УДК 37.013 ББК 74.489 © О.В. Емельянова, В.С. Дунин, Ю.В. Броненкова
О.В. Емельянова, В.С. Дунин, Ю.В. Броненкова РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В данной работе ключевым объектом является - «становление обучающихся субъектами саморазвития самостоятельности». Эта проблема не может быть решена без теоретической обусловленности, позволяющей обеспечить ее реализацию. Для определения содержания, возможностей, условий, механизмов управления становления обучающихся субъектами самовоспитания самостоятельности, потребовалось обратиться к сущностным характеристикам понятий «самостоятельность», «становление», «субъект самовоспитания», «механизм управления становлением субъектной позиции», раскрытых в философской, методологической, психолого-педагогической литературе, что определило выбор концепции исследования, на основе которой предлагается вариант решения проблемы, задач и достижение цели.
Рассматриваются психолого-педагогические аспекты понятия самоорганизации, основные признаки, определяющие самостоятельность как психолого-педагогическую категорию. Самостоятельность понимается как одно из главных качеств личности, которое выражается в готовности поставить и добиваться конкретной цели, используя свои силы, для её выполнения.
Используется методология синергетики как системный подход в развитии самостоятельности у будущих сотрудников органов внутренних дел (ОВД). Системный подход ориентирован на раскрытие изучаемого объекта, который обеспечивает становление сотрудников ОВД субъектами саморазвития самостоятельности и позволяет раскрыть индивидуальный и самобытный путь развития каждого человека.
Приводятся особенности формирования структуры электронной информационно-образовательной среды с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Самоорганизация самостоятельности посредством электронной информационно-образовательной среды требует у курсантов образовательных организаций МВД России интенсивного мышления, решения различных познавательных задач и выступает в роли формы и средства обучения, которые в каждой конкретной учебной ситуации, дисциплине соответствуют достижению педагогической цели.
Ключевые слова: самоорганизация самостоятельности, синергетика, электронная информационно-образовательная среда, курсант, сотрудник органов внутренних дел.
Происходящие социально-
экономические, политические
преобразования в России обозначили новые требования к образовательной системе и создали необходимость существенных изменений. Результатом высокопрофессиональной подготовки будущего сотрудника ОВД, основываясь на современные реалии, следует считать усовершенствование его как личности с развитыми интеллектуальными возможностями, обладающим высоким духовным потенциалом и
профессиональной грамотностью.
Так, в Федеральном законе «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 №51-ФЗ говорится, что «основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, ... ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. » [4].
Система высшего образования всегда являлась центром подготовки высококвалифицированных специалистов. Проблема развития самостоятельности у настоящих курсантов образовательных организаций МВД России, будущих сотрудников ОВД, не может быть решена без теоретического аспекта. Таким
образом, для рассмотрения содержания, выявления возможностей и условий, механизмов управления становлением сотрудников ОВД субъектами саморазвития самостоятельности обратимся к характеристике понятий «самостоятельность», «становление», «субъект саморазвития», «механизмы управления становлением субъектной позиции», раскрытых в философско-методологической, психолого-педагогической литературе.
Если обратиться к понятию самостоятельности личности, то характеристика «самостоятельности» нашла место в целом ряде научных областей знаний: философии; психологии, общей педагогике, дидактике, теории воспитания и др.
Анализ педагогического аспекта понятия самостоятельности, рассмотренного в трудах философов, среди которых можно назвать Аристотеля, М.Ф. Квинтилиани, Сократа, Ж.-П. Сартра, А.Г. Мысливченко, позволяет привести ряд утверждений. Аристотель отмечал: « ...новые знания человек может получить по доброй воле, то есть самостоятельно» [5]. Сократ говорил: «.целью образования человека и морального совершенствования является приобретение
способности к самопознанию, а условие реализации этой цели - самостоятельность, которая проявляется в привычке ставить вопросы и искать на них ответы» [5]. М.Ф. Квинтилиан выделял необходимость « ... поощрять у детей стремление к творчеству, в чем он видел проявление высшей формы
самостоятельности» [5]. По мнению Ж.-П. Сартра: « ... человек по своей природе наделен свободой... » и в связи с этим «он ответственен за мир и самого себя» [5].
Так, И.С. Кон обращает внимание на самостоятельность личности как на её ценное качество, утверждает, что благодаря этому качеству можно формировать и реализовывать творческий потенциал человека, достигая полноту своего бытия. Какой набор качеств личности является наиболее ценным при развитии самостоятельности? Чтобы определиться с сущностью этого понятия и возможностью его формирования, обратимся к характеристике её проявления.
