СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
МОРОЗОВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА Липецкий филиал ФГБОУ ВПО «Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается роль и значение социальной поддержки как фактора устойчивого развития сельских территорий. В работе обосновано, что многие страны во все большей степени признают необходимость мер социальной защиты, чтобы немедленно облегчить положение людей, живущих в сельских территориях, и предотвратить обнищание других при наступлении кризиса. Выявлено, что меры социальной защиты могут разорвать порочный круг нищеты и уязвимости сельских районов при условии их сочетания с более широкими мерами в области сельскохозяйственного развития и развития сельских районов. Обоснована целесообразность рассмотрения социальной защиты не как помощи, а как фактора развития сельских территорий. При этом выявлено, что единого общепризнанного определения социальной защиты не существует. Меры социальной защиты часто делят на превентивные, защитные, стимулирующие и преобразующие. Несмотря на доказанную эффективность мер социальной защиты, вывести сельские территории на более высокий уровень развития только за их счет невозможно. Однако взаимная привязка сельского хозяйства и социальной защиты способна дать толчок развитию на местах. В качестве опробованных беспроигрышных решений, обеспечивающих семейным фермерским хозяйствам поддержку через предоставление социальной защиты, следует указать на программы централизованных закупок продукции местных фермеров для школьного питания, а также на другие правительственные программы, включая программы социальной защиты, стимулирующие потребление производимого на местах продовольствия. Сделан вывод о финансовых ограничениях, затрудняющих осуществление таких программ, но эти ограничения тесно связаны с проявлениями политической воли, определяющими выбор необходимых расходов.
Ключевые слова: сельские территории, направления поддержки развития сельских территорий, социальная поддержка
Многие страны во все большей степени признают необходимость мер социальной защиты, чтобы немедленно облегчить положение людей, живущих в сельских территориях и предотвратить обнищание других при наступлении кризиса. Меры социальной защиты могут разорвать порочный круг нищеты и уязвимости сельских районов при условии их сочетания с более широкими мерами в области сельскохозяйственного развития и развития сельских районов. Сегодня социальная защита рассматривается не как помощь, а как фактор развития сельских территорий, причем фактические доказательства возникновения зависимости почти отсутствуют.
Концепция социальной защиты возникла на волне дискуссии о «социальных гарантиях», она основывается на повестке 1980-х и 1990-х гг. Изначально социальная защита воспринималась исключительно как средство реагирования на потрясения. Со временем же, в частности, на фоне неадекватно-
сти официальных систем социального страхования, политики структурной перестройки и налогового кризиса, накрывшего многие развивающиеся страны в 1980-х и 1990-х гг., это понятие распространилось и на борьбу с хронической нищетой [1].
Некоторые из существующих подходов носят исключительно нормативный характер, они основаны на том, что, как установлено документами Организации Объединенных Наций, социальная защита представляет собой право. Другие подходы уделяют больше внимания роли социальной защиты в защите уязвимых людей, сокращении масштабов нищеты и содействии экономическому росту. Одни подходы к вопросу о социальной защите делают акцент на том, что она помогает беднякам найти выход из нищеты, другие подчеркивают ее роль в содействии социальной инклю-зивности и установлению социальной справедливости в обеспечении безопасности, качественного образования и здравоохранения для всех.
Единого общепризнанного определения социальной защиты не существует, однако широко используется следующая формулировка: «все государственные и частные инициативы, которые обеспечивают поступление доходов или предметов потребления для неимущих, защищают уязвимое население от рисков, способных воздействовать на источники средств к существованию, повышают социальный статус и уровень соблюдения прав маргинализированных групп; основная задача социальной помощи состоит в снижении уровня экономической и социальной уязвимости бедняков, уязвимых и маргинализирован-ных групп населения» [1].
Основываясь на этом определении, меры социальной защиты часто делят на превентивные, защитные, стимулирующие и преобразующие.
Социальная защита может выполнять защитную функцию, предоставлять средства (в денежном либо натуральном виде), обеспечивающие доступ к продовольствию и смягчающие воздействие потрясений. Она может выполнять превентивную функцию, то есть предотвращать углубление лишений за счет укрепления устойчивости к воздействиям потрясений, предупреждать утрату доходов и активов. Она может содействовать накоплению ресурсов для поддержания источников средств к существованию (например, через предоставление пособий в неденежной форме и общественные работы).
