показатели эмоционального состояния студентов при освоении теоретического курса по дисциплине «физическая культура»
УДК/UDC 378.172
Поступила в редакцию 27.08.2019 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Пискун1 Кандидат экономических наук, доцент М.Ю. Абабкова1 Кандидат технических наук, доцент В.Л. Леонтьева1 Кандидат педагогических наук, доцент Ю.А. Ковалева2
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
2 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
INDICATORS OF EMOTIONAL STATE IN pHYSICAL EDUCATION THEORY COURSE STUDENTS
PhD, Associate Professor O.E. Piskun1 PhD, Associate Professor M.Yu. Ababkova1 PhD, Associate Professor V.L. Leontyeva1 PhD, Associate Professor Yu.A. Kovaleva2
1 St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, St. Petersburg
2 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Аннотация
Цель исследования - изучение влияния формы организации занятия на эмоциональное состояние учащихся при освоении учебного материала с преподавателем и самостоятельно.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на кафедрах «Реклама и связи с общественностью» Гуманитарного института и «Физическая культура и адаптация» Института физической культуры спорта и туризма Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Экспериментальная группа самостоятельно изучала дистанционные материалы по дисциплине «Физическая культура». Контрольная группа прослушала мини-лекцию преподавателя по тому же учебному материалу. В рамках исследования осуществлялось пре- и посттестирование психофизиологического состояния учащихся на основе БОС-метода, сравнение полученных данных у контрольной и экспериментальной групп студентов.
Результаты исследования и выводы. В результате эксперимента по данным кардиоритмограммы были определены показатели эмоциональной сферы учащихся, изменяющиеся в процессе работы над учебным материалом, под руководством преподавателя и самостоятельно. Показано, что самостоятельная работа над учебным материалом способствует повышению эмоционального спокойствия, подвижности психических процессов, практичности мышления и содействует укреплению резерва психической и синдромоло-гической адаптивности, снимает возбужденность состояния.
Ключевые слова: лектор, дистанционное обучение, метод биологической обратной связи, текущее психологическое состояние, показатели эмоциональной сферы.
Annotation
Objective of the study was to determine the role of the form of organization of physical education classes on students' emotional state when mastering educational material under the teacher's supervision and independently. Methods and structure of the study. The educational experiment was carried out at the departments of "Publicity and Public Relations" of the Humanities Institute and "Physical Education and Adaptation" of the Institute of Physical Education, Sports and Tourism of Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University. The EG subjects were to master the distance material in the Physical Education discipline independently. The RG subjects attended mini-lectures based on the same educational material. As part of the study, a pre- and post-testing of the students' psychophysiological state was carried out based on the biological feedback method. The data obtained in the EG and RG were then compared. Results of the study. The cardiorhythmogram indices obtained during the experiment enabled to assess the students' emotional state, which tended to change in the process of mastering the educational material under the teacher's supervision and independently. It is shown that independent studies enhance emotional security, mobility of mental processes, pragmatic thinking and help strengthen mental and syndromological adaptation reserves, as well as scale down emotional excitation.
Conclusion. The training process should combine both types of activity and exclude lectures as the main form of physical education classes. The combination of various forms and models of mastering the educational material, when teachers participate but do not play a decisive role, contributes to the improvement of students' emotional state.
Keywords: lecturer, distance learning, biological feedback method, current psychological state, characteristics of emotional sphere.
