Научная статья на тему 'Какие факторы влияют на выбор профессионально-технического образования учащимися средних общеобразовательных школ в сельских районах Китая'

Какие факторы влияют на выбор профессионально-технического образования учащимися средних общеобразовательных школ в сельских районах Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
623
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ / СЕЛЬСКИЕ УЧАЩИЕСЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ / СТИПЕНДИИ / RURAL STUDENT / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / FINANCIAL AID / INTENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуан Бинь, Сюй Цайцюнь

На основе статистических данных, полученных в 2010 г. в трех провинциях КНР Чжэцзян, Аньхой и Шэньси, анализируются намерения сельских школьников пойти учиться в средние профессиональные школы и факторы, влияющие на их выбор. Установлено, что большая часть выпускников средних общеобразовательных школ начальной ступени (СШНС) в сельских районах Китая склонны продолжить образование в средней общеобразовательной школе второй ступени (СШВС). Доля выразивших желание обучаться в средней профессиональной школе низка. На решение выпускников влияет множество разнообразных факторов. Так, личные академические успехи определяют выбор между СШВС и средней профессиональной школой, в то время как выбор между трудоустройством сразу по окончании СШНС и обучением в средней профессиональной школе в большей степени обусловлен материальным положением семьи. Владение или не владение информацией о том, что государство предоставляет стипендии для обучения в средней профессиональной школе, не влияет на выбор учащихся. Авторы статьи рекомендуют китайскому правительству задуматься о том, не стоит ли постепенно отказаться от планирования приема в СШВС и средние профессиональные школы в соотношении 1:1, а также интенсифицировать предоставление стипендий и материальной помощи сельским учащимся средней профессиональной школы, и в частности поднять стипендиальные нормативы в Центральном и Западном регионах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intention of junior high school students for the secondary vocational education and its determinants in rural China

The paper investigates empirically the intention of Chinese rural students for the Secondary Vocational Education (SVE) and its determinants by using the survey data of Zhejiang, Anhui and Shanxi provinces collected in 2010. Results show that Chinese rural students nowadays have a strong tendency to accept the Secondary General Education (SGE), but their intention for SVE is relatively low. A list of variables is found to influence junior students intention in analysis of multinominal logistical regression. Students choice between SGE and SVE is mostly affected by personal academic performance, while family economic status exerts a significant effect on the choice between Employment and SVE. Whether junior students know about the governments financial aid for rural SVE students or not wont alter their intention. According to the results, it is strongly recommended to abolish policy that aims to maintain the roughly equal enrollment between SGE and SVE. In addition, the central government should consider to increase the amount of financial aid for rural SVE students, especially for those in Central and Western China.

Текст научной работы на тему «Какие факторы влияют на выбор профессионально-технического образования учащимися средних общеобразовательных школ в сельских районах Китая»

Хуан Бинь, Сюй Цайцюнь

Статья поступила в редакцию в апреле 2012 г.

Аннотация

КАКИЕ ФАКТОРы ВЛИЯЮТ

на выбор профессиональнотехнического ОБРАЗОВАНИЯ учащимися средних общеобразовательных школ

_ _ V _

в сельских РАЙОНАХ КИТАЯ* 1

На основе статистических данных, полученных в 2010 г. в трех

провинциях КНР — Чжэцзян, Аньхой и Шэньси, анализируются намерения сельских школьников пойти учиться в средние профессиональные школы и факторы, влияющие на их выбор. Установлено, что большая часть выпускников средних общеобразовательных школ начальной ступени (СШНС) в сельских районах Китая склонны продолжить образование в средней общеобразовательной школе второй ступени (СШВС). Доля выразивших желание обучаться в средней профессиональной школе низка. На решение выпускников влияет множество разнообразных факторов. Так, личные академические успехи определяют выбор между СШВС и средней профессиональной школой, в то время как выбор между трудоустройством сразу по окончании СШНС и обучением в средней профессиональной школе в большей степени обусловлен материальным положением семьи. Владение или не владение информацией о том, что государство предоставляет стипендии для обучения в средней профессиональной школе, не влияет на выбор учащихся. Авторы статьи рекомендуют китайскому правительству задуматься о том, не стоит ли постепенно отказаться от планирования приема в СШВС и средние профессиональные школы в соотношении 1:1, а также интенсифицировать предоставление стипендий и материальной помощи сельским учащимся

1 HUANG Bin, XU Cai Qun, JIANG Xiao Yan. Intention of junior high school students for

the secondary vocational education and its determinants in rural China (перевод с китайского В.В. Богомолова). Текст оригинальный, ранее нигде не публиковался. Совместный проект ЮНЕСКО и НИУ ВШЭ (г. Москва) «Профессиональнотехническое образование в целях развития деревни в странах переходного типа. Сравнительный анализ. Россия — Китай: политические ответы на вызовы и инновационные практики». Программа грантов на проекты создания приоритетных научных направлений в вузах провинции цзянсу.

140

Хуан Бинь, Сюй Цайцюнь

Какие факторы влияют на выбор профессионально-технического образования...

Л

средней профессиональной школы, и в частности поднять стипендиальные нормативы в Центральном и Западном регионах страны.

Ключевые слова: выпускники школ, сельские учащиеся, среднее профессиональное образование, мотивация, финансовая помощь, стипендии.

Среднее профессиональное образование в Китае (СПО) пред- 1. Вступ-ставлено четырьмя видами специальных учебных заведений: ление

средние специальные школы (чжун чжуань), средние профессио- ________

нальные школы, ремесленно-технические школы (техникумы) и средние специальные школы для взрослых. В настоящее время в сложившейся четырехуровневой системе образования — имеется в виду дошкольное, начальное, среднее и высшее образование — средние профессиональные школы и СШВС входят в подсистему среднего образования. С начала периода реформ и открытости система СПО претерпела многочисленные институциональные преобразования, цель которых состояла в том, чтобы адекватно ответить на изменения внешнеэкономической институциональной среды и удовлетворить потребности развивающейся экономики в профессионально-технических кадрах среднего звена. Масштабы профподготовки неуклонно возрастали с момента запуска реформ, к настоящему времени число учащихся в учебных заведениях СПО превысило 20 млн, т. е. увеличилось в 3 раза с начала политики реформ и открытости.

