Научная статья на тему 'Развитие самостоятельной деятельности студентов колледжей: анализ понятийн-ного аппарата'

Развитие самостоятельной деятельности студентов колледжей: анализ понятийн-ного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ACTIVITY / INDEPENDENCE / INDEPENDENT ACTION / INDEPENDENT WORK / PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозкова Н. А.

Одной из центральных проблем педагогических исследований на протяжении многих лет является развитие самостоятельной деятельности студентов. В условиях современных преобразований происходящих в обществе проблема развития самостоятельной деятельности приобретает особую значимость. В статье проведен анализ и дана собственная трактовка понятия «самостоятельна деятельность» с учетом инновационных требований предъявляемых в профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INDEPENDENT WORK OF COLLEGE STUDENTS. ANALYSIS OF THE CONCEPTUAL APPARATUS FOR THE SCIENTIFIC RESEARCH

In the last years the developing of independent work of students is one of the central problems in educational research. The problem of independent learning is particularly significant in contemporary transformations of our society. The article analyzes and gives a proper interpretation of the concept of “independent action” with regard to the requirements for innovation in professional education.

Текст научной работы на тему «Развитие самостоятельной деятельности студентов колледжей: анализ понятийн-ного аппарата»

Подлинно дифференцированное обучение началось лишь тогда, когда были созданы отделения по циклу предметов и введены соответствующие программы. В конце 80-х - начале 90-х годов в стране стали появляться лицеи, гимназии (новые для того времени общеобразовательные заведения), которые были ориентированы на более глубокое изучение школьниками избираемых ими предметов для дальнейшего обучения в выбранном вузе. В этот период существовали и успешно развивались различные специализированные музыкальные, художественные, спортивные школы. Образование дополняется узкопрофессиональными программами дополнительного образования. Этому способствовал принятый в 1992 году Закон Российской Федерации «Об образовании». Профильное обучение пришло на смену углубленному обучению отдельным предметам. Такая смена обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе, и как следствие - изменениями подходов к обучению.

Во многих странах мира сейчас проводятся реформы в системе образования [2]. При этом особое место отводится проблемам довузовской профильной подготовки учащихся и их трудовому воспитанию.

В Германии школьное обучение подразделяется на первичную и вторичную ступени. Первичная ступень относится к начальной школе и охватывает классы с 1-го по 4-й. Вторичная старшая ступень охватывает обязательную профессиональную школу и различные циклы обучения, такие как: цикл обучения, направленный на поступление в ВУЗ, цикл обучения, направленный на достижение подготовки для поступления в высшее профессиональное училище, циклы специализированного обучения.

Во Франции в возрасте 6-10 лет дети ходят в начальную школу. Все предметы у них ведёт один учитель. С 11 до 16 лет они обучаются в колледже (последний этап обязательного школьного образования), все занимаются по одним и тем же программам. С 16-ти лет молодые люди идут в лицей. Существуют лицеи общеобразовательные, технологические (3 года обучения) и профессиональные (3 или 2 года обучения). На этом этапе каждый может выбрать профиль по своему вкусу. По окончании обучения все сдают единый государственный национальный экзамен - Бакалавр (учреждён при Наполеоне I), сдача которого даёт всем право поступить в университет без экзамена.

В Норвегии с 1994 года действует обязательная система 13-летнего школьного обучения (с 6 до 19 лег). Старшая школа

- самостоятельный вид образовательного учреждения. Важной особенностью является то, что все норвежские старшие школы являются профильными и предоставляют учащимся возможности для обучения по выбору как на академическом, так и на профессиональном направлениях. Обучение на академическом направлении длится 3 года, а на профессиональном до 4 лет, включая двухгодичную практику на предприятии [3].

Библиографический список

Каждая старшая школа предлагает широкий спектр общеобразовательных профилей (физико-математический, естественнонаучный, социально-экономический, языковой, обществоведческий) и 4-5, профессиональных профилей из 14 существующих. В старших школах отсутствуют вступительные экзамены, т.е. каждый учащийся может поступить в любую старшую школу. В случае каких-либо затруднений с поступлением в дело вмешиваются органы управления образованием, и вступает в силу принцип: одно из трех пожеланий абитуриента относительно профиля обучения должно быть удовлетворено обязательно. В течение первого года обучения (базовый курс) учащиеся заканчивают изучение целого ряда предметов (математика; английский язык, естествознание, экономика и информатика) и самоопределяются в отношении профиля дальнейшего обучения. На втором и третьем годах обучения резко сокращается количество обязательных предметов, и значительная часть учебного времени отводится на освоение профильных предметов. Профильная направленность школы способствует образовательной и профессиональной ориентации обучаемых, достаточно глубокому усвоению ими знаний, умений и навыков в выбранной области трудовой деятельности. Происходит она при значительном влиянии работодателей на его структуру, содержание и организацию. Все это определяет основу взаимосвязи профильного и непрерывного обучения [3].

