doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-1-100-107
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИДОРЕНКО ЯРОСЛАВ ИГОРЕВИЧ
ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: econom_404@mail.ru
Актуальность темы настоящей статьи обуславливается тем, что в настоящее время все в большей степени обостряются проблемы развития сельских территорий, связанные с деградацией сельского хозяйства, отсутствием оптимальных условий труда в этой сфере и обесцениванием сельского труда. В соответствии с этим актуальность приобретает развитие альтернативных форм занятости в сельской местности. Одной из таких наиболее перспективных форм является сельский туризм. В зарубежных странах сельский туризм выступает одним из основных направлений обеспечения устойчивого развития сельских территорий. В нашей стране данное направление туристической деятельности является относительно новым, поэтому важность приобретает рассмотрение условий и факторов, которые способны стимулировать или сдерживать развитие агротуризма в России. Целью настоящей статьи является рассмотрение и анализ факторов развития сельского туризма в Российской Федерации. Объектом исследования является сельский туризм как условие обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Предметом исследования выступают факторы, стимулирующие и сдерживающие развитие сельского туризма в Российской Федерации. В ходе исследования автором были получены следующие результаты: в статье произведена систематизация стимулирующих и сдерживающих факторов развития сельского туризма в Российской Федерации, подразумевающая их разделение на факторы «первого порядка» (природно-ресурсные и культурно-исторические) и факторы «второго порядка» (социально-демографические, институционально-экономические, материально-технические и организационно-управленческие). Автором проводится подробный анализ стимулирующего и дестимулирующего влияния данных факторов на функционирование отрасли сельского туризма в контексте обеспечения устойчивого развития сельских территорий.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие сельских территорий, факторы развития сельского туризма, альтернативная занятость сельского населения
Сегодня в Российской Федерации сельский туризм, выступающий специфической формой природного туризма, является одним из наиболее приоритетных направлений развития туристической отрасли. Сельский туризм, активному развитию которого может способствовать значительный потенциал российских территорий, прежде всего, способен оказывать значительное влияние на процесс экономического оживления стагни-рующих сельских территорий нашей страны.
Сельский туризм мультипликативно способен оказывать позитивное влияние на развитие сельских территорий, рациональное применение их ограниченного ресурсного потенциала. Развитие сельского туризма также стимулирует деятельность личных подсобных хозяйств, расширяет спрос на натуральные и экологически чистые продукты питания, способствует обустройству сельских территорий, осуществлению сельского строительства, развитию традиционных промы-
слов, сохранению сельской самобытности и культуры. Говоря иными словами, сельский туризм способствует разрешению острых социально-экономических проблем села, а особенно проблем занятности сельского населения [1]. В конечном итоге решение обозначенных вопросов прямым образом влияет на общий уровень конкурентоспособности сельских территорий и уровень благосостояния сельских жителей.
Интерес, проявляемый по отношению к сельскому туризму, в настоящее время является повсеместным во всем мире, хотя еще около тридцати лет назад сельский туризм нельзя было назвать популярным явлением. Положение изменилось примерно двадцать лет назад. В настоящее время сельский туризм получил свое активное распространение в таких государствах, как Италия, Испания, Франция, Греция, Ирландия и др. Каждая из перечисленных стран характеризуется специфической национальной моделью развития
агротуризма. Вместе с тем, сельский туризм может развиваться лишь на тех территориях, которые не охвачены деятельностью, загрязняющей окружающую среду. В этих странах туристические поездки в села и в сельскую местность занимают уже второе место после отдыха на море [2].
В нашей стране сельский туризм начал активно развиваться с середины 90-х гг. По оценкам ряда экспертов у сельского туризма в Российской Федерации имеются значительные перспективы. Так, показатель туристского потенциала нашей страны равняется 55,8 %, что свидетельствует о том, что более чем половина территорий Российской Федерации может быть использована для нужд туристической отрасли. Если провести аналогию с западными странами, то аналогичный показатель в Италии равен 49 %. В дополнение к этому следует сказать, что отечественные площади сельхозугодий, являющиеся базой для развития сельского туризма, не сравнимы с площадями европейских стран [3].
