Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПЕРВИЧНЫХ ИТОГОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПЕРЕПИСИ 2016 ГОДА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ'

ОЦЕНКА ПЕРВИЧНЫХ ИТОГОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПЕРЕПИСИ 2016 ГОДА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИТОГИ ПЕРЕПИСИ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / ИНВЕСТИЦИИ / AGRICULTURE / CENSUS RESULTS / KRASNODAR REGION / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Байдецкая Е.А., Шамрай И.Н.

An agricultural census of 2016 was conducted for the purpose of verifying the results of activities and adjusting the directions of further improvements in the social and economic activities of Russian agrarians. The article considers the primary information from the ARАС as of 2016 regarding the area of land and the number of agricultural organizations of various forms of ownership. Comparative analysis is given with the results of a similar census of 2006 for the main groups of agricultural producers. The main dynamics was analyzed through four categories of agricultural objects: agricultural organizations, peasant farms and individual entrepreneurs, personal subsidiary and other farms of citizens, non-profit associations of citizens. The evaluation of the agro-census results makes it possible to obtain statistical information necessary for working out the forecast of the development of the agricultural sector of the Krasnodar region and Russia as a whole, measures of economic impact on increasing the efficiency of agricultural production, and also to control the issue of food security of the Russian Federation. Based on the results of the study, a number of statements are formulated: - the importance of the agrarian business lies in the fact that it forms more than 40% of the tax revenues for the consolidated budget of the region out of the sum of the entire industrial complex of the Kuban and more than 60% of the AIC of the region; - successful agriculture is the basis of food security; - the increase in number of dacha organizations improves the effectiveness of agriculture; -to ensure sustainable economic growth, it is necessary to stimulate investments in the region's agriculture, which is provided by allocating annual funds from the budget for financing and development of the agro-industrial complex; - forms of state support to agricultural producers - subsidies, subsidized loans, preferential leas

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПЕРВИЧНЫХ ИТОГОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПЕРЕПИСИ 2016 ГОДА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ»

11. Рекомендации по разработке программ развития сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282309. Sources:

1. Plotnikova EV, Mazninov VV Development of agricultural logistics infrastructure in the Krasnodar Territory / E.V. Plotnikova,

V.V. Mazninov // Economics and Entrepreneurship. - 2018. - No. 3 (92). - P. 1080-1086.

2. Federal Law of December 8, 1995 №193-FZ (as amended on 03.07.2016). About agricultural cooperation.

3. Official website of the Ministry of Agriculture and Processing Industry of the Krasnodar Territory. - http://www.dsh.krasnodar.ru.

4. Artemova E.I. Perfection of the system of state regulation of agrarian production as a factor of import substitution / E.I. Artemova,

E.V. Plotnikova // Polytematic network electronic journal of the Kuban State Agar University. 2017. -? 128. - P. 1212-1223.

5. Sidorenko, B.M. Program-Target Regulation of Small Business Development in the Krasnodar Territory / B.M. Sidorenko, E.V.

Plotnikova // Economics and Management in the Conditions of Contemporary Russia: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. - 2018. - P. 266-271.

6. Plotnikova E.V. Development of agricultural logistics centers as a factor in activating the agrarian potential of the Krasnodar Ter-

ritory / E.V. Plotnikova // Modern trends in the development of economy and management: problems and solutions: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. - 2016. - P. 67-73.

7. Cooperation as rails for the agrarian economy // Russian Agrarian Portal [Electronic resource]. - Access mode: https://agroportal-

ziz.ru/articles/kooperaciya-kak-relsy-dlya-agrarnoy-ekonomiki.

8. Decree of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No. 717. About the State program of development of agri-

culture and regulation of the markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020.

9. Artemova E.I. Efficiency evaluation and priorities of livestock development in the Krasnodar Territory / E.I. Artemova, E.V. Plot-

nikova // Economics and Entrepreneurship. - 2015. - No. 12-2 (65-2). - P. 378-382.