Сравнительно-сопоставительные исследования образовательных явлений в других странах позволяют оценить перспективы их использования для усовершенствования отечественной системы образования; прогнозировать возможное развитие данных явлений; осуществлять образовательное планирование для российской системы образования. Тем самым можно сделать вывод, что целесообразно было бы адаптировать к российским условиям не столько механизмы ранней ориентации учащегося на профессию, сколько содержательно-технологические компоненты зарубежных моделей профильного обучения, стимулирующие социальную активность школьника, ориентирующие его на социальное развитие, самореализацию.

Таким образом, рассмотрев и проанализировав зарубежный опыт профильного обучения, можно выделить общие особенности организации процесса обучения и трудового воспитания в старших классах: во всех развитых странах общее образование является профильным; чаще всего, профильное обучение и трудовое воспитание проходит в период двух-трех последних лет обучения в отколе; количество направлений дифференциации, которые можно назвать аналогами профилей, очень невелико; старшая профильная школа, как правило, выделяется в качестве самостоятельного вида образовательного учреждения; дипломы или свидетельства об окончании школы дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения.

1. Абазов, Ф.Ф. Трудовая подготовка сельских школьников в условиях социально-экономических преобразовании: теория, практика, перспективы. - Челябинск, 2000.

2. Daniel, J.S. Mega-universities and knowledge media: technology strategies for higher education - Kogan Page, London, United Kingdom, 1996.

3. Jim Collins, Good to Great: Why Some Companies Make the Leap... and Other's Don't (New York: HarperCollins, 2001).

Bibliography

1. Abazov, F.F. Trudovaya podgotovka seljskikh shkoljnikov v usloviyakh socialjno-ehkonomicheskikh preobrazovaniyj: teoriya, praktika, perspektivih. - Chelyabinsk, 2000.

2. Daniel, J.S. Mega-universities and knowledge media: technology strategies for higher education - Kogan Page, London, United Kingdom, 1996.

3. Jim Collins, Good to Great: Why Some Companies Make the Leap. and Other's Don't (New York: HarperCollins, 2001).

Статья поступила в редакцию 12.12.12

УДК 373.7

Morozkova N.A. THE DEVELOPMENT OF INDEPENDENT WORK OF COLLEGE STUDENTS. ANALYSIS OF THE CONCEPTUAL APPARATUS FOR THE SCIENTIFIC RESEARCH. In the last years the developing of independent work of students is one of the central problems in educational research. The problem of independent learning is particularly significant in contemporary transformations of our society. The article analyzes and gives a proper interpretation of the concept of “independent action” with regard to the requirements for innovation in professional education.

Key words: activity, independence, independent action, independent work, professional education, educational process.

Н.А. Морозкова, аспирант каф. педагогики Челябинского гос. педагогического университета,

г. Челябинск, E-mail: morozkova_na@mail.ru

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ: АНАЛИЗ ПОНЯТИЙННОГО АППАРАТА

Одной из центральных проблем педагогических исследований на протяжении многих лет является развитие самостоятельной деятельности студентов. В условиях современных преобразований происходящих в обществе проблема развития самостоятельной деятельности приобретает особую значимость. В статье проведен анализ и дана собственная трактовка понятия «самостоятельна деятельность» с учетом инновационных требований предъявляемых в профессиональном образовании.

Ключевые слова: деятельность, самостоятельность, самостоятельная деятельность, самостоятельная работа, профессиональное образование, образовательный процесс.

Развитие самостоятельной деятельности студентов колледжа - средство приобретения ими глубоких и прочных знаний, самостоятельности как основного качества личности.

Проблему развития самостоятельной деятельности студента необходимо решать в аспекте двух взаимосвязанных задач. Первая - научить его самостоятельно овладевать знаниями, развивать автономность самостоятельность в познавательной деятельности, формировать свое мировоззрение.

Вторая задача - научить студента самостоятельно применять имеющиеся у него знания и умения на практике.

Проблема самостоятельной деятельности студентов затрагивалась в трудах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоц-ци, А. Дистервега, Г.С. Сковороды, Н.И. Новикова, П.Г. Редьки-на, К.Д. Ушинского и других. Концепции этих ученых не выходят за пределы теории саморазвития ребенка и выдвигаются в рамках учения о природосообразности воспитания.