В различных источниках утверждается, что самостоятельность определяет развитие личности и характеризует деятельность в интеллектуальном и эмоциональном отношениях. В работе Е.К. Дворянкиной самостоятельность характеризуется как «...опора человека на собственные силы, как умение ставить перед собой цели, подбирать средства для их реализации, проявляя волевые усилия» [3]. Т.Е. Исаева определяет самостоятельность как качество личности, которое «характеризуется готовностью без посторонней помощи, . ставить задачи, а также концентрируя волю и настойчивость, добиваться их решения, выбирая оптимальные средства и давая самооценку и работе, и результатам» [5]. В педагогической энциклопедии отмечается, что «. самостоятельность личности проявляется в отношениях ее к процессу деятельности, результатам и условиям его осуществления» [8]. Из выше изложенного мы видим, что характеристика самостоятельности связывается с поведением личности в определённой ситуации, так как, проявляя самостоятельность в одних сферах деятельности, человек может быть несамостоятельным в других. В словаре по педагогике мы находим понятие самостоятельности как качества личности, которое выражается в готовности ставить определённые цели и добиваться получения результата. Там же указывается на проявление ответственности по отношению к своим поступкам, что особенно отражается в сфере деятельности будущих сотрудников ОВД, способности действовать сознательно и принимать нестандартные решения в условиях соблюдения законодательных мер.
Понятие «самостоятельности» в
рассмотренных выше определениях раскрывается по-разному. Однако ряд характеристик этого понятия повторяется, что позволяет выделить набор существенных признаков, определяющих состав самостоятельности. К таким признакам можно отнести:
• готовность в любой ситуации поставить
цель;
• готовность подобрать средства достижения цели, проявляя при том ответственность, инициативность, активность;
• готовность в нестандартных ситуациях принять решение.
Понимая самостоятельность как обязательное качество личности, которое необходимо развивать у курсантов образовательных организаций МВД России, можно сказать о необходимости использования системного подхода и на его основе предложить вариант решения проблемы, сложившейся в высшем профессиональном образовании.
Для дальнейшего исследования попытаемся раскрыть необходимые понятия теории систем. Н.В. Бочкина говорит: «.самостоятельность может способствовать становлению личности, которая ведёт себя как субъект деятельности и общения, развития своего внутреннего мира, и в целом позиции, жизнедеятельности». Она утверждает, что самостоятельность личности характеризуется с позиции активного, сознательного самоутверждения в общении, способного принимать добровольно новые условия, определять способы общения с людьми.
Это позволяет предположить, что формирование личности такой категории обучающихся, как курсанты МВД России, объясняется теорией системного подхода, рассматривающей любой объект, в том числе и социальный, с точки зрения его целостности, а личность характеризуется как сложная самоорганизующаяся система синергетического типа. Таким образом, будем рассматривать образовательное пространство как сложную систему, элементами которой являются системы обучения, воспитания.
Теорию сложных систем и самоорганизации изучает новая наука синергетика. Синергетика -это междисциплинарное направление научных исследований, которое изучает закономерности и принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации в системах разной природы: физических, химических, биологических, технических, социальных и других. Синергетика - не просто новая наука, а наука, которая вобрала в себя совокупность концепций, поэтому претендует на роль новой научной парадигмы и даже более того - на роль новой «парадигмы мышления».
В традиционном обучении взаимодействие имело черты односторонней передачи знаний, в свою очередь синергетический подход позволяет формировать знания по типу «субъект - субъект». Исследование и объединение мыслительных процессов, а также их взаимосвязь указывает на системный подход в изучении мышления.
В разные исторические эпохи системность мышления понималась по-разному. Природа мышления рассматривалась в общем как одно целое, то есть преобладало единое знание. В мышлении просматривается анализ, предполагающий разложение природы на ее части. Такое мышление называли метафизическим, но сами метафизики видели незавершённость этого метода и необходимость синтеза. Уже в то время была поставлена проблема рассматривать мышление с
позиции системы. В свою очередь И. Кант говорил о системности мышления и его развитии, утверждая, что системность есть свойство природы.
Таким образом, можно сделать вывод, что одной из важнейших причин возникновения системного подхода как метода познания является системность человеческого мышления и природы. Системность можно назвать формой существования материи, так как она является присущим и всеобщим свойством материи.