С другой стороны, развитие сельского туризма протекает весьма медленно и не системно, что обуславливается рядом негативных факторов. В соответствии с этим, с целью анализа потенциала Российской Федерации и ее сельских территорий
возникает необходимость рассмотрения факторов как стимулирующих, так и сдерживающих развитие сельского туризма в нашей стране.
На наш взгляд, при анализе факторов развития сельского туризма в Российской Федерации следует выделять так называемые факторы «первого порядка», которые в целом являются статичными и неизменными во времени для той или иной сельской территории (природно-климатические и культурно-исторические факторы), а также факторы второго порядка (кадровые и социально-демографические, институциональные, экономические, материально-технические, технологические). Следует отметить, что при определенных обстоятельствах отдельные факторы из первой группы могут переходить во вторую (так, например, очевидно, что с течением времени может происходить постепенное истощение рек-реационно-ресурсного потенциала той или иной сельской территории).
Итак, в соответствии с обозначенными методологическими предпосылками отразим систематизацию факторов развития сельского туризма в Российской Федерации в таблице 1. Рассмотрим каждую из обозначенных групп факторов в отдельности с целью определения их влияния.
Таблица 1
Систематизация факторов развития сельского туризма в Российской Федерации
Порядок факторов развития Факторы развития Стимулирующие факторы Сдерживающие факторы
сельского туризма сельского туризма
Факторы «первого порядка» Природно-климатические 1. Наличие богатых природно-рекреационных ресурсов 2. Относительно высокий уровень состояния окружающей среды в сельской местности 1. Неравномерность освоения сельских территорий во многих регионах 2. Значительная удаленность сельских территорий от крупных населенных пунктов 3. Сложность природно-климатических условий на отдельных территориях 4. Существенная роль сезонности в сельской местности
Культурно - исторические 1. Наличие культурных и исторических памятников не только федерального, но и мирового значения 2. Высокий уровень развития традиционных видов хозяйственной деятельности, позволяющих диверсифицировать деятельность в сфере сельского туризма 3. Потенциал сельского туризма к решению острых социальных проблем на селе (в частности, пьянства) 1. Инертность менталитета сельского жителя в России 2. Низкая восприимчивость и недоверие сельских жителей к новым видам хозяйственной деятельности на селе 3. Закрепившийся за сельскими территориями статус как непривлекательной среды обитания
Факторы «второго порядка» Социально-демографические 1. «Трудоизбыточность» сельскохозяйственного рынка труда, являющаяся стимулом для развития альтернативных форм занятости в сельской местности 1. Миграционная убыль, связанная с оттоком сельского населения в крупные города 2. Отсутствие кадров высокой квалификации, в особенности управляющего персонала, что выражается в деградации сельского рынка труда 3. Низкий уровень заработной платы в сельском хозяйстве по сравнению с другими отраслями народного хозяйства
Институционально -экономические 1. Наличие во многих регионах концепций, программных документов и других нормативно-правовых актов, ориентированных на развитие сельского туризма и основанных на европейском опыте развития данной сферы альтернативной занятости на селе 2. Попытки реализации инвестиционных 1. Непроработанность правового статуса понятия «сельский туризм» 2. Устаревшее законодательство, в котором отсутствуют федеральные акты, регулирующие развитие сельский туризма (децентрализованное развитие сельского туризма и развитие сельского туризма «снизу» без отсутствия координации «сверху»)
Порядок факто-
ров развития Факторы развития Стимулирующие факторы Сдерживающие факторы
сельского ту- сельского туризма
ризма
проектов, формирования микросетей и проектов в агротуристической отрасли на местном уровне 3. Слабое применение своей управляющей функции муниципальными органами, которая определяет их политику в сфере туризма 4. Не проработаны вопросы финансового обеспечения сельского туризма (налоговые и др. льготы, льготное кредитование и т.д.) 5. Разобщенность усилий по развитию внутреннего туризма, отсутствие интереса к внедрению механизмов экономической кооперации и управления
Материально-технические 1. Наличие у значительной части сельского населения свободных (или относительно свободных) помещений для размещения в них туристов 1. Старость и изношенность средств размещения туристов в сельской местности 2. Неудовлетворительное состояние местной социальной, инженерной, транспортной и другой инфраструктуры
