Научная статья на тему 'Развитие силовых способностей студентов вуза средствами гиревого спорта и атлетической гимнастики'

Развитие силовых способностей студентов вуза средствами гиревого спорта и атлетической гимнастики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
292
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЮНОШИ / АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ГИРЕВОЙ СПОРТ / ПОКАЗАТЕЛИ СИЛЫ / PHYSICAL EDUCATION / YOUTHS / ATHLETIC GYMNASTICS / WEIGHT-LIFTING / STRENGTH INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Выприков Дмитрий Викторович, Бодров Игорь Михайлович, Буров Алексей Геннадьевич, Высоцкая Татьяна Петровна

Представлена сравнительная оценка эффективности занятий по физической культуре с использованием средств гиревого спорта и атлетической гимнастики в сочетании с упражнениями на выносливость. Доказано в процессе исследований, что средства гиревого спорта оказывают более эффективное воздействие на силовые показатели юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Выприков Дмитрий Викторович, Бодров Игорь Михайлович, Буров Алексей Геннадьевич, Высоцкая Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF POWER ABILITIES OF UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF WEIGHT LIFTING AND ATHLETIC GYMNASTICS

A comparative assessment of the effectiveness of physical education classes using kettlebell lifting and athletic gymnastics in combination with endurance exercises is presented. It was proved in the research process that the means of kettlebell lifting have a more effective effect on the strength indicators of young men.

Текст научной работы на тему «Развитие силовых способностей студентов вуза средствами гиревого спорта и атлетической гимнастики»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.89 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10401

РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ГИРЕВОГО СПОРТА И АТЛЕТИЧЕСКОЙ

ГИМНАСТИКИ

Д.В. Выприков, И.М. Бодров, А.Г. Буров, Т.П. Высоцкая

Представлена сравнительная оценка эффективности занятий по физической культуре с использованием средств гиревого спорта и атлетической гимнастики в сочетании с упражнениями на выносливость. Доказано в процессе исследований, что средства гиревого спорта оказывают более эффективное воздействие на силовые показатели юношей.

Ключевые слова: физическая культура, юноши, атлетическая гимнастика, гиревой спорт, показатели силы.

В настоящее время снижение уровня здоровья студентов приобретает устойчивый характер. Дополнительному напряжению адаптационных механизмов способствует выполнение большого объема учебной работы в условиях дефицита времени, ограничение физической нагрузки, нарушение режима питания, что приводит к прогрессирующему ухудшению здоровья [7]. В таких условиях крайне актуальным становится формирование у студентов ценностей здоровьесбережения [6]. Данному процессу способствует включение инновационных спортивно-оздоровительных направлений в деятельность кафедр физической культуры, мотивирующих молодых людей заниматься физическими упражнениями, а также расширение предложений по видам двигательной активности в спортивно-оздоровительных секциях [8, 10].

Известно, что занятия атлетической гимнастикой, где основой являются упражнения с отягощением, на тренажерных устройствах, с использованием различных блочных приспособлений, крайне востребованы среди учащейся молодежи. Особый интерес к данному виду физической активности связан с тем, что атлетическая гимнастика формирует осанку, гармонично и пропорционально развивает мышечную систему, улучшает функциональное состояние кардиореспираторной системы [2]. Занятия атлетической гимнастикой вызывают положительные морфофункциональные изменения: гипертрофию мышечных волокон и увеличение физиологического поперечника мышц массы, силы и силовой выносливости.

Меньше внимания в среде студенческой молодежи уделяется еще одному направлению силовой гимнастики - гиревому спорту. Тренировки

с гирей необычайно эффективны и более полезнее занятий с использованием гантелей и тренажеров. Этот многофункциональный снаряд может с успехом заменить практически любое спортивное оборудование, а динамический характер гиревой тренировки гарантирует полноценное занятие, объединяющее силовые и кардионагрузки [1]. Эффективность гиревого спорта связана с тем, что гиря позволяет выполнять множество баллистических и силовых упражнений, основанных на естественных, плавных движениях. Ручка гири дает надежное сцепление, она также позволяет перехватывать снаряд то правой, то левой рукой, что продлевает время тренировки, обеспечивая интенсивную кардионагрузку. Вес гири вынуждает включаться в работу больше мышц и позволяет выполнять упражнения, дающие более широкий диапазон движения. Увеличенный диапазон движения улучшает гибкость тела и укрепляет глубокие стабилизирующие мышцы.

