РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
МОРОЗОВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА Липецкий филиал ФГБОУ ВПО «Финансовый университет
при правительстве Российской Федерации», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: NSMorozova@fa.ru
ИВАНОВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Российская Федерация, e-mail: Ivanova@mgau.ru
В статье рассматривается зарубежный опыт развития сельских территорий. Сельские территории играют значительную роль при формировании имиджа государства на мировой арене, так как именно сельские территории обеспечивают продовольственную безопасность страны, которая является частью национальной безопасности. Россия является, безусловно, страной, обладающей значительными территориальными ресурсами, наибольшую часть которых, несомненно, можно отнести к сельским территориям. Поэтому анализ зарубежного опыта развития сельской территории позволит модернизировать сельские территории и дать им новый толчок в развитии. Одной из основ для сравнения могут быть законодательные акты, принимаемые разными государствами для поддержки и развития своих сельских территорий. Существуют две концептуальные модели государственной поддержки развития локальных пространственных систем сельского типа. В первой модели условия и механизмы государственной поддержки закреплены в рамках единого законодательного акта. Эта модель присуща Европейскому союзу, Российской Федерации, Канаде, Турции. Во второй модели существуют различные программы, реализация которых может происходить независимо друг от друга. Данная модель присуща США, Мексике, Новой Зеландии. Политика сельского развития ЕС и США имеет много общих целей, однако механизмы и приоритетные направления реализации, определение роли аграрного производства в развитии локальных пространственных систем сельского типа несколько различаются. Как показало обобщение литературных источников, существуют основные направления государственной поддержки сельских территорий за рубежом, реализация которых способствует эффективному использованию ресурсов сельского хозяйства, модернизации производства и освоению инноваций.
Ключевые слова: сельские территории, направления поддержки развития сельских территорий, агротуризм.
Сельские территории играют значительную роль при формировании имиджа государства на мировой арене, так как, именно сельские территории обеспечивают продовольственную безопасность страны, которая является частью национальной безопасности.
В последние десятилетия уровень сельского населения во всем мире сокращается, что ставит под угрозу развитие самих сельских территорий [1].
Однако сейчас именно та эпоха, когда молодежь можно попробовать вернуть в село, так как возникли факторы для так называемой рурализации (процесс, обратный урбанизации) - это кризис, плохая экология и проблемы с продуктами питания.
Считаем уместным в этой связи привести мнение М. Портера: «Факторы, которые наиболее важны для конкурентного преимущества в большинстве отраслей (особенно для отраслей, наибо-
лее важных для роста продуктивности в развитой экономике), не достаются по наследству, а создаются в пределах страны... Причем важен не столько запас факторов на данный момент, сколько скорость, с которой они создаются, совершенствуются и приспосабливаются к нуждам отраслей» [2].
Россия является, безусловно, страной обладающей значительными территориальными ресурсами, наибольшую часть которых, несомненно, можно отнести к сельским территориям. Поэтому анализ зарубежного опыта развития сельской территории позволит модернизировать сельские территории и дать им новый толчок в развитии [3; 4; 5].
Одной из основ для сравнения могут быть законодательные акты, принимаемые разными государствами для поддержки и развития своих сельских территорий (рис. 1).
Существуют две концептуальные модели государственной поддержки развития локальных пространственных систем сельского типа. В первой модели условия и механизмы государственной поддержки закреплены в рамках единого законодательного акта. Эта модель присуща Европейскому союзу, Российской Федерации, Канаде, Турции. Во второй модели существуют различные программы, реализация которых мо-
Как показало обобщение литературных источников, существуют следующие основные направления государственной поддержки сельских территорий за рубежом:
- создание оптимальных условий для обеспечения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства и поддержки доходов производителей (субсидии, дотации, прямое регулирование цен на основе ценовой политики, залоговые операции);
смягчение системы рисков, связанных с производством и реализацией продукции посредством страхования, кредитов и налогов;
- специальные меры по увеличению спроса на продукцию сельского хозяйства (продовольственная помощь нуждающимся группам населения, реклама правильного питания и здорового образа жизни и др.);
- программы содействия продвижению сельскохозяйственных товаров на внешние рынки;
жет происходить независимо друг от друга. Данная модель присуща США, Мексике, Новой Зеландии. Политика сельского развития ЕС и США имеет много общих целей, однако механизмы и приоритетные направления реализации, определение роли аграрного производства в развитии локальных пространственных систем сельского типа несколько различаются (табл. 1).
