Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательской деятельности студентов'

Организация научно-исследовательской деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
751
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО / RESEARCH ACTIVITY / CREATIVITY / INDEPENDENT WORK / RESEARCH SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вакджира Мергия Балча

В статье представлено одно из направлений учебной деятельности студентов научно-исследовательская. Выделена цель и основные задачи исследовательской деятельности. Представлена классификация исследования и ее место в научно-исследовательской деятельности. Раскрыто одно из интересных направлений, такое как исследовательское общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вакджира Мергия Балча

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION SCIENTIFICALLY RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS

In article one of the directions of educational activity of students research is presented. The purpose and the main objectives of research activity is allocated. Classification of research and its place in research activity is presented. One of interesting the direction, as research society is opened.

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательской деятельности студентов»

Библиографический список

1. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск, 2010.

2. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - № 3.

4. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4.

5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2.

6. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М., 2004.

7. Шамардина, Т.В. Формирование учебно-познавательной компетентности старшеклассника в образовательном процессе гимназии: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2003.

8. Антоненко, Е.Р Формирование интеллектуально-познавательной компетентности как фактора развития культуры самостоятельной учебной деятельности обучающихся: дис. ...канд. пед. наук. - Владикавказ, 2010.

9. Воровщиков, С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007.

10. Забалуева, А.И. Формирование учебно-познавательной компетентности студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Таганрог, 2010.

11. Комиссарова, М.Н. Развитие познавательной компетентности старшеклассников в учебном процессе: дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2006.

12. Константинова, С.И. Формирование учебно-познавательной компетентности у учащихся старшей профильной школы: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - СПб., 2006.

13. Харитонова, О.В. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников на уроках геометрии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006.

14. Шаламов, В.В. Развитие познавательной компетентности учащихся профессиональных образовательных заведений деонтического типа в процессе самостоятельной работы по истории: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007.

15. Митяева, А.М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров): дис. .д-ра пед наук. - Волгоград, 2007.

Bibliography

1. Yakovlev, E.V. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezuljtatov / E.V. Yakovlev, N.O. Yakovleva. - Chelyabinsk, 2010.

2. Strategiya modernizacii soderzhaniya obthego obrazovaniya. Materialih dlya razrabotki dokumentov po obnovleniyu obthego obrazovaniya. -M., 2001.

3. Nacionaljnaya obrazovateljnaya iniciativa «Nasha novaya shkola» // Professionaljnoe obrazovanie. Stolica. - 2010. - № 3.

4. Asmolov, A.G. Sistemno-deyateljnostnihyj podkhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya // Pedagogika. - 2009. - № 4.

5. Khutorskoyj, A.V. Klyuchevihe kompetencii kak komponent lichnostno orientirovannoyj paradigmih obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. -2003. - № 2.

6. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetentnosti kak rezuljtativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. - M., 2004.

7. Shamardina, T.V. Formirovanie uchebno-poznavateljnoyj kompetentnosti starsheklassnika v obrazovateljnom processe gimnazii: dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 2003.

8. Antonenko, E.R. Formirovanie intellektualjno-poznavateljnoyj kompetentnosti kak faktora razvitiya kuljturih samostoyateljnoyj uchebnoyj deyateljnosti obuchayuthikhsya: dis. .kand. ped. nauk. - Vladikavkaz, 2010.

9. Vorovthikov, S.G. Vnutrishkoljnoe upravlenie razvitiem uchebno-poznavateljnoyj kompetentnosti starsheklassnikov: dis. ... d-ra ped. nauk. -M., 2007.

10. Zabalueva, A.I. Formirovanie uchebno-poznavateljnoyj kompetentnosti studentov vuza: dis. ... kand. ped. nauk. - Taganrog, 2010.

11. Komissarova, M.N. Razvitie poznavateljnoyj kompetentnosti starsheklassnikov v uchebnom processe: dis. ... kand. ped. nauk. - Magnitogorsk, 2006.

12. Konstantinova, S.I. Formirovanie uchebno-poznavateljnoyj kompetentnosti u uchathikhsya starsheyj profiljnoyj shkolih: avtoref. dis. .kand. ped. nauk. - SPb., 2006.

