УДК 334.713/.714:338.436.33
МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ - СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Т.Е. Маринченко, научный сотрудник ФГБНУ "Росинформагротех" E-mail: [email protected]
Аннотация. Сегодня, когда одной из основных задач, стоящих перед сельским хозяйством, является обеспечение продовольственной безопасности страны и сокращение зависимости внутреннего продовольст-венного рынка России от импортных поставок мяса, молока и молочной продукции, существенную роль могут сыграть малые формы хозяйствования. В современных условиях малые формы хозяйствования -личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занятые в сельскохозяйственном производстве, играют огромную социальную и экономическую роль в развитии села и всей страны в целом. В статье дано понятие личного подсобного хозяйства, показана его роль в аграрном производстве. Рассмотрены современные экономические условия функционирования малых форм хозяйствования. Структура сельскохозяйственного производства и показатели развития свидетельствуют о существенной роли этой категории хозяйств. Большой вклад в дальнейшее развитие малых форм хозяйствования, учитывая важнейшую задачу импортозамещения сельскохозяйственной продукции, вносят федеральные и региональные программы, направленные на поддержку фермерского движения. Поэтому вопросу развития малых форм хозяйствования на селе уделяется в настоящее время повышенное внимание, отраженное в «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Представлены итоги реализации грантовых мероприятий поддержки малых форм хозяйствования в Российской Федерации в 2016 г. Освещены запланированные на 2017 г. мероприятия в рамках единой субсидии, где регионам предоставляется выбор наиболее актуальных направлений поддержки АПК, но одним из ключе -вых направлений директивы определена поддержка малых форм хозяйствования.
Ключевые слова: малые формы хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции.
На современном этапе, когда одной из основных задач, стоящих перед сельским хозяйством, является обеспечение продовольственной безопасности страны и сокращение зависимости внутреннего продовольственного рынка России от импортных поставок мяса, молока и молочной продукции, серьезный вклад в решение этой задачи могут внести малые формы хозяйствования (далее - МФХ).
Основными функциями МФХ являются: продовольственное снабжение населения, обеспечение занятости и доходов сельского населения, формирование среднего класса в деревне, селообразующая миссия, сохранение сельского образа жизни и традиционной культуры, социального контроля над территориями, содействие в наполнении местных бюджетов сельских территорий и другие. МФХ - это одна из форм ведения хозяйства,
развивающая предпринимательскую инициативу в условиях многоукладной рыночной экономики, функционирующая в рамках существующего российского законодательства с учетом ограничений размеров численности и годового объема выручки. Она дает возможность удовлетворить собственные нужды и насытить местные рынки сельскохозяйственной продукцией всех видов, сохранить сельский образ жизни и сформировать условия для занятости населения.
В современных условиях МФХ - личные подсобные хозяйства (ЛПХ), крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х) и индивидуальные предприниматели, занятые в сельскохозяйственном производстве, производят около половины валовой продукции сельского хозяйства, обеспечивая людей хлебом, овощами, мясом, молоком и другими продуктами; пищевую промышленность - сырьем.
ЛПХ - форма непредпринимательской деятельности граждан по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, ведется гражданином и совместно проживающими с ним членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном или приобретенном для ведения ЛПХ. Для этих целей могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Помимо своего основного назначения личные подсобные хозяйства решают также и социальные задачи, являясь непременной формой занятости и получения дохода в селе. ЛПХ играют важную роль в повышении качества жизни и укрепления здоровья населения, так как именно они могут производить экологически чистую продукцию методом органического земледелия [1].
Согласно Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.
В целом МФХ имеют ряд конкурентных преимуществ и слабых сторон в сравнении с крупными предприятиями. Среди преимуществ можно выделить следующие: большая приспособляемость к изменяющимся требованиям рынка; высокая оперативность и динамичность в принятии решений, возможность быстрого перемещения капитала в необходимый сегмент; высокая скорость прохождения управленческой информации, что позволяет динамично маневрировать в изменяющейся конкурентной среде; низкая потребность в капитале и способность динамично включать изменения в производство;
более рациональное управление организацией и производством за счет снижения накладных расходов; форсирование оборачиваемости средств, меньшие запасы в незавершенном производстве.