механизмы, позволяющие правительству проводить скупку и перераспределение значительных объемов продукции в целях регулирования цен на продовольственном рынке;
- меры по стимулированию многообразия видов экономической деятельности в сельской местности;
- мероприятия по охране почв и сохранению окружающей среды.
Это способствует эффективному использованию ресурсов сельского хозяйства, модернизации производства и освоению инноваций.
Кроме вышеуказанных направлений есть и другие, непосредственно относящиеся к развитию сельской местности, но реализующиеся другими органами власти и не именующиеся программами сельского развития.
Сельские территории - это колыбель культуры каждой страны, поэтому на современном их
Рис. 1. Удельный вес сельского населения в разных странах мира [6]
этапе развития уделяется большое внимание раз- тельности сельских территорий через сохранение витию агротуризма за счет повышения привлека- и развитие традиций [3; 4; 5].
Таблица 1
Зарубежный опыт поддержки и развития сельских территорий
Страна Мера поддержки и развития сельских территорий Сущность мер
Закон о гомстедах, 1862 г. [7] Предлагает участок («гомстед») размером в 160 акров (85 га) любой семье переселенцев. Каждый глава семьи, достигший возраста 21 года и имеющий гражданство США, мог войти в право владения наделом общественной земли, поселившись на нем и прожив пять лет. Если же семье не терпелось вступить во владение, то она могла приобрести землю по цене 1,25 долл. за акр, прожив на ней шесть месяцев. В последующие годы правительство предоставило поселенцам возможности приобретать еще большие наделы бесплатно или за символическую плату
Закон Моррилла, 1862 г. [7] Отвел правительству каждого штата тысячи акров федеральной земли для создания на ней системы сельскохозяйственных и технических колледжей, именуемых «колледжами земельной субсидии». Эти колледжи сыграли ключевую роль в развитии сельскохозяйственных исследований и обучении целого ряда поколений фермеров
< н а н м о С Компенсационные выплаты при рыночной цене на их сельхозпродукцию ниже планки, определенной государством [7] Определяет дотации и прямые субсидии, на что расходуется более 22 млрд долл. в год
Программы, ориентированные на поддержку диверсификации бизнеса в сельской местности [8] Программа «Инициативы развития новых рынков» включает использование экономических стимулов - предоставление налоговых и кредитных льгот, технической помощи для развития депрессивных регионов, сельской местности, национальных территорий. Программа «Устойчиво развивающееся сельское сообщество» включает широкий круг вопросов неэкономического характера, связанных с развитием и качеством жизни сельских общин и сохранением при этом их природной уникальности и экологической чистоты. В этом случае речь может идти о поощрении лишь второго этапа диверсификации - собственно в сельскохозяйственном производстве. Программа «Сельская промышленность» направлена на развитие промышленного производства и предусматривает обучение и переобучение сельских жителей
Программы, направленные на развитие сельских кооперативов [8] Создание Службы поддержки сельских бизнес-кооперативов, задачей которой является создание новых и поддержка действующих кооперативов, повышение их эффективности и конкурентоспособности. Данное агентство предоставляет консультационные услуги по бизнес-планированию, проводит необходимые кооперативам исследования, разрабатывает учебные материалы
Введение Единой сельскохозяйственной политики, разработанной создателями ЕС -Бельгией, Германией, Францией, Италией, Люксембургом и Голландией, 1962 г. [8] Определяет общую сельскохозяйственную политику (производительность сельского хозяйства, качество жизни фермеров и стабилизацию рынка)