10. Resolution of the head of the administration (governor) of the Krasnodar Territory of October 5, 2015, No. 944. On the approval

of the state program of the Krasnodar region "Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food."

11. Recommendations on the development of programs for the development of agricultural cooperation in the subjects of the Russian

Federation [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282309.

Е.А. Байдецкая

К.э.н., доцент кафедры предпринимательской деятельности, Кубанский социально-экономический институт

E.A. Baydetskaya

Associated Professor of the Department of Entrepreneurship, Kuban Social and Economic Institute (baidezkaya@mail.ru, 89181460050)

И.Н. Шамрай

К.э.н., доцент кафедры предпринимательской деятельности, Кубанский социально-экономический институт

I.N. Shamray

Associated Professor of the Department of Entrepreneurship Kuban Social and Economic Institute (inna_shamrai@mail.ru, 89898119081)

ОЦЕНКА ПЕРВИЧНЫХ ИТОГОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПЕРЕПИСИ 2016 ГОДА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

Аннотация. Для сверки результатов деятельности и корректировки направлений дальнейшего улучшения социально-экономической деятельности аграриев РФ и проведена сельскохозяйственная перепись 2016 г. В статье рассмотрены первичные сведенья ВСХП 2016 г. по площади земли и количеству сельскохозяйственных организаций различных форм собственности. Дается сравнительный анализ с итогами аналогичной переписи 2006 г. по основным группам сельхозпроизводителей. Основная динамика проанализирована по четырем категориям сельскохозяйственных объектов: сельскохозяйственные организации, крестьянские хозяйства и индивидуальные предприниматели, личные подсобные и др. хозяйства граждан, некоммерческие объединения граждан.

Проведенная оценка итогов агропереписи позволяет получить статистическую информацию, необходимую для разработки прогноза развития сельскохозяйственной отрасли Краснодарского края и России в целом, мер экономического воздействия на повышение эффективности сельскохозяйственного производства, а также держать на контроле вопрос продовольственной безопасности Российской Федерации. По результатам проведенного исследования сформулирован ряд утверждений:

- значимость аграрного бизнеса заключается в том, что он формирует более 40 % налоговых поступлений в консолидированный бюджет края от суммы всего промышленного комплекса Кубани и более 60 % от АПК края;

- успешное сельское хозяйство - основа продовольственной безопасности;

- увеличение дачных организаций улучшает результативность сельского хозяйства;

- для обеспечения устойчивого экономического роста необходимо стимулирование инвестиций в сельское хозяйство края, что обеспечивается выделением ежегодных средств на финансирование и развитие агропромышленного комплекса из бюджета;

- формы государственной поддержки сельскохозяйственным производителям - субсидии, субсидированные

кредиты, льготные лизинговые схемы.

Annotation. An agricultural census of 2016 was conducted for the purpose of verifying the results of activities and adjusting the directions of further improvements in the social and economic activities of Russian agrarians. The article considers the primary information from the ARAC as of 2016 regarding the area of land and the number of agricultural organizations of various forms of ownership. Comparative analysis is given with the results of a similar census of 2006 for the main groups of agricultural producers. The main dynamics was analyzed through four categories of agricultural objects: agricultural organizations, peasant farms and individual entrepreneurs, personal subsidiary and other farms of citizens, non-profit associations of citizens.

The evaluation of the agro-census results makes it possible to obtain statistical information necessary for working out the forecast of the development of the agricultural sector of the Krasnodar region and Russia as a whole, measures of economic impact on increasing the efficiency of agricultural production, and also to control the issue of food security of the Russian Federation.