Однако МФХ имеют и существенные слабые стороны: слабый уровень диверсификации продукции; небольшой объем доступных оперативно ресурсов - уставного капитала, менее доступный кредитный ресурс; невозможность влиять на ценовую политику более крупных партнеров; недостаточная компетентность руководителей и невозможность привлечь высококвалифицированные кадры и консалтинг в связи с высоким уровнем оплаты их работы; небольшой круг клиентов, сложность заключения договоров поставок в связи с небольшими партиями или сезонностью продукции; небольшая возможность развития социальной сферы, что снижает привлекательность потенциальных квалифицированных специалистов [2].
В процессе хозяйственной деятельности МФХ испытывают ряд характерных проблем: трудности с организацией сбыта произведенной продукции, связанные с невозможностью влиять на цены из-за небольшого объема реализации, недостаток сведений о потенциальных партнерах и рыночной конъюнктуре; дефицит мощностей для хранения, предпродажной подготовки, переработки и фасовки продукции, что снижает потенциальную выручку; малая доступность качественных семенных материалов, элитного скота, кормов, удобрений и ядохимикатов; малая энергообеспеченность производства -недостаток сельскохозяйственной техники и оборудования; недостаток услуг консультационного характера (агрономических, ветеринарных и зоотехнических, а также по бухучету, аудиту, новым эффективным средствам произ-водства и технологиям производства); трудности, возникающие в связи с ремонтом и сервисным обслуживанием машин и оборудования; сложности ведения производства, возникающие в связи с болезнями или временной нетрудоспособностью членов К(Ф)Х и ЛПХ, их отсутствием в хозяйстве в период отпуска и т.п.
Наиболее приемлемым способом решения большинства указанных проблем является создание сельхозпроизводителями кооперативных объединений [3].
По оперативным данным Минсельхоза России, предварительные итоги всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. показали общие цифры о МФХ: 17 тыс. ед. микропредприятий; 174,8 тыс. К(Ф)Х; 18,2 млн ЛПХ, в т.ч. 15 млн человек в сельских поселениях.
В целом, около 49% производства сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств приходится на МФХ. По отдельным направлениям производства, например, по молоку, это 46%, по картофелю - 78%, овощи - 67%, доля производств в малых хозяйствах очень велика.
Фермерами в 2016 г. произведено более 10% валовой продукции сельского хозяйства. К(Ф)Х и ЛПХ производят вместе 53% молока, 29% мяса скота и птицы на убой в живом весе, картофеля - 87%, овощей - 82% (рис. 1).
Рис. 1. Результативность работы МФХ по категориям хозяйств
Расчеты аналитиков показывают, что 90% необходимой сельскохозяйственной продукции российские производители могут производить сами. По оценке экспертов, для развития отечественного производства и импортозамещения необходимы финансовые вложения порядка 40-60 млрд руб. в год. Кроме финансовой поддержки отечественного сельхозтоваропроизводителя, необхо-
димы и другие экономические и административные инструменты, к которым относятся: повышение пошлин на импортные товары, сокращение квот на их поставку и даже полный их запрет. Важную роль может сыграть и пропаганда выбора отечественной продукции в обществе [4].
Вопросу развития МФХ на селе уделяется в настоящее время повышенное внимание, выражаемое в принятии «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы в качестве одной из мер поддержки предусмотрено субсидирование процентных ставок по кредитам для малых форм хозяйствования за счет средств федерального бюджета в размере двух третьих ставки рефинансирования ЦБ РФ, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в размере одной третьей ставки рефинансирования, но не более их фактических затрат по кредитам (займам).
Минсельхозом России поддержка в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы реализуется по следующим направлениям: поддержка начинающих фермеров; поддержка семейных животноводческих ферм; поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
С 2012 года поддержка оказана 19 тыс. К(Ф)Х на общую сумму 24 млрд руб. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы поддерживаются в рамках государственной программы с 2015 г. Уже выделено около 1 млрд 300 млн руб. на поддержку 247 СПК.
В разрезе программы 2016 г. общий объем поддержки - 10 млрд 487 млн руб. При этом поддержка начинающих фермеров составила около 3 млрд 826 млн руб., поддержка семейных животноводческих ферм - 3 млрд 451 млн руб. Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов осуществлена в размере 900 млн руб. Средний размер гранта составлял 1 млн 270 тыс. руб. по начинающим фермерам, по семейным животноводческим - около 5 млн 190 тыс. руб., около 8 млн руб. - по сельскохозяйственным потребительским кооперативам (рис. 2). Освоение финансовых средств во всех регионах на высоком уровне -99,07%, что указывает на востребованность мер поддержки в регионах.