Рис. 1

Изменение численности учащихся в системе СПО с начала политики реформ

Примечание. Данные из статистического ежегодника «Образование в Китае, 2008 г.».

141

Теоретические и прикладные исследования

Л

Развитие профессионального образования в Китае за последние 30 лет можно условно разделить на три этапа.

Первый этап (1978-1985 гг.). Основной целью реформ было упорядочение структуры профессионального образования после эпохи Мао цзэдуна. Акцент был поставлен на неуклонное повышение качества СПО: для развивающейся экономики страны требовалось много среднетехнического персонала. Правительство закрыло множество учебно-производственных школ (их называли «полдня учеба, полдня работа») и сельских профессиональных школ для взрослых, которые отличались низким качеством образования, и увеличило число финансируемых правительством специализированных школ и средних профессиональных школ второй ступени, набор учащихся в эти учебные заведения также был увеличен. Таким образом была сформирована существующая ныне система СПО, основу которой составляют специализированные средние школы (чжун чжуань) и средние профессиональные школы второй ступени.

Второй этап (1986-2000 гг.). В 1991 г. центральное правительство приняло Постановление о всемерном развитии профессионально-технического образования, определившее задачи массового развития СПО и увеличения набора учащихся на последующие 10 лет, с тем чтобы в масштабах всей страны в подсистеме среднего образования второй ступени число учащихся профессиональных школ значительно превысило набор в общеобразовательные школы. Одновременно правительство страны повсеместно активно внедряло обязательное 9-летнее образование, поощряло обучение в СШНС и сокращало масштабы начального профессионального образования, направляло дифференцированные потоки обучающихся с первой на вторую ступень среднего образования.

Третий этап (после 2000 г.). В 1990-е годы была упразднена система обязательного распределения по специальности по окончании средних специализированных школ. число поступающих в вузы начало стремительно расти. В совокупности с падением качества собственно профессионального образования эти факторы обусловили снижение привлекательности среднего профессионального образования для успешных учащихся. Хорошие ученики шли в среднюю общеобразовательную школу второй ступени, плохие ученики — в профессиональные школы. Таким образом был сформирован и утвердился социальный стереотип. СПО, которое первоначально задумывалось как механизм предоставления выбора, превратилось, по сути, в механизм отбраковки школьников [Син Хуэй, 2005]. В обстановке, когда стало цениться элитное образование и ученики и родители отдавали предпочтение СШВС, число учащихся в системе СПО неуклонно сокращалось. В 2004 г. численность обучающихся в средних профессиональнотехнических школах не достигала и 40% от числа учеников СШВС. По сравнению с 2000 г. она сократилась на 10%. Для преодоления этой тенденции с 2005 г. центральное правительство страны,

142

Хуан Бинь, Сюй Цайцюнь

Какие факторы влияют на выбор профессионально-технического образования...

Л

с одной стороны, директивно закрепило соотношение численности учащихся СШВС и учебных заведений СПО как 1:1 и вменило в обязанность органам образования на местах соблюдать данное соотношение, а с другой — проводило политику предоставления сельским школьникам стипендий и сокращения платы за обучение или освобождения от нее сельских школьников2, с тем чтобы привлечь их в систему СПО. Благодаря такой целенаправленной политике набор в средние профессиональные школы постепенно начал вновь увеличиваться, но реальное положение дел не дает повода для оптимизма. Пресса сообщает, что и в настоящее время привлекательность профессионального обучения как для школьников, так и для их родителей остается низкой, повсеместно наблюдаются трудности с набором в профессиональные школы. Ситуация усугубляется день ото дня. Во многих провинциях не могут выполнить директивы министерства по набору в профессиональную школу (газета «чжунго циннянь бао», 2011 г.). В настоящее время главной задачей развития СПО в Китае является определение политических мер, которые позволили бы переломить тенденцию падения набора в профессионально-технические школы и повысить привлекательность профессионального образования в целом.

Распределение потоков выпускников средней школы начальной ступени для дальнейшего обучения и факторы, влияющие на совершаемый ими выбор жизненной траектории, достаточно широко освещены в международных исследованиях. По этим вопросам выполнено немало научных работ, особенно посвященных исследованию реалий развивающихся стран. Зарубежные ученые выявили ряд факторов, оказывающих существенное влияние на выбор учениками по окончании СШНС дальнейшей образовательной траектории: успеваемость ученика, материальное положение семьи школьника, характерные для мест проживания условия и особенности [Aypay, 2003]. В Китае также опубликован ряд практических работ, посвященных мотивации выбора выпускниками начальной школы учебных заведений СПО (например, [цзян Хайсин, 2002; Ли Ланьлань, 2009; Сун Инцюань, Ло Пушан, Вей цзяньго, 2011]). Тем не менее китайских исследований, сфокусированных на особенностях образовательных траекторий сельских школьников, мало, к тому же они ограничены отдельными городами или провинциями и не могут дать картину, репрезентативную для всей страны. В данной работе автор на основе имеющихся материалов, используя самые последние фактологические данные исследований, проведенных в трех провинциях, путем логического анализа и умозаключений дает обоснованные ответы на следующие вопросы.

2 Соответствующие законодательные документы: Постановление Госсовета КНР «О всемерном развитии системы профессионально-технического образования» (2005 г.), Временное положение о выплате государственных стипендий в системе СПО (2006-2007 гг.), а также принятые в 2009 г. Рекомендации по освобождению от платы за обучение учеников средних профессиональных школ из сельских малообеспеченных семей и учеников, поступивших на обучение по специальностям, связанным с сельским хозяйством.

