лучие района. Советское государство рассматривало народное здоровье как общественное богатство, самое ценное национальное достояние. Советская медицина была призвана посредством развития профилактических мероприятий оказывать непосредственную лечебную помощь.
Литература
1. Боянова В.Р. Краткий очерк развития здравоохранения Бурятии. - Улан-Удэ, 1993. - 60 с.
2. Боянова В.Р. На страже здоровья народа. Бурят-Монголия к 40-летию Октября: сб. ст. - Улан-Удэ, 1957. - С. 185-203.
3. Боянова В.Р. На страже здоровья трудящихся Бурятии // Бурятия шагает в будущее. - Улан-Удэ, 1963. - С. 127-139.
4. Боянова В.Р. Развитие здравоохранения города Улан-Удэ. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970. -58 с.
5. Батоев Д.Б. Люди в белых халатах. - Улан-Удэ, 2000. - 130 с.
6. Батоев Д.Б. Очерки о медиках Аги. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во. - 324 с.
7. Батоев Д.Б. Первое медицинское училище в Бурятии // Фельдшер и акушерка. - 1970. - № 9. -С. 50-53.
8. Батоев Д.Б. Первый доктор кяхтинских бурят. - Улан-Удэ, 1998. - 85 с.
9. Батоев Д.Б. Сподвижники здравоохранения. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1982. - 128 с.
10. Батоев Д.Б., Маланов К.Ж., Козьменко Л.А. Улан-Удэнский медицинский колледж им. Э.Р. Рад-наева // Избранные вопросы истории медицины Бурятии. - Улан-Удэ, 2001. - С. 57-65.
11. Башкуев В.Ю. Медико-географическая характеристика Хэнтэйского аймакам Монголии в очерке советского врача И. А. Охотникова (середина
1930-х гг.) // Вестник БНЦ СО РАН. - 2012. № 1 (5).
- Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. - С. 210-211.
12. Из истории развития здравоохранения Республики Бурятия // 80 лет на страже здоровья: сб. ст.: в 2 ч. / отв. ред. В.В. Кожевников. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та. - Ч. 1. - С. 15.
13. НАРБ. Ф. Р-196. Оп. 1. Д. 1705. Л. 121.
14. НАРБ. Ф. Р-196. Оп. 1. Д. 1123. Л. 63.
15. НАРБ. Ф. Р-196. Оп.1. Д 1705. Л. 41.
16. Сулима А.В. Кожно-венерологический диспансер / Из истории здравоохранения Закаменского района: К 80-летию образования Закаменского района. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2007. - С. 69.
17. Боянова Н.Б. Офтальмологическая помощь в Бурятии // Материалы III Респ. науч.-практ. конф. врачей Бурятии. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во. - Улан-Удэ, 1975. - С. 31, 33.
18. Трубачеев А.Т. Здравоохранение в дореволюционное время // Проблемы Бурят-Монгольсокй АССР.
- М.; Л., 1935. - Т. II. - С. 352.
19. Трубачеев А.Т. Состояние и перспективы здравоохранения в Бурят-Монгольской АССР // Проблемы Бурят-Монгольской АССР. - М.; Л., 1935. - С. 353.
20. НАРБ. Ф. Р-665. Оп. 1. Д. 520. Л. 13.
21. Касаткина О.В. Здравоохранение Бурятии в 1946-1955 гг. // Материалы науч.-практ. конф., по-свящ. 70-летию Л.Д. Мадыевой (г. Улан-Удэ, 15 марта 2002 г.). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2002. - С. 93-94.
22. Из истории Закаменского района. По документам Национального архива Республики Бурятия 19271960 гг. - Закаменск, 2002. - С. 155.
23. НАРБ. Ф. Р-665. Оп. 1. Д. 605. Л. 8.
24. НАРБ. Ф. Р-665. Оп. 1. Д. 293. Л. 2.
25. Батоев Д.Б., Батоев С. Д., Дугаржапова Т.Д. История здравоохранения Бурятии (конец XVIII в. -1960-е гг.). - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 2004. - С.142.
