УДК 631.115.8
ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ ПО ЗАГОТОВКЕ, СБЫТУ И ПЕРЕРАБОТКЕ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА
А.П. Королькова, кандидат экономических наук ФГБНУ «Росинформагротех» E-mail: 52 [email protected]
Аннотация. Успешное развитие малых форм хозяйствования в АПК, на долю которых в 2017 г. приходилось 48% валовой сельскохозяйственной продукции, зависит от развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, на грантовую поддержку которой было выделено более 2 млрд руб. средств из федерального и регионального бюджетов. Актуальность темы обусловлена необходимостью информационного и методического обеспечения членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) по заготовке, сбыту и переработке продукции животноводства, вопросам господдержки, а также освещения лучших практик содействия кооперации и организации деятельности в данной сфере. Рассмотрены региональный опыт развития СПоК, занимающихся заготовкой, сбытом и переработкой продукции животноводства, нормативно-правовое регулирование деятельности и механизм реализации мероприятий по их господдержке. Проанализирован опыт управления развитием кооперации и государственной поддержки СПоК. Приведены результаты деятельности СПоК в Республике Саха (Якутия), Тюменской области, Алтайском крае, их роль в развитии малых форм хозяйствования на селе, повышении эффективности и доходности сельскохозяйственного производства, создании новых рабочих мест в сельской местности. Ключевые слова: сельскохозяйственные потребительские кооперативы, СПоК, заготовка, сбыт и переработка животноводческой продукции, государственная поддержка, нормативно-правовое регулирование.
В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г. Президент России В.В. Путин указал: «Чтобы у наших фермеров появились новые возможности для выхода на рынок, необходимо уделить особое внимание поддержке сельхозкооперации». Президент также отметил успешный опыт развития сельскохозяйственной кооперации, накопленный в Липецкой и Тюменской областях, и предложил разработать механизм тиражирования лучших региональных практик.
В 2017 г. малыми формами хозяйствования (МФХ) было произведено 48% валовой сельскохозяйственной продукции. В отдельных регионах МФХ производят около 90% продукции сельского хозяйства [1]. Эффективность МФХ зависит от развития кооперации на селе. Активная господдержка развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) стала осуществляться с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК». С 2015 г. СПоК наряду с К(Ф)Х стали получать грантовую под-
держку. В 2015-2016 гг. на грантовую господдержку СПоК было направлено из федерального бюджета 1,3 млрд руб., в 2017 г. -1,6 млрд руб. из федерального и около 400 млн руб. из региональных бюджетов субъектов РФ. В 2017 г. среди кооперативов-гран-тополучателей преобладали сельхозкооперативы по переработке: мяса - 35%, молока -38%. Средний размер гранта составил 9,7 млн руб. Основным направлением расходования грантов стало приобретение оборудования для переработки сельхозпродукции (более 90% кооперативов), модернизация производственных объектов [1]. Успешно потребительская кооперация по заготовке, сбыту и переработке продукции животноводства развивается в Республике Саха (Якутия), где создана многоуровневая система кооперации и разработан нормативно-правовой механизм ее господдержки (таблица). В его основе лежат рекомендуемые минимальные цены закупки произведенной сельскохозяйственной и промысловой продукции [2,3].
Таблица. Основные нормы статьи 11* «Система заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной и промысловой продукции»
Уполномоченный орган Устанавливает
Правительство Республики Саха (Якутия) Перечень видов продукции, по которым устанавливается размер рекомендуемой минимальной заготовительной цены
Минсельхоз Республики (по сельхозпродукции), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по делам Арктики (по промысловой продукции) Размер рекомендуемой минимальной заготовительной цены. Методику формирования рекомендуемой минимальной заготовительной цены. Порядок определения заготовительных организаций
Муниципальные районы (городские округа) Перечень заготовительных организаций (по видам продукции, установленным МСХиПП РС(Я) в Порядке определения заготовительных организаций)
*Закон Республики Саха (Якутия) от 26.04.16г. 1619-З №791 «О развитии с. х. в Республике Саха (Якутия)»
В соответствии с принятыми нормативно-правовыми документами были установлены минимальные цены на заготавливаемую продукцию. Их размер в 2017 г. составлял: молоко сырое коровье - 45 руб/л, говядина -400 руб/кг, конина - 315 руб/кг, жеребятина - 370 руб/кг. Это способствовало развитию кооперации в сфере сбыта и заготовки про-
дукции. В результате в 2017 г. из 97,6 тыс. ЛПХ в кооперативы входили 46,5 тыс. (47,9%), 537 К(Ф)Х и ИП, 1347 организаций. В 17 улусах республики создано 34 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооператива, обслуживающих 14796 субъектов МФХ.