Теорией самостоятельной деятельности в процессе обучения занимались такие педагоги, как: Ю.К. Бабанский, И.Т. Огородников, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М.И. Махму-тов, М.Н. Скаткин, П.И. Пидкасистый. Значителен вклад в развитие данной теории психологов Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.М. Матюшкина, Д.И. Богоявленского и многих других. Исследования показали высокую эффективность самостоятельной деятельности, особенно одной из ее составляющих - самостоятельной работы.

Основополагающее требование общества к учреждениям среднего профессионального образования формирование личности способной самостоятельно решать возникающие производственные и общественные задачи, креативно мыслить, отстаивать собственную точку зрения, постоянно пополнять багаж знаний путем самообразования. Исходя из подобных требований, видно, что возникает противоречие между положением дел в данной области и актуальными проблемами времени и общества. С одной стороны, - требование, предъявляемое к выпускникам профессиональной школы: стремиться и уметь вести самостоятельную деятельность, с другой - невысокая эффективность используемых педагогами на практике приемов развития данного качества личности.

Проблемой исследования, на наш взгляд, является разрешение обозначенного выше противоречия, которое может быть преодолено при решении проблемы создания комплекса дидактических средств, способствующего развитию самостоятельной деятельности студентов.

Современная Россия ставит перед собой амбициозные задачи, связанные с развитием страны. В «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» указывается, что в рамках модернизации системы общего и профессионального образования будет обеспечен переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации, выявления и постановки проблем, создания нового знания, направленного на их решение, поиска и обработки информации, самостоятельной и командной работы и иных компетенций инновационной деятельности. Кроме того, Стратегия развития предполагает развитие у специалистов всех уровней следующих компетенций:

- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

- способность к критическому мышлению;

- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде;

- владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению [1].

Во многом со «Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020года» перекликается Копенгагенская декларация 2002 года по вопросам среднего профессионального образования, принятая Советом Европы:- она тоже требует от среднего профессионального образования европейских стран введения единых высоких образовательных стандартов среднего профессионального образования. Согласно её положениям, присущая современному этапу изменчивость технологий и средств производства предъявляет новые требования к содержанию среднего профессионального образования. Требуется развивать не только непрерывное, но, и опережающее образование специалиста. Только такой подход к обучению будет способствовать быстрому освоению новых профессий в рыночных условиях, созданию новых педагогических условий становления специалиста среднего профессионального образования. Проблема формирования активной личности актуальна как никогда. Только такой специалист, который способен самостоятельно сделать выбор, объективно оценить свою деятельность и наметить вектор профессионального роста, востребован сегодня [2].

Если проанализировать состояние рынка труда, можно отметить, что происходит изменение самой структуры спроса на специалистов. Появляется совершенно избыточное количество выпускников высших учебных заведений, тогда как существует спрос на квалифицированных специалистов-практиков среднего звена. Так рождаются противоречия:

- между потребностью общества в специалистах среднего звена, которые способны быстро адаптироваться к новым требованиям производства, готовых к самостоятельной профессиональной деятельности, и недостаточной разработкой механизмов освоения профессиональных умений и навыков и восприятия новых образовательных технологий;

- между наличием в образовательном процессе современных инновационных технологий, основанных на самостоятельной деятельности студентов, и недостаточно разработанными и научно обоснованными рекомендациями по их реализации в учреждениях среднего профессионального образования.

Если вернутся к резолюции Совета Европы, то её девятый пункт включает решение по развитию образования в течение всей жизни и подразумевает, что исходя из приоритета осознания ценности образования, резолюция, составленная на основании решений, принятых на заседаниях Совета в Лиссабоне и Барселоне, может служить основой инициатив, направленных на установление более тесного сотрудничества в области профессионального образования и обучения по таким вопросам, как прозрачность, признание, перенос и качество квалификаций и компетенций, а также способность реализации междунациональ-ных проектов. Это было ранее продекларировано в резолюции по развитию умений, навыков и мобильности, принятой Советом Европы 3 июня 2002 года.

