Bibliography
1. Pidkasistihyj, P.I. Organizaciya uchebno-poznavateljnoyj deyateljnosti studentov. - M., 2004.
2. Mitrokhina, S.V. Razvitie samostoyateljnoyj deyateljnosti obuchayuthikhsya v processe izucheniya matematiki: monografiya. - Tula, 2008.
Cтатья поступила в редакцию 03.03.12
УДК 373.1 Mishina O.D. REALIZATION OF FORMING SENIOR PUPILS WORLDVIEW MODEL AT THE SOCIAL STUDIES LESSONS. The article deals with the concept of the «worldview», describes pedagogical conditions and realization of forming senior pupils worldview model at the social studies lessons.
Key words: a worldview, a worldview gnoseological component, a worldview reflexive component, a worldview values component, criteria of senior pupils worldview development, model of forming senior pupils worldview at the social studies lessons.
О.Д. Мишина, аспирант Алтайской гос. педагогической академии, учитель обществознания,
МБОУ «Лицей «Сигма», г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
В статье рассматривается содержание понятия «мировоззрение», описываются организационно-педагогические условия и результаты реализации модели формирования мировоззрения старшеклассников на уроках обществознания.
Ключевые слова: мировоззрение, гносеологический компонент, рефлексивный компонент, ценностный компонент, критерии сформированности мировоззрения, модель формирования мировоззрения старшеклассников.
Современным обществом как никогда востребована личность, способная выстраивать конструктивное взаимодействие с окружающей средой, максимально реализовывать и непрерывно развивать имеющийся потенциал. Это возможно в том случае, если личность владеет целостной системой знаний о социальной реальности, собственных личностных особенностях и чётко выстроенными ценностными приоритетами. Следовательно, развитие личности предполагает, прежде всего, формирование мировоззрения человека. Разделяем мнение учёных о ключевой роли мировоззрения в становлении личности [1].
Мировоззрение определяется нами как системообразующий элемент структуры личности, представляющий собой единство гносеологического, рефлексивного и ценностного компонентов, дающее человеку целостное представление об окружающем мире и определяющее становление личности в качестве социального субъекта [2]. Личность, обладающая целостным мировоззрением, осознаёт свои способности, интересы, жизненные предпочтения, мотивы поведения, руководствуется ими в различных жизненных ситуациях и способна к целенаправленным волевым усилиям, необходимым для осуществления своего стремления к полноценной жизненной самореализации на всех этапах жизненного пути.
Формирование мировоззрения как педагогический процесс заключается в создании условий для развития всех компонентов мировоззрения и объединения их в единое целое [2]. Формирование гносеологического компонента мировоззрения мы рассматриваем как педагогический процесс, направленный на овладение личностью целостными, обобщёнными, осмысленными научными знаниями об окружающей действительности. Формирование рефлексивного компонента - педагогический процесс, направленный на осознание личностью себя в качестве социального субъекта, способного самостоятельно и целенаправленно осуществлять различные виды деятельности, анализировать их и корректировать. Формирование ценностного компонента - процесс, направленный на создание системы ценностных ориентаций личности, понимаемых нами как разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения.
Обществознание как дисциплина, содержащая комплекс со-циогуманитарных наук, обладает огромным мировоззренческим потенциалом [3; 4]. В качестве способа его оптимального использования и преодоления противоречий, существующих в современном социогуманитарном образовании [5], мы предлагаем модель формирования мировоззрения старшеклассников. Ее реализация
основана на системном, личностно-ориентированном, деятельностном, аксиологическом и дифференцированном подходах к формированию мировоззрения, принципах целостности, осмысленности, ценностности и предполагает использование технологии полного усвоения на уроках обществознания.
В данной статье представлено описание результатов апробации модели формирования мировоззрения старшеклассников на уроках обществознания, проходившей на базе МОУ «Лицей «Сигма» г. Барнаула в 2007-2011 годах. В педагогическом эксперименте принимали участие 198 старшеклассников (2007-2009 гг. - 133 человека, 2009-2011 гг. - 65). В экспериментальной группе преподавание обществознания проходило по авторской методике на основе технологии полного усвоения [6], реализовывалась модель формирования мировоззрения. В контрольной группе изучение обществознания велось по традиционной методике.
В качестве критериев сформированности всех компонентов мировоззрения старшеклассников мы выделяем:
- объём знаний теоретического материала базового курса «Обществознание»;
- умение использовать полученные знания в познавательной и практической деятельности;
- целостность представлений личности о себе как социальном субъекте;
- оценка практической деятельности личности в качестве социального субъекта;
- целостность сформированной системы ценностных ориентаций;
- готовность личности действовать в направлении наиболее значимых ценностей.