Стимулирующая функция социальной защиты может выражаться в непосредственной поддержке инвестиций в людские ресурсы (питание, здравоохранение, образование и получение профессиональных навыков) и смягчении ограничений в части денежных средств и нестабильности доходов, что стимулирует вложение средств как в сельскохозяйственную, так и в не связанную с сельским хозяйством деятельность.
Стимулирующая функция социальной защиты в жизни бедняков заключается в переориентации их внимания с ежедневной борьбы за выживание на инвестиции в собственное будущее, что достигается через изменение баланса сил в домо-хозяйствах (социальная защита может расширять права и возможности женщин) и укрепление потенциала бедняков, их способности к расширению собственных возможностей.
В определенных кругах дискуссия о характере данной концепции продолжается, но в целом принято разделять социальную защиту на три широких компонента: социальную помощь, социальное страхование и защиту через рынок труда.
Изменение качественных характеристик жизни сельского населения негативно влияет на воспроизводство трудовых ресурсов, как основополагающего базиса устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий в целом [2]. Поэтому повышение социальной привлекательности через меры социальной защиты становится все более актуальным вопросом.
Социальная защита позволяет домохозяйствам увеличивать количество потребляемого продовольствия и разнообразить питание, что часто достигается за счет собственного производства. Связь между социальной защитой, потреблением и производством в сельских территориях представлена на рисунке 1. Начинается все с расположенной в центре сельской территории со всеми домохозяй-ствами, принимающими решение, что производить и что потреблять. В основе решения лежат исходное количество и качество подконтрольных или доступных домохозяйству ресурсов, представляющих собой источники средств к существованию, ожидаемые поступления от ведения экономической деятельности по нескольким направлениям, а также предполагаемое поступление средств из государственных и частных источников.
Ресурсы (активы) домохозяйства, составляющие источники средств к его существованию, часто подразделяют на пять категорий: физические, людские, социальные, финансовые и природные ресурсы.
Физические ресурсы типичного сельского домохозяйства, занятого в аграрном секторе, как правило, представляют собой землю, технику и скот.
Людские ресурсы - это здоровье, питательный и образовательный статус всех членов семьи, что вкупе определяет способность семьи трудиться и получать доход. Для многих мелких домохо-зяйств людские ресурсы являются основным источником дохода. Многие страны во все большей степени признают необходимость мер социальной защиты, чтобы немедленно облегчить положение людей, живущих в сельских территориях, и предотвратить обнищание других при наступлении кризиса. Меры социальной защиты могут разорвать порочный круг нищеты и уязвимости сельских районов при условии их сочетания с более широкими мерами в области сельскохозяйственного развития и развития сельских районов. Сегодня социальная защита рассматривается не как помощь, а как фактор развития сельских территорий, причем фактические доказательства возникновения зависимости почти отсутствуют.
Концепция социальной защиты возникла на волне дискуссии о «социальных гарантиях», она
основывается на повестке 1980-х и 1990-х гг. Изначально социальная защита воспринималась исключительно как средство реагирования на потрясения. Со временем же, в частности, на фоне неадекватности официальных систем социального страхования, политики структурной перестройки и налогового кризиса, накрывшего многие развивающиеся страны в 1980-х и 1990-х годах, это понятие распространилось и на борьбу с хронической нищетой [1].
Некоторые из существующих подходов носят исключительно нормативный характер, они основаны на том, что, как установлено документами Организации Объединенных Наций, социальная защита представляет собой право. Другие подходы уделяют больше внимания роли социальной защиты в защите уязвимых людей, сокращении масштабов нищеты и содействии экономическому росту. Одни подходы к вопросу о социальной защите делают акцент на том, что она помогает беднякам найти выход из нищеты, другие подчеркивают ее роль в содействии социальной инклю-зивности и установлению социальной справедливости, в обеспечении безопасности, качественного образования и здравоохранения для всех.
Единого общепризнанного определения социальной защиты не существует, однако широко используется следующая формулировка: «все государственные и частные инициативы, которые обеспечивают поступление доходов или предметов потребления для неимущих, защищают уязвимое население от рисков, способных воздействовать на источники средств к существованию, повышают социальный статус и уровень соблюдения прав маргинализированных групп; основная задача социальной помощи состоит в снижении уровня экономической и социальной уязвимости бедняков, уязвимых и маргинализирован-ных групп населения» [1].