Сама общеевропейская инициатива по развитию единых стандартов профессионального образования говорит о многом. Страны Европейского Союза, открыв границы, вынуждены были столкнуться с различным уровнем подготовки специалистов разных стран, которым пришлось по ходу учить не только новый язык, но также заново приобретать базовые технические и экономические познания. Таким образом, при дальнейшем расширении так называемой «Копенгагенской декларации 2002 года» есть большая доля вероятности присоединения к этому процессу и России. Интеграция в общеевропейский процесс будет означать для нас, как и для всей Европы:

- переход к основанной на знаниях экономике, ставит новые задачи перед системой развития человеческих ресурсов;

- способность к адаптации и трудоустройству молодежи и взрослого населения, во многом будет зависеть от доступа к ка-

чественному начальному образованию и обучению и возможности повышать свою квалификацию и приобретать новые умения и навыки в течение всей жизни;

“ социальные партнеры в контексте европейского социального диалога пришли к соглашению по комплексу мер, направленных на развитие компетенций и квалификаций в течение всей жизни.

Если предположить, что «Копенгагенская декларация» -своеобразный направляющий вектор развития профессионального образования, то задача российского образования состоит в том, чтобы развить у учащихся, студентов такие качества, как ответственность, умение планировать свое время, потребность в самообразовании. Ведь практическая деятельность ставит перед специалистами бесчисленное множество самых разнообразных задач, проблем; разрешить некоторые можно при наличии самостоятельно изучать все новое необходимое в практической деятельности на протяжении всей жизни. Таким образом, из текста «Копенгагенской декларации» мы можем сделать вывод о том, что Европейскому образованию присущи практически все те же противоречия, что и российскому среднему профессиональному образованию.

В ФГОС нового поколения среднего профессионального образования предполагается выполнение следующих принципов:

1. Приоритет качества подготовки специалистов реализуется в квалификационной характеристике выпускника по специальности, которая включает в себя виды профессиональной деятельности, а также умения и знания, необходимые выпускнику соответствующего профиля подготовки для выполнения профессиональных функций.

2. Усиление профессиональной направленности содержания образования и тем самым обновление содержания профессиональных образовательных программ в соответствии с потребностями рынка труда, отраслей экономики и социальной сферы.

3. Проверка, измерение и оценка качества подготовленности выпускников, создание системы контроля основных показателей качества образования.

4. Соответствие содержания среднего профессионального образования современным тенденциям развития образования: гуманизация и фундаментализация образования, развитие информационного обеспечения, усиление естественнонаучной базы, а также профессиональной направленности социальноэкономической подготовки.

5. Ориентированность на практическую деятельность студентов среднего профессионального образования.

6. Гибкость и вариативность образования, отражающиеся в содержании образования.

7. Непрерывность образования: обеспечение преемственности структуры содержания государственных требований к уровню подготовки абитуриента и выпускника колледжа, возможность молодого специалиста продолжит свое образование для молодых специалистов [3].

Рассмотрим базовые понятия данной работы. В первую очередь остановимся на понятии «деятельность».

В педагогической науке проблема деятельности является одной из важнейших методологических основ формирования личности. Понятие «деятельность» имеет долгую историю и появилось оно впервые в философии. Данная область знаний рассматривает «деятельность» как способ существования человека и общества. Причем деятельность человека определена как форма отношения к окружающему миру, направленная на целесообразное его изменение и преобразование. Деятельность человека - наиболее крупная мера внешних проявлений, которая реализуется в его действиях. Действия представляют собой более мелкие единицы, которые имеют собственные цели и задачи [4].

П.И. Пидкасистый составляет систему, определяющую понятие «деятельность», включающую следующие базовые компоненты:

- содержательная сторона (знания, выраженные в понятиях и образах восприятий и представлений);

- оперативную сторону (разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане действий);

- результативная сторона (новые знания, способы решений, новый социальный опыт, идеи, взгляды, способности и качества личности) [12].

Но он, же вынужден был констатировать, что нужно понимать под самостоятельной деятельностью, какова ее природа, правомерно ли отождествление понятий «самостоятельная деятельность» и «самостоятельная работа», каковы закономерные связи между самостоятельными работами как особым ви-

дом учебных заданий и характером самостоятельной познавательной деятельности ученика.

На основании рассмотренного выше, продолжим исследование понятия «деятельность».

Деятельность - это специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Причем «преобразование», в данном случае, мы подразделяем на «крупное изменение» и «перемена».

Деятельность человека - наиболее крупная мера внешних проявлений, которая реализуется в его действиях. Действия представляют собой более мелкие единицы, которые имеют собственные цели и задачи.

Деятельность носит опосредствованный характер. Орудия, материальные предметы, символы, взаимоотношения с другими людьми выступают как ее средства.

Суммируя определения деятельности данные специалистами в области педагогики, философии и психологии мы согласимся со следующей формулировкой А.В. Петровского:

- Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью, выбором средств.

- Специфический (для человека) способ отношения к миру, направленный на достижение результата.