Балдоржиева Василиса Батомункуевна, аспирант кафедры теологии и религиоведении Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]
Baldorzhieva Vasilisa Batomunkuevna, postgraduate student, Buryat State University. E-mail: [email protected]
УДК 371: 325 (510) © О.М. Барлукова, Пэн Лин
К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СЕЛЬСКИХ МИГРАНТОВ В КИТАЕ
В статье раскрываются проблемы образования детей рабочих-мигрантов, проживающих в сельских и городских районах. Основной проблемой обязательного образования в Китае для детей мигрантов стала система регистрации, обеспечивающая социальные гарантии по месту прописки.
Ключевые слова: дети рабочих- мигрантов, образование детей мигрантов, система прописки.
О.М. Барлукова, Пэн Лин. К вопросу о состоянии образования детей сельских мигрантов в Китае
O.M. Barlukova, Peng Ling
TO A QUESTION ON THE EDUCATIONAL PROBLEM OF LABOR MIGRANT'S CHILDREN IN CHINA
The article examines in details the educational problem of labor migrant's children in rural and urban areas. The main problem of compulsory education for migrants' children in China is the system of registration, providing social benefits only at the place of residence.
Keywords: labor migrant's children, education of migrants' children, the system of registration.
В Китае во второй половине 1970-х гг. в результате осуществления политики реформ и открытости были осуществлены глубокие экономические преобразования, обусловившие повышение уровня жизни населения. Несмотря на это, доходы городских семей, по-прежнему, существенно превышают сельские.
Для повышения уровня доходов многие сельские семьи вынуждены искать различные способы заработка и чаще всего это приводит к миграции из сельской местности в города и пригородные промышленные районы. Этому способствовало увеличение государственных инвестиций в область инфраструктуры и городского строительства, а также вложение денег иностранными инвесторами в промышленные предприятия в начале 1990-х гг.
Многие мигранты в городах заняты в сфере обслуживания, занимаются строительством, работают на заводах, открывают небольшие магазины или арендуют помещения для продажи.
Мигранты определяются специалистами как крестьяне, переехавшие в крупные города, задействованные во вторичном и третичном секторе экономики (промышленном секторе и сфере обслуживания) [1, с. 165], в то же время имеющие арендованный плодородный участок земли в деревнях, приносящий им небольшой доход [2, с. 1798].
Перемещение сельского населения в города - это сложный демографический процесс, который открывает как новые возможности, так и порождает проблемы для мигрантов и их детей.
В Китае уже более 30 лет наблюдается постоянный поток мигрантов, переезжающих из сельской местности в городскую, из них десятки миллионов имеют несовершеннолетних детей, которых можно подразделить на две категории: дети, оставленные в деревне с родственниками, и дети, переехавшие вместе со своими родителями.
По данным шестой переписи населения Китая за 2010 г., число детей, оставленных родителями-мигрантами в деревне, достигло 61,02 млн, что составляет 37,7% от общего количества сельских детей или 21,88% от количества всех детей Китая. По сравнению с переписью 2005 г.
количество таких детей (58,61 млн) за 5 лет возросло на 2,42 млн. По сведениям мониторинга, количество оставленных детей в возрасте от 0 до 5 лет к 2010 г. достигло 23,42 млн, от 6 до 11 лет - 19,53 млн, от 12 до 14 лет - 9,95 млн, от 15 до 17 лет - 8,13 млн. [3]. Большее количество оставленных детей в деревнях в 2005 г. наблюдалось в провинциях Сычуань (79,26 млн), Аньху-эй (57,08 млн), Хэнань (48,03 млн), Гуандун (43,12 млн) [8, с. 19].
Основными причинами, по которым дети остаются в деревне с родителями мигрантов или другими родственниками, являются:
1) занятость мигрантов на работе, в связи с чем у них не хватает времени на воспитание детей;
2) большие вступительные денежные сборы в городских государственных школах для детей мигрантов. В Китае дети имеют возможность бесплатно посещать детсады и обучаться в государственных школах только по месту прописки;
3) низкая заработная плата, постоянная необходимость отправлять деньги родителям;
4) жилищная проблема. Основная часть мигрантов арендует недорогое жилье, проживание в котором вместе с детьми крайне неудобно.
Социализация детей мигрантов в современном Китае сопровождается проблемами, связанными со здоровьем и образованием, при этом они возникают независимо от места их проживания.