Based on the results of the study, a number of statements are formulated:

- the importance of the agrarian business lies in the fact that it forms more than 40% of the tax revenues for the consolidated budget of the region out of the sum of the entire industrial complex of the Kuban and more than 60% of the AIC of the region;

- successful agriculture is the basis of food security;

- the increase in number of dacha organizations improves the effectiveness of agriculture;

-to ensure sustainable economic growth, it is necessary to stimulate investments in the region's agriculture, which is provided by allocating annual funds from the budget for financing and development of the agro-industrial complex;

- forms of state support to agricultural producers - subsidies, subsidized loans, preferential leasing schemes. Ключевые слова: сельское хозяйство, итоги переписи, Краснодарский край, инвестиции.

Key words: agriculture, census results, Krasnodar region, investments.

Краснодарский край - один из ведущих регионов РФ по производству и переработки сельскохозяйственной продукции и далее ее поставок в промышленные регионы. С учетом природно-климатических особенностей территория условно разделена на специализированные хозяйственные отрасли [1].

Губернатор Кубани В. И. Кондратьев прокомментировал предварительные итоги сельскохозяйственной переписи: «Сейчас кубанские КФК занимают 1 млн. 200 тыс. га - это шестая часть площади края. Настоящий рог изобилия, который кормит всю страну. Продолжим создавать условия для развития малых ферм и кооперативов. Конкуренция крупных производителей должна быть и в импортозамещении».

Потребности государства в разносторонних статистических материалах настолько велики, что все большое значение приобретают статистические переписи [2]. В этой связи, считаем актуальным провести анализ первичных результатов сельскохозяйственной переписи 2016 г. именно Краснодарского края и республики Адыгея, что необходимо статистикам для актуализации генеральных совокупностей сельскохозяйственных производителей для организации выборочных обследований в межпереписной период, расширения информационной базы для международных сопоставлений.

Проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года позволило получить статистическую информацию, необходимую для разработки прогноза развития сельскохозяйственной отрасли, мер экономического воздействия на повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Кроме того, итоги данной переписи позволили держать на контроле вопрос продовольственной безопасности Российской Федерации.

Программа Всероссийской переписи 2016 г. разрабатывалась по нормативам Всемирной сельскохозяйственной переписи ФАО ООН и учитывался опыт проведения переписи 2006 г. В программу включены показатели о характеристики объектов сельскохозяйственной переписи, занятости, наличии и использовании земельных ресурсов, земель по землепользованию, посевным площадям, многолетним насаждениям, по всему перечню сельхозкультур, по поголовью и видам сельскохозяйственных животных, по характеристике трудовых ресурсов, по производственной инфраструктуре, технологиям сельхозпроизводителей.

С 2006 г. по 2016 г. значительно сократилось число сельскохозяйственных производителей, но при этом произошло укрупнение площади обрабатываемой земли, приходящихся на 1 фермерское хозяйство (в 2-3 раза размер среднего участка земли в ЛПХ увеличении на 75%). Участники агропромышленного рынка консолидируются в большие хозяйства: ИП, кооперативы, агрохолдинги и т.д. Растут угодья крупных производителей РФ. Площадь земли крупнейших агрокомпаний увеличена на 16 % и достигла 10,4 млн. га. В ЮФО число ЛПХ сократилось на 10,6% (для сравнения в Дальневосточном округе на 30,6%) [3].

Для сверки результатов деятельности и корректировки направлений дальнейшего улучшения социально-экономической деятельности аграриев РФ и проведена сельскохозяйственная перепись 2016 г.

Для анализа выделим четыре основные категории сельскохозяйственных объектов: сельскохозяйственные организации, крестьянские хозяйства и индивидуальные предприниматели, личные подсобные и др. хозяйства граждан, некоммерческие объединения граждан в таблице 1.