- В деятельности, даже если она прямо и сознательно направлена на вещественно-энергетический или информационный результат, люди всегда воспроизводят себя иными, нежели они вошли в этот процесс.

Рассмотрим понятие «самостоятельность».

Большой вклад в развитие теории и практики самостоятельности учащихся и студентов внесли работы Е.Я. Голанта, Б.П. Есипова, М.И. Махмутовой, П.И. Пидкасистого.

Самостоятельность студента среднего профессионального образования это, в первую очередь залог успешного обучения и освоения выбранной профессии. Именно, исходя из качества самостоятельно приобретенных за годы обучения - знаний, и зависит профессиональная подготовка начинающего специалиста.

С точки зрения психологии термин «самостоятельность» впервые рассмотрел С.Л. Рубинштейн. Согласно его трактовке «подлинная самостоятельность предполагает сознательную мотивированность действий и их особенность; неподверженность чужим влияниям и внушениям, является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельной воли, так как сам человек видит объективные основания для того, чтобы поступать так, а не иначе [10].

Т.А. Уварова в своей статье «Определение учебной самостоятельности школьников» следующим образом суммирует мнения ученых по вопросу определения понятия «самостоятельность»: «Способность устанавливать основание для тех или иных поступков, выбор поведения; способность к независимой реализации структурных блоков деятельности; планирование, регулирование и анализ своей деятельности без помощи других; соотносить свои стремления и возможности, адекватно оценивать процесс своей деятельности. То есть самостоятельность -это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно [13]. Самостоятельность - необходимое условие процесса самообразования. Она предоставляет возможность применения приобретенных знаний в практической деятельности.

Е.Ю. Сулимова так трактует понятие «самостоятельность»: «Самостоятельность как свойство личности, является наивысшим уровнем самостоятельной работы, для достижения которого учащимся необходимо сознательно и добросовестно выполнять самостоятельную работу» [14]. Данное определение значительно сужает рамки понятия «самостоятельности», но автор тут, же вносит уточнение, что важность присутствия самостоятельности в педагогическом процессе определяется наличием в педагогике принципа сознательности и активности учащихся.

Е.Я. Голант рассматривает самостоятельность учащихся в нескольких направлениях:

- организационно-техническая самостоятельность;

- самостоятельность в процессе познавательной деятельности;

- самостоятельность в практической деятельности учащихся [15].

Л.В. Жарова дает в своей работе «Учить самостоятельности» следующее определение самостоятельности: «Самостоятельность в общепринятом значении - это независимость, способность и стремление человека совершать поступки без помо-

Таблица 1

Различные трактовки ключевого понятия «деятельность»

Педагогический энциклопедический словарь Бим-Бада Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, удовлетворяющий таким образом свои потребности [5].

Педагогический словарь Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова. Деятельность - форма психической активности личности, направленной на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц - действий, каждому из которых соответствуют своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат [6].

Прохоров А.М. Деятельность - это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей [7].

Огурцов А.П. - философское толкование Деятельность специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность человека предполагает определенное противостояние субъекта и объекта деятельности: человек противопоставляет себе объект деятельности, как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратится из материала в предмет и продукт деятельности [8].

Фридман Л.М. - психологическое толкование Под деятельностью понимается активность субъекта направленная на изменение мира производство или порождение определенного объективированного продукта материальной и духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит из ряда актов действий и поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель[9].

Рубинштейн С.Л. Деятельность человека - не реакция на внешний раздражитель, она даже не делание, как внешняя операция субъекта над объектом - она переход субъекта в объект [10].

Садовский В.Н. Щедровицкий П.Г. Деятельность есть форма связи субъекта с миром. Она включает в себя два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира субъектом и изменение самого субъекта за счет впитывания в себя все более широкой части предметного мира [11].

щи других. Стать самостоятельным - объективная необходимость и естественная потребность ребенка». Л.В. Жарова выделяет три «кита» самостоятельности: умение - мотив - воля. А затем устанавливает три уровня самостоятельности: подражательно-пассивный (низкий), активно-поисковый (средний), интенсивно-творческий (высокий) [16].

Поскольку тема нашей работы «Развитие самостоятельной деятельности студентов среднего профессионального образования», то мы определим самостоятельность как стремление к автономной деятельности, которая есть основной компонент подготовки будущих специалистов среднего звена или самостоятельность - основной фактор профессионального развития и роста молодого специалиста.

