШНС, заканчивали школу [8: 003]. Однако по данным ряда китайских источников, реальный отсев сельских учащихся на этой ступени обучения составляет 10-16% [5: 007; 6: 2]. Еще в 2006 г. в стране была введена в действие программа материальной поддержки школьников, выходцев из малообеспеченных семей, обучающихся в обязательной средней школе реализация данной программы позволила снизить уровень досрочного прекращения детьми обучения, но показатель отсева всё ещё держится на весьма высоком уровне . В различных исследованиях эксперты отмечают несколько причин, по которым учащиеся бросают школу, не закончив этап 9-летнего обязательного обучения . Это, как считают сами учащиеся, бесполезность для жизни знаний, которые дает им школа; игнорирование их индивидуальных особенностей и наклонностей; пессимистические оценки будущих перспектив из-за низкого качества обучения в сельских школах, не обеспечивающего возможность поступления в СШВС; плохие условия проживания в сельских школах-интернатах; неспособность малоимущих семей оказывать необходимую материальную помощь своим обучающимся детям По мнению многих авторов, ключевым условием повышения качества обучения в сельских школах и снижения доли детей, бросивших учебу, наряду с материальной поддержкой учащихся, должно стать привлечение в деревню квалифицированных педагогов [9: 2]
Досрочное завершение обязательного школьного обучения не позволяет учащимся приобрести навыки, востребованные на высоко конкурентном рынке труда Вызывает тревогу то обстоятельство, что уже сейчас производства, где требуются неквалифицированные работники, переносятся из Китая в страны с более низким уровнем заработной
платы В результате жизненные перспективы недоучившихся школьников со временем могут стать еще более ограниченными
Доступность обязательного школьного образования для детей трудовых мигрантов. После 1990 г . более 286 млн . китайских граждан перебралось из деревни на работу в города [10: 12. ]. Зачастую родители, отправляясь в город на заработки, вынуждены «бросать» детей в деревне Численность детей, оставленных по месту прописки трудовыми мигрантами, перебравшимися в город, уменьшилась за 2009-2014 гг. с 22,2 до 20,7 млн чел Но масштабы проблемы всё равно остаются огромными . Дети трудовых мигрантов составляют 54,6% от общего числа всех сельских школьников на уровне обязательного 9-летнего обучения [4: 016]. Хотя эти дети не сироты, но они лишены родительской заботы и видят родителей не чаще двух раз в год в короткие периоды национальных праздников, что негативно сказывается на их физическом и психическом развитии . Такие дети рано вынуждены помогать престарелым родственникам, на попечении которых они оставлены, а более 2 млн . вообще живут одни, без помощи взрослых . Окружающая среда не формирует у них те ценности и социально- и личностно-значимые качества, которые актуальны в современном мире . Жизнь в отдаленных и бедных деревнях, где остаются только пожилые и не склонные к переменам люди, очень тяжелая, поэтому многие дети рано вынуждены работать наравне со взрослыми Хотя общее количество зафиксированных несчастных случаев и самоубийств среди оставленных в деревнях детей трудовых мигрантов в абсолютном выражении невелико, но с 2006 г по 2015 г оно выросло в 5 раз [4: 018-019]