143

Теоретические и прикладные исследования

Л

1. Чего ждут школьники современной китайской деревни от обучения в средней профессионально-технической школе?

2. Какие факторы и каким образом влияют на намерение учеников сельских школ получить среднее профессиональное образование?

2. База данных, модели и методы

2.1. Данные

Исследование проводилось под эгидой международного Научно-учебного центра ЮНЕСКО по вопросам образования в сельских школах в рамках международного сравнительного исследовательского проекта московской Высшей школы экономики «Профессионально-техническое образование в целях развития деревни в странах переходного типа. Сравнительный анализ. Россия — Китай: политические ответы на вызовы и инновационные практики». Китайская сторона в ноябре — декабре 2010 г. в целях выявления потребностей сельских школьников в профессиональном образовании и оценки перспектив мобильности и карьерного роста учащихся учебных заведений СПО провела опрос 1876 учеников сельских СШНС и средних профессиональных школ и их родителей в трех провинциях: чжэцзян, Аньхой и Шэньси. В ходе опросов упор был сделан на личностные характеристики учеников, учитывалось материальное положение семей, оценивались перспективы дальнейшего образования и последующего трудоустройства. Среди респондентов было 957 учеников СШНС (3-й класс) и 919 учеников средних профессиональных школ (2-й класс). В данной работе использовались в основном данные по ученикам СШНС, данные по учащимся средних профессиональных школ привлекались для сравнения и анализа.

2.2. Описание формул, методов и параметров

2.2.1. Формулы и методы

В ходе опроса ученикам был задан вопрос «чем ты планируешь заниматься по окончании СШНС?» и предложены варианты ответа: 1) поступлю в учебное заведение СПО; 2) поступлю в СШВС; 3) пойду работать. Поскольку ученикам на выбор даны три варианта ответа, что является мультиномиальным выбором из многовариантных различающихся переменных, мы будем использовать для анализа и выводов метод множественной (мультиномиальной) логистической регрессии. Формула выглядит следующим образом:

ln (odds) = ау + р1у • grade + p2j •famjncome + p3j fam_property +

+ P4j • parent edu + P5j • social capital + pej • grant +

+ P7j • gender + Z РД • (j = 2,3). (1)

i = 8

По методу множественной регрессии если зависимая переменная является категориальной, мы должны взять некий результат как базовый и, сопоставив два результата с использованием уравнения (1), осуществить регрессионный анализ. В данном примере ученикам, окончившим СШНС, предлагаются на выбор три варианта. Мы можем считать выбор «поступление в профессиональную

144

Хуан Бинь, Сюй Цайцюнь

Какие факторы влияют на выбор профессионально-технического образования...

Л

школу» базовым результатом, тогда фактически формула (1) будет включать две формулы логистической регрессии, так как переменная выступает в качестве логарифма вероятностной величины. Формула (odd = р , j = 2, 3) показывает отношение вероятностей

выбора выпускниками сельской СШНС поступления в СШВС и учебы в профессионально-техническом училище, а также отношение вероятностей трудоустройства после СШНС и поступления в учебное заведение СПО. По аналогии с коэффициентом линейной регрессии коэффициент Р(. логистической регрессии позволяет интерпретировать как относительные изменения соответствующих переменных величин, так и вероятностные значения. Использование способа интерпретации с помощью коэффициентов хотя и очень наглядно, но в каждом конкретном случае исследования фактически не имеет смысла. Более распространенным является способ интерпретации, при котором с обеих сторон варианта формулы (1) находятся аналогичные показатели, когда коэффициент независимой переменной регрессии Р(. трансформируется в ePi. Значение ee показывает коэффициент вероятных изменений каждой независимой переменной.

Для оценки успеваемости учащихся был составлен рейтинг учеников каждого года обучения. На основании этого рейтинга ученики были разбиты на три категории: входящие в верхние 30% рейтинга отнесены к категории лучших по успеваемости, попавшие в промежуток между 31 и 50% — в категорию середняков, оказавшиеся ниже середины рейтинга отнесены к слабоуспевающим. Как уже упоминалось ранее, в современном Китае селекция учащихся по успеваемости между СШВС и учебными заведениями СПО приобретает характер опасной и устойчивой тенденции. В силу этого мы спрогнозировали, что успеваемость учеников сельских школ будет иметь важное значение при выборе ими дальнейшей образовательной траектории.

2.2.2. Пояснения к независимым переменным

Таблица 1 Анализ фактора материального

положения семей учеников

Категория Содержание Вес фактора (factor loading)

1 2 3

ценное имущество Наличие: компьютера 0,63

легкового автомобиля 0,60

квартиры в городе 0,59

квартиры в уездном городе 0,57

кондиционера 0,50

дорогостоящих музыкальных инструментов и аппаратуры 0,50

микроволновки 0,49

подписки на журналы и периодику 0,46

жидкокристаллического телевизора 0,45

145

Теоретические и прикладные исследования

Л

Категория Содержание Вес фактора (factor loading)