Организационно-управленческие 1. Относительная дешевизна услуг сельского туризма, делающая его привлекательным для граждан 2. Малозатратность сельского туризма 3. Расширяющийся интерес к организации гостевых домов в сельской местности 4. Многоотраслевая направленность крестьянских и личных подсобных хозяйств 1. Низкий уровень сервиса в рамках сельского туризма 2. Низкий уровень информированности населения об услугах сельского туризма 3. Неэффективная политика продвижения сельского туризма 4. Частое нежелание владельцев гостевых домов сотрудничать с крупными турагентствами
Природно-климатические факторы. Основным клиентом сельского туризма, как правило, является человек, который проживает в жестком городском графике, информированный и мобильный, но, в то же время, подавляющее количество времени ограниченный урбанистическим пространством и нездоровыми условиями городской жизни. В этой связи в целях поддержания жизненного тонуса ему необходима кардинальная смена обстановки. Сама специфика образа жизни потенциального потребителя услуг сельского туризма, его стремления образуют специфические установки с ориентацией на экологичность практически во всем, в том числе и в выборе места для отдыха, которое должно быть ближе к природе и естественным условиям. Поэтому максимально востребованным будет и новый подход к организации отдыха - отход от его массовости и переход к индивидуализации пакета туруслуг, ориентация на семейный и малогрупповой отдых [4].
Популярность сельского туризма во многом обусловлена тягой городских жителей к отдыху в спокойной обстановке в отрыве от городской суеты и в среде, отличающейся более благоприятными природно-климатическими и экологическими условиями.
По данным исследования Е. В. Неходы [5], отдельные негативные природно-климатические условия (в частности, значительная численность гнуса) не являются отталкивающими явлениями для большей части городского населения и преградой, которая могла бы быть важной причиной их отказа от использования услуг сельского туризма. Куда более значительным сдерживающим фактором является удаленность многих сельских
территорий от крупных населенных пунктов. Они зачастую не оснащены инфраструктурой, позволяющей сделать отдых более комфортным; отсутствует необходимая, в случае непредвиденных обстоятельств, медицинская помощь. Существует также взаимосвязь сельского туризма с сезонностью, делающей отдых, например, в зимнее время несколько менее привлекательным для многих граждан.
Культурно-исторические факторы. Развитие сельского туризма позволяет формировать благоприятный образ деревни, влиять на стирание границ между городским и сельским населением. Сельский туризм является привлекательным для городского населения в силу возможности его вовлечения в еще распространенные в сельской местности традиционные виды деятельности, а также приобщения к изучению культурного наследия сельских территорий, что обуславливает значительный социокультурный потенциал развития сельского туризма в России.
Российская Федерация обладает высоким ту-ристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе
рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др. [6]. Кроме того, так как сельский туризм является альтернативным видом занятости на селе, он позволят решать существующие острые социальные проблемы, создавая новые рабочие места и уберегая население от пьянства и роста криминогенной активности.
В то же время, существуют и факторы, которые не стимулируют развитие сельского туризма в нашей стране. Так, в частности, следует учитывать своеобразную ментальность сельских жителей, их невосприимчивость к новым видам деятельности. Например, практика показывает, что многие обитатели сельских территорий не станут пускать к себе туристов на временное проживание, если они не увидят, что их односельчане поступают аналогичным образом. Здесь же оказывает сдерживающее влияние и фактор спроса: в нашей стране столетиями формировался негативный образ жизни на селе [7]. Сельская жизнь зачас-
Уровень общей безработицы в
Многие крупные хозяйства в настоящее время держат у себя избыточные кадры, в том числе и работников, которые имеют довольно низкую квалификацию либо вовсе ее не имеют. Это связано с рядом причин: 1) неразвитость рынка труда, нехватка новых рабочих мест; 2) аграрное производство и сельскохозяйственная занятость
тую ассоциируется с неблагополучием, деградацией и социальным дном.