Развитие самостоятельной деятельности является одной из наиболее острых проблем, стоящих перед системой среднего профессионального образования. Данное утверждение базируется на хронической неудовлетворенности преподавателей средних профессиональных учебных учреждений результатами подготовки студентов, повысить которые зачастую невозможно ни путем ужесточения контроля, ни с помощью самых современных образовательных технологий. Преподавателям СПО зачастую приходится находить собственные методы для повышения интереса студентов к самостоятельной деятельности, как базовой основы становления будущего профессионала. «Для преподавателей средней профессиональной школы представляет интерес не столько анализ строения учебной деятельности, сколько проблема ее адекватного формирования у студентов. Фактически речь идет о том, чтобы научить студентов учится, и это чаще важнее, чем вооружение их конкретными предметными знаниями» [17].

В педагогической литературе долгое время понятия «самостоятельная деятельность» и «самостоятельная работа» считались синонимами. И одним из первых пробует развести эти понятия П.И. Пидкасистый. Он отмечал, что под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для

этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний [12]. Далее он отмечает, что одни авторы рассматривают активность и самостоятельность как характеристику действий ученика и на этой основе выделяют (подлинную) и мнимую (внешнюю) активность и соответствующий этим видам активности характер самостоятельности «преобразовательной» и «воспроизводящей». Другие понимают самостоятельность в более широком плане и квалифицируют ее как черту личности. Третьи считают активность и самостоятельность природными свойствами методов и организации обучения. Он также отмечает, что под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Как дидактическое явление, самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой - форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое , в конечном счете, приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему задания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Таким образом, П.И. Пидкасистый полагает, что самостоятельная работа - не форма организации и не метод обучения. Это скорее средство вовлечения учащихся в самостоятельную деятельность. В каждой конкретной ситуации усвоения соответствует заданной дидактической цели и задаче. Как средство обучения она:

- формирует у обучающегося на этапе его движения от незнания к знанию определенный объем и уровень знаний, необходимый для решения познавательных задач и продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации при решении новых познавательных задач;

- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.

Конечной целью формирования самостоятельной учебной деятельности, по П.И. Пидкасистому, является становление обу-чаещегося как ее субъекта, достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать для решения задачи знания и способы деятельности, когда они могут планировать, корректировать и соотносить полученный результат с поставленной целью, т.е. самостоятельно осуществлять учебную деятельность [12].

И.А. Зимняя дает следующее определение самостоятельной работы: это «форма самообразования, связанная с его <обу-чаещегося> работой в классе. Свободная по выбору, внутримо-тивированная деятельность. организуемая самим школьником в силу его внутренних познавательных мотивов». Регулируется в процессе самоконтроля учащегося на основе «опосредованного системного управления со стороны учителя» [18].

М.А. Федорова считает позиции И.А. Зимней и П.И. Пидка-систого близкими по своему содержанию, причем независимо от того, психологический это взгляд (И.А.Зимняя) или дидактический (П.И. Пидкасистый). Разница, на ее взгляд, заключается в том, что И.А. Зимняя, характеризуя самостоятельную деятельность фактически как систему, не говорит о системном подходе, а П.И. Пидкасистый, давая определение самостоятельной деятельности, прямо его использует. М.А. Федорова считает, что независимо от углов зрения разных наук (психологии и дидактики) авторы выделяют в структуре самостоятельной деятельности практически одни и те же элементы. Это важный симптом, свидетельствующий об устойчивости и обоснованности структурной характеристики самостоятельной деятельности. Она же в своей работе «Дидактическая интерпретация понятия учебная самостоятельная деятельность» подводя итоги, пишет:

Целесообразно выделить и сформулировать определения учебной самостоятельной деятельности с позиций преподавателя и студента.

Определение, данное с позиции преподавателя, характеризует учебную самостоятельную деятельность студента, как систему, внешне заданную им и существующую автономно по отношению к обучающемуся в дидактическом пространстве. Преподаватель обеспечивает вхождение обучающегося в данную систему с целью порождения учебной самостоятельной

Библиографический список

деятельности в нем, как атрибута, ему принадлежащего.

Определение, данное с позиции студента, характеризует учебную самостоятельную деятельность как его внутреннюю функционально-структурную целостность, представляющую собой определенную систему действий [19].

После проведения исследования можно сделать следующие выводы.

Среди проблем, требующих дальнейшего изучения и решения, следует выделить проблему развития самостоятельной деятельности у студентов колледжа. Актуальность проблемы заключается в том, что современное общество нуждается в высокообразованных, творчески работающих специалистах, способных к самообучению и самосовершенствованию.

Под деятельностью понимается способ развития и существования человека, преобразования им природы для нужд цивилизации и социальной реальности в соответствии с насущными потребностями, целями и задачами.