Таблица 1 - Число и общая площадь земли в расчете на один объект переписи по категориям хозяйств, исходя из ВСХП 2006 г. и 2016 г._

Наименование категорий объектов ВСХП Число объектов (тыс. ед.) Общая площадь земли в среднем на 1 объект ВСХП, га Изменение числа объектов Изменение общей площади земли в среднем на 1 объект

2006 2016 2006 2016 тыс. ед. % га %

1 С/х организаций всего; в т.ч. 59,2 36,4 6930,1 6018 -22,8 -38,5 -912,1 -13,16

- крупные и средние 27,8 15,2 11858,5 12107,8 -12,6 -45,32 249,3 2,1%

- малые и микропредприятия 20,4 17 3740 1597,6 -3,4 -16,6 -2142,4 -57,28

- подсобные сельскохозяйственные предприятия 11 4,1 390,9 1749,2 -7,1 -62,72 -1358,3 347,48

2 Крестьянские хоз-ва и индивид. предприниматели, в т. ч. 285,1 174,6 103 240,9 -110,5 -38,75 137,9 133,88

- крестьянские хозяйства 253,1 136,6 102,6 268,9 - 116,5 -46,03 166,3 162,08

- индивидуальные предприниматели 32 38 106,2 140 6 18,75 33,8 31,82

3 Личные подсобные и другие индивидуальные хоз-ва граждан, млн ед., в т. ч. 22,8 18,2 0,4 0,7 - 4,6 -20,175 0,3 75

- в сельских поселениях 14,8 15 0,6 0,8 0,5 1,35 0,2 33,33

- в городских округах и городских поселениях 8 3,2 0,1 0,3 - 4,8 -60 0,2 200

4 Некоммерческие объединения граждан, всего, в т. ч. 79,8 76,3 15,1 14,6 - 3,5 -4,38 1,5 -11,45

- садоводческие 73,3 67,2 15,3 14,6 - 6,1 -8,32 -0,7 -11,45

- огороднические 5,5 3 12 10 - 2,5 -45,45 -2 -16,66

- дачные 1 6,1 17,9 16 5,1 510 -1,9 -10,614

Крупные и средние сельскохозяйственные организации увеличили средние площади обрабатываемых земель на 2 %, но при этом общее их количество сократилось на 45,3%.

Малые предприятия в среднем, по РФ не так сильно сокращались, всего на 3,4 тыс. ед. (16,6 %), хотя обрабатываемая площадь земли сократилась весьма существенно - на 7%.

Такие же отрицательные показатели имеют и подсобные сельскохозяйственные предприятия: общее число их сократилось до 4,1 тыс. объектов. Хотя они развиваются серьезными темпами, т.к. они имеют различные финансовые возможности не только в виде кредитов, субсидий, но и за счет финансирования основных предприятий, поэтому они находятся в более привилегированном положении, о чем свидетельствует увеличение закрепленной за ними земли до 1749,2 тыс. га (в 3,5 раза).

Крестьянские хозяйства и индивидуальные предприниматели развивались за 10 лет разновекторно. Количество крестьянских хозяйств сократилось почти вдвое (-16%), хотя увеличили площадь земли для ведения бизнеса в 2,6 раза. Такие цифры показывают крестьянские хозяйства из-за изменения законодательства, из-за увеличения субсидий (даже региональных), изменение ставки и условий кредитования в специализированных банках (в 2016 г. - 13-14,5% в Россельхозбанке).

Индивидуальные предприниматели показывают рост по всем показателям. На 18,7% увеличилось количество объектов, и на 32 % увеличились их угодья.

Помимо вышеперечисленных появились гранты для молодых и действующих предпринимателей на развитие сельского хозяйства, по программам сельскохозяйственного замещения открывается все больше ферм с переработкой молока, мяса и доведения продукции до потребителя. Возможно получать консультации по интересующим вопросам. Технологии облегчают жизнь фермам, когда не нужно содержать большой штат работников, а лишь заинтересованных и компетентных.

Самое большое количество объектов по ВСХП и 2006 г. и 2016 г. - это личные подсобные хозяйства и другие индивидуальные хозяйства граждан. 82 % от общего числа таких объединений - личные подсобные хозяйства в сельских поселениях (15 млн. ед.) с обрабатываемой землей в 12 млн. га. В 2006 г. их было меньше всего на 200 тыс. ед. и обрабатывали всего 8,8 млн. га. В 2016 г. увеличили площади земли на 33%. В городских округах общее число объектов снизилось на 60 %, хотя увеличили площадь обрабатываемой земли в 3 раза.

