Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. №4
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Эволюция политики финансового обеспечения обязательного образования
в кнр
В. В. Кузнецова, О. А. Машкина
(факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected])
Образование в КНР претерпевает качественные изменения, обусловленные как социально-экономическими потребностями страны, так и необходимостью достижения большей справедливости в распределении образовательных ресурсов, что является одним из ключевых требований государственных программ гарантий соблюдения прав человека (20092010 гг., 2012-2015 гг.). С учетом происходящих изменений продолжает трансформироваться система финансирования обязательного образования. В настоящее время правительство КНР определило в качестве приоритетных целей развития системы школьного образования повышение его качества как в крупных городах, так и в отдаленных провинциях и деревнях; его равномерное распространение во всех регионах; оказание дополнительной финансовой поддержки школьному образованию в слаборазвитых районах страны. Однако все ещё не преодолен ряд серьёзных проблем, препятствующих созданию равных образовательных возможностей для жизненного старта молодежи.
Ключевые слова: финансирование, обязательное образование, эффективность использования ресурсов.
1. Эволюция идеологических подходов к системе финансирования школьного образования
Восстановление в 1980-х гг . системы образования Китая после периода «культурной революции» проходило под лозунгом «народное образование создается самим народом» . По сути это означало, что государство, сохраняя за собой политико-идеологическое руководство системой образования, решение практических вопросов, и в первую очередь финансирования, возлагало на общество . У такого подхода было два рациональных обоснования: 1) суровый дефицит бюджетных средств, необходимых для решения острейших социальных проблем, и в первую очередь, преодоления нищеты; 2) использование исторической традиции, когда расходы на образование несло местное сообщество
Начавшиеся в конце 1978 г . в КНР экономические реформы сопровождались преобразованиями в системе образования, однако первоначально они были нацелены на ускоренное развитие образования
в крупных городах . И только со второй половины 1980-х гг . ЦК КПК и центральные органы власти стали обращать внимание на состояние школьного обучения в деревне . Но поскольку в тот период реформы не предусматривали изменения механизма финансирования сельской школы, то воссоздание системы школьного образования в деревне продвигалось крайне медленно . Чтобы активизировать этот процесс и ввести его в строгие нормативные рамки, в середине 1980-х гг китайское правительство принимает решение о введении обязательного 9-летнего школьного образования, включающего начальную школу и среднюю школу начальной ступени (СШНС). Курс на его реализацию был закреплен в постановлении ЦК КПК «О реформировании системы образования» (1985) и «Законе об обязательном образовании» (1986). При этом финансирование 9-летнего школьного образования было отнесено к расходным обязательствам местных правительств - муниципальных и волостных .
Принятие указанных законодательных актов обусловило углубление дисбаланса в финансовом и кадровом обеспечении школ города и деревни, особенно в региональном разрезе . В быстро развивавшихся приморских городах, испытывавших потребность в квалифицированной рабочей силе, бурно развивались разнообразные формы обучения городского населения, а сами горожане были готовы вкладывать средства в повышение собственной конкурентоспособности и обучение своих детей В деревне, наоборот, наблюдалось фактическое неприятие массовым сознанием необходимости пополнения традиционных навыков книжными знаниями, поскольку здесь по-прежнему преобладал ручной труд .
С 1986 г . ответственность за организацию и финансирование школьного обучения в сельской местности была официально возложена на низовые административные единицы - волости . На практике это означало, что крестьянские семьи, переведенные на подворный подряд, были обязаны уплачивать специальный сбор, предназначенный на покрытие всех расходов, необходимых для повседневной работы школ Во многих местах крестьянские дворы отказывались уплачивать сборы на содержание школ и оплачивать труд учителей, не видя особых перспектив для своих детей или руководствуясь желанием расширить свое частное хозяйство . Особенно сложным было положение в 592 отсталых и отдаленных уездах страны, официально признанных нуждающимися в силу низких доходов крестьянских семей . Здесь наблюдались перманентный отсев учащихся и большой процент второгодников даже на уровне начальной школы (1-6 классы). Государственная программа всеобщего охвата подрастающего поколения обязательным образованием оказалась под угрозой срыва
Сложившиеся неблагоприятные тенденции объясняются не только дефицитом средств у крестьян, но и тем, что местные правительства
отчитывались перед центром по показателю темпов роста ВВП, а не по уровню развития обязательного образования При отсутствии четких критериев оценки эффективности деятельности в образовательной сфере, низовые административные структуры откладывали на «потом» инвестиции в образование, отдача от которых была медленной и не столь заметной как развитие промышленности . Для того, чтобы отрегулировать распределение финансовых обязательств между центральными и местными органами исполнительной власти, правительство КНР принимает в 1993 г . долгосрочную «Программу реформы и развития образования» В статье 53 данной программы указывалось, что «государство создает систему, при которой государственные ассигнования на образование являются основными, а все остальные разнообразные каналы финансовых поступлений - вспомогательными» Статья 55 обязывала правительства всех нижестоящих уровней обеспечить рост темпов финансирования образования на вверенных им территориях не ниже текущих темпов роста доходов соответствующего бюджета [1: 121]. Примечательно, что в этой программе впервые была сформулирована цель - довести к концу ХХ в . совокупный объем инвестиций в систему образования до 4% ВВП. Но достичь этого удалось только в 2012 г .