Введение. Традиционная университетская система в качестве основной формы организации учебного процесса предполагает чтение лекций и проведение практических занятий. Однако с развитием префигуративного типа социализации, который ориентируется на будущее и предполагает увеличение разрыва между поколениями [1, 4, 9, 10],
деятельность лектора в аудитории теряет свою актуальность. В ряде статей [10, 13] авторы отмечают, что основными недостатками «монологового» взаимодействия преподавателей и учащихся в рамках лекций является утомление слушателей от фигуры лектора и монотонности происходящего [9]. Исследования показывают, что студенты теряют суть лекцион-
№ 1 • 2020 Январь | Yanuary http://www.teoriya.ru 53
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
о
(U .с Н
ного материала и логические связки за 2,5-3,0 мин [11, 17]. Преподаватель, читающий лекцию, оказывается в «состоянии деструктивной информационной конкуренции с портативными устройствами своих слушателей». Кроме того, темп подачи лекционного материала не подходит одинаково хорошо всем слушателям, менторский стиль обучения в настоящее время уступает товарищескому, а стиль подачи лекционного материала зависит от размера группы: например, лекции в малоформатных группах по магистерским программам теряют свою эмоциональную остроту и энтузиазм, а в больших аудиториях - отдаляют лектора от слушателей. По мнению ведущих преподавателей Института физической культуры, спорта и туризма Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого образовательный процесс следует осуществлять с использованием интерактивных технологий, а также с учетом психологических особенностей участников обучения [1, 4, 9, 10, 13, 11, 14, 12, 2, 3, 5-7].
В настоящее время традиционное (очное) и дистанционное (виртуальное) университетское образование сосуществуют, однако до сих пор не создано адекватной модели дистанционного обучения, которое также имеет большие трудности с мотивацией и самоорганизацией онлайн-слуша-телей. Таким образом, можно говорить о кризисе профессии преподавателя и института лекторства, которые постепенно теряют свою ценность еще и вследствие всеобщей доступности информации в сети Интернет [8].
Цель исследования - выявить влияние формы организации занятия на эмоциональное состояние учащихся при освоении учебного материала с преподавателем и самостоятельно.
Методика и организация исследования. Совместное исследование кафедр «Реклама и связи с общественностью» Гуманитарного института и «Физическая культура и адаптация» Института физической культуры спорта и туризма Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого имело целью получить данные о психофизиологическом состоянии студентов при восприятии теоретического материала по дисциплине «Физическая культура», излагаемого преподавателем, и состоянии при восприятии того же самого материала при дистанционном изучении. Все студенты были распределены на контрольную и экспериментальную фокус-группы. При проведении исследования использовался метод биологической обратной связи (БОС). Исследование проводилось в четыре этапа. До проведения занятия была получена предварительная оценка психофизиологического состояния учащихся на основе БОС-метода. Далее были проведены различные по форме учебные занятия для каждой группы по изучению теоретического материала с преподавателем и дистанционно. Экспериментальная фокус-группа самостоятельно изучала дистанционные материалы по дисциплине «Физическая культура». Контрольная фокус-группа прослушала мини-лекцию преподавателя по тому же учебному материалу. На следующем этапе после занятия была проведена заключительная оценка психофизиологического состояния учащихся обеих групп. На заключительном этапе исследования полученные данные пре- и посттестирования контрольной и экспериментальной групп были проанализированы и сделаны выводы [5].
При проведении пре- и посттестирования использовался программно-аппаратный комплекс (ПАК) CMS (Current Mental State - текущее психологическое состояние), использующий микрокардиоанализатор и компьютерную программу CMS.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате компьютерной обработки данных, полученных по мето-
дике CMS по двум группам, были выявлены показатели психофизиологического состояния учащихся.
Нозологический показатель Af (свойство аффективности) характеризует степень текущего отклонения настроения. Увеличение показателя аффективности указывает на изменение настроения, а понижение - свидетельствует об отсутствии отклонения в настроении и его большей устойчивости. Перед началом занятия у контрольной и экспериментальной групп показатель Af (эталонное значение 4,8) был низким (Af1-1=6,53, Af2-1=7,01 соответственно).
После занятия у обеих групп отмечается резкое повышение показателя в сторону нестабильности и большего напряжения (Af1-2= 14,53 и Af2-2=35,89).