По степени сформированности компонентов мировоззрение старшеклассников может находиться на элементарном, концептуальном или методологическом уровне [7]. Посредством специально разработанного инструментария была проведена комплексная диагностика уровней сформированности мировоззрения обучающихся в контрольной и экспериментальной группе.
Оценка сформированности гносеологического компонента мировоззрения старшеклассников осуществлялась при помощи диагностического теста. Методологический уровень гносеологического компонента мировоззрения предполагает, что учащиеся демонстрируют овладение необходимым количеством теоретического материала базового курса «Обществознание», успешно проявляют умения объяснять, сравнивать, интерпретировать; способны самостоятельно овладевать учебным материалом, успешно выполняют задания повышенной степени сложности, за-
дания на анализ, обобщение, систематизацию. Концептуальный уровень указывает на то, что старшеклассники овладели более половиной требуемого объёма теоретического материала, умеют характеризовать социальные объекты, объяснять, сравнивать, а также анализировать, обобщать, систематизировать изученный теоретический материал. Однако данные умения успешно реализуются не всегда. Способность самостоятельно овладевать учебным материалом проявляется от случая к случаю и в значительной степени зависит от настроения. Ученики довольно успешно выполняют типовые базовые задания алгоритмического уровня и несколько хуже - задания творческого уровня. Элементарный уровень характерен для учащихся, которым удалось усвоить менее половины требуемого теоретического материала. Отношение к учебной деятельности у данных школьников носит пассивный характер, мотивация к самостоятельному овладению учебным материалом отсутствует. Ученики распознают изученный теоретический материал при внешней опоре, выполняют менее половины заданий на применение полученных знаний в сходных условиях, но не справляются с заданиями на применение знаний в изменённых и новых условиях.
Анализ выполнения учащимися диагностического теста показал, что 31% учащихся экспериментальной группы имеют методологический уровень сформированности гносеологического компонента мировоззрения, 53% школьников - концептуальный, 16% - элементарный. В контрольной группе четверть учащихся продемонстрировали сформированность данного компонента на методологическом уровне, 39% - на концептуальном и 36% - на элементарном. Таким образом, в процессе реализации модели формирования мировоззрения старшеклассников гносеологический компонент мировоззрения формируется на более высоком уровне.
Полученных результатов удалось достичь за счёт разработки и реализации следующих организационно-педагогических условий:
- структурирование учебной информации, чёткое обозначение конкретного объёма теоретического материала, подлежащего обязательному усвоению учащимися;
- определение этапов и критериев усвоения знаний;
- отработка на практике умений учащихся использовать полученные знания в сходных, изменённых и новых условиях;
- дифференцированная работа с учащимися, овладевшими и не овладевшими знаниями в базовом объёме.
Сформированность рефлексивного компонента мировоззрения старшеклассников мы оценивали методом анкетирования. Варианты ответов на вопросы анкеты являются индикаторами, позволяющими определить уровень сформированности рефлексивного компонента. Методологический уровень рефлексивного компонента характеризует учащихся, обладающих целостным представлением о собственных способностях, недостатках, наиболее и наименее развитых личностных качествах. У данных учащихся сформированы целостное преставление о конкретных путях саморазвития личности, способах коррекции «слабых» сторон и преодоления недостатков, готовность к практическому осуществлению деятельности, стремление к расширению социального опыта, что подтверждается конкретными целенаправленными действиями, успешной реализацией социальных ролей. Концептуальный уровень свойственен старшеклассникам, у которых представления об индивидуальных особенностях собственной личности и о путях собственного саморазвития характеризуются недостаточной целостностью. Готовность личности к практическому осуществлению деятельности по саморазвитию в большей степени зависит от настроения. Личность стремится к расширению социального опыта, однако деятельность в данном направлении кратковременна, не всегда последовательна и целенаправленна. Умения анализировать и корректировать собственное поведение у социального субъекта сформированы, но проявляются не всегда. Характеристикой элементарного уровня является фрагментарное и поверхностное представление учащегося об особенностях собственного «Я» как социального субъекта, неконкретное представление личности о путях саморазвития. Осуществление деятельности по реализации социальных ролей характеризуется низкой степенью самостоятельности и целенаправленности, зачастую происходит по принуждению со стороны взрослых, при этом собственная мотивация к выполнению социальных ролей отсутствует. Умения анализировать и корректировать отдельные аспекты собственной деятельности проявляются в единичных случаях, либо не сформированы вообще.
