эффективность балльно-рейтингового контроля физического воспитания студентов на основе проектно-ориентированной платформы
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 20.10.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, профессор В.И. Григорьев1 Кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Пискун2 Кандидат педагогических наук, доцент В.С. Васильева2 В.Н. Волков2
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
EFFECTIVENESS OF POINT-RATING SYSTEM FOR UNIVERSITY PHYSICAL EDUCATION MONITORING BASED ON PROJECT-ORIENTED PLATFORM
Dr. Hab., Professor V.I. Grigoriev1 PhD, Associate Professor O.E. Piskun2 PhD, Associate Professor V.S. Vasilieva2 V.N. Volkov2
1 Saint Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg
2 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg
Аннотация
Цель исследования - повышение операционной устойчивости балльно-рей-тингового контроля (БРК) физической культуры студентов за счет синхронизации информационных процессов в границах проектно-ориентированной платформы (ПОП).
Методика и организация исследования. С использованием инструментов балльно-рейтингового контроля проведен сравнительный анализ параметров, характеризующих динамику физической подготовленности 560 первокурсников, юношей и девушек в возрасте 18,6±0,5 года, занимающихся на основном, подготовительном, специальном медицинском отделениях и в группе ОВЗ.
Результаты исследования и выводы. На первом этапе синтезирована ПОП, сигналы обратной связи которой имеют информационно зависимую структуру ФГОС ВО 3++. Информационный канал обратной связи использован в качестве регулятора параметров, характеризующих уровень компетенций, показателей телесного развития и величины физической нагрузки. Обнаружена линейная связь между величиной среднесуточной активности, энерготрат и общего обмена веществ с PWC170, ЖЕЛ, результатами тестирования в беге на 100, 500 и 1000 м, плавании на 50 м, прыжке в длину с места, подтягивании из виса на перекладине. На втором этапе дана оценка эффективности ПОП в управлении динамикой физической подготовленности студентов. Реализация конструктивно-преобразующих функций платформы повышает операционную устойчивость балльно-рейтингового контроля. Доказана эффективность синхронизации информации в узлах распределенных реестров, фиксирующих динамику двигательной активности, телесных кондиций и компетенций студентов в контрольных точках БРК. Реализация возможностей распределенного реестра проектно-ориенти-рованной платформы обеспечивает диверсификацию средств элективной физической культуры, реализацию функций контроля морфофункциональ-ных перестроек, достигаемых на коротких промежутках времени. Оценка латентных связей между целями, задачами и средствами элективной физической культуры повышает базисные характеристики балльно-рейтингового контроля.
Ключевые слова: контрольные точки, латентность, накопительный рейтинг, проектно-ориентированная среда, синхронизация.
Annotation
Objective of the study was to improve the operational stability of the point-rating system for the university physical education monitoring by synchronizing the information processes within the framework of the project-oriented platform. Methods and structure of the study. Using the point-rating control tools, we conducted a comparative analysis of the parameters characterizing the dynamics of changes in the physical fitness rates of 560 first-year students, young males and females aged 18.6-0.5 years, who were trained in the preparatory and special health groups and the group for those with health limitations. Results and conclusions. At the first stage of the study, a project-oriented platform was synthesized, the feedback control signals from which have a data-dependent structure of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3++. The feedback information channel was used as a regulator of the parameters characterizing the level of development of competences, the bodily development indicators, and the size of physical load. There was a linear correlation of the average daily activity level, energy consumption and total metabolism rates with the PWC170 and vital capacity rates, results in such tests as 100 m, 500 m and 1000 m run, 50 m swimming, standing long jump, and pull-ups on the crossbar from the hanging position. At the second stage, we assessed the effectiveness of the project-oriented platform in managing the dynamics of changes in the students' physical fitness rates. The implementation of the platform's structural and reorganization functions increases the operational stability of the point-rating system. We proved the efficiency of information synchronization in the blockchain nodes that record the dynamics of changes in the motor activity, body conditions, and students' competences at the control points of the point-rating system. The implementation of the point-rating system blockchain functions ensures the diversification of the means of elective physical education, realization of the functions of control over the morphofunctional restructuring achieved at short intervals. The evaluation of the latent links between the goals, objectives and means of elective physical education improves the basic characteristics of the point-rating control system.
Keywords: control points, latency, accumulative rating, project-oriented environment, synchronization.