Так что, личные подсобные хозяйства и индивидуальные хозяйства граждан имеют большой потенциал для развития в будущем.

Некоммерческие объединения граждан поделены на три подгруппы: садоводческие, огороднические, дачные. Общая возделываемая площадь за 10 лет снизилась незначительно - на 91 тыс. га, так же как и объектов - на 3,5 тыс.

87 % возделываемой земли приходится на садоводческие объединения и всего 2,7 % на огороднические хозяйства. Причем дачных хозяйств увеличилось более чем в 6 раз и площадь увеличилась почти в 5 раз (всего

по РФ).

Проведем более подробный анализ по земельным угодьям и количеству сельхозпредприятий в целом по РФ, по ЮФО и конкретно по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.

Южный Федеральный округ составляет 14,84 % от всего числа сельскохозяйственных организаций РФ. 33,87 % от общей площади ЮФО занимают угодья предприятий Краснодарского края, а по отношению РФ -5 %. Республика Адыгея - 2,22 % от общей площади с/х предприятий ЮФО и 0,33 % от части данных предприятий РФ.

Таблица 2 - Число и общая площадь в среднем на одну сельскохозяйственную организацию

Место сбора информации Количество организаций, тыс. ед. Площадь, га

РФ, в т.ч. 363,80 6018

ЮФО, в т.ч. 54,00 2982

- Краснодарский Край 18,29 1746,8

- Адыгея 1,2 1172,5

В среднем на одну организацию ЮФО приходится в 2 раза меньше площади земельных угодий, чем в среднем объеме по РФ. На одно предприятие Краснодарского края приходится в 3,4 раза меньше площади по сравнению со средними показателями РФ.

Число сельскохозяйственных предприятий в РФ меньше, чем абсолютное число предприятий сельскохозяйственного назначения на 1754 (11,5 %), а площадь, занимаемая одним микропредприятием - в 7,57 раз меньше показателем по РФ, по сравнению со средним (таблица 3).

Таблица 3 - Число и общая площадь земли в среднем на одно микропредприятие

Место сбора информации Количество организаций, тыс. ед. Площадь, га

РФ, в т.ч. 169,95 1597,6

ЮФО, в т.ч. 27,98 1070,3

- Краснодарский Край 8,99 573,8

- Адыгея 0,69 873,9

В ЮФО ситуация аналогична той, что в целом по РФ - микропредприятий больше в 1,42 раза (42,7%), а земельные площади они занимают почти в 6 раз меньше. В Краснодарском крае микропредприятия занимают в 7 раз меньше, чем площади сельскохозяйственных предприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За последние 10 лет сократились площади земли, занимаемые несельскохозяйственными организациями (таблица 4).

Таблица 4 - Число и общая площадь земли в среднем на одно подсобное сельскохозяйственное предприятие несельскохозяйственной организации_

Место сбора информации Количество организаций, тыс. ед. Площадь, га

РФ, в т. ч. 41,44 1749,2

ЮФО, в т.ч. 6,42 802,9

- Краснодарский Край 2,91 275,6

- Адыгея 0,11 590,9

Таких предприятий меньше на 11097 единиц, а в среднем за одним таким предприятием числятся площадь меньше почти в 7 раз. В ЮФО таких организаций 642, а 45 % из них расположены в Краснодарском крае (7 % от общего числа несельскохозяйственных организаций в РФ), что существенно. Необходимо отметить, что за одним таким предприятием в крае числится в среднем всего 275,6 га, что меньше по сравнению со среднероссийским показателем на 84,24 %, а по сравнению со средним показателем по РФ в ЮФО - меньше таких земель на 65,6 %. Это объясняется тем, что цены на сельскохозяйственные земли выросли за несколько последних лет в среднем по РФ на 30 %, а в ЮФО на 35 %. В Краснодарском крае земля стоила в 2015 г. чуть более 50 тыс. руб./га, в 2017 - в среднем 95 тыс. руб./га. В Тамбове, Саратове, Пензе цена почти не менялась - менее 20 тыс. руб./га. В Ростовской области - наоборот, цена упала на 5-7% и к 2017 г. составила лишь 38 тыс. руб./га.

