Научная статья на тему 'К вопросу о силовой подготовке студентов'

К вопросу о силовой подготовке студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛА / СТУДЕНТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / УПРАЖНЕНИЯ / СРЕДСТВА / СТУДЕНТИ / ПОКАЗНИКИ / ВПРАВИ / ЗАСОБИ / FORCE / STUDENTS / INDEXES / EXERCISES / FACILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылов В. А., Доценко Ю. А., Гавага В. В.

В статье изучены основные средства и методы развития силовых качеств. При этом предложено использование дополнительных упражнений из гиревого двоеборья и атлетической гимнастики. Среди студенческой молодежи велик процент с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточной массой, предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушением осанки и опорно-двигательного аппарата, дефектами зрения и нервно-психическими отклонениями. Поэтому в дополнении к основным нормативам по силовой подготовленности предлагается использовать силовые упражнения по гиревому двоеборью (рывок, толчок), а также управления тяжелой атлетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of students physical training

The fixed assets and methods of development of power qualities are studied in the article. The use of additional exercises is thus offered from a weight double-event and athletic gymnastics. Among students youth the interest with an unsatisfactory state of health, superfluous weight, predisposition to often diseases, infringement of bearing and the musculoskeletal system, defects of sight and psychological deviations is great. Therefore in addition to the basic specifications on power readiness it is offered to use power exercises on weight snatch (jerk, a push), and also managements of heavy athletics.

Текст научной работы на тему «К вопросу о силовой подготовке студентов»

К ВОПРОСУ О СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Копылов В.А., Доценко Ю.А., Гавага В.В.

Луганский университет внутренних дел им. Э.А.

Дидоренко Донбасский государственный технический университет

Аннотация. В статье изучены основные средства и методы развития силовых качеств. При этом предложено использование дополнительных упражнений из гиревого двоеборья и атлетической гимнастики. Среди студенческой молодежи велик процент с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточной массой, предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушением осанки и опорно-двигательного аппарата, дефектами зрения и нервно-психическими отклонениями. Поэтому в дополнении к основным нормативам по силовой подготовленности предлагается использовать силовые упражнения по гиревому двоеборью (рывок, толчок), а также управления тяжелой атлетики. Ключевые слова: сила, студенты, показатели, упражнения, средства.

Анотація. Копилов В.О., Доценко Ю.О., Гавага В.В. До питання про силову підготовку студентів. У статті вивчені основні засоби і методи розвитку силових якостей. При цьому запропоновано використання додаткових вправ з гирьового двоєборства і атлетичної гімнастики. Серед студентської молоді великий процент з незадовільним станом здоров’я, зайвою вагою, схильністю до частих захворювань, порушенням осанки та опірно-рухового апарату, вадами зору та нервово-психічними відхиленнями. Тему в доповнення до основних нормативів силової підготовленості пропонується використовувати силові вправи по гирьовому дво-борству, а також управління важкої атлетики.

Ключові слова: сила, студенти, показники, вправи, засоби. Annotation. Kopylov V.A., Docenko Yu.A., Gavaga V.V. To the question of students physical training. The fixed assets and methods of development of power qualities are studied in the article. The use of additional exercises is thus offered from a weight double-event and athletic gymnastics. Among student’s youth the interest with an unsatisfactory state of health, superfluous weight, predisposition to often diseases, infringement of bearing and the musculoskeletal system, defects of sight and psychological deviations is great. Therefore in addition to the basic specifications on power readiness it is offered to use power exercises on weight snatch (jerk, a push), and also managements of heavy athletics.

Keywords: force, students, indexes, exercises, facilities

Введение.

Мышечные нагрузки стимулируют деятельность мозга, поддерживают нужный тонус. Значит, для успешной умственной деятельности человека нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело. Ведь непосредственно мыслительной деятельностью занято только 10% клеток мозга, а остальные 90% руководят работой мышц, движениями. Вот почему для «думающих» клеток важны импульсы от мышц [1]. Сегодняшняя наука объясняет, что импульсы от работающих мышц, поступая в мозг, подавляют отрицательные эмоции, отчего на

© Копылов В.А., Доценко Ю.А., Гавага В.В., 2009

смену тревожному настроению приходит чувство бодрости, или как говорил академик И.П. Павлов: «мышечной радости».

Актуальность исследования подтверждается проведенными в нашей стране и за рубежом эксперименты, которые однозначно показали, что студенты с развитой мускулатурой учатся легче. Они меньше устают, быстрее восстанавливаются, успевают сделать больше, чем их сверстники. В тоже время тренированные мышцы защищают от случайных травм, обеспечивают запас прочности при физической работе. А в условиях научно-технического прогресса тренированные мышцы являются тем резервом, который помогает человеку противостоять натиску эмоциональных перегрузок, сохранять здоровье и высокую работоспособность [1-7].