ВСЕГО-10 487,2 млн.рублей 4546 КФХи 159 СПоК
И1 Поддержка начинающих фермеров 3 826.02 млн. руб. освоено 100% 3 677 НФ (план-3091)
Развитие семейных животноводческих ферм 3451.Юмлн. руб. С Л освоено 99.97% СреОнииразмер гранта 1,27 млн. руб.
щ Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов 900 МЛН. руб. освоено 100% 869 СЖФ (план-467)
Поддержка начинающих фермеров 844.53 млн. руб.
Развитие семеиныхжзшотноводческих ферм 1 096.16млн.руб.
Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов 369.41 МЛН. руб.
освоено 97.74%
освоено 96.76%
освоено 97,96%
J
Рис. 2. Итоги реализации грантовых мероприятий поддержки МФХ в РФ в 2016 г.
В 2017 г. планируется государственная поддержка МФХ в рамках единой субсидии. В соответствии с посланием президента регионам предоставляется выбор наиболее актуальных направлений поддержки АПК, предоставляется единая субсидия, регионы сами расставляют приоритеты, но одним из ключевых направлений определена поддержка МФХ. В общей единой субсидии сейчас она составляет около 21%. Около 7 млрд 600 млн руб. будет выделено на поддержку начинающих, семейных животноводческих ферм
и СПК. Если смотреть планируемое финансирование по конкретным мероприятиям: около 3 млрд руб. на начинающих, также около 3 млрд руб. - на развитие семейных животноводческих ферм, около 1,5 млрд руб. регионы заявили на поддержку СПК.
Планируется создание около 3609 рабочих мест по фермам и 550 рабочих мест по сельскохозяйственным потребительским кооперативам.
Минсельхоз России, понимая значимость развития сельскохозяйственной кооперации, осуществляет множество различных мероприятий по развитию кооперации. В частности, совместно с «Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства» реализует приоритетный проект поддержки малого и среднего предпринимательства, в рамках которого также есть мероприятия по развитию сельскохозяйственной кооперации. Отдельно министерством доведен план заданий на 2016-2017 годы - создать около 1,5 тыс. кооперативов во всех регионах. По итогам 2016 г. создано 275 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в т.ч. 150 снабженческо-сбытовых, 90 перерабатывающих, 20 обслуживающих и 15 кредитных (рис. 3).
В рамках выполнения плана задания на 2017 г. планируется создать еще 1200 сельскохозяйственных потребительских кооперативов совместно с Минэкономразвития.
Поскольку развитие МФХ невозможно без развития сельской инфраструктуры, то для улучшения ситуации в этом направлении Минсельхозом реализуется федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий». Основными целями этой программы являются создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимулирование активности в агропромышленном комплексе путем со-
>
Средний размер фанта
5.19млн.руб.
159 СПоК (план-92)
Средним размер гранта
7.94 млн. руб.
здания благоприятных инфраструктурных условий, содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест, активизация участия граждан в реализации общественно значимых проектов, формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни.
Рис. 3. Планируемые мероприятия в рамках Госпрограммы в 2017 г.
Программа включает такие мероприятия, как улучшение жилищных условий граждан, в т.ч. молодых семей и молодых специалистов; комплексное обустройство сельских населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами; мероприятие по развитию сети автодорог общего пользования с твердым покрытием с 2015 г.; грантовая поддержка местных инициатив граждан; мероприятие по развитию сети учреждений куль-турно-досугового типа с 2016 г.; поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий; научно-методическое обеспечение.
В рамках программы Минсельхоз России оказывает поддержку региональным программам развития сельских территорий по таким направлениям, как улучшение жилищных условий сельского населения, развитие газификации, электроснабжение, водоснабжение, строительство объектов социальной инфраструктуры: школ, клубов, ФАПов.
Таким образом, данная программа является единственной, которая в комплексе решает вопросы социально-инженерного обустройства села.
В 2016 г. в программе приняли участие 78 регионов. Объем финан-сирования программы составил 31 млрд 700 млн руб., в т.ч. за счет федерального бюджета около 12 млрд руб., кон-солидированных бюджетов субъектов РФ -13 млрд руб., что превышает плановый показатель по программе на 8,7%. На 1 рубль федеральных средств в регионы привлечено 1,6 рублей из региональных бюджетов и внебюджетных источников.
Несмотря на определенное снижение финансовых возможностей регионов по сравнению с предыдущими годами, доля их участия в софинансировании программы составила 50% вместо минимально допустимых 30%.
