Научная статья на тему 'Развитие самостоятельной деятельности студентов при изучении математики'

Развитие самостоятельной деятельности студентов при изучении математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / МОДЕЛЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО МАТЕМАТИКЕ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ORIGINAL WORK OF STUDENTS / MODEL / EDUCATIONAL PROCESS ON MATHEMATICS / LEVEL OF DEVELOPMENT OF ORIGINAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрохина С. В.

В статье представлена модель развития самостоятельной деятельности студентов. Данная методическая модель рассматривает организацию учебного процесса на трех уровнях: самостоятельной активности, самоорганизации и самореализации. Выделены компоненты самостоятельной деятельности студентов и дана их характеристика. Приведены примеры заданий для самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ORIGINAL WORK OF STUDENTS IS IN THE STUDY OF MATHEMATICS

The article presents the model of the development of student's original work. This methodical model considers the organization of educational process on three levels. They are original activity, self-organization and self-realisation. The author selected the components of student's original work and of components of original work is given. Examples of tasks are made for original work of students.

Текст научной работы на тему «Развитие самостоятельной деятельности студентов при изучении математики»

По результатам проведенного нашего исследования можно утверждать:

- во-первых, физическая подготовленность девиантных подростков 9-14 лет с возрастом по большинству показателей улучшается достоверно, соответствует общим закономерностям развития двигательных способностей и физических качеств данных возрастных групп и оценивается как средняя;

- во-вторых, наибольший прирост в показателях быстроты, ловкости, гибкости приходится на 12-14 лет, а в силовых показателях - на 10-12 лет;

- в-третьих, достоверное ухудшение результатов в видах испытаний, требующих проявления выносливости, отмечается с

Библиографический список

12-летнего возраста, что объясняется не столько их слабой физической подготовленностью, сколько отсутствием целевых установок, нежеланием проявлять волевые усилия в трудных и сложных ситуациях.

Таким образом, воспитательно-профилактическая работа с подростками 9-14 лет с использованием специально подобранных средств физической культуры и спорта необходимо начинать на первоначальном этапе развития отрицательных черт характера и отклонения поведения личности, то есть в 9-11 лет. В старшем возрасте эти состояния стабилизируются и потребуют гораздо больше усилий по их исправлению.

1. Кон, И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

2. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М., 2005.

3. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека. - М., 2009.

4. Миннегалиев, М.М. Система инновационных здоровьесберегающих технологий в укреплении и сохранении здоровья школьников // Теория и практика инновационной образовательной деятельности школ Республики Башкортостан: материалы регион. науч.-практич. конф. - Бирск, 2011.

5. Миннегалиев, М.М. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Уфа, 2004.

Bibliography

1. Kon, I.S. Psikhologiya ranneyj yunosti. - M., 1989.

2. Shneyjder, L.B. Deviantnoe povedenie deteyj i podrostkov. - M., 2005.

3. Baljsevich, V.K. Ocherki po vozrastnoyj kineziologii cheloveka. - M., 2009.

4. Minnegaliev, M.M. Sistema innovacionnihkh zdorovjesberegayuthikh tekhnologiyj v ukreplenii i sokhranenii zdorovjya shkoljnikov // Teoriya i praktika innovacionnoyj obrazovateljnoyj deyateljnosti shkol Respubliki Bashkortostan: materialih region. nauch.-praktich. konf. - Birsk, 2011.

5. Minnegaliev, M.M. Fizkuljturno-ozdoroviteljnaya deyateljnostj v shkole kak sredstvo profilaktiki deviantnogo povedeniya nesovershennoletnikh: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Ufa, 2004.

Статья поступила в редакцию 14.03.12

УДК: 37.026.7

Mitrokhina S.V. DEVELOPMENT OF ORIGINAL WORK OF STUDENTS IS IN THE STUDY OF MATHEMATICS.

The article presents the model of the development of student's original work. This methodical model considers the organization of educational process on three levels. They are original activity, self-organization and self-realisation. The author selected the components of student's original work and of components of original work is given. Examples of tasks are made for original work of students.

Key words: original work of students, model, educational process on mathematics, level of development of original work.

С.В. Митрохина, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики, психологии и дисциплин начального образования Тульского гос. педагогического университета им. Л.Н. Толстого, г. Тула, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

В статье представлена модель развития самостоятельной деятельности студентов. Данная методическая модель рассматривает организацию учебного процесса на трех уровнях: самостоятельной активности, самоорганизации и самореализации. Выделены компоненты самостоятельной деятельности студентов и дана их характеристика. Приведены примеры заданий для самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность студентов, модель, учебный процесс по математике, уровень развития самостоятельной деятельности.

