Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО МОНИТОРИНГА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО МОНИТОРИНГА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS / PSYCHOPHYSICAL STATE / MONITORING / PHYSICAL TRAINING PROCESS / MOODLE / СТУДЕНТЫ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / МОНИТОРИНГ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискун О. Е., Венгерова Н. Н., Пархоменко В. А., Пискун В. О.

Цель исследования - анализ развития системы непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (далее - СПбПУ) для систематизации накопленного опыта и дальнейшего совершенствования системы. Методика и организация исследования. С 2007 по 2019 г. обследовано более 11 000 студентов 1-3-го курсов, обучающихся в СПбПУ. При реализации цели и задач непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов использовались методы, заимствованные из практики спортивной медицины, психологии и дидактики (определение уровня развития и проявления физических качеств и работоспособности). Результаты исследования и выводы. Определены этапы разработки и внедрения непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов СПбПУ в 2007-2019 гг. Этапы различаются организационно-информационными особенностями и используемым инструментарием. В результате оптимизации процесса мониторинга психофизического состояния студентов за счёт внедрения информационных технологий значительно сокращается время сбора и обработки необходимой информации для оперативной разработки программ коррекции психофизического состояния, реализация которых способствует повышению уровня соматического здоровья и адаптационных возможностей организма студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пискун О. Е., Венгерова Н. Н., Пархоменко В. А., Пискун В. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of system of continuous monitoring of psychophysical state of students

Objective of the study was to analyze the process of development of the system of continuous monitoring of psychophysical state of the students of St. Petersburg Polytechnic University to systematize the accumulated knowledge and further improve the system. Methods and structure of the study. From 2007 to 2019, more than 11,000 students of the 1st to 3rd years of study of St. Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great were involved in the experiment. To achieve the goal and tasks of continuous monitoring of the students' psychophysical state, we used the methods borrowed from the experience in sports medicine, psychology and didactics (assessment of the level of development and manifestation of physical qualities and working capacity). Study results and conclusions. We determined the stages of development and implementation of the system of continuous monitoring of psychophysical state of the students of St. Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great in 2007-2019. The stages differ in the organizational and information features and the tools used. As a result of optimization of the process of monitoring of students through the introduction of information technologies significantly reduced the time of gathering and processing of necessary data to operatively develop the programs of correction of their psychophysical state, the realization of which contributes to the improvement of the level of somatic health and adaptation of the students' body to the conditions of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО МОНИТОРИНГА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО МОНИТОРИНГА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

УДК/UDC 796.01

Поступила в редакцию 02.02.2020 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Пискун1

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Венгерова1

В.А. Пархоменко1

Аспирант В.О. Пискун1

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF CONTINUOUS MONITORING OF PSYCHOPHYSICAL STATE OF STUDENTS

PhD, Associate Professor O.E. Piskun1 PhD, Associate Professor N.N. Vengerova1 V.A. Parkhomenko1

Postgraduate student V.O. Piskun1

1 St. Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - анализ развития системы непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (далее - СПбПУ) для систематизации накопленного опыта и дальнейшего совершенствования системы. Методика и организация исследования. С 2007 по 2019 г. обследовано более 11 000 студентов 1-3-го курсов, обучающихся в СПбПУ. При реализации цели и задач непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов использовались методы, заимствованные из практики спортивной медицины, психологии и дидактики (определение уровня развития и проявления физических качеств и работоспособности). Результаты исследования и выводы. Определены этапы разработки и внедрения непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов СПбПУ в 2007-2019 гг. Этапы различаются организационно-информационными особенностями и используемым инструментарием. В результате оптимизации процесса мониторинга психофизического состояния студентов за счёт внедрения информационных технологий значительно сокращается время сбора и обработки необходимой информации для оперативной разработки программ коррекции психофизического состояния, реализация которых способствует повышению уровня соматического здоровья и адаптационных возможностей организма студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: студенты, психофизическое состояние, мониторинг, учебный процесс по физической культуре, Moodle.

Annotation

Objective of the study was to analyze the process of development of the system of continuous monitoring of psychophysical state of the students of St. Petersburg Polytechnic University to systematize the accumulated knowledge and further improve the system.

Methods and structure of the study. From 2007 to 2019, more than 11,000 students of the 1st to 3rd years of study of St. Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great were involved in the experiment. To achieve the goal and tasks of continuous monitoring of the students' psychophysical state, we used the methods borrowed from the experience in sports medicine, psychology and didactics (assessment of the level of development and manifestation of physical qualities and working capacity).

