Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ'

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
129
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / AGRICULTURAL COOPERATION / IMPORT SUBSTITUTION / SMALL FORMS OF MANAGEMENT / GRANT SUPPORT / STATE PROGRAM

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Артемова Е.И., Плотникова Е.В.

The essence of agricultural cooperation, types of agricultural cooperatives, the principles of their activity are considered. The necessity of development of agricultural cooperation in the Krasnodar region. The problems of small forms of management in agriculture, solved with the help of agricultural cooperation. The advantages and efficiency factors of its development are formulated. The mechanisms of grant support of the beginning and operating agricultural cooperatives operating since 2017 on Federal and regional state programs of development of agriculture are described. The results and prospects of state support of the cooperative movement in the Krasnodar region are reflected.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Артемова Е.И., Плотникова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ»

7. Tkachenko I.N., Evseeva M.V. Formation of a system for monitoring the development of public-private partnerships (using the

example of an industrial complex) // Izvestia Ural State Economic University. - 2015. - No. 2 (58). - P. 101-110.

8. Strategy for the development of maritime activities of the Russian Federation until 2030 (approved by the decree of the Govern-

ment of the Russian Federation of December 8, 2010 No. 2205-r, Moscow). - [Electronic resource]. - Access mode: https://rg.ru/2010/12/21/mordeyatelnost-site-dok.html

9. Tkachenko I.N., Starikov E.N. Strategic monitoring as an element of anti-crisis management of the development of the economic

potential of the industrial complex // Izvestia Ural State Economic University. - 2010. - No. 1 (27). - P.165-173.

10. Order of the Ministry of Economic Development of Russia from 15.05.2014 N 266 (Edited on 04.02.2016) "On the approval of

the methodology for calculating the values of performance indicators for the performance of heads of federal executive bodies and senior officials (heads of higher executive bodies of the government of the constituent entities of the Russian Federation) creation of favorable conditions for doing business in relation to which the Ministry of Economic Development of Russia is a federal executive body responsible for granting information on the achieved values of indicators ". - Electronic resource. - Access mode: http://www.pppi.ru/sites/default/files/ob_utverzhdenii_metodiki_rascheta_znacheniy_pokazateley.pdf

11. Kozlov A.A. Public-private partnership: essence, classification // Management of economic systems, electronic scientific journal.

- 2012. - № 2. Access mode: http://uecs.ru/uecs-38-382012/item/1053-2012-02-20-06-19:20.

12. Kochetkova S.A. The development of public-private partnership in the region: the organizational and legal mechanism // Scien-

tific journal of NIU ITMO. - 2015. - No. 1. - P.113-120.

13. Magomedyanova O.V. Trends in the development of public-private partnership at the regional level. // Izvestiya Tula State Uni-

versity. Economic and legal sciences. - 2015. - No. 4 (i.1). - P.223-232.

14. Mataev, TM. Definition and classification of forms of public-private partnership // Journal of Russian Entrepreneurship. - 2014. -

No. 7 (253). - P.51-58.

15. Reznichenko N.V. Models of public-private partnership // Bulletin of St. Petersburg University (series "Management"). - 2010. -

No. 4. - P.58-83.

16. Belov SA, Gritsenko EV, Zhmulina DA Public-private partnership in Russia and foreign countries: legal aspects / Ed. V.F. Popondopulo, N.A. Shevelyovoy. - Moscow: Infotropic Media, 2015. - 528 p.

Артемова Е.И.

Д.э.н., профессор, заведующая кафедрой экономической теории, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

Artemova E.I.

doctor of economic sciences, professor, head of the department of economic theory, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

Е.В. Плотникова

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

E. V. Plotnikova

senior Lecturer of the department of state and municipal governance, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Аннотация. Рассмотрены сущность сельскохозяйственной кооперации, типы сельскохозяйственных кооперативов, принципы их деятельности. Обоснована необходимость развития сельскохозяйственной кооперации в Краснодарском крае. Выделены проблемы малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, решаемые с помощью сельскохозяйственной кооперации. Сформулированы преимущества и факторы эффективности ее развития. Описаны механизмы грантовой поддержки начинающих и действующих сельскохозяйственных кооперативов, действующие с 2017 года по федеральной и краевой государственным программам развития сельского хозяйства. Отражены результаты и перспективы государственной поддержки кооперативного движения в Краснодарском крае.