В среднем по РФ 1 га стоит 34-35 тыс.р./га. Фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели уменьшились в абсолютном исчислении на 116,5 тыс. единиц, но при этом между ними зачастую происходит перераспределение земельных угодий (таблица 5, 6). Если в среднем числилось 102,6 га, то через 10 лет увеличилось до 268,9 га - увеличение на 162,08 %. Это очень серьезные цифры.

Таблица 5 - Число и общая площадь земли в среднем на одно крестьянское (фермерское) хозяйство и

одного индивидуального предп ринимателя

Место сбора информации Количество организаций, тыс. ед. Площадь, га

РФ, в т. ч. 1745,84 240,9

ЮФО, в т. ч. 369,62 333,6

- Краснодарский Край 140,58 86,2

- Адыгея 16,18 111,7

Таблица 6 - Число и общая площадь земли в среднем на одно крестьянское (фермерское) хозяйство

Место сбора информации Количество организаций, тыс. ед. Площадь, га

РФ, в т. ч. 1365,58 268,9

ЮФО, в т. ч. 286,57 389,2

- Краснодарский Край 99,91 89,8

- Адыгея 7,85 117,7

ЮФО - яркий представитель фермерского движения в РФ. Абсолютное число крестьянских хозяйств в округе составляет 20,98 % от общего числа фермерских организаций РФ.

В РФ земель, обрабатываемых фермерами - почти 37 млн. га, а в ЮФО - более 11 млн. га, в Краснодарском крае - почти 900 тыс. га, в республике Адыгея - 92 400 га.

Однако, абсолютное число таких хозяйств за 10 лет сократилось в 1,85 раз, при этом площадь земли увеличилась в 2,62 раза. Фермеры стали больше обрабатывать земли, так как этому способствует социально-экономическая ситуация в РФ и в крае. Эти показатели увеличиваются из года в год.

Почти такие же цифры и по показателям числа индивидуальных предпринимателей: 21,84 % таких предприятий в ЮФО, по сравнению с РФ, в Краснодарском крае каждый 10-11 сельскохозяйственный индивидуальный предприниматель, а в Адыгее - каждый второй (таблица 7).

Таблица 7 - Число и площадь земли на одного индивидуального предпринимателя

Место сбора информации Количество организаций, тыс. ед. Площадь, га

РФ, в т. ч. 380,26 140

ЮФО, в т. ч. 83,05 141,9

- Краснодарский Край 40,67 77,5

- Адыгея 8,33 106

Сравнивая показатели ЮФО можно отметить, что предприниматели Краснодарского края составляют 50 % от общего числа, а в Республике Адыгея - 10 %, т.е. почти 60 % индивидуальных предпринимателей проживают на нашей территории (в показателях ЮФО и 12 % от общего числа предпринимателей РФ). Самозанятые аграрии в среднем увеличили площадь обрабатываемой земли на 31,82 %, т.к. улучшились показатели финансирования, кредитования, субсидирования, условия труда и др. показатели.

Личные подсобные хозяйства увеличили площади обрабатываемой земли в абсолютном исчислении на 39,7 % при том, что их общее число уменьшилось на 20,2 %.

Таблица 8 - Число и общая площадь земли в среднем на одно хозяйство граждан (личное подсобное хозяйство и индивидуальные хозяйства)_

Место сбора информации Количество организаций, тыс. ед. Площадь, га

РФ, в т. ч. 182429 0,7

ЮФО, в т. ч. 23991,50 0,9

- Краснодарский Край 9122,84 0,2

- Адыгея 993,7 0,2

В Краснодарском крае и Республике Адыгея проживает 5,54 % граждан с личными подсобными хозяйствами от общего числа, проживающих в РФ, при этом в среднем обрабатывают по 0,2 га каждая семья или гражданин, опять же из-за высокой цены на землю и из-за высокой плотности населения.