Проблемы финансирования образования в КНР на рубеже веков и в начале XXI в . достаточно подробно описаны в ряде работ китайских ученых, в том числе и в опубликованной в 2007 г . на русском языке коллективной монографии российских и китайских ученых [1]. Значительно в меньшей степени освещены в научной литературе текущие перемены в образовательной сфере Китая . После того как в 2012 г . совокупные расходы на образование составили 4% ВВП КНР, на первый план выдвинулись новые проблемы, среди которых наиболее актуальными представляются следующие:
- как добиться большей эффективности капиталовложений в образование?
- какие направления инвестиций должны стать приоритетными?
- как гарантировать увеличение инвестиций в образование в ситуации снижения темпов роста экономики?
На основе анализа официально обнародованных в КНР данных остановимся более подробно на вызовах в сфере финансового обеспечения ступени обязательного образования КНР в настоящее время
2. Трансформация механизма финансирования обязательного образования
За последние 30 лет в КНР несколько раз кардинально менялся механизм финансирования системы школьного образования Первым шагом на пути реформ стала проведенная в середине 1990-х гг налоговая
реформа, в ходе которой центральное правительство вернуло себе обратно право распоряжаться налоговыми поступлениями, которое в начальный период модернизации было делегировано местным властям . В результате правительство КНР получило возможность более целенаправленно перераспределять средства общенационального бюджета, что позволило увеличить объемы бюджетных трансфертов, направляемых на развитие системы образования [2: 074].
Постепенно в ходе экспериментов в 1990-е гг. складывается многоканальный механизм финансирования обязательного образования, включающий в себя:
а) прямые ассигнования из центрального бюджета;
б) специальные налоги, вводимые и собираемые правительствами ниже центрального уровня для поддержания и развития всех форм муниципального образования на вверенной территории;
в) доходы пришкольных предприятий и доходы школ от оказания дополнительных образовательных услуг населению;
г) отчисления предприятий на начальное профессиональное обучение, организованное при этих предприятиях;
д) общественные и частные пожертвования, в том числе от живущих за границей этнических китайцев
В период 1996-2001 гг. за счет средств центрального бюджета главным образом финансировались проекты, нацеленные на сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития между регионами и между городом и деревней . К примеру, программы «Проект Надежда», «План Весенние побеги» помогали вернуть в школы крестьянских детей, вынужденных прекратить обучение из-за тяжелого материального положения своих семей . В рамках «Государственного проекта обязательного образования в бедных регионах» осуществлялась реконструкция ветхих зданий средних и начальных школ в деревне, строились школы-интернаты для детей из глухих деревней, налаживалось дистанционное обучение . Однако преобразования межбюджетных отношений не привели к существенному выравниванию финансовой обеспеченности городских и сельских школ, поскольку они не затрагивали распределение расходных обязательств между бюджетами разных уровней . Бюджетные расходы на обучение одного ученика на ступени обязательного образования отличались в разы . Так, в Шанхае в 2000 г. на одного ученика начальной школы приходился 2791 юань бюджетных ассигнований, а в провинции Хэнань - только 261 юань . Более того, основная часть выделявших средств направлялась на финансирование функционирования начальной школы в деревне, а потребности сельских СШНС обеспечивались во вторую очередь [2: 083].