13. Kharitonova, O.V. Razvitie uchebno-poznavateljnoyj kompetentnosti starsheklassnikov na urokakh geometrii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2006.

14. Shalamov, V.V. Razvitie poznavateljnoyj kompetentnosti uchathikhsya professionaljnihkh obrazovateljnihkh zavedeniyj deonticheskogo tipa v processe samostoyateljnoyj rabotih po istorii: dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2007.

15. Mityaeva, A.M. Kompetentnostnaya modelj mnogourovnevogo vihsshego obrazovaniya (na materiale formirovaniya uchebno-issledovateljskoyj kompetentnosti bakalavrov i magistrov): dis. .d-ra ped nauk. - Volgograd, 2007.

Статья поступила в редакцию 10.05.12

УДК: 37.026.7

Wakjira Mergia Balcha THE ORGANIZATION SCIENTIFICALLY - RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS. In article one of the directions of educational activity of students - research is presented. The purpose and the main objectives of research activity is allocated. Classification of research and its place in research activity is presented. One of interesting the direction, as research society is opened.

Key words: research activity, creativity, independent work, research society.

Вакджира Мергия Балча, аспирант Российского университета дружбы народов, факультет физико-математических и естественных наук, кафедра высшей математики, г. Москва,

E-mail: rudnmatem@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье представлено одно из направлений учебной деятельности студентов - научно-исследовательская. Выделена цель и основные задачи исследовательской деятельности. Представлена классификация исследования и ее место в научно-исследовательской деятельности. Раскрыто одно из интересных направлений, такое как исследовательское общество.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, творчество, самостоятельная работа, исследовательское общество.

1З9

Современное развитие образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентации, которые могли бы позволить студентам активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны. Именно поэтому, основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей обучающиеся, подготовка их к различным формам деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру, к самостоятельной жизни. Важно сформировать способность ориентироваться в социуме, а главное -реализовать свой творческий потенциал, стать нужным обществу и окружающим людям.

Целью организации научно-исследовательской работы обучающихся является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.

Основные задачи организации научно-исследовательской работы:

- развитие творческих способностей обучающихся и выработка у них исследовательских навыков;

- формирование аналитического и критического, абстрактного мышления студентов в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

- выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

- развитие самостоятельности при работе со специальной научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;

- развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

- развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

- формирование чувства ответственности за порученное дело;

- воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;

- воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности [1].

Привлекая к научно-исследовательской работе студентов университетов, необходимо так организовать последовательность овладения навыками творчества, чтобы, с одной стороны, не «парализовать» эту способность студентов сложными задачами, а с другой стороны, не «приземлить» ее слишком простыми. Важно также, ориентируясь на средний уровень знаний, дать лучшим студентам полнее использовать и развивать свои способности. Но возникает закономерный вопрос, желает ли само подрастающее поколение этого воспитания и развития? Как показывает опыт, в учебных заведениях отмечается тенденция к снижению или же утрате учебной мотивации. У нынешнего поколения есть достаточно большое количество занятий помимо учёбы. Только творческий поход к процессу получения знаний способствует становлению учебно-исследовательской работы в университете.

Занимаясь научно-исследовательской работой, обучающиеся самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически. Составляют доклад по теме, изучают методику научно-исследовательской работы. Проводят экспериментальную работу, обучающиеся ведут журнал наблюдений, анализируют результаты наблюдений, готовят доклады на научную конференцию, который позже при доработке может перерасти в дипломную работу, защищаемую им. Такая научная подготовка, позволяет обучающимся сделать осознанный выбор жизненного пути с учетом своих склонностей и особенностей характера.

Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков, воспитанию обучающихся осуществляется, главным образом, на занятиях. Этому способствуют и современные интерактивные технологий, такие, как метод проектов, модульного обучения, мастерские и т.д., которые широко внедряются в практику работы. На первом этапе самостоятельные мини-исследования на занятиях используются как одна из форм контроля знаний студентов формирования умения использовать общие принципы научного мышления. Для освоения навыков исследовательской работы основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчётной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. В качестве творческих домашних заданий студентом предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов. Такая деятельность подталкивает к ежедневной ра-

боте с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать в читальном зале. Приобретённые навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят своё дальнейшее развитие. Обучая студентов синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое обоснование, анализ литературных и экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает студента к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации. Второй этап целенаправленной работы по формированию интеллектуальных умений и навыков выходит за рамки семинаров и лабораторных практикумов. Внеаудиторная работа студентов - благоприятная почва для решения этих задач, путём проведения спецпрактикумов, спецсеминаров, спецлурсов, индивидуальных и групповых консультаций и т.д.

Все исследования, которые проводят обучающиеся можно разделить на три типа:

I тип - монопредметное исследование. Оно выполняется по конкретному предмету (где учитываются особенности логики, структуры этого предмета). Предполагающее привлечение знаний для решения проблемы именно по тому вопросу, который исследует студент.

II тип - междисциплинарное исследование или межпредметное. Это исследование направлено на решение проблемы, требующей привлечения знаний по вопросам исследуемым студентом из разных учебных предметов или наук.

III тип - надпредметное исследование. В данном случае это самый распространенный вид исследования. Здесь на лицо совместная деятельность студентов и преподавателя, которая направлена на исследование конкретных, личностно значимых для студента проблем.

Работа исследовательского общества может проводиться в нескольких направлениях:

I направление - индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:

- отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим студентом при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);

- работа с студентом по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи др.);

II направление - групповая работа включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

III направление - массовая работа, встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместная подготовка с преподавателем предметных недель университетских олимпиад, участие в научно-практической конференции университета, исследовательских экспедициях.

Выполнение таких работ требует от студентов умения работать с научной и научно-популярной литературой (в том числе с первоисточниками), свободно ориентироваться в интернете для поиска нужной информации, критически сопоставлять различные гипотезы и теории, анализировать научные результаты, уметь представлять их графически, строить компьютерные модели и проводить лабораторные исследования, делать корректную статистическую обработку своих материалов, уметь оценивать границы применимости результатов. Можно говорить о том, в совокупности все это развивает интеллект, стимулирует познавательную деятельность студентов, способствует самостоятельному критическому осмыслению научных результатов, что так важно для молодого начинающего исследователя, которого мы хотим воспитать уже в университете. Критериями успешности деятельности научного общества студентов являются самоощущение студента, комфортность пребывания в университете.

Также стоит обратить внимание на одну из самых важных проблем в процессе формирования научно - исследовательской деятельности - это привлечения студентов к занятию научно - исследовательской деятельностью. Здесь в полной мере проявляются педагогические таланты руководителей, которые, используя индивидуальный подход к студентам, способны создать атмосферу заинтересованности студентов и самореализоваться.

Можно выделить ряд причин, влияющих на интерес студента к научным исследованиям.

Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в стране за последние годы. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у студентов подробной информации о возможностях современной науки и ее передовых областях, вызванного снижением количества научно- популярных телепередач, книг и периодических журналов, которые вытеснили публикации развлекательного характера, изданий и телепередач, являющихся серьезным конкурирующим фактором, отвлекающем обучающихся и снижающих их интерес к познавательной практике.

Другой причиной являются психологические особенности контингента студентов, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владеющих как письменной, так и устной речью. Иные испытывают трудности в офор-

Библиографический список

млении исследовательской работы, в поиске информации с помощью современных информационных технологий.

Научно-исследовательская деятельность по своей структуре и задачам предоставляет обучающимся наиболее благоприятные условия для развития дивергентного мышления, воображения; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности, полученные знания и умения помогают сориентироваться в дальнейшей жизни и, несомненно, повлияют на выбор профессии. Психологи утверждают, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности. Таким образом, организация исследовательской деятельности способствует развитию социально-активной личности.

1. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов Е.Н.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002. Bibliography

1. Slastenin, V.A. Pedagogika / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov E.N.: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК: 376.3

Karauylbayev S.K. FEATURES OF APPLICATION OF EDUCATIONAL AND BUSINESS GAMES IN TRAINING OF STUDENTS. In features of computer educational and business games in educational process are presented. Computer educational and business games applied in training of students, are effective if being trained subsequently deal with processes which it is necessary to “lose” in advance; when the being trained have necessary knowledge for the individual solution of problems; when there is a need for connection of individual and fragmentary solutions of tasks in a complex and joint solution.

