всех Будд и Бодхисаттв о заботе и покровительстве над всеми живыми существами и избавлении их от страдания. В них он держит Драгоценность, исполняющую желания, - символ бодхичитты. В своей другой правой руке Авало-китешвара держит хрустальные чётки, символизирующие его способность освобождать всех существ от сансары. В левой руке он держит стебель синего лотоса утпала, символизирующего его безупречную и сострадательную мотивацию. Полностью расцветший цветок утпала и два бутона показывают, что сострадательная мудрость Авалокитешвары пронизывает прошлое, настоящее и будущее. На левое плечо Авалокитешвары наброшена шкура дикого оленя, символизирующая добрый и нежный характер сострадательного бодхисаттвы и его способность подчинять заблуждения.
Литература
1. Ело Ринпоче. Краткое объяснение сущности Ламрима. - Улан-Удэ, 2006.
2. Нестеркин С.П. Образовательная система буддийских монастырей // Буддизм в Бурятии: история, истоки, современность. - Улан-Удэ, 2002.
3. Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций. - СПб., 2000.
4. Ело Ринпоче. Методы обретения счастья. Эл.
ресурс. Режим доступа: http://yelo-
rinpoche.ru/teachings/articles/methods_of_fmding_happi ness
5. Дандарон Б.Д. Эл. ресурс. Режим доступа: http://dandaron.ru/rus/theory/ego.html
6. Кхенчен Палден Шераб Ринпоче, Кхенпо
Цеванг Донгьял Ринпоче. Свет трех драгоценностей. Эл. ресурс. Режим доступа:
http://spiritual.ru/lib/vb.html
Бардуева Туяна Цыреновна, ассистент кафедры филологии Центральной Азии восточного факультета БГУ. 670047, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25, e-mail: [email protected]
Bardueva Tuyana Tsirenovna, assistant of the department of philology of countries of Central Asia Oriental Faculty of BSU. 670047, Ulan-Ude, Pushkin str. 25, e-mail: [email protected]
УДК 614.(510)
© О.М. Барлукова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КИТАЯ
В статье рассматриваются проблемы здравоохранения в Китае, пути их решения и результаты проведенных экономических реформ.
Ключевые слова: социальный, здравоохранение, медицина, проблемы, реформы.
O.M. Barlukova SOCIAL VALUE OF ECONOMIC REFORMS IN CHINA’S HEALTHCARE SYSTEM
The article discusses health problems in China, their solutions and the results of economic reforms.
Keywords: social, health, medicine, problems, reforms.
Экономические реформы 1980-х гг., предпринятые к Китае, изменили систему здравоохранения в стране таким образом, что увеличился разрыв уровня смертности между группами населения. В первые годы основания КНР доступность медицинской помощи была главным приоритетом. Но переход к рыночной системе с начала 1980-х гг. привел к распаду гарантированного договора о всеобщем доступе к услугам здравоохранения. Теперь бедные люди не могли оплатить медицинскую помощь, а сельские жители практически не имели доступа к медицинским услугам, что сделало эти группы особенно уязвимыми. Все это в совокупности
обусловило региональные, гендерные и иные различия в смертности.
В период с 1960-х по 1970-е гг. 90% сельского населения получали, по меньшей мере, основную медико-санитарную помощь. После экономических реформ у 90% сельских жителей отсутствовала медицинская страховка. Люди все чаще обращались к платным медицинским услугам. Но эти услуги были сосредоточены в основном в городах, и многие сельские жители не могли позволить себе их. Одно посещение медицинского учреждения могло стоить около 15 % среднего годового дохода работника фермы. В 2003 г. чистый годовой доход крестьянина составлял в среднем 2 622 юаня, а средняя стои-
мость его пребывания в больнице достигла 2 236 юаней [Бергер Я. Китайское здравоохранение // Отечественные записки. - №3. - 2008. - Режим доступа: htpp://www.strana-oz.ru/?numid=44&
агис1е=682].