Второй этап начался с принятием Госсоветом КНР «Решения о реформе и развитии базового образования» в 2001 г В соответствии
с этим постановлением усиливалась ответственность местных органов исполнительной власти за управление и инвестирование в обязательное образование Ключевая ответственность за финансирование была вновь возложена на уездные правительства, как это было до начала эпохи модернизации Отчет о состоянии системы школьного образования был включен в качестве обязательного компонента отчетов уездных правительств перед собраниями народных представителей (парламентов) провинций . Тем самым была устранена система волостного самообеспечения школ
Постановление Госсовета КНР 2001 г дало толчок масштабной реструктуризации сельских школ, призванной улучшить состояние обязательного образования в деревне . Если в 1980-е гг. каждая деревня (волость) стремилась открыть или восстановить работу начальной школы, в каждом уезде создавались СШНС, а силами нескольких уездов - общеобразовательные средние школы второй ступени (СШВС), то в начале XXI в . начался процесс укрупнения школьных организаций . В ходе преобразований происходило объединение начальных школ, а СШВС преобразовывались в школы более низкого уровня - категории СШНС или средние профессиональные колледжи Изменения организационной структуры системы школьного образования способствовали более экономному использованию укрупненными школами образовательных и финансовых ресурсов, однако многие школы в деревнях и пригородах оказались переполненными, педагогическая нагрузка учителей резко выросла, а качество обучения снизилось
Предпринимаемые меры, однако, не дали ожидаемого эффекта Распространение обязательного образования все ещё проходило крайне неравномерно . В 2002 г . доля окончивших обе ступени обязательного образования в среднем по стране составила 76,6%, однако в семи провинциях этот показатель остался на уровне 60%, а в Тибете едва дотянул до 41% Только в мегаполисах Тяньцзине, Шанхае, Пекине, а также динамично развивающейся приморской провинции Чжэцзян охват детей соответствующего возраста обязательным образованием достиг 90% [1: 171] .
Третьим шагом в реформировании механизма финансирования системы школьного образования стало постановление Госсовета КНР «Об углублении реформы обеспечения расходов на обязательное образование в сельской местности» (2005 г . ). Этим постановлением устанавливались нормы долевого разделения финансовых обязательств между центральным и нижестоящими бюджетами по объектам и статьям расходов на образование Дальнейшие важные изменения и дополнения были внесены в новую редакцию закона КНР «Об обязательном образовании» (2006 г ) Согласно закону, все приросты бюджетных доходов в приоритетном порядке направлялись на развитие обязательного образования в деревне В течение последующих 5 лет 9-летнее
образование в сельской местности должно было полностью перейти на финансирование из центрального бюджета . Законом строго запрещалось с 2006 / 2007 учебного года собирать с родителей учеников так называемые «взносы на текущие нужды» школ, в том числе, ремонт здания, приобретение учебного оборудования и учебников . Ученикам из нуждающихся семей стали выплачивать социальные пособия на питание и оплату проживания в сельских школах-интернатах С 2009 г выпускникам сельских СШНС предоставлялась возможность продолжить бесплатное обучение в средних профессиональных школах . Принятые нормативные документы были нацелены на то, чтобы «ввести все основные потребности сельских начальных и средних школ начальной ступени в сферу бюджетных гарантий» [2: 074-075].
Новый механизм финансирования обязательного образования позволил установить более справедливое распределение ресурсов между городскими и сельскими школами, уменьшить различия между бюджетными ассигнованиями на нужды городских и сельских школ, стандартизировать нормирование расходных статей . Благодаря существенному увеличению ассигнований из бюджета центрального правительства на нужды развития сельской школы, прежде всего на капитальное строительство, разрыв в средних расходах на обучение одного ученика между регионами и между городом и деревней, начиная с 2005 г. стал заметно сокращаться .