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
Введение. Процесс преобразований физической культуры в российской системе высшего образования (1990-2020 гг.) привел к новому осмыслению функций балльно-рейтингового контроля (БРК) [2]. Предикаты стандартов первого и второго поколений формируют методологический базис БРК, ориентированный на элективный вектор обучения. Эмуляция параметров БРК 2010 г сосредоточена на функциях контроллинга, в овладении компетенциями ФГОС ВО третьего поколения (О. Зябкина, В. Кожанов, Д. Широбоков). Детерминации «практико-ориентирован-ного» проекта (2013 г) ориентированы на мониторинг владения практическими навыками в границах ФГОС ВО 3+. В научной полемике 2017-2020 гг. по вопросам перехода образовательной системы на профстандарты ФГОС ВО 3++ остро ставится вопрос цифровизации локаций БРК.
Критериальный анализ рассмотренных научных позиций показывает, что в решении выделенной проблемы особое значение имеет платформа распределительного реестра БРК, формализующая качественные параметры физической подготовленности и компетенций.
Цель исследования - повышение операционной устойчивости балльно-рейтингового контроля (БРК) элективной физической культуры студентов в условиях синхронизации информационных процессов на платформе ПОП.
Методика и организация исследования. На первом этапе проведен анализ существующего базиса методов количественной интерпретации БРК, результаты которого положены в основу целевых функций ПОП. Соответственно, задачи распределенного реестра ПОП БРК сосредоточены на обмене информацией в узлах прогнозирования планирования (образовательные программы ОПОП, РП) мониторинга подготовленности (контрольные точки КТ), выраженные через вероятность овладения компетенциями Федеральных стандартов ФГОС ВО 3++. Логические предикаты платформы о множественности элементов обратной связи, приведенные на рисунке, выделяют основной и вспомогательный контуры процессинговой модели.
Первый сосредоточен на анализе функциональных связей между факторами, отображающими результаты овладения компетенциями, граничных значений телесного развития, алгоритмов обработки информационных сигналов и параметров нагрузки. Согласно базисной методологии, в структуре вспомогательного контура проявляются обратные связи между ФГОС и КОС, в виде результатов в беге на 100, 500 и 1000 м, плавании на 50 м, прыжке в длину с места, подтягивании из виса на перекладине, характеризующие репрезентативность проекта.
Контур d предусматривает кодировку антропометрических параметров - массы тела (т), обхватных параметров (к); жировой (1т) и мышечной массы (тт), паттернов ЗОЖ (г) в рейтинговых баллах (гЬ), встроенных в интегральный критерий эффективности. Границы повышения работоспособности отображаются изменением кардиальных функций МОК, СОК, длительностью сердечного цикла; артериального (АД) и пульсового давления (ПД), общего обмена веществ (ООВ), работоспособности (PWC170). Группа КИМ дополнена нейрофизиологическими параметрами: репликаторами зрительно-моторных реакций; активности, самочувствия и настроения ^А^, характеризующими степень реализации целевых функций
Проектно-ориентированная платформа БРК
1 р
Р= = X ¿/, г
Р
Проверка эффективности платформы БРК проведена на втором этапе. По росту рейтингов в течение года оценивалась динамика физического развития, подготовленности и компетенций 560 первокурсников (240 муж. и 320 жен.) в возрасте 18,2±0,3 года. Включенность платформы в информационную и управляющую части регулятора БРК сосредоточены на оценке операционной устойчивости модели по скользящим эффектам, зафиксированным в пяти КТ (сентябрь - 1-я КТ, ноябрь - 2-я КТ, декабрь - зачет 3-я КТ, апрель - 4-я КТ, июнь - зачет 5-я КТ). Занятия проводились 2 раза в неделю по 90 мин; общий объём - 144 академ. ч.