В результате таких обстоятельств Китай столкнулся с увеличением числа некоторых заболеваний. Случаи заболевания туберкулезом резко возросли в 1980-е гг. Профилактика туберкулеза помогла остановить всплеск заболевания в некоторых провинциях, обеспечивая успешную модель для борьбы с другими инфекционными заболеваниями. Правительство выдвинуло программу, включавшую диагностику и лечение заболеваний в деревнях, используя недорогие лекарства, но болезнь по-прежнему широко распространена в некоторых районах Китая. Можно отметить, что уровень смертности значительно выше в сельской местности, чем в городских районах.
Разрыв уровня смертности между горожанами и жителями сельской местности устойчив и растет. В сельских районах проблемы со здоровьем и высокая смертность связаны с низким жизненным уровнем и недостаточными медицинскими услугами. Именно здесь недоедание, заболевания младенцев и гинекологические проблемы являются гораздо более распространенными, чем в городах. В целом уровень смертности определенного района тесно связан с доходом на одного человека, с промышленным и сельскохозяйственным производством на душу населения, а многие сельские районы бедны по этим показателям.
Одним из важных вопросов здравоохранения Китая является недоедание среди сельских детей в Китае. В исследовании, проведенном в 1998 г., отставание в росте среди детей Китая составило 22%, 46% - в бедных провинциях. Это свидетельствует об огромном разрыве между городскими и сельскими районами. Другое исследование социолога Чэнь показало, что недоедание детей в сельской местности снизилось с 1990-х по 1995-е гг., но региональные различия все еще огромны. В недавнем докладе Проекта поддержки сельского образования были озвучены основные проблемы со здоровьем у детей: 34 % имеют железодефицитную анемию, 40% заражены глистами. Многие из этих детей не имеют надлежащего и достаточного питания. Часто из-за этого дети не в состоянии в полной мере воспользоваться преимуществами образования, которое может стать билетом из нищеты. Одной из причин плохого питания в сельской местности является то, что семьи вынуждены продавать сельскохозяйственную продукцию, чтобы выру-
чить деньги. Например, сельские семьи сами не употребляют яйцо, которое снесла их курица, а продают по 20 юаней за 1 килограмм. Деньги затем тратят на книги или еду, такую как лапша быстрого приготовления, в которой не хватает питательных веществ по сравнению с яйцом.
Дальнейшее исследование, проведенное Министерством здравоохранения Китая, показало, как и какую еду потребляют в сельской местности. 30% населения потребляют мяса меньше одного раза в месяц, 23% потребляют рис или яйцо реже одного раза в месяц, 81% потребляют менее одной чашки молочных продуктов в неделю. Молочные продукты и яйцо обеспечивают необходимые питательные вещества, которые являются важными для физического развития ребенка. Доклад 2008 г. о питании и состоянии здоровья детей показал, что 7 600 000 детей из бедных деревенских семей на западе Китая, были ниже и меньше по весу, чем городские дети, а также они ниже на 4 см и легче на 0,6 кг, по сравнению со стандартами Всемирной организации здравоохранения.
Недавняя вспышка тяжелого острого респираторного синдрома в Китае также подчеркивает проблемы, стоящие перед системой здравоохранения страны. Низкий уровень санитарии и гигиены, приводивший к различным заболеваниям, заставил правительство направить усилия на улучшение качества воды, а также на утилизацию человеческих отходов. В сельской местности они всегда собирались и использовались в качестве удобрения на полях, что являлось одним из основных источников различных заболеваний. В Китае начали обрабатывать отходы: закапывать в ямы, компостировать, смешивать с химическими веществами. В результате принятых мер такие эпидемические заболевания как холера, бубонная чума, брюшной тиф, скарлатина, практически были ликвидированы.
Еще большую опасность представляет ВИЧ/СПИД. По официальным данным, количество людей, живущих с ВИЧ/СПИД, в Китае увеличилось с менее чем 600 000 в 2000 г. до 1 млн человек в 2002 г. Как и в других странах, в Китае уровень заболевания ВИЧ является самым высоким среди определенных социальных групп. Потребители инъекционных наркотиков, которые заражаются иглами, имеют самые высокие показатели инфицирования. Использование инъекционных наркотиков в основном характерно для Юго-Западного Китая и показатель распространенности ВИЧ может достигать 80 % в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и 20% в провинции Гуандун. ВИЧ-инфицированных, как правило, много среди ра-
ботников сферы сексуальных услуг. Из-за нелегальности данного вида бизнеса затруднено выявление действительного количества инфицированных. В этой отрасли в основном занятые недавние мигранты из сельских районов.