Четвертым шагом стало утверждение Госсоветом КНР в 2010 г . положения «О планировании среднесрочного и долгосрочного развития и реформы образования (2010-2020 гг .)» . В качестве приоритетной цели перспективного планирования развития образования было определено создание инновационной системы образования как главного условия перехода страны от экстенсивного к интенсивному пути экономического развития с концентрацией на территории Китая производства новых знаний и интеллектуальной продукции . В сфере развития обязательного образования стратегической задачей стало комплексное равномерное и равноценное развитие обязательного образования, сопровождающееся стандартизацией всех ресурсов: финансовых, кадровых, материальных, учебных, с тем, чтобы обеспечить максимально большому числу школьников равные и справедливые стартовые условия
В 2011 г. финансирование обязательного образования на одного учащегося в деревне достигло 95% от общенационального показателя [2: 083]. Однако уровень ресурсной обеспеченности обязательного образования в деревне был ниже, чем в городе, что противоречило поставленной задаче достижения равенства стартовых позиций молодых граждан КНР
В июне 2011 г. Госсовет КНР обнародовал документ под названием «О дальнейшем увеличении инвестиций в образование»
В нормативном акте устанавливалась обязанность местных правительств обеспечить устойчивый рост ассигнований на нужды образования из средств, выделенных в местных бюджетах на приоритетные статьи расходов . В результате совокупные расходы на нужды образования в 2011 г . выросли по сравнению с 2010 г. на 22%, в том числе, рост ассигнований из центрального бюджета составил 26,7% [3: 002] В целом по стране рост финансирования образования из провинциальных бюджетов в 80% провинций опережал рост их доходов Наиболее быстро отчисления на образование из провинциального бюджета росли в одной из наиболее экономически развитых провинций Цзянси - 58,10%, а медленнее всего в многонациональной и экономически отсталой провинции Ганьсу - 16% [3: 251].
В соответствии с узаконенными новыми подходами к распределению бюджетных ассигнований, дополнительно из бюджетов всех уровней в 2010-2011 гг. были выделены трансферты на:
• оказание помощи ученикам из малообеспеченных семей, обучающихся в начальных школах и средних школах начальной ступени в Центральном и Западном регионах страны . На каждого такого ученика выделялись пособия на пропитание и проживание в общежитиях школ-интернатов из расчета 4 и 5 юаней в день соответственно;
• распространение с 2010 / 2011 учебного года права на бесплатное обучение в средних профессиональных школах не только на детей из бедных сельских семей, но и на детей из городских нуждающихся семей;
• дополнительные инвестиции в размере 15,6 млрд . юаней из центрального бюджета на укрепление производственных баз и учебных зданий профессиональных средних школ;
• 4,1 млрд. юаней из центрального бюджета на строительство в Центральном и Западном регионах страны 1001 школ для детей с особыми потребностями [3: 253-254]
2011 г. стал годом, когда на первое место была поставлена цель достижения большей справедливости в сфере образования Справедливость и равенство становятся приоритетными задачами двенадцатого и текущего 13-го пятилетнего плана развития КНР . В 2012 г. около 120 млн . детей, обучающихся на ступенях обязательного 9-летнего образования, были полностью освобождены от всех сопутствующих обучению расходов . Более 13,3 млн . детей из крестьянских семей Центрального и Западного Китая получили из общественных средств годовое пособие в размере от 1000 до 1250 юаней для обеспечения проживания и учебы в школах-интернатах [3: 004]. Таким образом, государство от «латания дыр» приступило к созданию полноценной системы социальной помощи детям из малообеспеченных семей
Таблица 1
Распределение бюджетных ассигнований из центрального бюджета на развитие школьного образования, 2012 г.
Направления ассигнований Объем расходов (млрд. юаней) Удельный вес (%)
дошкольное образование 15 4,6
обязательное школьное образование в городе и деревне 130 39,8
помощь детям из бедных семей 20,7 6,3
высшее образование 135,3 41,4
профобразование 25,7 7,9
Источник: [4: 150].
Данные таблицы 1 свидетельствуют, что хотя удельный вес расходов государства на высшее образование был чуть выше, чем на обязательное школьное образование, однако в совокупности почти 50% бюджета образования КНР в 2012 г. выделялось на образование и помощь школьникам в возрасте до 15 лет Направление значительной доли бюджетных расходов на нужды системы образования рассматривается в КНР как «одна из главных функций государства как гаранта справедливого распределения общественного благосостояния» [3: 253].
Таблица 2
Динамика увеличения в 12-й пятилетке совокупных общественных расходов на нужды обязательного образования из бюджетов всех уровней в расчете на 1 ученика (юаней/ученик)
Направления ассигнований, единица расчета: юань 2010 2011 2012 2013 2014 Темп роста в 2012 и 2014 гг. по сравнению с предыдущим годом (%)
начальная школа в среднем по стране 4013 4966 6129 6902 7681 23. 4 11. 3
в сельской местности 3803 4765 6018 6855 7404 26 . 3 8,0
СШНС (в среднем по стране) 5214 6542 8137 9258 10359 24,4 11,9
в сельской местности 4896 6207 7907 9196 9718 27,4 5,6
Таблица составлена по: [3:264-265; 2:262; 5:269-270].
