ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОИЧИВОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ АЭРОБИКОЙ
УДК/UDC 378.147
Поступила в редакцию 11.02.2020 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Бушма1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Г. Зуйкова1
Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Устинова1
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
BUILDING STRESS TOLERANCE DURING AEROBIC PRACTICES
PhD, Associate Professor T.V. Bushma1 PhD, Associate Professor E.G. Zuikova1 PhD, Associate Professor O.N. Ustinova1
1 St. Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great, St. Petersburg
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - разработка технологии формирования стрессоустой-чивости (СУ) студентов при выполнении самостоятельных работ на практических занятиях по аэробике.
Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 372 студента 2-го курса, занимающихся на специализации «Аэробика» в СПбПУ Петра Великого. Педагогическое тестирование по методике Ю.В. Щербатых позволило ранжировать стресс-факторы, проанализировать приемы снятия стресса, определить сформированность индивидуального уровня СУ студентов.
Результаты исследования и выводы. Проведенный социологический опрос показал, что 99% респондентов испытывают стресс, связанный с учебной деятельностью. Определены факторы, вызывающие стресс у студентов, ранжированы показатели педагогического мониторинга СУ, изучены способы борьбы с учебным стрессом. На специализации «Аэробика» разработана и реализована на практике технология поэтапного выполнения самостоятельных работ, направленная на повышение уровня СУ студентов средствами аэробики, определены психолого-педагогические условия ее реализации. Аэробика, как один из видов двигательной активности, обладает широким спектром средств повышения уровня СУ. Реализованная на практике технология выполнения самостоятельной работы студентами на учебных занятиях учит преодолевать стрессовые ситуации, повышает уровень самостоятельности, формирует навыки адекватной реакции на стрессовые раздражители.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, самостоятельная работа, аэробика, студент.
Annotation
Objective of the study was to develop a stress tolerance formation technology for
students to use during independent aerobic practices.
Methods and structure of the study. The study involved 372 second-year students
of SPbPU majoring in Aerobics. The pedagogical testing conducted according to
Y.V. Scherbatykh enabled us to rank the stress factors, analyze the stress coping
techniques, determine the level of formation of individual stress tolerance in the
students.
Study results and conclusions. The sociological survey showed that 99% of respondents experience academic process related stress. We were able to determine the stress factors, rank the data of educational monitoring of stress tolerance in the students, study the ways to reduce academic process related stress.
For the students majoring in the Aerobics discipline, we developed and implemented a step-by-step technique of independent training, aimed to enhance stress tolerance in the students by means of aerobics, determined the psychological and pedagogical conditions for its implementation. Aerobics, as one of the types of motor activity, has a wide range of means to improve stress tolerance. The implemented technique of independent training of students during the training sessions teaches them how to cope with stressful situations, increases the level of independence, forms the skills of adequate response to stress stimuli.
Keywords: stress tolerance, independent practices, aerobics, student.
Введение. Студенческая молодежь в той или иной степени постоянно испытывает стресс [4, 5]. Самым доступным и эффективным средством в поддержании здоровья студентов многие авторы отмечают двигательную активность [1, 6]. Аэробика, как элективный курс по физической культуре в СПбПУ Петра Великого, востребована молодежью, обладает большим потенциалом в формировании навыков преодоления учебного стресса.
Цель исследования - разработка технологии выполнения самостоятельных работ на практических занятиях по аэробике, направленной на формирование стрессоустойчиво-сти (СУ) студентов.
Методика и организация исследования. Организация учебного процесса на специализации «Аэробика» определяется мотивационными потребностями и личностными качествами студентов. Музыка во время занятий улучшает настроение, снимает негативные проявления стресса, отвлекает от переживаний, подавленного настроения, тревожности [1-3].
В исследовании приняло участие 372 студента 2-го курса, занимающихся на специализации «Аэробика» в СПбПУ Петра Великого. Педагогическое тестирование по методике Ю. В. Щербатых позволило ранжировать стресс-факторы, проанализировать приемы снятия стресса, определить
№ 5 • 2020 Май | May
http://www.teoriya.ru
□
U
го
и
ÎT а
■о с га
Si о ш л I-
сформированность индивидуального уровня стрессоустой-чивости (СУ) студентов (см. рисунок).
Степень воздействия стресс-факторов определяется уровнем СУ студента.
Результаты исследования и их обсуждение. Только 7 % респондентов обладают высоким уровнем СУ, 70 % опрошенных адаптированы к учебной деятельности, их результаты находятся в диапазоне «нормы» (35-85 баллов), 23 % - не способны противостоять действию стресс-факторов, отличаются высоким уровнем тревожности.
По результатам опроса проведен анализ приемов снятия стресса студентами. Популярным деструктивным способом в данной выборке является вкусная еда (44 %), а конструктивными - сон и смена деятельности (41 %), общение с друзьями (35 %). Лишь 4 % студентов для снятия психолого-эмоционального напряжения используют занятия физическими упражнениями. Особого внимания заслуживают 73 % опрошенных, для которых учебные занятия по физической культуре являются единственной возможностью повысить уровень двигательной активности и СУ.
СУ можно корректировать в процессе выполнения самостоятельных работ, повышая сопротивляемость психики, тренируя приспособительные механизмы организма. Целенаправленность формирования СУ при выполнении самостоятельных работ на специализации «Аэробика» обеспечивается психолого-педагогическими условиями [3].
