Научная статья на тему 'Развитие силовых способностей как условие повышения точности выполнения двигательных действий'

Развитие силовых способностей как условие повышения точности выполнения двигательных действий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
152
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТОЧНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ / ТЕХНОЛОГИЯ / СОПРЯЖЁННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / FORCE ABILITIES / THE MOVEMENT ACCURACY TECHNOLOGY / COUPLED EXPOSURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хежев Анзор Адибович

Осуществлён теоретический анализ проблемы сопряжённого воздействия на двигательные функции человека, а также рассмотрены специфические нюансы, которыми отличается разработанная на этой теоретической базе технология совершенствования способностей, лежащих в основе точности движений. Выявлены и представлены наиболее общие закономерности эффективной организации учебно-тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of coupled exposure upon human motor functions are theoretically analyzed in the article; specific nuances of the technology elaborated on this theoretical basis and dealing with the improvement of abilities underlying movement accuracy are considered. The most general regularities of organizing the educational-training process, which demands a special attention to the issues of increasing the accuracy of motor actions have been revealed and presented.

Текст научной работы на тему «Развитие силовых способностей как условие повышения точности выполнения двигательных действий»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК

УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

А. А. Хежев

THE DEVELOPMENT OF FORCE ABILITIES AS THE CONDITION OF INCREASING THE ACCURACY OF MOTOR ACTION EXECUTION

Hezhev A. A.

The problems of coupled exposure upon human motor functions are theoretically analyzed in the article; specific nuances of the technology elaborated on this theoretical basis and dealing with the improvement of abilities underlying movement accuracy are considered. The most general regularities of organizing the educational-training process, which demands a special attention to the issues of increasing the accuracy of motor actions have been revealed and presented.

Key words: force abilities, the movement accuracy technology, coupled exposure.

Осуществлён теоретический анализ проблемы сопряжённого воздействия на двигательные функции человека, а также рассмотреныi специфические нюансыI, которыми отличается разработанная на этой теоретической базе технология совершенствования способностей, лежащих в основе точности движений. Выявленыi и представлены наиболее общие закономерности эффективной организации учебно-тренировочного процесса.

Илючевые слова: силовые способности, точность движений, технология, сопряжённое воздействие.

УДК 37.037

Главной целью статьи является обоснование некоторых принципиальных положений, представляющих собой результат теоретического анализа проблемы, а также рассмотрение специфических нюансов, которыми отличается разработанная нами на этой теоретической базе, основанная на специализированной силовой подготовке технология совершенствования способностей, лежащих в основе точности движений.

В этой связи представляется необходимым обратить особенное внимание на тот факт, что приспособительные сдвиги, происходящие в организме под воздействием упражнений, в той или иной мере, но непременно проявляются в показателях силовых характеристик движений (8, 4, 3, 7, 10, 11 и др.). При этом имеются в виду не только и не столько их максимальные проявления, сколько показатели более качественного взаимосогласования, являющегося важнейшим условием решения двигательной задачи.

Следовательно, силовое поле, возникающее как результат взаимодействия внутренних и внешних по отношению к организму сил, объективно отражает существо, направленность и стойкость приспособительных процессов в целом (5, 6).

В этом обстоятельстве и содержится возможность для выявления (путем внимательного изучения силовых характеристик движений) наиболее общих закономерностей эффективной организации учебно-тренировочного процесса, предполагающего акцентированное внимание к вопросам повышения точности двигательных действий (11, 12).

Как известно, процесс двигательного совершенствования последовательно проходит путь от поисково-приспособительной деятельности в новых условиях (которые специально создаются) к активному взаимодействию с этими

внешними условиями и объектами и, наконец, приобретению способности эффективно преодолевать внешнее сопротивление и подчинять возникающие при этом реактивные силы интересам двигательной задачи.

Следовательно, источником развития физической и двигательной подготовленности является процесс преодоления диалектического противоречия, возникающего между организмом и внешней средой (8, 5, 6).

В связи с этим очень важно обратить внимание на тот факт, что с самого начала ведущей стороной этих противоречий являются внешние условия, стимулирующие процесс совершенствования организма в определенном направлении.

И лишь по истечении определенного времени и затрат энергии, которые, порой, бывают весьма значительными, наступает момент, когда ведущие позиции занимает сам организм, подчиняющий внешние условия интересам движения.