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ Программы финансирования аграрной политики 1. Европейский фонд регионального развития (предоставление помощи регионам, отстающим в развитии, испытывающим трудности при реализации программ структурной перестройки экономики). 2. Европейский социальный фонд (финансирование программ занятости). 3. Европейский сельскохозяйственный фонд гарантий и регулирования (за счет средств раздела гарантий финансируются организации сельскохозяйственного маркетинга, меры сельского развития, осуществляемые в рамках ОАП, ветеринарные расходы и меры информационного характера; за счет средств раздела регулирования финансируются программы развития и структурной перестройки экономики отсталых сельских территорий посредством повышения эффективности производства, переработки и сбыта продукции сельского и лесного хозяйства). 4. Фонд регулирования рыболовства (финансирование рыбной промышленности)
Программа субсидирования вновь принятых стран В свой первый «общеевропейский» год новички получают 25 % от полагающихся им субсидий, во второй - 30 %, в третий - 35 %
Страна Мера поддержки и развития сельских территорий Сущность мер
Программы региональной помощи по ликвидации отсталости сельских районов и смягчению последствий их маргинальности В 1975 г. был образован Европейский фонд регионального развития и началась реализация программы помощи неблагоприятным регионам. Распоряжение Европейской комиссии №75/268 послужило юридическим основанием для предоставления финансовых компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям в холмистых и горных районах, а также других менее благоприятных для ведения сельскохозяйственного производства территориях с целью «поддержки сельскохозяйственного производства, недопущения сокращения численности населения, сохранения сельской местности». Эта программа реализовывалась посредством оказания прямой поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, привязанной к поголовью скота. В 1979 г. возможности получения поддержки были расширены, и формально признана уязвимость не только сельскохозяйственной отрасли, но и всех видов деятельности на менее благоприятных территориях
Закон о единой Европе, 1987 г. Закрепил принцип единства региональной политики ЕС и обеспечил толчок формированию политики сельского развития
Документ Европейской комиссии «Будущее сельского общества» Определяет необходимость выработки единой сельской политики, перехода от отраслевого к территориальному подходу, поощрения и поддержки локальных инициатив
КИТАЙ Создание свободных экономических зон Постепенное открытие страны для внешнеэкономических связей, преимущественно за счет постепенного развития системы «открытых территорий
Концепция «равномерного размещения производительных сил» (1979 г.) заменена концепцию «использования сравнительных преимуществ» [9] Основным объектом развития стали приморские регионы, имеющие наибольший потенциал экономического роста запрет на ввоз продукции, произведенной на «открытых территориях» и конкурирующей с местными производителями. При этом факты протекционизма были характерны не только для внутренних, но даже для относительно менее развитых приморских провинций, где существовали собственные «открытые территории». В отдельных провинциях запретили вывоз дешевого сырья в более развитые провинции. Помимо официальных запретов стали вводиться и дополнительные налоги и штрафы на «импортную» (из других провинций) продукцию. В конце 80-х гг. в пограничные торговые споры было вовлечено 39 из 66 межпровинциальных границ в Китае. Власти Китая, естественно, были вынуждены начать бороться с подобными явлениями. В 90-е гг. число «открытых территорий» было заметно увеличено, что должно было повлиять на ускорение экономических преобразований во внутренних районах. Одновременно стало проводиться стимулирование межтерриториального обмена, был отменен ряд льгот для приморских провинций
Агротуризм в начале XXI в. стал одним из ведущих направлений социально-экономической и культурной жизни многих государств и регионов мира, занимая, по оценкам специалистов, третье место после торговли нефтью и оружием в развитых странах. Средние темпы роста его объемов составляют 7 % в год, что намного выше аналогичных показателей мировой экономики. На сферу туризма приходится около 10 % мировых инвестиций, каждое 11 -е рабочее место в общей мировой занятости, 3,8 % мирового валового внутреннего продукта (ВВП), а с учетом влияния туризма на смежные с ним отрасли национальной экономики - 10,6 % [10].