По окончанию педагогического эксперимента в экспериментальной группе нами выявлено 29% старшеклассников с методологическим уровнем сформированности рефлексивного компонента мировоззрения, 58% - с концептуальным и 13% - с элементарным. В контрольной группе методологический уровень имели 20% школьников, концептуальный - 55%, элементарный - 25%. Таким образом, в экспериментальной группе выявлено большее количество школьников с методологическим уровнем, а в контрольной - вдвое больше респондентов с элементарным уровнем.
Сформировать рефлексивный компонент мировоззрения старшеклассников экспериментальной группы на более высоком уровне позволила реализация следующих организационно-педагогических условий:
- обращение к имеющемуся собственному опыту старшеклассника;
- интеграция представлений старшеклассников о своём социальном «Я»;
- расширение имеющегося социального опыта старшеклассника;
- содействие в реализации практической деятельности старшеклассника в качестве социального субъекта.
Ценностный компонент мировоззрения мы рассматриваем как основное связующее звено, придающее мировоззрению целостность. Уровень сформированности данного компонента оценивался по результатам анкетирования и анализа творческих работ старшеклассников. Методологический уровень ценностного компонента предполагает наличие целостной системы ценностных ориентаций, высокую степень согласованности ценностей-целей и ценностей-средств, а также ценностей личности и общества. Личность осознанно и самостоятельно выстраивает стратегии реализации значимых ценностей, основанные на особенностях собственного «Я», осуществляет целенаправленные, последовательные, конкретные действия по достижению значимых ценностей. Концептуальный уровень характеризуется тем, что система ценностных ориентаций старшеклассника сформирована, однако обнаруживаются противоречия между некоторыми ценностями-целями и ценностями-средствами, а также между ценностями личности и общества. Практическая деятельность, направленная на достижение значимых ценностей довольно активна, но недостаточно целенаправленна и последовательна. Для элементарного уровня характерно то, что система ценностных ориентаций фрагментарна либо не сформирована вообще, характеризуется низкой степенью согласованности ценностей-целей и ценностей-средств, ценностей личности и общества. Отсутствует конкретная стратегия реализации значимых ценностей, деятельность по осуществлению значимых ценностей эпизодична и кратковременна, осуществляется только под воздействием внешних факторов.
Реализация модели формирования мировоззрения старшеклассников на уроках обществознания позволила достичь следующих результатов. Методологический уровень ценностного компонента мировоззрения сформирован у 31% учащихся экспериментальной группы и только у 23% старшеклассников из контрольной группы; концептуальный уровень выявлен у 53% старшеклассников экспериментальной группы и 47% - контрольной; элементарный уровень присутствует только у 16% старшеклассников экспериментальной группы и у 30% респондентов - в контрольной. Таким образом, и при формировании ценностного компонента мировоззрения достигнута положительная динамика.
Достижению полученных результатов способствовали следующие организационно-педагогические условия:
- анализ материала обществознания с точки зрения ценностного содержания;
- выработка личностного отношения к социальным ценностям;
- проектирование стратегии по достижению личностно значимых ценностей;
- содействие готовности личности осуществлять конкретную практическую деятельность по достижению поставленных целей.
Обобщение результатов позволяет сделать вывод о том, что компоненты мировоззрения у учащихся в экспериментальной группе сформированы на более высоком уровне, нежели у школьников из контрольной группы. Выявленная динамика перехода от элементарного уровня к концептуальному и затем - к методологическому в экспериментальной группе выражена более отчётливо. Разработанные и реализованные нами организационно-
Таблица 1
Доля старшеклассников с различным уровнем сформированности мировоззрения, в %
Элементарный уровень Концептуальный уровень Методологический уровень Всего
Экспериментальная группа 16 54 30 100
Контрольная группа 29 47 24 100
педагогические условия способствуют формированию мировоззрения старшеклассников на уроках обществознания.
На завершающем этапе обработки эмпирических данных нами была проведена интегративная оценка сформированности мировоззрения старшеклассников. Сформированность трёх компонентов на одном уровне указывает на «непротиворечивый» тип мировоззрения, сформированность отдельных компонентов на разном уровне - на «противоречивый». В результате анализа эмпирических данных были выявлены «непротиворечивые» и «противоречивые» типы на всех уровнях сформированности.
В таблице 1 представлены результаты интегративной оценки сформированности мировоззрения учащихся из экспериментальной и контрольной групп.