Высшее образование сегодня не может ориентироваться на усвоение знаний и приобретение умений безотносительно к усвоению способов деятельности и мышления, коммуникации и общения, к приобретению способностей к самообучению, самоорганизации и саморазвитию. Образовательный процесс должен стать личностно-ориентированным, направленным на достижение целей самореализации обучающихся в современном обществе.

В соответствии с работами П.И. Пидкасистого [1], структура самостоятельной познавательной деятельности включает следующие компоненты: мотивационный компонент, познавательная задача, содержательный компонент и операционный компонент. Эти компоненты тесно взаимосвязаны между собой. Единство этих сторон определяет успешность выполнения работы, т. е. результат.

Содержательная группа компонентов отражает всю совокупность информации задания при выполнении студентом самостоятельной работы. Процессуальная группа компонентов отражает

совокупность действий, совершаемых студентом для достижения цели. Мотивационная сторона самостоятельной деятельности обеспечивает связь содержательной стороны и процессуальной с индивидуальными особенностями студентов, мотивы их деятельности. Этот компонент очень важен для принятия задачи обучающимся. Мотивационный компонент особенно важен на начальном этапе развития действий самостоятельной деятельности.

Особенно важно это учитывать в процессе обучения математике студентов гуманитарных специальностей, так как большинство из них не испытывают интереса к этой дисциплине, и уровень сформированности навыков самостоятельной деятельности у этих студентов очень разный. Их учебная деятельность побуждается социальными мотивами учения. У этих студентов отсутствует желание решать трудные математические задачи, проявляется слабый интерес к математической теории и методам проведения научного исследования, их познавательные потребности связаны с новыми впечатлениями. Обучающиеся на

гуманитарных специальностях работают обстоятельно при выполнении несложных заданий, когда известен алгоритм действий или план предстоящей деятельности, они тщательно проводят проверку полученных результатов, стремятся красиво оформить свою работу. Поэтому привлечение различных методов и технологий обучения для мотивации самостоятельной деятельности этих студентов имеет большое значение.

Поиск ответа на вопрос, как построить учебный процесс по математике, направленный на развитие самостоятельной деятельности обучающихся, позволил выдвинуть предположение, что использование проектной и компьютерной технологий обучения будет способствовать развитию самостоятельной деятельности обучающихся. Профессиональные интересы студентов гуманитарных факультетов не связаны с математикой, поэтому цель математической подготовки мы видим в развитии когнитивных и оргдеятельностных качеств личности студентов таких, как умения работать с информацией, систематизировать и обобщать, моделировать, ставить цель и планировать работу по ее достижению, оценивать результаты своей деятельности и др. В ходе организации самостоятельной работы студентов им предлагается выполнять различные проектные задания, которые связаны с приложениями математики в различных областях.

С целью мотивации студентов к изучению вопросов математической статистики предлагаем, например, проектные задания следующего характера.

«До сегодняшнего дня не утихают споры об авторстве «Тихого Дона». Довольно многие считают, что в 23 года М. А. Шолохов не мог написать такую глубокую и поистине великую книгу. С помощью статистического анализа романа и сличения его с текстами других произведений М.А. Шолохова определите, является ли М.А. Шолохов истинным автором «Тихого Дона» и представьте математическую модель решения данной задачи».

После выполнения задания, каждая группа представила свою математическую модель решения поставленной задачи, студентами были выбраны разные произведения М.А. Шолохова и использованы разные методы исследования, а вывод, сделанный ими, был одинаковый. В процессе обсуждения студенты заинтересовано слушали своих коллег, задавали вопросы и делились результатами своей работы.

Разработанная нами модель развития самостоятельной деятельности студентов опирается на следующие положения:

- основанием учебного процесса выступает развитие личности студента, которое рассматривается как процесс самореализации в будущей профессиональной деятельности;

- обучение приемам самостоятельной деятельности происходит в общем контексте формирования теоретических, практических и профессиональных умений обучающихся;

- непременным условием организации изучения математических дисциплин, в ходе которых осуществляется развитие навыков самостоятельной деятельности, является широкое использование коммуникативных технологий, построенных на познавательном диалоге [2].

В нашем исследовании модель представляет собой методическую систему, которая позволяет рассмотреть объект изучения в целостности, раскрывает компоненты системы во всём многообразии связей между ними, и представляет всё в единой теоретической картине.

