Научная статья на тему 'Образовательная политика в отношении детей мигрантов'

Образовательная политика в отношении детей мигрантов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
224
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPULSORY EDUCATION / РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EQUAL OPPORTUNITIES FOR EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ли Сюй

Проблемы образования детей трудящихся мигрантов в настоящее время являются центром внимания китайского правительства в решении неотложных задач. В статье рассматривается законодательная система в отношении решения проблемы образования детей трудящихся-мигрантов, исследуются причины возникновения проблемы, и вместе с тем предлагается постепенное совершенствование законодательства и наиболее эффективное решение проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION POLICY FOR CHILDREN OF MIGRANTS

The problem of education of working migrants now is the central area of concern for the Chinese government. This paper reviews the educational problems of children of migrant workers in the legislative system analysis. It also discusses the problems of legislation and finds out better solutions of these problems.

Текст научной работы на тему «Образовательная политика в отношении детей мигрантов»

зование женщин в стране, в том числе и высшее, достигло больших успехов, число женщин с дипломами того или иного достоинства велико. Значимая доля безработных среди высокообразованной части населения, эмиграция дипломированных специалистов несет в себе угрозу размывания среднего класса, потенциально создается ситуация, когда в значительной своей части саудовское общество будет представлено «социальным верхом» (элитой общества) и социальным «низом» (людьми, живущими за счет государственных льгот и помощи за счет закята - добровольно выплачиваемого мусульманского налога, распределяемого в основном на благотврительность).

Большинство занятых саудовцев (треть всех занятых граждан) работают в сфере услуг. Наиболее престижной считается государственная служба и банковский сектор. Доля граждан, работающих науке, технике, образовании, не превышает 20% занятых. Доля же саудовцев, занятых в сфере промышленности, не связанной с нефтедобычей и нефтепереработкой, очень мала - всего 1% общей численности занятых. Труд в промышленности, в чем особенно остро нуждается страна в связи с планами по развитию собственного промышленного производства, считается среди коренных граждан непрестижным, не привлекает молодежь.

В стране уже несколько пятилеток проводится политика саудизации - замещения работников-мигрантов гражданами страны. В частности, есть официально утвержденный Министерством труда перечень профессий и рабочих мест, на которые принимаются только граждане КСА. Например, в отдел кадров или по связям с правительственными органами иностранного работника не возьмут. Международная компания должна набирать определенный процент саудовцев, не менее 10% от общей численности. Работнику, пришедшему на работу в нефтяную промышленность на рабочую или техническую должность, правительство дарит дом.

Но выпускники школ и университетов по-прежнему считают рабочие места на производстве не соответствующими желательному для них статусу. Система же социальной поддержки граждан страны, пособия и выплаты позволяют им не стремиться к немедленному трудоустройству,

формируя «психологию рантье». С другой стороны, частные работодатели не слишком охотно нанимают местных специалистов, считая их уступающими в квалификации специалистам иностранным, но вместе с тем требующими более высокого уровня оплаты труда и больших социальных гарантий. Именно в связи с недостаточным спросом на местных молодых специалистов заметное число саудовских граждан, получивших высшее и среднее образование в целенаправленно создающихся нынешним монархом технических высших и средних специальных учебных заведениях, стремятся покинуть страну в поисках работы.

Подобные несоответствия тяжелой ношей ложатся на социальную систему страны. С одной стороны, велики социальные расходы на подготовку кадров, повышение качества человеческих ресурсов. С другой стороны, эти затраты не находят пока адекватного отражения в изменении ситуации с занятостью коренного населения, в повышении самообеспечения населения, его независимости от социальных выплат. А это, с учетом роста населения, высокой долей нетрудоспособных членов общества, вызывает дальнейший рост социальных расходов. В целом же демография Саудовской Аравии, состояние рынка труда достаточно характерны для стран с развивающейся экономикой (по классификации ООН). Но нужно понимать и принимать во внимание, что длительная напряженность на рынке труда создает потенциальную базу для социальных конфликтов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1997.

2. Савельева О. О. Введение в социальную рекламу. М.: РИП-холдинг, 2006.

3. SAMIRAD, the Saudi Arabian Market Information Resource [Electronic resource]. URL: http://www.saudinf.com/index.htm (accessed 6.02.2013).

4. Saudia-online.com [Electronic resource]. URL: http://www.saudia-online.com/businessguide. htm (accessed 06.02.2013).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ

EDUCATION POLICY FOR CHILDREN OF MIGRANTS Ли Сюй

Проблемы образования детей трудящихся мигрантов в настоящее время являются центром внимания китайского правительства в решении неотложных задач. В статье рассматривается законодательная система в отношении решения про-

Li Xu

The problem of education of working migrants now is the central area of concern for the Chinese government. This paper reviews the educational problems of children of migrant workers in the legislative system analysis. It also discusses the problems of legislation

блемы образования детей трудящихся-мигрантов, and finds out better solutions of these problems. исследуются причины возникновения проблемы, и вместе с тем предлагается постепенное совершенствование законодательства и наиболее эффективное решение проблемы.