1 2 3

Имущество средней стоимости квартиры в деревне или волостном поселке 0,64

сельхозтехники и механизмов 0,58

Малоценное имущество холодильника в доме 0,73

бойлера/обогревательной колонки 0,59

мотоцикла 0,53

телефона 0,52

Значение 2,76 1,88 1,24

Процентное соотношение значимости факторов 18,4 30,9 39,2

Как показывают результаты многих ранее проведенных исследований, социально-экономический статус семьи тесно cвязан c успеваемостью ученика и выбором дальнейшей образовательной траектории [Coleman, 1988; Smith, 1992; Лю Гэньшу, 2006; Вей цзяньго, Ло Пушан, Сун Инцюань, 2009]. В оценке социально-экономического статуса семьи обычно используются три индикатора-показателя: уровень образования родителей, доходы и имущество семьи, профессиональный статус родителей. Этими тремя показателями социально-экономического статуса обычно оперируют одним из двух возможных способов: 1) по определенной методике эти три показателя трансформируются в одну переменную и используются в той или иной модели; 2) из трех показателей выбираются один или два и используются как эрзац-переменная, характеризующая социально-экономический статус семьи. Преимущество первого способа заключается в том, что три показателя социально-экономического статуса семей обычно тесно связаны между собой, являются соотносительными, а когда эти показатели рассматриваются в качестве одной переменной, удается избежать мультиколлинеарности; к недостаткам данного способа можно отнести то, что когда три показателя рассматриваются как одна переменная, при регрессионном анализе они сводятся воедино. Получается, что они как бы одинаково влияют на выбор учениками дальнейшего образования, тогда как на практике степени и направления их влияния различаются. Принимая это во внимание, мы предпочли в данной статье применить второй способ: в формуле (1) используются данные о доходах семьи, собственности семьи и данные об уровне образования родителей. Для оценки доходов семьи в опросный лист были включены вопросы об уровне доходов родителей за последние три года, а также о его соотношении со средним доходом в каждом конкретном месте проживания. По результатам ответов учеников доходы родителей были разнесены по пяти категориям: высокие, выше среднего, средние, ниже среднего и низкие. Кроме того, в анкеты были включены вопросы о наличии в семье компьютеров, легковых автомобилей, недвижимости, кондиционеров и другого имущества — всего 15 позиций (табл. 1). На основании оценки факторной структуры ответов эти

146

Хуан Бинь, Сюй Цайцюнь

Какие факторы влияют на выбор профессионально-технического образования...

Л

15 позиций объектов собственности были разнесены по трем категориям: имущество высокой, средней и низкой стоимости.

Переменная величина социального капитала отражает размер социальных ресурсов семьи: как родственники или друзья могут помочь семье в получении детьми образования или в последующем трудоустройстве. Понятие «социальный капитал» широко используется в исследованиях образования, есть доказательства, что он оказывает влияние на успеваемость учеников и, более того, напрямую или косвенно влияет на выбор учениками дальнейшей образовательной траектории (см., например, [чжун Юйпин, Лу Гэньшу, 2006; Smith, 1992; Israel, Beaulieu, Hartless, 2001]). Линь [Lin, 1999] полагает, что социальный капитал семьи можно условно дифференцировать и оценить по трем параметрам: широте распространения, интенсивности и масштабу престижности и авторитета. Таким образом, можно сначала оценить три показателя социальных ресурсов семьи, а потом методом факторного анализа свести их в единый показатель социального капитала семьи. В Китае с использованием таких методов проводилось много исследований [Лей Ваньпэн, чжун Юйпин, 2005; чжун Юйпин, Лу Гэньшу, 2006]. Однако, проводя данные исследования, мы не использовали эту сравнительно сложную методику, а включили в опросные листы следующий пункт:

«Можете ли вы с помощью родственников или друзей решить следующие вопросы: 1) трудоустройство и карьерный рост; 2) обеспечение себя, родственников или друзей высококачественным медицинским обслуживанием; 3) устройство своих детей, родственников или друзей в престижные школы; 4) заем денег или получение другой материальной и иной помощи; 5) в случае, если ваши дети будут учиться и работать в городе и им не будет предоставлено общежитие, решение проблемы с проживанием?» (возможен выбор нескольких ответов).

Мы полагаем, что обозначенные в этом вопросе пять аспектов возможного использования сельскими семьями социального капитала при поступлении их детей в школы и дальнейшем трудоустройстве в определенной мере отражают имеющийся у семьи социальный ресурс.

Переменная величина «стипендия» (грант) выступает как двоичная категориальная переменная. Она показывает, знает ли школьник, что государство оказывает помощь учащимся средней профессионально-технической школы на селе: 0 — ученик этого не знает; 1 — знает. С 2007 г. центральное правительство предоставляет стипендии учащимся сельских средних профессиональных школ и снижает плату за обучение с целью привлечения в профессионально-технические школы учеников из сельских и малообеспеченных семей. Об эффективности этой политики мы можем судить по тому, насколько сильно различается число желающих поступить в учреждения СПО среди тех, кто знает о том, что им будет выплачиваться такого рода стипендия, и среди тех, кто не знает об этих стипендиях.

147

Теоретические и прикладные исследования

Л

Кроме приведенных выше в формуле (1) также используются такие независимые переменные, как пол учащегося, наличие у него братьев и сестер, место проживания (восточные, центральные, западные регионы страны) и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Результаты фактологического анализа

3.1. Дальнейшие жизненные планы учеников СШНС

Из рис. 2 видно, что только 10% учеников сельских СШНС выбрали трудоустройство сразу по окончании СШНС, более 70% учеников выбрали учебу в СШВС, что значительно превышает процент желающих обучаться в учебных заведениях СПО. Очевидно, что у сельских школьников сильна мотивация к обучению на следующей, второй ступени среднего образования, но они главным образом ориентированы на СШВС, а не на СПО.

Рис. 2 Выбор выпускников

сельских школ

Средняя профессиональная школа Трудоустройство сразу после средней школы начальной ступени

] Общеобразовательная средняя школа второй ступени

148

Хуан Бинь, Сюй Цайцюнь

Какие факторы влияют на выбор профессионально-технического образования...

Л

Таблица 2 Успеваемость учеников сельских школ

и выбор ими дальнейшей жизненной траектории (%)

Выбор учеников

СПО СШВС Трудоустройство по окончании СШНС Всего

Уро- вень успе- ваемо- сти Выше среднего 3,27 94,35 2,38 100

Средний 21,07 69,50 9,43 100

Ниже среднего 37,16 40,37 22,48 100

В ходе опросов учителя и директоры СШНС и школ СПО единодушно подтвердили, что хорошо успевающие ученики в подавляющем большинстве ориентированы на продолжение обучения в СШВС, а слабоуспевающие ученики нацелены на профтехобразование или трудоустройство. Вместе с тем, анализируя соотношение между успеваемостью учащихся и выбором ими рода занятий по окончании СШНС (табл. 2), мы обнаружили, что во всех группах учащихся — с успеваемостью выше среднего, средней, ниже среднего — доля желающих получить полное среднее общее образование самая высокая. Даже среди учеников, имеющих успеваемость ниже средней, 40% нацелены на учебу в СШВС. Таким образом, результаты опроса учащихся подтверждают высокую тягу учеников сельских школ к обучению в СШВС.