Е. К. Дворянкина утверждает, что принятый системный подход позволил рассматривать вузовское образование как целостный, взаимосвязанный инвариант отношений между его элементами. Комплексное, целевое взаимодействие с учетом технологий позволяет гарантировать эффективные результаты профессионала. Учитывая характеристики системы, при моделировании идеальной и реальной системы образования в вузе необходимо четко ориентироваться как в ее составе и структуре, так и в строгости выбора способов достижения целей (технологий) субъектами систем. Это утверждение подтверждается В.В. Краевским: «главное требование к созданию или исследованию такой системы -умение охарактеризовать ее с позиции системного подхода, четко обозначив состав, структуру и функции» [6].
Так, В.Ю. Троицкий подчеркивает, что способность человека организовать и регулировать свою жизнь как целое, подчиняя ее целям, ценностям, есть высший уровень и подлинное качество субъекта. К.А. Абульханова-Славская, В.И. Слободчиков и др. отмечают, что активность субъекта обосновывается как личностное образование, которое проявляется в готовности ставить определённые задачи и решать их в своей деятельности. Специалист, который стал субъектом, готов решать задачу совершенствования себя, в чем проявляется его человеческая специфика.
Системный подход позволил предложить вариант переориентировки системы обучения в вузе от «передачи знаний», к становлению будущих сотрудников ОВД субъектами интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального потенциала саморазвития самостоятельности.
Современные требования, заложенные в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, в котором утверждается, что любая деятельность должна быть направлена на развитие, обучение, воспитание в частности обучающихся в образовательных организациях правоохранительной сферы, как субъектов. Эти требования, во-первых, указывают на необходимость осознания профессиональной значимости специалистов в деятельности МВД России, у которых должны быть сформированы системное видение образовательных реалий в жизни и педагогическая интерпретация культуры, способствующие становлению субъектной позиции обучающихся; во-вторых, каждый человек должен владеть современными информационными технологиями, уметь технологически грамотно
провести самоанализ и анализ результатов своей деятельности для выявления резервов, повышающих эффективность развития систем и их субъектов.
Федеральными государственными
образовательными стандартами (ФГОС) третьего поколения предусмотрено создание
образовательными организациями, реализующими программы высшего образования, электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Они указали на базовые дефиниции электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, обозначили функционально-
технологические требования к ЭИОС.
ЭИОС - совокупность электронных образовательных ресурсов, информационных технологий и соответствующих технологических средств. Среда должна обеспечивать освоение обучающимися образовательных программ, их взаимодействие с педагогическим, учебно-вспомогательным, административно-хозяйственным персоналом и между собой [9].
Во ФГОС сформулированы требования к составу и функциональности ЭИОС, определяющие предоставление необходимых образовательных и информационных услуг [1]. Несомненно, во всех образовательных организациях МВД России в той или иной форме реализовано большинство услуг [7].
Учитывая существующие подходы к построению ЭИОС и имеющиеся технологические решения, допустимым является формирование электронной информационно-образовательной среды на базе модульной объектно-ориентированной динамической учебной платформы «МооШе», которая обеспечит альтернативные инновационные (электронные) формы обучения и целенаправленную реализацию дистанционных образовательных технологий в учебном процессе. По нашему мнению, ключевым элементом ЭИОС является совокупность электронных образовательных ресурсов, доступ к которым осуществляется посредством
информационный технологий и технологических средств. Так, реализуются основные цели ЭИОС: освоение обучающимися образовательных программ, их взаимодействие с персоналом образовательной организации, а также между собой. При этом электронные образовательные ресурсы формируют концептуальную платформу, на которой развертываются базовые сервисы ЭИОС, а также обеспечиваются их функционирование [9].
В среде стандартными средствами «МооШе» реализованы активные элементы образовательного назначения, имеющие характер сетевой коммуникации: форумы, чаты, обмен сообщениями, интерактивные лекции, семинары, задания, тесты, а также средства, позволяющие реализовывать совместную проектную деятельность. Большое количество инструментов предоставляет широкие возможности участия в создании образовательного контента самим обучающимся. Их активность, результаты деятельности доступны другим участникам. При этом возрастает персональная
ответственность, больше времени уделяется самопроверке и размышлениям, что значительно улучшает обучение. Существуют возможности как для самореализации и самопрезентации обучающегося, например, через модуль «Портфолио», так и для анализа предоставленной им информации о себе и его активности в системе [2].