Для многих детей, оставшихся в деревне, одной из основных проблем становится низкая успеваемость в школе. К примеру, в провинции Сычуань она была выявлена у 48% детей. Большая часть учителей (78,4%) считает, что успеваемость детей снижается после того, как родители уезжают на заработки [9, с. 25]. Дети, оставшиеся без присмотра родителей, не имеющие мотивации к учебе, не занимаются и пропускают уроки. Лишь малая доля школьников осознает необходимость в учебе и старается учиться хорошо, чтобы не обременять родителей своими проблемами.
У детей, воспитывающихся без родителей, наблюдаются также психологические проблемы, т.к. они чувствуют себя брошенными. Такие де-
ти чаще всего замкнуты, раздражительны, не уверены в себе. Чем младше дети, тем ярче у них в будущем выражаются данные черты характера. У них в целом ниже уровень нравственного развития, что повышает склонность к девиантному поведению: курению, употреблению наркотиков, воровству и т.д.
Таким образом, у детей, проживающих в деревне без обоих родителей, характер сложнее, успеваемость в школе ниже, неудовлетворенность своей жизнью больше [5, с. 39]. Для обеспечения возможности детям расти с родителями правительству Китая необходимо предоставить сельским мигрантам и их детям равные социальные гарантии с городскими жителями.
Для детей, переехавших на новое место проживания вместе со своими родителями, основной проблемой стало поступление в школу и, следовательно, получение образования. В Китае система прописки ограничивает доступ сельского населения к некоторым преимуществам городов и услугам социального обеспечения, таким как здравоохранение, страхование служащих и получение детьми бесплатного государственного образования.
Следствием системы регистрации для детей явилось распределение школьных мест. Дети, переехавшие с родителями на новое место, часто не могут поступить в местную школу, т.к. количество мест и их финансирование рассчитано из количества прописанных в данной местности детей. Вследствие чего родители вынуждены вносить вступительные и дополнительные денежные сборы в государственные школы. Вступительные сборы - это крупная сумма денег для малообеспеченных рабочих. Многие мигранты не в состоянии их оплачивать. Хотя Центральное правительство запретило сборы в начальных и средних школах, многие школы обходят этот запрет.
Семьи мигрантов, не имеющие возможности внести денежные сборы, устраивают своих детей в частные школы для детей мигрантов, где оплата значительно ниже. Однако в частных школах есть свои недостатки. Уровень образования там ниже, чем в государственных образовательных учреждениях. Это объясняется несколькими причинами, одна из которых, заключается в том, что большое количество школ являются не лицензируемыми. Например, в Пекине из 300 частных школ, только 63 имеют лицензии. Другой причиной послужила невысокая заработная плата учителям за большую учебную нагрузку, которая повлекла за собой некачественное преподавание.
Не лицензируемые школы для детей мигрантов существуют за счет платы за обучение и на пожертвования. Преподавание в таких школах ограничено тремя-четырьмя предметами: чтение, письмо, математика и английский язык, что отражается на дальнейшем развитии детей. Ограниченность предметов, а также обучение в не лицензируемых школах не дает право детям на поступление в вузы.
Некоторые дети в городах не ходят ни в государственные, ни в частные школы из-за неспособности родителей оплачивать учебу. Закон об образовании детей гарантирует обязательное девятилетнее образование с 6 лет. Образование для детей-мигрантов, как показывает практика, не всегда гарантировано. По оценкам на 2012 г., в Пекине не посещали школу 3,5% детей-мигрантов, в Шанхае - 5,1%, в Гуанчжоу - 5,3%, в то время как в среднем по стране доля детей-мигрантов, не посещающих школу, составила 2% [7].
Более того, в связи с занятостью родителей на работе, дети не получают должного внимания со стороны родителей. Осложняется эта проблема и тем, что родители имеют низкий культурный уровень, что затрудняет помощь детям в учебе, и по причине трудного финансового положения детям не покупают дополнительные учебные материалы, книги и учебники.