На специализации разработан учебный блок самостоятельных работ и технология поэтапного их выполнения. Степень самостоятельности определяется приобретенными практическими умениями и индивидуальным уровнем СУ студента. В качестве примера приведем последовательность подготовки аэробной разминки в стиле нон-стоп. Каждый этап технологической цепочки - это совместная работа преподавателя и студента:
1. Выбор и обоснование упражнений, их количества и последовательности, конкретизация техники их исполнения.
2. Выполнение каждого упражнения в медленном темпе с акцентами в начале и конце, с фиксацией поз, положения рук и частей тела.
3. Соединение упражнений в последовательную цепочку с конкретизацией переходов под счет.
4. Прослушивание музыкального сопровождения с определением начала и конца музыкальной фразы.
5. Выполнение разминки под музыку по частям и в полном объеме.
Предложенный алгоритм реализуется за счет многообразия средств аэробики и отражает специфику дисциплины. Предложенный алгоритм выполнения самостоятельных заданий направлен на формирование навыков психологической устойчивости к учебным стресс-факторам. Данная технология и методические приемы адаптированы к особенностям дисциплины «Аэробика» и реализованы в учебной программе. Педагогическое наблюдение за поэтапным выполнением самостоятельных работ подтвердило, что направленность
Ранжирование студентами стресс-факторов
индивидуальных задании, соответствие их содержания возможностям студента обеспечивают устойчивую мотивацию к систематическим занятиям у 92 % занимающихся.
Учебная программа на специализации «Аэробика» предусматривает постепенное повышение уровня самостоятельности студентов при подготовке индивидуальных заданий, что является механизмом повышения СУ [3]. Конечный результат этой деятельности оценивается по балльной системе при выполнении импровизационных заданий (без предварительной подготовки), что является критерием оценки уровня СУ каждого студента. В конце 2-го курса 97 % студентов отметили, что данная работа для них уже не является стресс-фактором и в 78 % случаев выполнена на оценку отлично.
Вывод. Разработанный учебный блок самостоятельных работ, алгоритм поэтапного их выполнения студентами и специфика предлагаемых методических приемов на специализации «Аэробика» способствуют формированию навыков в преодолении учебных стресс-факторов.
Литература
1. Болотин А.Э. Особенности управления спортивной работой со студентами в вузах с учетом их ценностно-мотивационной ориентации / А.Э. Болотин, О.Е. Пискун, С.Н. Погодин // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 3. - С. 51-53.
2. Болотин А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев,
B.В. Бакаев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7.
- С.16-20.
3. Бушма Т.В. Организация и содержание самостоятельной работы студентов специализации «Аэробика» / Т.В. Бушма, Л.М. Волкова, Е.Г. Зуйкова // Теория и практика физ. культуры. - 2015. -№ 2. - С. 24-26.
4. Пискун О.Е. Методика объективной оценки текущего психологического состояния и свойств личности для определения уровня адаптации иностранных студентов / О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова, Б.С. Фролов, И.Л. Бондарчук // Теория и практика физ. культуры.
- 2016. - № 6. - С. 15-17.
5. Пискун О.Е. Повышение эффективности учебного процесса в вузе на основе метода биологической обратной связи / О.Е. Пискун, М.Ю. Абабкова, В.Л. Леонтьева // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 10. - С. 45-47.
6. Филиппов С.С. Организационно-правовое обеспечение деятельности спортивных клубов образовательных организаций /
C.С. Филиппов, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры.
- 2014. - № 7. - С. 52-55.
References
1. Bolotin A.E. , Piskun O.E., Pogodin S.N. Osobennosti upravleniya sportivnoy rabotoy so studentami v vuzakh s uchetom ikh tsennostno-motivatsionnoy orientatsii [Special features of sports management for university students with regard to their value-motivational orientation]. Teoriya i praktika fiz. Kultury, 2017. No. 3. pp. 51-53.
2. Bolotin A.E., Shchegolev V.A., Bakaev V.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya ispolzovaniya sredstv fizicheskoy kultury dlya adaptatsii studentov k budushchey professionalnoy deyatelnosti [Educational technology of application of physical training tools to adjust students to professional work].Teoriya i praktika fiz. Kultury. 2014. No. 7. pp.16-20.
3. Bushma T.V., Volkova L.M., Zuikova E.G. Organizatsiya i soderzhanie samostoyatelnoy raboty studentov spetsializatsii «Aerobika» [Organization and Content of Independent Work of Students Specializing in Aerobics]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 2. pp. 24-26.
4. Piskun O.E., Petrova N.N., Frolov B.S., Bondarchuk I.L. Metodika ob'ektivnoy otsenki tekushchego psikhologicheskogo sostoyaniya i svoystv lichnosti dlya opredeleniya urovnya adaptatsii inostrannykh studentov [Technique for objective assessment of current mental state and personality traits to determine adaptation level of foreign students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. no. 6. pp. 15—-17.
5. Piskun O.E., Ababkova M.Y., Leontyeva V.L. Povyshenie effektivnosti uchebnogo protsessa v vuze na osnove metoda biologicheskoy obratnoy svyazi [Biological feedback method to facilitate academic progress]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no.10. pp. 45-47.
6. Filippov S.S., Piskun O.E. Organizatsionno--pravovoe obespechenie deyatelnosti sportivnykh klubov obrazovatelnykh organizatsiy [Organizational -Legal Support of Activity of Sports Clubs of Educational Establishments]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014. no.7. pp. 52-55.
54
http://www.teoriya.ru
№5 • 2020 Май | May