Из этого следует, что главная суть учебно-тренировочной работы должна состоять в управлении средой, в которой она осуществляется, и в создании таких условий взаимодействия с ней организма, которые бы в максимально возможной степени содействовали сокращению сроков и энергозатрат на пути к овладению организмом этими позициями, т. е. превращению осваиваемых движений в устойчивые динамические системы. Именно решение этой задачи в конечном итоге и обеспечивает необходимую точность выполнения двигательных действий. В достижении именно этого результата в большинстве случаев и заключается основная суть интенсификации учебно-тренировочного процесса.

Решению этой очень важной и одной из наиболее сложных проблем призваны способствовать всевозможные технические средства, широко разрабатываемые на основе принципов, сформулированных в концепции: «Искусственная управляющая среда» (14).

Одним из наиболее эффективных направлений развития этой концепции является осуществлявшаяся на протяжении многих лет под руководством проф. Ю. Т. Черкесова деятельность, направленная на конструкторскую разработку, экспериментальное обоснование и последующее внедрение в практику физкультурно-спортивной работы особого класса тренажерных устройств, которые и были применены в настоящем исследовании для решения затронутой проблемы.

Материалы об использовании устройств или машин управляющего воздействия (УУВ, МУВ) представляют собой большой интерес и ценность для теории физической культуры и уже довольно

широко используются в практике спортивной тренировки (17, 2, 13 и др.) и массовых форм физического воспитания (15, 9 и др.). Вместе с тем в специальной литературе фактически отсутствуют сведения об их влиянии на развитие или формирование, так называемой, «управляемой силы» и, на этой основе, - сведения о создании целенаправленных технологий, обеспечивающих достижение необходимой точности движений, высокого технического мастерства.

Конструктивное описание УУВ и МУВ, а также методика их использования, как уже упоминалось, изложены во многих работах, поэтому мы акцентируем внимание только на тех аспектах, которые характеризуют возможности их вклада в решение именно проблемы формирования «управляемой силы» и точности движений.

Как известно, одной из наиболее характерных отличительных особенностей технологий, основанных на применении УУВ и МУВ, является целенаправленное изменение параметров нагрузки (силы тяги, скорости движения и т. п.) и способа выполнения упражнения на основе варьирования величины сопротивления.

Такое управление особенностями условий внешней искусственной среды способствует значительному расширению диапазона воздействий на мышечный аппарат занимающихся и, как неизбежное следствие, разнообразию его ответных реакций, формированию на этой основе многообразных нюансов межмышечной координации, дифференцировок, сенсорных коррекций, что и обеспечивает возможность более качественного использования накапливаемого кондиционного потенциала в разнообразных видах двигательной деятельности. Благодаря этому создаются условия для более эффективного обогащения двигательного опыта, ускорения и повышения качества процесса освоения и совершенствования осваиваемых движений.

Таким образом, с их помощью моделируются условия, обеспечивающие органическое единство процесса двигательного совершенствования, в ходе которого принято выделять два параллельно и взаимосвязано развивающихся процесса, точнее - две стороны одного и того же процесса.

Во-первых, это совершенствование организма, проявляющееся в повышении его функциональных (кондиционных) возможностей и, во-вторых, формирование способностей целенаправленно и эффективно их использовать, т. е. формирование так называемых «координационных способностей». При этом основным критерием результативности, качества этого процес-

са являются показатели точности выполнения осваиваемых двигательных действий.

В практике физкультурно-спортивной деятельности эти стороны квалифицируют как развитие физических качеств и обучение двигательным действиям и зачастую рассматривают в отрыве друг от друга, нанося тем самым ощутимый вред процессу совершенствования двигательной функции и представлению о нем как о неделимом целом.

Вместе с тем единство этих сторон является закономерным, взаимообусловленным, и проявляется в следующем.

На начальном этапе освоения двигательного действия, в результате приспособительных реакций к педагогическим воздействиям и условиям окружающей среды, вместе с увеличением работоспособности организма достаточно быстро растет и умение занимающегося использовать свои кондиционные возможности при выполнении изучаемого двигательного действия. В дальнейшем наступает момент, когда это умение продолжает возрастать на фоне некоторой стабилизации процесса функционального совершенствования. При осуществлении дальнейшей целенаправленной работы наступает новое увеличение темпов функционального совершенствования организма. Одновременно с этим еще более возрастает и способность занимающегося к эффективному использованию своих вновь приобретенных кондиционных возможностей.

Таким образом, физическая и техническая подготовленность занимающихся сводится к овладению умением все полнее реализовывать растущий в результате тренировки кондиционный потенциал в двигательной структуре осваиваемых упражнений.