Среди учащихся СШНС, желающих продолжить обучение в учебных заведениях СПО, наиболее популярны такие специальности, как информационные технологии (24,5%), медицина и фармацевтика (14,4%), педагогика (13,7%), и лишь один ученик намерен выбрать профессию, связанную с сельским хозяйством. С 2009 г. центральное правительство КНР освободило от платы за обучение учеников государственных профессионально-технических школ, обучающихся по сельскохозяйственным специальностям, однако в условиях, когда уровень доходов и занятость в сельском хозяйстве ниже, чем в промышленности и сфере услуг, ученики сельских школ не проявляют интереса к сельскохозяйственным профессиям. В краткосрочной перспективе эффективность такой меры, как освобождение от платы за обучение, для привлечения выпускников средних школ начальной ступени в профессиональные школы не столь очевидна. Более половины учеников СШНС выразили нежелание обучаться в средних профессиональных школах по месту жительства, они хотят переехать в город для дальнейшего обучения. Почти 80% учащихся по окончании средней профессиональной школы хотят уехать в уездный город, крупный город или просто в другое место в поисках работы. Выпускники не намерены оставаться в деревне. Большинство учеников заявили, что

149

Теоретические и прикладные исследования

Л

3.2. Анализ факторов, влияющих на намерение китайских cельских учащихся СШНС получить СПО

в городе больше шансов получить профессиональное образование, найти работу по душе, заработать хорошие деньги, хотя многие из них считают жизнь в деревне более приятной, чем в городе. Среди учеников, выбравших средние профессиональные школы, почти 80% отдали предпочтение техническим специальностям исходя из того, что это дает больше шансов в дальнейшем поиске работы. Менее 9% в качестве основания для выбора учебного заведения СПО назвали интерес к профессиональному образованию. Для сравнения: среди учеников, выбравших СШВС, 40,29% в качестве важного мотива обучения назвали «возможность лучше реализовать свои жизненные ценности». Очевидно, что мотивация к получению профессионального образования у учащихся слабее, чем к получению полного общего образования.

Согласно данным табл. 3, в формуле (1) на уровне значимости p = 0,01 выполняется тест отношения правдоподобия (LR test), показатель меры соответствия (measure of fit) пунктов — от 0,28 до 0,43, точность прогнозируемого расчета (Count R2) по формуле превышает 80%. Все это в совокупности свидетельствует, что все включенные в формулу (1) независимые переменные оказывают определенное влияние на выбор выпускниками сельских СШНС Китая дальнейшей траектории образования и трудоустройства.

Академическая успеваемость является наиболее значимой среди многих независимых переменных, влияющих на выбор сельскими учащимися дальнейшей образовательной траектории — общеобразовательного или профессионального направления обучения. Во-первых, успехи в учебе как переменная величина в формуле (1) почти на 50% может изменить результат расчета, т. е. является гораздо более значимым показателем, чем другие переменные величины; во-вторых, именно успеваемость ученика в наибольшей степени влияет на его выбор. Об этом же свидетельствуют и предварительные подсчеты. чем выше успеваемость учащегося, тем выше вероятность, что он будет претендовать на обучение в СШВС. При равенстве других переменных доля поступающих в СШВС среди учащихся одного класса (года обучения), входящих в первые 30% и в промежуток между 31 и 50% в рейтинге успеваемости, соответственно в 36 и в 4 раза больше, чем среди учащихся, которые в рейтинге успеваемости занимают места ниже 50%-ного барьера. Следовательно, наиболее значимым фактором выбора учениками сельских школ общего или профессионального образования является успеваемость. Выбор средней профессиональной школы фактически является базовым механизмом сортировки учеников по успеваемости. При этом успеваемость не так значима при выборе между дальнейшим обучением в профессиональной школе и трудоустройством по окончании начальной школы. Следовательно, по престижности профессиональная школа не только уступает СШВС, но и не очень отличается от выхода на работу по окончании СШНС. Успеваемость служит механизмом селекции учащихся СШНС, намеренных продолжить

150

Хуан Бинь, Сюй Цайцюнь

Какие факторы влияют на выбор профессионально-технического образования...

Л

обучение, но практически не оказывает влияния на решение выпускников СШНС пойти работать по окончании школы. Отсюда можно заключить, что СПО не только несопоставимо по привлекательности с СШВС, но и не дает особых преимуществ при поступлении на работу.

Таблица 3 Анализ факторов, влияющих на выбор дальнейшей

жизненной траектории сельскими выпускниками СШНС Китая

Переменная величина Выбор выпускников СШНС

СШВС или средняя профессиональная школа Трудоустройство или средняя профессиональная школа

Коэф. корре- ляции z-значение Коэф. корреля- ции z-значение

Разрыв 2,665** 2,26 -0,103 -0,06

Успеваемость (база — уровень ниже среднего)

Успеваемость выше средней 3,587*** 7,10 0,492 0,64

Средняя успеваемость 1,392*** 4,10 0,263 0,52

Уровень дохода семьи (база — уровень беднейших семей)