Key words: educational and business games, computer training programs, electronic training.

С. К. Карауылбаев, PhD докторант каф. «Педагогогика и психология» Российского университета

дружбы народов, г. Москва, E-mail: rudnmatem@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНО-ДЕЛОВЫХ ИГР В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

В стате представлены особенности компьютерных учебно-деловых игр в учебном процессе. Компьютерные учебно-деловые игры, применяемые в обучении студентов, эффективны, если обучающиеся впоследствии будут иметь дело с процессами, которые необходимо заранее «проигрывать»: когда у обучающихся имеются необходимые знания для индивидуального решения проблем; когда есть необходимость в соединении индивидуальных и фрагментарных решений задач в комплексное и совместное решение проблемы.

Ключевые слова: учебно-деловые игры, компьютерные обучающие программы, электронное обучение.

Опыт по созданию и проведению различных деловых игр для взрослых отражен в работах Н.В. Борисовой, А.А. Вербицкого, Ю.В. Геронимус, С.Р Гидрович, В.М. Ефимова, Р.Ф. Жукова, А.П. Панфиловой, Д.Н. Кавтарадзе, Л.Б. Наумова, В.Ф. Комарова, В.Я. Платова, М.М. Крюкова, Л.Ю. Крюковой, Ю.Н. Кра-совского, А.М. Выжитович, А.Г. Прядко, И.Н. Штоховой, Л.С. Ямпольского и других. Вопросам применения учебных деловых игр в сфере высшего образования посвящены работы Ю.А. Васильевой, А.Д. Ибрагимова, Т.Ю. Соломахиной, Е.В. Со-лопенко, Н.В. Бородиной и др.

Также есть исследования, адаптирующие научные наработки по деловым играм к преподаванию школьных дисциплин: физики (Б.И. Рохкес), географии (А.В. Солонько), математики (В.А. Кривова, Е.А. Кальт), биологии (С.В. Луговкина), информатики (О.Н. Польщикова).

Обучение посредством деловых игр, по мнению многих ученых, позволяет обучать в процессе деятельности и для деятельности, способствуя в значительной мере улучшению межпредметных связей, приближению теории к потребностям производства и воспитанию профессионально значимых качеств будущих специалистов.

Современные концепции развивающего обучения утверждают, что умственная деятельность включает в себя не только чисто познавательные функции, но и эмоциональные отношения и волевые акты. Учащиеся легко и с желанием выполняют задания, если оно содержит преодолимую трудность для них; легкое задание - не интересно, слишком сложное задание остается невыполненным.

Интенсификация умственной деятельности достигается путем напряжения волевых усилий и вместе с ними других сфер психической деятельности (внимания, восприятия, памяти, мышления и даже высших творческих функций). Однако и опытным путем, и экспериментально установлено, что именно при обратном явлении, при релаксации (расслаблении физическом и психическом), происходит неизмеримо большее освобождение резервов. Именно в таком состоянии и наблюдается эффект ги-пермнезии (быстрого запоминания).

По этому поводу основатель суггестологии и суггестопедии Г. Лозанов пишет, что «суггестология не создала новую «азбуку» (новые элементы), а создала новую комбинацию из преимущественно старых элементов. Но из этого создается новый тип учебного процесса со своей теорией, новыми задачами и новыми результатами, со своими психофизиологическими закономерностями и новыми перспективами» [1, с. 53].

В компьютерных играх заложена идея расслабления, подобно этой, принятие себя в другой роли, более успешной, независимой, уменьшение страха, поэтому к играм на компьютере стремятся и дети, и взрослые. Если эту сторону компьютерных игр использовать в обучении, то играя дети, взрослые могут научиться многому. На сегодня развитие программирования компьютерных игр позволяет реализовать полезные педагогические, психологические требования к играм. В создании искусственного интеллекта уже используются модули самообразования, развития на основе диалога с человеком.

Учитывая и возрастные, и психологические особенности в компьютерные учебно-деловые игры необходимо вводить не только знания, которые необходимы по учебной программе, но

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.