Annotation. The essence of agricultural cooperation, types of agricultural cooperatives, the principles of their activity are considered. The necessity of development of agricultural cooperation in the Krasnodar region. The problems of small forms of management in agriculture, solved with the help of agricultural cooperation. The advantages and efficiency factors of its development are formulated. The mechanisms of grant support of the beginning and operating agricultural cooperatives operating since 2017 on Federal and regional state programs of development of agriculture are described. The results and prospects of state support of the cooperative movement in the Krasnodar region are reflected. Ключевые слова: сельскохозяйственная кооперация, импортозамещение, малые формы хозяйствования, гран-товая поддержка, государственная программа.

Key words: agricultural cooperation, import substitution, small forms of management, grant support, state program.

Агропромышленный комплекс является основой экономики Краснодарского края. Его развитие является одной из приоритетных и важнейших задач краевых органов государственной власти. При этом в условиях обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения перед сельхозтоваропроизводителями стоит задача увеличения объемов производства продукции. Необходимо обеспечить местной сельхозпродукцией стремительно растущее население края, внутренний продовольственный рынок, а излишки в обработанном виде отправлять на экспорт [1]. С целью ускоренного импортозамещения и дальнейшего увеличения объемов сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае необходимо развивать сельскохозяйственную коопе-

рацию.

В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. №193-Ф3 (ред. от 03.07.2016 г.) «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.

Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного или потребительского кооператива:

- производственный кооператив - коммерческая организация, созданная гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, основанной на личном трудовом участии членов кооператива; число членов должно быть не менее 5-ти;

- потребительский кооператив - некоммерческая организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности; в его состав должны входить не менее 2-х юридических лиц или не менее 5-ти граждан, не менее 50% объема работ (услуг), выполняемых данным кооперативом, должно осуществляться для их членов [2, ст. 3-4].

В зависимости от вида деятельности сельскохозяйственные потребительские кооперативы подразделяются на следующие типы (табл. 1).

Два и более производственных или потребительских кооператива могут образовывать потребительские кооперативы последующих уровней, вплоть до всероссийских и международных потребительских кооперативов. Всего на Кубани было создано два сельскохозяйственных кооператива второго уровня - это «Деловой Партнер» и «Гарант Кубани» [3].

Таблица 1 - Типы сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Тип кооператива Вид деятельности

Перерабатывающие Переработка сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, и др.)

Сбытовые (торговые) Продажа, в том числе хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка сельскохозяйственной продукции, заключение сделок, изучение рынка сбыта, реклама продукции и др.

Обслуживающие (страховые, кредитные и др.) Механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные работы, а также услуги по страхованию, научно-производственному, правовому и финансовому консультированию, электрификации, телефонизации, санаторно-курортному и медицинскому обслуживанию, выдаче займов и сбережению денежных средств и другие работы и услуги

Снабженческие Закупка и продажа средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции

Садоводческие, огороднические и животноводческие Оказание комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства

Кооператив создается и функционирует на основе следующих принципов:

- добровольность членства в кооперативе;

- взаимопомощь и обеспечение экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности;

- распределение прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива;

- ограничение участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами;

- ограничение дивидендов по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива;

- управление деятельностью кооператива на демократических началах (один член кооператива - один

голос);

- доступность информации о деятельности кооператива для всех его членов [2, ст. 2].

Развитие сельскохозяйственной кооперации и привлечение средств господдержки для развития малых форм хозяйствования является одним из приоритетов регулирования развития аграрного сектора экономики. Власти Кубани уже несколько лет видят в развитии кооперации одну из основных задач в аграрной сфере. Сельскохозяйственный рынок включает в себя крупные агрохолдинги и мелкие частные хозяйства, на долю которых в крае приходится почти 40% произведенной продукции. Но в одиночку с агрохолдингами фермер конкурировать не сможет, при любых мерах господдержки в условиях рынка это нереально [4]. Поэтому в настоящее время губернатором Краснодарского края ставится задача сформировать в крае эффективную систему сельскохозяйственной кооперации, в том числе создать все условия для того, чтобы фермеры объединялись в кооперативы. Так им легче выйти на рынок, а государству - охватить максимальное количество аграриев поддержкой [3].

В целом задача кооперативного движения состоит в поддержке и развитии малого товаропроизводителя, поиске совместного решения вопросов сбыта, создании такой системы заготовки и реализации продукции, которая исключит перекупщика, а малым формам хозяйствования даст возможность получить достойную цену за их труд. Как показало время, кооперация имеет большой потенциал, позволяя увеличить доходность сельхозпредприятий, расширить их возможности для сбыта продукции и улучшить благосостояние сельского населения [5].