Сравнивая полученные результаты в экспериментальной и контрольной группах, обнаруживаем принципиальное различие в долях учащихся с разными уровнями мировоззрения. Так, в экспериментальной группе у большинства учащихся сформирован концептуальный уровень мировоззрения и у значительного числа - методологический, на элементарном уровне осталось меньшинство школьников этой группы. При этом, учащихся с методологическим уровнем мировоззрения вдвое больше, чем с элементарным. В контрольной группе также преобладают учащиеся, имеющие концептуальный уровень мировоззрения, однако, значительную часть составляют старшеклассники с элементарным уровнем, а меньшинство имеет методологический уровень. Среди выявленных типов мировоззрения в обеих группах преобладают «непротиворечивые» типы мировоззрения, доля учащихся с «противоречивым» типом мировоззрения в обеих группах незначительна (1-4 %), но в контрольной группе их несколько больше.
Результаты реализации разработанной нами модели формирования мировоззрения старшеклассников на уроках обществоз-нания указывают на возможность ее широкого практического применения. Мы рекомендуем сосредоточить педагогические усилия на достижении большинством старшеклассников концептуального уровня. Он характеризуется хорошей базой социогуманитарных знаний, наличием довольно целостного представления о самом себе в качестве социального субъекта и сформированной системой ценностных ориентаций. В процессе формирования концептуального уровня мировоззрения следует сосредоточиться на «слабых» сторонах данного уровня: недостаточно целенаправленная практическая деятельность по осуществлению социальных ролей, достижению значимых ценностных ориентиров, а также некоторое непостоянство и подверженность внешнему влиянию. Указанные особенности поддаются коррекции в рамках профессиональной деятельности учителя. В отношении учащихся с элементарным уровнем мировоззрения мы рекомендуем сосредоточить педагогические усилия на повышении уровня хотя бы одного, гносеологического, рефлексивного или ценностного компонентов. Это позволит задать позитивную динамику от элементарного уровня мировоззрения к концептуальному.
Эффективность разработанных организационно-педагогических условий по формированию компонентов мировоззрения старшеклассников на уроках обществознания доказана экспериментально. Их реализация позволяет максимально использовать мировоззренческий потенциал обществознания и способствует формированию грамотного компетентного социального субъекта, способного выстраивать отношения с социумом в социально приемлемых формах.
Библиографический список
1. Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. - М, 1994.
2. Мишина, О.Д. Формирование мировоззрения старшеклассников на уроках обществознания по технологии полного усвоения // Преподавание истории в школе. - 2011. - № 7.
3. Матвеева, Н.А. Принципы воспитательной работы и методика их реализации на уроках социологии // Материалы по всеобщей, отечественной истории и методике преподавания. - Барнаул, 2005. - Вып. 8.
4. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и обществознания. - М, 1985.
5. Прямикова, Е.В. Предпосылки и практики компетентностного подхода. - Екатеринбург, 2011.
6. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике. - М, 1995.
7. Арцишевский, РА. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. - Львов, 1986.
Bibliography
1. Zalesskiyj, G.E. Psikhologiya mirovozzreniya i ubezhdeniyj lichnosti. - M, 1994.
2. Mishina, O.D. Formirovanie mirovozzreniya starsheklassnikov na urokakh obthestvoznaniya po tekhnologii polnogo usvoeniya // Prepodavanie
istorii v shkole. - 2011. - № 7.
3. Matveeva, N.A. Principih vospitateljnoyj rabotih i metodika ikh realizacii na urokakh sociologii // Materialih po vseobtheyj, otechestvennoyj istorii i metodike prepodavaniya. - Barnaul, 2005. - Vihp. 8.
4. Formirovanie nauchnogo mirovozzreniya v processe prepodavaniya istorii i obthestvoznaniya. - M, 1985.
5. Pryamikova, E.V. Predposihlki i praktiki kompetentnostnogo podkhoda. - Ekaterinburg, 2011.
6. Klarin, M.V. Innovacii v mirovoyj pedagogike. - M, 1995.
7. Arcishevskiyj, R.A. Mirovozzrenie: suthnostj, specifika, razvitie. - Ljvov, 1986.
Статья поступила в редакцию 16.06.12
УДК 159.922.7:371.39(038)
Morozova T.B. FESTIVAL MOVEMENT AS INDIVIDUAL ORIENTATION FORMING FACTOR FOR A TWIN-TEENAGER IN THE SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION. The article traces the chronology in the development of twin festival movement as the specific communication form. The author emphasizes that the twin festival movement is an unusual and significant event in the life of twins, which creates the perfect environment where each of the twins may manifest him/herself as a creative person, as a true individual. The goal of this festival is to support the developmental nature of recreation and entertainment, aiming at the genetic potential of each twin's personality. The basic feature of the festivals is providing for the highly-dialectical fellowship relations within a couple of twins, and its diverse connections with the community environment.
Key words: a twin, formation of the individuality, Twin Center, twin festivals, communication, the twin situation.