Показатель внешней экспрессивности эмоций, свойство истероидности, Is (эталонное значение 1) связан с текущей сдержанностью эмоций, уравновешенностью баланса «Я-остальные». Перед началом эксперимента значения показателя в обеих группах были повышенными (группы Is1-1=3,17, Is2-1=3,59), указывающими на некоторую степень увеличения экспрессивности эмоций и отклонения баланса «Я-остальные» в сторону «Я». После эксперимента значения показателя снизились в обеих группах (Is1-2=2,07 и Is2-2=3,13), однако у контрольной группы это снижение было более заметным, что говорит уже о незначительной внешней экспрессивности эмоций при общем достаточно высоком уровне сдержанности, незначительном отклонении баланса «Я-остальные» в сторону «Я».
Показатель MN отражает возбужденность состояния (антипод покоя, спокойствия, эталонное значение 1,1). У контрольной и экспериментальной групп перед экспериментом обнаружилась средняя степень возбужденности состояния, оживления и напряжения эмоций (MN1-1= 7,4, MN2-1=7,04 соответственно). В результате разных форм проведения занятия у контрольной группы данный показатель почти не изменился (MN1-2 = 7,71), а у экспериментальной группы этот показатель значительно повысился (MN2-2 = 18,74).
Показатель осторожности, осмотрительности, склонности к перспективной оценке (свойство тревоги, эталонное значение 1,3) перед началом эксперимента у обеих групп был низким и показал высокую степень бесстрашия, неосторожности (TR1-1=0,97, TR2-1=0,82 соответственно). После эксперимента показатель тревожности в обеих группах заметно вырос (TR1-2=4,46 и TR2-2=6,41).
Показатель SL, иллюстрирующий свойство отдыха ментальной функции (значение эталона 1), связанный с ограничением текущей спонтанности, продуктивности психики при отражении реальности, перед началом исследования у обеих групп был в норме (SL1-1=1,02, SL2-1=1,02). При посттестировании было установлено, что после занятия у контрольной группы показатель незначительно увеличился (SL1-2=1,67), а у экспериментальной группы заметно повысился (SL2-2=2,71), что характеризует значительное проявление ригидности психики.
Показатель, связанный со свойством депрессии, угнетения психического состояния, эталонное значение 1,4 и у контрольной группы, и у экспериментальной группы перед экспериментом соответствовал значениям эталона психической нормы, в обеих группах демонстрировался высокий уровень бодрости и оптимизма (DP1-1=0,8 и DP2-1=1,43 соответственно). После эксперимента был также отмечен высокий уровень бодрости и оптимизма в обеих группах (DP1-2=1,07 и DP2-2=1,13).
Итоговая оценка текущего психического состояния с учетом значений всех шкал по контрольной группе до эксперимента составляла 3,18, после эксперимента - 3,62, что соответствует легкому отклонению от эталона нормы. У экспериментальной
54 http //www.teoriya.ru № 1 • 2020 Январь | Yanuary
http://www.teoriya.ru
группы итоговая оценка по результатам претестирования составляла 3,45, при посттестировании - 3,23, что соответствует популяционной норме. Итоговый показатель у экспериментальной группы лучше, чем у контрольной группы.
Таким образом, в результате эксперимента у контрольной группы улучшенным показателем стал IS (баланс психических реакций «Я-остальные»). У обеих групп в худшую сторону изменились показатели Af (аффективность, уровень эмоционального спокойствия), TR (показатель осторожности, осмотрительности, свойство тревоги). Показатель MN (возбужденность состояния, свойство мании) у экспериментальной группы значительно ухудшился по сравнению с контрольной группой, увеличившись более чем в два раза. Показатель SL, иллюстрирующий свойство отдыха ментальной функции, в результате занятия у контрольной группы изменился незначительно, а у экспериментальной группы заметно повысился. Обе группы продемонстрировали улучшение показателя, связанного со свойством депрессии.