Как видно из данных таблицы 2, бюджетные инвестиции в развитие обязательного образования особенно быстро росли в 2010-2012 гг Во многом это было обусловлено политикой бюджетного стимулирования национальной экономики, которая проводилась в КНР в указанные годы . В то же время следует отметить, что на протяжении 12-й пятилетки региональное распределение бюджетных ассигнований на нужды образования носило точечный характер . Так, в автономном районе Тибет, который относится к наиболее проблемным с точки зрения социально-экономического развития регионам страны, в 2014 г рост финансирования обеих ступеней обязательного образования значительно превышал средние по стране показатели
В отличие от 12-й пятилетки, в государственном плане 13-й пятилетки (2015-2019 гг .) запланировано сделать акцент не столько на дальнейшее увеличение бюджетных расходов на нужды образования, сколько на повышение их эффективности . Эффективность бюджетной политики предполагается оценивать, в частности, по следующим ключевым параметрам: справедливость распределения инвестиций и повышение социально-экономической отдачи от их использования
3. Нерешенные проблемы развития обязательного образования
Несмотря на достигнутые огромные успехи, в сфере развития обязательного школьного образования Китая сохраняется ряд острых проблем, среди которых можно выделить несколько
Дискриминация детей сельских мигрантов. Ускоренный процесс урбанизации и индустриализации наряду с низкими среднедушевыми доходами селян Китая привели к широко масштабной внутренней миграции К 2014 г из деревни в города на заработки переехали 253 млн крестьян . По данным на 2014 г. , на попечении родственников в деревнях оставалось около 62% детей возрастной когорты обучающихся в начальной и СШНС [5: 016-017]. Остальные почти 40% перебрались вместе с родителями в города Огромный приток трудовых мигрантов в города создал сильное давление на социальную инфраструктуру города, включая муниципальные школы С одной стороны, в соответствии с действующими законодательно-нормативными актами, дети
трудовых мигрантов имеют право получить обязательное 9-летнее образование в городах, где работают их родители Но, с другой стороны, муниципальные школы отказываются принимать на учебу детей, родители которых не имеют постоянной городской прописки, объясняя это тем, что деньги из городского бюджета поступают только на детей зарегистрированных городских жителей . По этой причине для детей трудовых мигрантов часто доступны лишь частные школы, которые специально создаются для данной категории учащихся . Стоимость обучения в такого рода школах высокая, а условия и качество обучения хуже, чем в обычных муниципальных городских школах . Это приводит к появлению у детей трудовых мигрантов чувства неполноценности и неуверенности уже на уровне начальной школы На последующих ступенях обучения дискриминация детей трудовых мигрантов усиливается . Так, выпускники средней школы начальной ступени могут продолжить образование только по месту прописки и только там могут быть допущены к вступительным экзаменам в вузы - «гаокао» . Участие детей трудовых мигрантов в «гаокао» не только становится тяжелым финансовым бременем для сотен тысяч семей трудовых мигрантов, но и сильным психологическим стрессом для самих несовершеннолетних подростков Как показывают результаты мониторинга доступности образования для подростков 10-17 лет, проведенного в 2010 г. Всекитайской федерацией женщин, дети трудовых мигрантов значительно чаще бросают учебу в средней школе начальной ступени, чем дети из городских семей .
Таблица 3
Удельный вес прекративших учебу китайских подростков в возрасте 14-17 лет (%)
Дети сельских мигрантов, уехавшие с родителями в город Дети сельских
Возрастная группа Городские подростки Деревенские подростки мигрантов, оставленные родителями в деревне
14 лет 0,43 11,11 4,14 3,77
15 лет 1,31 25,00 10,06 7,53
16 лет 3,58 32,14 24,94 20,00
17 лет 7,54 44,44 36,37 45,61
Источник: [3: 150].