Сегодня во многих странах мира индустрия туризма отнесена к разряду государственных приоритетов, на что нацелены крупные национальные и интернациональные проекты и программы, предусматривающие стимулы для развития отрасли:
льготы по налогообложению, упрощение визовых формальностей и погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций и особых экономических зон.
В современных условиях потенциал туристи-ческо-рекреационных ресурсов представляется не менее важным, чем потенциал сырьевых, так как специализация на производстве услуг туризма обеспечивает приток денежных средств, расширяет сферу приложения труда, стимулирует развитие многих ключевых отраслей народного хозяйства: строительства, торговли, общественного питания, транспорта, связи, сельского хозяйства и др. По подсчетам специалистов, совокупная стоимость продуктов и услуг, созданная в структуре, связанной с туристическим обслуживанием, почти в 2,5 раза превышает стоимость самих услуг туризма. По некоторым оценкам, каждый турист обеспечивает рабочими местами от 10 до
20 чел. в таких обслуживающих сферах, как гостиничный бизнес, сфера общественного питания, производство сувениров, индустрия развлечений. Развитие туризма ведет к улучшению инфраструктуры, восстановлению памятников истории и архитектуры, способствует охране окружающей среды и т. д. Поэтому сферу туризма необходимо рассматривать как важный фактор социально-экономического развития стран, регионов и отдельных, прежде всего сельских, территорий. Одним из динамично развивающихся направлений современного туризма является аграрный (или сельский) туризм. В настоящее время он успешно развивается в ряде европейских стран: Италии, Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Испании. В мировой практике под агротуризмом понимается деятельность по организации отдыха и досуга туристов в сельской местности или в малых городах с предоставлением услуг гостеприимства в частном секторе с возможностью трудового участия, ориентированная на использование природно-рекреационных, культурно-исторических, социально-этнографических и других ресурсов, традиционных для данной местности.
Сельский туризм получил признание общественности во второй половине прошлого столетия в связи со снижением количества занятых в аграрном секторе и необходимостью формирования альтернативных видов трудовой занятости и предпринимательства в сельской местности - он должен был остановить миграцию населения в города, стать сферой приложения труда и источником заработка сельских семей.
Первоначально предполагалось, что размещение туристов будет непрофильной деятельностью фермеров, позволяющей укрепить их финансово-экономическое положение и не требующей больших инвестиций. Однако агроту-ризм быстро превратился в самодостаточный бизнес - малозатратный и конкурентоспособный. Сегодня спрос на туристические услуги изменил саму концепцию сельского туризма в Европе, который перестает быть для многих семей побочным видом деятельности и становится основным. Всемирная туристическая организация определила агротуризм как одну из перспективных отраслей индустрии отдыха, которая не только позволяет отдыхающим провести время в живописных и экологически чистых уголках сельской местности, но и предлагает агроформированиям и сельским жителям реальную альтернативу развития.
Сегодня посетителями гостевых домов являются свыше двух миллионов постоянных клиен-
тов. Контингент, в основном, включает семейные пары, служащих, врачей, учителей. Из числа клиентов - 80 % французы, постоянно проживающие в крупных городах. Наблюдается своеобразная тенденция - в среднем каждый парижанин проводит 10 дней в году в сельской местности, тогда как жители других регионов отдыхают в сельской местности всего лишь 2-4 дня. И это закономерно, т.к. само определение сельского туризма - это географическое понятие. Слово «сельский» противопоставляется слову «городской». Во Франции, например, сельским туризмом называется отдых в муниципалитетах численностью менее 2 тыс. жителей. Эти муниципалитеты составляют 80 % территории Франции.
Не каждая туристическая деятельность в сельской местности может называться «сельской». Большие парки аттракционов, такие как Диснейленд, Парк Порт Авентура, нельзя отнести к сельскому туризму. Они рассчитаны на большое количество посетителей, которые не стремятся узнать регион и его жителей.