Каждая единица ЭИОС соответствует требованиям стандартов, что особенно учитывается при аккредитации образовательных организаций. При этом обучающимся предстоит самостоятельно выбирать приемы, способы, формы умственной работы, принимая выбранное или заранее предложенное задание как средство саморазвития. Выше обозначенное указывает на действующие предпосылки к развитию субъектности у обучающихся, в том числе в ведомственных образовательных организациях.
Самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание из предметной области учебной дисциплины (т. е. средство), с другой - форму проявления соответствующей познавательной (умственной) мыслительной деятельности: памяти, мышления, творческого мышления, воображения при выполнении того или иного задания, которое, в конечном счете, приводит либо к получению нового знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний, т. е. к его интеллектуальному развитию.
Следовательно, самостоятельная работа в ЭИОС выступает в роли формы и средства обучения, которые в каждой конкретной учебной ситуации, дисциплине соответствуют достижению
педагогической цели. В свою очередь учебный материал формирует у обучающихся объем и уровень знаний; способствует приобретению опыта
разработки и применения алгоритмов выполнения профессиональных заданий; вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение знаний и выработку готовности ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении известных и новых профессиональных задач. ЭИОС становится важнейшим механизмом самоуправления
самостоятельной познавательной деятельностью у будущих сотрудников ОВД в системе обучения. Известно, что успех любой работы, в том числе и учебной, во многом зависит от желания, стремления, интереса к профессиональной деятельности, т. е. от наличия положительных мотивов. Мотивы -побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности с одной стороны, с другой стороны, мотивы - внутренние побудительные силы, опосредованные социально, т. е. сознательно поставленной целью [8].
Выше упомянутые характеристики и инструменты познавательной деятельности позволяют авторам утверждать о существовании системы самоорганизации саморазвития
самостоятельности. Однако цели и технологии обучения тесно связаны. Как показывает практика обучения в вузе, никакая педагогическая теория или идея не будет реализована в учебной деятельности и останется мертвой, если для нее не будет разработана соответствующая технология ее реализации. Таким образом, ЭИОС является действенным механизмом реализации системы саморазвития самостоятельности для многих категорий обучающихся образовательных организаций высшего образования, включая и курсантов системы МВД России.
Библиографический список
1. Приказ Минобрнауки России от 16.11.2016 № 1424 (ред. от 13.07.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
2. Арбузов, П. В. Современные системы управления обучением для организации интерактивных форм проведения занятий [Текст] / С.В. Гуде, А.Г. Карпика, С.В. Леймакина // Математические методы и информационно-технические средства: материалы XII всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. 2016. С. 20-24.
3. Дворянкина, Е.К. Теория и практика развития студентов как субъектов учения и самообразования: учебно-методическое пособие для студентов [Текст] / Е. К. Дворянкина. - Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2006. -74 с.
4. Дворянкина, Е.К. Моделирование образовательной системы вуза по развитию студентов как субъектов будущей профессионально-педагогической деятельности: дисс.докт. пед. наук [Текст] / Е.К. Дворянкина. -Москва: Изд-во МПГУ, 2012. - 419 с.
5. Исаева, Т.Е. Формирование самостоятельности как интегрального качества личности подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Т.Е. Исаева. - Ростов н/Д., 1990.
6. Краевский, В.В. Общие основы педагогики [Текст] / В.В. Краевский. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 256 с.
7. Литвинов, В.А. Унификация электронной информационно-образовательной среды образовательных организаций МВД России [Текст] / В. А. Литвинов // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2015. - № 1 (28). - С. 130-132.
8. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В. А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.: ил.
9. Скрипко, П.Б. Реализация предметного подхода и многомерного представления данных при разработке структуры информационных ресурсов электронной информационно-образовательной среды образовательной организации [Текст] / П.Б. Скрипко, В.С. Дунин // Проблемы информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов: материалы 3-й международной научно-практической конференции. Белгород. 2017. С. 78-83.
References
1. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 16.11.2016 № 1424 (red. ot 13.07.2017) «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 40.05.02 Pravoohranitel'naya deyatel'nost' (uroven' specialiteta)» // Reference legal system «ConsultantPlus».
2. Arbuzov P.V. Sovremennye sistemy upravleniya obucheniem dlya organizacii interaktivnyh form provedeniya zanyatij [Today's learning management system for the organization of interactive forms of employment] / S.V. Gude, A.G. Karpika, S.V. Lejmakina // Mathematical methods and information technology tools: materials of the XII All-Russian Scientific Practical Conference. 2016. p. 20-24.