Дети трудовых мигрантов, которые переезжают в города с родителями, также сталкиваются с различными образовательными вызовами, которые активно обсуждаются в китайской печати Противники предоставления равных образовательных возможностей детям резидентов и нерезидентов городов аргументируют свою позицию тем, что мегаполисы перенаселены, и их образовательная инфраструктура перегружена Действительно, в крупных городах, таких как Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь, дети приезжих составляют до четверти всех детей школьного возраста . В провинции Гуандун в 2007 г. в начальной школе и СШНС училось 2,44 млн детей трудовых мигрантов Для обеспечения всех детей доступом к обязательному школьному образованию провинция должна была ежегодно строить 270 новых школьных зданий на 1000 школьников и обеспечивать их всеми требуемыми образовательными ресурсами [11: 089]
Закон КНР «Об обязательном образовании» (в редакции 2009 г ) обязывает городские правительства обеспечить детям трудовых мигрантов, имеющим официальную трудовую регистрацию, возможность получения бесплатного обязательного образования в муниципальных школах
реализация требований законодательства способствовала тому, что уже в 2012 г 80% детей официально зарегистрированных трудовых мигрантов учились в муниципальных школах [8: 005; 4: 003]. Но оставшиеся 20% детей трудовых мигрантов по разным причинам не имели доступа к муниципальным школам. Их родители вынуждены либо отдавать детей на учебу в частные школы, либо отсылать к родственникам в деревню, либо лишать детей школьного образования Обучение детей в частной школе - дорогое решение, а качество образования зачастую уступает образованию в официальных муниципальных школах
Дети трудовых мигрантов, даже учась в муниципальных школах, обычно демонстрируют более низкий уровень знаний, чем их городские сверстники . Городские школы, принимающие детей трудовых мигрантов, часто функционируют, как метко охарактеризовал их профессор Национального Тайваньского университета Лань Пэй-ча, по модели «школы апартеида» В них дети трудовых мигрантов обучаются отдельно от школьников-горожан, часто их даже разделяют на спортивных и игровых площадках [12]. Пройдя 9-летний курс обязательного образования, подростки вынуждены сдавать экзамены для поступления в СШВС по месту регистрации родителей, т .е . должны возвращаться в деревню
Представляется, что ущемление прав детей трудовых мигрантов на получение обязательного образования было вынужденной мерой на том этапе социально-экономических преобразований, когда ограниченность бюджетных средств не позволяла городским правительствам обеспечить всем детям школьного возраста равные образовательные возможности Однако сохранение и далее неравенства в доступе к обязательному образованию для детей трудовых мигрантов может стать серьезным препятствием на пути устойчивого развития страны в будущем
В последние годы четко проявляется тенденция «урбанизации обязательной школы» за счёт перемещения сельских детей в школы уездных городов . Формирование указанного тренда подтверждают данные таблицы 3
Таблица 3. Перераспределение учеников обязательной 9-летней
школы, 2002-2013 гг.
2002 г . 2013 г .
всего (млн. чел. ) доля,% всего (млн . чел . ) доля,%
общая численность учеников начальной школы, в том числе. 121,56 100 93,60 100
- в городских школах (включая уездные поселки городского типа) 40,15 33,0 61,43 65,6
- в деревнях 81,41 67,0 32,17 34,4
общая численность учеников СШНС, в том числе: 66,04 100 44,40 100
- в городских школах (включая уездные поселки городского типа) 34,95 52,9 36,25 81,7
- в деревнях 31,08 47,1 8,14 18,3
Источник: [4:034].