С помощью этой модели обучающиеся приобретают необходимые знания в процессе самостоятельной познавательной деятельности, организуемой и координируемой преподавателем. Данная модель организации учебного процесса по математике ориентирована на студентов одной группы, имеющих разный уровень развития самостоятельной деятельности. За счет организации обучения через коммуникативные технологии для обучающихся не возникает трудностей в процессе выполнения заданий, так как каждое из них предполагает совместную деятельность нескольких человек. Такая форма организации работы включает в себя консультации с преподавателем, совместное обсуждение плана выполнения работы в группе.

Процесс развития самостоятельной деятельности обучающихся достаточно сложный и, на наш взгляд, проходит следующие ступени в своём развитии: самостоятельная активность, самоорганизация и самореализация. Охарактеризуем каждую из них.

Библиографический список

1.

2.

Организация процесса обучения математике на уровне самостоятельной активности характеризуется активностью обучающегося в учебном процессе, желанием решать поставленные задачи самостоятельно, стремлением к выяснению смысла изучаемого содержания. На этом уровне студент не может самостоятельно определить цель деятельности, а принимает цель, предложенную преподавателем. Процесс самостоятельной деятельности происходит при непосредственной организационной помощи со стороны преподавателя. План выполнения заданий носит в основном алгоритмический характер, элементы исследовательского, творческого плана встречаются эпизодически. Этот уровень характеризуется недостаточной устойчивостью волевых усилий. При возникновении трудностей в ходе решения поставленной задачи студент часто обращается за помощью, не всегда доводит начатое дело до конца.

Организация процесса обучения математике на уровне самоорганизации характеризуется достаточно высокой мотивацией самостоятельной познавательной деятельности студента, осознанным принятием её цели. Обучающийся не просто самостоятельно решает поставленную задачу, он самостоятельно планирует работу по достижению поставленной цели, умеет вести целенаправленный поиск и отбор информации, свободно использует исследовательские и поисковые методы для нахождения эффективного решения стоящей задачи. Характерным показателем этого уровня является высокая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в стремлении довести начатое дело до конца, при возникновении затруднений ищет другие пути решения.

Организация процесса обучения математике на уровне самореализации характеризуется самостоятельной постановкой целей деятельности, разработкой плана и правил действия, проникновением глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, нахождение новых способов действий, созданием новых, оригинальных продуктов деятельности. Основными методами самостоятельной деятельности студентов выступают поисковые и исследовательские методы. Характерным показателем является теоретическое осмысление изучаемого материала, интерес к процессу создания продукта собственной самостоятельной деятельности, умение провести презентацию созданного продукта, отстаивать собственную точку зрения или предложенный вариант решения проблемы, помощь в организации самостоятельной деятельности другим обучающимся.

На занятиях по математике студентам предлагаются речемыслительные задачи, связанные с их будущей профессиональной деятельностью, позволяющие преодолеть алгоритмичность действий и приобрести коммуникативные умения и умения пользоваться исследовательскими методами.

Например, задача «В таблице приведены данные о численности населения города по годам:

Год Численность населения, в тыс.

1740 50

1760 75

1780 80

1800 120

Высказано предположение, что в период с 1760 по 1780 г. город пережил какую-то катастрофу Кажется ли вам убедительным это предположение? Почему?».

Организуя деятельность студентов по решению речемыслительной задачи через участие в диалоге, мы развиваем у них умения определять цели деятельности, планировать собственную деятельность, искать необходимую информацию для решения поставленной задачи, контролировать отдельные действия, что в целом способствует развитию самостоятельной деятельности обучающихся.

Такой подход к организации самостоятельной работы студентов, привлечение различных педагогических технологий для повышения эффективности самостоятельной деятельности, прикладная направленность заданий позволяют с одной стороны повысить качество математических знаний студентов гуманитарных специальностей, а с другой стороны, подготовить специалистов готовых к самореализации новых идей и технологий в различные сферы жизни общества.

Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. - М., 2004.

Митрохина, С.В. Развитие самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения математики: монография. - Тула, 2008.

Bibliography

1. Pidkasistihyj, P.I. Organizaciya uchebno-poznavateljnoyj deyateljnosti studentov. - M., 2004.

2. Mitrokhina, S.V. Razvitie samostoyateljnoyj deyateljnosti obuchayuthikhsya v processe izucheniya matematiki: monografiya. - Tula, 2008.

Cтатья поступила в редакцию 03.03.12

УДК 373.1

Mishina O.D. REALIZATION OF FORMING SENIOR PUPILS WORLDVIEW MODEL AT THE SOCIAL STUDIES LESSONS. The article deals with the concept of the «worldview», describes pedagogical conditions and realization of forming senior pupils worldview model at the social studies lessons.

Key words: a worldview, a worldview gnoseological component, a worldview reflexive component, a worldview values component, criteria of senior pupils worldview development, model of forming senior pupils worldview at the social studies lessons.