Основная проблема, которая решается с помощью сельскохозяйственной кооперации, - это проблема сбыта произведенной продукции малыми формами хозяйствования. Произвести продукцию они могут, но упаковать, организовать ритмичные поставки, в том числе в торговые сети, нет, т.е. малые формы хозяйствования с малыми объемами продукции не могут войти в сети или участвовать в госзакупках. Создание кооперативов, объединяющих мелких производителей, позволяет формировать общую большую партию продукции и эффективно организовать ее последующий сбыт, в том числе выходить в сети и участвовать в госзакупках, получая реальный доход, а также избавиться от перекупщиков и занять новую нишу - экологически чистой фермерской продукции. За счет кооперации фермеры также получают возможность реализовать товар в свежем виде либо переработать, а не уйти с ним «в ноль». Например, многие фермеры не рискуют увеличивать площади под овощными культурами, так как потом эту продукцию сложно сбывать и негде хранить. Случается, что приходится продавать ее по бросовым ценам, и тогда ни о каком развитии производства речи идти не может [6].

Кроме того, если крупное предприятие имеет необходимые службы (агрономическая, финансово-экономическая и др.), то малые формы хозяйствования занимаются всем сами и не могут вникать в изменения законодательства, изучать технологии, контактировать с торговыми сетями и др. В этом случае сельхозкоопе-рация позволяет мелким хозяйствам заниматься производством, а финансово-бухгалтерские функции, сбыт и снабжение являются задачей кооператива.

Факторы необходимости и преимущества развития сельскохозяйственной кооперации приведены на рисунке 1.

Рисунок 6 - Факторы необходимости развития сельскохозяйственной кооперации в Краснодарском крае

Таким образом, сельскохозяйственный кооператив - это средство для достижения успеха в бизнесе для каждого отдельного члена данного союза. Например, в состав кооператива «Магнит Плюс», расположенного в поселке Пригородном под Краснодаром, входит порядка 25 товаропроизводителей - представителей малого бизнеса. Это и личные подсобные, и крестьянские (фермерские) хозяйства, и индивидуальные предприниматели. Одни занимаются тепличным хозяйством, другие производят овощи в открытом грунте, третьи располагают складом, холодильным оборудованием. При этом все сельхозтоваропроизводители объединены в единую структуру, чтобы решить самую важную для них задачу по сбыту продукции. Это объединение необходимо, так как каждый в отдельности фермер вопрос реализации быстро не решит. Объединение также дает возможность получения более высокой цены за продукцию за счет более современной презентации, упаковки [7].

В целом сельская кооперация позволяет обеспечить достойный уровень жизни сельского населения, продовольственную безопасность страны, сохранность сельскохозяйственных земель, устойчивое развитие сельских территорий и повысить уровень человеческого капитала на селе. Сельскохозяйственные кооперативы, объединяющие малых сельхозтоваропроизводителей, призваны снизить их производственные издержки, упростить реализацию продукции, облегчить доступ к заёмным средствам. Система потребительских обществ ориентирована, в первую очередь, на удовлетворение потребительских запросов сельского населения, но, кроме того, обеспечивает селянам дополнительные доходы за счёт развитой системы заготовок.

В настоящее время кооперативы, действующие в Краснодарском крае, ещё далеки от полного раскрытия своего экономического и организационного потенциала. Значительная часть сельского населения, ферме-

ров, сельскохозяйственных организаций остаётся вне кооперирования. Для создания эффективной системы сельскохозяйственной кооперации на Кубани с 2017 года введены два льготных механизма грантовой поддержки кооперативов - по федеральной и краевой программам развития сельского хозяйства (табл. 1).

Таблица 1 - Показатели грантовой поддержки сельскохозяйственных кооперативов в Краснодарском крае, 2017 г._

Показатель 2017 г.