Как видим, в условиях значительного сокращения общей численности детей школьного возраста, вследствие государственной политики ограничения рождаемости в годы реформ, наблюдается уменьшение доли детей, получающих обязательное образование в деревне и одновременное значительное увеличение доли детей, обучающихся в городах и уездных поселках городского типа . На наш взгляд, этот процесс как минимум отражает следующее:
- ускорение процессов урбанизации (в 1949 г . городское население составляло 10,64%, в 1978 г . - 17,92%, в 2011 г. свыше 51%, а к 2018 г. достигло 58,52%) [13];
- изменения в политике правительств крупных городов: столкнувшись с дефицитом рабочей силы, они увеличили прием в городские муниципальные школы детей трудовых мигрантов;
- развитие в крупных мегаполисах частных образовательных организаций
Доступность высшего образования. Начиная с 1997 г ., правительство КНР проводит политику расширения доступности высшего образования, увеличения числа университетов и модернизации их материальной базы . Если в 1998 г . только 46% выпускников СШВС поступало в университеты, то в настоящее время уже 88% Около 7 млн чел , или примерно треть поколения в возрасте 18-22 лет, ежегодно поступает в различные вузы [12] По оценкам китайских специалистов, у городских выпускников СШВС в 35 раз больше шансов поступить в престижные вузы и в 21 раз больше возможностей поступить на программу бакалавриата в обычных общеобразовательных (классических) университетах, чем у выпускников сельских СШВС [6: 042]. И хотя с 2012 г . центральные власти обязывают вузы принимать по специально установленной квоте абитуриентов, имеющих сельскую регистрацию, численность последних среди студентов невелика Так, в 2013 г зачисленные в Пекинский университет сельские абитуриенты составляли лишь 14,2% от общего числа поступивших [8: 006]
Региональные различия в доступности качественного образования Для Китая характерна широкая географическая вариация качества обязательного школьного образования - между крупными и малыми городами, городами приморских и центральных провинций, между последними и западными провинциями Так, в рамках обязательного школьного образования 60% учебного времени уделяется двум
предметам - китайскому языку и арифметике («большие два»), а набор остальных предметов зависит от местных условий, например, наличия соответствующих преподавательских кадров В китайской печати часто публикуют отчеты о победах китайских учащихся в международных конкурсах, но не освещаются результаты проверок качества обучения в обычных школах
Новые тенденции в развитии системы обязательного школьного образования в городах. Все наиболее качественные ресурсы китайской системы образования сосредоточены в городах Однако и там в последние годы обострился ряд проблем . Так, в 2014 г . в Пекине было введено требование, согласно которому дети горожан обязаны посещать 9-летнюю среднюю школу, расположенную исключительно в районе регистрации их места проживания . Это спровоцировало резкие изменения в ценах на жилую недвижимость: в районах, закрепленных за лучшими, как их ещё называют в Китае, «ключевыми» школами, они резко подскочили, а в других районах, наоборот, упали
Факторы, влияющие на сохранение неравенств в образовании КНР
Множество факторов влияет на сегодняшние неравенства в системе образования в КНр - от отсутствия или недостаточного бюджетного финансирования, недостатка квалифицированных педагогов, различий в региональной образовательной политике, ограниченной социальной мобильности до усиливающейся социально-экономической стратификации населения . Ниже выделены наиболее часто упоминаемые в исследованиях факторы, ограничивающие образовательные возможности молодых китайских граждан
Региональная бюджетная политика и величина среднедушевого регионального валового продукта. Нехватка средств для модернизации в бедных сельских школах - наиболее серьезное препятствие улучшения сельского обязательного образования [14]. Хотя в настоящее время удельный вес бюджетного финансирования, выделяемого из центрального бюджета на развитие обязательного образования в деревне, составляет почти 38% от общего объема ассигнований, но по сравнению с реальными цифрами инвестиций в городские школы, средств, выделяемых для сельских школ, не хватает, особенно в условиях высокого долгового бремени местных бюджетов Дальнейшее сохранение такого подхода к распределению финансовых и кадровых ресурсов может усилить уже имеющиеся неравномерности в развитии обязательного образования Данные, характеризующие распределение финансирования между городскими и сельскими школами ступени обязательного обучения, отражены в таблице 4
Таблица 4. Распределение источников финансирования обязательных средних школ в 2013-2014 уч.г.,%
средства центрального/про-винци-ального бюджета средства уездных/ районных бюджетов средства местных бюджетов сборы с учеников коммерческие доходы пожертвования/ спонсорская помощь другие источники
школы в деревне 37,87 59,29 2,38 0 0,48 0,48 0,24
школы в городе 24,67 51,12 17,39 2,44 0,34 0,61 4,27
Источник: [15:2378].