Усиление процесса расслоения школ на сильные и слабые. Хотя за последние годы сократился разрыв в финансовом обеспечении школ на уровне обязательного образования, однако сохраняются
существенные различия в качестве обучения в сельских и городских школах Среди городских школ также наблюдается качественная дифференциация . Бытующие в обиходе формулировки, такие как «деньги и власть определяют выбор школы» или «через холодные ворота не попадешь в аристократы» демонстрируют тот колоссальный вызов, который обусловлен отсутствием равных возможностей для учеников из разных социальных слоев и который может стать катализатором взрыва социального недовольства Недоступность качественного образования для детей-выходцев из бедных семей или проживающих в отсталых и отдаленных районах усиливает процесс социального расслоения населения
Отсутствие механизма рационального распределения финансовых ресурсов. Еще в 2002 г. в КНР был опубликован закон «О стимулировании негосударственного образования» В законе утверждалось, что «негосударственное образование является общественной услугой и частью социалистического образования Оно имеет равный с государственным образованием юридический статус» Но на практике закон оказался неработающим [4: 22]. Негосударственные образовательные организации не получают бюджетного финансирования, на них не распространяются налоговые льготы и другие преференции, которыми наделены образовательные организации системы обязательного образования В то же время они, будучи некоммерческими организациями, не могут использовать получаемую прибыль на иные цели, кроме как на развитие образовательного процесса Невозможность направлять часть полученной прибыли на выплаты инвесторам ограничивает приток потенциальных частных инвестиций в негосударственные образовательные организации
Низкая эффективность использования инвестиций в образование. Дефицит капиталовложений в образование дополняется их неэффективным использованием, а то и просто «растранжириванием» Примером служит низкокачественное капитальное строительство в сфере образования На пике компании по ликвидации и слияния школ было закрыто, а затем снесено много малокомплектных школ После того, как эта мера была признана ошибочной как усиливающая неравномерность развития разных территорий, началось новое строительство малокомплектных школ Неравномерное распределение бюджетного финансирования также приводит к углублению дифференциации местных школьных организаций Так, в приморском, экономически развитом восточном регионе инвестиции в пересчете на каждого обучающегося приблизились, а кое-где и превысили соответствующие показатели развитых стран . Школы в этом регионе, чтобы повысить свою конкурентоспособность и привлекательность для глав семей школьников, зачастую расходуют деньги на то, что напрямую не связано с улучшением образовательного процесса и что можно считать роскошью По этой
причине ряд китайских специалистов полагает, что фактический объем финансирования школьного образования в этом регионе превышает реальные потребности [4: 23] В это же время в деревнях обширного западного региона не хватает финансирования для охвата всех детей школьного возраста обязательным образованием В настоящее время нередко численность учеников в классе может составлять 50-60 школьников На бедные уезды приходится 37% случаев превышения нормативов соотношения учитель / ученик . Все это свидетельства отсутствия должного контроля за использованием бюджетных ассигнований
Для решения этих проблем китайские специалисты предлагают разные меры, в том числе:
• ввести единые для всей страны учебные стандарты и закрепленные законодательными актами хозяйственно-организационные нормативы финансирования;
• замедлить темпы перевода среднего профессионального образования на бесплатную основу и направить выделяемые на эти цели бюджетные средства на повышение качества обязательного обучения;
• создать сквозную, объединяющую начальную и СШНС систему обучения . Эта мера позволит устранить несправедливость, ажиотаж вокруг вопроса выбора школы, коррупцию при зачислении в школу, уменьшит транспортные издержки времени, перегрузку детей и опасность их передвижения;
• ввести ваучерную систему финансирования обязательного образования, позволяющую реализовать механизм «деньги следуют за учеником» . Это будет, с одной стороны, способствовать большему равенству детей в доступе к школьному обучению, а с другой, позволит решить проблему обучения детей трудовых мигрантов в городах [4: 24-31];
• изменить механизм комплектования учительских кадров, особенно для сельских школ Это предполагает реализацию комплекса мер по трем основным направлениям: 1) обеспечить сельских учителей достойной заработной платой и распространить на них пенсионное и медицинское страхование; 2) продумать систему стимулирования за качественную работу; 3) ввести периодическую аттестацию профессиональных навыков учителей, подтверждаемую внешними экспертами; 4) обеспечить учителям достойные жилищные условия за счет строительства муниципального жилья, обеспечения льготных условий найма жилья, выделения субсидий на жилищное строительство и т д [4: 156]