В связи с этим главное назначение применения УУВ и МУВ в организованном нами исследовании состоит в целенаправленном воздействии на ускорение процесса формирования таких умений, повышения точности движений и, на этой основе, качества, общей результативности учебно-воспитательного процесса. При этом использование УУВ и МУВ в исследовании основывалось на учете следующих обстоятельств и закономерностей мышечной деятельности.

• Известно, что результатом координационной деятельности мышц, особенно в упражнениях скоростно-силового характера, является концентрация силы в самых ответственных с точки зрения биомеханической целесообразности фазах движения (5).

Будучи одной из наиболее типичных закономерностей выработки двигательного навыка,

такая концентрация силы в виде динамических акцентов является необходимым условием формирования динамической структуры сложного двигательного акта и повышения его результирующего рабочего эффекта.

В связи с этим нельзя не подчеркнуть одну из важнейших конструктивных и методических особенностей, используемых в нашем исследовании тренажерных устройств, которая как раз и заключается в наличии возможности моделирования таких вариативных условий сопротивления, когда проявление таких динамических акцентов становится возможным в любой точке амплитуды движения. Благодаря этому открываются широкие возможности для такого управления параметрами внешнего воздействия («искусственной управляемой среды»), которые обеспечивают концентрацию силы, проявление ее динамических акцентов в те моменты движения и на тех участках его амплитуды, которые в наибольшей мере соответствуют особенностям динамической структуры осваиваемых движений и задачам целенаправленной специальной силовой подготовки, способствующей повышению их точности.

• Еще одной широко известной закономерностью, на основе учета которой строилась экспериментальная методика, примененная в нашем исследовании, является переключение активности на мышцы проксимальных звеньев тела при выполнении движений с преодолением больших сопротивлений. Это связано с необходимостью использования наиболее мощных мышц для сообщения телу начального ускорения, которое в дальнейшем развивается менее сильными, но более быстрыми мышцами. В соответствии с этой закономерностью во многих случаях моделировался возрастающе-убываю-щий режим сопротивления, обусловливающий вначале напряжение крупных мышц проксимальных участков тела, а затем наиболее благоприятные условия для проявления возможностей «быстрых» мышц его дистальных звеньев.

• Повышению эффективности экспериментальной методики и обеспечению получения высоких результатов ее практического использования в наших исследованиях послужил и учет выявленной в ходе предварительного педагогического эксперимента особенности влияния УУВ и МУВ. Суть её сводится к тому, что применение этих устройств во многих случаях способствует такому преобразованию внутреннего содержания выполняемых на тренажерах действий, когда работа, по внешним признакам носящая глобальный характер (активное участие более 2/3

мышечной массы), на самом деле оказывает воздействие регионального или даже локального характера. Данное обстоятельство было использовано нами для экономизации энерготрат, повышения целенаправленности и интенсивности воздействий на основе их избирательности.

Такой эффект достигался благодаря экономии сил при выполнении вспомогательных элементов движений и большей их концентрации при выполнении ведущих элементов, от которых в решающей мере зависит высокая точность и общая результативность двигательных действий.

Выявление такой особенности влияния УУВ и МУВ и целенаправленное ее использование позволяет внести существенные коррективы в традиционную методику использования тренажерных устройств. Прежде всего, это относится к известному положению о наибольшей эффективности упражнений локального характера, применение которых в наибольшей мере соответствует, например, условиям учебных занятий по физической культуре в школах, ссузах, вузах, где главной особенностью является острейший дефицит времени, невозможность обеспечения больших промежутков отдыха, которые неизбежны после работы глобального характера (1).

Дело в том, что применение УУВ и МУВ, внося существенные коррективы в процесс распределения усилий в ходе движения, значительно изменяет характер их воздействия, что наглядно продемонстрировано на следующем примере.

Выпрыгивание вверх со штангой на плечах, несомненно, является примером выполнения работы глобального характера. Однако в условиях МУВ имеются возможности моделирования условий локального воздействия на те или иные группы мышц при выполнении этого упражнения. Например, если увеличить нагрузку в момент отталкивания и уменьшить ее в момент приземления (амортизационное усилие), или наоборот.

При этом наряду с повышением целенаправленности воздействия, экономией энерготрат и т. п., очень важно обратить внимание на то, что, несмотря на локальный характер воздействий, упражнение выполняется в своей целостной структуре. Это имеет важнейшее значение для решения задач специальной силовой подготовки, направленной на максимально возможное повышение качества, точности выполнения движений в каждый момент их протекания.