Таким образом, определение сельского туризма приобретает свои идентификационные черты - социальную и культурную. Общение с жителями, с местной историей и с природой является основным стимулом отдыха в сельской местности. Обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов находились в сельской местности или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки [1].
В мировой практике заметен прорывной характер расширения рынка сельского туризма в Польше, которая даже превосходит по ряду показателей родоначальницу системы приема.
Это связано с тем, что руководство страны считает приоритетным направлением сельской экономики туризм, приносящий из всех видов непрофильной деятельности на селе наибольший доход. Сфера деятельности «туризм в сельской местности» дает около 4 % общего валового продукта, поэтому государство считает необходимым выделять на ее развитие до 40 % всех субсидий [11].
Важными условиями формирования эффективно и устойчиво развивающего сельского туризма являются стратегическое планирование и прогнозирование комплексного развития территорий [12; 13], маркетинг, использование зарубежного опыта и главное - заинтересованное участие местного населения и местных властей в становлении агротуризма в регионе, их совместная согласованная деятельность.
Литература
1. Меньщикова В. И., Лысов П. В., Лоскутова М. В. Устойчивое развитие локальных пространственных образований сельского типа в регионе: состояние, проблемы, инструментарий управления: монография / под науч. ред.
B. И. Меньщиковой; Тамбов, Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014.
2. Портер М. конкурентные преимущества стран. URL : http ://www. seinstitute.ru/Files/Veh6-3 5_Porter.pdf
3. Меньщикова В. И. Устойчивое развитие сельских территорий: терминологический анализ // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 9. С. 75-81.
4. Лоскутова М. В., Меньщикова В. И. Обеспечение социальных стандартов качества жизни как фактор развития сельских территорий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. Т. 9. № 10.
C. 62-66.
5. Лоскутова М. В. Управление устойчивым развитием сельских территорий в агропромышленном регионе // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 9. С. 67-71.
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
7. Колодина Е. А. Сельскохозяйственная экономика и бизнес: учеб. пособие. Изд-во: Байкальский государственный университет экономики и права, 2009.
8. Гаевская З. А. Зарубежный опыт устойчивого развития сельских территорий//Стратегия устойчивого развития регионов России. 2011. № 8. С. 126-130.
9. Зуева С. В. Зарубежный опыт социально-экономического развития территорий // Вестник НГИЭИ. № 1, 2009. С. 51-59.
10. Барлыбаев А. А., Ахметов В. Я., Насыров Г. М. Туризм как фактор диверсификации сельской экономики // Проблемы прогнозирования. 2009. № 6. С. 105-111.
11. Крутиков В. К., Федорова О. В., Гворыс В. Развитие сельского туризма: преодоление инерции торможения (анализ отечественного и зарубежного опыта // Российское предпринимательство. 2013. № 23. С. 96-103.
12. Меркулова Е. Ю., Сысоева М. С. Механизмы функционирования инновационного предприятия в регионе // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 7 (53). С. 99-105.
13. Попов П. А., Сысоева М. С. Предпосылки возникновения и приоритеты выравнивания социально-экономической асимметрии // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2 (23-24). С. 181-186.
References
1. Men'shchikova V. I., Lysov P. V., Loskutova M. V. Ustojchivoye razvitiye lokal'nykh prostranstvennykh obrazovanij sel'skogo tipa v regione: sostoyaniye, problemy, instrumentai!) upravleniya [Sustainable development of local spatial formations of rural type in the re-
gion: state, problems, tools of management] : monografiya / pod nauch. red. V. I. Men'shchikovoj; Tambov, Izd-vo TROO «Biznes-Nauka-Obshchestvo», 2014.
2. Porter M. Konkurentnye preimushchestva stran [Competitive advantages of the countries]. URL: http://www.seinstitute.ru/Files/Veh6-35_Porter.pdf
3. Men'shchikova V. I. Ustojchivoye razvitiye sel'skikh territorij: terminologicheskij analiz [Sustainable development of rural territories: terminological analysis] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 9. S. 75-81.