Основываясь на этом определении, меры социальной защиты часто делят на превентивные, защитные, стимулирующие и преобразующие.
Социальная защита может выполнять защитную функцию, предоставлять средства (в денежном либо натуральном виде), обеспечивающие доступ к продовольствию и смягчающие воздействие потрясений. Она может выполнять превентивную функцию, то есть предотвращать углубление лишений за счет укрепления устойчивости к воздействиям потрясений, предупреждать утрату доходов и активов. Она может содействовать накоплению ресурсов для поддержания источников средств к существованию (например, через предоставление пособий в неденежной форме и общественные работы).
Стимулирующая функция социальной защиты может выражаться в непосредственной поддержке инвестиций в людские ресурсы (питание, здравоохранение, образование и получение профессиональных навыков) и смягчении ограничений в части денежных средств и нестабильности доходов, что стимулирует вложение средств как в сельскохозяйственную, так и в не связанную с сельским хозяйством деятельность.
Стимулирующая функция социальной защиты в жизни бедняков заключается в переориентации их внимания с ежедневной борьбы за выживание на инвестиции в собственное будущее, что достигается через изменение баланса сил в домо-хозяйствах (социальная защита может расширять права и возможности женщин) и укрепление потенциала бедняков, их способности к расширению собственных возможностей.
В определенных кругах дискуссия о характере данной концепции продолжается, но в целом принято разделять социальную защиту на три широких компонента: социальную помощь, социальное страхование и защиту через рынок труда.
Изменение качественных характеристик жизни сельского населения негативно влияет на воспроизводство трудовых ресурсов, как основополагающего базиса устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий в целом [2]. Поэтому повышение социальной привлекательности через меры социальной защиты становится все более актуальным вопросом.
Социальная защита позволяет домохозяйствам увеличивать количество потребляемого продовольствия и разнообразить питание, что часто достигается за счет собственного производства. Связь между социальной защитой, потреблением и производством в сельских территориях представлена на рисунке 1. Начинается все с расположенной в центре сельской территории со всеми домохозяй-ствами, принимающими решение, что производить и что потреблять. В основе решения лежат исходное количество и качество подконтрольных или доступных домохозяйству ресурсов, представляющих собой источники средств к существованию, ожидаемые поступления от ведения экономической деятельности по нескольким направлениям, а также предполагаемое поступление средств из государственных и частных источников.
Ресурсы (активы) домохозяйства, составляющие источники средств к его существованию, часто подразделяют на пять категорий: физические, людские, социальные, финансовые и природные ресурсы.
Физические ресурсы типичного сельского домохозяйства, занятого в аграрном секторе, как
правило, представляют собой землю, технику и скот.
Людские ресурсы - это здоровье, питательный и образовательный статус всех членов семьи,
что вкупе определяет способность семьи трудиться и получать доход. Для многих мелких домохо-зяйств людские ресурсы являются основным источником дохода.
Воздействие мер в сферах социальной защиты и сельского хозяйства обусловлено:
• тендерными факторами;
• агроклиматическими условиями;
• экономическим контекстом (цены, инфраструктура, рынки);
• социальным контекстом (община, культура);
• доступностью услуг
Решения в отношении потребления и производства домохозяйства принимают с учетом количества и качества ресурсов, находящихся под их контролем, и ограничений, с которыми они сталкиваются
Деятельность, направленная на потребление
Меры в сферах социальной защиты и сельского хозяйства направлены на преодоление угроз и ограничений в плане потребления и производства
Г
Меры социальной защиты оказывают воздействие на доходы домохо-
зяйств, решения в отношении потребления и производства и осуществление таких решений, на рыночный спрос и рыночные ограничения
Меры в сфере сельского хозяйства необходимы для
преодоления ограничений структурного характера. К таким мерам относятся земельная реформа, распространение опыта, ирригация, микрофинансирование, создание инфраструктуры,
обеспечение доступа к производственным ресурсам и пр.
РЕСУРСЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ:
• физические - земля, техника, скот;
• человеческие - труд, питание, образование, здоровье;
• социальные - сети, разделение труда;
• финансовые - официальные
и неформальные кредиты, сбережения;
• природные - почва, вода, воздух
Взаимодействие с местной экономикой и общиной:
• рынки сбыта, производственные ресурсы, средства производства, трудовые ресурсы, финансовые услуги;
• общинные социальные сети;
• услуги
здравоохранения и образования
Деятельность, направленная на производство
Рис. 1. Связь между социальной защитой, потреблением и производством в сельских территориях
Социальные ресурсы представляют собой сети - связи с друзьями, родственниками, кассы взаимопомощи, используемые для накопления средств, в том числе на похороны, объединения производителей и другие социальные объединения, которые расширяют возможности домохо-зяйств в плане управления рисками и взаимодействия с более широкими сообществами.
Финансовые ресурсы - это накопления домо-хозяйств и доступ к источникам формальных и неформальных кредитов.
Под природными ресурсами понимаются качество и стабильность элементов природной среды - почвы, воды, климатических условий.
В большинстве сельских домохозяйств, и в первую очередь мелких семейных хозяйств, решения в части производства и в части потребления тесно связаны: семья берет на себя большую часть необходимого в хозяйстве труда, и она же потребляет большую часть результатов такого труда на собственные нужды. Решения домохозяйства в отношении производства и потребления определяют уровни его доходов, накоплений и
инвестиций. Это, в свою очередь, через приобретение и реализацию продовольствия, производственных ресурсов, труда, других товаров и услуг связывает домохозяйства с рынками.
Производственная и рыночная деятельность домохозяйства оказывает влияние на сумму его физических и финансовых активов: в хорошие времена домохозяйство накапливает их, а когда вопрос стоит о выживании - ликвидирует.
Программы социальной защиты и меры, принимаемые в аграрной сфере, воздействуют на процесс принятия домохозяйством решений на нескольких этапах. Меры социальной защиты, например, предоставление денежных или неденежных пособий, могут непосредственно содействовать укреплению людских ресурсов и повышению производительности труда, например, обеспечивать переход на более здоровый рацион питания, открывать доступ к медицинскому обслуживанию и создавать возможности для получения образования.
Смягчая ограничения, связанные с кредитами и наличием денежных средств, предоставление денежных пособий в рамках программ социальной защиты открывает для домохозяйств возможность вкладывать средства в новые, более продуктивные виды деятельности, наращивать активы и ресурсы. Когда предоставление денежных пособий носит регулярный и предсказуемый характер, оно открывает бенефициарам возможности для инвестиций, которые в иных условиях сопровождались бы слишком высокими рисками.
Официальные меры социальной защиты могут освободить механизмы неформального страхования и сети общественной взаимовыручки от излишнего давления.
Поскольку меры социальной защиты способствуют преобразованиям в сфере производства, потребления и предпринимательской деятельности домохозяйств, такие меры будут оказывать сопутствующее воздействие на местную экономику, а именно стимулировать спрос на местные товары и услуги.
Если такие программы реализуются должным образом, а предоставление пособий носит регулярный и предсказуемый характер, меры социальной защиты, кроме прочего, способствуют росту инвестиций фермеров как в собственное сельскохозяйственное производство, в том числе в производственные ресурсы, оборудование и скот, так и в несельскохозяйственные предприятия. Даже сравнительно небольшие денежные пособия помогают людям, живущим в сельских территориях, преодолеть ограничения, связанные
с нехваткой денежных средств и невозможностью получить кредит.
Такие пособия становятся страховкой от целого ряда рисков, отвращающих сельских жителей от высокодоходной деятельности.
Одновременно меры в области сельского хозяйства, нацеленные на смягчение ограничений, лишающих бедные домохозяйства доступа к земельным и водным ресурсам, производственным ресурсам, финансовым и консультационным услугам, рынкам, могут способствовать росту продуктивности хозяйств. Кроме того, чтобы возросший в результате реализации программ социальной защиты спрос на местные товары и услуги вел не к инфляции, а к экономическому росту, необходимы аналогичные меры, смягчающие ограничения в плане предложения.
В этом смысле меры в области сельского хозяйства и социальной защиты дополняют друг друга, они соответствуют основным потребностям людей, позволяют последним успешно использовать возможности повышения продуктивности, содействуют развитию рыночной деятельности, за счет чего обеспечиваются благополучие людей, рост сельского хозяйства и экономическая безопасность [3].
Наконец, социальная защита позитивно воздействует на местные общины и местную экономику. Должным образом подготовленные и реализованные программы общественных работ могут стать источником создания важнейших инфраструктурных и общинных активов, внести непосредственный вклад в местную экономику. Программы школьного питания способны оказать помощь в борьбе с недостаточностью питания и стимулировать детей к получению образования. Дополнительный доход, который обеспечивают программы социальной защиты, способствует росту спроса на местные продукты и услуги, то есть поддерживает рост местной экономики.