Опросы молодых людей, которые занимаются гиревым спортом, свидетельствуют о том, что гиревой спорт повышает уровень их физической подготовленности, помогает реализоваться в спорте, развить силовые возможности, увеличить мышечную массу и повысить уровень физического здоровья [4]. Многие педагоги уже давно используют средства гиревого спорта в программах по физическому воспитанию в вузах, разрабатывая эффективные комплексы, которые можно использовать при организации оздоровительной тренировки [5]. В программу учебный занятий по физической культуре включаются комплексы с гирями для юношей 5-24 кг, для девушек 3-10 кг. В структуре занятия элементы гиревого спорта могут составлять 10-20 мин в сочетании с другими упражнениями атлетической гимнастики [8, 9].

В целом, физические упражнения с отягощениями благотворно влияют на здоровье и способствуют развитию различных физических качеств человека [3]. Тем не менее, атлетическая гимнастика и гиревой спорт относятся к ациклическим видам спорта. Поэтому для повышения эффективности занятий силовой тренировкой рекомендуется использовать упражнения циклического характера. Умеренная дозированная нагрузка в аэробном режиме позволит достичь высокого уровня физической работоспособности и развить функциональные возможности организма.

Цель исследования: сравнительная оценка эффективности занятий по физической культуре с использованием средств гиревого спорта и атлетической гимнастики.

Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 100 студентов 1-го курса (п=50 юношей в весовой категории до 70 кг, п=50 юношей в весовой категории свыше 70 кг) в возрасте от 18 до 21 года, которые вошли в группу 1 (табл. 1). Юноши, масса тела которых находилась в пределах до 80 кг, выжимали штангу весом в 50 кг, юноши, масса тела которых превышала 80 кг, - в 70 кг.

Группа 2 была сформирована из 135 студентов (п=120 юношей в весовой категории до 90 кг, п=15 юношей в весовой категории свыше 90 кг) в возрасте от 18 до 21 года. Юноши, масса тела которых находилась в пределах до 90 кг, выполняли толчок гири весом 16 кг, юноши, масса тела которых превышал 90 кг, - 24 кг.

Таблица 1

Режимы тренировочных занятий

Исследования в динамике

Группа Режимы тренировочных занятий (число обследованных)

1-е исследование 2-е исследование

Атлетическая гимнастика

1 в сочетании с упражнениями на выносливость 100 100

2 Гиревой спорт в сочетании 135 135

с упражнениями на выносливость

Итого 470

Полученные данные обрабатывались с помощью методов математической статистики (среднее арифметическое значение, стандартное отклонение, критерий Стьюдента). Статистическая обработка результатов проводилась с помощью пакета стандартных программ MicrosoftExcel 2016.

Результаты исследования и их обсуждение. Повышение качества занятий по физическому воспитанию, мотивация студенческой молодежи заниматься своим здоровьем являются основной целью педагогического процесса в вузе. Несомненно, новые направления физкультурно -оздоровительной деятельности, индивидуальный подход в процессе обучения будут повышать мотивационную увлеченность студентов. Учитывая данный подход, студенты, посещающие занятия по физической культуре силовой направленности в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова, были разделены на 2 группы: первая -гиревой спорт в сочетании с упражнениями на выносливость, вторая -атлетическая гимнастика в сочетании с упражнениями на выносливость. Группы комплектовались по желанию студентов.

В группе 1 тренировочный процесс был организован следующим образом.

Средства: силовые упражнения на тренажерах, с гантелями, штангой, утяжелителями, с гимнастическими предметами определенной тяжести и эластичности (набивными мячами, эспандерами).

Методы: повторный, динамический, статико-динамический, статический.

Объем нагрузки: 2 раза в неделю по 1,5 часа:

1. Силовая часть занятий: количество упражнений - 14-16, кол-во подъемов - 980-1120 за 1 занятие, 8-10 упражнений на статику.

2. Упражнения на выносливость: оздоровительный бег до 15 мин (беговая дорожка), велотренажер - от 1 до 8-10 км, тренажер «Лыжи» и эллиптический тренажер - до 5 мин.

Интенсивность: повторы > 25-35 раз до 35 % от max, ЧСС до начала подхода 110-130 уд/мин, ЧСС во время выполнения упражнения 160-170 уд/мин [9].

Тестовое упражнение: жим штанги.

В группе 2 тренировка включала в себя следующие требования.

Средства: силовые упражнения с гирей, гирями и упражнения на выносливость.

Методы тренировки: повторный, динамический, равномерный.

Объем нагрузки: 2 раза в неделю по 1,5 часа:

1. Силовая часть занятий: количество упражнений - 12-14, количество подъемов - 720-980 за 1 занятие.

