УДК 796.011 ББК 74.267.5 С 47
В.А. Сланко
Переменные режимы сопротивления в физической подготовке школьников старшего возраста
Аннотация:
Результаты исследований позволяют использовать новые пути повышения уровня физической подготовленности школьников старшего возраста путем внедрения устройства с переменными режимами сопротивления при выполнении сгибаний и разгибаний рук в упоре.
:
Устройство управляемого воздействия ^^В), переменные режимы сопротивления, школьники старшего .
Постановка проблемы и анализ предшествующих публикаций. Проблема здоровья населения нашей страны, и школьников в том числе, стоит очень остро. По официальным данным, за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. Многолетняя тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения влечет за собой снижение уровня работоспособности во всех других возрастных группах и скажется на здоровье следующих поколений [11].
Один из «китов», на которых держится здоровье детей - физическая подготовка Однако, поскольку уровень здоровья детей постоянно снижается, вероятно, не все нормально и в физической подготовленности школьников.
Повышение уровня физической подготовленности особенно необходимо школьникам 14-17 лет и в частности развития основного физического качества - силы, о чем говорят многие авторы [1, 14, 2, 3, 10, 7, 4 и др.].
В школьной программе по физической культуре для развития силы широко применяются упражнения с преодолением сопротивления веса тела, такие как сгибание и разгибание рук, выполняемые из различных исходных положений, и в частности, в упоре на брусьях. Но, при выполнении данных упражнений происходит постоянная нагрузка мышцам занимающимся, что не создает оптимальных условий для эффективного освоения упражнения в соответствии с физическими данными занимающихся.
Многие авторы говорят о слабой эффективности традиционных средств при выполнении данных упражнений и рекомендуют применять технические средства: различные приспособления, устройства,
тренажеры и машины управляющего воздействия [12, 14,
13, 5, 6, 15, 9, 8, и др.].
Применение технических средств позволит значительно разнообразить учебный процесс и может служить хорошим подспорьем в работе учителя физической культуры, но в учебном процессе по физическому воспитанию в общеобразовательных школах опыт применения тренажеров пока еще небольшой.
Анализ литературных источников показывает, что на данном этапе педагогических исследований не в полной мере разработана методика применения тренажерных
устройств с переменными режимами сопротивления при сопряженном воздействии в процессе физической подготовки на уроках физической культуры, что определяет актуальность исследования.
Целью работы являлось совершенствование методики учебного процесса по физической культуре путем применения тренажерного устройства с переменными режимами сопротивления при выполнении сгибаний и разгибаний рук в упоре.
Для реализации поставленной цели по конструированию условий регулирования внешнего силового воздействия разработано и создано «Ус^ойство управляющего воздействия» ^ТЗ), которое состоит из следующих элементов (рис. 1): стойки 1, укрепленной в вертикальном положении на грифе гимнастической перекладины 2, в нижней и верхней части которой располагаются втулки со штырями 3,4 с укрепленными на них каретками 5,6. На нижней каретке 5 установлен рычаг
7, соединяющийся с грузом 8 посредством подвижного соединения - шарнира 9. Груз 8 может сниматься при помощи болта 10. На верхней каретке установлена Г-образная направляющая 11, несущая на себе груз 8. На другом конце направляющей крепится трос 12, который соединен с поясом занимающегося посредством звеньев цепи, Для адаптации УУВ к различным антропометрическим параметрам занимающихся и изменению плеча силы тяжести предусмотрена регулировка и фиксация узлов конструкции при помощи винтов 13, 14. К стойкам гимнастической перекладины, над которой установлено УУВ, крепится приспособление (имитаруюгцее брусья) для сгибания и разгибания рук в упоре.
Принцип применения УУВ поясним на примере выполнения сгибания и разгибания рук в упоре. Перед выполнением упражнения занимающийся надевает пояс, к которому, сзади прикрепляется трос 12. От места фиксации троса зависит угол закрепления на поясе Г^разной направляющей 11 с грузом 8. В данном случае направляющая располагается в горизонтальном положении фис. 1). Упор, на приспособлении имитирующим брусья, осуществляется из положения спиной к грузу.