3. Dvoryankina E.K. Teoriya i praktika razvitiya studentov kak sub"ektov ucheniya i samoobrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov [Theory and practice of the development of the students as subjects of study and self-education] / E. K. Dvoryankina. - Khabarovsk: FESUH, 2006. - 74 p.
4. Dvoryankina E.K. Modelirovanie obrazovatel'noj sistemy vuza po razvitiyu studentov kak sub"ektov budushchejprofessional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti: dissertation, Doctor of Education [Modeling the educational system of the university for the development of the students as subjects of future professional and educational activities] / E.K. Dvoryankina. - Moscow: MSPU, 2012. - 419 p.
5. Isaeva T.E. Formirovanie samostoyatel'nosti kak integral'nogo kachestva lichnostipodrostkov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of independence as an integral quality of the personality of adolescents] / T.E. Isaeva. -Rostov n/D., 1990.
6. Kraevskij V.V. Obshchie osnovy pedagogiki [General principles of pedagogy] / V.V. Kraevskij. - M.: Izd. centr «Akademiya», 2005. - 256 p.
7. Litvinov V.A. Unifikaciya ehlektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Unification of the electronic information and educational environment of educational organizations of the Ministry of the Internal Affairs of Russia] / V.A. Litvinov // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia. - 2015. - № 1 (28). - P. 130-132.
8. Pedagogicheskij ehnciklopedicheskij slovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary] / Chief Editor B.M. Bim-Bad; Redkol.: M.M. Bezrukih, V.A. Bolotov, L.S. Glebova. - Moscow.: Great Russian Encyclopedia, 2003. - 528 p.
9. Skripko P.B. Realizaciya predmetnogo podhoda i mnogomernogo predstavleniya dannyh pri razrabotke struktury informacionnyh resursov ehlektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy obrazovatel'noj organizacii [Realization of the subject approach and multidimensional data presentation in the development of the structure of information resources of the electronic information and educational environment of an educational organization] / P.B. Skripko, V.S. Dunin // Problems of information support of the law enforcement: materials of the 3rd international scientific and practical conference. Belgorod. 2017. P. 78-83.
DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIA BY MEANS ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Olga V. Emelyanova,
Senior Lecturer, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia
Vadim S. Dunin,
Deputy Head of the Department, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia
Yulia V. Bronenkova,
Lecturer, Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia
Abstract. In this work, the key object is the establishment «of the formation of student's self-development subjects of independence». This problem cannot be solved without theoretical conditionality, which allows to ensure its implementation. To determine the content, possibilities, conditions, management mechanisms of the formation of self-education subjects of self-education, it was necessary to turn to the essential characteristics of the concepts of «independence», «formation», «subject of self-education», «mechanism of management of the formation of a subjective
position», revealed in -pedagogical literature, which determined the choice of the research concept, on the basis of which a solution to the problem, tasks and goal achievement is proposed.
The psychological and pedagogical aspects of the concept of self-organization are considered, the main features defining independence as a psychological-pedagogical category. Independence is understood as one of the main qualities of a person, which is expressed in the readiness to set and achieve a specific goal, using his strength, to accomplish it.
The methodology of synergetics is used as a systematic approach to the development of independence of future employees of the internal affairs of the Russia. The system approach is focused on the disclosure of the object being studied, which ensures the formation of MIA employees as subjects of self-development independence and allows you to reveal the individual and original way of development of each person.
The features of the formation of the structure of the electronic information and educational environment with the requirements of the federal state educational standards of the new generation are given. Self-organization of independence, through the electronic informational and educational environment, requires intensive thinking from cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, solving various cognitive tasks and acts as a form and means of training that in each specific educational situation and discipline correspond to the achievement of a pedagogical goal.
Key words: self-organization of independence, synergy, electronic information and educational environment, cadet, police officer.
Сведения об авторах:
Емельянова Ольга Владимировна - старший преподаватель кафедры информационного и технического обеспечения ОВД Дальневосточного юридического института МВД России (680020, Российская Федерация, г. Хабаровск, пер. Казарменный, д. 15), e-mail: [email protected].
Дунин Вадим Сергеевич - кандидат технических наук, заместитель начальника кафедры информационного и технического обеспечения ОВД Дальневосточного юридического института МВД России, (680020, Российская Федерация, г. Хабаровск, пер. Казарменный, д. 15), e-mail: [email protected].
Броненкова Юлия Васильевна - преподаватель кафедры криминалистики и специальной техники Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России (690087, Российская Федерация, г. Владивосток, ул. Котельникова д. 21), e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 22.11.2018 г.