Результаты исследования и их обсуждение. Целевая функция платформы БРК состоит в информатизации процессов повышения телесных кондиций и энергетических ресурсов в разных целевых группах основного (п = 450), подготовительного (п = 69), специального медицинского (п = 36) отделений и в группе ОВЗ (п = 5). Результаты исходного тестирования (1-я КТ) позволили выделить факторы «слабого звена» подготовленности (А. Богданов): у 73 % студентов зафиксирован нижний пороговый уровень подготовленности (25,5±0,3 гЬ), обусловленный дефицитом двигательной активности, низким уровнем работоспособности PWC170 (13,0-14,2 кгм/мин/кг), результатами в беге на 100 м (16,8-16,2 с) [1]. Поэтому магистральным направлением навигации учебного процесса на основном отделении является увеличение объёма и энергетической напряженности занятий атлетизмом и легкой атлетикой. Антропоцентрическая сегментация нагрузок в границах ПО 270-75 %% МПК (ЧСС 170-180 уд/мин) инициирована потребностью повышения функциональных возможностей и мощности энергетических систем. Новаторский смысл решения этой задачи обусловлен реализацией конструктивно-преобразующих функций процессинговой модели, фиксирующей кумулятивную причинность БРК (причинного фактора) и редуцированных по целевым индикаторам (прогнозам, целям, условиям реализации) нагрузок. Интерактивный сигнал, синтезированный на 2-й КТ в границах 27,8±0,2 гЬ на основном отделении, продвигает в понимании сопряженности процессов физического развития, глубины погружения в предмет, готовности к овладе-
42
http://www.teoriya.ru
№!• 2021 Январь | Juпuar
нию компетенциями ФГОС ВО 3++, достигнутым за 3 месяца (+0,650) [2, 3, 7]. Обратная связь выражена в операционных акцентах, связанных с увеличением среднесуточной активности до 6-8 тыс. локомоций (2,5-3 ч) ^ ростом энерготрат 3182-3237 какал (2 rb) ^повышением ООВ 1320-1416 ккал (2 rb) ^ гармонизацией психомоторного состояния.
Методически стратификация аэробных нагрузок 65-70 % МПК (ЧСС150-160 уд/мин) на занятиях плаванием и атлетизмом на подготовительном отделении сосредоточена на расширение двигательных пределов, повышение телесных кондиций и энергетических ресурсов [5]. Показательным в оценке преимущества проекта, фиксируемых на 2-й КТ, является автокатализ роста PWC170 и нейрофизиологических параметров.
Анализ тренда дает понимание инновационных функций платформы БРК, моделирующих изменения ценностей: внешней привлекательности, жизненного позитивизма и здоровья, динамики скоростно-силовых тестирований в женской группе: в беге на 100 м с 17,6±1,1 с - на 8,1 % (2 rb), в поднимании туловища из и. п. лёжа на спине руки за головой с 27,5±3,6 раза - на 7,5 % (2 rb) (+0,502).
В период сдачи зачета (3-я КТ) на основном отделении наблюдается дихотомность связей между экспонентным ростом нагрузки, увеличением работоспособности PWC170, ЖЕЛ - 3,4±0,3 л, улучшением гемодинамики и энергетического обмена. В частности, увеличение рейтингов до 35,2±1,1 rb апостериорно связано с улучшением высоко-резистивных к росту нагрузки биометрических параметров: ЧССтах, лёгочной вентиляции, фазовой структуры систолической части кардиоцикла, сформированных в течение 4 месяцев занятий (+0,617). Причиной повышения результатов в беге на 1000 м у 82 % юношей на 8,9 %, у девушек на дистанции 500 м - на 6,8 %, в плавании на 50 м у девушек с 1,30±0,5 мин - на 5,4 %, PWC170 - на 5,6 % является актуализация функциональных резервов и аэробного метаболизма [4]. На это указывает увеличение длительности сердечного цикла (R-R) на 0,1 с, фазы изометрического сокращения (IC) на 0,008 с и ИНМ на 3,6 % (+0,631). Логика выявленных связей доказывает научную перспективность использования распределенных рейтингов платформы в регуляции физической подготовки.
На завершающем этапе оценки эффективности ПОП проведен мониторинг подготовленности на подготовительном отделении на 4-й и 5-й КТ. Результаты многосвязного регулирования резонансов адаптации к нагрузкам, соразмерным онтогенетическим особенностям студентов, смещают угол зрения в сторону оценки сингулярной комбинаторики базовых составляющих физической подготовки этого контингента студентов. Таким образом, в рейтинговой оценке эргогенных эффектов адаптационных процессов проявляется множественность состояний, возникающая при коррекции нагрузки [6].