Study results and conclusions. We determined the stages of development and implementation of the system of continuous monitoring of psychophysical state of the students of St. Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great in 2007-2019. The stages differ in the organizational and information features and the tools used.

As a result of optimization of the process of monitoring of students through the introduction of information technologies significantly reduced the time of gathering and processing of necessary data to operatively develop the programs of correction of their psychophysical state, the realization of which contributes to the improvement of the level of somatic health and adaptation of the students' body to the conditions of higher educational institutions.

Keywords: students, psychophysical state, monitoring, physical training process, Moodle.

Введение. Здоровье молодого поколения страны является основой и резервом социального и экономического развития страны, что определяет необходимость повышения уровня образовательного процесса [3, 4] в сочетании с созданием систем наблюдения и необходимой коррекции как учебной деятельности на различных этапах обучения, так и организации свободного времени, образа жизни [1].

На базе лаборатории «Комплексная адаптация» СПбПУ с 2007 г осуществляется непрерывный мониторинг психофизического состояния студентов [5], который заключается в определении уровня физического развития, физической подготовленности студентов, а также их функционального и психологического состояния (испытание проходят от 800 до 1000 человек ежегодно). По результатам мониторинга проводится разработка и внедрение в учебный

физическое воспитание студентов

процесс по физической культуре программ коррекции психофизического состояния с целью достижения оптимальных показателей физического и психологического состояния студентов для успешного обучения ввузе [5-8].

Учитывая тот факт, что данная работа представляет собой новый подход к решению проблем укрепления здоровья студенческой молодежи средствами физической культуры, представляется важным проследить этапы развития и становления сложившейся системы мониторинга здоровья студентов в рамках учебного процесса по физической культуре. Разработанная нами система мониторинга психофизического состояния студентов может быть реализована в учебном процессе по физической культуре в различных вузах РФ.

Цель исследования - анализ развития системы непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов СПбПУ для систематизации накопленного опыта и дальнейшего совершенствования системы.

Результаты исследования и их обсуждение. Развитие системы непрерывного мониторинга психофизического

состояния студентов СПбПУ с 2007 по 2019 г можно представить в виде нескольких этапов, которые отличаются как организационно-информационными особенностями, так и используемым инструментарием [8, 9].

Проведение мониторинга психофизического состояния студентов подразумевает использование дидактических и психологических тестов с высокой степенью надёжности, точности, валидности, объективности и информативности [3]. В табл. 1 приведён основной инструментарий мониторинга.

В табл. 2 представлены этапы развития мониторинга в зависимости от применения различного инструментария и постепенного внедрения в исследовательский процесс информационных технологий. Временные затраты рассчитаны условно исходя из трудозатрат одного работника в течение 8-часового рабочего дня. Реальный процесс обследования на стадии сбора первичных данных затрагивает привлечение нескольких сотрудников кафедры в ограниченном промежутке времени. Временные затраты не учитывают время,

Таблица 1. Инструментарий мониторинга психофизического состояния студентов

№ Виды Направленность Характеристика показателей

1 Методики спортивной медицины [6] Физическое развитие Антропометрические показатели: рост, вес, жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), динамометрия, индекс массы тела (ИМТ).

2 Функциональное состояние Гипоксическая устойчивость (пробы Штанге, Генчи), физическая работоспособность (проба Руфье)

3 Дидактические тесты [4] Физическая подготовленность Активная гибкость, координационные способности, динамическая сила мышц верхнего и нижнего пресса, спины и рук

4 Психологические тесты [1] Уровень тревожности Шкала тревожности Спилбергера-Ханина ^ТА1): личностная и ситуативная

S Невротическая астения (УНА) Усталость и снижение работоспособности

6 Торонтская алекситимическая шкала (TAS) Сниженная способность к вербализации эмоций

7 Тест структуры интеллекта Амтхауэра Тест состоит из 9 субтестов, каждый из которых направлен на исследование различных функций интеллекта

8 Тест Кеттелла Особенности характера, склонностей и интересов личности

9 Опросник САН Измерение самочувствия, активности и настроения

10 Личностный адаптационный потенциал [6] Приспособление человека к изменению социальной среды, включая способности регулировать взаимодействие со средой и воспринимать социальную роль, а также коммуникативный потенциал

Таблица 2. Этапы развития непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов СПбПУ с 2007 по 2019 г.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

G CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

№ Этапы/учебные года Инструментарий из табл. 1 Организационные особенности Информационные особенности Временные затраты

1 2007-2008 4 Психологическое тестирова- - обработка печатных анкет, их анализ и заключения; 2,5-3 месяца

ние на бумажном носителе. - внесение данных в Microsoft Excel; 1-1,5 месяца

2 2009-2011 4,5,6 Психологическое тестирование с использованием компьютерных версий психологических методик - тестирование в распределённом клиент-серверном приложении в локальной сети, а хранение в базе данных; 3-4 недели

1,2,3 Физическое тестирование с отражением результатов на бумажном носителе - перенос данных для хранения и обработки в Microsoft Excel; 2-3 недели - тестир. + 2 недели - Excel

3 2011-...-2016 4,5,6,7, 10 Компьютерное тестирование психологического состояния: 4, 5, 6, 7 - в локальной сети, а 10 - в сети Интернет - 4, 5, 6, 7 в локальной сети, хранение в базе данных; - 10 в системе дистанционных образовательных технологий Moodle imop-pfs.ru; 3-4 недели - в клиент-серверном приложении; онлайн-режим в Moodle:

1,2,3 Физическое тестирование с отражением результатов на бумажном носителе - перенос данных для хранения и обработки в Microsoft Excel; 2-3 недели - тестир. + 2 недели - Excel

4-10 Компьютерное тестирование психологического состояния - dl-ifkst.spbstu.ru на базе Moodle Онлайн-режим в Moodle

4 2016 - настоящее время Физическое тестирование с - внесение данных испытуемыми в dl-ifkst.spbstu.ru. 2-3 недели -тестир.

1,2,3 отражением результатов на бумажном носителе Онлайн-режим в Moodle

http://www.teoriya.ru

№5 • 2020 Май | May

Концептуальная схема системы мониторинга психофизического состояния студентов СПбПУ Петра Великого

потраченное студентами на прохождение испытаний, а также время на разработку программ коррекции образовательного процесса.

В результате эволюции процесса мониторинга нами разработана система непрерывного наблюдения за психофизическим состоянием студентов (см. рисунок).

Выводы. В результате оптимизации процесса мониторинга психофизического состояния студентов за счёт внедрения современных информационных технологий была сформирована система мониторинга, позволившая значительного сократить время сбора и обработки необходимых данных (с 4,5 месяцев до 2-3 недель). Данные необходимы для оперативной разработки и внедрения в учебный процесс по физической культуре как групповых, так и индивидуальных программ коррекции психофизического состояния. Программы направленны на повышение уровня здоровья и адаптационных возможностей организма студентов к условиям высшего профессионального образования.

В качестве дальнейших шагов авторы видят внедрение современных стандартов управления качеством мониторинга. Предполагается развитие процессного подхода к управлению мониторингом, в частности построения технологических карт и иерархий процессов на основе функционального подхода к моделированию системы мониторинга.

Литература

1. Болотин А.Э. Особенности управления спортивной работой со студентами в вузах с учетом их ценностно-мотивационной ориентации / А.Э. Болотин, О.Е. Пискун, С.Н. Погодин // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 3. - С. 51-53

2. Болотин А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев. // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7. - С. 16-20.

3. Венгерова Н.Н. Реализация ФГОС "3+" по физической культуре в высшей школе / Н.Н. Венгерова, Л.В. Люйк, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 6. - С. 12-14

4. Пискун О.Е. Условия реализации компетентностного подхода в построении учебного процесса по физической культуре в вузе / О.Е. Пискун, С.Н. Погодин, В.И. Григорьев // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 7. - С. 12-14

5. Пискун О.Е. Особенности организации работы кафедры физической культуры при проведении непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов / О.Е. Пискун, В.О. Пискун // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути решения. - 2013. -Т. 8. - № 2. - С. 804-808

6. Пискун О.Е. Проблемы психологической адаптации студентов младших курсов технических вузов средствами физической культуры / О.Е. Пискун, В.А. Чистяков // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 11. - С. 38-39.

10

11

2.

4.

Пискун О.Е. Методика объективной оценки текущего психологического состояния и свойств личности для определения уровня адаптации иностранных студентов / О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова, Б.С. Фролов, И.Л. Бондарчук // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 6. - С. 15-17.