Ключевые слова: обязательное образование, равные Keywords: compulsory education, equal opportunities возможности получения образования. for education.

ель нашей работы - раскрыть проблемы образования детей-мигрантов в современном Китае.

Китай является страной, где большинство населения составляют крестьяне. Переезд в город сельских жителей является не только неизбежным продуктом модернизации, урбанизации и переходом к рыночной экономике, но и объективным требованием экономического развития китайского общества.

Начиная с 1990-х гг. между городом и деревней, а также между регионами КНР началось широкомасштабное перемещение масс рабочей силы. Через 10 с лишним лет после начала этого процесса выросло второе поколение мигрантов. Его составили преимущественно дети мигрантов. Их называют в Китае «дети мигрантов», «городские дети мигрантов», «дети переехавших в город рабочих и служащих». Согласно материалам пятой переписи населения 2000 г., поток мигрантов внутри Китая превысил 100 млн человек, в том числе количество детей-мигрантов в возрасте до 14 лет достигло 14,1 млн человек, что составляет 13,28% от общей численности мигрантов. В 2003 г. число мигрирующего сельского населения уже составило 113 млн человек, что на 8,8% превысило численность 2002 г. Масштаб мигрирующего населения огромен и продолжает непрерывно возрастать, демонстрируя восходящую тенденцию. В мигрирующей массе увеличивается удельный вес семей, масштабность миграции детей также имеет возрастающую тенденцию [1].

Миграция порождает в городах целый ряд социальных проблем, которые, в частности, проявляются и в сфере образования. Проблема образования детей-мигрантов возникла как побочный продукт миграции рабочей силы. Она начала проявляться в 1990-х гг. в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и других больших городах. Незадолго до 1992 г. в тех же районах начали возникать частные школы для детей рабочих-мигрантов. Система государственных школ, столкнувшись с проблемой миграции населения, не предприняла соответствующих своевременных и необходимых мер. Только после того, как «Китайский образовательный Вестник» в 1995 г. напомнил о проблеме образования детей-мигрантов, эта проблема привлекла большое внимание.

В Китае проблема образования детей-мигрантов неразрывно связана с системой регистрации по месту жительства, так как в соответствии с законом дети школьного возраста должны поступать в школу по месту постоянной регистрации. Если дети вместе с родителями переезжают в другой город, они уже относятся к временным жителям, поэтому и возникают проблемы, связанные с обучением детей-мигрантов.

В 1995 г. комитет народного образования КНР начал исследования проблем получения образования детьми мигрирующего населения. В 1996 г. комитет народного образования КНР принял «Экспериментальную программу обучения детей школьного возраста и подростков городского мигрирующего населения» в Пекине, Тянцзине, Шанхае, провинции Чжэцзян и других шести провинциальных городах, выбранных для проведения эксперимента. В 1998 г. по результатам эксперимента в шести регионах комитет народного образования КНР совместно с Министерством общественной безопасности разработали и опубликовали документ «Временные меры по обучению детей и подростков мигрантов»:

1. Дети родителей-мигрантов, в условиях опеки по месту жительства, зачисляются в местную школу, при отсутствии опеки они зачисляются в мигрантском потоке.

2. За обучение детей-мигрантов школьного возраста мигрантского потока должны отвечать органы местной власти по месту миграций, дети-мигранты обучаются только в государственных школах вне кадастрового списка обучающихся.

3. Мигрантские потоки обучающихся на уровне уезда утверждаются резолюцией вышестоящих органов власти. Предприятиям и организациям, общественным организациям и ассоциациям, а также частным лицам разрешается учреждать школы для мигрантов, а также школы упрощенного образца.

4. Государственные школы, зачисляющие детей-мигрантов, могут взимать плату за обучение вне кадастрового списка [2].

В этом документе есть ряд пунктов, в которых отражено неравноправное отношение к детям мигрантов и городским детям. Например, ст. 2 гласит, что дети мигрантов - это дети с возрастом от 6 до 14 лет (или от 7 до 15 лет), которые имеют способность учиться, которые вместе с родителями или опекунами временно проживают в месте миграции более полугода. Получение образования является неотъемлемым человеческим правом, каждый ребенок школьного возраста должен иметь право на обязательное образование. Однако в данной статье указано только, что учиться могут «дети, которые имеют способность учиться»; пункт об «оплате вне кадастрового списка» за обучение детей трудящихся-мигрантов имеет дискриминационный характер, нарушает принцип справедливости в образовании [3].