В отчетном периоде субъекты Российской Федерации в рамках программы из 20 целевых индикаторов выполнили и значительно превысили, перевыполнили 19 показателей. На селе построено для сельских жителей 609 тыс. квадратных метров жилья, 415 тыс. квадратных метров жилья для молодых семей, молодых специалистов. Целевые индикаторы выполнены, соответственно, на 176 и 172%, соответственно.
Введено в действие 1980 ученических мест в общеобразовательных организациях -это 196% к заданию планового значения, 129 единиц фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики, 92 тыс. квадратных метров плоскостных спортивных сооружений, 2225 тыс. мест учреждений культурно-досугового типа, 1,5 тыс. км распределительных газовых сетей, что составляет около 164% к плановым значениям.
Реализовано 18 проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку, получили грантовую поддержку 434 проекта местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности. Соответственно, перевыполнение составило примерно в семь раз.
Введено в действие 420 км автомобильных дорог. Обеспечена постоянная круглогодичная связь по дорогам общего пользования с твердым покрытием 145 населенных пунктов и 38 объектов сельскохозяйственного производства и переработки. В результате реализации программы улучшились жилищные условия 6800 сельских семей, в т.ч. 4800 молодых семей. Число очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сельской местности сократилось примерно на 5,5%, в т.ч. молодых семей, специалистов - на 9,8%. Уровень газификации сетевым газом домов в сельской местности составил 85%, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой - 64% при плановом значении 60%.
Создано на селе 26 тыс. рабочих мест. В 2017 году планируется оказать государственную поддержку в объеме 5 млрд руб., что на 23% ниже объема программы, и на 6% - ниже уровня 2016 г. за исключением строительства автомобильных дорог. Лимит 2017 г. здесь будет превышать объем 2016 г. на 62%. Господдержка будет направлена на следующие мероприятия: жилищное строительство (около 3 млрд 456 млн руб.); газификация (823 млн руб.), водоснабжение (980 млн руб.); строительство школ (391 млн руб.); фельдшерско-акушерских пунктов (156 млн руб.); плоскостных спортивных сооружений (117 млн руб.); клубов (298 млн
руб.), автомобильных дорог (8 млрд 335 млн руб.); реализация проектов комплексного обустройства под жилищную застройку (783 млн руб.); грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности (76 млн руб.); научно-исследовательские работы, популяризация достижений в сфере развития сельских территорий (27 млн руб.). Таким образом, будет реализован доста-точно большой объем проектов, создающих благоприятную среду, способствующую развитию предпринимательской активности на селе [5].
Для информационного обеспечения, распространения передового опыта развития МФХ на официальном сайте Минсельхоза создан специальный информационный ресурс, содержащий, в частности, бизнес-планы и нормативно-правовые акты по основным мерам поддержки - начинающих фермеров, семейных животноводческих и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Ресурс содержит информацию по различным направлениям, например, по начинающим фермерам - по животноводству представлено 11 проектов, по птицеводству - 8, растениеводству - 8 и рыбоводству - 2 проекта; по семейным животноводческим фермам - по животноводству 11, птицеводству - 8; по кооперации — по животноводству 8, птицеводству - 1, растениеводству -5 и рыбоводству - 1 проект [6].
Таблица 1. Планируемые основные целевые индикаторы и показатели программы в 2017 г.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию программы в 2017 г 2016 г. (ФЗ о ФБ) 201 7 г. 2017 г. к
2016 г., % паспорту ФЦП, %
Всего по Программе 12 778,6 15447,1 +7,4 -22,9
в т. ч. по мероприятиям:
- улучшение жилищных условий 3674,7 3456,1 -6,0 -38,6
- газификация 973,3 823,9 -6,0 39,8
- водоснабжение 1042,1 980,1 -6,0 -40,9
- развитие сети общеобразовательных организаций 416,6 391,8 -6,0 -40,2
- развитие сети ФАПов 166,6 156,7 -6,0 -40,2
- развитие сети плоскостных спортивных сооружений 125,0 117,5 -6,0 -40,2
- комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку 833,1 783,5 -6,0 -40,2
- грантовая поддержка местных инициатив граждан 81,3 76,5 -6,0 -38,6
- развитие сети учреждений культурно-досугового типа 317,5 298,7 -6,0 -33,6
- развитие сети автомобильных дорог (Росавтодор) 5120,4 8335,1 +62,8 0
- прочее (НИОКР, поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий) 27,9 27,2 -2,5 -53
В целях тиражирования успешных практик развития сельских территорий создан «Банк проектов развития сельских территорий», содержащий как бизнес-планы, так и реально реализованные успешные практики. Занесено 383 проектов из 74 регионов по 18 направлениям [7].