Работа выполнена по плану НИР Луганского государственного университета внутренних дел им. Е.О.Дидоренко и Донбасского государственного технического университета.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы определяется следующими факторами. Среди студенческой молодежи велик процент с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточной массой, предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушением осанки и опорно-двигательного аппарата, дефектами зрения и нервно-психическими отклонениями. Наблюдается снижение физически развитых людей, повышается число студентов, которые не воспринимают силовые нормативы. Поэтому авторы статьи предлагают в учебно-тренировочный процесс, в дополнении к основным нормативам по силовой подготовленности использовать силовые упражнения по гиревому двоеборью (рывок, толчок), а также управления тяжелой атлетики.

Результаты исследований.

От природы каждый человек в большей или меньшей степени наделен различными способностями - музыкальными, математическими, лингвистическими и т. д., в том числе и физическими.

Деятельность человека на производстве, спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, приобретенных в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека [2]. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические (двигательные) качества связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слабостью;

13S

подвижностью-инертностью и т. д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей, особенностей.

Под силой следует понимать способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. Сила - одно из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, поэтому её развитию спортсмены уделяют исключительно много внимания [3, 5]. Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу - это режим работы мышц.

Средствами развития силы мышц являются различные силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:

1.Упражнения с внешним сопротивлением.

2.Упражнения с преодолением веса собственного тела.

3.Изометрические упражнения.

Упражнения с внешним сопротивлением являются одними из самых эффективных средств развития силы и подразделяются на:

1) упражнения с тяжестями, в том числе и на тренажерах, которые удобны своей универсальностью и избирательностью. С их помощью можно преимущественно воздействовать не только на отдельные мышцы, но и на отдельные части мышц;

2) упражнения с партнером, которые можно использовать не только на учебных занятиях и тренировках в спортивных залах, на стадионах, в манежах, но и в полевых условиях. Эти упражнения оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на занимающихся;

3) упражнения с сопротивлением упругих предметов (резиновых амортизаторов, жгутов, различных эспандеров и т. п.), которые целесообразно применять на самостоятельных занятиях, особенно на утренней физической зарядке. Их преимущество заключается в небольшом собственном весе, малом объеме, простоте использования и транспортировки, широком диапазоне воздействия на различные группы мышц;

4) упражнения в преодолении сопротивления внешней среды эффективны при тренировке в ускоренном передвижении и силовой выносливости (например, бег в гору или по песку, снегу, воде, против ветра и т. п.), для специальной силовой подготовки к рукопашному бою (на льду, песке, в воде и т. п.).

Упражнения в преодолении собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физической подготовке.

Они подразделяются на:

1) гимнастические силовые упражнения: подъем переворотом и силой, подтягивание различным хватом на перекладине, отжимание на руках в упоре лежа и на брусьях, поднимание ног к перекладине, лазание по канату, шесту и многие другие;

2) легкоатлетические прыжковые упражнения: однократные и «короткие» прыжковые

упражнения, включающие до пяти повторных отталкиваний, «длинные» прыжковые упражнения с многократными отталкиваниями на отрезках 30-50 метров, прыжки через легкоатлетические барьеры, прыжки «в глубину» с возвышения с последующим отталкиванием;

3) упражнения в преодолении препятствий (забора, стены, разрушенной лестницы, рва и др.) на специальных тренировочных полосах.

При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение - сокращения с уменьшением длины и изометрического напряжения, результаты проявленного усилия оказываются различными в зависимости от того, в каком режиме мышцы работают. Поэтому в процессе выполнения спортивных или профессиональных приемов и действий человек может поднимать, опускать или удерживать тяжелые грузы. При этом мышцы, обеспечивающие эти движения, работают в различных режимах. Если, преодолевая какое-либо сопротивление, мышцы сокращаются и укорачиваются, то такая их работа называется преодолевающей (концентрической). Мышцы, противодействующие какому-либо сопротивлению, могут при напряжении, и удлиняться, например, удерживая очень тяжелый груз. В таком случае их работа называется уступающей (эксцентрической). Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц объединяются названием динамического.