Кадровые и социально-демографические факторы. Следует констатировать, что современный рынок труда сельских территорий в нашей стране является трудоизбыточным с сохранением тенденции к нехватке квалифицированных кадров. Безработица на селе составляет в среднем 8-9 % (сравнение уровня безработицы в городской и сельской местности представлено в таблице 2). Данные таблицы 2 показывают, что хотя уровень безработицы в сельской местности в 2013 г. сократился по сравнению с 2000 г. на 1,9 %, но существенно выше, чем в городах. Кроме того, с учетом неформальной занятости (также сельские жители зачастую не регистрируются в службах занятости) реальные цифры могут принимать поистине угрожающие значения из-за роста неформальной занятости. Трудоиз-быточность сельского рынка труда, которая хотя и выступает фактором, стимулирующим развитие альтернативной занятости на селе, станет еще более острой, если рассматривать скрытые формы безработицы, связанные со снижением заработной платы [8].
Таблица 2
городской и сельской местности [9]
остаются основными источниками доходов домо-хозяйств; 3) любое увольнение влияет на материальное положение семей и социальную обстановку на селе [5].
Кроме того, значительную трудность составляет отток наиболее квалифицированных кадров в крупные города с целью поиска лучших условий
Год Уровень безработицы в городе, % Уровень безработицы на селе, % Разница между уровнем безработицы городского и сельского населения
2000 10,6 10,1 -0,5
2001 8,5 10,9 2,4
2002 7,3 9,9 2,6
2003 7,5 10,4 2,9
2004 6,9 10,7 3,8
2005 6,1 10,3 4,2
2006 5,7 11,1 5,4
2007 4,7 10,1 5,4
2008 5,2 9,5 4,3
2009 7,4 11,1 3,7
2010 6,3 10,6 4,3
2011 5,5 9,6 4,1
2012 5,5 8,5 3
2013 5,3 8,2 2,9
трудоустройства. Это связано, во-первых, с низким уровнем оплаты труда занятого в сельском хозяйстве населения (по обозначенным выше причинам собственники сельхозпредприятий выплачивают своим работникам не заработную пла-
ту, а пособие по безработице), во-вторых, отсутствие значимых перспектив в сельской местности. Соотношение численности населения в городской и сельской местности представлено в таблице 3.
Таблица 3
Соотношение численности городского и сельского населения Российской Федерации по федеральным округам, %, 2014 г.
Федеральный округ Городское население Сельское население
2012 2013 2014 2012 2013 2014
Центральный федеральный округ 81,7 81,8 81,8 18,3 18,2 18,2
Северо-Западный федеральный округ 83,8 83,9 84,1 16,2 16,1 15,9
Южный федеральный округ 62,6 62,8 62,9 37,4 37,2 37,1
Северо-Кавказский федеральный округ 49,2 49,1 49,1 50,8 50,9 50,9
Приволжский федеральный округ 71,0 71,2 71,5 29,0 28,8 28,5
Уральский федеральный округ 80,3 80,7 80,9 19,7 19,3 19,1
Дальневосточный федеральный округ 75,1 75,3 75,4 24,9 24,7 24,6
Сибирский федеральный округ 72,4 72,5 72,7 27,6 27,5 27,3
Крымский федеральный округ - - 58,0 - - 49,3
В то же время избыточное предложение труда на селе и низкий уровень заработной платы на сельскохозяйственных предприятиях является стимулом и плацдармом для развития альтернативных форм занятости, в том числе и сельского туризма. Развитие сельского туризма позволяет сократить безработицу, осуществить диверсификацию источников дохода сельского населения, что поспособствует росту его благосостояния, сохранению населенных пунктов в сельской местности и обеспечению устойчивого развития сельских территорий. Вместе с этим, рост уровня доходов сельских территорий станет своеобразным стимулом для притока кадров более высокой квалификации (в том числе в аграрное производство).
Институционально-экономические факторы. К сдерживающим факторам развития сельского туризма на общенациональном уровне следует отнести отсутствие четкой концепции его развития. Кроме того, отсутствует целостная политика в отношении развития данной альтернативной формы занятости на селе как совместная деятельность государственных, частных и общественных институтов, ориентированная на формирование и реализацию механизмов, методов и инструментов воздействия экономического, социального и правового характера в целях достижения устойчивого развития сельского туризма, удовлетворения внутреннего и внешнего спроса на туруслуги.
