ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011
УДК 796.41
Н. Г. ЦИЛЬКЕ Г. П. БЕЗМАТЕРНЫХ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ОБУЧЕНИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА________________________________________
Применение разработанных нами специальных упражнений в подготовительной части занятия по гимнастике, позволяет сократить сроки освоения и достоверно повысить качество выполнения упражнений гимнастического многоборья у студентов общего курса физкультурного вуза.
Ключевые слова: специальные навыки, специальные упражнения, студенты общего курса физкультурного вуза.
Одной из задач дисциплины гимнастика в университете физической культуры является профессионально-педагогическая подготовка студентов для работы в общеобразовательной школе. На сегодняшний день уровень знаний по методике обучения гимнастическим упражнениям, задачам выполняемых упражнений, их назначению является недостаточным. Студенты, приходя на педагогическую практику в школу, недостаточно владеют методикой подбора подводящих упражнений, организацией и проведением отдельных частей урока и, что особенно важно, методом наглядного показа гимнастических упражнений на снарядах, который напрямую зависит от двигательных умений и навыков, приобретенных на практических занятиях [1 — 3].
Одним из компонентов профессиональной подготовленности является техническая подготовка студентов и связанные с ней теоретические знания по методике подбора специальных упражнений, направленных на формирование гимнастических навыков.
Цель исследования — разработка специальных упражнений для совершенствования наиболее значимых компонентов профессиональной подготовленности студентов к преподаванию гимнастики.
Несмотря на разнообразие различных методик, применяемых при обучении студентов гимнастическим упражнениям, до настоящего времени не определены наиболее эффективные специальные навыки, направленные на совершенствование уровня профессиональной подготовленности будущих специалистов по физической культуре и спорту.
Например, наибольшую сложность у студентов вызывает выполнение подъема разгибом на брусьях из размахивания в упоре на руках. Главное в технике выполнения подъема разгибом — правильное направление ног при разгибании, скорость и умение включать мышцы, блокирующие тазобедренный сустав, что позволяет перераспределить количество движения с ног на другие части тела. Этот элемент сочетает в себе умения и навыки, полученные при освоении более легких упражнений (табл. 1), направленных на
удержание в напряжении мышц туловища, выполнение быстрого сгибания-разгибания тела в тазобедренных суставах, удержание головы в положении наклона вперед.
По данным ряда авторов, формирование специальных умений и навыков, при освоении более легких упражнений, позволит избежать крупных ошибок при выполнении более сложных элементов [4, 5].
Анализ типичных ошибок совершаемых студентами при выполнении зачетных комбинаций позволил нам выявить определить навыки, необходимые для их исправления и разработать серии специальных упражнений. Под специальными упражнениями мы понимаем простые упражнения, части двигательного действия, направленные на подготовку студентов к выполнению более сложных движений, которые можно использовать в подготовительной части занятия. Разработанные нами серии специальных упражнений были упорядочены по способу проведения в соответствии с учебным планом.
Рассмотрим одну из типичных ошибок, совершаемую студентами при выполнении гимнастических упражнений, — прогнутое положение в поясничном отделе позвоночника и «откидывание» головы назад. Она встречается на всех видах гимнастического многоборья, поэтому очень важно устранить или предотвратить её появление еще до начала ознакомления с гимнастическими упражнениями на снарядах (табл. 2).
Специальные упражнения из первой и второй серии, выполняемые раздельным способом, направлены на создание у студентов представления об удержании округлой спины, особенно в поясничном отделе позвоночника, и умении наклонять голову на грудь. Эти умения необходимы при выполнении акробатических упражнений (перекаты и кувырки), при выполнении упражнений на брусьях и перекладине (подъем разгибом, оборот назад). При выполнении упражнений из серий три, четыре и пять, студенты продолжали формировать навыки, знакомые ранее, но с использованием мяча, который одновременно может служить как отягощение и дополнительная опора. В упра-
Таблица 1
Ошибки, совершаемые студентами университета физической культуры при выполнении подъема разгибом из размахивания в упоре на плечах
Характерные ошибки выполнения Граф. изобр. Многоборные и видовые навыки
1. В упоре согнувшись, тело опущено ниже жердей —,<цг= Удержание в напряжении мышц туловища, не допускать провисания в плечах
2. Высокое положение таза в упоре, согнувшись ;|ё|| Удержание головы в положении наклона на грудь, выполнение быстрого сгибания тела в тазобедренных суставах
3. Медленное разгибание ногами вперед — вверх, при выходе в сед ноги врозь Выполнение быстрого разгибания тела в тазобедренных суставах
4. Низкое направление разгибания (перекат) Выполнение разгибания тела вперед-вверх, из положения упор на руках согнувшись
5. Сгибание ног во время касания о жерди щ да Удержание в напряжении частей тела, контролировать скорость разгибания
6. Откидывание головы назад при разгибании ногами * 0- Удержание головы в положении наклона на грудь
жнениях, выполняемых в дальнейшем с гимнастической палкой, студенты продолжают осваивать навык удержания «округлой спины» при разгибании туловища или, стараясь по ходу выполнения прижимать поясницу к полу. Выполнение шестой и седьмой серии упражнений с палкой позволяет, медленно разгибаясь, акцентировать внимание на сгибание позвоночника в поясничном отделе. Упражнение восьмой серии, с гимнастической стенкой, закрепляет сформированный в предыдущих сериях навык удержания «округлой» спины, особенно в поясничном отделе позвоночника и умение наклонять голову на грудь.