Люди, которые сдавали кровь во многих странах, не подвергались такому риску заражения ВИЧ-инфекцией, как в Китае. Тысячи людей в сельских районах Китая, в основном в центральных провинциях, были инфицированы ВИЧ при продаже крови в коммерческих организациях, которые использовали небезопасные методы сбора плазмы. Клиники смешивали кровь разных доноров перед отделением плазмы, а потом обратно вливали кровь донорам для предотвращения анемии. Если кто-то из доноров был носителем вируса, то вся группа доноров заражалась. В некоторых деревнях до 80% жителей заразилось ВИЧ таким образом. Доноры часто не знали, что они были больны, поэтому они по-прежнему продолжали продавать свою кровь и заражали все больше людей. Незнание о ВИЧ было, пожалуй, самой серьезной проблемой. Большинство людей в Китае не знали, как передается ВИЧ/СПИД и как предотвратить заболевание. Проведенное тогда исследование показало, что пятая часть населения никогда не слышала о СПИДе и что гораздо большая часть не знала, как передается ВИЧ и что инфицирования можно избежать. Китайское правительство начало предпринимать действия в ответ на рост числа инфицированных граждан, а также в немалой степени под внутренним и международным давлением организаций здравоохранения. Занимаясь разработкой эффективных мер для такого большого населения, правительство выдвинуло проект медицинских реформ, который был одобрен Госсоветом. Основными целями предлагаемых реформ являлись: обеспечение медицинскими страховками 90% населения к 2011г.; создание мощной фармацевтической индустрии, причем не только дженериков, но и инновационных препаратов; усовершенствование инфраструктуры первичнобазовой медицинской помощи
[http://vladmedicina.ru/articles/].
В последнее десятилетие и особенно после V пленума ЦК КПК, утвердившего 11-й пятилетний план развития страны на 2006-2010 гг., ситуация стала улучшаться. В рамках начатой реформы была поставлена задача сохранить все лучшее, что было сделано в предшествующие периоды, устранить «неолиберальные перекосы», одновременно с этим усилить роль рыночных механизмов и создать качественную совре-
менную «медицину для всех», а не только для иностранцев и зажиточных китайцев. Прокламируется параллельное развитие китайской и западной медицины, использование китайских и западных лекарств [http: //www .easttime.ru/
analitic/3/8/467.htmll. Различные традиционные (народные) методы профилактики и самовосстановления широко практикуются в качестве дополнения к профессиональной медицинской помощи. Традиционная медицина включает в себя лечение травами, иглоукалывание, точечный массаж, прижигание, «банки», цигун (легкие упражнения, медитация, согласованное движение, дыхание), массаж и т.д. Такие подходы считаются наиболее эффективными при лечении мелких и хронических заболеваний, в частности, из-за мягких побочных действий.
Быстрыми темпами развивается образование в области традиционной медицины, открыты высшие и средние учебные заведения с преподаванием китайской медицины и фармакологии, заочные институты, вечерние институты, школы, проводится система экстерната. Благодаря всему этому в стране подготовлены в большом количестве специалисты по китайской медицине. В производстве китайских лекарств сформирована целостная система, отличающаяся богатым ассортиментом и передовыми технологиями. В Китае врачи традиционной медицины учатся друг у друга, пытаясь найти путь сочетания методов китайской и западной медицины, что стало новшеством для Китая. В настоящее время в стране сложилась ситуация, при которой сосуществуют, перенимают друг у друга все положительное и совместно развиваются китайская, западная и китайско-западная медицина [Энциклопедия Китая. Медицина и здравоохранение. - Режим доступа: htpp://www.abirus.ru].
Особое значение придается здравоохранению в деревне и на коммунальном уровне в городах. Поощряется также создание негосударственных лечебных учреждений. Правительство намерено увеличивать расходы в сфере здравоохранения, главным образом, на дотации населению, охваченному системой страхования, а не на увеличение вложений в государственные лечебные учреждения. Тем самым провозглашался курс на развитие рынка медицинских услуг [http://www.easttime.ru/analitic/3/8/467.html].