О.Д. Мишина, аспирант Алтайской гос. педагогической академии, учитель обществознания,

МБОУ «Лицей «Сигма», г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В статье рассматривается содержание понятия «мировоззрение», описываются организационно-педагогические условия и результаты реализации модели формирования мировоззрения старшеклассников на уроках обществознания.

Ключевые слова: мировоззрение, гносеологический компонент, рефлексивный компонент, ценностный компонент, критерии сформированности мировоззрения, модель формирования мировоззрения старшеклассников.

Современным обществом как никогда востребована личность, способная выстраивать конструктивное взаимодействие с окружающей средой, максимально реализовывать и непрерывно развивать имеющийся потенциал. Это возможно в том случае, если личность владеет целостной системой знаний о социальной реальности, собственных личностных особенностях и чётко выстроенными ценностными приоритетами. Следовательно, развитие личности предполагает, прежде всего, формирование мировоззрения человека. Разделяем мнение учёных о ключевой роли мировоззрения в становлении личности [1].

Мировоззрение определяется нами как системообразующий элемент структуры личности, представляющий собой единство гносеологического, рефлексивного и ценностного компонентов, дающее человеку целостное представление об окружающем мире и определяющее становление личности в качестве социального субъекта [2]. Личность, обладающая целостным мировоззрением, осознаёт свои способности, интересы, жизненные предпочтения, мотивы поведения, руководствуется ими в различных жизненных ситуациях и способна к целенаправленным волевым усилиям, необходимым для осуществления своего стремления к полноценной жизненной самореализации на всех этапах жизненного пути.

Формирование мировоззрения как педагогический процесс заключается в создании условий для развития всех компонентов мировоззрения и объединения их в единое целое [2]. Формирование гносеологического компонента мировоззрения мы рассматриваем как педагогический процесс, направленный на овладение личностью целостными, обобщёнными, осмысленными научными знаниями об окружающей действительности. Формирование рефлексивного компонента - педагогический процесс, направленный на осознание личностью себя в качестве социального субъекта, способного самостоятельно и целенаправленно осуществлять различные виды деятельности, анализировать их и корректировать. Формирование ценностного компонента - процесс, направленный на создание системы ценностных ориентаций личности, понимаемых нами как разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения.

Обществознание как дисциплина, содержащая комплекс со-циогуманитарных наук, обладает огромным мировоззренческим потенциалом [3; 4]. В качестве способа его оптимального использования и преодоления противоречий, существующих в современном социогуманитарном образовании [5], мы предлагаем модель формирования мировоззрения старшеклассников. Ее реализация

основана на системном, личностно-ориентированном, деятельностном, аксиологическом и дифференцированном подходах к формированию мировоззрения, принципах целостности, осмысленности, ценностности и предполагает использование технологии полного усвоения на уроках обществознания.

В данной статье представлено описание результатов апробации модели формирования мировоззрения старшеклассников на уроках обществознания, проходившей на базе МОУ «Лицей «Сигма» г. Барнаула в 2007-2011 годах. В педагогическом эксперименте принимали участие 198 старшеклассников (2007-2009 гг. - 133 человека, 2009-2011 гг. - 65). В экспериментальной группе преподавание обществознания проходило по авторской методике на основе технологии полного усвоения [6], реализовывалась модель формирования мировоззрения. В контрольной группе изучение обществознания велось по традиционной методике.

В качестве критериев сформированности всех компонентов мировоззрения старшеклассников мы выделяем:

- объём знаний теоретического материала базового курса «Обществознание»;

- умение использовать полученные знания в познавательной и практической деятельности;

- целостность представлений личности о себе как социальном субъекте;

- оценка практической деятельности личности в качестве социального субъекта;

- целостность сформированной системы ценностных ориентаций;

- готовность личности действовать в направлении наиболее значимых ценностей.

По степени сформированности компонентов мировоззрение старшеклассников может находиться на элементарном, концептуальном или методологическом уровне [7]. Посредством специально разработанного инструментария была проведена комплексная диагностика уровней сформированности мировоззрения обучающихся в контрольной и экспериментальной группе.

Оценка сформированности гносеологического компонента мировоззрения старшеклассников осуществлялась при помощи диагностического теста. Методологический уровень гносеологического компонента мировоззрения предполагает, что учащиеся демонстрируют овладение необходимым количеством теоретического материала базового курса «Обществознание», успешно проявляют умения объяснять, сравнивать, интерпретировать; способны самостоятельно овладевать учебным материалом, успешно выполняют задания повышенной степени сложности, за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.