Количество сельскохозяйственных кооперативов в крае, ед 136

Общий объем грантовой поддержки сельскохозяйственных кооперативов - всего, млн руб 296,6

Федеральная программа развития сельского хозяйства:

- грантовая поддержка действующих кооперативов (компенсация до 60% затрат на развитие материально-технической базы, максимальный размер гранта - 70 млн рублей) 196,6

- количество действующих сельскохозяйственных кооперативов Краснодарского края, получивших грантовую поддержку, ед 8

Краевая программа развития сельского хозяйства:

- грантовая поддержка начинающих кооперативов (компенсация до 90% затрат на развитие материально-технической базы, максимальный размер гранта - 50 млн рублей) 100,0

- количество начинающих сельскохозяйственных кооперативов Краснодарского края, получивших грантовую поддержку по краевой программе, ед 3

Федеральная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы предусматривает грантовую поддержку действующих кооперативов, с даты регистрации которых прошло не менее одного года, в виде компенсации до 60% затрат на развитие материально-технической базы. Таким образом, 60% - средства федерального бюджета, 40% - собственные средства кооперативов [8].

Федеральная программа по поддержке кооперативного движения действует в России уже три года, в ней участвовало более 40 регионов. Но на Кубани к ее реализации удалось приступить только в конце 2017 года. Как видно из таблицы 1, в Краснодарском крае на данный вид грантовой поддержки в 2017 году было направлено более 196,6 млн рублей. Грантовую поддержку по федеральной программе получили 8 действующих сельскохозяйственных кооперативов - СПОССК «Ейский Агросоюз», СССПК «Крестьянский союз» и СППССК «Кормим Русь» Ейского района, СПССК «Прикубанский» Тбилисского, СССПК «Ивановская Артель» Красноармейского, СППЗССК «Ферма настоящих продуктов» Славянского, СССПМПК «Новый путь» Кущевского районов и СССПК «Магнит Плюс» г. Краснодара.

Молочные кооперативы направили полученные средства на развитие и переоборудование производственных цехов, а также на закупку нового оборудования, увеличение молочного поголовья крупного рогатого скота, укрепление своей материально-технической базы. Например, СППЗССК «Ферма настоящих продуктов» Славянского района производит натуральную молочную продукцию в широком ассортименте, которая, в том числе, поставляется в сеть магазина «Табрис» [9]. Кооператив «Магнит плюс» занимается овощеводческим направлением и полученные в рамках гранта средства направлены на создание цеха по подработке, фасовке и стикеровке овощной продукции. Также данный кооператив планирует закупить современное холодильное оборудование для хранения овощной продукции и обеспечения стабильных поставок в торговые сети [7].

Краевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2016-2021 годы (подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса») предусматривает грантовую поддержку начинающих кооперативов (новых фермерских объединений, стартапов), с даты регистрации которых прошло не более одного года, в виде компенсации до 90% затрат на создание и развитие материально-технической базы. То есть 90% от стоимости проекта кооператива - бюджетные деньги и лишь 10% - собственные средства кооператива [10].

Грантовая поддержка начинающих кооперативов начата в Краснодарском крае также в 2017 году. Актуальность и важность этой поддержки в отличие от грантовой поддержки действующих кооперативов по федеральной программе заключается в том, что необходимо поддерживать именно вновь созданные кооперативы. Это обусловлено тем, что финансовая деятельность небольших малоземельных хозяйств не позволяет им делать серьезные вложения в развитие кооператива. Только через год успешной деятельности можно получить доступ к государственной поддержке по федеральной программе и использовать средства гранта на развитие материально-технической базы действующего кооператива.

Как видно из таблицы 1, в 2017 году на эти цели было выделено 100 млн рублей из краевого бюджета. В 2018 году запланировано выделить 101 млн рублей. По предварительным данным, ежегодно планируется увеличивать финансирование программы, которая будет действовать до 2021 года. Краевые гранты предоставлены 3-м начинающим сельхозкооперативам - СППК «Натурпродукт» Лабинского района, СПССПК «Кубанские продукты» Крыловского и СПСК «Крестьянская Усадьба» Новокубанского районов, которые работают в мясопереработке и молочном производстве.

В комплексе по двум данным программам на поддержку кооперативов на Кубани в 2017 году было направлено около 300 млн рублей. В 2018 году запланировано выделить порядка 315 млн рублей. В целом в ближайшие три года на развитие сельскохозяйственной кооперации в крае планируется направить около 1 млрд рублей.

В целом на Кубани с 2007 года в рамках приоритетного проекта по развитию агропромышленного комплекса было создано более 100 сельскохозяйственных потребительских кооперативов снабженческо-сбытового

направления. В настоящее время всего на Кубани зарегистрировано более 130 кооперативных объединений. При этом благодаря государственной поддержке планируется рост количества действующих и создание новых сельскохозяйственных кооперативов [3].