Сокращение мышцы при постоянном напряжении или внешней нагрузке называется изотоническим. При изотоническом сокращении мышцы, от предъявляемой нагрузки зависит не только величина ее укорочения, но и скорость: чем меньше нагрузка, тем больше скорость ее укорочения. Данный режим работы мышц имеет место в силовых упражнениях с преодолением внешнего отягощения (штанга, гантелей, гирь, отягощения на блочном устройстве). Величина прикладываемой к снаряду силы при выполнении упражнения в изотоническом режиме изменяется по ходу траектории движений, так как изменяются рычаги приложения силы в различных фазах движений. Упражнения со штангой или другим аналогичным снарядом с высокой скоростью не дают необходимого эффекта, так как предельные мышечные усилия в начале рабочих движений придают снаряду ускорение, а дальнейшая работа по ходу движения в значительной мере выполняется по инерции. Поэтому, упражнения со штангой и подобными снарядами малопригодны для развития скоростной (динамической) силы. Упражнения с этими снарядами (применяются в основном для развития максимальной силы и наращивания мышечной массы) выполняются равномерно в медленном и среднем темпе. Однако, указанные недостатки силовых упражнений со штангой, гантелями, гирями и т. п. с лихвой компенсируются простотой, доступностью и разнообразием упражнений.

При педагогической характеристике силовых качеств человека выделяют следующие их разновидности [6, 7]:

Результаты гиревого двоеборья

Таблица 1.

Кол-во чел. Вес гири 32 кг 24 кг 16 кг

150 5% (8 чел) 10% (15 чел) 75% (112 чел)

Максимальная изометрическая (статическая) сила - показатель силы, проявляемой при удержании в течение определенного времени предельных отягощений или сопротивлений с максимальным напряжением мышц.

Медленная динамическая (жимовая) сила, проявляемая, например, во время перемещения предметов большой массы, когда скорость практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальных значений.

Скоростная динамическая сила характеризуется способностью человека к перемещению в ограниченное время больших (субмаксимальных) отягощений с ускорением ниже максимального.

«Взрывная» сила - способность преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время. При «взрывном» характере мышечных усилий развиваемые ускорения достигают максимально возможных величин.

Амортизационная сила характеризуется развитием усилия в короткое время в уступающем режиме работы мышц, например, при приземлении на опору в различного вида прыжках, или при преодолении препятствий, в рукопашном бою и т. д.

Силовая выносливость определяется способностью длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений. Среди разновидностей выносливости к силовой работе выделяют выносливость к динамической работе и статическую выносливость. Выносливость к динамической работе определяется способностью поддержания работоспособности при выполнении профессиональной деятельности, связанной с подъемом и перемещением тяжестей, с длительным преодолением внешнего сопротивления. Статическая выносливость - это способность поддерживать статические усилия ж сохранять малоподвижное положение тела или длительное время находиться в помещении с ограниченным пространством.

В последнее время в методической литературе выделяют еще одну силовую характеристику - способность к переключению с одного режима мышечной работы на другой при необходимости максимального или субмаксимального уровня проявления каждого силового качества. Для развития этой способности, зависящей от координационных способностей человека, нужна специальная направленность тренировки.

Педагогические наблюдения показали, что для успешной работы на угольных или металлургических предприятиях области и региона студентам Донбасского государственного университета необходимо не только глубокие знания, но и гармонично

развитые физические качества и навыки. При этом для тестирования была выбрано такое физическое качество, как сила.

На академических занятиях по физическому воспитанию было протестировано 150 студентов технических факультетов Донбасского государственного технического университета. Для тестирования было выбрано упражнение из гиревого двоеборья, толчок левой провой рукой. Итогом являлось количество подъемов гири (весом 16, 24, 32 кг) каждой рукой. Результаты исследований представлены в таблице 1.

Также было отмечено, что 10% студентов не могут работать даже с 16 кг гирей.

Выводы.

Авторы статьи предлагают использовать упражнения гиревого двоеборья, гантельной гимнастики, с целью повышения физической подготовки студентов.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем силовой подготовки студентов.

Литература:

1. Попенченко В.В. Пути повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию студентов в ВУЗе // Научно-методический материал для преподавателей ВУЗов, 1979.

2. Доценко Ю.А., Гавага В.В. Развитие физических качеств студентов технических специальностей на занятиях физическим воспитанием в условиях ДонГТУ // Олимпийский спорт, физическая культура, здоровье нации в современных условиях. Материалы международной научно - практической конференции. - Луганск, 2007. - С. 215-217.

3. Теория и методика физического воспитания / Уч. для вузов под общ. ред. Т.Ю. Круцевич. - Киев: Олимпийская литература, 2003.

4. Гуменный В.С. К проблеме оптимизации физического воспитания студентов политехнических ВУЗов. Кременчугский государственный политехнический университет. (доступный с сайта http://lib.sportedu.ru/books/).

5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -480 с.

6. Сила плюс грация: Атлетическая гимнастика для всех / Авт. сост. А.Б. Акопянц, Б.А. Подливаев - М.: Физкультура и Спорт, 1990. - 160с.

7. Гимнастическое многоборье: мужские виды / Под ред. Га-вердовского Ю.К. - М.: Физкультура и спорт, 1987, - 480 с.

Поступила в редакцию 09.04.2009 г.

dgizfvs-nayka@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.