Несмотря на доказанную эффективность мер социальной защиты, вывести сельские территории на более высокий уровень развития только за их счет невозможно. Однако взаимная привязка сельского хозяйства и социальной защиты способна дать толчок развитию на местах. В качестве опробованных беспроигрышных решений, обеспечивающих семейным фермерским хозяйствам поддержку через предоставление социальной защиты, следует указать на программы централизованных закупок продукции местных фермеров для школьного питания, а также на другие правительственные программы, включая программы
социальной защиты, стимулирующие потребление производимого на местах продовольствия.
Можно говорить о финансовых ограничениях, затрудняющих осуществление таких программ, но эти ограничения тесно связаны с проявлениями политической воли, определяющими выбор необходимых расходов.
Пилотные программы, наряду с пристальным мониторингом и аккуратной оценкой, могут содействовать началу политического диалога по вопросам обеспечения на национальном уровне поддержки выделению средств на реализацию мер социальной помощи. По меньшей мере часть таких средств должна иметь государственное финансирование: это позволит обеспечить программам социальной защиты устойчивую базу.
Согласованность аграрной политики с политическими мерами и программами в сфере социальной защиты должно предполагать координацию действий различных правительственных учреждений [4, 5].
Однако организация правительственных институтов, как правило, не предусматривает немедленного налаживания межсекторального сотрудничества.
Часто барьерами на пути эффективных совместных действий министерств сельского хозяйства и социальной защиты встают различные факторы политического, институционального и оперативного характера [6].
Благоприятные условия, позволяющие укрепить сотрудничество и координацию в двух указанных областях, предполагают наличие пяти элементов: это политическая приверженность, единая политическая концепция, механизмы институциональной координации, финансовые механизмы и потенциал в плане обеспечения согласованности действий.
Решения технического и оперативного плана могут поддержать курс на согласованность действий, однако их недостаточно для достижения такой согласованности. Для достижения различными заинтересованными сторонами консенсуса в вопросах значения и пользы согласованности действий, для выработки общей концепции чрезвычайно важно наличие политической приверженности на высоком уровне. Возможность обеспечения такой политической приверженности обусловлена политическим контекстом и политико-экономическими факторами, в том числе мотивацией, интересами и ценностями заинтересованных сторон в вопросах развития и социальной защиты мелких семейных фермерских хозяйств.
Единая политическая концепция предоставляет возможность трансформировать политическую приверженность слаженности действий в долгосрочную концепцию и формализованные стратегии, на которых будут основываться дальнейшие действия. Процесс формирования единой политической концепции может объединить различные заинтересованные стороны - в том числе правительство, партнеров по развитию и организации гражданского общества - для обсуждения имеющихся проблем, содействовать выработке единой политической линии, определению общих целей, а также задач, приоритетов, ролей и сфер ответственности отдельных секторов, разработке плана действий по достижению согласованности политических мер и программ.
В плане слаженности действий критически важны институциональные механизмы координации, которые способствуют сотрудничеству различных правительственных учреждений, обеспечивают гармонизацию и последовательность при формировании мер и программ и их должное осуществление [7].
Особо важны такие механизмы координации, когда нацеленные на мелкие семейные фермерские хозяйства меры в области сельского хозяйства и социальной защиты осуществляются разными министерствами, а также когда влияние на процессы, связанные с такими мерами, оказывается различными субъектами в лице правительственных учреждений, организаций гражданского общества и партнеров по развитию.
Должные финансовые механизмы могут содействовать координации действий министерств сельского хозяйства и социальной защиты.
Потенциальная конкуренция за ресурсы может лишь подорвать сотрудничество. На стратегическом уровне механизмы выделения ресурсов и финансирования могут использоваться для недопущения подобных проблем и содействия межсекторальному сотрудничеству.
Чтобы заинтересованные стороны смогли добиться согласованности действий в областях сельского хозяйства и социальной защиты, они должны располагать адекватным потенциалом. Во многих регионах с низкими доходами, ограниченным институциональным потенциалом и скудными ресурсами достижение эффекта взаимного дополнения и последовательности реализуемых мер представляется затруднительным.