КНР является членом Всемирной организации здравоохранения с 1948 г. Офис ВОЗ Китая за последние годы значительно расширил сферу деятельности особенно после крупной вспышки атипичной пневмонии в 2003 г. Правительство Китая при поддержке ВОЗ усилило систему
здравоохранения в стране. Сотрудники ВОЗ в Китае работают в таких областях, как развитие системы здравоохранения, иммунизация, борьба с туберкулезом, контроль над птичьим гриппом, борьба против курения, окружающая среда и здоровье и т.д.
Результаты выполнения 11-й пятилетки, завершившейся в 2010 г., подтвердили правильность выбранного курса. Бюджетные расходы на здравоохранение увеличились в два раза, превысив 3% ВВП. Средняя продолжительность жизни выросла с 70 лет в 2005 г. до 73 лет в 2009 г. До провозглашения в 1949 г. КНР средняя продолжительность жизни в Китае составляла всего 35 лет [http://www.mt-solution.ru].
Медицинские услуги стали намного доступнее для большинства категорий населения. В систему здравоохранения пришли частные инвестиции и, несмотря на то, что предприниматели в основном устремились в фармацевтический бизнес и производство медицинских изделий, именно в этот период во всех крупных городах появилось значительное количество частных клиник. Именно они частично решили проблему с очередями в государственных лечебных заве-
дениях и обеспечили предоставление качественных медицинских услуг.
Достигнутые успехи в области медицины и здравоохранения рассматриваются китайским руководством как стартовая площадка для нового рывка - такого, который бы поставил Китай в один ряд с наиболее развитыми странами мира [http://www.mt-
solution.ru/sistema_zdravoohraneniya_v_kitae ].
Литература
1. Бергер Я. Китайское здравоохранение // Отечественные записки. - №3 - 2008. - Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=44&article=1682
2. Population Bulletin. Vol.59. No 2.
3. Министерство здравоохранения КНР. - Режим доступа: www.moh.gov.cn
4. http://www.easttime.ru/analitic/3/8/467.html
5. http://russian. cctv. com/program/news_ru/2010030 5/101329.shtml
6. http://www.mt-solution.ru/sistema_zdravoohraneniya_v_kitae
7. http://vladmedicina.ru/articles/popular/2010-10-04-blesk-i-nischeta.htm
8. Энциклопедия Китая. Медицина и здравоохранение. - Режим доступа: htpp://www.abirus.ru
Барлукова Ольга Михеевна, аспирант кафедры философии восточного факультета Бурятского госунивер-ситета, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25а, e-mail: [email protected]
Barlukova Olga Mikheevna, post-graduate student of BSU, assistant of the Department of philosophy of Burayt State University, Ulan-Ude, Puchkin ctr., 25a, е-mail: [email protected]
УДК 291 © С.Р. Батомункуева
БУРЯТСКИЕ ТИБЕТОЯЗЫЧНЫЕ ОБРЯДНИКИ КУЛЬТА ГОР
В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с изучением тибетоязычных обрядовых текстов почитания гор Бурятии.
Ключевые слова: буддизм, тексты, ритуальные тексты, культ гор.
S.R. Batomunkueva
BURYAT TIBETAN - LANGUAGE TEXTS OF MOUNTAIN WORSHIP CULT
The article deals with studying and representing ritual texts concerning mountain worship cult in Buryatia. Keywords: Buddhism, texts, ritual texts, mountain cult.
Роль письменных источников в науке велика, и они занимают особое место в исследовании религии и различных ее феноменов. Несмотря на свою тысячелетнюю историю, священные тексты разных религий не теряют своей значимости, а пробуждают еще больший интерес к их изучению. Именно тексты являются носителями знаний, которые человечество начало накапливать еще с древнейших времен. Зачастую они
становятся основными «выразителями религии и сказителями о религии».
Тибетоязычные обрядовые тексты почитания гор содержат в себе тот ценнейший компонент и ту информацию, которые были вложены в них при их составлении и могут дать дополнительный материал для исследования. Между тем тексты почитания гор тесно переплетены с культом почитания хозяев местности, с культом обоо.