Рис 1. Устройство управляющего воздействия.
1-стойка; 2 - гимнастическая перекладина; 3,4 - втулки со рям;1; 5,6 - каретки; 7 - рычаг; 8 - груз; 9 - шарнир; 10 - г; 11 - Г-образная направляющая; 12 - трос; 13,14 - винты.
В процессе движения тела занимающегося вниз, 12 8 7,
11,
.
руки в упор, происходит ослабление троса 12, и Г-^разная 11, 8 7,
возвращается в исходное положение. В зависимости от
8,
создаются различные переменные режимы облегчения и сопротивления:
- режим возрастающего облегчения, когда груз перемещается от верхней крайней точки вертикальной линии до левой крайней точки горизонтальной линии (рис. 2);
- режим возрастающего облегчения с переходом на убывающее облегчение обеспечивается при исходном положении груза между верхней частью вертикальной линии и левой частью горизонтальной линии (рис. 3);
- режим убывающего облегчения, когда груз перемещается от левой крайней точки горизонтальной
линии до нижнеи крайней точки вертикальной линии фис. 4);
- режим возрастающего сопротивления, когда груз перемещается от нижней точки вертикальной линии до левой крайней точки горизонтальной линии фис. 5);
- режим возрастающего сопротивления с переходом на убывающее сопротивление обеспечивается при исходном положении груза между левой частью горизонтальной линии и нижней частью вертикальной линии фис. 6);
- режим убывающего сопротивления при перемещении груза от левой крайней точки горизонтальной линии до верхней край ней точки вертикальной линии фис. 7).
В упражнениях сгибания и разгибания рук в упоре, выполняемых в режимах, изображенных на рисунках 5, 6, 7, трос от места крепления на направляющей 11 должен проходить через блок, укрепленный на полу, а затем фиксироваться на поясе занимающегося.
Для измерения изменяющейся силы сопротивления 5, который закреплялся в разрыве троса рядом с поясом. или облегчения устройства применялся динамометр ДПУ-
Рис. 6
Рис. 3
Занятия в экспериментальных и контрольной группах проводились два раза в неделю в одни и те же дни с разницей в 1-2 урока. Задание - сгибание и разгибание рук в упоре - выполнялось по 2 подхода в течение 13-15 минут в конце основной части уроков физической культуры.
Все время эксперимента было разделено на три этапа по 43 дня каждый. Каждый этап включал в себя 11 занятий Дроков).
В двух экспериментальных группах, в отличие от контрольной, сгибание и разгибание рук в упоре осуществлялось на УУВ.
Задаваемая величина нагрузки устанавливалась опытным путем, позволяющим учащимся выполнять задание 8-12 раз в одном подходе. Причем в первой экспериментальной группе упражнения выполнялись на тренировочном устройстве в одном режиме
сопротивления, во второй экспериментальной группе - в другом.
Учащиеся нагружались следующим образом. В экспериментальных группах на первом этапе в первые четыре занятия нагрузка составляла 75% повторений от величины, установленной экспериментальным путем; во вторые четыре занятия - 85% повторений от того же уровня; в оставшиеся три-четыре занятия - 100% повторений.
По такому же принципу нагрузка распределялась в последующие этапы эксперимента При этом каждый учащийся успевал выполнять по два подхода в каждом упражнении за одно занятие.
В контрольной группе количество повторений определялось тем же процентным соотношением, что и в экспериментальных, но без применения УУВ, т.е. в естественных условиях. Учащимся, которые не могли
выполнить задание ни одного раза или выполняли его 1-2 раза, предлагалось приложить максимум усилий для выполнения задания или повторить его с 50-70 % нагрузкой.
Разработанная, созданная и испытанная конструкция УУВ подтверждает эффективность методологии ИЛ. Ратова [12] об «ис^сственной управляющей среде».