В 2001 г. Госсовет КНР опубликовал «Решение о развитии и реформах базового образования». В нем для решения проблемы обязательного образования детей мигрирующего населения официально подтверждена поли-

тика «двух субъектов», которые ответственны за обучение детей-мигрантов, - это местные органы власти, где проживают мигранты, и местные государственные школы.

В 2003 г. Управление Госсовета КНР направило Министерству образования, Министерству общественной безопасности, Комитету развития и реформ, Министерству финансов, Министерству труда и социальной защиты Постановление «О дальнейшем улучшении рабочего подхода к обязательному образованию детей крестьян-мигрантов, занятых в сфере промышленности и обслуживания» (далее - «Постановление»). В Постановлении подчеркивается: «Комитеты образования должны способствовать тому, чтобы дети трудящихся и крестьян - мигрантов, работающих в данной местности, получали всеобщее девятилетнее образование с рабочей категорией и основным рабочим содержанием», при этом «оплата за обучение такая же, как и у местных обучающихся», «при выборе обучающихся для премирования за внеклассную деятельность местные школы должны относиться к детям-мигрантам так же, как и к городским школьникам».

В новом «Законе КНР об обязательном образовании» (29.06.2009) было выдвинуто четкое требование обеспечения равных условий для получения образования детьми рабочих и крестьян. В гл. 2 ст. 12 предусматривается: «Дети школьного возраста и подростки, чьи родители или законные опекуны работают или проживают не по месту их прописки, получают обязательное образование по месту работы или проживания их родителей или законных опекунов, местные органы власти должны для этого создать условия для равного доступа к обязательному образованию». [3]

24 декабря 2010 г. Министерство образования Китая опубликовало «Решение Министерства образования Китая о пересмотре и упразднении некоторых постановлений», отменив в «Правилах об управлении начальными школами» в ст. 12 пункт «в соответствии с определенными правилами возможна дополнительная оплата за обучение». В Решении отмечалось, что такого рода оплата за обучение не имела под собой юридического основания и даже не упоминалась как таковая в соответствующих документах.

Таким образом, законодательство в отношении проблемы образования детей-мигрантов постепенно совершенствовалось, устранялись барьеры на пути решения данной проблемы, однако на практике еще существуют следующие проблемы, в которых явно отражена несправедливость.

Некоторые местные органы власти давали указания только определенной части школ производить набор детей трудящихся-мигрантов. Например в городе Ухань было выделено только 313 школ специально для зачисления детей мигрантов, некоторые государственные школы, зачисляющие детей-мигрантов, выделяли для них отдельные группы, чтобы проводить обучение отдельно от местных учащихся. Немало государственных

школ под различными предлогами отказывают в приеме детям мигрантов, или зачисляют таких детей меньше положенной нормы [4].

Почти все дети мигрантов при поступлении в школу испытывали реальные затруднения из-за достаточно высокой оплаты за обучение, хотя в соответствии с действующим законом оплата за обучение вне кадастрового списка была аннулирована. Однако обучающиеся в городе должны были вносить «оплату за форменную одежду, страховой взнос, оплату за загородные экскурсии, школьное оборудование, занятия» и другие виды оплаты. Очевидно, что для городских жителей это были малозначительные расходы, а для детей-мигрантов из семей с низким уровнем дохода добавление к ежедневным расходам приводило к высокому уровню стоимости городской жизни и вынуждало многих детей мигрантов добровольно отказываться от возможности учиться в государственной школе.

Трудящиеся мигранты и их дети - это особый колоссальный пласт населения. На современном этапе одна из трудностей при получении обязательного образования в КНР - это образование детей трудящихся мигрантов. В основном проблемы поступления в школу детей трудящихся-мигрантов являются продуктом нерациональной системы регистрации по месту жительства и несбалансированного развития города и деревни. В настоящий момент, чтобы создать благоприятные условия для образования миллионов детей трудящихся-мигрантов, необходимо утвердить принципы равноправия и единого планирования города и деревни, постепенно совершенствуя действующие законы и структуры, устранить дискриминацию детей рабочих мигрантов, учредить в городе и деревне единую справедливую структуру обязательного образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дуань Ченьронг, гай гэ кайфан илай вого жэнь-коубяньдун цзю да цюйши (Девять основные тенденции демографического изменения в Китае после политики реформы и открытости). Пекин: Демографическое исследование, 2008.

2. Лао Кайшэн, Чжун го цзяоюй гайгэ 30 нянь (Реформе Образования в КНР 30 лет: правовой аспект). Пекин: бэйцзин шифань дасюэ чубань цзитуань, 2008.

3. Чжунхуа жэньминь гунхэго иу цзяоюй фа (Закон об обязательном образовании КНР 2006 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://edu.people. com.cn/GB/4547065.html (дата обращения 4.02.2013).

4. Иу цзяоюй вэньти дяоча баогао (Исследовательский доклад по вопросу обязательного образования). Пекин: М-во образования, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.