Получение грантовой поддержки позволяет кооперативам повысить финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей за счет модернизации материально-технической базы кооператива, вовлечь граждан в кооперативное движение (ассоциированное членство), улучшить благосостояние членов кооператива (ежегодное распределение прибыли), создать дополнительные рабочие места, обеспечить гарантированный сбыт продукции, произведенной в хозяйствах населения, обеспечить сельскохозяйственной продукцией предприятия оптовой и розничной торговли, социальные объекты края.

Кроме того, в 2017 году Правительством Российской Федерации разработаны рекомендации по разработке программ развития сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации, которые подготовлены на основе лучших практик управления системой развития сельскохозяйственной кооперации. Данные рекомендации включают в себя перечень и описание программных мероприятий по развитию сельскохозяйственной кооперации, рекомендуемых к применению в субъектах Российской Федерации, в том числе:

- законодательные меры поддержки;

- финансовые меры поддержки, в том числе предоставление сельскохозяйственным кооперативам поручительств региональными гарантийными организациями, микрозаймов микрофинансовыми организациями, субсидий и грантов на развитие материально-технической базы, а также развитие механизмов лизинга оборудования и кредитования сельскохозяйственных кооперативов;

- организационные меры поддержки, направленные на создание и развитие сельскохозяйственных кооперативов, в том числе создание и развитие системы консультационных центров и центров развития кооперации;

- меры, направленные на обучение, подготовку и переподготовку кадров для системы сельскохозяйственной кооперации;

- меры, направленные на организацию каналов сбыта продукции сельскохозяйственных кооперативов. Также в данном документе отражен порядок оценки эффективности внедрения наилучших региональных практик управления системой развития сельскохозяйственной кооперации [11].

В целом государственная поддержка позволяет ускорить процесс развития сельскохозяйственной кооперации, построения новых мощностей, а значит, увеличить объемы производства, повысить качество продукции и ее товарный вид, реализовать политику импортозамещения и обеспечить продовольственную безопасность. Кроме того, развитие кооперативной инфраструктуры способствует созданию новых рабочих мест. Так, по условиям грантового отбора на каждые 3 млн гранта нужно создать одно рабочее место. Также у фермеров есть своя социальная ответственность. К примеру, крестьянские (фермерские) хозяйства, входящие в ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, помогают развитию сельских поселений, вкладывают собственные средства в инфраструктуру социальных объектов на селе. Практически каждый крупный фермер активно участвует в жизни родного села: в строительстве и ремонте дорог, школ, детских садов. А это уже социальное развитие сельских территорий, сохранение станиц и хуторов. Таким образом, без широкого объединения представителей малого аграрного бизнеса в кооперативы, без развития кооперативной инфраструктуры решение проблемы оттока населения в города и сохранения сельского уклада жизни является очень сложным. Источники:

1. Плотникова Е.В., Мазнинов В.В. Развитие сельскохозяйственной логистической инфраструктуры в Краснодарском крае /

Е.В. Плотникова, В.В. Мазнинов // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №3 (92). - С. 1080-1086.

2. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. №193-Ф3 (ред. от 03.07.2016 г.). О сельскохозяйственной кооперации.

3. Официальный сайт министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. -

http://www.dsh.krasnodar.ru.

4. Артемова Е.И. Совершенствование системы государственного регулирования агарного производства как фактор им-

портозамещения / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного агарного университета. 2017. - №128. - С. 1212-1223.

5. Сидоренко Б.М. Программно-целевое регулирование развития малого предпринимательства в Краснодарском крае / Б.М.

Сидоренко, Е.В. Плотникова // Экономика и управление в условиях современной России: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 266-271.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Плотникова Е.В. Развитие сельскохозяйственных логистических центров как фактор активизации аграрного потенциала

Краснодарского края / Е.В. Плотникова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения: Материалы международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 67-73.

7. Кооперация как рельсы для аграрной экономики // Российский аграрный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://agroportal-ziz.ru/articles/kooperaciya-kak-relsy-dlya-agrarnoy-ekonomiki.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. №717. О Государственной программе развития

сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

9. Артемова Е.И. Оценка эффективности и приоритеты развития животноводства в Краснодарском крае / Е.И. Артемова,

Е.В. Плотникова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №12-2 (65-2). - С. 378-382.

10. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. №944. Об утверждении

государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

11. Рекомендации по разработке программ развития сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282309. Sources:

1. Plotnikova EV, Mazninov VV Development of agricultural logistics infrastructure in the Krasnodar Territory / E.V. Plotnikova,

V.V. Mazninov // Economics and Entrepreneurship. - 2018. - No. 3 (92). - P. 1080-1086.