Выводы. Для России развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве -это один из путей импортозамещения и способов диверсификации рисков; при низких инвестиционных издержках можно дать стабильное окупаемое увеличение производства сельскохозяйственной продукции.
Устойчивое развитие МФХ имеет немаловажное значение и во многом определяет решение основных задач, поставленных государством - самообеспечение, импортоза-мещение и продовольственная безопасность страны. Государством прилагаются существенные усилия по стимулированию предпринимательской активности в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Результаты работы созданных новых фермерских хозяйств, построенных семейных животноводческих ферм в субъектах РФ, достижения показателей государственных программ свидетельствуют о том, что за счет развития МФХ можно решить не только задачи развития сельских территорий, поскольку зачастую они являются драйверами дальнейшего развития и
инициируют кооперацию. Сегодня на базе крупных сельскохозяйственных кооперативов создаются уже в отдельных регионах передовые проекты, такие, как агрокластеры.
Литература:
1. Королькова А.П., Сураева Е.А. Региональный опыт государственной поддержки начинающих фермеров // Техника и оборудование для села. 2015. №9. С. 45-48.
2. Поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских хозяйств / Королькова А.П. и др. М., 2015. 124 с.
3. Развитие кооперативного движения в сельском хозяйстве России / Королькова А.П. и др. М., 2015.
4. Попова И. Вопросы развития МФХ в современных условиях // Вестник ИрГС-ХА. 2015. №70. С. 134-140.
5. Инновации в АПК и развитии сельских территорий. URL: https://www.oprf.ru/press/conference/2509
6. Поддержка фермерских хозяйств. http://bp. mcx.ru/
7. Банк проектов развития сельских территорий. URL: http://ruraldevelopment.ru/
Literatura:
1. Korol'kova A.P., Suraeva E.A. Regional'nyj opyt gosu-darstvennoj podderzhki nachinayushchih fermerov // Tekhnika i oborudovanie dlya sela. 2015. №9. S. 45-48.
2. Podderzhka nachinayushchih fermerov i razvitie semej-nyh zhivotnovodcheskih ferm na baze krest'yanskih ho-zyajstv / Korol'kova A.P. i dr. M., 2015. 124 s.
3. Razvitie kooperativnogo dvizheniya v sel'skom hozyaj-stve Rossii / Korol'kova A.P. i dr. M., 2015.
4. Popova I. Voprosy razvitiya MFH v sovremennyh us-loviyah // Vestnik IrGSHA. 2015. №70. S. 134-140.
5. Innovacii v APK i razvitii sel'skih territorij. URL: https://www.oprf.ru/press/conference/2509
6. Podderzhka fermerskih hozyajstv. http://bp. mcx.ru/
7. Bank proektov razvitiya sel'skih territorij. URL: http: //ruraldevelopment.ru/
SMALL BUSINESS FORMS - THEIR STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT T.E. Marinichenko, research worker FGBNY "Rosinformagrotech"
Abstract. Today, when one of the major tasks facing agriculture is country food security providing and Russian domestic food market dependence from import of meat, milk and dairy products reducing, a significant role can be play small businesses. In modern conditions the small business households are- private farms, peasant (farmer) enterprises and individual entrepreneurs engaged in agricultural production can play an enormous social and economic role in the village and country as a whole development. The article gives the private farming concept, showing its role in agricultural industry. The modern economic conditions of small farms functioning are considered. The structure of agricultural productivity and its indicators of development evidence the significant role of this category of farms. A great contribution to the small household forms further development, considering the agricultural production import substitution critical task, contribute the federal and regional programs, aimed farmers development supporting. Therefore, the question of small forms farming development in rural areas at present increased attention reflected in "State program of agriculture development and agricultural products, raw materials and food markets regulation for 2013-2020" is given. The results of the grant activities of household small forms support implementation in the Russian Federation in 2016 are presented. The scheduled activities under a single grant subsidy for 2017 where the regions can choice the most relevant agriculture support areas are illuminated, but one of the key's areas of the directive is the small household form support.
Keywords: small forms of household, peasant (farmer) enterprises, agricultural products' volume.