Данные таблицы 4 показывают, что обязательные средние школы получают главным образом финансирование из двух источников: центральных / провинциальных и уездных бюджетов (в совокупности 97% финансирования деревенских школ) . Если в деревне местные бюджеты выделяют только 2,38% на финансирование обязательного образования, то в городе - более 17% средств . Очевидно, что в крупных мегаполисах финансирование школ в разы выше, чем в бедных сельских школах, в том числе и за счет внебюджетных источников . Так, правительство Шанхая выделяет на развитие образования в 10 раз больше, чем местные бюджеты беднейших сельских районов КНР [15: 2381]. Без дальнейшего увеличения финансирования обязательного школьного образования в деревне за счет средств центрального бюджета вряд ли возможно сократить различия в финансовом обеспечении городских и сельских школ .
Уровень образования главы семьи и среднедушевой доход семьи. Во всем мире уровень образования родителей, их социальный и культурный капитал оказывают непосредственное воздействие на качество и продолжительность обучения детей [16] . В профессиональной литературе, когда речь идет об образовательной мобильности, общепринятым стало учитывать уровень образования родителей при оценке образовательных возможностей детей, но для КНр такой подход будет неполным, если он не учитывает величину среднедушевого дохода и социальный статус семьи . В последние годы на уровень образования детей в деревне также стал оказывать существенное воздействие характер занятости родителей Исследования зарубежных экспертов свидетельствуют, что даже у имеющих низкий уровень образования крестьян, занятых несельскохозяйственным трудом, сын и дочь будут учиться примерно на 0,8 и на 0,6 лет больше, чем их ровесники, чьи родители заняты в земледелии [17] .
Система «гаокао». Хотя изначально введение «гаокао» (общенациональных вступительных экзаменов в вузы) предполагало создание всем соискателям равных возможностей доступа к высшему образованию, но на практике этого еще не произошло разрыв в уровне подготовки абитуриентов к вступительным тестам для поступления в вузы огромен .
Для учащихся обычной средней школы поступление в вузы затруднительно без дополнительных платных подготовительных занятий . Как показывают результаты вступительных экзаменов, только 40% выпускников обычной СШВС выдерживают испытание с первого раза [18].
Массовость системы высшего образования. Ведет ли «массовость» высшего образования в КНР к большему или меньшему неравенству? Международные исследования показывают, что, с одной стороны, расширение масштабов высшего образования ведет к повышению «человеческого капитала», но с другой стороны, массовость высшего образования негативно влияет на занятость и социальную мобильность выпускников вузов, снижает квалификационную премию к средней заработной плате и ценность образования ряд специалистов, изучающих проблемы образования в Китае, полагает, что массовость системы высшего образования не столько способствует равенству стартовых условий для всех граждан, сколько, наоборот, усиливает образовательное неравенство [19]
Меры по снижению образовательного неравенства: планы и перспективы
Для снижения диспропорций, выявленных в развитии системы образования, китайское правительство реализовывало (и планирует продолжить данную политику) комплекс разнонаправленных мер, нацеленных как на снижение имущественной дифференциации, так и на развитие системы образования . Ниже приведены основные меры по совершенствованию образовательной политики
1 . В 2014 г. Госсовет КНР утвердил программу «О всестороннем улучшении базовых условий в слабых школах обязательного образования в бедных районах» В соответствии с положениями программы в ближайшие 5 лет из бюджетов центрального и местных правительств намечено выделить соответственно 200 и 400 млрд юаней для улучшения материального оснащения так называемых «слабых» школ и строительства общежитий для проживания школьников [6: 006]
2 . В 2015 г . Госсовет КНР опубликовал положение «О создании механизма финансовой гарантии дальнейшего совершенствования расходов на обязательное образование города и деревни» Предусмотрено изменение в распределении финансирования на нужды обязательного образования между центральным и местными бюджетами в Западном регионе в соотношении 8:2, в Центральном - 6:4, в Восточном регионе - 5:5 [4: 005]. Центральное правительство также увеличивает квоты приема в вузы абитуриентов из слабо развитых районов страны, что позволило в 2016 г . повысить представительство студентов-выходцев из крестьянских семей на 23% по сравнению с 2015 г [21: 5]
3 . В декабре 2016 г. после 11-летнего перерыва ЦК КПК возобновил практику общенациональных идейно-политических рабочих
совещаний руководителей вузов На первом совещании Си Цзиньпин определил наиболее злободневные вопросы идейно-политической работы вузов со студентами, соответствующие новым социально-экономическим условиям страны, направленные на укрепление национальной идентичности [20: 74-75].