Статистический анализ результатов сгибаний рук в упоре показывает, что наибольший прирост показателей имеет экспериментальная группа, которая выполняла упражнения с использованием режима возрастающего облегчения с плавным переходом на убывающее облегчение (первый вариант). Прирост результата в этой группе достоверно больше, чем в третьей, которая занималась в традиционных условиях, т.е. с преодолением сопротивления веса тела (^жим постоянного сопротивления), и чем во второй, которая применяла режим убывающего сопротивления с плавным переходом на возрастающее сопротивление. Сравнение прироста результатов во второй и третьей группах достоверного различия не выявило, хотя среднее арифметическое значение прироста результатов во второй группе больше.
Большие изменения результатов в осваиваемых упражнениях наблюдаются в экспериментальных группах, хотя начальные показатели у них были хуже по сравнению с контрольной группой. При этом резкий подъем результатов (ос^енно в первой экспериментальной группе) наблюдается в первом периоде.
Вероятно, это происходит в основном за счет воздействия УУВ, вызывающего улучшение
межмышечной координации. Далее изменения принимают более плавный характер. Это относится ко II и Ш периодам.
Рост результатов здесь обеспечивается за счет развития физических качеств и совершенствования двигательного навыка на фоне воздействия УУВ.
Вывод, Проведенный сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента показывает, что выполнение сгибания и разгибания рук в упоре (имитарующем брусья) на УУВ в режиме возрастающего облегчения с плавным переходом на убывающее облегчение эффективнее, чем применение режимов постоянного сопротивления и убывающего сопротивления с переходом на возрастающее сопротивление.
Примечания:
1. Верхошанскйй Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
2. Волчецкий О.И. Развивая силу. // Физическая культура в школе. - 2000. - №2. - С.46-48.
3. Гладенко Б.Ф. Общая физическая подготовка и атлетизм на
уроках в 9-10 классах // Физическая культура в школе. - 2000. - МО - С. 48-49. ' '
4. Горшков В.М. Развитие физических качеств // Физическая культура в школе. - 2003. - №7. - С.62-71.
5. Доронин A.M. Физические упражнения как результат интеграции активности двигательного аппарата в качестве анализатора, двигателя и рекуператора энергии: Автореф. диссертации докг. пед. наук. - Майкоп, 1999. - 46 с.
6. Жуков В.И. Оптимизация двигательных действий спортсменов в видах спорта скоростной и скоростно-силовой направленности: Автореф. диссертации докг. пед. наук. -Майкоп, 1999. - 60с.
7. Копылов Ю.А Укрепляя мышцы живота // Физическая культура и школе. - 2002. - С. 43.
8. Кощеев Ю.Б. Урок гимнастики с использованием нестандартного оборудования // Физическая культура в школе. - 2002. - №2 - С. 12-13.
9. Луньков СМ. Подвесная опора в обучении скользящему шагу // Физическая культура в школе. - 2000. - №7. - С.30.
10. Межуев В.Б. Скоростно-стовая подготовка на уроках и дома. //Физическая культура в школе. - 2001. - №4. - С.13-14.
11. Обухов СМ., Барабанщиков АЮ. Мониторинг физической подготовленности школьников // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 4. - С.52-53.
12. Ратов ИЛ. Методология и условия «ис^сственно
управляемой среды» как фактора повышения и сохранения двигательных возможностей человека и
междисциплинарного синтеза научных знаний // Спорт -науке, наука - спорту: Тез. докл. - Часть 2. - Новосибирск, 1984. - С .207-208. '
13. Сланко В.А Применение переменных режимов сопротивления и облегчения при выполнении сгибаний и разгибаний рук в висе и упоре школьниками 14-17 лет: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Майкоп, 1993. - 2%.
14. Черкесов ЮТ. Проблема и методологические возможности детерминации режимов силового воздействия спортсменов с объектами управляемой предметной среды: Атореф. дисс. докг. пед. наук в виде научного доклада. - М., 1993. - 62 с.
15. Чурсинов ВБ. Научно-теоретические и методические возможности адаптивного управления взаимодействием спортсмена с внешней предметной средой: Авгореф. дисс... докг. пед. наук. - Майкоп, 2001. - 51с.