Обеспеченные (богатые) семьи -3,431* -1,69 -14,412 -0,02

Семьи с достатком выше среднего -3,411*** -3,61 -4,163*** -2,75

Семьи со средним достатком -1,690** -2,25 -2,285** -2,32

Семьи с достатком ниже среднего -1,550** -2,09 -1,627* -1,70

Высокая стоимость собственности (имущества) -0,786*** -3,57 -0,298 0,91

Средняя стоимость собственности -0,199 -1,14 -0,394 -1,44

Низкая стоимость собственности -0,088 -0,52 -0,244 -0,96

Уровень образования родителей -0,022 -0,27 -0,077 -0,65

151

Теоретические и прикладные исследования

Л

Переменная величина Выбор выпускников СШНС

СШВС или средняя профессиональная школа Трудоустройство или средняя профессиональная школа

Коэф. корре- ляции z-значение Коэф. корреля- ции z-значение

Социальный капитал 0,058 0,42 0,438** 2,28

Знают ли о предоставляемой финансовой помощи (база — незнающие) 0,018 0,06 0,194 0,38

Пол (база — женский) 0,010 0,31 0,784 1,60

Количество братьев и сестер 0,086 0,32 0,730* 1,91

Регион проживания (база — западные регионы)

Восточные регионы -1,541*** -3,33 -1,328* -1,77

центральный регион страны -0,238 -0,44 0,971 1,34

Тест отношения правдоподобия модели (LR-test) 182,66***

McFadden>s R2 0,281

Cox-Snell R2 0,317

Nagelkerke R2 0,427

Точность прогнозируемого расчета (Count R2) 0,815

Примечание. В модели использовалась множественная логистическая регрессия, зависимая переменная — выбор учениками по окончании СШНС обучения в средней профессиональной школе; *** 1%-ный уровень значимости; ** 5%-ный уровень значимости; * 10%-ный уровень значимости.

Доход семьи, имущество и уровень образования родителей — переменные, характеризующие социально-экономический статус семьи, — оказывают неравнозначное влияние на выбор сельских учеников. Уровень образования родителей на выбор учеников между СШВС и средней профессиональной школой, между средней профессиональной школой и трудоустройством значимого влияния не оказывает, тогда как доходы и материальное положение семьи в высокой степени влияют на выбор. Коэффициент влияния уровня доходов семьи на выбор ученика между обучением в СШВС

152

Хуан Бинь, Сюй Цайцюнь

Какие факторы влияют на выбор профессионально-технического образования...

Л

и обучением в средней профессиональной школе является отрицательной величиной, с ростом доходов семьи этот коэффициент уменьшается. Таким образом, при прочих равных условиях чем богаче семья, тем более ученики стремятся получить профессиональное образование, а чем беднее семья, тем чаще ученики идут учиться в среднюю школу второй ступени. Аналогичные тенденции наблюдаются при оценке материального достатка семей. Дети из семей с низким материальным достатком стремятся в СШВС. На основании этих данных можно сделать следующие выводы. Дети из богатых семей с младенчества живут в хороших условиях, их социальный статус, семейные связи, стартовые возможности карьерного роста достаточно высоки, поэтому у них нет стимула идти учиться в СШВС, а потом поступать в престижный вуз: это для них не единственная возможность подняться по ступеням социально-экономической иерархии. Другое дело ученики из бедных семей. У них нет другого социального лифта, кроме образования, поэтому они и стремятся получить полное среднее образование3.

Доход семьи оказывает значимое влияние на выбор выпускниками СШНС дальнейшей жизненной траектории: чем беднее семья, тем с большей вероятностью ученик сразу же по окончании СШНС намерен искать работу, а не получать профессиональное образование. Именно экономическое давление заставляет учащихся из бедных сельских семей в условиях, когда у них нет шансов поступить в СШВС, трудоустраиваться. Размер социального капитала семьи слабо влияет на выбор между обучением в СШВС и средней профессиональной школе, но оказывает значимое влияние на выбор между трудоустройством и обучением в профессиональной школе. чем больше социальный ресурс семьи, тем больше у учащегося возможностей устроиться на работу сразу по окончании СШНС. Можно предположить, что когда ученики не имеют четкого прогноза вероятности успешного трудоустройства и величины доходов после окончания средней профессиональной школы, а имеющийся у семьи социальный ресурс может помочь им найти хорошую работу после окончания обучения в СШНС, такие учащиеся стремятся сразу же устроиться на работу, а не учиться в профессиональном учебном заведении.

3 Следует особо подчеркнуть, что были проанализированы только предварительные пожелания учеников, а не их фактический выбор. Собственно говоря, богатые семьи и так имеют возможность обеспечить своим детям хорошее образование, поэтому чем богаче семья, тем больше в конечном счете шансов у учеников из этих семей учиться в СШВС. И хотя у школьников из бедных семей более выражено желание продолжить учиться именно в средней школе второй ступени, фактически у них таких возможностей меньше, чем у детей из зажиточных семей. По результатам исследований фактического выбора дальнейшего образования учениками сельских СШНС [Сун Инцюань, Ло Пушан, Вей цзяньго, 2011] было установлено, что ученики из обеспеченных семей имеют больше возможностей для продолжения обучения в СШВС. Наше исследование состава учеников профессиональной школы показывает, что подавляющее их большинство принадлежат к семьям со средним уровнем дохода и ниже, ученики из семей с доходом выше среднего составляют лишь 2,2%.

153

Теоретические и прикладные исследования

Л

Наличие/отсутствие у учащегося информации о возможности получать стипендию не влияет на выбор ни между СШВС и средней профессиональной школой, ни между устройством на работу и обучением в профессиональной школе. Мы сочли нужным протестировать данную переменную, поскольку предшествующие исследования показали, что доход семей в значительной степени определяет выбор учеников, следовательно, можно было предположить, что возможность получать правительственную стипендию также будет влиять на выбор. Тем не менее наши исследования показали, что даже если ученики знают о правительственной финансовой поддержке, это никак не влияет на их выбор. Причина, видимо, состоит в том, что размеры правительственных дотаций ученикам профессиональной школы остаются небольшими — а значит, они не могут существенно повлиять на выбор учеников. 70,6% опрошенных в ходе данного исследования учащихся средних профессиональных школ заявили, что стипендии в 1500 юаней в год не хватает для удовлетворения даже самых элементарных учебных и жизненных потребностей. Начиная с 2009 г. в стране проводится политика частичного освобождения от платы за обучение учеников из малообеспеченных семей и учеников, выбравших сельскохозяйственную специализацию, но в реальности пользующихся такого рода дотациями учеников сравнительно мало: из числа опрошенных школьников только 13,5% освобождены от части оплаты за обучение на этом основании.