4. Loskutova M. V., Men'shchikova V. I. Obespecheniye sotsial'nykh standartov kachestva zhizni kak faktor razvitiya sel'skikh territorij [Providing the social quality standards of life as factor of development of rural territories] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. T. 9. № 10. S. 62-66.
5. Loskutova M. V. Upravleniye ustojchivym razvitiyem sel'skikh territorij v agropromyshlennom regione [Management of a sustainable development of rural territories in the agro-industrial region] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 9. S. 67-71.
6. Ofitsial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki [Official site of Federal State Statistics Service]. URL: http://www.gks.ru/
7. Kolodina E. A. Sel'skokhozyajstvennaya ekonomika i biznes [Agricultural economy and business] : ucheb. posobiye. Izd-vo: Bajkal'skij gosudarstvennyj universitet ekonomiki i prava, 2009.
8. Gaevskaya Z. A. Zarubezhnyj opyt ustojchivogo razvitiya sel'skikh territorij [Foreign experience of a sustainable development of rural territories] // Strategiya ustojchivogo razvitiya regionov Rossii. 2011. № 8. S. 126-130.
9. Zueva S. V. Zarubezhnyj opyt sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya territorij [Foreign experience of social and economic development of territories] // Vestnik NGIEI. № 1. 2009. S. 51-59.
10. Barlybaev A. A., Akhmetov V. Ya., Nasyrov G. M. Turizm kak faktor diversifikatsii sel'skoj ekonomiki [Tourism as factor of diversification of rural economy] // Problemy prognozirovaniya. 2009. № 6. S. 105-111.
11. Krutikov V. K., Fedorova O. V., Gvorys V. Razvitiye sel'skogo turizma: preodoleniye inertsii tormozheniya (analiz otechestvennogo i zarubezhnogo opyta) [Development of rural tourism: overcoming of inertness of braking (analysis of domestic and foreign experience)] // Rossijskoye predprinimatel'stvo. 2013. № 23. S. 96-103.
12. Merkulova E. Yu., Sysoeva M. S. Mekhanizmy funktsionirovaniya innovatsionnogo predpriyatiya v regione [Mechanisms of functioning of the innovative enterprise in the region] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 7 (53). S. 99-105.
13. Popov P. A., Sysoeva M. S. Predposylki vozniknoveniya i prioritety vyravnivaniya sotsial'no-ekonomicheskoj asimmetrii [Prerequisites of emergence and priorities of alignment of social and economic asymmetry] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 1-2 (23-24). S. 181-186.
* * *
DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES: FOREIGN EXPERIENCE
MOROZOVA NATALIYA SERGEEVNA Lipetsk Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: NSMorozova@fa.ru
IVANOVA EKATERINA VIKTOROVNA Michurinsk State Agricultural University, Michurinsk, the Russian Federation, e-mail: Ivanova@mgau.ru
The article considered foreign experience of development of rural territories. Rural territories play a significant role when forming image of the state on the world scene as, rural territories ensure food security of the country which is part of national security. Russia is, certainly, the country having considerable territorial resources which greatest part, undoubtedly, can be rural territories. Therefore the analysis of foreign experience of development of the rural territory will allow to modernize rural territories and to give them a new impetus in development. The acts adopted by the different states for support and development of the rural territories can be one of bases for comparison. There are two conceptual models of the state support of development of local spatial systems of rural type. In the first model a condition and mechanisms of the state support fixed within the uniform act. This model exists in the European Union, the Russian Federation, Canada, Turkey. In the second model there are various programs which realization can happen independently from each other. This model exists in the USA, Mexico, New Zealand. The policy of rural development of the EU and the USA has many common goals, however mechanisms and the priority directions of realization, definition of a role of agrarian production in development of local spatial systems of rural type differ a little. As showed synthesis of references, there are main directions of the state support of rural territories abroad which realization promotes effective use of resources of agriculture, modernization of production and development of innovations.
Key words: rural territories, directions of support of development of rural territories, agrotourism.