Самостоятельная деятельность является основным видом деятельности студентов среднего профессионального образования.

Под развитием самостоятельной деятельности студентов понимается, то какую цель должен преследовать преподаватель колледжа в совершенствовании содержания форм, методов, приемов и средств обучения для достижения самостоятельности студента, развития его познавательного интереса, творческих навыков в усвоении знаний, формирования умений и навыков. Значительную роль играет умение студента применять полученный багаж знаний на практике. Самостоятельная деятельность студента колледжа - это направленность деятельности студента на постоянное совершенствование и преумножение знаний, умений и навыков.

Самостоятельная деятельность должна строиться на упорядочении учебного процесса, который ориентирован на личностную и когнитивную парадигму обучения. Она дает возможность удовлетворения потребности в знаниях, умениях, навыках и в личностном развитии студента.

Для развития самостоятельной деятельности студента в процессе обучения необходимо выделение педагогических условий, которые призваны обеспечить эффективное формирование и развитие такого качества как самостоятельность.

Осуществление педагогических условий развития самостоятельной познавательной деятельности, позволяет значительно повысить эффективность учебного процесса в колледже и способствовать развитию самостоятельной деятельности, как одному из основных качеств профессиональной подготовки будущих профессионалов.

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. - М., 2010.

2. Копенгагенская декларация Совета Европы. - Копенгаген, 2002.

3. ФГОС СПО нового поколения. - М., 2010.

4. Сероусов, И.Ю. Активизация познавательной деятельности студентов колледжа в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 1998.

5. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2008.

6. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике. - М.; Ростов-на-Дону, 2005.

7. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова - М.,2003.

8. Философский энциклопедический словарь / под ред. С.С. Аверинцева. - М., 1989.

9. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя. - М., 1991.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы обшей психологии. - М., 1946.

11. Щедровицкий, Г.П. К характеристике основных направлений исследований знака в логике, психологии и языкознании / Г.П.Щедровиц-

кий, В.Н. Садовский // Новые исследования в педагогических науках. - 1964. - Вып. 2.

12. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М., 1972.

13. Уварова, Т. А. Определение учебной самостоятельной деятельности школьников // Педагогическое наследие. - 2012 .

14. Сулимова, Е.Ю. Самостоятельность в учебном процессе на современном этапе образования. - Челябинск, 2008.

15. Вопросы педагогики:сб. ст. / под ред. Е. Я. Голанта. - Кыштым,1943.

16. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности. - М., 1993.

17. Епанешникова, Н. Н. Организационно-педагогическое обеспечение развития самостоятельной познавательной деятельности студентов техникума: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004.

18. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М., 2003.

19. Федорова, М.А. Теория и методическое обеспечение формирования учебной самостоятельной деятельности студентов в вузе: дис.. д-ра пед. наук. - Орел, 2011.

Bibliography

1. Strategiya innovacionnogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii na period do 2020 goda. - M., 2010.

2. Kopengagenskaya deklaraciya Soveta Evropih. - Kopengagen, 2002.

3. FGOS SPO novogo pokoleniya. - M., 2010.

4. Serousov, I.Yu. Aktivizaciya poznavateljnoyj deyateljnosti studentov kolledzha v processe prepodavaniya estestvennonauchnihkh disciplin: dis. ... kand. ped. nauk. - Bryansk, 1998.

5. Bim-Bad, B.M. Pedagogicheskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 2008.

6. Kodzhaspirova, G.M. Slovarj po pedagogike. - M.; Rostov-na-Donu, 2005.

7. Sovetskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / Pod red. A.M. Prokhorova - M.,2003.

8. Filosofskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / pod red. S.S. Averinceva. - M., 1989.

9. Fridman, L.M. Psikhologicheskiyj spravochnik uchitelya. - M., 1991.

10. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obsheyj psikhologii. - M., 1946.

11. Thedrovickiyj, G.P. K kharakteristike osnovnihkh napravleniyj issledovaniyj znaka v logike, psikhologii i yazihkoznanii / G.P.Thedrovickiyj, V.N. Sadovskiyj // Novihe issledovaniya v pedagogicheskikh naukakh. - 1964. - Vihp. 2.

12. Pidkasistihyj, P.I. Samostoyateljnaya deyateljnostj uchathikhsya. - M., 1972.

13. Uvarova, T.A. Opredelenie uchebnoyj samostoyateljnoyj deyateljnosti shkoljnikov // Pedagogicheskoe nasledie. - 2012 .