Меры китайского правительства, намеченные в плане 13-й пятилетки (2016-2020 гг. ). После подведения итогов 12-й пятилетки на 5-й сессии ВСНП 5-го созыва министр образования КНР Чэнь Ба-ошэн обрисовал основные приоритеты китайского образования, которые зафиксированы в Среднесрочной и долгосрочной государственной стратегии реформы образования и планирования развития образования (2010-2020) В первую очередь это реализация программы поддержки учителей в сельской местности Предусмотрены 3 основных направления работы: а) направление / распределение выпускников вузов, молодых учителей на работу в сельские школы; б) создание условий, способствующих росту заинтересованности учителей продолжать трудиться в сельских школах; в) повышение качества преподавания Для повышения качества преподавания в сельских школах предполагается реализовать два типа мер, а именно поощрение назначения «передовых» директоров и учителей из «сильных» школ в «слабые»; активизация программ профессиональной переподготовки директоров школ
Для повышения качества, результативности, непрерывности школьного обучения и реализации принципа справедливости в ходе 13-й пятилетки намечены следующие шаги:
- совершенствовать законодательно-нормативную базу, регламентирующую деятельность образовательных организаций;
- улучшить систему профессионального обучения детей инвалидов Для этого запланировано открыть в каждой провинции, как минимум, одну среднюю профессиональную школу для инвалидов и одну СШВС для слабовидящих и слабослышащих детей; при наличии условий открывать специализированные школы в поселках с населением свыше 300 тыс чел ;
- оказывать адресную материальную помощь детям-выходцам из бедных, нуждающихся семей, сделать для них обучение в средних профессиональных школах бесплатным;
- ввести систему финансового обеспечения обучения детей трудовых мигрантов в городских общественных муниципальных школах по принципу «деньги следуют за учеником»;
- усилить общественную заботу об образовании детей трудовых мигрантов, оставленных родителями в деревне Одновременно усилить правовую ответственность семей за получение их детьми обязательного образования;
- помогать испытывающим трудности с трудоустройством выпускникам вузов создавать собственные индивидуальные предприятия, стартапы, поощрять выпускников на работу в школах в сельской местности;
- контролировать качество обучения в образовательных организациях всех уровней;
- ввести подготовку учителей для работы в районах проживания национальных меньшинств, владеющих двумя языками: китайским и языком нацменьшинства;
- постепенно ввести в районах проживания национальных меньшинств систему бесплатного обучения в объеме полной средней школы;
- наладить шефство образовательных организаций, расположенных в Восточном регионе, над школами и вузами в слабых, экономически недостаточно развитых уездах и районах проживания национальных меньшинств;
- направлять определенное число талантливых подростков-выходцев из бедных семей, проживающих в бедных уездах, на бесплатную учебу в учебных организациях, взявших над ними шефство;
- унифицировать нормативы финансирования обязательного образования по всей стране, ввести гарантированное бюджетное обеспечение сельских школ;
- стимулировать правительства развитых районов создавать новые вузы в недостаточно развитых и бедных районах;
- осуществлять целевое обучение молодежи из бедных сельских семей и районов проживания национальных меньшинств в сильных вузах развитых районов;
- совершенствовать и развивать дошкольное и профессиональное образование в недостаточно развитых и бедных районах;
- повысить эффективность общественного мониторинга и контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на нужды образования;
- активно продвигать инновационные образовательные технологии;
- совершенствовать образовательные и академические обмены между образовательными организациями материкового Китая, Тайваня, Гонконга и Макао;