В то же время на региональном уровне ситуация несколько более благоприятна: в ряде отечественных регионов власти осуществляют адаптацию к внутренним условиям зарубежного опыта сельского туризма, при этом подходы к его развитию находят
свое отражение в региональных программных документах. Как правило, за образец принимается практикуемая в европейских странах модель развития агротуристического сектора. На местном уровне предпринимаются попытки реализации агротури-стических инвестиционных проектов, создания отдельных агротуристических хозяйств и микросетей. Однако концептуального оформления местные инициативы не получили [10].
Несмотря на имеющиеся в регионах России примеры организации деятельности сельского туризма, необходимо констатировать фактически полное отсутствие нормативно-правовой базы, которая регулировала бы данную сферу деятельности. Так, в федеральных нормативных актах и федеральных программных документах отсутствует даже упоминание терминов «агротуризм» или «сельский туризм», равно как отсутствует специализированное законодательство, регулирующее деятельность в сфере сельского туризма. Имеется также и недостаток нормативов и стандартов в области сельского туризма как обособленного подсектора туриндустрии, а нормативы и стандарты, действующие в области, например, рекреационного и гостиничного бизнеса, не могут автоматически перенесены и адаптированы в сфере сельского туризма.
Отсутствуют также и подходы к поддержке сельского туризма как специфической формы малой предпринимательской деятельности. Федеральной программой «Социальное развитие села до 2010 г.» сельский туризм провозглашается как одна из поддерживаемых сфер деятельности, однако данные положения так и не получили само-
стоятельного развития в виде целостной системы программ, норм и инструментов.
Таким образом, развитие сельского туризма осуществляется преимущественно «снизу» (на уровне региональных и местных властей и на основе частной инициативы), в то время как координация «сверху» фактически отсутствует (нет общегосударственной концепции развития сельского туризма, целенаправленной политики его развития, законодательно не определены категории «сельский туризм», «агротуризм», «экоту-ризм» и т. п.).
В настоящее время в тяжелых условиях находятся выходцы из сельской местности, которые имеют в избытке желание организовать собственный бизнес, однако не располагающие для этой цели достаточными финансовыми средствами. Важной проблемой развития сельского туризма в России является отсутствие финансовой, в том числе грантовой поддержки субъектов малого предпринимательства, которые заняты в сфере организации сельского туризма. Несмотря на тот факт, что во многих регионах власти разрабатывают и принимают целевые программы, которые предусматривают субсидирование бизнеса на селе, на практике высокой эффективностью они не отличаются. Чаще всего предоставляемых субсидий откровенно недостаточно для полноценной организации бизнеса в сфере сельского туризма, а банковские структуры не могут в полной мере вовлекаться в кредитование данной сферы деятельности, так как ее пока, по сути, и не существует во многих регионах. Помимо этого, практически полностью отсутствует хотя бы какая-то рекламно-информационная поддержка туристских продуктов сельского туризма, в том числе и в средствах массовой информации.
Материально-технические факторы. Технический и технологический фактор играют не столь существенную роль в развитии сферы сельского туризма, в отличие, например, от деятельности сельскохозяйственных предприятий, однако материальная оснащенность может играть роль стимулирующего фактора для сельского туризма. В частности, большая часть сельских жителей имеют возможности для размещения туристов в свободных или относительно свободных жилых помещениях.
С другой стороны, нельзя не отметить слабую материальную базу сельских жителей. Так, значительное число сельских жителей, как правило, проживает в домах, построенных еще в довоенный период, а еще часть - в жилищах, которые были возведены в период 1944-1970 гг. Подавляющее число жилых строений выполнена из де-
рева, они не оснащены элементарными санитарными удобствами, что отнимает возможность оказания услуг гостевого дома в соответствии с общепринятыми нормами и стандартами.