Выбранная нами последовательность выполнения серий специальных упражнений, в зависимости от
способа проведения, направлена на использование переноса специальных навыков с одного упражнения на другое, от предмета к предмету, в дальнейшем от снаряда к снаряду. Учитывая ограниченное количество занятий, отведенных учебным планом вуза на освоение дисциплины «Гимнастика и методика преподавания» (общий курс), и низкий уровень двигательной подготовленности студентов нами было изменено содержание частей занятий в экспериментальной группе (рис. 2).
В экспериментальной группе особое внимание уделялось удержанию в напряжении мышц тела в строевых приемах и передвижениях. Для этого студентам на каждом занятии по мере необходимости напоминалось о напряжении мышц тела во время выполнения строевых упражнений. Разработанные серии специальных упражнений применялись в подготовительной части занятия, еще до знакомства с гимнастическими упражнениями на снарядах. В основной части занятия нами были использованы подводящие упражнения, рекомендованные различными авторами [6, 7], с учетом гимнастических навыков сформированных ранее , при выполнении серий специальных упражнений. В заключительной части занятия были использованы игровые статические упражнения, направленные на совершенствование ранее изученных навыков.
В первом семестре, в соответствии с годовым планом-графиком, студенты осваивали акробатические упражнения и опорный прыжок. Во втором семестре упражнения на перекладине и упражнения на брусьях.
До начала педагогического эксперимента по показателям общей физической и технической подготовленности испытуемые обеих групп не имели достоверных различий (Р > 0,05).
Во время педагогического эксперимента отмеча-ались сроки освоения элементов зачетных комбинаций у студентов контрольной и экспериментальной групп. Среднее значение показателей выполнения элементов зачетных комбинаций у студентов обеих групп в начале учебного года свидетельствует об очень низком уровне технической подготовленности (рис. 1).
В первом семестре, через два месяца занятий с применением специальных упражнений среднее значение показателей выполнения элементов зачетных комбинаций студентов в экспериментальной группе достоверно (Р < 0,05) повысилось до зачетной оценки (7,5 баллов) при выполнении акробатических упражнений (х±у = = 7,56±0,98) и через три месяца занятий при выполнении опорного прыжка (±у = 7,82±0,98). Вконт-рольной группе большинство студентов справилось
Таблица 2
Серии специальных упражнений, направленных на формирование навыка удержания «округлой спины» и головы в положении наклона вперед
Упражнение 1 2 3 4
Графическое изображение Ж
Упражнение 5 6 7 8
Графическое изображение
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (95) 20*11
Акробатическая комбинация
• - контрольная группа -
-экспериментальная группа
Опорный прыжок
- контрольная группа -
-экспериментальная группа
Комбинация на перекладине
Комбинация на брусьях
- контрольная группа -
-экспериментальная группа
- контрольная группа -
-экспериментальная группа
Рис* 1* Динамика показателей технической подготовленности студентов при выполнении гимнастических упражнений
Рис. 2, Содержание частей занятий по гимнастике в экспериментальной и контрольной группах
Уровень технической подготовленности студентов между группами до и после эксперимента
Таблица 3
Зачетные упражнения Контрольная группа (X ±о) Экспериментальная группа (X ±с) Р0
Акробатика 8,1*1,08: 8,9*0,74 Р < 0,05
Опорный прыжок 7,8±1,14 8,5±0,58 Р < 0,05
Брусья 7,9*0.87 8,6*0,56 Р < 0,05
Перекладина 8,1*1,07 8,7*0,62 Р < 0,05
с элементами зачетных комбинаций только к концу четвертого месяца занятий. Во втором семестре среднее значение показателей выполнения элементов зачетных комбинаций у студентов в экспериментальной группе достоверно (Р < 0,05) повысилась при выполнении упражнений на брусьях (±у = 7,3 ±0,95) и перекладине (±у = 7,6±0,94), через два месяца занятий, тогда как в контрольной группе среднее значение показателей выполнения элементов зачетных комбинаций на зачетную оценку было возможно только к концу семестра (±у = 7,54±1,09).