- усиливать партийное руководство учебными организациями [22: 01, 03; 1]
реализация перечисленных мер будет способствовать формированию в стране гармоничного общества и позволит существенно смягчить, а в дальнейшем постепенно устранить образовательные неравенства, сложившиеся в национальной системе образования
Выводы
Представленный в статье анализ ключевых для решения проблемы равенства и справедливости в сфере обязательного образования вопросов, а именно: имеют ли все молодые граждане Китая равные условия получения образования, независимо от места проживания, материального, социального и культурного капитала; получают ли школьники необходимые знания и умения для успешной социализации и равные шансы использовать полученные знания и навыки, чтобы реализовать свои жизненные планы? - показал, что доступность и качество образования, эффективность образовательной политики и реформ находятся в центре внимания китайского руководства . В то же время в XXI в . в китайской системе образования стали концентрироваться риски усиления социального и имущественного неравенства . Их углубление, как показывает исследование, способно уже в среднесрочной перспективе стать серьезным ограничителем будущего экономического роста. Однако своевременное выявление наиболее острых дисбалансов в системе образования и реализация корректирующих мер позволяют полагать, что КНР сможет разрешить проблему «оставшихся позади» когорт молодежи и сделать национальную систему образования более справедливой
Список литературы
1 . 2010-2020^) . Гоцзя чжун-
чанци цзяоюй гайгэ хэ фачжань гуйхуа ган яо (2010-2020 гг. ). Основные положения среднесрочного и долгосрочного государственного планирования реформы и развития образования (2010-2020). - Пекин: Синьхуа 29.07.2010. (URL: http://www. gov. cn/jrzg/2010-07/29/content_1667143. htm 20. 09.2018)
2. Гоуюань гуа-
ньюй инфа гоцзя цзяоюй шие фачжань «шисаньу» гуйхуадэ тунчжи . Уведомление Госсовета о публикации плана развития национального образования в 13-й пятилетке . (URL: http://www. gov. cn/zhengce/content/2017-01/19/ content_5161341 . htm 20.09. 2018)
3 . Машкина О. А. Образование как ресурс развития Китая в XXI веке // История и современность . 2009, № 1, С. 130-153.
4. (2016). Blue book of Education . Annual Report on China's Education (2016). - Beijing: Social Sciences Academic Press, 2016 . - р . 345.
5. Helen Gao. China's Education Gap . - The New York Times, 05.09. 2014. (URL: https://www . nytimes. com/2014/09/05/opinion/sunday/chinas-education-gap . html 20.09. 2018)
6. (2015). Blue book of Education. Annual Report on China's Education (2015). - Beijing: Social Sciences Academic Press P 332
7 . Normile D. One in three Chinese children faces an education apocalypse . An ambitious experiment hopes to save them. (URL: http://www. sciencemag. org/ news/2017/09/one-three-chinese-children-faces-education-apocalypse-ambitious-experiment-hopes-save 20. 09.2018)
8. Ф1ШШ^оФ1ШтаШ^(2014). Blue book of Education. Annual Report on China's Education (2014). - Beijing: Social Sciences Academic Press, 2014. - P. 328.
9 . тто^^тш^ъш^-тшш. - Ф1шш^. 20 . 03 . 2017 .
(Ян Юн . Сянцунь сюесяо сииньли либукай хао цзяоши. Притягательность сельской школы неотделима от хорошего учителя . - Чжунго цзяоюйбао, 20 03 2017, С 2 )
10 . Сельские рабочие мигранты // Китай, 2018, № 9 (155), с. 12
11. ФШШЙ^о (2010). Blue Book of Education . Annual Report on China's Education (2010). ). - Beiping: Social Sciences Academic Press, 2010 - p 320
12. The class ceiling. China's education system is deeply unfair. (URL: https:// www. economist . com/china/2016/06/02/the-class-ceiling 20.09. 2018)
13 . Доля городского населения Китая превысила 58% по итогам 2017 года. (URL: http://russian . news. cn/2018-02/04/c_136948625. htm 20. 09.2018)
14. Кузнецова В. В., Машкина О. А. Эволюция политики финансового обеспечения обязательного образования в КНР // Вестник Московского университета . Серия 20 . Педагогическое образование . 2016, № 4. С . 17-30 .