Выводы. Информатизация БРК за счет ресурсов распределенного реестра проектно-ориентированной платформы обеспечивает диверсификацию средств элективной физической культуры, реализацию функций контроля морфо-функциональных перестроек, достигаемых на коротких промежутках времени. Раскрывает картину кумулятивных эффектов, сопряженных с повышением резистентных резервов адаптации, динамикой развития качеств при овладении компетенциями ФГОС ВО 3++. Реализация возможностей
платформы БРК в оценке латентных связей между целями, задачами и средствами элективной физической культуры повышает базисные характеристики учебного процесса - гибкость, вариативность, целостность и открытость.
Литература
1. Архипова С.В. Балльно-рейтинговая система в образовательном процессе педагогического вуза / С.В. Архипова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11. - С. 81-84.
2. Венгерова Н.Н. Реализация ФГОС «3+» по физической культуре в высшей школе / Н.Н. Венгерова, Л.В. Люйк, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 6. - С. 12-15.
3. Венгерова Н.Н. Кинезиологический конструкт элективного курса по физической культуре в высшей школе / Н.Н. Венгерова, Л.Т. Кудашова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук), 2016. - № 4. - С. 232-237.
4. Григорьев В.И. Управление физической подготовкой студентов на основе применения балльно-рейтингового контроля / В.И. Григорьев, Ю.К. Шубин, И.А. Панченко и др. // Теория и практика физ. культуры. - № 6. - 2014. - С. 10-12.
5. Давиденко Д.Н. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / Д.Н. Давиденко, В.И. Григорьев, В.А. Чистяков и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.
6. Дементьев К.Н. Проектные возможности физической культуры студентов в новых условиях / К.Н. Дементьев, О.В. Миронова, О.В. Пристав и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2015. -№ 10. - С. 10-12.
7. Пискун О.Е. Эволюция государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по физической культуре в современной России / О.Е. Пискун, В.А. Чистяков // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 2. - С. 29-30.
8. Таймазов А.В. Интегративные функции рейтингового контроля: методологический аспект / В.И. Григорьев, А.В. Таймазов, Ю.К. Шубин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 2 (84). - С. 50-55.
References
1. Arkhipova S.V. Ballno-reytingovaya sistema v obrazovatelnom protsesse pedagogicheskogo vuza [Point-rating system in educational process of pedagogical university]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. No. 11. pp. 81-84.
2. Vengerova N.N., Lyuik L.V., Piskun O.E. Realizatsiya FGOS «3 » po fizicheskoy kulture v vysshey shkole [University implementation of "3+" FSES for physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 6, pp. 12-15.
3. Vengerova N.N., Kudashova L.T. Kineziologicheskiy konstrukt elektivnogo kursa po fizicheskoy kulture v vysshey shkole [Kinesiological construct of elective physical education course in higher education]. Evropeyskiy zhurnal sotsialnykh nauk [European Social Science Journal], 2016. No. 4. pp. 232-237.
4. Grigor'ev V.I., Shubin Yu.K., Panchenko I.A., Zinov'ev N.A. Upravlenie fizicheskoy podgotovkoy studentov na osnove primeneniya ballno-reytingovogo kontrolya [Management of Physical Training of Students Based on Score Rating Control]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2014, no. 6, pp. 10-12.
5. Davidenko D.N., Grigorev V.I., Chistyakov V.A. et al. Kompetentnostny podkhod k proektirovaniyu individualnykh obrazovatelnykh traektoriy fizicheskogo razvitiya studentov [Competency-building approach to design of individual educational trajectories of students' physical development]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2011. No. 1 (71). pp. 35-41.
6. Grigoriev V.I., Dementiev K.N., Pristav O.V., Mironova O.V. Proektnye vozmozhnosti fizicheskoy kultury studentov v novykh usloviyakh [Design capabilities of academic physical culture in new conditions]. Teoriya i praktika fiz. kultury. No. 10. 2015. pp. 10-12.
7. Piskun O.E., Chistyakov V.A. Evolyutsiya gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vyisshego professionalnogo obrazovaniya po fizicheskoy kulture v sovremennoy Rossii [Evolution of State Educational Standard of Higher Professional Education on Physical Culture in Modern Russia]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 2. pp. 29-30.
8. Tajmazov A.V., Grigorev V.I., Shubin Yu.K. Integrativnye funktsii reytingovogo kontrolya: metodologicheskiy aspekt [Integrative functions of rating control: methodological aspect]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. No. 2 (84). 2012. pp. 50-55.