Нельзя не сказать и о неудовлетворительном состоянии объектов сельской туристской инфраструктуры. Большинство ее объектов находится в аварийном состоянии, состояние дорог и транспортного сообщения находится на крайне низком уровне, сельские клубы и дома культуры зачастую закрыты. До значительной части хозяйств, которые готовы разместить у себя туристов, крайне затруднительно добраться в силу элементарного отсутствия дорог надлежащего качества.
Организационно-управленческие факторы. Следует отметить, что производство турпродукта в рамках сельского туризма, в сравнении с аналогичными секторами туриндустрии, является достаточно малозатратным, следовательно, способно конкурировать по показателю «цена-качество» с иными турпродуктами [11]. Так как основными клиентами сельского туризма выступают семьи с детьми, для них, прежде всего, привлекательным является относительная дешевизна агротуров.
Как уже указывалось выше, эффективность организации сельского туризма зависит от следующих трех основных условий: наличие жилья для размещения туристов, организация досуга и организация питания. Развитие сельского туризма будет лишь тогда успешным, если сможет конкурировать с другими сферами туриндустрии. Это возможно только в том случае, если оказываемые туруслуги и услуги по размещению туристов будут дешевыми и качественными. Так, сельские гостевые должны отвечать соответствующим стандартам, а также иметь комфортабельные условия для проживания. Сегодня пока что только дешевизна проживания способна склонить население к потреблению услуг сельского туризма. Однако, с другой стороны, низкий уровень сервиса хозяйств, оказывающих услуги сельского туризма, также не выступает стимулирующим фактором развития сельского туризма в России.
В то же время одной из проблем, сдерживающих развитие сельского туризма, является недостаток информации об услугах. Потенциальные потребители, являющиеся выходцами из городов, зачастую недостаточно осведомлены в области агротуризма. Отсутствие рекламы и информации, вмести с низким уровнем сервиса, все еще являются дестимулирующими факторами для развития сельского туризма в России .
Подводя итоги, считаем нужным заметить, что даже при существующих сегодня трудностях
рынок сельского туризма в нашей стране находится в процессе формирования. Анализ факторов, стимулирующих развитие сельского туризма в России, показал, что у нашей страны имеется значительный потенциал для развития данной сферы туристической деятельности. Перечисленные негативные факторы следует считать сдерживающими, но не непреодолимыми, так что могли бы свести на нет все усилия по становлению сельского туризма в нашей стране. В свою очередь, развитие сельского туризма может поспособствовать занятости в сельской местности, созданию новых рабочих мест и, как следствие, образованию несельскохозяйственного источника доходов.
Литература
1. Кундиус В. А., Чермянина В. В. Проблемы и перспективы агротуризма в регионе // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2. С. 289.
2. Фролова О. А. Методические рекомендации по развитию сельского туризма. М., 2008. С. 138
3. URL: http://www.sostav.ru/news/2011/ 07/19/ cod18/
4. Сурнина В. В. Направления совершенствования современной государственной политики туризма: сельский туризм // Вестник МГОУ. Серия История и политические науки. 2011. № 4. С. 168-176.
5. Нехода Е. В., Турлов А. В., Загайнов А. А. Сельский туризм и занятость (на примере Томской области) // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2015. № 3 (31). С. 43-55.
6. Волков С. К. Сельский туризм в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. 2012. № 6 (17). С. 30-38.
7. Лаврухина Е. А. Противоречия рыночных отношений в агропромышленном секторе и социальное благополучие села // Никоновские чтения. 2010. № 15. С. 267-268.
8. Бондаренко Л. В., Груднева А. А. Состояние сельского рынка труда // Уровень жизни населения регионов. 2010. № 3. С. 24-32.
9. Бондаренко Л., Татарова Л. Занятость сельского населения и социальная защита безработных // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 2. С. 58-65.
10. Куликов А. Л., Пашенцев В. В. Основы концепции развития эко- агротуризма в российской провинции // Туризм: право и экономика. 2004. № 3. С. 15-24.
11. Федоров В. А. Сельский туризм как основной путь развития внутреннего и въездного туризма страны // Молодой ученый. 2014. № 11. С. 236-238.