Пискун О.Е. Эволюция государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по физической культуре в современной России / О.Е. Пискун, В.А. Чистяков // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 2. - С. 29-30. Пискун О.Е. Результаты мониторинга психофизической адаптации студентов к обучению и разработка комплекса мер по охране их здоровья / О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова, Н.Н. Венгерова // Вестник СПУ. Медицина. Серия 11. Вып. 1. - СПб: СГУ, 2011. -С. 81-92;

. Щеголев В.А. Профессиональное совершенствование субъектов управления физическим воспитанием студентов с использованием интерактивных технологий / В.А. Щеголев, О.В. Новосельцев // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 2. - С. 15-18. . Ясюкова Л.А. Влияние занятий физической культурой на адап-тированность студентов технического вуза / Л.А. Ясюкова, А.М. Алексанков, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 2. - С. 21-23.

References

Bolotin A.E., Piskun O.E., Pogodin S.N. Osobennosti upravleniya sportivnoy rabotoy so studentami v vuzakh s uchetom ikh tsennostno-motivatsionnoy orientatsii [Special features of sports management for university students with regard to their valuemotivational orientation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no. 3. pp. 51- 53. Bolotin A.E., Shchegolev V.A., Bakaev V.V. Pedagogicheskaya tekh-nologiya ispolzovaniya sredstv fizicheskoy kultury dlya adaptatsii studen-tov k budushchey professionalknoy deyatelnosti [Educational Technology of Use of Means of Physical Culture to Adapt for Future Professional Work]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014.no. 7. pp. 16-20. Vengerova N.N., Lyuik L.V., Piskun O.E. Realizatsiya FGOS «3 » po fizicheskoy kulture v vyisshey shkole [University implementation of "3+" FSES for physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 6, pp. 12-14.

Piskun O.E., Pogodin S.N., Grigoriev V.I. Usloviya realizatsii kompetent-nostnogo podkhoda v postroenii uchebnogo protsessa po fizicheskoy kulture v vuze [Competency building approach implementation conditions in design of university physical education process]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2016, no. 7, pp. 12-14.

5. Piskun O.E., Piskun V.O. Osobennosti organizatsii rabotyi kafedry fizicheskoy kultury pri provedenii nepreryivnogo monitoringa psikhofiz-icheskogo sostoyaniya studentov [Features of organization of work of physical education department during continuous monitoring of students' psychophysical state]. Zdorovye - osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti resheniya. 2013. v. 8. No.2. pp. 804-808

6. Piskun O.E., Chistyakov V.A. Problemy psikhologicheskoy adaptatsii studentov mladshikh kursov tekhnicheskikh vuzov sredstvami fiz-icheskoy kultury [Some issues of junior technical university students' psychological adaptation via physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No. 11. pp. 38-39.

7. Piskun O.E., Petrova N.N., Frolov B.S., Bondarchuk I.L. Metodika ob'ektivnoy otsenki tekushchego psikhologicheskogo sostoyaniya i svoystv lichnosti dlya opredeleniya urovnya adaptatsii inostrannyih studentov [Technique for objective assessment of current mental state and personality traits to determine adaptation level of foreign students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. no. 6. pp. 15--17.

8. Piskun O.E., Chistyakov V.A. Evolyutsiya gosudarstvennogo obrazo-vatelnogo standarta vysshego professionalnogo obrazovaniya po fizicheskoy kulture v sovremennoy Rossii [Evolution of state educational standard of higher professional education in physical education in modern Russia]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 2. pp. 29-30.

9. Piskun O.E., Petrova N.N., Vengerova N.N. et al. Rezul'taty monitoringa psikhofizicheskoy adaptatsii studentov k obucheniyu i razrabotka kompleksa mer po okhrane ikh zdorov'ya (Results of monitoring of psychophysical adaptation of students to studies and development of set of measures for their health protection]. Vestnik Sankt-Peterburg-skogo universiteta. Seriya 11. Meditsina, 2011, no. 1, pp. 81-92;

10. Shchegolev V.A., Novoseltsev O.V. Professionalnoe sovershenst-vovanie sub'ektov upravleniya fizicheskim vospitaniem studentov s ispolzovaniem interaktivnykh tekhnologiy [Professional Development of Management Entities of Physical Education of Students Using Interactive Technologies]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. no. 2. pp. 15-18.

11. Yasyukova L.A., Aleksankov A.M., Piskun O.E. Vliyanie zanyatiy fizicheskoy kulturoy na adaptirovannost studentov tehnicheskogo vuza [The Effect of Physical Education Classes on Adaptation of Technical University Students]. Teoriya i praktika fiz kultury. 2015. no. 2. pp 21-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.