Не смотря на достоверное (Р < 0,05) увеличение показателей технической подготовленности при выполнении гимнастических упражнений на всех видах многоборья в обеих группах в конце педагогического эксперимента среднее значение показателей выполнения элементов зачетных комбинаций у студентов экспериментальной группы достоверно (Р < 0,05) превышают показатели контрольной группы (табл. 3).
Выводы:
1. Определены специальные навыки, необходимые студентам для качественного выполнения гимнастических упражнений и разработаны специальные упражнения, позволяющие избежать возникновения типичных ошибок.
2. Выбранная нами последовательность выполнения серий специальных упражнений в зависимости от способа проведения, направлена на использование переноса специальных навыков с одного упражнения на другое, от предмета к предмету, и в дальнейшем от снаряда к снаряду.
3. Анализ динамики средних значений показателей выполнения элементов зачетных комбинаций показал, достоверное (Р < 0,05) изменение показателей технической подготовленности у студентов экспериментальной группы, по сравнению с показателями в контрольной группе. Достоверность выявленных различий свидетельствует о значимом влиянии внедряемой методики формирования специальных навыков на показатели технической подготовленности студентов физкультурного вуза.
4. Студенты экспериментальной группы на один месяц быстрее освоили упражнения на гимнасти-
ческих снарядах по сравнению со студентами контрольной группы. Что позволило уделить большее внимание совершенствованию профессионально-педагогических умений и навыков при обучении упражнениям гимнастического многоборья.
Библиографический список
1. Боген, М. М. Спортивная техника как предмет обучения / М. М. Боген // Теория и практика физ. культуры. — 1981. — № 7. — С. 28-29.
2. Менхин, Ю. В. Оценка практической подготовленности студента физкультурного вуза / Ю. В. Менхин // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования : тез. докл. 3 науч.-практ. конф., г. Москва, 14-15 апр. 2005 г. / М-во образования и науки РФ [и др.]. — М., 2005. — С. 125- 128.
3. Менхин, Ю. В. Состояние и пути совершенствования гимнастики в системе базового образования в физкультурном вузе / Ю. В. Менхин, Е. Е. Биндусов, Н. В. Коньков // Теория и практика физ. культуры. — 1997. — № 12. — С. 29 — 31.
4. Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям : биомеханика, методология, дидактика / Ю. К. Гавердовский. — М. : Физкультура и спорта, 2007. — 930 с.
5. Менхин, Ю.В. К проблеме понимания и формирования двигательного навыка / Ю. В. Менхин // Теория и практика физ. культуры. — 2007. — № 2. — С. 12— 17.
6. Кравчук, А. И. Начальная техническая подготовка юных гимнастов : Лекция / А. И. Кравчук : Омск. ин-т физ. культуры. — Омск : [б. и.], 1983. — 22 с.
7. Юный гимнаст / Под общ. ред. проф. А. М. Шлемина. — М. : ФиС, 1973. — 376 с.
ЦИЛЬКЕ Наталья Григорьевна, специалист по физической культуре и спорту.
Адрес для переписки! e-mail! [email protected] БЕЗМАТЕРНЫХ Геннадий Павлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики.
Адрес для переписки e-maik matodorl [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.06.10 г.
© Н. Г. Цильке, Г. П. Безматерных
Книжная полка
ББК 75.5/О-74
Осипов, С. В. Футбол: теория, методика, практика [Текст] : учеб. пособие / С. В. Осипов, Д. А. Щербак, И. П. Дзюба ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 91 с. - ISBN 978-5-8149-1013-4.
В учебном пособии представлен материал по истории зарождения футбола, подробно рассмотрены виды технической, тактической, психологической подготовки, физические качества футболистов, правила игры. Рекомендовано для студентов 1—4 курсов, занимающихся в учебных группах, специализации «футбол», а также для преподавателей физической культуры вузов.
Решетников, Н. В. Физическая культура. / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын, Р. Л. Палтиевич. - 10-е изд. -М. : Academia, 2010. - 176 с. - ISBN: 978-5-7695-7397-2.
Учебник содержит информацию, позволяющую расширить знания в области физической культуры, анатомии и физиологии организма человека, здорового образа жизни и питания, понять закономерности формирования и совершенствования двигательных навыков и физических способностей в процессе физического воспитания. Предлагаемые комплексы физических упражнений помогут в развитии силы, выносливости, быстроты, гибкости, координации движений. Для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. Может быть полезен школьникам старших классов.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