В агропереписи 2016 г. отдельно считали граждан, проживающих в сельской местности и в городах, городских поселениях, т.к. у них разные условия земледелия, разные цены на землю (аренду, покупку), разные налоги и другие социально-экономические различия.

Таблица 9 - Число и общая площадь земли в среднем на одно хозяйство граждан в сельских и городских поселениях

Место сбора информации В сельских поселениях в городских поселениях

количество организаций, тыс. ед. площадь, га количество организаций, тыс. ед. площадь, га

РФ, в т. ч. 150470,24 0,8 31958,76 0,3

ЮФО, в т. ч. 20188,1 1,1 3803,45 0,1

- Краснодарский Край 7310,87 0,2 1811,97 0,1

- Адыгея 817,5 0,2 175,8 0,1

В городской местности таких предпринимателей - земледельцев в 47 раз меньше в целом по РФ, в ЮФО в 5 раз меньше, в Краснодарском крае в 16 раз меньше, в Адыгее в 4,6 раза. И обрабатывают землю каждый из них также в разы меньше. Хотя цифры небольшие, но они имеют значение для социально-экономической жизни каждого предпринимателя, для его семьи и региона в целом. Что касается Краснодарского края и Адыгеи, то путем нетрудных вычислений можно подсчитать и сделать выводы; что более 875 тыс. семей имеют подсобные хозяйства, а это в среднем - 3 млн. граждан (с учетом средней численности семьи).

Некоммерческие объединения граждан, занимающиеся агробизнесом, за последние 10 лет существенно не изменились ни в абсолютном исчислении, ни в обрабатываемой площади земли.

76344 некоммерческих объединений обрабатывают более 1 млн. га земли в РФ. 6,35 % таких объединений расположены в ЮФО. В Краснодарском крае и Адыгее еще меньше цифры - 2 % и 0,15 % соответственно. Все показатели уменьшаются в данном секторе экономики.

Таблица 10 - Число и общая площадь земли в среднем на одно некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое, дачное объединение)_

Место сбора информации Количество организаций, тыс. ед. Площадь, га

РФ, в т. ч. 763,44 14,6

ЮФО, в т. ч. 48,5 18,2

- Краснодарский Край 13,88 15,7

- Адыгея 1,13 16,8

Между переписями снизилось количество земли, обрабатываемой некоммерческими объединениями на 9,5 %. Количество таких объединений особо не изменилось. ЮФО к 2016 г. имеет более 883 тыс. га. Весь округ, край и Адыгея имеют в среднем площадь земли более чем в среднем по РФ. 28 % организаций ЮФО располагается в Краснодарском крае.

Среди некоммерческих объединений граждан наибольший удельный вес имеют садоводческие некоммерческие объединения: в РФ - 88 %, в ЮФО - 91,4 %, в Краснодарском крае - 97,7 %, в Адыгее - 50,4 %. К 2016 г. огороднические хозяйства занимают 2,71 % по РФ, а дачные организации 8,3 %. Садоводческие некоммерческие объединения к 2016 г. сократились на 8,3 %, а обрабатываемая земля на 12,51 % Огороднические хозяйства снизились по количеств на 45,5 %, дачные же наоборот выросли в 6 раз, а обслуживаемая земля по площади возросла в 5,45 раза. В ЮФО земля под такими объединениями больше на 25,34 %, в Краснодарском крае больше на 19 %, в Адыгее - на 32 %. В Краснодарском крае и Адыгеи к 2016г. не зафиксировано для анализа некоммерческих огороднических организаций.