2. Упражнения на выносливость: оздоровительный бег до 15 мин (беговая дорожка), велотренажер - от 1 до 8-10 км, тренажер «Лыжи» и эллиптический тренажер - до 5 мин.

Интенсивность: повторы > 25-35 раз до 40 % от max, ЧСС до начала подхода 100-120 уд/мин, ЧСС во время выполнения упражнений 150-160 уд/мин [9].

Тестовое упражнение: рывок гири.

Результаты исследования показали, что в процессе занятий атлетической гимнастикой силовые характеристики юношей значительно выросли. Так, у молодых людей с массой тела до 80 кг результат в жиме штанги до начала тренировочного процесса соответствовал в среднем 6,65 кг (табл. 2). После силовых тренировок в течение учебного года результаты выросли на 30 % (р<0,01). У юношей, масса тела которых была выше 80 кг, наблюдалась аналогичная тенденция. Средние показатели в силовом упражнении составляли 8-10 кг в начале учебного года, а к окончанию учебного года выросли на 32 % (р<0,01).

Таблица 2

Изменение силовых способностей студентов вуза в течение учебного года, М±т

Упражнение Семестр Юноши до 80 кг (n=50) Юноши свыше 80 кг (n=50)

Жим штанги, 1 6,65±1,96 8,64±2,35

кол-во раз 2 11,4±2,86** 12,81±1,02**

Юноши до 90 кг (n=120) Юноши свыше 90 кг (n=15)

Толчок гири, 1 5,25±2,45 5,15±1,15

кол-во раз 2 11,15±1,28*** 8,65±1,35***

Примечание: ** - достоверность различий р<0,01; *** - р<0,001.

У молодых людей, которые занимались по программе 2 - гиревой спорт в сочетании с упражнениями на выносливость, также наблюдались положительные изменения силовых характеристик. У студентов с массой тела до 90 кг до начала тренировок максимальные значения в толчке соответствовали в среднем 5-7 раз. В процессе тренировок результат вырос на 52 % (р<0,001) и к окончанию учебного года соответствовал значениям 11-12 раз. У юношей, масса тела которых превышала 90 кг, результаты также увеличились в среднем на 40 % (р<0,001). Если до начала занятий средние величины соответствовали результату 5-6 раз, то к концу года результат, показанный юношами, равнялся 8-9 раз.

Таким образом, результаты исследования показали, что занятия силовой тренировкой с использованием средств атлетической гимнастки и гиревого спорта способствуют повышению силовых характеристик у студентов. Отметим также, что использование средств гиревого спорта оказывает более эффективное воздействие на силовые показатели юношей, что дает возможность рекомендовать использовать средства гиревого спорта при организации учебно-тренировочного процесса по физической культуре. Кроме того, рекомендуется студентам в дополнение к занятиям по физической культуре в вузе в режиме 2 раза в неделю самостоятельные занятия или занятия в секциях во внеучебное время для повышения эффективности воздействий тренировочных нагрузок силовой направленности на физический потенциал организма.

Список литературы

1. Ануров В.Л. Гиревой спорт в физическом воспитании студентов: автореф. дис. ... канд. пед наук. М., 2008. 25 с.

2. Виноградов И.Г. Содержание рекреационных занятий со студентами вузов: автореф. дис. ... канд. пед наук. СПб., 2008. 25 с.

3. Глубокий В.А. Гиревой спорт как средство повышения физической подготовки курсантов вуза ФСКН России // Актуальные проблемы теории и методики современного гиревого спорта. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2015. С. 165-169.

4. Использование метода круговой тренировки при проведении занятий по элективному курсу «Силовая подготовка» (гиревой спорт, силовое троеборье) / Ч.Х. Ингушев [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2019. № 1(69). С. 99-102.

5. Кочнев А.В. Физическое состояние студенток при оздоровительно-тренировочных занятиях атлетической гимнастикой на начальном этапе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. биол наук. Архангельск, 2007. 25 с.

6. Миссия и стратегия развития физического воспитания в экономическом вузе / Л.Б. Андрющенко [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2019. № 9. С. 9-11.

7. Социально-экономические аспекты состояния здоровья студенческой молодежи России / Т.П. Высоцкая [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2019. № 1(69). С. 73-75.

8. Технология фитнеса в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 1. С. 30-31.

9. Шутова Т.Н., Гаджиев Д.М., Пихаев Р.Р. Концептуальные основы атлетической гимнастики в физическом воспитании студентов // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Пермь: ПГГПУ, 2016. С. 134-138.