Республиканские кооперативы выполняют функции по заготовке, переработке и сбыту сельхозпродукции. Районные кооперативы первого уровня (12 СПоК) обслуживают 3849 субъектов МФХ. Они реализуют задачу по созданию бренда местного производства. Система закупа и сбыта продукции через многоуровневую кооперацию дана на рисунке. В Тюменской области, где в 2017 г. действовало 153 СПоК, объединивших 26 тыс. членов-пайщиков, в т. ч. 25,8 тыс. ЛПХ, действует региональная поддержка: субсидии на молоко, мясо, корма. Так, субсидии на возмещение части затрат по заготовке: молока у МФХ в АПК - 3500 руб/т зачетного веса за весь объем молока; мяса от хозяйств населения - 30000 руб/т мяса всех видов в убойном весе за весь заготовленный объем, а также субсидии на возмещение части затрат СПоК на заготовку сена для хозяйств населения - 65 руб/ц за весь объем сена, заготовленного по полному циклу работ и реализованного хозяйствам населения.
Государственный и муниципальный заказ
Банк
Торговые сети в улусах и городах, в других регионах t
Торговые точки РСХПССК «Сахаагропродукт»
Банк
РСХПССК «Сахаагропродукт»
кооператив II уровня — "
I
СХПК «Сахакредит» кооператив II уровня
Районные заготовители -кооперативы I уровня (11 районов)
п
Сельхозтоваропроизводители
(ЛПХ (2030), КФХ (605), ИП (59), СХПК (85), СПоК (48), ООО (7), ОАО (5), ПК (23), ГУП (3) ФГУП-ОПХ (5), ППСХК (8), ЖСПК (49)
Торговая сеть, торговые точки на местах
Госбюджет РС(Я)
Денежные средства за продукцию Кредитные средства
Кооперативные выплаты за счет прибыли Продукция членов кооператива
Закупочная цена за сырье
Возврат кредитных средств с процентами
Субсидии
Сырье
Рис. Система сбыта сельскохозяйственной продукции через потребительские кооперативы
в Республике Саха (Якутия)
Journal of VNDMZH №2(30)-2018
97
В поддержке кооперации участвуют администрации всех уровней управления. Примером может служить деятельность СПоК «Усадьба» Упоровского района, который работает с 2004 г. В кооператив входят 52% ЛПХ, специализирующихся на мясном и молочном скотоводстве. Кооперативом с участием районной администрации приобретен комплекс машин и организована заготовка кормов для ЛПХ. В 2017 г. было заготовлено 2 тыс. т сена в рулонах. Стоимость 1 ц сена без доставки для членов кооператива составила 100 руб. Кооператив организовал 10 пунктов искусственного осеменения коров. Молоко закупается по 20,21 руб/л. Ведение ЛПХ в регионе стало привлекательным, особенно для молодых семей. С 2009 г. осуществляется заготовка мяса. Приобретено оборудование. Заемные средства СПоК «Усадьба» получает у кредитного кооператива [3].
Алтайский край, в котором накоплен опыт поддержки кооперации и апробированы новые механизмы взаимодействия при реализации проектов в СПоК, наравне с четырьмя регионами - Липецкой областью, республиками Татарстан и Саха (Якутия), Пермским краем - определен пилотной территорией по реализации мероприятий развития кооперации в 2017 г. во взаимодействии с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП).
В соответствии с поручением Президента России Корпорации МСП совместно с Мин-сельхозом России и органами власти субъектов РФ в 2017 г. необходимо было разработать дополнительные меры, направленные на стимулирование развития сельхозкоопера-ции в регионах, и принять «дорожные карты» по их реализации. Совместно с Корпорацией МСП в крае формируется комплексная система развития сельхозкооперации на основе лучших региональных практик, направленная на повышение эффективности и доходности сельхозпроизводства в сельской местности, в т.ч. МФХ, увеличение количества действующих сельхозкооперативов; создание новых рабочих мест в сельской местности [3]. В Алтайском крае также сформи-
рована рабочая группа по выработке политики развития сельхозкооперации, разрабатывается соответствующая «дорожная карта». На основе обобщения опыта развития кооперации в регионе, в частности, пилотных проектов, которые были реализованы в Тальмен-ском и Топчихинском районах, были разработаны методические рекомендации. Одним из первых, получивших господдержку, является снабженческо-сбытовой сельскохозяйственный потребительский кооператив (СССПК) «Колос», основанный в 2008 г. В составе кооператива 149 членов, из них 2 члена - юридические лица (сельскохозяйственное и молокоперерабатывающее предприятие). Основным направлением деятельности СССПК «Колос» является сбор молока от участников кооператива, а также его дальнейшая транспортировка и реализация либо переработка с целью производства различных видов сыров на производственных мощностях одного из членов кооператива. Начиная с 2009 г., кооперативу «Колос» оказывалась государственная поддержка. В 2015 г. поддержку кооператив получал по следующим направлениям: субсидирование процентной ставки по кредитам - федеральное финансирование (100% ставки рефинансирования), 1/3 от ставки рефинансирования -краевое финансирование; предоставление гранта на развитие материально-технической базы. Дальнейшее развитие члены кооператива связывают с увеличением объема оказываемых услуг за счет привлечения в кооператив из неохваченных сел и деревень новых членов и увеличения поголовья скота.