4. Выводы
Большинство трудностей в сфере развития обязательного образования обусловлены неравномерностью его развития: в восточном регионе страны школ много, в западном - мало; в городах школ много, в деревнях - мало; общеобразовательных школ больше, чем
профессиональных, а государственных школ больше, чем частных Уровень квалификации учителей городских школ и их материальное обеспечение существенно выше, чем у их сельских коллег Все эти проблемы, безусловно, имеют экономическую подоплёку. Они постепенно решаются в ходе целенаправленной трансформации механизмов управления и финансирования системы обязательного образования
В то же время некоторые проблемы - отсутствие у детей из семей с разным материальным достатком равных стартовых позиций для социальной и академической мобильности, растущие ощущения психологической ущемлённости и стресса, испытываемого учащимися, выходцами из малообеспеченных слоев общества, - наоборот, обостряются Их можно рассматривать как неизбежное следствие перехода от эгалитарного общества с низким уровнем возможностей и потребления к обществу «малого достатка» с растущим социальным расслоением и неравенством Но сохранение сложившихся тенденций способно подорвать внутреннюю стабильность китайского общества
Весь комплекс отмеченных проблем осознан китайским руководством и находит выражение в финансовой стратегии последних лет . Центральное правительство КНР все больше средств направляет на выравнивание условий обеспечения школьного образования Это обусловливает точечный характер образовательных инвестиций В результате целевое финансирование обязательного образования становится фактором повышения эффективности использования бюджетных средств и одновременно достижения большей справедливости в обществе
В настоящее время улучшение условий обучения и повышение его качества, установление большей справедливости в распределении образовательных ресурсов по-прежнему сохраняют актуальность для сферы обязательного образования Их решение потребует дальнейшего роста бюджетных расходов на образование, серьезного изменения механизмов их распределения между уровнями системы образования и между регионами, а также практики управления образовательными бюджетными расходами
Список литературы
1. Цзинь Сибинь, Ван Бинмин. Пути и методы финансирования образования в Китае. / Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв . Сравнительный анализ . Под ред . Н . Е . Боревской, В . П . Борисенкова, Чжу Сяомань . М . , 2007, с. 497.
2. Blue Book of Education 2014. (tBttl^i.^BftSIftS
2014. 328 М).Чжунго цзяоюй ланьпи шу 2014. Чжунго цзяоюй фачжань баогао (2014). (Синяя книга образования
в Китае . Доклад о развитии образования Китая (2014). Пекин: Из-во общественных наук, 2014. С . 328.
3. Blue Book of Education 2013.
(2013. 2013. 338 Ж). Чжунго цзяоюй ланьпи
шу 2016 . Чжунго цзяоюй фачжань баогао (2013). (Синяя книга образования в Китае Доклад о развитии образования Китая (2013) Пекин: Из-во общественных наук, 2013 С 338
4. Yellow Book on Education in China (ФИЙШЙЙ^ \2013
2013^:Й^ШШ*МЙЙЛ. Й'К:«»*Ж№2013.312 Ж). Чжунго цзяоюй хуанпи шу (Чанцзян цзяоюй яньцзююань 2013 няньду цзяоюй баогао). 2013 нянь: цзиньибу ёоухуа цзяоюй цайчжэн тоужу. (Жёлтая книга образования в Китае (Доклад об образовании НИИ «Чанцзян» в 2013 отчетном году). 2013 год: дальнейшее совершенствование финансовых инвестиций в образование . Ухань: Из-во Образование пров. Хубэй, 2013 . 312 с.
5. Blue Book of Education 2016.
(2016.2016.340 Ж). Чжунго цзяоюй ланьпи шу 2016 Чжунго цзяоюй фачжань баогао (2016) (Синяя книга образования в Китае Доклад о развитии образования Китая (2016) Пекин: Из-во общественных наук, 2016 С 340
evolution of the financial policy of compulsory education in china
V. V. Kuznetsova, O. A. Mashkina
Chinese education is undergoing qualitative changes due to both socioeconomic needs of the country and the need to achieve greater equity in distribution of educational resources, which are the key requirements of the Respect for Human Rights state programs guarantees (2009-2010, 20122015). The ongoing changes contribute to the transformation of financing system of the compulsory Chinese education. Improvements in the quality of learning in large cities, as well as in provinces and villages, equal distribution of finances in all regions and additional financial support to school education in poor underdeveloped Chinese areas are identified as the state priority goals in the sphere of school education nowadays. However, a number of serious problems that prevent the creation of equal educational opportunities for life-start of the Chinese youth is still relevant.
Key words: financing, compulsory education, efficient management of resources.
Сведения об авторах
Кузнецова Валентина Вильевна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова. Тел. (495) 939-53-43. E-mail: [email protected]. Машкина Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. Тел. (495) 939-42-80. E-mail: [email protected].