При этом очень важно подчеркнуть, что благодаря экономизации энерготрат расширяются возможности для увеличения нагрузки в отдельных подходах, сериях, и что еще более важно - для сокращения интервалов отдыха между ними, что обеспечивает существенное повышение интенсивности воздействий.

Очень важно отметить и то обстоятельство, что использование метода вариативного воздействия, переменных сопротивлений в силовой подготовке позволяет существенно повысить эффективность реализации индивидуального подхода на основе индивидуализации параметров нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого занимающегося.

Следовательно, основные преимущества и достоинства технологии тренировки организма, в которой используется метод, основанный на использовании переменных сопротивлений, продуманно и рационально организованных в соответствии с конкретными задачами повышения точности движений, связаны с тем, что она предъявляет организму необычные требования и стимулирует более широкое и разнообразное проявление его функциональных возможностей, обеспечивающих необходимый уровень точности.

Использование переменных сопротивлений, в отличие от традиционных условий, предоставляет возможность целенаправленного регулирования режима сопротивлений в процессе движения, обеспечивая такое смещение акцентов проявления силы и скорости сокращения мышц, которое в наибольшей мере соответствует успешному решению двигательных задач определенного класса (метательных, прыжковых, требующих проявления максимальных показателей абсолютной силы или силовой выносливости и т. п.).

Таким образом, представленные в статье результаты позволяют констатировать, что разработанная нами технология, обеспечивая реализацию основных положении таких ведущих принципов тренировки организма, как: принцип «сопряженного воздействия», принцип «динамического соответствия», принцип «утилизации двигательных качеств» - является эффективным средством силовой подготовки с акцентированным целенаправленным воздействием на повышение показателей точности движений, представляя собой яркий пример практической реализации идеи единства и взаимообусловленности учебно-тренировочных воздействий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агашин Ф. К. Биомеханика ударных движений. -М.: Физкультура и спорт, 1997.- 207 с.

2. Базоркин А. М. Специальная физическая подготовка армреслеров высшего уровня мастерства в условиях применения безинерци-онного тренажёра адаптивного управления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Нальчик, 2005. - 23 с.

3. Березин А. В. Методические рекомендации по развитию силовых способностей у юношей старших классов на занятиях по физическому воспитанию с применением тренажерных устройств. - М.: АПН СССР, 1989. - 23 с.

4. Бернштейн Н. А. Физиология движения и активности. - М.: Наука, 1990. - 495 с.

5. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с.

6. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

7. Дворкин Л. С., Младинов Н. И. Силовая подготовка юных атлетов. - Екатеринбург: УГУ, 1992. - 80 с.

8. Кузнецов В. В. Специальная силовая подготовка спортсмена. - М.: Сов. Россия, 1975. -191 с.

9. Ломакина Е. Д. Совершенствование двигательных возможностей студентов в условиях искусственной среды адаптивного воздействия: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Нальчик, 2003. - 23 с.

10. Лукьяненко В. П. Точность движений: проблемные аспекты теории и их прикладное значение // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 4. - С. 2-10.

11. Лукьяненко В. П. Об основных методических подходах в развитии способностей к точному выполнению движений // В кн.: Биомеханика и новые концепции физкультурного образования и системы спортивной подготовки. - Нальчик: Изд-во КБГУ, 1999. - С. 51-53.

12. Лукьяненко В. П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе: монография. - М.: Советский спорт, 2008. - 168 с.

13. Маришева А. М. Моделирование физических нагрузок спортсмена при выполнении становой тяги с применением инерционной и без-инерционной машин управляющего воздействия: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Нальчик, 2006. - 26 с.

14. Ратов И. П. Исследование спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М., 1972. - 45 с.

15. Харенко С. А. Взаимозависимое развитие физических и интеллектуальных способностей человека в условиях применения биотехнического комплекса «Мотив»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Нальчик, 2002. - 24 с.

16. Черкесов Ю. Т. Машины управляющего воздействия и спорт. - Майкоп, 1993. - 136 с.

17. Эрикенов С. М. Структура рывка гири и особенности проявления биомеханических характеристик специально-вспомогательных упражнений в традиционных и искусственно созданных условиях: автореф. дис.

. канд. пед. наук. - Нальчик, 2003. - 25 с.

Об авторе

Хежев Анзор Адибович, Кабардино-Балкарский государственный университет, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин факультета физической культуры и спорта. alena_nibezheva @mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.