15. Jian Li. Who Decided College Access in Chinese Secondary Education? Rural-urban Inequality of Basic Education in Contemporary China . // Universal Journal of Educational Research 4(10): 2380-2393, 2016. (URL: http://www. hrpub. org DOI: 10. 13189/ujer. 2016.041018 20. 09. 2018)
16. Образование и социальная дифференциация . Колл. Монография / отв . ред . М . Карной и др . - М . : Изд . дом Высшей школы экономики, 2018 . -454 с
17 . Sun Yan, Emran S. Is it harder for children from poor families in rural China to attain education? (URL: http://blogs . worldbank. org/developmenttalk/ it-harder-children-poor-families-rural-china-attain-education 20 09 2018)
18. Chinese students choose to retake gruelling 'gaokao' college entrance exam, aiming for a school with more prestige . (URL: https://www. scmp . com/ news/china/society/article/2149771/chinese-students-choose-retake-gruelling-gaokao-college-entrance 20 09 2018)
19. Reisz M. Growth and Inequality in China. (URL: https://www. insidehighered com/news/2016/08/04/study-finds-growth-chinese-higher-education-hasnt-reduced-inequality 20 09 2018)
20. ^M - ¡ШШ, 2017 , N591, p . 74-75. (Вэй Син . Цзи яо цяньсин чжи сюе, е яо гуаньчжу шэхуэй. Нужно не только всемерно овладевать учебой, но и заботиться об обществе) - Нань фэн чуань (ШЩШ), 2017, № 591, с. 74-75.
S^o - (Chen Baosheng. Banhao Zhongguo tese
shehuizhuyi jiaoyu yi youyi chengji yinjie dang de shijiu da shengli zhaokai . 2017 нянь цюаньго цзяоюй гунцзо баогао . -Чэнь Баошэн . Создадим социалистическое образование с китайской спецификой и отметим победоносное открытие 19 съезда КПК выдающимися успехами . Отчетный рабочий доклад об образовании в КНР в 2017 г. - Чжунго гаодэн цзяоюй W, Журнал «Высшее образование»), 2017, № 03-04, с . 5.
22. (Чэнь Баошэн цзю «цзяоюй гай-
гэ фачжань» да цзичжэ вэнь . Чэнь Баошэн ответил на вопросы журналистов «о развитии образовательных реформ»), - Чжунго цзяоюй бао (ФИ^ШШ), 13 03 2017, C 01, 03
the development of the education system in china: problems and solutions
V. V. Kuznetsova, O. A. Mashkina
China recently has made great strides in the education system development, expanding the young people access to different educational programs and educational services. The Chinese government latest official documents set ambitious goals for building a «harmonious» society, that is possible only by overcoming serious problems and contradictions in the national education system. Speaking at the 19-th Congress of the CPC (2017), Chinese President Xi Jinping set a goal to turn China into the country with the most educated citizens in the world. But to achieve it, the country will first have to find how to overcome the educational inequalities that have become particularly noticeable in recent years.
The article raises the problems of inequality of the Chinese young citizens access to various levels of education; factors affecting the possibilities to receive education; the Chinese government measures aimed at overcoming the unfair distribution of educational resources. These problems are universal and are inherent to many countries of the world, including Russia.
Key words: inequality, resources, compulsory education, rural and urban schools.
Сведения об авторах
Кузнецова Валентина Вильевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова. Тел. (495) 939-53-43. E-mail: [email protected] Машкина Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры китайской филологии ИСАА МГУ имени М. В. Ломоносова. Тел. (495) 939-42-80. E-mail: [email protected]