Образование детей мигрантов стала одной из основных проблем в стране. Правительство Китая уделяет большое внимание поиску путей ее решения. Начиная с 1998 г. осуществлен ряд образовательных реформ, согласно которым городские школы обязаны принимать детей мигрантов. Новая образовательная политика натолкнулась на сопротивление местных властей и в настоящее время полностью зависит от проводимой политики на местном муниципальном уровне. Отсюда следует, что выполнение образовательной политики варьируется от города к городу. Необходимо учитывать, что трудящиеся мигранты вносят большой вклад в экономическое развитие города, что должно позволять им в соответствии с единством прав и обязанностей налогоплательщиков иметь доступ к городским социальным услугам, в том числе и к получению бесплатного образования их детьми. Теоретически дети мигрантов имеют право на получение обязательного школьного образования, однако возникающие противоречия в системе образования приводят к многочисленным препятствиям на их пути, осложняют процесс последующего трудоустройства.
Используя опыт социологов, политологов, философов, можно предложить ряд следующих мер:
И.К. Ботоев. Образы Сибири и Дальнего Востока России: взгляд японского бизнеса
1. Выработать единый закон об образовании детей.
2. Разрешить детям мигрантов обучаться в школах по месту жительства.
3. Увеличить финансирование образования, способного принять детей мигрантов.
4. Начать финансирование школ из местного и центрального бюджета.
5. Устранить необоснованные вступительные сборы в государственные школы.
6. Поддерживать и поощрять развитие частных школ.
7. Провести реформу системы регистрации.
8. Необходимо развивать экономику в сельской местности для того, чтобы обеспечить людей рабочими местами и уменьшить миграцию населения.
Литература о 2007^12$|.
2. mrn^-m»
2011^12$.
3. URL: http://news.xinhuanet.com/politics/2013-05/10/c 115720192.htm
4. China Academic Journal Electronic Publishing House. - URL: http://www.cnki.net
5. mm.
^№№^^2009^5$.
6. Hongwei Xu, Yu Xie. The casual effects of rural to urban migration of children's wellbeing in China. -URL: http://www.psc.isr.umich.edu/pubs/pdf/rr13-798.pdf
7. URL: http://www.clb.org.hk/en/content/migrant-workers-and-their-children
8.
Anf^. 2008^3 $^32^.
9. flS.fttg^^ItfRSf
2009^^1$»
Барлукова Ольга Михеевна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета. Е-mail: [email protected]
Пэн Лин, доцент, преподаватель Восточного факультета Бурятского государственного университета. Е-mail: Peng [email protected]
Barlukova Olga Mikheevna, assistant of the Department of philosophy of BSU. Е-mail: [email protected] Peng Ling, doct. of history science. Teacher of Oriental faculty of BSU. E-mail: Peng [email protected]
УДК 332.146.(571+520) © И.К. Ботоев
ОБРАЗЫ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ: ВЗГЛЯД ЯПОНСКОГО БИЗНЕСА
В статье рассматриваются особенности инвестиционного климата Сибири и Дальнего Востока России с точки зрения современного состояния и перспектив развития российско-японских экономических отношений. Ключевые слова: Сибирь, Дальний Восток, Япония, бизнес, образ.
I.K. Botoev
IMAGE OF SIBERIA AND FAR-EASTERN RUSSIA: FROM THE VIEWPOINT OF JAPANESE BUSINESS
This article is devoted to the case analysis for domestic investment climate in Siberia and Russian Far-East from the viewpoint of the current status of the Russian-Japanese economic relationships. Keywords: Siberia, Far East, Japan, business, image.
В апреле 2012 г. состоялся первый за последние 10 лет официальный визит премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Россию. Наряду с договоренностями о возобновлении переговоров по вопросу о подписании мирного договора между двумя странами стороны также достигли соглашения о необходимости дальнейшего укрепления экономического сотрудничества. Лидеры России и Японии договорились о совместном освоении сибирских и дальневосточных регионов России, сотрудничестве в области разви-
тия инфраструктуры и охраны окружающей среды. Были достигнуты определенные договоренности о сотрудничестве в сфере энергоносителей, включая строительство объектов по производству сжиженного газа на Дальнем Востоке и Сибири. Стороны также согласились создать так называемую «Платформу российско-японских инвестиций» для оказания помощи японским компаниям в реализации бизнес-проектов в России. Договоренности президента России и премьер-министра Японии сделали