Вывод. Самостоятельная работа над учебным материалом способствует повышению эмоционального спокойствия, подвижности психических процессов, практичности мышления и содействует укреплению резерва психической и син-дромологической адаптивности, снимает возбужденность состояния.
Работа над изучением нового теоретического материала под руководством также способствует укреплению резерва синдромологической адаптивности, повышает уровень подвижности психических процессов, улучшает баланс психических реакций «Я-остальные». Очевидно, что в учебном процессе необходимо сочетать оба вида работы, отказываясь от лекции как основной формы проведения занятий. Сочетание различных форм и моделей работы с учебным материалом, в которых преподаватель участвует, но не играет определяющую роль, улучшает показатели эмоционального состояния учащихся.
Литература
1. Болотин А.Э. Особенности управления спортивной работой со студентами в вузах с учетом их ценностно-мотивационной ориентации / А.Э. Болотин, О.Е. Пискун, С.Н. Погодин // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 3. - С. 51-53.
2. Венгерова Н.Н. Биоимпедансный анализ состава тела студенток как диагностический метод проектирования физкультурно-оздоровительных занятий / Н.Н. Венгерова, О.Е. Пискун, Е.Н. Комиссаров, Ю.А. Клюс // Теория и практика физ. культуры. - 2018. -№ 9. - С. 33-35.
3. Венгерова Н.Н. Реализация ФГОС "3+" по физической культуре в высшей школе / Н.Н. Венгерова, Л.В. Люйк, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 6. - С. 12-14.
4. Коршунов А.В. К вопросу повышения профессионального мастерства субъектов управления физическим воспитанием студентов / А.В. Коршунов, А.О. Миронов, В.А. Щеголев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. -№ 4 (134). -С. 135-139.
5. Пискун О.Е. Повышение эффективности учебного процесса в вузе на основе метода биологической обратной связи / О.Е. Пискун, М.Ю. Абабкова, В.Л. Леонтьева // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 10. - С. 45-47.
6. Пискун О.Е. Организация физического воспитания студентов зарубежных стран / О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры.
- 2014. - № 7. - С. 6-8.
7. Пискун О.Е. Методика объективной оценки текущего психологического состояния и свойств личности для определения уровня адаптации иностранных студентов / О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова, Б.С. Фролов, И. Л. Бондарчук // Теория и практика физ. культуры.
- 2016. - № 6. - С. 15-17.
8. Смирнова Н.В. Физическая рекреация: современное состояние и перспективы развития / Н.В. Смирнова, М.А. Эльмурзаев // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 12-16
9. Сущенко В.П. Особенности личностно-профессионального развития различных категорий специалистов по физической культуре и спорту / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, А.В. Коршунов // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 6. - С. 3-6.
10. Сущенко В.П. 105 лет - студенческому спорту в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете
/ В.П. Сущенко, А.А. Напреенков // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 2. - С. 3-5.
11. Филиппов С.С. Управление физической культурой и спортом по месту жительства / С.С. Филиппов, В.О. Пискун // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 2. - С. 63-65.
12. Филиппов С.С. Организационно-правовое обеспечение деятельности спортивных клубов образовательных организаций / С.С. Филиппов, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7. - С. 52-55.
13. Чистяков В.А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг как объект управления / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г.А. Пригода // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2005. - № 18. - С. 91-100.
14. Щеголев В.А. Профессиональное совершенствование субъектов управления физическим воспитанием студентов с использованием интерактивных технологий / В.А. Щеголев, О.В. Новосельцев // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 2. - С. 15-18.
References
15. Bolotin A.E., Piskun O.E., Pogodin S.N. Osobennosti upravleniya sportivnoy rabotoy so studentami v vuzah s uchetom ih tsennostno-motivatsionnoy orientatsii [Special features of sports management for university students with regard to their valuemotivational orientation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no. 3. pp. 5153.