Пол учащегося не играет значимой роли ни в выборе между СШВС и профессиональным образованием, ни в выборе между профессиональным образованием и трудоустройством, а вот чем больше у учащегося братьев и сестер, тем с большей вероятностью он сразу после окончания СШНС устраивается на работу (p > 0,1). Можно предположить, что чем больше детей в семье, тем тяжелее родителям содержать детей и обеспечивать им возможность учиться, тем на меньшую материальную помощь могут рассчитывать эти ученики, поэтому они по окончании начальной школы вынуждены выходить на работу.

что касается результатов по регионам, в провинциях Аньхой и Шэньси обучение в профессиональной школе выбрали примерно одинаковое число выпускников начальных школ, а в провинции чжецзян таких было гораздо больше. Вероятность предпочтения профессиональной школы средней школе второй ступени или трудоустройству для учеников из провинции чжецзян в 4,7 и 3,8 раза выше, чем для учеников из провинций Аньхой и Шэньси соответственно. Будучи прибрежным районом, по уровню экономического развития чжецзян значительно опережает Аньхой и Шэньси, в регионе высока потребность в технически грамотных специалистах, социально-экономическая атмосфера способствует занятию бизнесом, здесь гораздо больше возможностей для трудоустройства или начала собственного дела, поэтому сравнительно много учеников планируют пойти учиться в профессиональные школы.

154

Хуан Бинь, Сюй Цайцюнь

Какие факторы влияют на выбор профессионально-технического образования...

Л

В основе этой статьи лежат результаты обследования 957 уче- 4. Подвеников 3-х классов сельских общеобразовательных средних школ дение ИТО-начальной ступени, проведенного в трех провинциях — чжэцзян, в и об Аньхой и Шэньси, также учитывались данные опросов учеников профессионально-технических школ. Применялся метод множе- суждение

ственной логистической регрессии, был проведен аргументиро- -------------

ванный анализ существенных факторов мотивации выбора учениками дальнейшего обучения в профессионально-технических школах по окончании СШНС. Полученные результаты позволяют оценить эффективность государственной политики в данной сфере.

В первую очередь необходимо подчеркнуть, что в сельских районах Китая высок спрос на получение образования в средней школе второй ступени, но не в системе профессионального образования. Сельские школьники по-прежнему неохотно идут в профессионально-технические школы. Менее одной пятой опрошенных учеников СШНС собирались получить профессиональное образование, к тому же у учеников, выбравших профобразование, очень низкая мотивация к обучению. При таких условиях очень трудно выполнить требования центральных властей и выдержать пропорцию числа учеников в СШВС и средних профессиональных школах как 1:1. На самом деле директива добиться соотношения 1:1 является попыткой искусственно реанимировать неконкурентоспособную систему СПО и обеспечить набор учеников в средние профессиональные школы за счет учеников, выбравших СШВС. центральное правительство планирует в будущем постепенно уменьшать директивный набор учеников, акцент смещается на решение конкретных задач по улучшению качества профессионального образования с целью вернуть учащихся в профессионально-техническую школу, чтобы те школьники, которые собирались по окончании СШНС искать работу, продолжали обучение в СПО.

В исследовании установлено, что успеваемость учащегося оказывает самое сильное влияние на выбор сельских школьников между обучением в СШВС и в профессиональной школе, а материальное положение семьи — решающий фактор в выборе между профобразованием и трудоустройством сразу после СШНС. Эти результаты, несомненно, будут полезны при выработке и реализации текущей политики предоставления материальной помощи и выплаты стипендий ученикам профессиональных школ в сельских районах. Так как вероятность того, что ученик будет учиться в профессионально-технической школе (в противовес устройству на работу), во многом обусловлена уровнем доходов семьи, можно предположить, что материальная помощь государства снизит бремя расходов сельских семей на получение детьми профессионального образования, и тогда ученики, которые не хотят или не могут учиться в СШВС, с одной стороны, и ученики из малообеспеченных семей — с другой, захотят учиться в средних профессиональных школах и будут получать профессиональное образование,

155

Теоретические и прикладные исследования

Л

а не выйдут преждевременно на рынок труда. Исследования последнего времени [Хуан Бинь, чжун Сяолинь, 2011] показывают, что доходы получивших профессионально-техническое образование не ниже, а нередко и выше, чем доходы окончивших СШВС. Поэтому правительство, гарантируя повышение качества профессионального образования, оказывает финансовую поддержку сельским школьникам, чтобы они не отказывались по причинам тяжелого материального положения семей от профессиональных школ, и эта политика не только способствует росту доходов сельского населения, но отчасти уменьшает разрыв в уровне доходов в городе и на селе и к тому же способствует выравниванию доходов между поколениями на селе.

Таблица 4 Расходы на профессиональное

образование по провинциям

Про- винция Прямые расходы семьи на профобразование (юаней в год) Средний доход семьи (юаней в год) Доля расходов на профобразование (%)

Чжецзян 8648,0 61290,0 14,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аньхой 8447,0 32 114,0 26,3

Шэньси 6533,0 15 827,0 41,3

Среднее 7876,0 36 410,3 21,6

Примечание. Под расходами на профессиональное образование имеются в виду все основные прямые семейные затраты на обучение, в том числе плата за обучение, за общежитие, транспортные расходы, расходы на приобретение книг, письменных и канцелярских принадлежностей, прочие мелкие расходы; под процентом семейных расходов на профобразование подразумевается отношение прямых затрат на обучение к годовому среднему доходу семьи.