Чтобы политическая приверженность трансформировалась в единство действий, чтобы были выработаны институциональные механизмы, которые позволили бы выполнить повестку через
эффективную реализацию политических мер и программ, отраслевые министерства и правительственные структуры на местах должны обладать широким потенциалом в решении вопросов технического и функционального характера.
Литература
1. URL: http://www.fao.org
2. Лоскутова М. В., Меньщикова В. И. Обеспечение социальных стандартов качества жизни как фактор развития сельских территорий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. Т. 9. № 10. С. 62-66.
3. Меньщикова В. И. Устойчивое развитие сельских территорий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 7-8(41-42). С. 106-110.
4. Меркулова Е. Ю., Сысоева М. С. Механизмы функционирования инновационного предприятия в регионе // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 7 (53). С. 99-105.
5. Попов П. А., Сысоева М. С. Предпосылки возникновения и приоритеты выравнивания социально-экономической асимметрии // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2 (23-24). С. 181-186.
6. Мухаметова Н. Н. Диагностика проблем сельских территорий как условие функционирования и развития региональных социально-экономических систем // Жилищные стратегии. 2015. № 2. С. 129-142.
7. Меньщикова В. И. Методологические предпосылки решения ключевых проблем управления устойчивым развитием сельских территорий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. Т. 9. № 8. С. 71-76.
References
1. URL: http://www.fao.org
2. Loskutova M. V., Men'shchikova V. I. Obespecheniye sotsial'nykh standartov kachestva zhizni kak faktor razvitiya sel'skikh territorij [Providing the social quality standards of life as factor of development of rural territories] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. T. 9. № 10. S. 62-66.
3. Men'shchikova V. I. Ustojchivoye razvitiye sel'skikh territorij [Sustainable development of rural territories] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 7-8(41-42). S. 106-110.
4. Merkulova E. Yu., Sysoeva M. S. Mekhanizmy funktsionirovaniya innovatsionnogo predpriyatiya v regione [Mechanisms of functioning of the innovative enterprise in the region] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 7 (53). S. 99-105.
5. Popov P. A., Sysoeva M. S. Predposylki vozniknoveniya i prioritety vyravnivaniya sotsial'no-ekonomicheskoj asimmetrii [Prerequisites of emergence and priorities of alignment of social and economic asymmetry] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 1-2 (23-24). S. 181-186.
6. Mukhametova N. N. Diagnostika problem sel'skikh territorij kak usloviye funktsionirovaniya i razvitiya regional'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh system [Diagnostics of problems of rural territories as condition of functioning and development of regional social and economic systems] // Zhilishhnye strategii. 2015. № 2. S. 129-142.
7. Men'shchikova V. I. Metodologicheskiye predposylki resheniya klyuchevykh problem upravleniya ustojchivym razvitiyem sel'skikh territorij [Methodological prerequisites of the solution of key problems of management of a sustainable development of rural territories] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. T. 9. № 8. S. 71-76.
* * *
SOCIAL SUPPORT AS FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES
MOROZOVA NATALIYA SERGEEVNA Financial University under the Government of the Russian Federation, the Lipetsk branch, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article the author considered the role and value of social support as factor of a sustainable development of rural territories, proved that many countries in the increasing degree recognize need of measures of social protection immediately to improve matters of the people living in rural territories and to prevent an impoverishment of others at crisis approach, revealed that measures of social protection can break off a vicious circle of poverty and vulnerability of rural areas on condition of their combination to wider measures in the field of agricultural development and rural development, didn't prove expediency of consideration of social protection as help, but as factor of development of rural territories. Thus the author revealed that the uniform conventional definition of social protection doesn't exist. Measures of social protection often divide on preventive, protective, stimulating and transforming. Despite the proved efficiency of measures of social protection, it is impossible to bring rural territories to higher level of development only at their expense. However the mutual binding of agriculture and social protection is capable to give an impetus to development on places. As the tested safe decisions providing to family farms support through providing social protection it is necessary to point to programs of the centralized purchases of produc-
tion of local farmers for school food, and also to other government programs, including the programs of social protection stimulating consumption of the food made on places. The author drew the conclusion that the financial restrictions complicating implementation of such programs, but these restrictions closely connects with the manifestations of political will defining a choice of necessary expenses.
Key words: rural territories, directions of support of development of rural territories, social support
T ln ,, „ „nl_ SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
^ 10, № 8, 2015