16. Vengerova N.N., Piskun O.E., Komissarov E.N., Klyus Y.A. Bioimpedansnyiy analiz sostava tela studentok kak diagnosticheskiy metod proektirovaniya fizkulturnoozdorovitelnyih zanyatiy [Bioimpedance-based body composition rating tests for academic health physical education service design]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018.no. 9. pp. 3335.
17. Vengerova N.N., Lyuik L.V., Piskun O.E. Realizatsiya FGOS «3 » po fizicheskoy kulture v vyisshey shkole [University implementation of «3+» FSES for physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 6, pp. 12-14.
18. Korshunov A.V., Mironov A.O., Shchegolev V.A. K voprosu povyisheniya professionalnogo masterstva sub'ektov upravleniya fizicheskim vospitaniem studentov [On professional skills building in academic physical education management subjects]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. St. Petersburg: NSU publ., 2016. no.4 (134). pp. 135139.
19. Piskun O.E., Ababkova M.Y., Leontyeva V.L. Povyshenie effektivnosti uchebnogo protsessa v vuze na osnove metoda biologicheskoy obratnoy svyazi [Biological feedback method to facilitate academic progress]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 10. pp. 4547.
20. Piskun O.E. Organizatsiya fizicheskogo vospitaniya studentov zarubezhnyih stran [Foreign university physical education procedure]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014. no. 7. pp. 68.
21. Piskun O.E., Petrova N.N., Frolov B.S., Bondarchuk I.L. Metodika ob'ektivnoy otsenki tekuschego psihologicheskogo sostoyaniya i svoystv lichnosti dlya opredeleniya urovnya adaptatsii inostrannyih studentov [Technique for objective assessment of current mental state and personality traits to determine adaptation level of foreign students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. no. 6. pp. 15-17.
22. Smirnova N.V., Elmurzaev M.A. Fizicheskaya rekreatsiya: sovremennoe sostoyanie i perspektivyi razvitiya [Fizicheskaya rekreatsiya: sovremennoe sostoyanie i perspektivyi razvitiya]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no.5. pp. 1216
23. Sushchenko V.P., Shchegolev V.A., Korshunov A.V. Osobennosti lichnostnoprofessionalnogo razvitiya razlichnyih kategoriy spetsialistov po fizicheskoy kulture i sportu [Specifics of personal professional development of physical education and sports specialists of different types]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 6, pp. 36.
24. Sushchenko V.P., Napreenkov A.A. 105 let - studencheskomu sportu v SanktPeterburgskom gosudarstvennom politehnicheskom universitete [105th Anniversary of University Sport in SaintPetersburg State Polytechnic University]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2015, no. 2, pp. 3-5.
25. Filippov S.S., Piskun V.O. Upravlenie fizicheskoy kulturoy i sportom po mestu zhitelstva [Management of Domiciliary Physical Culture and Sport]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. no. 2. pp. 6365.
26. Filippov S.S., Piskun O.E. Organizatsionno-pravovoe obespechenie deyatelnosti sportivnyih klubov obrazovatelnyih organizatsiy [Organizational Legal Support of Activity of Sports Clubs of Educational Establishments]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014. no.7. pp. 5255.
27. Chistyakov V.A., Aronov G.Z., Prigoda G.A. Protsess marketingovoy deyatelnosti v sfere fizkulturnoozdorovitelnyih uslug kak ob'ekt upravleniya [Process of marketing activity in the sphere of sports and improving services as object of management]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2005. no. 18. pp. 91100.
28. Shchegolev V.A., Novoseltsev O.V. Professionalnoe sovershenstvovanie sub'ektov upravleniya fizicheskim vospitaniem studentov s ispolzovaniem interaktivnyih tehnologiy [Professional Development of Management Entities of Physical Education of Students Using Interactive Technologies]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. no. 2. pp. 1518.
№ 1 • 2020 Январь | Yanuary http://www.teoriya.ru 55
http://www.teoriya.ru -r