References
1. Kundius V. А., Chermyanina V. V. Problemy i perspektivy agroturizma v regione [Problems and prospects of agrotourism in the region] // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 2. S. 289.
2. Frolova O. A. Metodicheskiye rekomendatsii po-razvitiyu sel'skogoturizma [Methodical recommendations about development of rural tourism]. M., 2008. S. 138
3. URL: http://www.sostav.ru/news/2011/ 07/19/ cod18/
4. Surnina V. V. Napravleniya sovershenstvovaniya sovremennoj gosudarstvennoj politiki turizma: sel'skij tu-rizm [Directions of improvement of a modern state policy of tourism: rural tourism] // Vestnik MGOU. Seriya «Isto-riya i politicheskiye nauki». 2011. № 4. S. 168-176.
5. Nekhoda E. V., TurlovA. V., Zagajnov A. A. Sel'skij turizm i zanyatost' (na primere Tomskoj oblasti) [Rural tourism and employment (on the example of the Tomsk region)] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. 2015. №3 (31). S. 43-55.
6. Volkov S. K. Sel'skij turizm v RF: tendentsii I perspektivy razvitiya [Rural tourism in the Russian Federation: tendencies and prospects of development] // Ekonomika, predprinimatel'stvo I pravo. 2012. №6 (17). S.30-38.
7. Lavrukhina E. A. Protivorechiya rynochnykh ot-noshenij v agropromyshlennom sektore I sotsial'noye bla-gopoluchiye sela [Contradictions of the market relations in agro-industrial sector and social wellbeing of the village] // Nikonovskiye chteniya. 2010. № 15. S. 267-268.
8. Bondarenko L. V., GrudnevaA.A. Sostoyaniye-sel'skogorynkatruda [Condition of rural labor market] // Uroven' zhizninaseleniyaregionov. 2010. № 3. S. 24-32.
9. Bondarenko L., Tatarova L. Zanyatost' sel'skogo-naseleniya i sotsial'nayaz ashchita bezrabotnykh [Employment of country people and social protection of the unemployed] // Ekonomika sel'skogo khozyajstva Rossii. 2014. № 2. S. 58-65.
10. KulikovA. L., Pashentsev V. V. Osnovy kontsept-sii razvitiya eko-agroturizma v rossijskoj provintsii [Bases of the concept of development of eco-agrotourism in the Russian province] // Turizm: pravo i ekonomika. 2004. № 3. S. 15-24.
11. Fedorov V. A. Sel'skij turizm kak osnovnoj put' razvitiya vnutrennego I v"yezdnogo turizma strany [Rural tourism as main way of development of internal and entrance tourism of the country] // Molodoj uchenyj. 2014. №11. S. 236-238.
* * *
FACTORS OF DEVELOPMENT OF RURAL TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION
FIDORENKO YAROSLAV IGOREVICH Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: econom_404@mail.ru
The fact that now all the problems of development of rural territories connected with degradation of agriculture, lack of optimum working conditions in this sphere and depreciation of rural work become more aggravated causes the relevance of a subject of the present article. According to this relevance acquires the development of alternative forms of employment in rural areas. One of such most perspective forms is rural tourism. In foreign countries rural tourism acts as one of the main directions of providing a sustainable development of rural territories. In our country this direction of tourist activity is rather new therefore importance gets consideration of conditions and factors which are capable to stimulate or constrain development of agrotourism in Russia. The purpose of the present article is consideration and the analysis of factors of development of rural tourism in the Russian Federation. Object of research is rural tourism as a condition of providing a sustainable development of rural territories. The factors stimulating and constraining development of rural tourism in the Russian Federation act as an object of research. During the research the author received the following results: in article the author made syste-matization of the stimulating and limiting factors of development of rural tourism in the Russian Federation meaning their division into factors of «the first order» (natural and resource and cultural and historical) and factors of «the second order» (social and demographic, institutional and economic, material and organizational and administrative). The author carried out the detailed analysis of the stimulating and discouraging influence of these factors on functioning of branch of rural tourism in the context of providing a sustainable development of rural territories.
Key words: social and economic development of rural territories, factors of development of rural tourism, alternative employment of country people
^ 11, № 1, 2016