10. Юдашкина Е.Е., Никазаченко А.Л., Лебедев К.А. Стратегическое планирование социально-экономических процессов на основе когнитивного подхода // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8 -2(85). С. 1062-1065.

Выприков Дмитрий Викторович, канд. пед. наук, доц., drevohradamail.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Бодров Игорь Михайлович, старший преподаватель, poweriaramhler.ru, , Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Буров Алексей Геннадьевич, старший преподаватель, protosllamail.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Высоцкая Татьяна Петровна старший преподаватель, goluhnichaya2010@, yandex.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

DEVELOPMENT OF POWER ABILITIES OF UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF WEIGHT LIFTING AND ATHLETIC GYMNASTICS

D.V. Veprikov, I.M. Bodrov, A.G. Burov, T.P. Vysotskaya

A comparative assessment of the effectiveness of physical education classes using kettlehell lifting and athletic gymnastics in combination with endurance exercises is presented. It was proved in the research process that the means of kettlehell lifting have a more effective effect on the strength indicators of young men.

Key words: physical education, youths, athletic gymnastics, weight-lifting, strength indicators.

Veprikov Dmitry Viktorovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, dre vohradamail. ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics,

Bodrov Igor Mikhailovich, senior lecturer, poweriaramhler.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics,

Burov Alexey Gennadevich, senior lecturer, protos11@mail.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics,

Vysotskaya Tatiana Petrovna, senior lecturer, goluhnichaya2010@yandex. ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics

References

1. Anurov V.L. Girevoj sport v fizicheskom vospitanii studentov [Weight-lifting in the physical education of students]: abstract. dis. ... cand. ped. sciences. M., 2008. 25 p.

2. Vinogradov I.G. Soderzhanie rekreacionnyh zanyatij so studentami vuzov [The content of recreational activities with university students]: author. dis. ... cand. ped. sciences. SPb., 2008. 25 p.

3. Glubokij V.A. Girevoj sport kak sredstvo povysheniya fizicheskoj podgotovki kursantov vuza FSKN Rossii [Kettlebell lifting as a means of increasing the physical fitness of cadets at the FSKN of Russia] // Actual problems of the theory and methodology of modern kettlebell lifting. Cheboksary: ChSPU im. I. Yakovleva, 2015. P. 165-169.

4. Ispol'zovanie metoda krugovoj trenirovki pri provedenii zanyatij po elektivnomu kursu «Silovaya podgotovka» (girevoj sport, silovoe troebor'e) [Using the method of circular training when conducting classes on the elective course "Strength training" (weight-lifting, weightlifting)] / Ch.H. Ingushev [et al.] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical Culture and Health]. 2019.No 1(69). P. 99-102.

5. Kochnev A.V. Fizicheskoe sostoyanie studentok pri ozdorovitel'no-trenirovochnyh zanyatiyah atleticheskoj gimnastikoj na nachal'nom etape obucheniya v vuze [The physical condition of students during health-improving training in athletic gymnastics at the initial stage of study at the university]: author. dis. ... cand. biol of sciences. Arkhangelsk, 2007. 25 p.

6. Missiya i strategiya razvitiya fizicheskogo vospitaniya v ekonomicheskom vuze [Mission and development strategy of physical education in an economic university] / L.B. Andryushchenko [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2019. No. 9. P. 9-11.

7. Social'no-ekonomicheskie aspekty sostoyaniya zdorov'ya studencheskoj molodezhi Rossii [Socio-economic aspects of the health status of student youth in Russia] / T.P. Vysockaya [et al.] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical Culture and Health]. 2019. No 1(69). P. 73-75.

8. Tekhnologiya fitnesa v fizicheskom vospitanii studentov [Fitness technology in the physical education of students] / T.N. Shutova [et al.] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2016. No. 1. P. 30-31.

9. Shutova T.N., Gadzhiev D.M., Pihaev R.R. Konceptual'nye osnovy atleticheskoj gimnastiki v fizicheskom vospitanii studentov [The conceptual basis of athletic gymnastics in the physical education of students] // Physical Culture, Sports, Tourism: scientific and methodological support: a collection of materials Vseros. scientific-practical conf. from the international participation. Perm: Perm State Pedagogical University, 2016. P. 134-138.

10. Yudashkina E.E., Nikazachenko A.L., Lebedev K.A. Strategicheskoe planirovanie social'no-ekonomicheskih processov na osnove kognitivnogo podhoda [Strategic planning of socio-economic processes based on a cognitive approach] // Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship]. 2017. No. 8-2 (85). P. 1062-1065.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.