14. Sulimova, E.Yu. Samostoyateljnostj v uchebnom processe na sovremennom ehtape obrazovaniya. - Chelyabinsk, 2008.

15. Voprosih pedagogiki:cb. ct. / pod red. E. Ya. Golanta. - Kihshtihm,1943.

16. Zharova, L.V. Uchitj samostoyateljnosti. - M., 1993.

17. Epaneshnikova, N. N. Organizacionno-pedagogicheskoe obespechenie razvitiya samostoyateljnoyj poznavateljnoyj deyateljnosti studentov tekhnikuma: dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2004.

18. Zimnyaya, I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya. - M., 2003.

19. Fedorova, M.A. Teoriya i metodicheskoe obespechenie formirovaniya uchebnoyj samostoyateljnoyj deyateljnosti studentov v vuze: dis.. d-ra ped. nauk. - Orel, 2011.

Статья поступила в редакцию 11.01.13

УДК 37.018.1

Pavlov E.A. METHODS INDIVIDUAL AID PARENTS IN THE EDUCATION DETEYT WITH HEALTH. This paper presents the characterization and identification of children with poor health, and provides an analysis of the specific features of the difficulties faced by parents raising children in this category are disclosed principles, requirements for the content and organization of individual assistance to parents in the upbringing of children in poor health, stages of personal assistance.

Key words: individual assistance, children with poor health, category of children with poor health, the principles of self-help.

Е.А. Павлов, аспирант, ассистент каф. физ. воспитания Костромского гос. университета

им. Н.А. Некрасова, г. Кострома E-mail: polyathlon1@ yandex.ru

МЕТОДИКА ОКАЗАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙТ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

В статье дана характеристика и определение детей с ослабленным здоровьем, дается анализ и специфические особенности трудностей, с которыми сталкиваются родители воспитывающие детей данной категории, раскрываются принципы, требования к содержанию и организации индивидуальной помощи родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем, этапы индивидуальной помощи.

Ключевые слова: индивидуальная помощь, детей с ослабленным здоровьем, категории детей с ослабленным здоровьем, принципы индивидуальной помощи.

В настоящее время отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих нарушения физического и психического развития, наследственную патологию, ослабленное здоровье, причиной которых могут быть экономические, экологические, биологические, социально-психологические и иные факторы, их сочетания.

По данным Всероссийских диспансеризаций 2000-х годов доля здоровых детей в различных субъектах Российской Федерации колеблется от 4% до 15-18%, страдающих хроническими заболеваниями свыше 16%, а вот тех, у кого отмечаются функциональные отклонения в состоянии здоровья более половины.

Особую категорию из числа таких детей составляют ослабленные дети, которые в силу особенностей своего физического развития не имеют возможности без ущерба для здоровья или общего развития учувствовать в конкретных видах деятельности, ограничены в общении со сверстниками, нуждаются в специальных условиях

Таким образом, проблема здоровья нации сегодня в России стоит чрезвычайно остро, поэтому актуализируется проблема увеличения количества детей с ослабленным здоровьем.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, «здоровье» - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Под «ослабленным здоровьем» понимается отклонение в состоянии здоровья обратимого характера или имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем [1].

Дети с ослабленным здоровьем - это те дети, которые имеют незначительные отклонения от нормы в показателях здоровья, физического развития, не позволяющие им учувствовать в

конкретных видах деятельности и нуждающихся в специальных условиях для обучения и воспитания [2].

К основным категориям детей с ослабленным здоровьем относятся:

- дети, у которых снижение общих адаптивных свойств организма, высокая предрасположенность к заболеваниям (часто болеющие дети);

- дети, у которых имеются незначительные отклонения в развитии двигательных качеств (с нарушением осанки, плоскостопием, низкой двигательной подготовленностью, повышенной или пониженной эмоциональностью, отклонениями в росте и массе тела);

- дети, у которых наблюдается ослабление общей работоспособности и нуждающихся в специальных условиях для обучения и воспитания;

- дети, которые имеют незначительные нарушение функциональных свойств организма и его систем, носящих общий характер (ослабление функционального состояния центральной нервной системы, ослабление функционального состояния сердечно-сосудистой системы и т.п.);

- дети, которые имеют незначительные отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Незначительную мышечную слабость, гипотонию и гипотрофию.

Такие дети нуждаются в помощи со стороны родителей в преодолении физических ограничений, информационного вакуума, коммуникативных барьеров, трудностей социального взаимодействия [3].

Исследования особенностей формирования личности таких детей (Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Николаева В.В., Трусова С.С., Штраус В.А. и др.) свидетельствуют, что их ситуация социального развития существенно отличается ограничением кон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.