Практический интерес представляет также опыт Целинного и Локтевского районов края, где на средства гранта запустили современный мини-завод по убою КРС и переработке говядины в сельхозкооперативе «Дружба». Грант получен в 2016 г. Объем инвестиций в проект составил 68 млн руб., из которых 36 млн руб. - грант. В финансирование проекта также вложены средства одного ЛПХ и девяти сельхозорганизаций Целинного и Локтевского районов, входящих в кооператив. Технология убоя и переработки мяса здесь соответствует мировым
стандартам. Создано 15 рабочих мест, планируется трудоустройство еще 5-6 человек. В 2009 г. в Алтайском крае запущена программа по поддержке развития мясного скотоводства, позволившая региону занять третье место в стране по объемам производства высококачественной говядины [4]. На ее реализацию было направлено 900 млн руб. За этот период объемы производства высококачественной говядины выросли с 1,2 тыс. т до 15 тыс. т. В настоящее время продукцию (мраморное мясо), получаемую на новом заводе, поставляют в рестораны городов Бий-ска, Белокурихи, Барнаула и Владивостока. В Барнауле на рынке «Фермерский дворик» кооператив открыл торговую точку. На заводе СПоК «Дружба» смонтированы не только убойный пункт, камеры охлаждения, хранения, цех разделки и фасовки, но и линии по переработке отходов от убоя - производство экструдированных кормов. В 2017 г. количество работающих сельхозкооперативов в регионе увеличится на 7 СПоК, которые предоставят населению рабочие места, обеспечат прирост продукции не менее 10%.
Региональное министерство сельского хозяйства во взаимодействии с местными органами управления ведет работу по детализации мероприятий, которые войдут в «дорожную карту», в т.ч. создание и развитие системы консультационных центров и центров развития кооперации, а также разрабатывают меры, направленные на обучение, подготовку и переподготовку кадров. Утвержденный
план мероприятий будет представлен на согласование в Корпорацию МСП, а затем транслирован в муниципальные районы края с целью организации и развития СПоК региона как механизма по организации нового способа взаимодействия сельских жителей с представителями бизнеса. Таким образом, успешное развитие кооперации в значительной степени зависит от взаимодействия органов управления на всех уровнях: муниципальном, районном и региональном. Лучшие практики и региональный опыт развития кооперации показывает, что объединение материально-технических ресурсов, господдержка СПоК и взаимодействие с Корпорацией МСП способствуют внедрению современных технологий и форм организации производства, увеличению занятости и доходов сельского населения.
Литература:
1. Свеженец В. Кооперации путь нелегкий // Информационный бюл. Минсельхоза России. 2017. №5.
2. Развитие с.-х. кооперации. М., 2017. 19 с.
3. URL: http://www.akkor.ru/statya/4371-materialy-v-sezda-selskohozyaystvennyh-kooperativov.html
4. Инструменты и механизмы господдержки развития мясного скотоводства / Королькова А. и др. М., 2016.
Literatura:
1. Svezhenec V. Kooperacii put' nelegkij // Informacion-nyj byul. Minsel'hoza Rossii. 2017. №5.
2. Razvitie s.-h. kooperacii. M., 2017. 19 s.
3. URL: http://www.akkor.ru/statya/4371-materialy-v-sezda-selskohozyaystvennyh-kooperativov.html
4. Instrumenty i mekhanizmy gospodderzhki razvitiya my-asnogo skotovodstva / Korol'kova A. i dr. M., 2016.
THE STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL CONSUME COOPERATIVES ON THE LIVESTOCK PRODUCTS' PROCUREMENT, MARKETING AND PROCESSING'S EXPERIENCE A.P. Korol'kova, candidate of economic sciences FGBNY "Rosinformagrotekh»
Abstract. The successful development of agriculture small forms of managing, the share of which in 2017 accounted for 48% of total agricultural productivity, depends on the agricultural consume cooperatives' development, on the grant support of which it was allocated over 2 billion rubles from federal and regional budgets. This theme's relevance is due to the need for information and methodological support of agricultural consume cooperative members' (SPoK) for the animal products procurement, marketing and processing's state support issues, as well as the best practices of this area activities on cooperation and organization's promote lighting. Regional experience of SPoK development engaged in animal products' procurement, marketing and processing, activities' regulatory and legal regulation and measures implementation's mechanism of their state support were considered. The experience of the cooperation managing development and SPoK state support was analyzed. The SPoK activities results in the Republic of Sakha (Yakutia), Tyumen region, Altai region, their role in the small farms in rural areas developing, the efficiency and profitability on agricultural production improving, new jobs in rural areas creating are presented. Keywords: agricultural consume cooperatives, SPoK, harvesting, marketing and processing of livestock products, state support, regulatory-and-legal regulation.
Journal of VNIIMZH №2(30)-2018
99