И последнее: наше исследование показало, что на выбор выпускников практически не влияет политика выплаты правительственных стипендий — вне зависимости от того, знают ученики о возможности получать стипендию или нет. Мы полагаем, что такой результат связан с нормативами оказания материальной помощи профобразованию. Данные разных исследований, наши и других ученых, показывают, что прямые и косвенные расходы сельских школьников на обучение в профессиональной школе составляют порядка 17 761 юаня в год4. И по сравнению с затратами семьи норматив выплат, составляющий 1500 юаней в год, является очень низким, он должен быть увеличен. Кроме увеличения

4 Расходы на обучение в профессиональной школе состоят из прямых и косвенных. Прямые расходы отражены в табл. 4. Косвенные расходы близки к уровню годового дохода, например, сельского ученика, если он по окончании СШНС не пошел учиться дальше в профессионально-техническую школу, а начал работать. Согласно данным, полученным в 2009 г. в ходе исследований в трех провинциях — чжэцзян, Аньхой и Шэньси, средний годовой доход работника в возрасте 16-18 лет, имеющего начальный уровень образования, составляет 9885 юаней.

156

Хуан Бинь, Сюй Цайцюнь

Какие факторы влияют на выбор профессионально-технического образования...

собственно нормативов выплат центральное правительство также должно учитывать разницу в доходах крестьян в разных регионах страны. В настоящее время стипендии и материальная помощь ученикам профессиональных школ по всей стране рассчитываются исходя из одинаковых нормативов, хотя в разных провинциях доли затрат на образование могут значительно различаться. К примеру, из табл. 4 видно, что расходы на образование в исследуемых провинциях различаются не очень сильно, однако доходы семей различаются значительно, поэтому доли семейного бюджета, которые тратятся на обучение детей, в разных провинциях существенно различаются. В провинции Шэньси, на западе страны, затраты на образование составляют до 41,3% семейного годового дохода, что в 2 раза больше, чем на востоке страны, в провинции чжэцзян. Именно поэтому центру не стоит «стричь всех под одну гребенку», необходимо избавиться от шаблонного распределения финансовой помощи, увеличить нормативы финансирования в центральных и западных районах страны, привязать их к уровню и затрат на образование, и доходов семей, добиться справедливого распределения финансовой помощи и стипендий ученикам.

1. Хуан Бинь, Нжун Сяолинь (2011) Образование в сельских районах Китая и доходы населения. Практические исследования данных подворового обследования в шести уездах трех провинций/ Рабочие материалы центра изучения общественного финансирования при Нанкинском финансово-экономическом университете.

2. цзян Хайсин (2002) Формирование мотивации к дальнейшему обучению у учеников средней школы начальной ступени. Опрос учеников средних школ начальной ступени и их родителей в Пекине // Исследования в области образования. № 9. С. 20-23.

3. Лей Ваньпэн, Чжун Юйпин (2005) Различия в подходах к высшему образованию в городе и на селе в Китае. Человеческий и социальный капитал. Теоретический обзор // Педагогический обзор Пекинского университета. Т. 3. № 3.

4. Ли Ланьлань (2009) Практическое исследование выбора учениками средних школ начальной ступени дальнейшего обучения в средней школе второй ступени // Форум профессионально-технического образования. № 15. С. 8-10.

5. Лю Гэньшу (2006) Анализ факторов, влияющих на спрос на высшее образование среди школьников средней школы второй ступени // Вестник университета Цзинмей: педагогические страницы. Т. 7. № 3. С. 3-12.

6. Сун Инцюань, Ло Пушан, Вей Цзяньго (2011) Факторы, влияющие на выбор сельскими школьниками профессионального образования. Обобщенные данные исследований в 41 бедном уезде четырех западных провинций // Научно-исследовательский дайджест НИИ финансов образования при Пекинском университете. Т. 54. № 5.

Л

Литература

157

Теоретические и прикладные исследования

Л

7. Вей Цзяньго, Ло Пушан, Сун Инцюань (2009) Эмпирическое исследование взаимосвязи социального происхождения и возможности поступления в вуз // Исследование тенденций развития образования. № 21. С. 15-20.

8. Син Хуэй (2005) Стратификация образования: трудности выбора и отбора // Педагогическая газета. 2005 г. 17 ноября.

9. Чжунго циннянь бао (газета «Молодежь Китая») Заявленная Министерством образования цифра набора учеников в профессионально-технические школы — 8 млн 200 тыс. — не соответствует действительности. 30 мая 2011 г.

10. Чжун Юйпин, Лу Гэньшу (2006) Влияние социального капитала на индивидуальную потребность человека в высшем образовании // Высшее образование. Т. 27. № 1. С. 39-47.

11. Aypay A. (2003) The tough choice at high school door: An investigation of the factors that lead students to general or vocational schools // International Journal of Educational Development. Vol. 23. No. 5. P.517-527.

12. Coleman J. S. (1988) Social capital in the creation of human capital // American Journal of Sociology. Supplement 94. P. 95-120.

13. Israel G. D., Beaulieu L. J., Hartless G. (2001) The influence of family and community social capital on educational achievement // Rural Sociology. Vol. 66. No. 1. P. 43-68.

14. Lin N. (1999) Building a network theory of social capital // Connections. Vol. 22. No. 1. P. 28-51.

15. Moenjak T., Worswick C. (2003) Vocational education in Thailand: A study of choice and returns // Economics of Education Review. Vol. 22. No. 1. P. 99-107.

16. Smith M. H. (1992) Effects of human capital and social capital on dropping out of high school in the South // Journal of Research in Rural Education. Vol. 8. No. 1. P. 75-87.

17. Sun Y. (1998) The academic success of East-Asian-American students. An investment model // Social Science Research. Vol. 27. No. 4. P. 432-456.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.