Число некоммерческих дачных объединений увеличилось за 10 лет в 6 раз, к 2006 г. за ними числилось 17,9 тыс. га, к 2016 г. 97,6 тыс. га. 697600 га. земель в Краснодарском крае принадлежит дачным объединениям, что составляет 9,67 % от части ЮФО, 800 га в республики Адыгея 0,011 % части ЮФО. В целом это означает, что дачные организации востребованы на сегодняшнем рынке. Это связано с изменением законодательства, с изменением «моды жить на земле», но рядом с городом. Также повлияла и возможность прописки в дачных объединениях.

Аграрный бизнес формирует более 40 % налоговых поступлений в консолидированный бюджет края от суммы всего промышленного комплекса Кубани и более 60 % от АПК края [4].

Для дальнейшего развития сельского хозяйства развивается научная база, законодательная, информационная - стимулирующие приход инвестиций, необходимых для устойчивого экономического роста. Стратегия развития АПК России представлена в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 гг. Именно в ней собраны все государственные инициативы и планы на предстоящий период. 18 сентября 2017 г. в Госдуме принят новый бюджет на 2018-2020 гг. где говорится о выделении ежегодных средств на финансирование и развитие агропромышленного комплекса в размере 222 миллиардов рублей ежегодно. Основные направления аграрных субсидий:

- мелиорацию сельхозугодий;

- поддержка мясо-молочного скота, животноводства;

- организация перерабатывающих предприятий, сбыта сельскохозяйственной продукции;

- поддержка растениеводства;

- внедрение инноваций и модернизации производственных циклов.

Этими мероприятиями правительство надеется расширить сырьевой рынок, создать новые рабочие места, увеличить средние заработные платы в отрасли, освоить новые земли (например, «Дальневосточный гектар»), произвести модернизацию АПК. В бюджете на будущие три года закреплен переход к не сырьевой экономике, а к импортозамещению.

Активно привлекается весь научный потенциал, ведутся селекционные разработки, развивается производство сельскохозяйственной техники, улучшаются технологии по переработке и сбыту продукции. Администрация края оказывает материальную поддержку сельскохозяйственным производителям в виде субсидий, субсидированных кредитов, льготных лизинговых схем [5].

Ведется обучение, повышение квалификаций специалистов АПК, работают технопарки, информационно-консультационные центры.

Поэтому, можно с надеждой смотреть в будущее и надеяться, что к следующей переписи Краснодарский край и Республика Адыгея еще больше улучшат свои показатели, ведь успешное сельское хозяйство - основа продовольственной безопасности. Источники:

1. Министерство экономики Краснодарского края. http://economy.krasnodar.ru

2. Яконов Д., Шамрай И.Н. Перепись как важнейший инструмент социально-демографического обследования // Д. Яко-нов, И. Н. Шамрай. - Актуальные вопросы экономики и менеджмента: теория и практика материалы I Международной научно-практической конференции. Краснодар. - 2015. - С. 80-84.

3. Пресс центр ВСП http://www.vshp2016.livejournal.com

4. Федеральный закон Краснодарского края о внесении изменений в Закон Краснодарского края «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года».

5. Министерство сельского хозяйства перерабатываемой промышленности Краснодарского края. Официальный сайт http://www.dsh.krasnodar.ru

Sources:

1. Ministry of Economy of the Krasnodar region. http://economy.krasnodar.ru

2. Yakonov D., Shamray I. N. Census as the most important instrument of social and demographic inspection// D. Yakonov, I. N.

Shamray. - Topical issues of economy and management: theory and practice materials I of the International scientific and practical conference. Krasnodar. - 2015. - P. 80-84.

3. Press center of VSP http://www.vshp2016.livejournal.com

4. The Federal Law of the Krasnodar region on the amendments to the Law of Krasnodar Region «On the Strategy of Social and

Economic Development of the Krasnodar region till 2020».

5. Ministry of Agriculture of the Processed Industry of Krasnodar Region. Official site http://www.dsh.krasnodar.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.