2. Federal Law of December 8, 1995 №193-FZ (as amended on 03.07.2016). About agricultural cooperation.

3. Official website of the Ministry of Agriculture and Processing Industry of the Krasnodar Territory. - http://www.dsh.krasnodar.ru.

4. Artemova E.I. Perfection of the system of state regulation of agrarian production as a factor of import substitution / E.I. Artemova,

E.V. Plotnikova // Polytematic network electronic journal of the Kuban State Agar University. 2017. -? 128. - P. 1212-1223.

5. Sidorenko, B.M. Program-Target Regulation of Small Business Development in the Krasnodar Territory / B.M. Sidorenko, E.V.

Plotnikova // Economics and Management in the Conditions of Contemporary Russia: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. - 2018. - P. 266-271.

6. Plotnikova E.V. Development of agricultural logistics centers as a factor in activating the agrarian potential of the Krasnodar Ter-

ritory / E.V. Plotnikova // Modern trends in the development of economy and management: problems and solutions: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. - 2016. - P. 67-73.

7. Cooperation as rails for the agrarian economy // Russian Agrarian Portal [Electronic resource]. - Access mode: https://agroportal-

ziz.ru/articles/kooperaciya-kak-relsy-dlya-agrarnoy-ekonomiki.

8. Decree of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No. 717. About the State program of development of agri-

culture and regulation of the markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020.

9. Artemova E.I. Efficiency evaluation and priorities of livestock development in the Krasnodar Territory / E.I. Artemova, E.V. Plot-

nikova // Economics and Entrepreneurship. - 2015. - No. 12-2 (65-2). - P. 378-382.

10. Resolution of the head of the administration (governor) of the Krasnodar Territory of October 5, 2015, No. 944. On the approval

of the state program of the Krasnodar region "Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food."

11. Recommendations on the development of programs for the development of agricultural cooperation in the subjects of the Russian

Federation [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282309.

Е.А. Байдецкая

К.э.н., доцент кафедры предпринимательской деятельности, Кубанский социально-экономический институт

E.A. Baydetskaya

Associated Professor of the Department of Entrepreneurship, Kuban Social and Economic Institute (baidezkaya@mail.ru, 89181460050)

И.Н. Шамрай

К.э.н., доцент кафедры предпринимательской деятельности, Кубанский социально-экономический институт

I.N. Shamray

Associated Professor of the Department of Entrepreneurship Kuban Social and Economic Institute (inna_shamrai@mail.ru, 89898119081)

ОЦЕНКА ПЕРВИЧНЫХ ИТОГОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПЕРЕПИСИ 2016 ГОДА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

Аннотация. Для сверки результатов деятельности и корректировки направлений дальнейшего улучшения социально-экономической деятельности аграриев РФ и проведена сельскохозяйственная перепись 2016 г. В статье рассмотрены первичные сведенья ВСХП 2016 г. по площади земли и количеству сельскохозяйственных организаций различных форм собственности. Дается сравнительный анализ с итогами аналогичной переписи 2006 г. по основным группам сельхозпроизводителей. Основная динамика проанализирована по четырем категориям сельскохозяйственных объектов: сельскохозяйственные организации, крестьянские хозяйства и индивидуальные предприниматели, личные подсобные и др. хозяйства граждан, некоммерческие объединения граждан.

Проведенная оценка итогов агропереписи позволяет получить статистическую информацию, необходимую для разработки прогноза развития сельскохозяйственной отрасли Краснодарского края и России в целом, мер экономического воздействия на повышение эффективности сельскохозяйственного производства, а также держать на контроле вопрос продовольственной безопасности Российской Федерации. По результатам проведенного исследования сформулирован ряд утверждений:

- значимость аграрного бизнеса заключается в том, что он формирует более 40 % налоговых поступлений в консолидированный бюджет края от суммы всего промышленного комплекса Кубани и более 60 % от АПК края;

- успешное сельское хозяйство - основа продовольственной безопасности;

- увеличение дачных организаций улучшает результативность сельского хозяйства;

- для обеспечения устойчивого экономического роста необходимо стимулирование инвестиций в сельское хозяйство края, что обеспечивается выделением ежегодных средств на финансирование и развитие агропромышленного комплекса из бюджета;

- формы государственной поддержки сельскохозяйственным производителям - субсидии, субсидированные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.